Отрасли психологии это: Основные отрасли психологии

Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии)

Автор Evgeniy в . Опубликовано Основы Психологии Последнее обновление: 29/10/2017

Существует целый ряд самостоятельных отраслей (разделов) психологии, которые рассматривают вопросы и проблемы психологии со своей уникальной точки зрения. Узнайте больше о самых основных и актуальных из них.

Несмотря на то, что как каждая отрасль психологии имеет свой собственный взгляд на психологические проблемы, всё же преследуют все они одну общую целью, а именно: изучение и объяснение человеческого мышления и поведения.

1. Аномальная психология (психопатология)

Аномальная психология — это отрасль психологии, изучающая психопатологию и аномальное поведение. Данная область ориентирована на изучение широкого спектра психических расстройств, включая депрессию, одержимость, сексуальные отклонения и многое другое. Клинические психологи и психотерапевты часто работают непосредственно в этой области.

2. Поведенческая психология

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — есть теория обучения, основанная на идее, что все типы поведения приобретаются через так называемое кондиционирование (прим.: кондиционирование — развитие новых поведенческих навыков путём модификации ассоциаций стимул/отклик). Хотя эта отрасль психологии и доминировала в первой половине ХХ века, в 1950-х годах она всё же стала менее заметной. Тем не менее, методы поведенческой психологии сегодня остаются главной опорой в терапии, образовании и многих других областях.

3. Биопсихология

Отрасль психологии, ориентированная на изучение того, как мозг влияет на поведение, часто называют биопсихологией. Впрочем, она имеет и другие названия: «физиологическая психология», «поведенческая неврология» и «психобиология».

4. Когнитивная психология

Когнитивная психология — это отрасль психологии, которая сосредотачивается на изучении внутренних состояний, таких как мотивация, решение проблем, внимание, принятие решений и мышление.

Эта область психологии продолжает непрерывно развиваться с момента своего возникновения (1960 год).

5. Сравнительная психология

Сравнительная психология — это отрасль психологии, связанная с изучением поведения животных. Идея заключается в том, что исследование поведения животных может привести к более глубокому и широкому пониманию человеческой психологии.

6. Кросс-культурная психология

Кросс-культурная психология — это отрасль психологии, которая изучает, как культурные факторы влияют на поведение человека. Международная ассоциация кросс-культурной психологии (IACCP) была основана в 1972 году, и данная отрасль психологии продолжает расти и развиваться с того времени. Всё большее число психологов сегодня заинтересовано в изучении того, как различаются поведения людей во всём мире в зависимости от их принадлежности к той или иной культуре.

7. Психология развития

Психология развития, как отрасль психологии, призвана изучать особенности развития человека в течение всего его жизненного цикла, от стадии детства до стадии зрелости. Научное исследование человеческого развития стремится понять и объяснить, как и почему поведение людей меняется на протяжении всей жизни. Это касается всех аспектов человеческого развития, в том числе физического, эмоционального, интеллектуального, социального, перцепционного и личностного. Эта область психологии изучает огромный спектр тем, начиная от внутриутробного развития и заканчивая болезнью Альцгеймера.

8. Педагогическая психология

Педагогическая психология является отраслью психологии, касающейся школ, психологии преподавания, вопросов образования и студенческих проблем. Психологи данной отрасли часто изучают, как студенты взаимодействуют непосредственно с учащимися, родителями, учителями, должностными лицами и что может способствовать улучшению их успеваемости.

9. Экспериментальная психология

Экспериментальная психология — это отрасль психологии, которая для исследования мозга и поведения использует научные методы. Многие из этих методов также используются и в других областях психологии в целях исследования широкого спектра вопросов, начиная от вопросов детского развития и заканчивая так называемыми социальными вопросами.

10. Судебная психология

Судебная психология является отраслью, которая занимается вопросами, связанными с психологией и законом. Судебные психологи выполняют широкий спектр обязанностей, включая дачу показаний в судебных делах, выявление случаев жестокого обращения с детьми, подготовку детей к даче показаний, а также определение вменяемости подозреваемых в совершении преступлений.

11. Психология здоровья

Психология здоровья является отраслью, посвящённой изучению того, как биология, психология, поведение и социальные факторы влияют на здоровье человека и его болезни. Иногда наравне с термином «психология здоровья» используются также термины «медицинская психология» и «поведенческая медицина». Данная область преследует цель исследования мер по укреплению здоровья человека, а также профилактике и лечению болезней и недугов.

12. Психология личности

Эта отрасль психологии ориентирована на изучение способности мышления, а также чувств и поведения, делающих человека отличным от других представителей животного мира. Некоторые из самых известных теорий в психологии возникли именно в этой области, включая теорию психоанализа Фрейда и теорию психосоциального развития Эриксона.

13. Социальная психология

Социальная психология преследует цель понять и объяснить социальное поведение и рассматривает такие темы, как поведение человека в группе, социальное взаимодействие, лидерство, невербальное общение и влияние общества на человека при принятии им решений.

 

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Отрасли психологии, выделяемые по внутреннему критерию

1.Отрасли  психологии, выделяемые по внутреннему  критерию

Внешним критерием психологических  наук являются связи ее с другими науками и обслуживаемыми ими отраслями практики, совместное решение с ними теоретических вопросов, необходимых для практики. Внешний критерий служил основой для выделения, психологии труда, педагогической, юридической, медицинской и социальной психологии. Каждая из этих психологических наук своим предметом (а не только объектом) имеет определенную форму деятельности и вместе с тем лежит на «стыке» с другой наукой.

Так, педагогическая психология лежит на стыке с педагогикой, и ее значение для практики даже определило на ряд лет включение  всей психологии в педагогику. Вместе с тем педагогическая психология как психологическая база воспитания, обучения, упражнения, тренировки и психологической подготовки (объединяемых понятием формирование личности) неразрывно связана с психологией труда педагога, являющейся отраслью и педагогической психологии, и психологии труда.

Юридическая психология, находящаяся  на пересечении с юридическими науками, является примером того, как недостаточная  четкость классификации и терминологии может внести организационную неясность. Дело в том, что юридическая психология сама состоит из нескольких достаточно самостоятельных наук и отраслей. Сюда относится прежде всего правовая психология, предметом которой является правосознание, а практическим применением ,формирование правосознания у подрастающих поколений.

Она не является самостоятельной наукой, а только отраслью, и при том отраслью не только юридической, но и педагогической психологии.

Правовая граничит с криминальной психологией, предметом которой  являются причины преступности, зависящие  от личности, от тех порогов в  нравственном сознании, которые определяют нравственные и правовые способности  каждого человека и снижение которых  приводит к преступности.

Самостоятельное значение имеет  отрасль юридической психологии, получившая название оперативной психологии, четко оформилась в отдельную  дисциплину судебная психология, изучающая  следственный и судебный процесс  и тесно связанная с задачами судебно-психологической экспертизы. Быстро развивается и исправительно-трудовая психология, изучающая процесс перевоспитания осужденных. Из этого перечисления уже фактически существующих отраслей юридической психологии видна ошибочность подмены ее в целом одной ее частью — судебной психологией.

 Именно так подходит  к ней А.  В. Дулов, включающий в содержание судебной психологии почти весь объем юридической психологии, в то время как А. Р. Ратинов правильно разделяет эти понятия, посвящая свою монографию только одной части юридической психологии .

Подобно тому как педагогическая психология имеет общий раздел с психологией труда (таким разделом является психология педагогического труда), так и юридическая психология имеет подобный раздел — Психологию Труда юридических работников.

 Это же относится  и к медицинской психологии, и  к психологии искусства. В последней  можно выделить психологию исполнителя  и психологию зрителя (слушателя), хотя в другой плоскости она  дифференцируется на отрасли,  различающиеся по видам 

искусства.

Но это еще очень  мало разработанные отрасли психологической  науки, они 

показывают, что для выделения  самостоятельной психологической  науки мало того, чтобы эта отрасль  была на стыке с другой наукой (в  данном случае с искусствоведением), мало иметь определенный предмет  исследования и специфические методы (и то и другое в данном случае имеется).

 Необходимо иметь и  достаточный накопленный материал  результатов исследования и опыт его преподавания. А это определяется социальной потребностью общества в данной отрасли психологии.Последняя особенность хорошо видна на примере психологии спорта, давно уже выделившейся в само-стоятельную психологическую науку, поскольку спорт это особая форма деятельности, граничащая, с одной стороны, с игрой, а с другой — с искусством, и без психологического обоснования рекомендаций спорт не может развиваться достаточно эффективно. Число исследований, а следовательно, и накапливаемый опыт психологии спорта очень быстро растут. Быстро растет и опыт преподавания этой науки. Эту закономерность отпочкования отрасли психологической науки в самостоятельную науку можно показать и на примере военной психологии, быстро развивающейся под давлением гонки вооружений, навязываемой человечеству империализмом.

История военной психологии показывает, что есть ее отрасли, оформляющиеся  в самостоятельную психологическую  науку в силу возрастания специфики объекта и методов исследования. Примером может быть авиационная психология, или психология летного труда. Космическая психология начала быстро и успешно развиваться на основе авиационной психологии. Здесь отчетливо проявляется уже другая закономерность.Когда велись поисковые исследования в русле авиационной психологии и намечались перспективы развития космической психологии, таковой как самостоятельной науки еще не было. И тогда, и ранее, и некоторое время после этого был ее «эмбриональный период», а родилась она 12 апреля 1961 г., в день первого в мире космического полета человека — полета Юрия Гагарина. Для наличия определенной психологической науки должна реально существовать изучаемая ею определенная деятельность.

Как мы видели, большинство  разобранных психологических наук имеет общие разделы с психологией  труда. Но это не значит, что эти  отрасли или отдельные отрасли  самой психологии труда вроде, могут рассматриваться в качестве самостоятельных психологических наук. Вместе с тем психология труда, находясь на пересечениях с рядом наук о труде, уже имеет достаточно отчетливо выделившиеся свои отрасли. Причем критерии выделения их не связаны с видами труда (психология металлурга, психология полевода, психология шофера). Эти критерии «сквозные» для всех видов труда. Сейчас внутри психологии труда уже достаточно четко выделилась психологическая трудовая экспертиза, в свою очередь имеющая две отрасли:

— прогностическую

— ретроспективную.

В прогностическую входят: психологический отбор, психологическая профориентация, дифпрофотбор по отдельным, более частным специальностям. Они имеют цель прогноза степени успешности деятельности.

Ретроспективная трудовая психологическая  экспертиза исследует в различных  видах труда роль личного фактора  в уже свершившихся авариях, травматизме, браке и выясняет, какие предпосылки  приводят к ним. Цель ее — профилактика этих нежелательных явлений. Эта  отрасль психологии труда имеет  важное значение в ряде областей в авиации, в автодорожном и железнодорожном транспорте, она входит в специальную комплексную дисциплину «безопасность движения».

Профориентация, имея своими отраслями профпросвещение (включающее проф-пропаганду),проф-консультацию и проф-адаптацию, в целом далеко выходит за рамки психологической науки, захватывая области социологии, педагогики и медицины. Психология здесь наибольшую роль играет в профконсультации, тесно взаимодействующей с психологическим отбором. Они связаны общей теорией способностей и близкими методами. Второй также уже достаточно самостоятельной отраслью психологии труда является психология про-фессионально-трудового образования.

 Она приобретает сейчас  особое значение, поскольку современная  педагогика (пайдос по-гречески  дитя) утратила свою связь только  с детьми (как и геометрия с землемерием) она стала наукой о методах и путях формирования личности. Третья отрасль психологии труда входит как важнейший компонент в комплексную науку — научную организацию труда (НОТ).

 Ее обычно теперь  называют психология НОТ. Связь  последней с другими науками,  на которые опирается НОТ, лишает  ее возможности выделиться в самостоятельную психологическую науку. Ряд ее проблем, как, например, проблема психологического климата на производстве, общие с соответствующими отраслями социальной психологииПоследней отраслью психологии труда является инженерная психология. Ее иногда понимают столь расширительно, что она становится синонимом психологии труда.

Такое ее понимание мне  представляется ошибочным, оно является следствием отсутствия научно обоснованной классификации психологических  наук.

 Инженерная психология  имеет более узкое, но и более  почетное назначение  содействовать «гуманизации техники», т. е. обеспечивать соответствие новой конструируемой техники требованиям психологической науки. Вместе с тем она является наряду с физиологией и гигиеной труда, антропометрией и технической эстетикой компонентом комплексной науки эргономики, перед которой стоит задача приводить новую технику в соответствие с требованиями человека в целом. Систему «коллектив – человек — техника -среда» инженерная психология рассматривает через призму требований психики.

Психология с различными медицинскими науками. Основная ее отрасль — патопсихология, ее иногда ошибочно называют психопатологией.

Психопатология- это те патологические изменения психики, которые изучает  патопсихология. Отраслью медицинской  психологии является и нейропсихология, предмет которой установление динамической локализации психических функций, а объект исследования — изменения  психики при локальных поражениях мозга. Она лежит на стыке психологии и неврологии, в то время как близкая к ней по задачам психофармакология лежит на пересечении психологии и фармакологии.

В последние годы в русле  авиационной и космической психологии на их стыках с медицинской психологией  быстро развивается экстремальная  психология, т.е, психология, имеющая своим предметом изучение психики в особо сложных и крайне неблагоприятных (экстрем — край) условиях о своей сути она больше относится к медицинской психологии. Центральной проблемой медицинской психологии является взаимоотношение между врачом и больным. Это предмет клинической психологии.

Практически важными отраслями  медицинской психологии являются олигофренопсихология, т. е. психология умственно неразвитых, тифло-психология, т. е. психология слепых, и сурдо-психология — психология глухих.Они в свою очередь тесно связаны с соответствующими педагогическими науками: олигофренопедагогикой, тифлопедагогикой и сурдопедагогикой.

 

Сложную ветвь психологических  наук представляют отрасли общественной или социальной психологии науки о групповом сознании и особенностях психики в группе, в частности в коллективе. Изучая деятельность человека как члена общества, она лежит на стыке с социологией. Ее иногда противопоставляют индивидуальной психологии как психологии личности, являющейся разделом общей психологии.

В общественную психологию входят; палеопсихология, рассматривающая  проблемы, пограничные с археологией, историческая психология с историей и искусствоведением, этнопсихология находится на стыке с этнографией.

Своеобразной отраслью общественной психологии (которая, однако, не может  быть понята вне связи ее и с  индивидуальной психологией) является психология религии. Сейчас уже достаточно четко наметились и отрасли психологии религии: психологические корни  религии, психология веры, психология молитвы и религиозных ритуалов, психология суеверия. Психология религии, являясь психологиче-ской наукой, находится на ее стыке с религиоведением, а через него связана с социологией, историей и этнографией .

 Общественная психология  включает в качестве особой  отрасли национальную психологию, также находящуюся на пересечении психологической науки с социологией наций. Как и вся общественная психо-логия, во многом она опирается на конкретно-социологические исследования.


5 разделов психологии | Эпомедицина

Психология – обширная тема. Это исследование того, как работает человеческий разум и как мысли влияют на поведение.

Из-за того, что разум очень сложен и мы еще многого о нем не знаем, психология постоянно развивается. Создаются новые и разные теории 

Существует несколько различных типов психологии, все из которых можно разделить на две основные категории – практика и исследование. Обе категории заинтересованы в том, чтобы больше узнать о сложностях человеческого мышления и поведения.

Независимо от того, какую область психологии вы выберете, вам потребуется степень бакалавра психологии. Все курсы психологии бакалавриата дадут вам прочную основу, на которую вы сможете опираться, когда будете специализироваться в определенной области психологии в дальнейшем.

В зависимости от того, какую специальность вы выберете, вы можете работать в больнице, поликлинике, школе или общественном центре. Вы можете работать с детьми, подростками, взрослыми или семьями.

Вот пять разделов психологии.

Поведенческая психология

Поведенческая психология фокусируется на том, как на поведение людей влияют их мысли и привычки. Он обычно используется в психологической терапии и лечении в различных условиях.

Общие стратегии, используемые в поведенческой психологии, включают классическое обусловливание и оперантное обусловливание. Эти стратегии используются для нацеливания и изменения определенного поведения.

Клиническая психология

Клиническая психология используется в медицинских учреждениях и образовательных учреждениях для оценки и лечения пациентов, страдающих рядом психических заболеваний, включая наркоманию, расстройства пищевого поведения и расстройства настроения.

Он объединяет все аспекты здоровья, включая когнитивное, эмоциональное, физическое и социальное здоровье, для облегчения симптомов и стресса.

Клинические психологи работают вместе с другими медицинскими работниками и учителями над созданием индивидуального плана лечения для пациентов, чтобы помочь им справиться с проблемами психического здоровья или преодолеть их.

У клинического психолога есть возможность продолжить специализацию в области исследований, образования или криминалистики.

Когнитивная психология

Когнитивная психология изучает мотивацию людей, эмоции, обучение, восприятие и навыки принятия решений. Каждая из этих областей познания может влиять на мыслительные процессы людей и восприятие окружающего мира, что может влиять на их поведение.

Когнитивная психология тесно связана с нейропсихологией и лингвистикой, поскольку она фокусируется на том, как определенные области мозга и нервной системы могут влиять на речь и поведение.

Психология развития

Психология развития изучает то, как люди растут и развиваются на протяжении всей жизни, а также то, как их мысли и поведение меняются с возрастом. В основном он ориентирован на детей и подростков, но может распространяться и на взрослых и пожилых людей.

Психологи, работающие в этой области, могут наблюдать за поведением ребенка, его физическим ростом, когнитивным развитием и эмоциональной адаптацией в течение нескольких лет.

Они изучают, как обстоятельства окружающей среды могут влиять на психологию человека и как позитивные изменения могут быть реализованы для улучшения его развития.

Социальная психология

Социальная психология фокусируется на понимании поведения человека в социальной среде. Он также стремится лучше понять, что влияет на поведение человека в различных социальных средах.

Например, социальные психологи будут изучать то, как люди взаимодействуют в группах и как устанавливается лидерство, или они могут посмотреть, как социальное давление приводит к конформизму.

0 акций

  • Facebook
  • Twitter

Три великие отрасли психологии | Psychology Today

Глядя на обширную и сложную область современной психологии, легко запутаться. Является ли психология естественной наукой, как биология? Это социальная наука, как антропология? Это прежде всего такая профессия, как медицина? Это о поведении или сознательном уме? Его тема о животных в целом, млекопитающих или только о людях?

Более 50 подразделений Американской психологической ассоциации (АПА) не дают особой ясности, равно как и определение, предлагаемое АПА:

«Психология — это наука о разуме и поведении. Дисциплина охватывает все аспекты человеческого опыта — от функций мозга до действий народов, от развития детей до ухода за пожилыми людьми. Во всех мыслимых условиях, от научно-исследовательских центров до психиатрических служб, «понимание поведения» — это задача психологов».

Это определение представляет собой неуклюжую смесь ключевых исторических споров в этой области.

Основываясь на единой структуре, которую я разработал, мы можем внести ясность в этот беспорядок. Одна из первых вещей, которую мы должны сделать, — это признать, что институт психологии состоит из трех больших ветвей, которые связаны между собой, но в то же время четко отделимы друг от друга.

Три ветви:

  1. Основная наука психологии, надлежащим предметом которой является «психическое поведение», которое выражается в поведении животного в целом и включает мышление и чувства, а также действия;
  2. Человеческая психология, предметом которой является человеческое поведение на индивидуальном уровне и особое внимание уделяется человеческому разуму и человеческому самосознанию
  3. Профессиональная психология, связанная с применением психологических знаний для улучшения человека.

Если бы АПА начал с этих трех больших ветвей, можно было бы избежать большой путаницы, и мы могли бы действительно добиться прогресса, начав расчищать Вавилонскую башню психологии.

Чтобы способствовать пониманию трех великих ветвей, их можно с пользой связать с тремя величайшими деятелями психологии: Б. Ф. Скиннер — икона, связанная с фундаментальной психологией; Зигмунд Фрейд с человеческой психологией; и Карл Роджерс с профессиональной психологией.

1. Б. Ф. Скиннер и фундаментальные науки психологии

Основным предметом психологии является психическое поведение. Психическое поведение относится к уникальным способам поведения животных по отношению к другим существам и включает как скрытые процессы (т. е. сознательное и бессознательное познание), так и явные действия. Это соответствует «Разуму» в системе Древа Знаний.

Скиннер связан с формальной наукой психологией, потому что он утверждал, что психология: 1) имеет своим собственным предметом поведение животного как целого, которое мы сейчас называем психическим поведением; 2) отличается от биологии по той же логике, по которой биология отделялась от химии, потому что поведение животных развивалось как функция выбора следствий способом, который имел прямую параллель с эволюцией жизни; 3) является чисто естественнонаучной дисциплиной.

2. Зигмунд Фрейд и человеческая психология

Человеческая психология — это уникальная субдисциплина, отдельная от базовой психологии. Причина проста. Благодаря символическому языку, культуре и человеческому самосознанию люди действуют в другом измерении сложности, чем другие животные (измерение 4 в системе ToK). АПА на самом деле является ассоциацией, посвященной психологии человека, как следует из ее определения.

Хотя Уильям Джеймс тоже был бы хорошим выбором, Зигмунд Фрейд — икона, которую я связываю с дисциплиной человеческой психологии. Это связано с тем, что Фрейд оказал огромное влияние на дисциплину (гораздо большее, чем кто-либо другой) и он четче, чем кто-либо другой: 1) определил ключевые аспекты динамической связи между самосознательными процессами и подсознательными мотивами и эмоциями; и 2) увидел связь между оправданиями, которые люди предлагают для поддержания психического равновесия, и культурными нарративами, мифами и табу, которые координируют популяции людей.

3. Карл Роджерс и профессиональная психология

Фундаментальной задачей профессиональной психологии является не описание поведения животных или человека, а улучшение состояния человека. Это то, что делает его более ценным и предписывающим, чем другие отрасли.

Карл Роджерс — это икона, которую я связываю с профессией психолога, поскольку он был самым влиятельным гуманистическим психологом и потому, что он: 1) определил центральную роль терапевтических отношений и связанных с ними факторов, таких как эмпатия и принятие, в содействии изменению человека во время психотерапии; и 2) признал, что видение человеческого состояния, даваемое психологией, имело важные последствия для того, как люди рассматривались и относились к ним.

Он страстно доказывал, что видение человечества, предлагаемое как психоанализом, так и бихевиоризмом, слишком детерминистично, ограничено и пессимистично, и что психология может и должна предложить более обнадеживающее, воодушевляющее сообщение о человеческом потенциале.

Я также выделяю Роджерса из-за того, как он ценил людей, и из-за того, что одним из его основополагающих открытий было то, что качество терапевтических отношений занимает центральное место в психотерапевтических процессах. Как я говорю своим студентам, хорошая терапия начинается с Роджерса.

Важно признать, что эти три иконы были главными лидерами трех великих парадигм американской психологии — бихевиоризма, психоанализа и гуманистической психологии, — что предполагает связь между тремя великими ветвями дисциплины и тремя наиболее исторически значимыми направлениями. школы мысли.

Разумность связывания каждой из трех великих ветвей с этими значками подтверждается увлекательной книгой Эми Деморест (2005) под названием Великие теоретики психологии: как личный опыт сформировал профессиональные идеи. В нем она предлагает убедительные профили Скиннера, Фрейда и Роджерса, объясняя, как их уникальные жизненные модели были связаны с идеями, которые они продвигали.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts