Предмет психологии, ее задачи и методы. Часть 2 (продолжение)
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (с.5–25)
Краткое содержание: Основные отрасли психологии. Психология как сложная система развивающихся наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Общие и специальные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные области психологии. Общая психология, ее структура. Отраслевые психологические науки. Краткая характеристика различных психологических наук. Методы исследования в психологии. Проблема метода психологического исследования. Краткие сведения из истории методов исследования в психологии. Наблюдение и самонаблюдение, их познавательная роль. |
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4–5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные.
Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике.
Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений,
а специальные – выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность.
Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний.
Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Рис. 2. Структура общей психологии:
Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию:
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.
Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования.
В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии – медицинская и патопсихология, а также психотерапия – имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки – объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.
Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания.
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это – методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология, начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В. Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются многие виды современной аппаратуры, в том числе радио-, видео- и электронной, включая ЭВМ.
Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значения несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для исследования таких тонких явлений, которыми занимается психология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблюдение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощущениях, эмоциональных переживаниях, образах, представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.
Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это возможно, эти данные необходимо контролировать при помощи иных, более объективных методов, в частности математических расчетов.
В табл. 2 представлены методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.
Таблица 2 Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:
Основной метод | Вариант основного метода |
Наблюдение | Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее |
Опрос | Устный Письменный Свободный Стандартизированный |
Тесты | Тест-опросник Тест-задание Проективный тест |
Эксперимент | Естественный Лабораторный |
Моделирование | Математическое Логическое Техническое Кибернетическое |
Наблюдение имеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение – это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты. Внешнее наблюдение, например, менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение незаменимо и часто выступает как единственно доступный метод сбора психологических данных в тех случаях, когда отсутствуют надежные внешние признаки интересующего исследователя явления. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю. Стандартизированное наблюдение, напротив, лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.
Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма – анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения.
В этих случаях обычно применяется третий тип тестов – проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.
Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вводит испытуемого в воображаемую, сюжетно неопределенную ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой ситуацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше. На основании содержательной интерпретации ответов судят о собственной психологии отвечающих.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности – соответствия жизни.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении.
Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.
Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики.
Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера–Вебера, Вебера–Фехнера и Стивенса. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. С множеством разнообразных примеров технического моделирования мы встречаемся в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это – попытки построения перцептронов – машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.
Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы изучения интересующих ее процессов и человеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислительных устройств. Пионерами в этом отношении в психологии выступили известные американские ученые Д.Миллер, Ю.Галантер, К.Прибрам. Отметив наличие в организме такой же сложной, иерархически построенной системы регуляции поведения, какая характеризует структуру и функционирование программ для ЭВМ, они сделали вывод о том, что подобным же образом может быть описано и поведение человека.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
Теория П. Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология — 2010. Том 6. № 4
Культурно-историческая психология
2010. Том 6. № 4. С. 4–10
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
7034
Обухова Л.Ф.
Аннотация
Теория П. Я. Гальперина — научная система, которая включает в себя решение ряда теоретических и прикладных проблем общей (генетической) психологии. П. Я. Гальперин разработал новое понимание предмета психологии, ввел новый метод исследования психических процессов, построил целостную систему развития психики в фило- и онтогенезе. Теория П. Я. Гальперина позволяет ставить и по-новому решать фундаментальные проблемы психологии — соотношение обучения и развития, роль действия в психическом развитии ребенка, плюсы и минусы метода срезов и метода планомерного формирования умственных действий. Эта теория — образец подлинно научного мышления в области психологии, и ее изучение формирует представление о ценности последовательной и строгой теоретической мысли исследователя; теория вносит существенный вклад в развитие культурно-исторической теории.
Ключевые слова: общая психология, генетическая психология, ориентировочная деятельность как предмет психологии, метод поэтапно-планомерного формирования умственных действий, оперативная схема мышления
Рубрика издания: Возрастная психология
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Обухова Л. Ф. Теория П. Я. Гальперина — становление новой отрасли психологии // Культурно-историческая психология. 2010. Том 6. № 4. С. 4–10.
Литература
- Выготский Л. С. Собр. соч., т.1, 1980.
- Гальперин П. Я., Обухова Л. Ф. Процесс решения задач и проблемы формирования полноценного объекта действия в уме /Доклады Академии педагогических наук РФСР, №2, 1961.
- Гальперин П. Я. Психология как объективная наука. М., 1998.
- Гальперин П. Я. Лекции по психологии. М., 2002.
- Леонтьев А. Н. Философия психологи. М., 1994.
- Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Метрики
Просмотров
Всего: 5930
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 7034
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 2
Какие бывают типы? Прочтите наше полное руководство
Психология — это предмет, который в равной степени привлекает внимание как ученых, так и широкой публики, поскольку, по-видимому, он устраняет разрыв между наукой и человеческой душой. Обсуждая приложения психологии, профессор UCT Йохан Лоу описал психологию как центр науки, который объединяет почти все биологические, социальные, математические и поведенческие науки, что делает ее невероятно большой и разнообразной областью. Чтобы понять, насколько широка и глубока предметная психология, давайте подробнее рассмотрим некоторые из ее различных областей.
Основные выводы
- В широком смысле психология — это изучение разума и поведения
- Возникли различные отрасли психологии, помогающие изучать различные темы, представляющие интерес в данной области.
- Психологию можно разделить на 16 ветвей
Скажите кому-нибудь, что вы рассматриваете возможность изучения психологии и неизбежным ответом будет: «Вы сейчас меня психоанализируете?». Это банальность, от которой не сможет увернуться ни один психолог (#асканыпсихологстудент).
Но помимо чтения мыслей, мудрых советов и преступных профилировщики, психология на самом деле по определению является изучением разума и поведение. И хотя у многих психология может ассоциироваться с удобным диваном и пара внимательных ушей, поле на самом деле настолько обширно, что есть множество фирменные блюда упакованы под его зонтиком. Ведь человеческий опыт – это многогранный, и вряд ли найдется единственный способ описать невероятная глубина и разнообразие нашего поведения, мыслей и эмоций.
Итак, изучая психологию, мы учимся смотреть на людей через множество различных линз, которые мы извлекаем из ряда популярных областей психологии.
1. Биопсихология
В 1913 году исследователь по имени Хидэё Ногучи открыл бактерия, ответственная за сифилис в мозгу умершего психиатрического госпиталя пациент. В то время сифилис был ужасающим заболеванием, для которого не было достоверной информации. лечение, которое, как считалось, сводит его жертв с ума. Почему это важно? Ну, потому что это был первый раз, когда кто-то нашел биологические доказательства то, что в то время считалось психологической проблемой. Во-первых время у научного мира были причины исследовать взаимосвязь между наша физиология и наше психологическое здоровье.
С тех пор различные области биологической психологии изучал генетические и физиологические механизмы поведения у человека; это область, которая интересуется «природой», а не «воспитанием» психологии. Как область, она внесла огромный вклад в наше понимание того, где ментальное откуда возникают проблемы со здоровьем и как они развиваются.
2. Психопатология
Эта отрасль психологии, также известная как ненормальная или клиническая психология, занимается классификацией, диагностикой и лечением проблем психического здоровья. Несмотря на то, что это лишь часть огромной дисциплины, она вызывает большой общественный интерес, часто создавая неверное впечатление, что это и есть психология!
Область психопатологии часто связана с клинической психологи, учитывая, что они часто работают в больницах и психиатрических больницах. клиники, где проводится диагностика и лечение. На самом деле психопатология это область, с которой знакомы все психологи.
В какой момент поведение становится ненормальным и что мы делаем использовать в качестве основы для нормальности? Какие жизненные обстоятельства делают психическое здоровье проблемы хуже или лучше? Как мы помогаем людям жить с хроническими заболеваниями здоровым и адаптивным образом? Вот некоторые из вопросов, которые вы, вероятно, ответ в этом поле.
3. Нейропсихология
Эта область психологии объединяет неврологию и изучение психологии, чтобы узнать, как наш мозг и наши когнитивные, поведенческие и эмоциональное функционирование связано. Изучение ролей, которые структурирует мозг и нейротрансмиттеры играют в этом поле, помогая нам понять, как неврологические проблемы могут повлиять на нашу повседневную жизнь и как мы можем их решать.
Интересно, что в конце 2019 года было объявлено, что в Южной Африке можно официально зарегистрироваться в качестве нейропсихолога, что сделало его самым последним дополнением к признанным категориям психологов. Эти психологи, скорее всего, будут работать в медицинских и исследовательских учреждениях, где они будут консультировать и изучать неврологические проблемы, такие как черепно-мозговые травмы, инсульты и нейродегенеративные заболевания.
Правда ли, что личность человека может измениться после мозговой рана? Как предотвратить снижение когнитивных функций, связанное со старением? Как нейротрансмиттеры и настроение связаны? Вот некоторые из вопросов, которые поле Нейропсихология искала ответы.
Педагогическая психология — это научное исследование человеческого поведения в образовательной среде, и поэтому она заинтересована в определении и использовании потенциала обучения людей. В учебных заведениях, таких как школы и университеты, педагоги-психологи могут оценивать образовательные программы, проводить исследования факторов, влияющих на обучение, и консультировать в случаях, когда у студентов или учеников разные потребности в обучении.
В Южной Африке педагог-психолог является одной из шести категорий психологов, в качестве которых можно зарегистрироваться после получения признанной степени магистра.
По сравнению с другими психологами педагогическая психологи, как правило, больше используют психометрические оценки, такие как тесты IQ, в их повседневной работе. Вместе с глубинным интервью эти тесты помогают создать целостную картину одаренных, нейроразнообразных или трудное время в школе и дать рекомендации, как лучше всего подойти их обучение.
5.
Поведенческая психологияПоведенческая психология, или просто бихевиоризм, была одним из самых популярных способов рассмотрения и понимания человеческого поведения в начале 1900-х годов. Он предположил, что поведение людей — это усвоенная реакция на что-то в нашем окружении. Бихевиористы хотели уйти от психоаналитической традиции и рассматривали бихевиоризм как более объективный и измеримый способ понимания людей.
Вы когда-нибудь слышали о собаке Павлова? Этот известный поведенческий Эксперимент описывает, как Павлов замечает, что у его собаки выделяется слюна всякий раз, когда они увидел еду. Поэтому какое-то время он звонил в колокольчик, прежде чем давать собаке еду. Через некоторое время достаточно было звонка колокольчика, чтобы собака слюноотделение, демонстрируя то, что описывается как условный ответ. У собак было был приучен ожидать еды, когда слышит звон колокольчика. Армирование другой метод, который обычно используется для увеличения или уменьшения частоты поведения через поощрение и наказание.
6. Когнитивная психология
Область психологии, изучающая психические процессы, такие как мысли, память и решение задач, называется когнитивной психологией. Это область, которая помогла нам понять многие из наших более «автоматических» психических процессов, таких как то, как мы обращаем внимание, изучаем язык, храним и извлекаем информацию из памяти и даже то, что происходит, когда мы думаем о своих собственных мыслях.
Когнитивная психология сделала много важных открытий, которые продвинули другие области дисциплины, такие как социальная, педагогическая психология и психология развития. Например, в 19Когнитивная психология 50-х годов начала вызывать интерес, несмотря на то, что поведенческая психология была основным подходом к пониманию людей в то время. К 1990-м годам Аарон Бек опубликовал книгу, в которой описал применение обоих подходов при консультировании, создав основу для когнитивно-поведенческой терапии, которая до сих пор остается одним из самых популярных методов лечения психологических проблем.
7. Судебная психология
Применение психологии в правотворчестве, правоприменении, допрос свидетелей и обращение с преступником заключается в области судебной психологии. По сути, применение любых знаний из области психологии в юриспруденцию можно было бы считать судебной психологией.
Судебная психология становится все более популярной по мере телевизоры изображали агентов и детективов ФБР, пользующихся услугами психологов для профилирования и поимки серийных преступников или для борьбы с остроумием злодеи, такие как Ганнибал Лектор. В действительности судебно-медицинская экспертиза в психологии обратитесь к психологам, которые хорошо разбираются в предоставлении экспертных показаний или мнение в ходе судебных разбирательств, особенно в тех случаях, когда важным фактором является психическое здоровье. Этот может подсказывать, годен ли кто-то предстать перед судом, советовать в детской дела об опеке и вынесение рекомендаций по вынесению приговора.
Другие важные приложения психологии и права обычно озабочены тем, как лучше всего бороться с преступностью в обществе. Этот может включать проведение исследований, объясняющих преступное поведение, обеспечение психологические услуги правонарушителям и разработка программ по отвлечению люди из мест лишения свободы.
Насколько наши собственные мысли, эмоции и личность влияют на то, что мы думаем, чувствуем и делаем, так и наши отношения с окружающими нас людьми! Основополагающим аспектом социальной психологии является то, что на наше поведение влияют другие люди, которые являются частью нашего более широкого социального контекста. Соответственно, социальная психология может попытаться объяснить, как на наше представление о себе влияют другие, почему мы подчиняемся социальным нормам и что заставляет нас быть любящими или агрессивными.
Как область социальная психология также внесла свой вклад в понимание дискриминации с помощью теорий, которые описывают, как группы людей относятся друг к другу. Это также область, которая очень интересует культура и то, как она выражается через социальное обучение.
Будучи студентом, социальная психология представляет интерес для исследование, потому что оно указывает на многие распространенные предубеждения, которых склонны придерживаться люди. Ан пример? Вы заметили, что когда мы видим, как кто-то ошибается, мы обычно говорим, что это из-за их индивидуальных способностей, но когда мы делаем ошибка, мы склонны говорить, что это из-за наших обстоятельств?
9. Промышленная психология
Эта отрасль психологии применяет психологическую теорию к нашим рабочим местам и интересуется тем, как люди функционируют в своей работе или профессиональной жизни. Например, эта область особенно заинтересована в мотивации, удовлетворенности работой и рабочей среде, а также в создании более здоровых, счастливых и продуктивных сотрудников.
Психология является полезным инструментом в сфере труда, и как таковые организационные или промышленные психологи могут расширить возможности организаций рядом интересных способов. Они могут проверять кандидатов на наличие навыков и способностей, которые имеют решающее значение для конкретной должности, разрабатывать программы оздоровления сотрудников или разрабатывать стратегии обучения и развития.
После получения аккредитованной степени магистра можно зарегистрироваться в качестве промышленного психолога в Совете медицинских профессий Южной Африки (HPCSA).
10. Психология здоровья
Психология здоровья — это область, которая исследует способы, которыми поведение, биология и социальный контекст влияют на болезнь и здоровье. Это означает, что психологи здоровья видят, что физическое и психическое здоровье неразрывно связаны, и признают ценность улучшения одного для другого.
Психология здоровья является важной областью, потому что многие работа, которую он делает, заключается в профилактике и укреплении здоровья. Поэтому вместо того, чтобы пытаться решать проблемы со здоровьем, когда они уже возникли, психология здоровья рассматривает то, что подвергает людей риску в первую очередь, и борется с этими рисками пропагандируя более здоровое поведение. Другими словами, он пытается отследить нездоровье. вернуться к своим корням и устранить его, прежде чем он станет гораздо более серьезным проблема.
Очень часто чрезвычайно распространенные проблемы, такие как избыточный вес, стресс или курение являются риском для огромного числа других физических и психических проблемы со здоровьем. Настолько, что даже малейший позитивный образ жизни изменения на уровне населения могут предотвратить тысячи и тысячи людей от когда-либо развивающихся серьезных проблем, таких как рак, диабет и сердечно-сосудистые болезнь.
11. Исследовательская психология
Если бы у дисциплины психологии было сердцебиение, оно бы лежат в области исследовательской (или экспериментальной) психологии. Почему? Потому что, несмотря на огромное разнообразие областей в психологии, исследования — это то, что они все имеют общее. Все психологи обучены навыкам и компетенции, необходимые для проведения исследований, и должны быть в состоянии постоянно участвовать в текущих исследованиях в своих областях, чтобы оставаться на вершине игра.
Большинство психологов получают образование ученых-практиков модели, а это означает, что они должны находиться в постоянном цикле вовлечения с текущими исследованиями в своей области, а затем применяя полученные знания к своей собственная практика. Решения, которые принимают психологи, могут иметь серьезные последствия на жизни людей, поэтому быть хорошо информированным и сведущим в темах, имеющих отношение к ваше поле ожидается.
Однако некоторые психологи посвящают карьеры исключительно для расширения наших психологических знаний. Исследовать психологи обучены различным научным методам, чтобы отвечать на все вопросы, которые у нас есть о людях. Психологи-исследователи очень ценятся, учитывая их передаваемый набор навыков, и их можно найти во множестве организации, где они проводят эксперименты и испытания, разрабатывают и оценивают программы и консультации для других исследователей в различных областях.
12. Психология развития
Психология развития — обширная область с длительным история изучения человека на разных этапах нашей жизни. В то время как это было началось с изучения развития детей и подростков, позже оно было расширено включать в себя всю жизнь. Психология развития исследует три основные области, а именно физическое, эмоциональное и социальное развитие, чтобы построить полный картина развития человека на всех этапах жизни.
Психология развития особенно интересна из-за ошеломляюще обширной области. Поскольку он изучает, как явления возникают у детей и как они развиваются на протяжении всей жизни, подход к развитию часто лежит в основе многих других областей, поскольку он исследует, откуда взялся изучаемый предмет и как он меняется с течением времени. В результате психология развития внесла огромный вклад в детскую психологию, педагогическую психологию, когнитивную психологию и многие другие смежные области.
Вместо того, чтобы пытаться решать психологические проблемы по отдельности, психология сообщества интересуется тем, как сообщества и их ресурсы могут быть мобилизованы для решения проблем, с которыми они сталкиваются коллективно. Он исходит из того, что большинство проблем, с которыми сталкиваются люди, связаны с их социальными условиями и что психология слишком полагается на профессионалов в решении повседневных проблем. Таким образом, общественная психология признает, что сообщества знают больше всего о своих проблемах и что при продуманном содействии и обучении они могут быть наделены полномочиями для их решения.
В местах, где люди страдают от многих социальных недугов, таких как бедность или дискриминация, решение проблем по одному с психологом не работают хорошо из-за того, насколько распространенные проблемы, такие как тревога, депрессия, психоактивные вещества оскорбления и травмы. Работая с сообществами для выявления этих проблем и основываться на своих собственных навыках и возможностях для их решения, сообщество психологический подход более эффективен. И поскольку сообщество принимает решение о решение, оно также, вероятно, будет более приемлемым с культурной точки зрения.
14. Психометрия
Психометрия – это область, посвященная развитию и проведение психологических тестов и измерение психологических явления. Результаты этих тестов помогают психологам сделать важные выводы. решения в самых разных ситуациях. Например, борется ли ученик должен перейти в следующий класс, какая профессия кому хорошо подходит или даже если кто-то подвержен риску депрессии. Другие популярные области человеческой измерение включает в себя навыки и знания, способности, отношения, личность черты и достижения в учебе.
Одной из самых больших проблем в этой области является создание стандартный способ измерения вещей, которые в основном нематериальны, или обеспечение того, чтобы на самом деле вы измеряете то, что пытаетесь измерить! Люди обладают чрезвычайно разнообразными способами выражения своего внутреннего мира, поэтому пытаясь аккуратно классифицировать поведение для измерения чрезвычайно сложно. Как например, хотя эта область была заинтересована в измерении интеллекта для сто лет, это остается областью спорных дебатов.
15. Психология личности
Личность обычно определяется как совокупность характеристики, которыми обладает каждый человек, формирующие его мысли, чувства и поведение, а психология личности — это область, которая исследует эти характеристики. История психологии личности тесно переплетается с психометрией, учитывая попытки ранних ученых измерить различные черты, формирующие личность человека. Одни считали, что существуют тысячи личностных черт, хотя сегодняшние личностные тесты измеряют многое меньше. Как и все психометрические тесты, личностные тесты не очень полезны. свои собственные и используемые психологами для создания более широкой и полной картины индивидуальный.
16. Критическая психология
Критическая психология — увлекательная область психологии. который обращает свой взор внутрь себя и исследует верования и обычаи сама дисциплина. Это может показаться немного странным, но как помогающая профессия, крайне важно постоянно размышлять о том, что делает дисциплина и или не на самом деле это действительно помогает. Например, психологию часто считают как наука, из-за которой кажется, что знание, которое она производит, «объективно» или истинно. Однако чаще всего это не так, потому что психологию делают люди, власть и политика всегда играют роль. Критический психология стремится обнажить эти упущения и гарантировать, что роль исследуются история, культура и власть в дисциплине психологии.
Если вы раздумывали над перспективой изучения психологии, почему бы не подумать о Южноафриканском колледже прикладной психологии? Степень бакалавра прикладных социальных наук SACAP – это комплексная программа бакалавриата по психологии, которая обеспечивает идеальный плацдарм для тех, кто хочет получить степень бакалавра с отличием и магистра, чтобы стать психологом. Тем временем профессиональная степень бакалавра психологии колледжа имеет «встроенный» эквивалент с отличием, который предоставит вам международно признанный путь к получению степени магистра психологии и, в конечном итоге, к тому, чтобы стать квалифицированным психологом. Чтобы получить дополнительную информацию, запросите прямо сейчас.
Часто задаваемые вопросы
Какие существуют виды психологии?
Какие матричные предметы необходимы для изучения психологии?
Шокирующее состояние психического здоровья в Южной Африке в 2019 году
6 основных направлений специализации —
Изучая человеческое поведение и разум, психология дает важные сведения о том, почему мы ведем себя так, а не иначе. В нашей повседневной жизни мы применяем психологические концепции во всем: от приложений для знакомств и маркетинговых кампаний до политических митингов и личного роста.
Психология — обширная область: чтобы помочь вам понять, что вас может заинтересовать, мы познакомим вас с шестью основными разделами ниже. Обратите внимание, что это всего лишь дегустационное меню и неполный список! Есть много других подполей, которые вы можете изучить.
1) Клиническая психология здоровьяКлиническая психология занимается оценкой и диагностикой состояний или расстройств психического здоровья, а также терапией и лечением с помощью психотерапевтических подходов, таких как когнитивно-поведенческая терапия.
Клинические психологи часто работают в тандеме с психиатрами в медицинских учреждениях, чтобы обеспечить пациентам качественную помощь! Кроме того, опытные клинические психологи могут выбрать специализацию в различных областях: расстройства пищевого поведения, расстройства настроения, зависимость и многое другое.
2) Производственно-организационная психологияПромышленно-организационная психология, также известная как психология труда, профессиональная психология или бизнес-психология, вращается вокруг научного изучения человеческого поведения, а также применения психологических принципов в организациях и рабочие места.
В последние годы эта отрасль психологии развивается по мере того, как все больше руководителей осознают, насколько благоприятная рабочая среда способствует успеху организации. Выпускники, специализирующиеся в этой отрасли, могут применять свои знания в исследованиях, эргономике, удовлетворенности сотрудников, обучении и развитии сотрудников, отборе и оценке персонала и многом другом.
3) Судебная психологияСудебная психология стала популярной благодаря телевизионным криминальным сериалам.
По словам Американской психологической ассоциации, эта отрасль психологии влечет за собой «применение клинических специальностей в области права[i]». Судебные психологи работают над тем, чтобы помочь заинтересованным сторонам понять, что мотивирует поведение преступников, но они также делают больше! Они также могут работать в исправительных учреждениях, предлагая консультации, помогая разрабатывать и проводить программы лечения, снижающие уровень рецидивизма (повторных правонарушений), или проводить исследования.
4) Консультативная психологияВот забавный факт: хотя термины «психолог-консультант» и «консультант» кажутся взаимозаменяемыми для обозначения одной и той же профессии, это не так! Для регистрации в Сингапурском психологическом обществе (SPS)[i] вам потребуется квалификация выпускника программы прикладной психологии, а для регистрации в Сингапурской ассоциации консультирования (SAC)[ii] консультанты должны пройти последипломную подготовку по консультированию.
Психологи-консультанты также, как правило, берутся за более серьезные случаи, чем консультанты, из-за их опыта в психологии — например, домашнее насилие — и видят своих пациентов дольше.
Психологов-консультантов можно найти как в государственных учреждениях, таких как центры обслуживания семьи и дома престарелых, так и в частных клиниках. Их также можно найти в исследованиях и научных кругах.
5) Психология развитияПсихология развития изучает рост и развитие человека на протяжении всей жизни, от рождения до старости, в физическом, когнитивном и социально-эмоциональном плане. Психология развития имеет множество практических применений в самых разных областях, включая дошкольное образование и маркетинг.
Лица, выбравшие специализацию в области психологии развития, могут стать социальными работниками, поведенческими терапевтами и т. д.
Если вам интересна эта отрасль психологии, почему бы не прочитать о пяти основных теориях развития? К ним относятся психосоциальная теория человеческого развития Эрика Эриксона, которая предполагает, что наша личность развивается на протяжении всей жизни на восьми хронологических стадиях развития, и теория привязанности Джона Боулби.
6) Спортивная психологияИ последнее, но не менее важное: у нас есть спортивная психология!
Гибридная область, объединяющая психологию, спортивную науку и медицину. Спортивная психология изучает, как психологические факторы могут влиять и улучшать самочувствие и результаты спортсменов. В нем также исследуется, как спортивные профессионалы могут применять психологические знания в спортивных организациях или тренерской практике.
Хотя спортивная психология считается современной — она была официально признана Американской психологической ассоциацией только в 2003 году — эта область существует с конца 1800-х годов[i].
Спортивные психологи играют ключевую роль в достижении успеха спортсменами, что могут подтвердить несколько лучших спортсменов[iii]! Профессиональная теннисистка Ига Святек, выигравшая свой первый турнир Большого шлема в одиночном разряде на Открытом чемпионате Франции всего в 19 лет, сказала, что отчасти своим успехом она обязана Дарье Абрамович, своему спортивному психологу[iv].
Чтобы стать спортивным психологом в Сингапуре и в большинстве стран мира, вам потребуется ученая степень в области психологии (или связанная с ней степень), а также последипломная квалификация в области спортивной психологии. Вы также должны иметь право на регистрацию в признанном психологическом обществе.
Подводя итог, мы рассмотрели спортивную психологию, психологию развития, психологию консультирования, судебную психологию, психологию промышленных организаций и клиническую психологию. Нашли ли вы какую-либо из этих ветвей прямо в своем переулке или заметили ту, которая повысит ценность вашей карьеры?
Если ваш ответ «да», мы хотели бы сообщить, что в настоящее время MDIS предлагает диплом о высшем образовании в области психологии, который затрагивает некоторые из этих самых областей! Высший диплом MDIS по психологии, рассчитанный на десять месяцев на полный рабочий день и четырнадцать месяцев на неполный рабочий день, охватывает такие темы, как организационная психология и групповая динамика.
После получения диплома вы можете поступить на последний курс* бакалавра наук (с отличием) в области психологических и поведенческих наук, присуждаемого Университетом Рохэмптона, Великобритания! Тогда вы станете на один шаг ближе к тому, чтобы стать полноценным психологом, если это ваша цель.
Если у вас нет предыдущего опыта или знаний в области психологии, но у вас есть квалификация Nitec или уровень O, не беспокойтесь! Вы можете начать с диплома Международного фонда в области естественных наук, технологий, инженерии, математики и искусства, прежде чем перейти к высшему диплому MDIS по психологии.