Отрасли психологии и предмет их изучения: Предмет, отрасли, методы исследования в психологии. Теоретическое и практическое значение психологии. Место психологии в системе наук

Содержание

8.2. Отрасли психологии, их предмет и объект

Психология в течение XX столетия накопила такое огромное количество научных знаний о мире психических явлений, что сами психологи часто не вполне ясно осознают, как много они знают.

В зависимости от предмета исследования выделяется огромное множество разделов психологического знания, например, психология познавательных процессов, психология эмоций, психология личности, дифференциальная психология, зоопсихология, психология развития и т.д. Нередко в качестве самостоятельных разделов психологии выделяются и более частные проблемы, например, психология творчества, психология посттравматического стресса и т.п.

На основе связей психологии с другими науками выделяются такие научные дисциплины, как психофизиология, нейропсихология, социальная психология, математическая психология. Не всегда очевидным оказывается то, являются ли данные знания отраслью психологии или соответствующей смежной науки.

В течение всего XX века и до сих пор психологические знания накапливаются не только в рамках психологической науки, но и во многих других науках, которые изучают человека. И психологи здесь не вправе претендовать на исключительный монополизм в изучении психического мира.

В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований общими или специфическими, выделяют две сферы научно-психологических знаний: фундаментальную и прикладную психологию. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся:

— общая психология,

— психология личности,

— дифференциальная психология,

— психофизиология,

— нейропсихология,

— социальная психология,

— психология развития,

— психология аномального развития (или специальная психология),

— сравнительная и зоопсихология.

Общая психология изучает общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека. В общей психологии изучаются общие закономерности познавательных, эмоциональных процессов, а также процессов регуляции деятельности, психические состояния человека.

Нередко в качестве отдельной отрасли фундаментальной психологии выделяют психологию личности, которая занимается изучением социально обусловленных качеств человека, общих закономерностей характера, мотивации, самосознания человека.

Дифференциальная психология (или психология индивидуальных различий) изучает индивидуально-психологические особенности людей, их темперамент, характер, способности, личностные свойства.

Психофизиология изучает взаимосвязь психических явлений с работой организма, с деятельностью нервной системы. Особый научный интерес в психофизиологии представляет исследование физиологических механизмов деятельности мозга, в результате которых возникают психические процессы, состояния, свойства человека.

Нейропсихология занимается изучением анатомо-физиологических основ высших психических функций. Специалисты по нейропсихологии исследуют нейронные процессы в головном мозге человека, которые лежат в основе восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания, эмоций.

Социальная психология изучает психические явления, возникающие в процессе взаимодействия людей друг с другом, понимание людьми друг друга, межличностные отношения и воздействие людей друг на друга.

Психология развития (или возрастная психология) изучает общие закономерности развития различных психических процессов и качеств личности человека. В психологии развития выделяют детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию (психологию старости).

В качестве отдельной отрасли научной психологии выделяют психологию аномального развития (или специальную психологию), которая изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития. Психология аномального развития включает в себя несколько разделов. Олигофренопсихология изучает патологию психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга. Сурдопсихология

изучает психологию развития ребенка при серьезных дефектах слуха. Тифлопсихология изучает психологию развития слабовидящих и незрячих детей. Патопсихология изучает болезненные изменения в психике, закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях.

Зоопсихология изучает психику животных, врожденные и приобретенные формы их поведения. Сравнительная психология занимается сопоставлением психики животных и человека.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

— педагогическая психология,

— медицинская психология,

  • юридическая психология,

  • экономическая психология,

— психология религии,

— психология семьи.

Педагогическая психология изучает закономерности обучения и воспитания человека. К разделам педагоги­ческой психологии относятся психология обучения и вос­питания, психология учителя, а также психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми. В педагогической психологии рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемов и навыков интел­лектуальной деятельности, выясняются психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, формирования мышления у учащихся, изучаются проблемы взаимоотношений учащихся друг с другом, а также с педагогами и родителями, исследуются индивидуально-психологические различия учащихся, особенности учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии.

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного, психичес­кие проявления болезней; роль психики в возникновении и протекании болезней; роль психики в их лечении, а также в предупреждении болезней и укреплении здоровья.

Юридическая психология занимается приложением психологических знаний к изучению психологических проблем юридической практики. Подразделяется на криминологическую, судебную и пенитенциарную (или исправительную) психологию.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с экономическими отношениями между людьми. Специалисты по экономической психологии исследуют проблемы рынка, спроса и предложения, психологию рекламы. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Психология труда — это знания о психологических особенностях трудовой деятельности человека, психологических основах научной организации труда (НОТ). В задачу специалистов по психологии труда входит изучение психологических особенностей людей в связи с их профессиональной деятельностью, закономерностей формирования трудовых умений и навыков, выяснение влияния производственной обстановки на состояние и эффективность деятельности человека.

Психология труда включает в себя целый ряд отраслей психологического знания: инженерная психология (психология деятельности человека – оператора за пультом управления машиной), авиационная психология, космическая психология, транспортная психология, психология торговли, военная психология и др.

Политическая психология

изучает психологические основы политических процессов, происходящих в обществе. К важным проблемам относятся: психология пропаганды и агитации, проблемы имиджа политического деятеля и власти, изучение массовых социально-психологических процессов.

Психология спорта рассматривает психологические особен­ности личности и деятельности спортсменов, условия и средства эффективного тренировочного процесса, а также психологические проблемы, связанные с соревнованиями.

Психология искусства исследует закономерности творческой деятельности писателей, поэтов, художников, музыкантов, актеров и режиссеров, психологические механизмы создания ими произведений искусства. Изучаются также особенности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, разрабатываются психологические вопросы эстетического воспитания.

Психология религии – направление исследований психологических проблем религиозного сознания, представлений, чувств верующих людей, а также религиозных традиций, обрядов, культов.

Психология семьи занимается изучением психологических вопросов формирования семьи, анализом межличностных, интимных, экономических, хозяйственно-бытовых отношений супругов, взаимоотношений родителей и детей в семье, стилей семейного воспитания.

Определенное представление об основных сферах современной психологии может дать также библиотечно-библиографическая классификация, знание которой полезно психологам при работе с литературой по какой-либо проблеме в каталогах библиотек.

Психология жизни

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой многоотраслевую науку. Отрасли психологии являются относительно самостоятельными развивающимися направлениями. Их условно разделяют на фундаментальные (общие) и прикладные (специальные).

Фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение в изучении психических явлений. Это базис, который объединяет все отрасли психологии, а также служит основой их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, называют термином «общая психология». Основными понятиями, которые рассматривает общая психология, являются: познавательные процессы (ощущения, восприятия, внимание, представления, память, воображение, мышление, речь, эмоции, воля), психические свойства (способности, мотивация, темперамент, характер) и психические состояния. Возникновение общей психологии в качестве фундаментальной отрасли связывают с именем С. Л. Рубинштейна, создавшего в 1942 г. фундаментальный труд «Основы общей психологии».

Прикладными называют отрасли психологии, которые имеют практическое значение. В число таких отраслей входят, например, педагогическая психология, психология развития, дифференциальная психология, социальная психология, клиническая психология, юридическая психология, психология спорта и многие другие[2].

§Место психологии в системе наук

Положение психологии связано с двумя разноплановыми традициями. Первая представляет собой её стремление стать естественнонаучной дисциплиной, вторая — стремление занять место житейской психологии. Как указывают В. В. Петухов и В. В. Столин, обе цели принципиально недостижимы. В сравнении с житейской психологией научная представляет собой специальную дисциплину со своим понятийным и методологическим аппаратом для изучения психической жизни. Вместе с этим психология имеет особенности, связанные с тем фактом, что объект её изучения способен к внутреннему отражению своих состояний. Научная и житейская психология сохраняют принципиальные различия, но при этом взаимосвязаны друг с другом[3].

Психология имеет связь как с естественными, так и с гуманитарными науками. Связь психологии с естественными науками имеет в своей основе биологическую природу человека. Однако особенностью человека является то, что он является социальным существом, психические явления которого во многом социально обусловлены. По этой причине психологию принято относить к гуманитарным наукам[4]. Отличительной особенностью психологии является слияние объекта и субъекта познания.

§Взаимосвязь психологии и современных наук

Вопросы психологии долгое время рассматривались в рамках философии. Только в середине XIX века психология стала самостоятельной наукой. Но отделившись от философии, она продолжает сохранять тесную связь с ней. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое. Психология использует экспериментальные методы для проверки гипотез. Однако есть вопросы, которые невозможно решить экспериментальным путём. В таких случаях психологи могут обращаться к философии. К числу философско-психологических проблем относятся проблемы сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личность на общество[5].

А. Г. Маклаков указывает, что, хотя долгое время философия разделялась на материалистическую и идеалистическую, сейчас наметилось сближение этих течений философии, и можно говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Материалистическая философия является основной при рассмотрении проблем деятельности и происхождения высших психических функций. Идеалистическая философия, по мнению Маклакова, ставит такие проблемы как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Маклаков отмечает, что использование в психологии обоих направлений (материалистического и идеалистического) «наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу»[5].

По мнению А. Г. Маклакова, к числу проблем, которые можно решить только при сотрудничестве психологов и философов, относятся проблемыэпистемологии[5]. Некоторые теории психологии имеют психолого-философский характер, как, например, теоретические работы неофрейдистов. К примеру, работы Эриха Фромма используются в психологии, социологии и философии.

Психология тесно связана с общественными науками. Она имеет много общего с социологией. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. Психология широко использует такие методы сбора научной информации как опрос и анкетирование, которые традиционно считаются социологическими. Существуют различные концепции, которые психология и социология перенимают друг у друга. Множество проблем, такие как национальная психология, психология политики, проблемы социализации и социальных установок психологи и социологи решают совместно[6].

Важны для психологии также такие общественные науки как педагогика и история. Примером синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических форм Л. С. Выготского. Использование в психологии исторического метода заключается в изучении фило- и онтогенетического развития психических явлений от элементарных к сложным формам. В основе сближения истории и психологии лежит концепция о том, что современный человек является продуктом развития человечества[7].

Психология тесно связана с медицинскими и биологическими науками. Использование в психологии достижений этих наук основано на том, что большинство психических явлений и психических процессов физиологически обусловлены. Известны факты взаимного влияния психического и соматического друг на друга. Психическое состояние оказывает влияние на физиологическое. Особенности психики могут способствовать развитию определённых заболеваний. Обратная связь состоит в том, что хронические заболевания влияют на психическое состояние[8].

Психология активно взаимодействует с большим числом наук и отраслей научного знания. Это взаимодействие проявляется, прежде всего, в создании отраслей психологии, являющихся смежными, прикладными отраслями научного знания, исследующими закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией выражается в существовании таких отраслей, как патопсихология, клиническая психология, психосоматика, психология аномального развития; связь с нейробиологией, анатомией и физиологией центральной нервной системыобнаруживается реализуется через нейропсихологию, психофизиологию; связь с генетикой выражается в создании психогенетики; с дефектологией — в существовании специальной психологии; лингвистика, взаимодействуя с психологией, рождает психолингвистику; с юриспруденцией связь отчётливо проявляется в таких отраслях психологии, как судебная психология, психология жертвы, криминальная психология, психология расследования преступлений.

§Дискуссии по поводу научного статуса психологии

Научный статус психологии на протяжении длительного времени является предметом обширных дискуссий. Как отметил в 2005 году член-корреспондент РАН, заместитель директора Института психологии РАН А. В. Юревич, психология занимает промежуточное положение между наукой и паранаукой[9].

Большинство специалистов сходится во мнении, что в настоящее время психология представляет собой скопление различных фактов, теорий, предположений, методологий и целей. Среди психологов нет консенсуса ни относительно того, насколько научна современная психология, ни относительно того, может ли она быть научной в принципе. Даже среди тех, кто считает возможным приведение психологии к научным стандартам, нет согласия по поводу того, к какому типу наук её следует отнести. Американский психолог Б. Р. Хегенхан в 2009 году указал, что учёные дают целый ряд ответов на вопрос, является ли психология наукой, и содержание этих ответов зависит от того, кто их даёт и какой аспект психологии при этом подразумевает:

  • нет, она представляет собой допарадигмальную дисциплину;
  • нет, её предмет слишком субъективен, чтобы поддаваться научному исследованию;
  • нет, но она может и должна стать наукой;
  • и да, и нет: она частично является наукой, а частично — нет;
  • да, психология является научной дисциплиной, использующей научную методологию.

Научный статус психологии служит предметом полемики в современной дискуссии между модернизмом и постмодернизмом[10].

Многие психологические теории не соответствуют критерию Поппера, поскольку они не могут быть опровергнуты из-за размытости формулировок, а также из-за того, что на их основе невозможно делать научные прогнозы. Хотя таким теориям не хватает научной строгости, они часто оказываются полезными. Примерами могут служить теории Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера. Сам Поппер полагал, что доказательство ненаучности и метафизичности теории совсем необязательно делает такую теорию бесполезной и бессмысленной[11].

Т. В. Корнилова и С. Д. Смирнов отметили, что из-за параллельного существования в психологии множества парадигм и постоянного появления новых мини-парадигм создаётся эффект перманентного кризиса и перманентной революции в данной науке. Этот факт используется рядом исследователей как основание для заявлений, что психология не является развитой наукой или же вовсе не является наукой. В психологии до настоящего времени не произошло сколько-нибудь полного и чёткого размежевания между научным, околонаучным и псевдонаучным знанием. В отличие от астрономии и химии, которые полностью отмежевались от астрологии и алхимии, психология проявляет гораздо бо́льшую терпимость к парапсихологии и зачастую ассимилирует опыт житейской психологии[12].

§История

Основная статья: История психологии

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн на момент 1940 года охарактеризовал психологию с исторической точки зрения следующим образом[13]:

«Психология и очень старая, и совсем ещё молодая наука, — она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся ещё в будущем. Её существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но её основная проблематика занимает её философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей — с другой».

§Античность[править | править вики-текст]

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. До настоящего времени из всего спектра взглядов древних авторов дошла лишь классификация темпераментов Гиппократа, хотя многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Как и у большинства других наук, «дедушкой» психологии справедливо можно назвать Аристотеля, в своём трактате «О душе» давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования.

§Средние века

Средневековые работы о психологии в Европе были в целом сконцентрированы на вопросах веры и разума, в заметной степени христианскими философами, начиная с Фомы Аквинского, были заимствованы идеи Аристотеля. Из восточных учёных внимание психологическим вопросам уделял Ибн Сина (Авиценна).

§Новое время

Рудольф Гоклениус

В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле.

§XVIII век

3 августа 1795 года британский королевский астроном Невил Маскелайн впервые обнаружил ошибки, допущенные его ассистентом Дэвидом Киннбруком в расчётах. Киннбрук был уволен, но анализ ошибок, проведенный другим астрономом — Фридрихом Беззелом, положил начало систематическому изучению времени реакции, индивидуальных различий и «ментальной хронометрии» (mental chronometry), как критериев когнитивных процессов. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт.

§XIX век

Вильгельм Вундт

Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук.

Эрнст Вебер исследует зависимость интенсивности ощущений от интенсивности вызывающих их стимулов.

Герман Гельмгольц исследует нервную систему как основу психики, формулирует представления об «автоматических умозаключениях», лежащих в основе восприятия пространства.

Однако главное имя в истории оформления психологии как науки — Вильгельм Вундт. Ученик и соратник Гельмгольца, Вундт в1879 году открыл первую в мире психологическую лабораторию, в которой проходили исследования феноменов сознания методоминтроспекции. Этот год считается годом рождения психологии как науки.

§XX век

§Первые десятилетия

Самое начало двадцатого века отмечено бурным ростом нескольких направлений. С одной стороны, активно развивается психоанализ — школа психотерапии, первоначально основанная на работах Зигмунда Фрейда, в которых человек описывался как система из нескольких независимых структур личности, борющихся друг с другом — Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Суперэго). В этом конфликте Оно представляет собой биологические потребности человека, из которых основное внимание психоаналитики уделяли сексуальной потребности, а Сверх-Я представляет собой требования социума, культуры. Развитие этой школы оказало сильное влияние не только на практику, но и на науку, заставив учёных обратить внимание на феномены, находящиеся за пределами сознания, на неосознаваемые детерминанты психической деятельности. Идеи первой психоаналитической школы Зигмунда Фрейда развивали также Альфред Адлер и Карл Густав Юнг.

В США активно развивается бихевиоризм — основанная Дж. Уотсоном школа психологии, базирующаяся на работах И. П. Павлова и Э. Торндайка о научении. Бихевиористы следовали позитивистскому требованию об исключении из рассмотрения науки всех явлений, кроме непосредственно наблюдаемых. Человек рассматривался как «чёрный ящик», в который входят стимулы, а выходят — реакции на эти стимулы.

В Германии развивается гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Кёлер), являющаяся дальнейшим развитием на пути изучения феноменов сознания. В отличие от предшественников, гештальтисты не пытались выделить «кирпичики», из которых построено сознание, напротив, они полагали основным своим законом, что «целое всегда больше суммы составляющих его частей». В рамках этой школы было открыто много феноменов восприятия и мышления.

Первая мировая война стимулировала развитие прикладных аспектов психологии, в первую очередь — психодиагностики, так как армии требовалось средство оценки возможностей солдат. Разрабатываются тесты интеллекта (А. Бине, Р. Йеркс).

§1930—1940-е годы

В Германии приходят к власти нацисты, вследствие чего многие психологи (среди которых было немало евреев) вынуждены эмигрировать в США. Гештальтпсихология практически прекращает своё существование, однако К. Левин и последователи гештальтистов становятся основными фигурами американской социальной психологии. Тем не менее такие мыслители как Карл Густав Юнг и Мартин Хайдегер остаются работать в нацистской Германии. Юнг продолжает развивать свое учение о коллективном бессознательном, в 1934 году он выпускает одну из своих фундаментальных работ «Архетипы и коллективное бессознательное».

Среди бихевиористов, с одной стороны, начинаются попытки, сохраняя естественно-научный фундамент, внести в объяснение поведения внутрипсихические переменные (Э. Толмен, К. Халл), с другой стороны Б. Ф. Скиннер развивает «радикальный бихевиоризм», развивая теорию оперантного научения.

Ж. Пиаже публикует результаты исследований мышления, в которых были обнаружены сходные типы ошибок у детей одного возраста, которых уже практически не встречается у более старших детей.

Активно развивается психологическая и психотерапевтическая практика. Психоанализ делится на множество ветвей, на его основе формируются альтернативные формы психотерапии (гештальттерапия и др.).

Л. С. Выготский формулирует основные принципы культурно-исторической психологии, основанные на марксизме. В рамках этого направления постулировалась необходимость изучать личность непосредственно в процессе развития, протекающем под влиянием истории и культуры. На базе этого направления в дальнейшем была построена теория деятельности.

Постановление «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936), ликвидировавшее педологию, на несколько десятилетий практически замораживает развитие психологической науки в СССР.

Вторая мировая война вызывает новый всплеск активности психологов в области прикладных технологий. Особое внимание уделяется социальной психологии и эргономике.

§1950—1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.

Теория бихевиоризма не могла дать ответы на многие вопросы, которые ставила перед наукой развивающаяся промышленность и военные технологии. Разработка максимально эффективных форм представления информации на пультах управления сложными устройствами и другие задачи требовали активного изучения не только простых реакций на стимулы, но сложных механизмов, лежащих в основе восприятия. Вследствие подобного запроса начинает развиваться область, которая позднее получит название «когнитивная психология» — ведёт свои исследования механизмов внимания Д. Бродбент, публикует знаменитую статью про «Магическое число семь плюс-минус два» Дж . Миллер.

Активно развиваются техники модификации поведения на основе теории бихевиоризма. Дж. Вольпе разрабатывает технику систематической десенсибилизации, которая оказывается весьма эффективной в лечении различных видов фобий.

На фоне этого появляются гуманистическая психология и психотерапия как попытка преодолеть сведение человека к автомату или животному (теории бихевиоризма и психоанализа). Гуманистические психологи предлагают рассматривать человека как существо более высокого уровня, наделённое свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Происходит бурное развитие социальной психологии в США. Проводят свои знаменитые исследования Соломон Аш, Музафер Шериф, Стэнли Милгрэм,Леон Фестингер и другие известные психологи.

В конце 60-х годов вместе с ростом популярности Нью-Эйдж-культуры психология испытывает сильное влияние со стороны мистики; на волне успеха исследований психоделических веществ и новых областей сознания возникает трансперсональная психология, а также развивается ряд школ тренингов личностного роста, из которых некоторые со временем превращаются в религиозные культы: (саентология, лайфспринг).

В 1966 году создаются факультеты психологии в МГУ и ЛГУ, а также кафедра психиатрии и медицинской психологии в РУДН, что демонстрирует прекращение 30-летних гонений на психологов. В заметной степени это было связано с появлением спроса на психологов на производстве и в армии. В СССР активно развивается инженерная психология. Однако в силу объективных причин отечественной психологии приходится оставаться крайне идеологизированной в соответствии с марксистско-ленинскими построениями, — данное обстоятельство придаст её дальнейшему развитию определённую специфику. И по сей день марксистско-ленинские теории (см. теорию отражения) так или иначе сохраняют влияние на программу подготовки специалистов-психологов в некоторых вузах России.

§1970—1980-е годы

Происходит бурный рост когнитивной психологии, которая шла по пути постепенного опровержения своих исходных постулатов о сущности человеческой психики как системы переработки информации с ограниченной пропускной способностью. В этот период психология устанавливает активные связи с лингвистикой, что стало неизбежным после «хомскианской революции»; возникает психолингвистика.

В остальных областях психологии происходит стабильный рост и накопление знаний, вместе с тем вновь обостряется ощущение «вечного кризиса» психологической мысли, так как ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.

§

6 Объяснение различных областей психологии

Содержание этой страницы предназначено только для информационных целей и не предназначено, прямо или косвенно, в качестве гарантии занятости или заработной платы, которые варьируются в зависимости от многих факторов, включая, помимо прочего, образование, полномочия и опыт. Alliant International University явно не делает заявлений и не гарантирует точность информации, предоставленной любым потенциальным работодателем или любым другим веб-сайтом. Информация о зарплате, доступная в Интернете, может не отражать типичный опыт выпускников Alliant. Alliant не гарантирует, что какой-либо выпускник будет трудоустроен у конкретного работодателя или на какую-либо конкретную должность.

Вы заинтересованы в получении степени в области психологии и раскрытии потенциала для успешной карьеры психолога? Теперь, когда вы выбрали карьеру психолога, пришло время определить, какая область лучше всего соответствует вашим интересам. Чтобы помочь вам узнать больше о различных областях психологии, наши эксперты Калифорнийской школы профессиональной психологии (CSPP) Международного университета Alliant составили это подробное руководство. Продолжайте прокручивать, чтобы узнать, какая область психологии вас интересует больше всего.

1. Клиническая психология

Был ли у вас когда-нибудь день, когда вы чувствовали себя «не в себе», как будто вы были не в себе? Для большинства это нормальное явление. Время от времени бывают выходные, и часто эти чувства не длятся долго. Однако у некоторых эти «выходные» дни случаются чаще, а эмоции более серьезные. Борьба с регулярными чувствами депрессии, беспокойства или гнева может указывать на наличие эмоционального или психического расстройства.

Клиническая психология — это область психологии, которая специализируется на диагностике и лечении людей, страдающих эмоциональными, психическими и поведенческими расстройствами. Такие расстройства, как депрессия, беспокойство и злоупотребление психоактивными веществами, лечатся в рамках клинической психологии. Клинические психологи сосредотачиваются на сочетании науки психологии с лечением сложных человеческих проблем. Несмотря на сложность, область клинической психологии — захватывающий и полезный выбор карьеры 1 .

По сравнению с другими областями психологии, клиническая психология является более поздней дисциплиной. Клиническая психология, впервые признанная отдельной областью в начале 20-го века, сегодня является одной из крупнейших областей психологии.

стать клиническим психологом сегодня

Требования к образованию для получения лицензии на клиническую психологию

Независимо от того, в каком штате вы проживаете, для практики клинической психологии требуется лицензия. Чтобы получить лицензию в области клинической психологии, люди должны иметь докторскую степень в области психологии и пройти обучение в клинических условиях. Поскольку клиническая психология является очень деликатной областью, к ней предъявляются строгие требования, и большинство психологов проводят от четырех до шести лет в аспирантуре после получения степени бакалавра. 2

Принимая решение о программе клинической психологии, вы должны убедиться, что APA аккредитует программу. Калифорнийская школа профессиональной психологии (CSPP) при Международном университете Alliant предлагает девять аккредитованных APA программ докторской степени в области клинической психологии. В рамках программы у вас будет шанс получить стипендию по психологии и получить возможность получить профессиональную практику посредством подачи заявления и стажировок, а также принять участие в необходимом полевом опыте в качестве студента-психолога программы.

2. Аномальная психология

Представьте себе: вы на уроке, и сегодня экзамен. Учитель ходит по классу и раздает каждому тест. Вы начинаете просматривать вопросы и берете карандаш, чтобы начать заполнять ответы. Все твои одноклассники делают то же самое. В комнате тихо, и все студенты активно заполняют экзамен в меру своих знаний. Кажется, это обычный школьный день, верно? А что произойдет, если студент вдруг вспыхнет в ярости? Если кто-то разорвал свой тест или бросил карандаш в книги перед ним? Этот типичный экзаменационный день больше не будет таким «нормальным».

В то время как психология изучает человеческие чувства, мысли и поведение, ненормальная психология изучает человеческие привычки и поведение, которые заметно отклоняются от нормы. Область ненормальной психологии изучает причины поведения, которое отличается от других, которое обычно вызывает страдания и социальные проблемы. Профессионалы в области ненормальной психологии регулярно работают над лечением тех, у кого есть психическое заболевание или психическое расстройство, вызывающее такое необычное поведение.

Требования к образованию для получения лицензии на аномальную психологию

Те, кто хочет специализироваться в области ненормальной психологии, должны иметь лицензию на практику ненормальной психологии. В зависимости от штата, в котором вы проживаете, чтобы получить лицензию, люди должны иметь степень магистра или доктора и пройти практическое обучение в рамках стажировок или клинической практики. В некоторых случаях после получения докторской степени психологи также должны иметь специальные сертификаты, соответствующие требованиям для работы непосредственно с клиентами. 3  

3. Производственно-организационная психология

По данным Американской психологической ассоциации (АПА), Производственно-организационная психология — это «научное исследование человеческого поведения в организациях и на рабочем месте». Хотя эта область психологии относительно молода, мы по-прежнему наблюдаем рост потребности в ней на рабочем месте. Психологи I-O сегодня используют научные методы для эффективного применения психологических принципов в более широком диапазоне областей, таких как человеческие ресурсы, психология персонала, маркетинг и администрирование.

4

Требования к ежедневной работе промышленно-организационного психолога могут включать: 

  • Разработка более эффективных программ обучения
  • Повышение качества жизни сотрудников за счет использования исследований для оптимизации рабочей среды
  • Помощь компаниям в выборе и продвижении лучших кандидатов
  • Изучение поведения потребителей и маркетинговых тенденций

Требования к образованию для получения лицензии на промышленно-организационную психологию

Чтобы стать промышленно-организационным психологом, как и во многих других областях психологии, требуется степень магистра психологии. Хотя получение работы начального уровня со степенью магистра возможно, большинству организаций требуется, чтобы психолог I-O получил докторскую степень, а также сертификат Американского совета по психологии организационного и бизнес-консалтинга (ABOBCP). Руководство по лицензированию и сертификации зависит от штата, и важно проверить требования штата, в котором вы планируете учиться для получения степени промышленно-организационной психологии. 5

4. Поведенческая психология

Поведенческие психологи изучают связь между мыслительными процессами, эмоциями, восприятием и поведением для разработки техник и методов, которые можно использовать для изменения нездорового, негативного и деструктивного поведения на более здоровое, вдохновляющее. . Поведенческий психолог помогает своим пациентам научиться лучше контролировать свои эмоции и решать свои проблемы здоровым образом. Они часто имеют дело с теми, кто борется с зависимостями, импульсивными тенденциями, тревогой и фобиями. Такие методы, как гипноз, психотерапия и психоанализ — лишь некоторые из многих, используемых для лечения психических заболеваний.

Поведенческая психология — это теория обучения, основанная на представлении о том, что любое человеческое поведение приобретается в результате обусловленности, возникающей в результате нашего взаимодействия с окружающей средой. Другими словами, психологи-бихевиористы считают, что наша реакция на ситуацию, в которой мы оказались, формирует наши действия. Поскольку бихевиоризм основан на наблюдаемом поведении, часто гораздо проще собрать количественные данные при проведении исследований. Терапевтические методы, такие как интенсивные поведенческие вмешательства и анализ поведения, часто успешно меняют деструктивное поведение у детей и взрослых.

Требования к образованию для получения лицензии поведенческой психологии

Чтобы стать поведенческим психологом, люди должны получить степень бакалавра, предпочтительно в области психологии или социальной работы, степень магистра психологии и докторскую степень. Помимо исследований и исследований, те, у кого есть степень в области поведенческой психологии, часто работают социологами, социальными работниками и даже консультантами по вопросам злоупотребления психоактивными веществами и расстройствами поведения. 6

5. Когнитивная психология

Когнитивная психология — это буквально наука о том, как мы думаем. Просыпаясь каждое утро, вы автоматически начинаете думать о задачах, которые вам нужно выполнить в этот день. Вы думаете о порядке своих поручений и, если что, можете подождать до конца недели. Этот мыслительный процесс и есть познание в действии. Вот несколько других повседневных примеров познания: 

  • Внимание
  • Решение
  • Принятие решений
  • Обучение
  • Память
  • Восприятие
  • Рассуждение
  • Решение проблем

Хотя вы ежедневно практикуете познание, часто вы не думаете об этом сознательно. Когнитивные психологи изучают и анализируют психические процессы, в том числе то, как мы думаем, учимся, запоминаем и понимаем. Изучая эмоции, мышление, творчество, язык и решение проблем, когнитивная психология пытается объяснить, как и почему мы думаем именно так, а не иначе. Когнитивные психологи часто изучают, почему некоторые люди лучше справляются со своими эмоциями или как один человек может решить проблему намного быстрее, чем другой. Работа когнитивного психолога заключается в том, чтобы сосредоточиться на том, как люди организуют мысли и информацию, собранную из нашего окружения, и превращают их в значимые переживания, которые в конечном итоге формируют то, кто мы есть.

Изучение познания и понимание того, как люди думают, позволяет психологам открывать новые и эффективные способы помощи людям в борьбе с психическими заболеваниями и психическими отклонениями. Эта область психологии также помогает исследователям лучше понять, как работает человеческий мозг. Помимо помощи в психологических стратегиях, сбор дополнительной информации о мозге может помочь врачам, ученым и другим людям лучше использовать ресурсы для повышения благосостояния людей. 7

Требования к образованию для получения лицензии на когнитивную психологию

Чтобы стать когнитивным психологом, человек должен сначала получить степень бакалавра, предпочтительно в области психологии или смежной области обучения. После получения степени бакалавра студенты должны получить степень магистра или доктора психологии. Хотя получения степени магистра психологии достаточно для многих карьерных должностей начального уровня, для исследования, преподавания или практики любого аспекта когнитивной психологии требуется докторская степень в области психологии по программе, аккредитованной APA. Кроме того, чтобы заниматься лечебным аспектом психологии, люди должны получить лицензию в штате, где они работают.

6. Консультативная психология

Часто жизнь напоминает эмоциональные американские горки, где взлетов столько же, сколько и спадов. Поскольку люди эмоциональны по своей природе, чувство счастья, грусти и гнева в один и тот же день может быть нормальным явлением! Однако когда эти эмоции, особенно негативные, становятся подавляющими, они могут резко повлиять на самочувствие человека. Психология консультирования — это область психологии, которая используется, чтобы помочь людям восстановить контроль над своими эмоциями. Он изучает, как люди функционируют в отношениях, а также лично. Психологи-консультанты сосредотачиваются на лечении людей с различными эмоциональными, социальными и поведенческими расстройствами, чтобы помочь улучшить их самочувствие. Облегчение чувства стресса, помощь пациентам в разрешении кризисов и представление вариантов лечения — вот лишь некоторые из многих способов, которыми психолог-консультант может помочь своим пациентам.

Требования к образованию для получения лицензии психолога-консультанта

Те, кто хочет стать психологом-консультантом, обычно начинают с получения четырехлетней степени бакалавра психологии. После получения степени бакалавра многие психологи затем получают степень магистра или доктора психологии консультирования. 8

Несмотря на то, что существует множество различных областей психологии, мы надеемся, что этот список, в котором выделены некоторые из наиболее распространенных областей, помог вам лучше определить, какая карьера вас интересует больше всего. Начните свою карьеру психолога сегодня, получив степень доктора философии. в уважаемых областях, таких как клиническая психология или организационная психология, в Калифорнийской школе профессиональной психологии Международного университета Alliant.

Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше о психологии!

Получите степень по психологии


Источники

  1. «Клиническая психология решает сложные проблемы человека», Американская психологическая ассоциация (Американская психологическая ассоциация), по состоянию на 24 ноября 2021 г. , https://www.apa.org/education-career /guide/subfields/clinical.
  2.  «Интеграция психологического образования и готовности к работе: призыв к исследованиям в Австралии», Frontiers (Frontiers), по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2021.623353/полный.
  3. Кендра Черри, «Как психологи определяют и изучают ненормальное поведение», Verywell Mind (Verywell Mind), по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.verywellmind.com/what-is-abnormal-psychology-2794775.
  4. «На пути к карьере в промышленной и организационной психологии», Американская психологическая ассоциация (Американская психологическая ассоциация), по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.apa.org/education-career/guide/subfields/organizational/edu….
  5. «Как стать психологом I-O», Psychology.org | Комплексный онлайн-ресурс по психологии, по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.psychology.org/careers/industrial-organizational-psychologi….
  6. «Что делает поведенческий психолог?: Все школы психологии», AllPsychologySchools. com, по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.allpsychologyschools.com/clinical-psychology/career-in-beha….
  7. «Как стать психологом I-O», Psychology.org | Комплексный онлайн-ресурс по психологии, по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.psychology.org/careers/industrial-organizational-psychologi….
  8. «Что такое когнитивный психолог?: Все школы психологии», AllPsychologySchools.com, по состоянию на 24 ноября 2021 г., https://www.allpsychologyschools.com/clinical-psychology/career-in-cogn….

Какие 5 областей психологии?

В самом широком смысле психология — это научное исследование разума и поведения, и по сравнению со многими другими науками она является одной из самых современных и, безусловно, самой прогрессивной. 150 лет назад психология была структурирована в двух основных теоретических формах; Структурализм и функционализм.

Структурализм — это теоретический подход, разработанный Вильгельмом Вундтом и направленный на разложение психических процессов на основные компоненты. Однако, хотя структурализм опирался на тренированный самоанализ, оказалось, что он ненадежен.

Не соглашаясь со структурализмом, Уильям Джеймс, американский психолог, создал теоретический подход, который он назвал Функционализмом. Поскольку разум постоянно меняется и развивается, Джеймс обнаружил, что изучение структуры сознательного опыта бессмысленно. Вместо этого он предложил сосредоточить внимание на как и почему организм что-то делает.

С момента развития как структурализма, так и функционализма, психология развивалась и развивалась, и их место заняли несколько других доминирующих и влиятельных подходов. Впоследствии все подставные лица психологии создали дальновидные теории, такие как; Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон и Кун.

Психология теперь имеет 5 уникальных и основных подполей, которые мы рассмотрим ниже.

1) Психология развития

Это научный подход, целью которого является объяснение роста, изменений и постоянства на протяжении всей жизни путем изучения того, как мышление, чувства и поведение меняются на протяжении всей жизни человека.

Как правило, подавляющее большинство теорий психологии развития сосредотачиваются на периоде жизни, когда происходят самые большие изменения; в детстве. Таким образом, с точки зрения психолога развития необходимо изучать такие теоретические области, как; биологические, социальные, эмоциональные и когнитивные процессы.

2) Психология здоровья

Эта научная отрасль посвящена изучению влияния элементов общества и окружающей среды на общее состояние здоровья и заболеваемость. В основном, исследуя состояния здоровья, которые в значительной степени связаны с психологической наукой об их внутренней работе. С помощью психологии он направлен на предотвращение болезней и помощь людям в развитии более здорового образа жизни, который улучшает их общий опыт. Это также привело к дополнительному изучению спортивной психологии.

Психология здоровья — одна из самых молодых областей науки, одна из наиболее быстро развивающихся и наиболее интересных для изучения.

3) Нейропсихология

Нейропсихология, которую часто считают «ученым-ракетчиком» в области психологии, представляет собой теоретическую работу, анализирующую, как мозг и остальная часть нервной системы влияют на познание и поведение человека, а также Влияние травм и нервных заболеваний на когнитивные функции. Обладая этими знаниями, можно научиться новому поведению, чтобы отучиться от бесполезных привычек и паттернов прошлых травм.

Нейропсихология тесно связана с криминальной психологией, поскольку понимание мотивов преступления человека тесно связано с его познанием.

4) Экспериментальная психология

Обычное рабочее место экспериментальных психологов перешло от частных медицинских и фармацевтических компаний к исследовательским центрам университетов и государственных предприятий.

В этом эксперименте обычно используются люди и животные, участвующие в сенсорном тестировании, восприятии, памяти, познании, мотивации и социальном тестировании, чтобы доказать на практике теорию, лежащую в основе психологических утверждений. Многие люди узнают о результатах этих экспериментов, когда сдают A-Level Psychology.

5) Промышленная психология

Промышленная психология, которую часто называют профессиональной психологией, представляет собой науку о человеческом поведении, связанном с работой, и применяет психологические теории к людям, когда они находятся на рабочем месте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts