Режим дня школьника: памятка родителям
Начался новый учебный год, и для того, чтобы справляться с многочисленными нагрузками, школьнику необходимо соблюдать режим дня. Рациональный режим дня дисциплинирует, повышает работоспособность, успеваемость, способствует нормальному росту и развитию. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.
Главным в распорядке дня должно быть чередование умственной нагрузки, труда и отдыха. Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.
Начинать день следует с утренней гимнастики. Она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение.
Умственная работа, а также большая подвижная деятельность детей сопровождаются значительным расходом энергии, которая должна своевременно пополняться за счет питания, чтобы обеспечить хорошую работоспособность организма.
Обязательно приучайте ребёнка завтракать; питание школьника должно быть разнообразным, богатым белками, микроэлементами и витаминами. Ежедневно в меню детей необходимо включать мясные, кисломолочные, молочные продукты, овощные блюда, фрукты, блюда с растительными маслами, каши.
Необходимо соблюдать определенное время, кратность приема пищи (4 — 5 раз в день) и интервалы между ними (3,5 — 4 час.). Очень важно, чтобы ребенок получал горячее питание в школе. В каждом образовательном учреждении разработаны комплексы завтраков, обедов, исходя из рекомендованных норм потребления продуктов, с учетом потребности школьника в основных пищевых веществах (белки, жиры, углеводы) и энергетической ценности (калорийности), которые компенсируют энергозатраты в течение учебного дня.
По возвращении из школы ребенок должен пообедать и отдохнуть (желательно на свежем воздухе). Школьники должны проводить ежедневно на свежем воздухе не менее 2-3 часов.
Приступать к выполнению домашнего задания рекомендуется не ранее 16 часов, так как именно в это время начинается второй пик (вечерний) повышения суточной работоспособности.
Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту и хорошо освещенное. Стол следует поставить у окна, чтобы свет падал на учебники и тетради слева (если ребенок правша). Очень важна правильная посадка ребёнка во время приготовления домашних заданий. При правильном положении ноги согнуты под прямым углом в тазобедренном и коленном суставах и опираются на пол или подставку, две трети бедра школьника помещаются на сидении стула, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Голова и туловище находятся в прямом положении. Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ладони ребёнка.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отводить полтора-два часа, средних классов — 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
Все дополнительные занятия не должны проводиться в ущерб отдыху, прогулке.
После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть для школьников 6-10 лет – не менее 10 часов, 11-14 лет – не менее 9 часов, а для более старших – не менее 8 часов. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего – в 22.00 — 22.30.
Полноценность сна обеспечивается его правильной организацией:ложиться спать в одно и то же время, ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.). Также полезна прогулка на свежем воздухе в течение 30-40 минут. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить.
Выполнение этих рекомендаций предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, способствует гармоничному развитию ребенка.
Памятка для родителей «Режим будущего школьника»
Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы — жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.
Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:
1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.
Режим дня школьника
7.00 — Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться — может долго сохраняться сонливость)
7.00-7.30 — Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет
7.30 -7.50 — Утренний завтрак
7.50 — 8.20 — Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе
8.30 — 12.30 — Занятия в школе
12.30 — 13.00 — Дорога из школы или прогулка после занятий в школе
13.00 -13.30 — Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)
13. 30 — 14.30 — Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)
14.30 — 16.00 — Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе
16.00 — 16.15 — Полдник
16.15 — 17.30 — Приготовление домашних заданий
17.30 — 19.00 — Прогулки на свежем воздухе
19.00 — 20.00 — Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)
20.30 — Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды; обуви, умывание)
Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 — 21.00, а старшие — в 22.00, самое позднее — в 22.30.
Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года — при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30—28°, а через каждые 2—3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12—13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, средних классов — 2—3 часа, старших классов 3—4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3—4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120—129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула — 34 см, для учащихся ростом 130—139 см — высота стола 62 см, стула — 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради — не менее 30—35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга, в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения — они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозной процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно — сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года — игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой — катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены — после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 — 3 1/2 часов, для старших — не менее 2 — 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др. ). Этим они допускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном. На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8—9 лет составляет 10 1/2—11 часов, для 10—11 лет — 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов и для учащихся старшего возраста — 9 — 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут — 21 час, а старшие — в 22 часа, самое позднее — в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16—18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов, поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы — утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.
7 безболезненных способов вернуться в норму
У каждого лета свой ритм.
В июне вся семья в восторге! Ваши дети «наконец-то свободны», и вы, наконец, заслужили себе заслуженный отдых от рутины до и после школы.
Затем наступает июль. Основное время отпуска. Сейчас середина лета, и все готовы уехать… вдали от города и, во многих случаях, вдали от ученых.
Затем идет август, месяц «спада». Может быть, вы в последнюю минуту развлекаетесь на солнце, но у всех на уме первый день в школе. Прежде чем вы это узнаете, август ушел, и первый день в школе обрушивается на всю семью, как тонна кирпичей.
Ваши дети:
✓ Пытаются в последнюю минуту закончить летнее чтение и выполнить задание, чтобы не отставать в классе.
✓ Теперь им приходится жертвовать большей частью своего ранее свободного времени (и экранного времени) на выполнение домашних заданий и учебу – то, чего они не делали уже несколько месяцев.
✓ Пробуждение НАМНОГО раньше.
И вы должны управлять ими на протяжении всего этого процесса, не говоря уже о корректировке вашего графика, чтобы упаковать обеды, вовремя доставить их в школу и на внеклассные мероприятия и убедиться, что они действительно делают свою домашнюю работу.
Но есть и лучший способ.
В этом блоге мы расскажем о семи вещах, которые мы рекомендуем вам начать прямо сейчас, чтобы ваша семья могла постепенно вернуться к школьной рутине. Это поможет подготовить почву для более успешного учебного года и лучше подготовить всю семью к этому процессу.
1. Включите график сна и сдвиг времени экрана
Если вы ищете рецепт катастрофы, потратьте десять недель на то, чтобы ваши дети привыкли ложиться спать поздно, запоем на марафонах Netflix и Minecraft, а затем резко вытесните их спать в 6 утра, чтобы отправиться учиться семь часов подряд. Не осознавая этого, именно это и происходит со многими семьями в преддверии поступления в школу. Упс!
Разумеется, мы бы никогда намеренно не отправляли наших детей в школу в зомбированном состоянии недосыпания, но важно помнить, что исследование за исследованием показывает, что недосыпание детей может негативно сказаться не только на их успеваемость в школе, но и их физическое и психическое здоровье.
Таким образом, было бы неплохо обсудить график сна в летнем и школьном году и параметры экранного времени по крайней мере за неделю до начала школы, чтобы ваши дети (и вы) приспособились к первому дню.
Во-первых, запланируйте семейное собрание, чтобы сесть и определить, как будет выглядеть ваше расписание. Во сколько ты собираешься вставать в будние дни? В какое время нужно ложиться спать, чтобы обеспечить достаточное количество сна каждую ночь?
Затем каждый день перед школой ставьте будильник немного раньше, чтобы к последнему дню этой недели ваши дети вставали почти в то же время, когда им нужно вставать, чтобы быть готовыми для школы. Итак, если это 6 утра, расписание может выглядеть так:
День 1 – подъем в 9:00
День 2 – подъем в 8:30
День 3 – подъем в 8:00
День 4 – подъем в 7:30
День 5 – Пробуждение в 7:00
День 6 – Пробуждение в 6:30
День 7 – Пробуждение в 6:00
Но пробуждение – это только половина дела. Если ваш ребенок все еще ложится спать допоздна и проводит много дополнительного времени за своими устройствами, ему будет трудно придерживаться расписания, и он может начать терять сон еще до начала занятий в школе.
Итак, вторая часть этого трюка также заключается в установке будильника перед сном, который следует аналогичному графику настройки. Могут быть какие-то стоны и стоны, но если вы заранее объясните и определите ожидания, это поможет вашему сыну или дочери понять, почему они это делают. Кроме того, они (надеюсь) достаточно устанут, проснувшись раньше, и это не будет слишком сложной «задачей».
Выполняйте этот план, и вы сможете помочь сгладить один из самых больших «шоков в системе», когда снова пойдете в школу.
2. Начать утреннюю рутину
Теперь о «пробуждающей» части головоломки позаботились, что ваша семья будет делать после этого?
Это может показаться глупым вопросом, но установленный утренний распорядок поможет вашему сыну или дочери отправиться в школу утром со всем, что им нужно каждый день. Это поможет снизить стресс и дезорганизацию во время учебной недели для всей семьи.
Летом, как правило, нет четкого расписания по утрам. Слишком часто, даже если все встают вовремя, утро в течение первой школьной недели превращается в безумную лихорадку по сбору рюкзаков и школьных принадлежностей, упаковке обедов и приготовлению завтрака перед тем, как выпроводить всех за дверь.
Поэтому важно уделять время обсуждению того, что должно происходить каждое утро. Обсудите это так, чтобы ожидания были ясными, и включите некоторую подготовку «накануне», чтобы облегчить утро.
Затем, чтобы сделать еще один шаг вперед, на самом деле, превратите его в забавный визуальный контрольный список, которому они должны следовать, и который вы можете разместить на холодильнике или входной двери.
Во время подготовки к школе потренируйтесь просыпаться в установленное время, а затем постепенно добавляйте шаги нового распорядка — будь то одевание и чистка зубов к 7 утра или подготовка рюкзака (попробуйте оставить рюкзаки и все такое они нужны на день у двери в стартовой площадке!).
Прежде чем вы это узнаете, первый день здесь, и они идут в школу со всем, что им нужно.
3. Организуйте место для выполнения домашних заданий и соберите школьные принадлежности
Теперь пришло время подвести итоги того, что должно произойти после учебного дня – в первую очередь, где выполняются домашние задания и учеба!
Определите несколько мест, где ваш ребенок может делать домашнее задание в этом году, где его ничто не будет отвлекать (спальня — не всегда хорошая идея), и просмотрите выбранные вами места еще раз, чтобы определить, что вам может понадобиться.
Тогда составьте список и купите то, что вам понадобится до первой недели в школе.
Теперь, если ваш сын или дочь младшие школьники, многие школы предоставляют список материалов, которые вам потребуются для начала учебы (иногда учителя вносят изменения), так что, вероятно, стоит спланировать ваши школьные принадлежности и запасы домашних заданий запускаются после того, как вы получили список своего учителя.
4. Обсудите цели на новый учебный год
Если вы поможете своему ребенку думать наперед и поставить несколько микроцелей, это поможет ему сохранить мотивацию в начале нового учебного года. Один из способов сделать это — просто начать разговор. Вы можете спросить своего ребенка:
«Что ты хочешь выучить в этом учебном году?»
Чтобы сделать его более захватывающим, возьмите пачку стикеров и пригласите к участию всю семью. Задайте всем вышеупомянутый вопрос, а затем установите таймер на четыре минуты. Каждый должен записать столько целей, сколько сможет придумать. По истечении времени каждый человек по очереди приклеивает свои стикеры на стену и объясняет, что они записали.
Затем сузьте поле и спросите каждого члена семьи, какие два главных дела, по их мнению, они могут выполнить в течение этого учебного года. Поместите эти заметки наверху. Теперь у каждого есть две цели, и пришло время проложить путь, записав действия, которые вам понадобятся для достижения этих целей.
5. Посетить день открытых дверей
В большинстве школ есть день открытых дверей. Возьмите на себя обязательство пойти, даже если вы уже слышали все это раньше. И вот почему:
Когда снова начинают ходить в школу, родители, как правило, больше всего беспокоятся о… как вы уже догадались… об учебе.
- Каковы требования?
- Когда тесты?
- Что нужно знать моему сыну или дочери, чтобы хорошо работать и учиться тому, что им нужно?
Пришло время начать участвовать в процессе и ответить на эти вопросы для себя, чтобы вы знали, чего ждут от нового года.
Но для ваших детей? Это две буквы «Ф»: друзья и приспособление.
Это особенно актуально в течение переходного года, будь то в средней или старшей школе, когда им предстоит столкнуться с тем, что кажется совершенно новым миром людей, учителей и рутины. .
К счастью, день открытых дверей поможет со всем этим.
- Работает их шкафчик. Пусть они трижды проведут пробный запуск с комбинацией шкафчиков, чтобы убедиться, что они уверены, что смогут входить и выходить, когда им это нужно.
- Путь из класса в класс. Опять же, сделайте это с ними три раза во время дня открытых дверей, чтобы они знали, куда идут, и чувствовали себя комфортно в течение дня.
Несмотря на простоту, эти маленькие детали могут иметь удивительно большое значение в том, насколько комфортно дети будут чувствовать себя перед тем, как снова пойти в школу. Таким образом, чем больше вы поможете им выстроить новый распорядок дня, тем более гладкой будет первая неделя.
6. Примите участие с самого начала (поставьте себя на их место)
И, наконец, убедитесь, что вы задаете тон учебному году с самого начала, взяв на себя обязательство участвовать.
Обязательно обсудите не только, где будет выполняться домашнее задание, но и примерное время, когда оно должно начаться. Обсудите эту логистику со своим ребенком и получите его мнение. А затем применить тот же процесс к каждому важному аспекту их школьной жизни.
Участие не означает микроуправление их расписанием и тем, как они выполняют школьные задания, но это означает, что нужно обсудить это с ними.
Возможно, самое главное, когда вы делаете это, поставьте себя на их место и регулярно задавайте следующие вопросы:
- О чем они думают?
- Что их беспокоит, что вы можете принять как должное?
- И что вы можете сделать, чтобы помочь (таким образом, чтобы дать им автономию, необходимую для ощущения контроля)?
7. Понимать, когда им нужна помощь
Легко сказать, что ребенок испытывает трудности в учебе, когда приносит домой плохие оценки, но есть ряд других менее очевидных признаков, которые родители не должны игнорировать в начале школы. год.
Если ваш ребенок кажется неорганизованным, ему трудно приступить к выполнению домашних заданий и он вообще не проявляет интереса к учебе, все это тревожные признаки того, что вашему ребенку может понадобиться посторонняя помощь.
Раннее вмешательство под руководством опытного преподавателя-предметника или тренера по исполнительным функциям помогает детям идти по намеченному пути и сохранять мотивацию в течение первой четверти.
Найдите репетитора или тренера для своего ребенка
Вот и все! Семь способов перезапустить школьную рутину прямо сейчас, чтобы, когда наступит первый школьный день, вся семья была готова к плавному плаванию в этом году.
Рутины и процедуры для каждого учителя — УГОЛОК В КЛАССЕ
Мы все знаем, как важно установить распорядок и процедуры с нашими учениками. Это помогает создать предсказуемость, порядок и мир в классе.
Вам также может понравиться читать: НАСТРОЙКА РАБОТЫ В КЛАССЕ
Но — вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы установить свои собственные процедуры и процедуры в качестве учителя? Даже взрослые должны иметь набор рекомендаций, которым они руководствуются в течение дня, чтобы быть продуктивными и успешными. Мне нравится знать, что утром меня ждет контрольный список, который поможет мне понять, как начать рабочий день. Я не трачу время на то, чтобы начать, и я знаю, как выполнить каждую задачу, потому что я следовал тому же процессу раньше. Я знаю шаги, чтобы все это сделать, потому что я создал ежедневные, еженедельные и ежемесячные процедуры, а также конкретные процедуры для заполнения моего контрольного списка!
Я хотел бы поделиться с вашим учителем некоторыми упражнениями и процедурами, которые вы могли бы рассмотреть для себя, чтобы помочь вам добиться большего успеха в классе. И просто чтобы убедиться, что мы на одной волне, когда я говорю «рутина», я имею в виду, КАКИЕ задачи необходимо выполнить, а когда я говорю «процедура», я имею в виду, КАК будет выполняться рутинная задача. .
У нас все хорошо? Давайте углубимся:
Давайте сначала поговорим о вашей утренней рутине. Когда вы приходите в школу, знаете ли вы точно, что вам нужно сделать до прихода учеников? Отмечать одни и те же задачи каждый день ( буквально или мысленно ) в том же порядке поможет вам начать день с правильной ноги. Удивительно, как создание и следование очень специфическому распорядку может быть таким свободным. Вы обнаружите, что меньше забываете, когда делаете что-то одним и тем же каждый день (
Рассмотрите эти задачи, которые помогут вам оптимизировать утреннюю рутину:
проверьте свой почтовый ящик в офисе ( или где бы ни находились ваши почтовые ящики )
проверьте все сообщения на школьном телефоне от родителей
проверьте электронную почту дневной распорядок, если это возможно, чтобы вас не засосало в кроличью нору! если у тебя есть
сброс поведенческих диаграмм (например, , если у вас есть клип-таблица класса, где все учащиеся начинают с «Готов к обучению», обязательно верните всех учащихся на это место). убедитесь, что у вас есть все копии, раздаточные материалы и материалы, готовые к работе ( это также должно быть сделано в рамках вашей дневной рутины при подготовке к следующему дню )
Вы не хотите проводить весь обеденный перерыв в ксерокс, поэтому убедитесь, что у вас есть четкие представления о том, какие задачи вы будете выполнять во время обеда и планирования. В идеале во время обеда вы… пообедаете! ( Какая новая идея! ) И, когда вы начнете четко понимать свои действия в другое время дня, надеюсь, вы обнаружите, что можете делать именно это все больше и больше.
Поскольку периоды планирования, как правило, слишком коротки, чтобы действительно сделать что-то серьезное, убедитесь, что вы реалистичны в отношении того, что вы можете сделать. Мне нравилось использовать свои периоды планирования для разных задач, которые не имеют решающего значения для успеха этого конкретного дня.
В период планирования вы можете выполнить следующие процедуры:
проверять электронную почту и отвечать на нее
подготовить материалы и расходные материалы, которые вы будете использовать в течение дня
оценить определенное количество бумаг
- быстро позвонить
приведите в порядок парту и классную комнату
Конец дня. Вы устали и готовы идти домой. Вы испытываете искушение просто бросить все и пойти к двери, говоря себе: «Я разберусь с этим утром». Искушение настоящее! Но знаете что? Придет утро, и ваше утреннее «я» будет раздражено тем, что послеобеденное «я» не убрало с вашего стола и не сделало копии на сегодня. Итак, в попытке сделать свое утреннее «я» довольным своим дневным «я», подумайте о том, чтобы добавить эти ритуалы в свою послеобеденную рутину :
очистить свой учительский стол (убрать бумаги, карандаши и карандаши обратно в ящик или подстаканник, сложить все бумаги и т. д.)
проверить и ответить на электронную почту
сделать необходимые телефонные звонки
сделать копии ( это избавит вас от необходимости стоять в очереди утром или во время подготовительного периода. время, чтобы избежать ежедневного копирования )
соберите все материалы и припасы, необходимые для занятий на следующий день — вы можете захотеть иметь ванночки или корзины, чтобы вы могли легко взять их и взять с собой для каждого занятия!
организуйте и уберите все незакрепленные материалы, мелки/маркеры и все остальное, что осталось после дневной деятельности
При планировании утренней и дневной рутины вы можете выбрать давать каждый день тему . Вы можете обнаружить, что вам не нужно делать каждые рутинных каждые дней. Например, возможно, в понедельник после обеда вы тратите время на оценку, чтобы вам не приходилось делать это каждый день, или в пятницу после обеда вы делаете все копии на следующую неделю. Или, может быть, вы будете рассылать родителям еженедельные электронные письма по средам утром. Объединяя определенные задачи в пакеты, вы потратите меньше времени на то, чтобы переключаться с одной задачи на другую.
Один из способов сделать ваши тренировки успешными — это присваивая каждой подпрограмме определенный период времени
. Это поможет вам не сбиться с курса при выполнении каждой задачи. Например, скажите себе, что вы дадите себе только 10–15 минут на проверку электронной почты, чтобы не тратить все свое утро только на прополку почтового ящика. Установите таймер, если это необходимо, чтобы держать себя подотчетным.После того, как вы наметили процедуры, которые вам нужно выполнять утром и днем, убедитесь, что вы разработали четкие процедуры для их выполнения! Убедитесь, что вы точно знаете, как вы хотите, чтобы что-то было сделано, чтобы это было сделано правильно каждый раз!
Вот некоторые задачи, для которых вам потребуется разработать процедуры:
процедуры организации и хранения материалов для учащихся (например, Будете ли вы использовать корзины или папки для хранения ежедневных газет? )
процедуры для сдачи студенческой работы ( Как вы будете сдавать студенческую работу? Будете ли вы передавать студенческую работу? Будете ли вы использовать студенческие почтовые ящики? Как часто вы будете сдавать студенческую работу… и т.
процедуры подключения и связи с родители ( Вам нужно подключаться ежедневно, еженедельно, ежемесячно? Используете ли вы специальное приложение, такое как «Напомнить»? Будете ли вы рассылать электронные письма или информационные бюллетени? )
Вам также может понравиться читать: 5 УНИКАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОБЩАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ
Как часто вы будете получать оценки за
процедуры? )
Процедуры планирования ( Какой объем учебной программы вы будете планировать за один раз? Будете ли вы планировать по одному предмету за раз или планировать все предметы по неделям? Как вы будете создавать свои планы – в цифровом виде или с помощью бумажный планировщик? С кем, если с кем, вы будете планировать?)
Вам также может понравиться: Советы по картированию учебных программ для учителей
Вы также можете прочитать: Как установить ATCOLTION DATH DATH BIDER .