Обществоведение 9 класс — Карточки Барабук
Отправить в приложение Отметить как выучено |
Обществоведение 9 класс
зарегистрированный в специальных органах добровольный союз мужчины и женщины, который направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности.
сознательное регулирование человеком своего поведения, умение преодолевать внутренние и внешние трудности при
совершении целенаправленных действий и поступков.
Государство
единая политическая организация общества,
которая распространяет власть на всю свою территорию и население, располагает специальным аппаратом управления и принуждения, издаёт обязательные для всех законы и обладает суверенитетом
Гражданство
правовая связь человека и государства, которая
выражается в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Деятельность
отличающее человека активное отношение
к разнообразным условиям своей жизни и к самому себе, их осознанное преобразование в соответствии со своими желаниями
Индивид
отдельно взятый человек как носитель определённых биологических свойств и качеств
Индивидуализм
признание приоритета личностных целей
и интересов над коллективными
индивидуальность
отличительные биологические, психологические и социальные качества человека, а также его жизненный
опыт
коллективизм
согласие с позицией группы в результате осознанного совпадения устремлений личности с целями группы,
осознанное служение коллективным интересам.
Конституция
Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу
конфликт
процесс возникновения, развития и разрешения
противоречий, заключающийся в противодействии людей и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг
к другу.
конформизм
приспособление человека к принятым групповым нормам поведения и деятельности под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или
группы в целом.
культура
совокупность норм, ценностей, идеалов, представленных в продуктах материального и духовного труда, а также
живая деятельность человека по их созданию, распространению
и хра нению.
Лидерство
способность человека влиять на других людей,
чтобы получить поддержку для последующего достижения
целей.
Личность
человек, обладающий совокупностью социальных
и духовных качеств, приобретённых им в процессе возрастного
развития и социализации.
Массовая культура
разновидность современной культуры,
создающая стандартизированные продукты для широкого потребления.
Медиакультура
культура производства, передачи и восприятия информации, чтения, анализа, оценки и создания медиатекстов, медиатворчества
Местное самоуправление
форма организации и деятельности
граждан для самостоятельного решения (непосредственно или через избираемые органы) вопросов местного значения
Местное управление
форма организации и деятельности
местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения
Мировоззрение
совокупность взглядов, оценочных суждений
и образных представлений о мире, обществе, человеке и его предназначении.
Мораль
принятые в обществе представления о хорошем
и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также
совокупность правил поведения, вытекающих из этих представлений.
побуждение к осознанным активным действиям,
основу которых составляет эмоционально переживаемое желание
чего-то достичь, добиться в жизни
Народная культура
культура, включающая культурные
пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, творцом которых является народ
Национальная культура
совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также способов взаимодействия с природой и обществом.
Национальное собрание РБ
представительный и законодательный орган Республики Беларусь
Нонконформизм
стремление отстаивать установки, мнения,
противоречащие тем, которые господствуют в данной группе или
обществе.
Общение
процесс обмена информацией и (или) действиями,
который сопровождается взаимным восприятием и познанием
людьми друг друга
Палата представителей
палата Парламента, в состав которой
входят депутаты, избранные в ходе прямых выборов
Потребность
состояние нужды, недостатка в чём-либо, необходимом отдельному человеку, группе людей или обществу
в целом
Права человека
неотъемлемые, присущие каждому человеку от рождения права, вне зависимости от его расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, этнического происхождения, имущественного или иного
положения.
совокупность норм, правил, установленных государством
Президент РБ
Глава государства, гарант Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека
и гражданина
Самооценка
ценность, значимость, которыми наделяет себя
человек как личность целиком, а также отдельные стороны своей
деятельности, поведения, характера
объединение людей, которые связаны между собой
узами супружества, родительства или родства и находятся в непосредственном постоянном близком общении
Совет Министров РБ
центральный орган
государственного управления, который осуществляет руководство
системой подчинённых ему министерств, комитетов и иных государственных организаций, а также местных исполнительных
и распорядительных органов
Совет Республики
палата территориального представительства
Сознание
присущая человеку способность воспроизводить
действительность в мыслях и образах, понимать происходящее
и выстраивать на этой основе своё поведение
Способности
индивидуальные особенности личности, которые являются предпосылками успешного выполнения одного или
нескольких видов деятельности
Стереотип
устойчивые и упрощённые оценочные представления о группе людей (определённого пола, расы, этнической
принадлежности, вероисповедания, возраста, профессии и др. )
и соответствующее отношение к этой группе и ситуациям, с ними
связанными
Субкультура
система норм и ценностей, отличающих отдельную группу людей от большинства общества.
орган государственной власти, на который возложено
осуществление правосудия, то есть рассмотрение и разрешение
уголовных, гражданских, административных и иных дел в установленном порядке
Темперамент
совокупность индивидуальных особенностей
нервной системы, которые придают своеобразие поведению и деятельности человека
Характер человека
совокупность относительно устойчивых
свойств, которые проявляются в действиях и поступках в течение
длительного времени.
Элитарная культура
совокупность культурных ценностей,
образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны
на узкий круг ценителей
Эмоция
внутренний психический процесс, протекающий в форме переживаний и отражающий значимость внешних
и внутрен них ситуаций для человека.
Человек, индивид, личность — понятие и признаки
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
127.4K
Индивид, индивидуальность, личность — эти термины часто используют как синонимы слова «человек», но все же между ними есть существенная разница. В данном материале мы обсудим, в чем заключаются различия, и почему говорят, что личностью нельзя родиться, но можно стать в результате развития.
Человек как биологический вид
С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности. |
С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.
Животное | |
1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо. | 1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты. |
2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий. | 2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности. |
3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда. | 3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе. |
4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью. | 4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности. |
Практикующий детский психолог Екатерина Мурашова
Бесплатный курс для современных мам и пап от Екатерины Мурашовой. Запишитесь и участвуйте в розыгрыше 8 уроков
Индивид и личность
С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. |
Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.
Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с тяжелыми психическими заболеваниями.
Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда). |
Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.
Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.
Важно!
Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.
Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.
Биологическая сущность человека | Социальная сущность человека |
Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду. | Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание. |
Индивидуальность
В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.
Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д. |
Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже монозиготные близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.
Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.
Сильная личность
На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.
Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.
Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.
Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек».
Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.Вопросы для самопроверки
Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:
а) индивид,
б) индивидуальность,
в) личность.
Человека от животных отличает:
а) взаимодействие с другими представителями вида,
б) способность преодолевать инстинкты,
в) способность использовать подручные средства как орудия труда.
На формирование личности влияет:
а) воспитание в семье,
б) культурная среда,
в) исторические условия,
Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:
а) необычный цвет волос,
б) высокий интеллект,
в) творческие способности,
г) все перечисленное.
Что характеризует человека как личность?
а) характер и темперамент,
б) принадлежность к Homo Sapiens,
в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.
Яна Кононенко
К предыдущей статье
127.7K
Виды и формы познания мира
К следующей статье
238.9K
Основные типы общества
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Что такое личность? Определение, характеристики и факторы влияния
Содержание страницы
Что такое личность?
Под личностью понимается совокупность всех моделей мышления, чувств, действий и поведения, которые уникальны и отличают одного человека от другого. Каждая личность уникальна. Нет двух одинаковых людей.
Слово «личность» происходит от латинского слова «persona», что означает маска музыки и танца. В Древней Греции и Риме персонажи пьесы носили маки в соответствии с их ролью в пьесе.
То, как человек действует, чувствует и думает, уникально и типично для других. Никто не может действовать, чувствовать и думать точно так же, как другой, потому что психологические качества и черты человека отличаются от всех остальных. Личность каждого уникальна. Уникальный характер относится к психологическим характеристикам, таким как застенчивость, дружелюбие, готовность к сотрудничеству, которыми обладает каждый человек. В результате каждый из нас носит маску, отличную от тех, что носят другие. Наши ответы являются частью маски социального участия.
Психологи давно спорят о том, что формирует научное восприятие личности. Одни определяют по биологической активности, другие по чертам человека, третьи по темпераменту. У каждого психолога есть свое определение личности.
Мортон Принс (1924), «личность есть совокупность всех биологических врожденных предрасположенностей, импульсов, склонностей, аппетитов и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и склонностей». Это определение делает потенциально полезный акцент на внутреннем характере.
Гордон Олпорт (1937), «личность — это динамическая организация внутри индивидуума тех психологических систем, которые определяют его уникальные приспособления к окружающей среде». Это определение охватывает большинство трудностей, возникающих при определении личности. В этом определении признается его изменчивый характер, оно акцентирует внимание на внутренних аспектах, а не на поверхностных проявлениях, и оно устанавливает основу социальной ценности личности. Это определение считается научным подходом к описанию характера личности.
Если рассматривать личность исходя из реальности, то это не явление, непосредственно наблюдаемое. Следующие пункты помогают прояснить его аспекты.
- Это совокупность физических и психических качеств, идей, стремлений, амбиций, способностей и интересов, характеризующих человека.
- Это структура и модель общего поведения человека.
- Это социальное и психологическое воздействие, которое человек оказывает на других в процессе приспособления.
- Уникальный. Люди отличаются во всех аспектах.
Факторы, влияющие на личность
Личность очень динамична и может зависеть от различных факторов. личностные черты, привычки и усвоенное поведение обычно формируются и характеризуются биологическими (унаследованными) и социальными (средовыми) факторами. Современные психологи не вступают в полемику между наследственностью и окружающей средой или созреванием и факторами обучения. Они считают, что каждый аспект этих факторов влияет на личность.
Психологи для удобства разделили эти факторы на две широкие категории, а также признали ситуационными факторами. Таким образом, развитие личности человека рассматривается как слагаемое как биологическими факторами, так и факторами внешней среды, которым способствуют ситуационные условия. Биологические факторы задают пределы развития личности, в то время как социальные факторы действуют на основе биологических факторов. Индивидуум не полностью во власти своего окружения. Теперь давайте посмотрим на эти детерминанты,
Биологические факторы личности
Личность формируется под воздействием множества мельчайших влияний. Несколько различных подходов раскрывают значение биологических факторов. Некоторые из них — наследственность, железы внутренней секреции, нервная система и телосложение.
Наследственность (ген)
Процесс селекции невозможен для людей. Лучшим источником доказательств является сравнение однояйцевых и разнояйцевых близнецов, а также сравнение однояйцевых близнецов, разлученных в раннем возрасте.
Однояйцевые (монозиготные) близнецы — это два человека, которые имеют точно такую же наследственную конституцию. Однояйцевые близнецы появляются в результате случайного расщепления одной оплодотворенной яйцеклетки. Две разделенные оплодотворенные яйцеклетки являются генетическими репликами. Разнояйцевые (дизиготные) близнецы, с другой стороны, развиваются из отдельно оплодотворенных яйцеклеток, и генная картина разнояйцевых близнецов может заметно различаться. Если сравнить степень сходства пары монозиготных близнецов со степенью сходства пары дизиготных близнецов, то мы обнаружим относительный вес наследственности и среды.
Нервная система
Функции как вегетативной нервной системы (ВНС), так и центральной нервной системы (ЦНС) важны для определения личности. ВНС состоит из двух систем: симпатической и парасимпатической, которые оказывают большое влияние на гомеостатические процессы, черты темперамента и другие аспекты личности.
Freeman (1948) в своем исследовании обнаружил, что два процесса, управляющие возбуждением и контролем разрядки, взаимодействуют друг с другом. Люди с высоким уровнем влечения быстро мобилизуют энергию в ответ на присутствие угрозы. Люди с сильным возбуждением и слабым контролем склонны к совершению преступлений и, как правило, плохо приспосабливаются. Точно так же люди со слабым возбуждением и сильным контролем боятся что-либо пробовать и считаются «неадекватными личностями», пассивны, пессимистичны и склонны к суициду. Человек с высоким уровнем возбуждения и контроля, скорее всего, будет очень успешным, потому что он использует энергию не расточительно, а разумно.
Эндокринные железы
Аномальные состояния желез приводят к дефективной личности. Та же логика означает, что нормальная личность является продуктом адекватной секреции желез. Согласно Луи Берману, невротики и деградировавшие, сумасшедшие и преступники являются жертвами железистых расстройств и могут быть вылечены железистой терапией. Ниже приведены важные железы человека.
- Гипофиз — В связи с тем, что эта железа контролирует все железы, также известная как главная железа. Она состоит из двух частей: передней доли и задней доли. Передняя доля имеет большее психологическое значение, поскольку она секретирует гормон роста соматотропин. Задняя доля контролирует артериальное давление, функцию почек, жировой обмен и т. д.
- Щитовидная железа – расположенная рядом с гортанью в горле, щитовидная железа выделяет тироксин, который регулирует потребление кислорода и скорость обмена веществ в организме.
- Паращитовидная железа . Эта железа расположена в щитовидной железе и состоит из четырех или более крошечных структур, которые регулируют уровень кальция в организме.
- Надпочечники – Два надпочечника расположены в верхней части почки. Каждая железа состоит из двух частей: коры надпочечников и мозгового вещества надпочечников. Эти две части секретируют отдельные гормоны, называемые кортином и гормоном экстренной помощи соответственно.
- Половые железы – Семенники у мужчин и яичники у женщин относятся к категории половых желез. Яички являются мужскими половыми железами и выполняют две важные функции: производство мужских половых клеток и производство гормонов мужских, физических и умственных качеств.
Телосложение
Уильям Шелдон (1899–1977), психолог с медицинским образованием, предположил, что форма тела определяет личность человека. Шелдон разработал систему, состоящую из трех типов телосложения: эндоморфов, мезоморфов и эктоморфов.
Эндоморфы имеют мягкое и круглое тело и, как правило, они мягкие и толстые. Они любят комфорт и общительны. Мезоморфы имеют прямоугольное тело и, как правило, мускулистые. Они энергичны, напористы и агрессивны. Эктоморфы имеют тонкое и нежное тело. Обычно они замкнуты, одиноки, обладают церебротоническим темпераментом, сдержанным, застенчивым и пугливым.
Факторы окружающей среды (социальные факторы)
С момента рождения личность ребенка формируется и формируется сообществом, в котором он живет. На первых порах сообщество может состоять только из семьи ребенка. Позднее школа, религия, культура, учителя, друзья, экономические условия, фильмы и т. д. — все это оказывает свое влияние.
Семья или домашняя обстановка должны прививать хорошие привычки уборки, еды, сна и приучения к туалету. Подражание ребенком своим родителям является важным способом обучения, который оказывает большое влияние на дальнейшую жизнь ребенка. В целом социальные факторы делятся на четыре основные категории: домашнее влияние, школа, экономические факторы и культура.
Домашнее влияние
Ребенок — биологический и социальный организм. Его биологические атрибуты влияют на социальный паттерн. Образцы любви, сочувствия и понимания, которые подают родители, побуждают ребенка быть социально приемлемым и развивать личные качества. В другой модели доминирующий отец, придирчивая мать и сенсорная депривация могут препятствовать эмоциональному здоровью ребенка, вызывая эмоциональную нестабильность, застенчивость и враждебность.
Отверженные дети или дети, подвергнутые жесткой дисциплине, часто проявляют недостаток уверенности, силы воли и независимости и имеют более низкую самооценку. Негативизм, вспышки гнева, упрямство, поддразнивание и заржание — черты характера, которые развиваются у избалованного и невоспитанного ребенка. Психологи обнаружили, что роль матери и отношения между родителями и братьями и сестрами оказывают большое влияние на развитие личности ребенка.
Школа
После семейного окружения ребенок попадает в школу, где он воспринимает учителей как замену своим родителям. Различия в поведении учителей имеют большое значение для развития ребенка. Например, некоторые институциональные правила и требования могут показаться ребенку новыми и разочаровывающими. Ребенок должен адаптироваться к задачам, вознаграждениям и наказаниям в соответствии со своими способностями и мотивацией.
Многие факты, такие как проблемы, ожидания, правила, предписания и т. д., действуют как сила, формирующая его личность. Роль администратора и учителя, социальный климат, методы обучения, достижения ребенка, применяемые поощрения и наказания, образовательная политика, соревновательная мотивация являются мощными элементами формирования личности ребенка, связанного со школой.
Экономический фактор
Человеческая личность в значительной степени подвержена влиянию экономических факторов. Нехватка денег напрямую ведет к определенным видам разочарований, стрессов и конфликтов. Тип жилья, низкий уровень занятости отца, инфляция, безработица, неудовлетворенность работой и т. д. являются источниками стресса, с которыми могут столкнуться люди в обществе.
Экономическая роль может быть связана с системой занятости, пирамидой доходов и социальными ожиданиями. Профессиональная система связана с множеством факторов, таких как интеллект, способности, образовательные возможности, ограничения со стороны работодателей и баланс между личностью и требованиями профессиональных ролей. Человек может преуспеть или потерпеть неудачу, что может привести к изменению его личности в лучшую или худшую сторону.
Культурное влияние
Культура не может существовать без личности. Культура есть сумма личностей многих людей. Это организованный набор верований, ритуалов и институтов, которые формируют людей в соответствии со своими шаблонами.
Подходящая модель для подражания и система ценностей формируют личность человека, которая формируется социальными табу, приказами и обязательствами. Культурные ценности, основанные на демократическом принципе, предоставляют человеку свободу развивать свою личность до максимального потенциала.
Ситуационные факторы личности
Ситуация – это совокупность обстоятельств, в которых оказываются люди. Мы видели, что разные ситуации могут по-разному влиять на разных людей. Личность человека раскрывается, когда и человек, и ситуация взаимодействуют друг с другом. Отношения между ситуацией и человеком взаимны.
Люди часто играют важную роль в выборе ситуации, с которой сталкиваются, выбирая место жительства, работу, друзей и т. д. Этот выбор частично определяется чертами их личности. Например, экстраверт, скорее всего, ищет вечеринку, а интроверт ищет тихий уголок, где он может свернуться калачиком с книгой. Ситуация может определять поведение человека, но черты человека часто определяют, в какой ситуации он окажется.
Вот так:
Нравится Загрузка…
Детерминанты личности
Личность можно определить как индивидуальный опыт, ценности, привычки и атрибуты, в совокупности влияющие на модели поведения.
Слово «личность» происходит от латинского слова «persona», что можно перевести как «маска». Психологи и социальные теоретики обнаружили, что личность можно изучать с помощью как психологических, так и социологических методов.
Кроме того, можно использовать биологический подход. Поскольку он оценивает биофизические характеристики человека с центральной точки зрения, он подходит для целостного изучения его личности.
Хотя существует множество различных определений личности, наиболее сильно подчеркиваются черты и модели поведения, которые можно использовать для прогнозирования и оправдания поведения человека.
Он включает в себя что угодно, от генетических причин личностных черт до того, как опыт и окружение влияют на личность.
Является ли ваша личность чем-то, что вы получили от своей семьи или что-то, что развилось во времени, когда вы прошли через различные психологические корректировки и опыт, изменивший жизнь?
Согласно психологам, четыре основных детерминанта личности: физические (биологические/наследственные), социальные (сообщество, в котором вы выросли, и ваша роль в нем), психологические (ваше поведение, эмоции и внутренние модели мышления) и интеллектуальные (ваши ценности и убеждения).
Эти детерминанты личности также включают в себя различные культурные, ситуационные и экологические элементы, с которыми вы можете столкнуться. Узнайте об определениях личности, типах, детерминантах, чертах, природе, восприятии и многом другом!
Физические детерминанты личности
Первичным критерием, отражающим многочисленные аспекты личности человека, является его биологический состав. Являясь основным фактором, определяющим характер, он также включает в себя множество дополнительных элементов, которые позволяют получить представление о человеке. Некоторые важные компоненты под заголовком «физические факторы личности» включают:
- Наследственность: Наследственные характеристики можно предсказать с момента зачатия. Обычно от родителей наследуются пол, телосложение, темперамент, мышечный состав, черты лица, рост и другие. В результате с наследственной точки зрения ясно, что гены, обнаруженные в хромосомах, являются лучшим объяснением личности.
- Физические характеристики: Одним из важнейших факторов, влияющих на личность, является внешность. Внешний вид человека оказывает значительное влияние на то, как его видят другие. Будь то низкий, высокий, худой, полный, черный или белый, очевидно, что это повлияет на то, как другие воспринимают их, влияя на то, как они воспринимают себя. Рост, вес, оттенок кожи, цвет волос и красота — вот лишь некоторые физические характеристики.
Психологические детерминанты личности
Психологический подход рассматривает личность как особый стиль, уникальный для каждого человека, один из важнейших факторов, влияющих на личность. Накопление черт умственных тенденций, эмоций, чувств, мыслительных моделей и комплексов определяет этот особый стиль, который варьируется для каждого человека. Кроме того, он исследует психические конфликты, желания, стремления, подавленные чувства, сублимацию и эмоциональное здоровье человека.
Культурные детерминанты личности
Мы выросли с культурными детерминантами личности, так же как рождаемся с биологическими. Семейные ритуалы и традиции, раннее воспитание, то, как нас воспитывают, и социальные группы, с которыми мы общаемся, — вот те элементы, которые влияют на развитие нашей личности. Каждая культура учит и требует, чтобы ее члены действовали и дышали так, как это приемлемо для более широкого сообщества.
В результате критические культурные факторы, влияющие на определение личности, включают такие черты, как враждебность, независимость, сотрудничество и соперничество. Поскольку культуры, в которых мы выросли, настолько противоположны, очевидно отделить тех, кто вырос на западе, от жителей нашей нации.
Социальные детерминанты личности
Социальные детерминанты исследуют личность человека в свете его положения в социальной группе или сообществе и учитывают, как он видит свое место. Основное соображение в этом методе заключается в том, что то, как нас воспринимают другие, влияет на то, как мы развиваемся как люди. Средства коммуникации были более широко доступны в этот период, в основном через социальные сети. Влиятельные люди в социальных сетях могут иметь глобальное влияние на массы.
Следовательно, социальная жизнь, которую люди ведут и частью которой являются, сильно влияет на личность каждого человека. Взаимодействуя, будь то онлайн или лично, мы контактируем с самыми разными людьми, которые так или иначе оставляют впечатление о нашей личности.
Как только мы покидаем детский сад и попадаем в реальный мир, начинается процесс, когда мы общаемся со сверстниками и друзьями, среди других людей. Нас постоянно призывают тщательно выбирать свой круг общения, потому что это один из важнейших факторов личности, на который влияет наша социальная жизнь.
Ситуационные факторы
Ситуационная категория заслуживает особого внимания в нашем исследовании многочисленных личностных переменных. Вы можете понять, как люди по-разному реагируют на различные ситуации. Хотя было бы неверно утверждать, что ситуационные элементы напрямую влияют на личность человека, нельзя отрицать, что они действительно отражают поведение и реакцию человека в конкретной ситуации.
Поскольку разные люди проявляют различные ситуационные личностные черты, качества, проявляемые ситуационными условиями, обычно сильно различаются. Например, вы можете вести себя перед начальником на работе иначе, чем с друзьями на вечеринке.
Семейные факторы
Основными факторами, влияющими на нашу личность, являются семейное окружение и прямое влияние родителей. Воздействие семейных факторов на природу самое большое. Семья влияет, особенно когда дети маленькие. Ребенок, выросший в теплой, толерантной и здоровой среде, будет другим эмоционально, социально осторожным и фригидным.
Давайте рассмотрим идею, выдвинутую американо-австралийским психологом Уолтером Мишелем, чтобы понять значение родителей и семьи как значимых факторов личности:
- Идентификация может быть осуществлена путем сравнения поведения, эмоций и отношения ребенка к своим родителям.
- Желание и стремление ребенка быть похожим на своих родителей можно рассматривать как идентификацию.
- Его можно рассматривать как процесс, посредством которого ребенок действительно наследует черты своих родителей, составляющие его личность.
Интеллектуальные детерминанты личности
Другим важным элементом, который может существенно повлиять на развитие нашей личности, является интеллект. Наш характер можно определить по тому, как наш интеллект влияет на различные аспекты и области нашего поведения. Ниже перечислены когнитивные факторы, влияющие на личность:
- Юмор. Юмор является одним из важнейших интеллектуальных факторов, определяющих личность, поскольку он способствует социальной приемлемости, более обоснованному пониманию реальности и более счастливому взгляду на жизнь.
- Мораль: то, как мы воспринимаем различные виды поведения как моральные или аморальные, сильно зависит от нашего интеллекта и мировоззрения. Таким образом, мораль — это еще один компонент, влияющий на наш интеллект и, соответственно, на нашу личность.