Память сенсорная, кратковременная и долговременная
01 октября 2022 г., 21:40
По длительность память бывает сенсорная, кратковременная и долговременная.
Сенсорная память — это та память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна, и если нет надобности запоминать увиденное или услышанное — сохраненное быстро замещается новой информацией. (если например долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, потом, глаз какое-то время будет «помнить» силуэт этого человека).
Кратковременная память, она же оперативная — эта память ограниченна примерно семью объектами, цифрами, буквами и так далее. Она наиболее загружена в течении дня. (Кстати именно поэтому все планы нужно писать на бумаге — во-первых они все равно забудутся, а во-вторых — не нужно лишний раз грузить занятую память). Кратковременная память запоминает материал примерно за 20-30 секунд. Затем запомненное подвергается фильтрации и нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией.
Долговременная память — это архив. Алфавит, адрес и телефоны домашних, имена, иностранные языки — все это сохраняется в долговременной памяти. Долговременная память может помнить нужный материал от дня и до десятилетий. Но и она ограничена. Вернее ограничены ее доступные уровни, потому что существует гипотеза, что люди помнят все, что с ними просиходило и даже при определенных условиях вспоминают те или иные события — например, в сновидениях (Смотри Резервы памяти). Сравнить эту память можно с океаном — что-то ненужное оседает на дно, а то, что нужно, находится ближе к поверхности. И если места у поверхности перестает хватать — что-то обязательно потонет. Так что уповать на безграничность память все-таки не стоит и загружать ее чем попало тоже.
Выделяют как разновидность долговременной памяти — третичную память — это то, что мы помним всю жизнь (слова и так далее).
Виды памяти
Память сенсорная, кратковременная и долговременная
- Память внутренняя (естественная) и внешняя (на носителях)
- Память негативная и позитивная
- Память прошлого и память будущего
- Память непроизвольная, произвольная и послепроизвольная
- Виды памяти
Комментарии (2):
Гость, 16 апреля 2017 г. , 17:46
Очень ясно и доказательно разъяснены виды памяти. Спасибо за помощь. Анатолий, 16.04.2017г.
Гость, 21 октября 2018 г., 07:26
Благодарю за доступность в пояснении. Елена Ижевск
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Число Миллера
Исследователь Джордж Миллер (США) в уже ставшей классической статье, опубликованной в 1956 г.: «Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию» (The magical number seven, plus or minus two: Some limits on our capacity for processing information) обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека и, связав их с объемом кратковременной памяти, показал, что этот объем определяется не числом слов в предложении, а числом объектов, и обычно равен для счетных объектов 7±2.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Резервы памяти
Исследователи памяти предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того и любого другого дерева. Похоже, что запоминается все, чего когда-либо хоть на случайное мгновение коснется наше внимание, и хранится у нас — навсегда.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам
Вспоминание — процесс извлечения из памяти нужной информации. Что касается жизненных событий, то большая часть людей скорее придумывает, нежели вспоминает то что было. Верить человеческим воспоминаниям могут только те, кто склонен верить сказкам.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
ВВП. Глава 8. Память
Современные психологи выделяют в памяти три главных раздела. Первый из них относится к трем стадиям памяти: кодированию, хранению и воспроизведению. Второй касается разграничения видов памяти для кратковременного или длительного хранения информации. В третий раздел попадают различные виды памяти, которые выделяются в зависимости от содержания хранимой информации (например, одна система памяти — для фактов, другая — для навыков). Для каждого из этих разделов существуют данные, показывающие, что различаемые сущности — скажем, кратковременная и долговременная память — опосредуются (частично) различными мозговыми структурами.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Запоминание
Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — обязательная часть любой учебы, обучения и научения.
0Подробнее
Клиника промышленной медицины | Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
- Главная »
- Пациентам »
- Статьи »
- Память, причины ее нарушений, и методы тренировки памяти
Память — это психическое свойство человека, способность к накоплению (запоминанию) хранению и воспроизведению опыта и информации. Память — это способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве. Память трудно свести к одному понятию. Но подчеркнем, что память — это совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека. Память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека. Память — это сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека. Память можно определить как
Еще один важный факт: память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях.
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти — это длительность, быстрота, точность, готовность, объём (запоминания и воспроизведения). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.
1. Объём — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.
2. Быстрота запоминания отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
3. Точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении.
4. Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет.
5. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.
Виды и формы памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания.
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности.
3. По продолжительности сохранения информации.
4. По сути предмета и способа запоминания.
5. По характеру участия воли.
6. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную.
1) Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
1. Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.
2. Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Доказано, что существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту.
Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.).
3. Образная память — связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту. Образы могут быть разными: человек запоминает как образы различных предметов, так и общее представление о них, с каким-то абстрактным содержанием. В свою очередь, образную память делят по виду анализаторов, которые участвуют при запоминании впечатлений человеком. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.
У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, конструкторов. Упомянутое раньше эйдетическое зрение, или феноменальная память, также характеризуется богатым воображением, обилием образов.
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам.
Осязательная, обонятельная и вкусовая память – это примеры памяти, (существуют и другие виды, которые не будут упомянуты), не играющей существенной роли в жизни человека, т. к. возможности такой памяти очень ограниченны и ее роль – это удовлетворение биологических потребностей организма. Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах (классические примеры: слепорожденные и слепоглухонемые).
4. Словесно-логическая память — это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, а так же опытные лекторы, преподаватели вузов и т. д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание. Некоторые исследователи считают, что эта память формируется и начинает «работать» позже других видов. П. П. Блонский называл ее » память-рассказ». Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Развитие логической памяти происходит с обучением ребенка основам наук.
По продолжительности сохранения информации:
1) Мгновенная или иконическая память
Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти — от 0,1 до 0,5 с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ.
Человек воспринимает электромагнитные колебания, изменения давления воздуха, изменение положения объекта в пространстве, придавая им определённое значение. Стимул всегда несёт в себе определённую информацию, специфичную лишь для него. Воздействующие на рецептор в сенсорной системе физические параметры стимула преобразуются в определённые состояния центральной нервной системы (ЦНС). Установление соответствия между физическими параметрами стимула и состоянием ЦНС невозможно без работы памяти. Данная память проявляется у детей еще в дошкольном возрасте, но с годами ее значение для человека возрастает.
2) Кратковременная память
Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. В памяти сохраняются самые существенные элементы воспринятого образа. Кратковременная память «включается», когда действует, так называемое, актуальное сознание человека (т.е. то, что осознается человеком и как-то соотносится с его актуальными интересами и потребностями).
Информация вводится в кратковременную память с помощью обращения внимания на нее. Например: человек, сотни раз видевший свои наручные часы, может не ответить на вопрос: «Какой цифрой — римской или арабской — изображена на часах цифра шесть?». Он никогда целенаправленно не воспринимал этот факт и, таким образом, информация не отложилась в кратковременной памяти.
Объем кратковременной памяти очень индивидуален, и существуют разработанные формулы и методы для ее измерения. В связи с этим необходимо сказать о такой ее особенности, как свойство замещения. Когда индивидуальный объем памяти переполняется, новая информация частично замещает уже хранящуюся там, а прежняя информация часто безвозвратно исчезает. Хорошим примером могут быть трудности при запоминании обилия фамилий и имён людей, с которыми мы только что познакомились. Человек способен удержать в кратковременной памяти не больше имен, чем позволяет его индивидуальный объем памяти.
Сделав сознательное усилие, можно удержать информацию в памяти дольше, что обеспечит её перевод в оперативную память. Это лежит в основе запоминания путем повторения.
На самом деле, кратковременная память играет важнейшую роль. Благодаря кратковременной памяти перерабатывается громадный объём информации. Сразу же отсеивается не нужная и остается то, что потенциально полезно. В результате, не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. Кратковременная память организовывает мышление человека, так как мышление «черпает» информацию и факты именно из кратковременной и оперативной памяти.
3) Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
После решения поставленной задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти. Хорошим примером может быть информация, которую пытается вложить в себя студент на время экзамена: четко заданы временные рамки и задача. После сдачи экзамена снова наблюдается полная «амнезия» по данному вопросу. Этот вид памяти является, как бы переходным от кратковременной к долговременной, так как включает в себя элементы и той, и другой памяти.
4) Долговременная память — память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока.
Эта память начинает функционировать не сразу после того, как был заучен материал, а спустя некоторое время. Человек должен переключиться с одного процесса на другой: с запоминания на воспроизведение. Эти два процесса несовместимы и их механизмы полностью разные.
Интересно, что чем чаще воспроизводится информация, тем прочнее она закрепляется в памяти. Иными словами, человек может в любой нужный момент припомнить информацию с помощью усилия воли. Интересно заметить, что умственные способности не всегда являются показателем качества памяти. Например, у слабоумных людей, иногда встречается феноменальная долговременная память.
Почему же для восприятия информации необходима способность к её сохранению? Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, человек имеет дело в каждый момент времени лишь с относительно небольшими фрагментами внешнего окружения. Чтобы интегрировать эти разделённые во времени воздействия в целостную картину окружающего мира, эффекты предшествовавших событий при восприятии последующих должны быть, так сказать, «под рукой». Вторая причина связана с целенаправленностью нашего поведения. Приобретаемый опыт должен запоминаться в таком виде, чтобы его можно было успешно использовать для последующей регуляции направленных на достижение сходных целей форм поведения. Хранящаяся в памяти человека информация оценивается им с точки зрения значения её для управления поведением и в соответствии с этой оценкой удерживается в различной степени готовности.
Человеческая память ни в малейшей степени не пассивный хранитель информации – это активная деятельность.
Большинство людей периодически сетуют на свою «девичью» память. Как правило, они практически не расстаются с ежедневниками, в которых тщательно вписывают все свои планы на будущий день. Однако трудности подстерегают повсюду. Иногда невозможность вспомнить чье-то имя может поставить в достаточно неловкую ситуацию.
Как развить память у взрослого?
Подобный вопрос периодически задают себе забывчивые люди. И те, кто не только ищут ответ, но и начинают внедрять все рекомендации в жизнь, со временем замечают прекрасный результат.
Причины плохой памяти
С возрастом у людей ухудшается способность к запоминанию, а также появляется рассеянность. Человеку необходимо держать к голове слишком много информации, из-за чего он иногда забывает самые очевидные факты. Но дело не только в этом. Чем старше становится человек, тем хуже его способность рассуждать здраво. Причины плохой памяти у взрослых сокрыты как в возрастных изменениях, так и в неправильном образе жизни, стрессах, плохом сне и многом другом. Нервных клеток становится меньше, и наряду с этим человеку все труднее вникать во что-то новое. Плохая память у взрослого может являться следствием некоторых заболеваний. Отмечается, что на способность запоминания, а также мышление, неблагоприятно влияют: высокое давление; атеросклероз; диабет; полнота. Иногда ухудшение запоминания может быть следствием развивающейся болезни Альцгеймера.
Методы улучшения памяти
Удивительную способность можно натренировать, как, например, мышцу тела. Для этого нужно делать специальные упражнения для памяти. У взрослых, конечно, тренировка потребует определенных усилий. Ведь легче всего это происходит в детском возрасте. Малыши стараются запомнить все, что попадается им на глаза.
Упражнения для памяти у взрослых
Нагрузка на память школьника уже достаточно существенна. Но когда человек заканчивает учиться и начинает работать, его память больше не поддается систематической тренировке. Жизнь становится более скучной и обыденной. Для того чтобы память продолжала развиваться, человек должен получать впечатления. Хорошо, если происходят различные приятные события, и люди стараются их не забыть.
Влияние табака
Прежде всего необходимо избавиться от пагубного влияния никотина. Многочисленные исследования подтвердили, что табак достаточно сильно ухудшает способность запоминать. Если сравнить человека, который тренирует память и при этом курит, и другого, который не работает над способностью запоминать, но и вредной привычки у него нет, то окажется, что у первого результат лучше. Однако если их условия уравнять, то окажется, что табак все же ухудшает память. Исследования показали, что курящие студенты хуже справляются с заданиями, чем некурящие. Хотя табак имеет свойство мгновенно повышать концентрацию внимания, однако это быстро проходит.
Влияние алкоголя
Гибкий ум невозможно сохранить, принимая спиртосодержащие напитки. Ведь они также ослабляют память. Даже малая доза спиртного снижает способность запоминать. Систематический его прием лишает человека возможности фиксировать что-то в памяти. Поэтому тем людям, которые задумываются о том, как развить память у взрослого, следует отказаться от спиртного. методики развития памяти у взрослых Рекомендуется исключить все виды алкоголя перед ответственным мероприятием, на котором необходимо что-то запоминать.
Медикаментозные препараты
Прием некоторых лекарств также может влиять на запоминание и даже вызывать провалы в памяти. К ним относятся различные успокаивающие или возбуждающие препараты, а также обезболивающие, антигистаминные и противовоспалительные средства.
Основные рекомендации
Существуют правила, позволяющие памяти всегда оставаться в рабочем состоянии: обогащать кровь кислородом; обязательно хорошо высыпаться; не злоупотреблять алкоголем и табаком; отказаться (по возможности) от лекарств, снижающих память.
Методики запоминания от гениев
Психолог Карл Сишор считает, что обычный человек использует свою память только на 10%, в то время как 90% остаются без применения. Мало кто знает, что практически все методики развития памяти у взрослых базируются на трех природных законах запоминания. Речь идет про эмоции, ассоциации и повторения. Знание этих правил способно помочь как в обыденной жизни, так и в ответственных ситуациях.
Закон эмоций гласит, что для лучшего запоминания достаточно получить яркие впечатления о заданном предмете. Самым известным человеком, использовавшим данное правило, был Рузвельт. Он всегда сохранял отличную концентрацию внимания. Все, что он прочитывал, запоминал почти дословно. Секрет данной методики развития памяти у взрослых сокрыт в необходимости полностью сосредоточиться, хотя бы ненадолго, на нужной информации. Именно в этом случае она запомнится лучше, чем если долго размышлять о ней и отвлекаться.
Удивительную методику оставил после себя Наполеон. Он отлично помнил на смотре войск расположение каждого своего бойца и его фамилию. Секрет его запоминания имени человека состоял в том, чтобы получить о нем более яркое впечатление. Например, спросив, как пишется его фамилия.
Президент Линкольн имел свою методику запоминания: он читал вслух то, что было важно помнить. Получается, что нужно задействовать как можно больше органов чувств. Это позволяет достаточно эффективно повлиять на развитие памяти у взрослых. Упражнения, которые строятся на задействовании нескольких чувств, рекомендуются большинством психологов. К примеру, чтобы запомнить, достаточно записать, а затем мысленно представить написанное.
Марк Твен часто читал лекции. Чтобы запомнить длинный текст, он записывал пару слов с начала каждого абзаца. Перед выступлением Твен повторял всю лекцию, используя эту шпаргалку. Но затем ему пришла в голову другая идея — и он стал рисовать то, что ему нужно было запомнить. Таким образом, гении прошлого смогли воплотить все три закона запоминания.
Как развить память у взрослого: упражнения для тренировки
Тренировка памяти у взрослых должна начинаться со следующих упражнений: 5-10 секунд сохраняйте полностью свободный от мыслей ум. Это необходимо для тренировки концентрации внимания. Во время данного процесса не должно возникать какого-либо напряжения: нервного либо психического. С пяти секунд очень важно постепенно дойти до тридцати секунд непрерывного нахождения в этом состоянии.
Очень важно развивать не только зрительную или слуховую способность запоминания, но и другие виды. Также нужно помнить, что краткосрочная и долгосрочная память в одинаковой мере необходимы человеку.
Зрительную память можно натренировать, если пытаться запомнить внешность проходящих мимо людей. Достаточно мимолетного взгляда на человека, идущего навстречу, и затем нужно попробовать представить себе его облик во всех деталях.
Очень полезно время от времени спрашивать себя, как выглядит обертка любимой конфеты, что там изображено.
Можно пытаться представить, что вы видели, когда проходили в очередной раз мимо магазина, какая там была вывеска. При этом нужно стараться вспомнить все до мельчайших подробностей.
Для того чтобы улучшить звуковую память, достаточно регулярно читать вслух либо учить стихотворения с ребенком. Пропойте только что прослушанную мелодию. В уличном шуме старайтесь расслышать обрывки фраз и зафиксировать их в памяти.
Принимая пищу, вообразите себя дегустатором, который досконально запоминает вкус блюда. Ассоциируйте каждое кушанье с чем-либо. Играйте на угадывание блюда с закрытыми глазами.
В парфюмерном магазине брызгайте понравившиеся духи на тест-полоску. Затем пытайтесь вспомнить их название. Тренируйтесь со всеми окружающими вас запахами. Можно начать с более простых ароматов, далее переходите к более сложным.
Попробуйте развить числовую память. Для того чтобы запомнить целую комбинацию, нужно всего лишь выбросить калькулятор. Для начала можно просто определять в магазине сдачу при каждой покупке. Расчеты в уме очень тренируют память, связанную с числами. Попробуйте определить цену на каждый продукт.
Считайте свои шаги, например, от входа в квартиру до двери лифта. Можно попробовать запомнить, сколько раз вам приходится прокрутить лампу в патроне, прежде чем она будет закручена достаточно туго. причины плохой памяти у взрослых.
Все виды памяти прекрасно развиваются при помощи любых видов настольных игр. Ускорить мыслительные процессы можно при помощи шахмат и шашек, игральных карт, домино.
Отлично натренировать память поможет разгадывание кроссвордов, а также всяческие головоломки.
Оригами улучшает механическую память. Различные виды рукоделия, типа вязания, вышивки и рисования, улучшают мелкую моторику и концентрацию на деталях.
При недостаточном эффекте от самостоятельных занятий необходимо обратиться к специалистам: неврологу или психиатру.
Кроме этого, в г. Оренбурге по адресу: ул. Пролетарская, д. 153 работает «Школа для пациентов с проблемами памяти». Занятия проходят каждую вторую среду месяца. Запись по телефону (3532) 40-20-11.
Памятью обладают все. У некоторых людей отмечается просто феноменальная способность к запоминанию. Другие сознаются в том, что являются обладателями «дырявой» головы. По мнению психологов, людей с плохой памятью крайне мало. При этом очень много тех, кто не умеет правильно ее использовать или не знает, как развить память у взрослого.
Статья подготовлена врачом-неврологом высшей квалификационной категории Гранкиным С. А.
При подготовке статьи использовались материалы сайта:
http://fb. ru/article/162910/kak-razvit-pamyat-u-vzroslogo-uprajneniya-dlya-trenirovki-obzor-luchshih-metodik-po-razvitiyu-pamyati
http://fb.ru/, Обзор лучших методик по развитию памяти, Елена Билецкая, December 29, 2014
8.1 Воспоминания как типы и стадии – Введение в психологию
Цели обучения
- Сравните явную и имплицитную память, определяя характеристики, определяющие каждую из них.
- Объясните функцию и продолжительность эйдетических и эхоических воспоминаний.
- Обобщите возможности кратковременной памяти и объясните, как рабочая память используется для обработки содержащейся в ней информации.
Как видно из таблицы 8.1 «Концептуализация памяти в терминах типов, стадий и процессов», психологи концептуализируют память в терминах типов
, по этапам , по процессам . В этом разделе мы рассмотрим два типа памяти, эксплицитную память и имплицитную память , а затем три основных этапа памяти: сенсорную , кратковременную и долговременную (Atkinson & Shiffrin). , 1968). Затем, в следующем разделе, мы рассмотрим природу долговременной памяти, уделяя особое внимание когнитивным методам, которые мы можем использовать для улучшения нашей памяти. Наше обсуждение сосредоточится на трех процессах, занимающих центральное место в долговременной памяти: кодирование , хранение и извлечение .Таблица 8.1 Память, концептуализированная с точки зрения типов, стадий и процессов
Как типы | Явная память |
В качестве ступеней | Сенсорная память |
Кратковременная память | |
Долговременная память | |
Как процессы | Кодировка |
Хранение | |
Поиск |
Эксплицитная память
Когда мы оцениваем память, прося человека сознательно запоминать вещи, мы измеряем явную память . Эксплицитная память относится к знаниям или переживаниям, которые можно сознательно запомнить . Как видно на рисунке 8.2 «Типы памяти», существует два типа явной памяти: эпизодическая и семантическая . Эпизодическая память относится к личный опыт, который у нас был
(например, воспоминания о выпускном вечере средней школы или о фантастическом ужине, который мы устроили в Нью-Йорке в прошлом году). Семантическая память относится к нашим знаниям фактов и понятий о мире (например, что абсолютное значение -90 больше, чем абсолютное значение 9, и что одно из определений слова «аффект» — это «переживание чувства или эмоция»).Рисунок 8.2 Типы памяти
Эксплицитная память оценивается с помощью показателей, при которых испытуемый должен сознательно пытаться запомнить информацию. Тест на припоминание — это мера явной памяти, которая включает извлечение из памяти информации, которая ранее была запомнена . Мы полагаемся на нашу память припоминания, когда сдаем тест на эссе, потому что тест требует от нас генерировать ранее запомненную информацию. Тест с множественным выбором является примером теста на опознавательную память,
Ваш собственный опыт прохождения тестов, вероятно, приведет вас к согласию с выводами научных исследований о том, что вспомнить сложнее, чем распознать. Припоминание, как это требуется в тестах на эссе, включает в себя два этапа: сначала создание ответа, а затем определение того, кажется ли он правильным. Распознавание, как и в тесте с множественным выбором, включает только определение того, какой элемент из списка кажется наиболее правильным (Haist, Shimamura, & Squire, 1992). Хотя они включают разные процессы, показатели памяти припоминания и узнавания, как правило, коррелируют. Студенты, которые лучше справляются с экзаменом с несколькими вариантами ответов, в целом также лучше справляются с экзаменом по сочинению (Бриджман и Морган, 19 лет).96).
Третий способ измерения памяти известен как переобучение
(Нельсон, 1985). Показатели повторного обучения (или сбережения) оценивают, насколько быстрее обрабатывается или усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была усвоена, но затем забыта . Например, если вы посещали курсы французского языка в прошлом, вы могли забыть большую часть выученной лексики. Но если бы вам снова пришлось работать над своим французским языком, во второй раз вы выучили бы словарный запас намного быстрее. Повторное обучение может быть более чувствительной мерой памяти, чем припоминание или узнавание, потому что оно позволяет оценивать память с точки зрения «сколько» или «как быстро», а не просто «правильные» и «неправильные» ответы. Повторное обучение также позволяет нам измерять память на такие действия, как вождение автомобиля или игра на фортепиано, а также память на факты и цифры.Имплицитная память
В то время как явная память состоит из вещей, о которых мы можем сознательно сообщить, что мы знаем, имплицитная память относится к знаниям, к которым мы не можем сознательно получить доступ. Тем не менее имплицитная память чрезвычайно важна для нас, поскольку она оказывает прямое влияние на наше поведение. Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния . Как вы можете видеть на рис. 8.2 «Типы памяти», существует три основных типа имплицитной памяти: процедурная память, классические эффекты обусловливания и прайминг.
Процедурная память относится к нашим зачастую необъяснимым знаниям о том, как что-то делать . Когда мы идем из одного места в другое, говорим с другим человеком на английском языке, набираем номер мобильного телефона или играем в видеоигру, мы используем процедурную память. Процедурная память позволяет нам выполнять сложные задачи, даже если мы не можем объяснить другим, как мы их делаем. Невозможно рассказать кому-то, как ездить на велосипеде; человек должен учиться, делая это. Идея имплицитной памяти помогает объяснить, как младенцы способны учиться. Способность ползать, ходить и говорить — это процедуры, и эти навыки легко и эффективно развиваются в детстве, несмотря на то, что во взрослом возрасте мы не помним о том, что научились им.
Второй тип имплицитной памяти — это классические условные эффекты, при которых мы учимся, часто без усилий или осознания, ассоциировать нейтральные стимулы (например, звук или свет) с другим стимулом (например, едой), что создает естественную возникающая реакция, такая как удовольствие или слюноотделение. Память на ассоциацию проявляется, когда условный раздражитель (звук) начинает вызывать ту же реакцию, что и безусловный раздражитель (еда) до обучения.
Последний тип имплицитной памяти известен как прайминг, или изменения в поведении в результате событий, которые происходили часто или недавно . Прайминг относится как к активизации знания (например, мы можем активировать понятие «доброта», представляя людям слова, связанные с добротой), так и к влиянию этой активации на поведение (люди, которые настроены на понятие доброты, могут действовать добрее).
Одним из показателей влияния прайминга на имплицитную память является Тест фрагмента слова , в котором человека просят заполнить пропущенные буквы, чтобы составить слова. Вы можете попробовать сами: сначала попробуйте закончить следующие фрагменты слов, но работайте над каждым всего три-четыре секунды. Какие слова быстро приходят на ум?
_ i b _ a _ y
_ h _ s _ _ i _ n
_ o _ k
_ h _ is _
Теперь внимательно прочитайте следующее предложение:
полки, проверил их, а затем вышел из здания».
Затем попробуйте снова составить слова из фрагментов слов.
Думаю, вы обнаружите, что легче завершить фрагменты 1 и 3 как «библиотека» и «книга» соответственно после того, как вы прочитали предложение, чем до того, как вы его прочитали. Однако чтение предложения не очень помогло вам завершить фрагменты 2 и 4 как «врач» и «фаэтон». Это различие в имплицитной памяти, вероятно, произошло потому, что, когда вы читали предложение, понятие «библиотека» (и, возможно, «книга») было подготовлено, хотя они никогда не упоминались явно. Как только понятие заложено, оно влияет на наше поведение, например, в тестах на фрагменты слов.
На наше повседневное поведение влияет прайминг в самых разных ситуациях. Увидев рекламу сигарет, мы можем начать курить, увидев флаг своей страны, мы можем пробудить в себе патриотизм, а увидев ученика из конкурирующей школы, мы можем пробудить в себе дух соперничества. И эти влияния на наше поведение могут происходить без нашего ведома.
Направление исследования: подготовка внешнего осознания влияет на поведение
Одной из наиболее важных характеристик имплицитных воспоминаний является то, что они часто формируются и используются автоматически , без особых усилий или осознания с нашей стороны. Для демонстрации автоматизма и влияния эффектов прайминга Джон Барг и его коллеги (Bargh, Chen, & Burrows, 1996) провели исследование, в котором они показали студентам колледжа списки из пяти зашифрованных слов, каждое из которых они должны были превратить в предложение. Кроме того, для половины участников исследования слова были связаны со стереотипами пожилых людей. Эти участники видели такие слова, как следующие:
во Флориде пенсионеры живые люди
человек-бинго забывчивый играет
Другая половина участников исследования тоже составляла предложения, но из слов, не имевших ничего общего со старческими стереотипами. Цель этого задания заключалась в том, чтобы у одних участников закрепить в памяти стереотипы о пожилых людях, а у других — нет.
Затем экспериментаторы оценили, повлияет ли прайминг на стереотипы пожилых людей на поведение студентов, и они действительно повлияли. Когда участник исследования собрал все свои вещи, думая, что эксперимент окончен, экспериментатор благодарил его или ее за участие и указывал дорогу к ближайшему лифту. Затем, без ведома участников, экспериментаторы зафиксировали количество времени, которое участник провел, идя от дверного проема экспериментальной комнаты к лифту. Как вы можете видеть на рис. 8.3 «Результаты Барга, Чена и Берроуза, 19 лет».96», участники, которые составили предложения, используя слова, связанные со стереотипами пожилых людей, переняли поведение пожилых людей — они шли значительно медленнее, когда покидали экспериментальную комнату.
Рисунок 8.3. Результаты Bargh, Chen, and Burrows, 1996
Bargh, Chen, and Burrows (1996) обнаружили, что слова, связанные с пожилыми, заставляют людей ходить медленнее.
Адаптировано из Bargh, J.A., Chen, M., & Burrows, L. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии, 71 , 230–244.
Чтобы определить, возникли ли эти предварительные эффекты вне сознания участников, Барг и его коллеги попросили еще одну группу студентов выполнить предварительное задание, а затем указать, думают ли они, что слова, которые они использовали для составления предложений, имели какое-либо значение. отношения друг к другу или, возможно, каким-либо образом повлияли на их поведение. Эти студенты не подозревали о возможности того, что слова могли быть связаны с пожилыми людьми или могли повлиять на их поведение.
Стадии памяти: сенсорная, кратковременная и долговременная память
Другой способ понять память — рассматривать ее с точки зрения стадий, описывающих продолжительность времени, в течение которого информация остается доступной для нас. Согласно этому подходу (см. рис. 8.4 «Длительность памяти»), информация начинается в сенсорной памяти , перемещается в кратковременную память и, в конце концов, перемещается в долговременную память . Но не вся информация проходит все три стадии; большая часть забыта. Переместится ли информация из кратковременной памяти в долговременную или же она будет потеряна из памяти, полностью зависит от того, как эта информация воспринимается и обрабатывается.
Рисунок 8.4 Продолжительность памяти
Память можно охарактеризовать с точки зрения стадий — промежутка времени, в течение которого информация остается доступной для нас.
Адаптировано из Atkinson, R.C., & Shiffrin, R.M. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивации (Том 2). Оксфорд, Англия: Academic Press.
Сенсорная память
Сенсорная память относится к кратковременное хранение сенсорной информации . Сенсорная память — это буфер памяти, который длится очень недолго, а затем, если на него не обращают внимание и не передают для дальнейшей обработки, он забывается. Цель сенсорной памяти — дать мозгу время на обработку поступающих ощущений и позволить нам видеть мир как непрерывный поток событий, а не как отдельные его части.
Зрительная сенсорная память известна как иконическая память. Знаковая память была впервые изучена психологом Джорджем Сперлингом (1960). В своем исследовании Сперлинг показал участникам отображение букв в рядах, подобное тому, что показано на рис. 8.5 «Измерение иконической памяти». Однако отображение длилось всего около 50 миллисекунд (1/20 секунды). Затем Сперлинг дал своим участникам тест на запоминание, в котором их попросили назвать все буквы, которые они могли вспомнить. В среднем участники смогли вспомнить только около четверти букв, которые они видели.
Рисунок 8.5 Измерение Iconic Memory
Сперлинг (1960) показывал своим участникам изображения, подобные этому, всего за 1/20 секунды. Он обнаружил, что, когда он предлагал участникам сообщить об одном из трех рядов букв, они могли это сделать, даже если сигнал был дан вскоре после того, как дисплей был удален. Исследование продемонстрировало существование иконической памяти.
Адаптировано из Sperling, G. (1960). Информация доступна в кратком визуальном представлении. Психологические монографии, 74 (11), 1–29.
Сперлинг рассудил, что участники видели все письма, но могли запомнить их очень кратко, поэтому они не могли сообщить о них все. Чтобы проверить эту идею, в своем следующем эксперименте он сначала показывал те же буквы, но затем после того, как дисплей был удален , он сигнализировал участникам сообщить буквы из первого, второго или третьего ряда. В этом состоянии участники сообщали почти все буквы в этом ряду. Это открытие подтвердило догадку Сперлинга: участники имели доступ ко всем буквам в своих знаковых воспоминаниях, и если задача была достаточно короткой, они могли сообщить о той части дисплея, о которой он попросил их. «Достаточно короткий» — это длина иконической памяти, которая составляет около 250 миллисекунд (¼ секунды).
Слуховая сенсорная память известна как эхо-память. В отличие от иконических воспоминаний, которые распадаются очень быстро, эхоические воспоминания могут длиться до 4 секунд (Cowan, Lichty, & Grove, 1990). Это удобно, так как позволяет вам, среди прочего, помнить слова, которые вы сказали в начале длинного предложения, когда вы дойдете до его конца, и делать заметки о последнем заявлении вашего профессора психологии даже после того, как он или она закончила говорить это.
У некоторых людей иконическая память сохраняется дольше, это явление известно как эйдетические образы (или «фотографическая память»), с помощью которых люди могут сообщать детали изображения в течение длительных периодов времени. Эти люди, которые часто страдают психологическими расстройствами, такими как аутизм, утверждают, что они могут «видеть» образ спустя долгое время после того, как он был представлен, и часто могут точно описать этот образ. Есть также некоторые свидетельства эйдетических воспоминаний в слухе; некоторые люди сообщают, что их эхо-воспоминания сохраняются необычно долго. Композитор Вольфганг Амадей Моцарт, возможно, обладал эйдетической памятью на музыку, потому что, даже когда он был очень молод и еще не имел большого музыкального образования, он мог слушать длинные произведения, а затем воспроизводить их почти идеально (Соломон, 19).95).
Кратковременная память
Большая часть информации, попадающей в сенсорную память, забывается, но информация, на которую мы обращаем внимание с целью ее запоминания, может пройти в кратковременную память . Кратковременная память (КПМ) — это место, где небольшое количество информации может временно храниться более нескольких секунд, но обычно менее одной минуты (Baddeley, Vallar, & Shallice, 1990). Информация в кратковременной памяти не хранится постоянно, а становится доступной для обработки, и процессы, которые мы используем для осмысления, изменения, интерпретации и хранения информации в STM , известны как рабочая память.
Хотя рабочая память и называется «памятью», это не хранилище памяти, как STM, а скорее набор процедур или операций с памятью. Представьте, например, что вас просят принять участие в таком задании, как это, которое является мерой рабочей памяти (Unsworth & Engle, 2007). Каждый из следующих вопросов появляется отдельно на экране компьютера, а затем исчезает после того, как вы ответите на вопрос:
Является ли 10 × 2 − 5 = 15? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «S»
Является ли 12 ÷ 6 − 2 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «R»
Является ли 10 × 2 = 5? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «P»
Является ли 8 ÷ 2 − 1 = 1? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «T»
Является ли 6 × 2 − 1 = 8? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Тогда запомните «U»
Является ли 2 × 3 − 3 = 0? (Ответьте ДА ИЛИ НЕТ) Затем запомните «Q»
Чтобы успешно выполнить задачу, вы должны правильно ответить на каждую из математических задач и в то же время запомнить букву, которая следует за задачей. Затем, после шести вопросов, вы должны перечислить буквы, которые встречались в каждом из испытаний, в правильном порядке (в данном случае S, R, P, T, U, Q).
Для выполнения этой сложной задачи вам необходимо использовать различные навыки. Вам явно нужно использовать STM, так как вы должны хранить письма в хранилище, пока вас не попросят перечислить их. Но вам также нужен способ наилучшим образом использовать имеющиеся у вас внимание и обработку информации. Например, вы можете решить использовать стратегию «повторите буквы дважды, затем быстро решите следующую задачу, а затем повторите буквы еще дважды, включая новую». Поддержание этой стратегии (или других подобных ей) — задача рабочей памяти.0013 центральный исполнительный — часть рабочей памяти, которая направляет внимание и обработку. Центральный исполнитель будет использовать любые стратегии, которые кажутся лучшими для данной задачи. Например, центральный исполнительный орган будет направлять процесс репетиции и в то же время направлять зрительную кору на формирование образа списка букв в памяти. Вы можете видеть, что, хотя STM задействован, процессы, которые мы используем для работы с материалом в памяти, также имеют решающее значение.
Кратковременная память ограничена как по длине, так и по количеству информации, которую она может хранить. Петерсон и Петерсон (1959) обнаружил, что, когда людей просили запомнить список трехбуквенных цепочек, а затем сразу же просили выполнить отвлекающую задачу (счет в обратном порядке по три), материал быстро забывался (см. рис. 8.6 «Распад СТМ»). что к 18 секундам его практически не было.
Рисунок 8.6 Затухание СТМ
Петерсон и Петерсон (1959) обнаружили, что информация, которая не была отрепетирована, быстро выветривается из памяти.
Адаптировано из Peterson, L., & Peterson, M.J. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии, 58 (3), 193–198.
Один из способов предотвратить разрушение информации из кратковременной памяти — использовать рабочую память для ее повторения. Поддерживающая репетиция — это процесс повторения информации в уме или вслух с целью сохранения ее в памяти . Мы участвуем в поддерживающей репетиции, чтобы удержать в памяти что-то, что мы хотим запомнить (например, имя человека, адрес электронной почты или номер телефона), достаточно долго, чтобы записать это, использовать или, возможно, перенести на долгосрочную перспективу. Память.
Если мы продолжим репетировать информацию, она останется в STM до тех пор, пока мы не прекратим ее репетировать, но у STM также есть предел емкости. Попробуйте прочитать каждый из следующих рядов чисел, по одному ряду за раз, со скоростью примерно одно число в секунду. Затем, когда вы закончите каждый ряд, закройте глаза и запишите столько цифр, сколько сможете вспомнить.
019
3586
10295
861059
1029384
75674834
657874104
6550423897
Если вы относитесь к среднему человеку, то обнаружите, что в этом тесте рабочей памяти, известном как тест на разрядов , вы довольно хорошо справились примерно до четвертой строки, а потом у тебя начались проблемы. Бьюсь об заклад, вы пропустили некоторые числа в последних трех рядах и довольно плохо справились с последним.
Размах цифр у большинства взрослых составляет от пяти до девяти цифр, в среднем около семи. Когнитивный психолог Джордж Миллер (1956) назвал «семь плюс-минус два» фрагментов информации «магическим числом» в кратковременной памяти. Но если мы можем удерживать в кратковременной памяти максимум около девяти цифр, то как мы можем запомнить большее количество информации, чем это? Например, как мы можем запомнить 10-значный телефонный номер достаточно долго, чтобы набрать его?
Один из способов, с помощью которого мы можем расширить нашу способность запоминать вещи в STM, заключается в использовании метода памяти, называемого разбиением на фрагменты . Разделение на фрагменты — это процесс организации информации в более мелкие группы (фрагменты), тем самым увеличивая количество элементов, которые могут храниться в STM 9.0014 . Например, попробуйте запомнить эту строку из 12 букв:
XOFCBANNCVTM
Вероятно, у вас это не получится, потому что количество букв превышает магическое число семь.
Теперь попробуйте еще раз с этим:
MTVCNNABCFOX
Вам поможет, если я укажу, что материал в этой строке может быть разделен на четыре набора по три буквы в каждом? Я думаю, да, потому что тогда вместо того, чтобы запоминать 12 букв, вам нужно было бы запомнить только названия четырех телевизионных станций. В этом случае разбиение на фрагменты изменяет количество элементов, которые вы должны запомнить, с 12 до четырех.
Эксперты полагаются на фрагментацию, чтобы помочь им обрабатывать сложную информацию. Герберт Саймон и Уильям Чейз (1973) показывали шахматным мастерам и новичкам различные положения фигур на шахматной доске в течение нескольких секунд каждое. Эксперты запоминали позиции намного лучше, чем новички, потому что они могли видеть «картину в целом». Им не нужно было запоминать положение каждой из частей по отдельности, они разделили части на несколько более крупных макетов. Но когда исследователи показали обеим группам случайные шахматные позиции — позиции, которые очень маловероятны в реальной игре, — обе группы выступили одинаково плохо, потому что в этой ситуации эксперты потеряли способность организовывать раскладки (см. рис. 8.7 «Возможные и невозможные варианты»). шахматные позиции»). То же самое происходит и с баскетболом. Баскетболисты гораздо лучше помнят реальные баскетбольные позиции, чем неигроки, но только тогда, когда позиции имеют смысл с точки зрения того, что происходит на площадке или что может произойти в ближайшем будущем, и, таким образом, могут быть разбиты на более крупные единицы (Дидьержан). и Мармеш, 2005).
Рис. 8.7 Возможные и невозможные шахматные позиции
Опыт имеет значение: опытные шахматисты гораздо лучше запоминают позиции партии справа, чем новички. Но эксперты не лучше новичков запоминают позиции слева, чего не может быть в реальной игре.
Если информация проходит через кратковременную память, она может попасть в долговременную память (LTM), запоминающее устройство, которое может хранить информацию в течение дней, месяцев и лет . Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить (Wang, Liu, & Wang, 2003). Хотя мы можем забыть какую-то информацию после того, как узнаем ее, другие вещи останутся с нами навсегда. В следующем разделе мы обсудим принципы долговременной памяти.
Ключевые выводы
- Память — это способность сохранять и извлекать информацию с течением времени.
- Для некоторых вещей наша память очень хороша, но наша активная когнитивная обработка информации гарантирует, что память никогда не будет точной копией того, что мы испытали.
- Эксплицитная память относится к переживаниям, которые можно намеренно и сознательно запомнить, и она измеряется с помощью припоминания, узнавания и повторного обучения. Эксплицитная память включает эпизодические и семантические воспоминания.
- Показатели повторного обучения (также известные как сбережения) оценивают, насколько быстрее усваивается информация, когда она изучается снова после того, как она уже была изучена, но затем забыта.
- Имплицитная память относится к влиянию опыта на поведение, даже если человек не осознает эти влияния. Три типа имплицитной памяти — это процедурная память, классическая обусловленность и прайминг.
- Обработка информации начинается в сенсорной памяти, перемещается в кратковременную память и в конечном итоге переходит в долговременную память.
- Репетиция технического обслуживания и фрагментация используются для хранения информации в кратковременной памяти.
- Емкость долговременной памяти велика, и нет известного предела тому, что мы можем запомнить.
Ссылки
Аткинсон Р.К. и Шиффрин Р.М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В К. Спенсе (ред.), Психология обучения и мотивация (Том 2). Оксфорд, Англия: Academic Press.
Баддели, А. Д., Валлар, Г., и Шаллис, Т. (1990). Развитие концепции рабочей памяти: последствия и вклад нейропсихологии. В G. Vallar & T. Shallice (Eds.), Нейропсихологические нарушения кратковременной памяти (стр. 54–73). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Барг, Дж. А., Чен, М., и Берроуз, Л. (1996). Автоматизм социального поведения: прямое влияние конструкции черты и активации стереотипа на действие. Журнал личности и социальной психологии, 71 , 230–244.
Бриджмен, Б., и Морган, Р. (1996). Успешная учеба в колледже для учащихся с расхождениями в результатах тестов с несколькими вариантами ответов и тестов сочинений. Журнал педагогической психологии, 88 (2), 333–340.
Коуэн, Н., Лихти, В., и Гроув, Т. Р. (1990). Свойства памяти на произносимые без присмотра слоги. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 16 (2), 258–268.
Дидьежан, А., и Мармеш, Э. (2005). Упреждающее представление визуальных сцен баскетбола новичками и опытными игроками. Визуальное познание, 12 (2), 265–283.
Хейст Ф., Шимамура А. П. и Сквайр Л. Р. (1992). О связи припоминания и узнавания памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 18 (4), 691–702.
Миллер, Джорджия (1956). Волшебное число семь плюс-минус два: некоторые ограничения нашей способности обрабатывать информацию. Psychological Review, 63 (2), 81–97.
Нельсон, Т. О. (1985). Вклад Эббингауза в измерение удержания: экономия во время повторного обучения. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 11 (3), 472–478.
Петерсон, Л., и Петерсон, М.Дж. (1959). Кратковременное запоминание отдельных словесных единиц. Журнал экспериментальной психологии, 58 (3), 193–198.
Саймон, Х.А., и Чейз, В.Г. (1973). Мастерство в шахматах. Американский ученый, 61 (4), 394–403.
Соломон, М. (1995). Моцарт: Жизнь . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Perennial.
Сперлинг, Г. (1960). Информация доступна в кратком визуальном представлении. Психологические монографии, 74 (11), 1–29.
Ансуорт, Н., и Энгл, Р. В. (2007). О разделении кратковременной и рабочей памяти: исследование простого и сложного объема и их отношения к способностям более высокого порядка. Психологический вестник, 133 (6), 1038–1066.
Ван Ю., Лю Д. и Ван Ю. (2003). Открытие возможностей человеческой памяти. Мозг и разум, 4 (2), 189–198.
Психология развития памяти: этапы и возрасты
Мы бы не продвинулись в жизни слишком далеко, если бы не способность создавать воспоминания. Размышление о заветных воспоминаниях приносит нам много счастья и удовлетворения в жизни, но наша память также помогает нам адаптироваться и планировать будущее. Память является неотъемлемой частью человеческого опыта. Вы когда-нибудь задумывались, как развивается наша память?
- Этапы развития памяти.
- Развитие памяти в раннем детстве.
- Развитие памяти в подростковом возрасте.
- Развитие рабочей памяти и возраст.
- Важность развития памяти.
Развитие воспоминаний — активный процесс, меняющийся на протяжении всей нашей жизни. Исследования показывают, что этапы развития памяти усиливаются и изменяются в период от детства до подросткового возраста. Как только человек достигает пика возраста (считается, что это около 20 лет), память постепенно ухудшается. Однако болезни и нарушения обучаемости могут повлиять на развитие памяти (например, болезнь Альцгеймера и дислексия).
Прежде чем мы рассмотрим развитие памяти на протяжении всей жизни, давайте рассмотрим само развитие памяти.
Рис. 1 — Фотоальбом фотографий в оттенках серого.
Стадии развития памяти
Развитие памяти включает различные когнитивные процессы. Три наиболее важных этапа в развитии воспоминаний — это кодирование, хранение и извлечение .
Кодирование
Кодирование является начальным этапом восприятия и изучения новой информации. В любой момент нашей жизни нас бомбардирует сенсорная информация. Вот почему процесс кодирования является избирательным. В процессе кодирования важная информация отделяется от менее важной или ненужной информации. Поскольку информация поступает к нам через наши сенсорные процессы, кодирование происходит через нашу нервную систему.
Сенсорная информация может быть закодирована тремя различными системами, визуальными, акустическими, или семантическими процессами. Вы можете вспомнить, куда положили свой телефон, мысленно увидев его на своем столе. Эта информация кодировалась визуально. Однако вы можете запомнить номер телефона своего друга, повторяя его снова и снова. Это акустическое кодирование. Семантическое кодирование происходит, когда мы что-то запоминаем, связывая это с определенным значением. Мы делаем это с помощью искусства, символов, изучения слов и многих других вещей. Большинство наших долговременных воспоминаний закодированы семантически.
Хранение
Этап хранения касается того, сколько информации хранится, где она хранится и как долго. При хранении памяти мы в первую очередь говорим о кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память — это место, где мы храним сознательную информацию для немедленного использования, и ее возможности ограничены. Долговременная память обширна и полна информации, о которой мы не знаем.
Поиск
Поиск связан с воспоминанием информации. Существует три основных категории припоминания информации: свободное припоминание, припоминание по сигналу и последовательное припоминание.
- Свободный отзыв предполагает воспроизведение информации в любом порядке. Вы можете вспомнить список элементов последовательно, от самых последних к последним, или сгруппировав элементы, которые были перечислены близко друг к другу.
- Припоминание сигнала зависит от сигналов или вещей, которые помогают вызвать воспоминание. Это может быть песня, запах, вид объекта, связанного с событием, или множество других вещей. Подсказками может быть все, что заставляет вас вспомнить событие или информацию.
- Последовательный отзыв включает в себя воспроизведение информации в порядке ее появления. Вы можете вспомнить событие, опираясь на хронологию своего опыта.
Рис. 2 – Маленькая девочка читает книгу в парке.
Развитие памяти в раннем детстве
Когда мы рождаемся, наши когнитивные способности, такие как память, развиваются постепенно. Себастьян и Эрнандес-Хиль (2012) проверили это развитие, исследуя возможности фонологической петли от детства до подросткового возраста.
Исследование проводилось на 570 учениках в возрасте 5-17 лет из Мадрида. Исследователи разделили участников на пять возрастных групп. Они зафиксировали средний диапазон цифр для каждого возраста. Они использовали стандартную процедуру.
Тест d igit span предназначен для измерения пропускной способности фонологической петли. В тесте на диапазон цифр исследователь читает последовательность чисел и просит участников вспомнить правильный порядок. Длина последовательности увеличивается с каждым разом. Тест направлен на то, чтобы выяснить, сколько чисел участники могут запомнить в правильной последовательности.
Результаты:
Среднее значение диапазона цифр увеличивается с возрастом. Однако между 5 и 11 годами существуют значительные различия. Однако после этого возраста емкость фонологической петли неуклонно возрастает. Когда средний диапазон цифр был записан для каждого возраста, а не для возрастной группы, было обнаружено, что значения уменьшились. Например, в возрасте 15 лет средний балл составлял 5,82, а в возрасте 16 лет — 5,75. В целом, возраст влияет на способность запоминать диапазон цифр.
Age group | Mean digit span score |
5 | 3.76 |
6-8 | 4.34 |
9-11 | 5.13 |
12-14 | 5,46 |
15-17 | 5,83 |
Sebastián and Hernández-Gil (2010) ранее провели аналогичное исследование на пожилых людях. Результаты показали, что здоровые пожилые люди в возрасте 65–82 лет имели средний балл 4,44, в то время как у пациентов с деменцией средний размах цифр составлял 4,20.
Развитие памяти в подростковом возрасте
Память представляет собой познавательный процесс, имеющий большое значение в подростковом возрасте, во время которого она развивается. Точность воспоминаний зависит от стратегии, используемой для запоминания информации. В исследовании Уотерса (1982) ученики 8-х и 10-х классов вспомнили пару слов. После припоминания исследователи спросили участников, какую из следующих стратегий они использовали для запоминания пар слов:
Внимательное чтение.
Репетиция.
Визуальная проработка.
Устная проработка.
Результаты показали, что:
Вышеупомянутые два исследования предполагают, что увеличение объема памяти и точности в детстве связано с развитием процесса памяти. Однако это связано с тем, что в подростковом возрасте лучше учиться репетировать и вспоминать воспоминания.
Развитие рабочей памяти и возраст
Исследования в области психологии показывают, что когнитивные способности, такие как память, постепенно ухудшаются с возрастом. Однако это изменение не влияет на все аспекты памяти у здоровых пожилых людей. Психологи обнаружили, что обычно:
Старение в значительной степени не влияет на семантическую и процедурную память:
Семантическая – воспоминания информации со смыслом, как правило, о мире и понятиях, включая повседневные знания, такие как не переходить улицу при приближении автомобиля .
- Процедурный – воспоминания о том, как что-то делать, например, как готовить.
Старение, по-видимому, влияет на эпизодические, исходные и импульсные воспоминания:
Эпизодический – воспоминания личного опыта, т. е. воспоминания о том, что, когда и где произошло событие. К ним относятся, например, воспоминания о драке, в которую попал человек, когда ему было 12 лет.
- Источник – воспоминания о том, где и когда вы чему-то научились. Например, вспомните, как отец учил вас кататься на велосипеде в парке.
- Лампа-вспышка – долгоживущее подробное воспоминание, вызывающее эмоции после пережитого значимого момента. Например, когда вы узнаете, что член семьи умер.
Память, психические заболевания и нарушения обучаемости
Многие психические заболевания и нарушения обучаемости могут повлиять на память, например, дислексия и болезнь Альцгеймера. Это заболевания, поражающие разные возрастные группы населения.
Дислексия
Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое вызывает проблемы с беглым и точным чтением слов и чисел. Эта инвалидность обычно начинается в детстве или в подростковом возрасте. Люди с дислексией испытывают трудности с обработкой информации, и считается, что у них «слабая» рабочая память. Исследования показывают, что дислексия влияет на многие когнитивные функции, такие как:
- Нарушения центральных исполнительных функций (компонент WMM, который посылает информацию другим компонентам модели).
Также может быть затронута зрительно-пространственная обработка или информация, которую мы видим.
Фонологическая обработка, или информация, которую мы слышим.
Центральные исполнительные функции также связаны с направлением внимания, концентрацией, принятием решений и воспроизведением воспоминаний.
Рабочая память вступает в игру, когда мы обрабатываем несколько фрагментов информации одновременно. При дислексии информация часто более разбросана, объем рабочей памяти обычно ниже, а рабочая память с трудом обрабатывает эту информацию и передает ее в долговременную память. Поскольку дислексия в первую очередь поражает детей и подростков, они не следуют типичным стадиям развития памяти. своей возрастной группы.
Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера — прогрессирующее заболевание, поражающее когнитивные способности, такие как память. Поскольку это прогрессирующее заболевание, память пациентов с болезнью Альцгеймера со временем ухудшается. Это заболевание в основном поражает пожилое население (старше 65 лет). Считается, что болезнь Альцгеймера является результатом атрофии головного мозга.
Атрофия головного мозга — это потеря клеток и нейронов. Область мозга с атрофией приводит к тому, что эта область теряет функции и становится менее эффективной.
Болезнь Альцгеймера характеризуется потерей памяти. Это может повлиять:
Во-первых, кратковременная память.
Рабочая память.
Долговременная декларативная память.
В результате потери памяти заболевание может повлиять и на другие когнитивные способности.
Примеры симптомов, которые могут возникнуть из-за потери памяти, включают:
- Спутанность сознания.
- Изменения личности.
- Трудности с логикой и рассуждениями.
- Трудности с чтением.
- Трудно говорить.
- Плохое настроение.
- Беспокойство.
Развитие памяти: важность
Память важна по целому ряду практических причин. Память позволяет нам учиться, что, в свою очередь, помогает нам адаптироваться и выживать. Понимание того, как работает память, может помочь нам лучше, быстрее и эффективнее учиться. Память важна для нас и в когнитивном плане. Наши воспоминания помогают построить наше представление о себе. Они влияют на наши эмоции и направляют наши мысли, убеждения и решения. Без памяти мы не можем думать и планировать будущее.
Изучение памяти также дает нам больше информации о человеческом опыте. Это помогает нам понять, как обучение происходит в мозгу. Он показывает нам большую связность мозга и то, какие области участвуют в наших индивидуальных психических процессах.
Ухудшение памяти также связано с большей частотой депрессии. Это одновременно и симптом депрессии, и следствие ухудшения памяти. Потеря памяти помогает изолировать области мозга, на которые влияют определенные состояния и расстройства.
Психология развития памяти. Ключевые выводы
- Три важные стадии развития памяти: кодирование, хранение, и извлечение .