Парадигмы в психологии понятие: К проблеме парадигмы психологии //Психологическая газета

парадигма | это… Что такое парадигма?

ТолкованиеПеревод

парадигма

(от греч. paradeigma — пример, образец) — система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период. Понятие введено американским историком Т. Куном, выделившим различные этапы в развитии научной дисциплины: препарадигмальный (предшествующий установлению П.), господства П. («нормальная наука»), кризиса в научной революции, заключающейся в смене П., переходе от одной к другой.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

парадигма

— система основных научных достижений — теорий, методов, — по образцу коих организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний (дисциплине) в определенный исторический период.

Понятие ввел американский историк Т. Кун, выделивший различные этапы в развитии научной дисциплины:

1) этап препарадигмальный — предшествующий установлению парадигмы;

2) этап господства парадигмы — «нормальная наука»;

3) этап кризиса и научной революции — заключаемый в смене парадигмы, в переходе к иной парадигме.

Кроме частных парадигм, относящихся к конкретным научным дисциплинам, выделяется общенаучная парадигма, характеризующая общее мировоззрение науки как целого.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

Парадигма

В психологии термин имеет два наиболее распространенных значения:

• Особый комплекс взглядов, включающий все установки, убеждения и методы, характерные для этих взглядов. В главном русле науки парадигма обычно принимается всеми исследователями, работающими в данной области.

К примеру, в физике работы Коперника, Ньютона и Эйнштейна привели к последовательной смене парадигм этой науки. Распространено мнение о том, что психологию нельзя считать точной наукой, и в ней не может быть одной общепринятой парадигмы, под которой бы подписалось большинство психологов.

• Конкретная экспериментальная процедура — например, парадигма классического формирования условных рефлексов по Павлову.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Синонимы:

модель, образец, пример, схема, теория, тип

  • парадиагностика
  • парадокс

Полезное


51. Три парадигмы в психологии. Показать на примере школ (направлений) в психологии. Основные методологические проблемы психологии


Скачать 19,08 Kb.

страница1/2
Дата09.01.2023
Размер19,08 Kb.
#199062

  1   2

Связанные:
Вопрос 51. Три парадигмы в психологии
Вопрос 52. Проблема определения и развития предмета психологии, Вопрос 7 Деятельностный поход, Вопрос 12. Психологические особенности, Вопрос 11. Мышление и речь., Вопрос 9. Психотехнологии

51. Три парадигмы в психологии. Показать на примере школ (направлений) в психологии. Основные методологические проблемы психологии.


Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – термин, который применяется в огромном количестве научных областей. Парадигма – это система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в данной области знаний или дисциплине, причем не во все время, а в определенный исторический период.
В развитии научной дисциплины выделяются различные этапы: препарадигмальный (тот, который предшествует установлению парадигмы), господства парадигмы («нормальная наука»), кризиса в научной революции, суть которой заключается в смене парадигмы, переходе от одной к другой.
В психологии парадигма имеет три основных подхода: естественно-научная парадигма, гуманитарная парадигма и практическая парадигма.
Естественно-научная парадигма берет в качестве такого образца науки о природе. Из этого следует, прежде всего, познавательное отношение к психологическим объектам, отражение которых в соответствующих категориях и понятиях, выявление сущности (закономерности) поведения исследуемых явлений составляет важнейший, а порой и единственный смысл существования данной ориентации.
В данной ориентации доминирует генерализирующая тенденция, выражающаяся в поиске самых общих закономерностей человеческого бытия, что выражается не только в построении научной картины мира, но и в более серьезных мировоззренческих притязаниях создаваемых теорий.
Естественно-научная парадигма предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки: ценность объективного знания и последующее познание объективных законов и ценность новизны (то есть постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Само же знание строится на гипотезе, подтвержденной экспериментом.
Важнейшим критерием объективности получаемого знания считается возможность его воспроизведения любым экспертом, при условии соблюдения им параметров исследовательской ситуации. Так, например, закон прегнантности, открытый гештальт-психологами, должен быть обнаруживаемым в любых культурах и в любое историческое время как устойчивая связь психических феноменов. В противном случае он приобретал статус частной закономерности, действующей в локальной ситуации.
Ассоциативная, когнитивная – эксперимент Эббингауза с заучиванием бессмысленных слогов построен так, что в разных условиях будет одинаковый результат
Гуманитарная парадигма — самая распространенная, она вводит понятие духовной жизни человека. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Главным предметом изучения гуманитарного подхода выступает изучение человеческого в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.
Особенность так взятого предмета — духовной инстанции, предопределяет сущность метода — понимание в отличие от наблюдения и его вариаций в естественно-научном подходе.
Если объективная психология, как она считает, ничего не создает, а только открывает тайны природы человека, то гуманитарная психология открывает принципиальную возможность для конструктивной деятельности в области психологии, поскольку позволяет особым отношением вызывать к жизни разнообразные эффекты психической жизни исследуемого. В рамках гуманитарной парадигмы намечается и реально осуществляется выход за пределы чисто познавательного подхода.
Не удивительно, что многие современные психологические практики все больше тяготеют к гуманитарной парадигме в психологии.
Экзистенциальная, гуманистическая (изучение ценностей, потребностей человека. Идея о том, что каждый человек уникальный)
Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательного отношения. Образ, на который данная психология ориентируется заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. В качестве прецедентов практической психологии можно назвать психотерапию, педагогическую психологию, психологию аномального развития. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

В практической парадигме возникает особое отношение к психологической теории. «Психологическая теория строилась и строится не как рефлексия ученого по поводу некоторой психической реальности, существующей безотносительно к психологической практике. Теория конструируется, исходя из практики, а далее практика конструируется (реконструируется) на основе теории» (10,123).

Скачать 19,08 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Определение сдвига парадигмы и примеры

Автор:

Сол Маклеод, доктор философии

Обновлено в

Обновлено

Сол Маклеод, PhD

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, MRes, PhD, Университет Манчестера

Саул Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в рецензируемых журналах, в том числе в Журнале клинической психологии.


Узнайте о нашем редакционном процессе. ), психология, магистр психологии образования

Оливия Гай- Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.


Узнайте о нашем редакционном процессе

Резюме

  • Томас Кун утверждал, что наука не движется к истине постепенно.
  • В науке есть парадигма, которая остается неизменной, прежде чем произойдет сдвиг парадигмы, когда существующие теории не могут объяснить какое-то явление, и кто-то предлагает новую теорию.
  • Научная революция происходит, когда: (i) новая парадигма лучше объясняет наблюдения и предлагает модель, более близкую к объективной, внешней реальности; и (ii) новая парадигма несоизмерима со старой.
  • Например, ламаркистская эволюция была заменена дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора.

Table of Contents

Сдвиг парадигмы

Томас Кун критикует взгляды науки на «развитие путем накопления», согласно которым наука развивается линейно, накапливая независимые от теории факты. Кун посмотрел на историю науки и утверждал, что наука не просто развивается поэтапно, основываясь на нейтральных наблюдениях (например, позитивизм).

Для Куна история науки характеризуется революциями в научном мировоззрении. У ученых есть мировоззрение или «парадигма». Парадигма — это общепризнанное научное достижение, которое на какое-то время предоставляет модельные проблемы и решения для сообщества практиков.

Парадигма — это базовая структура предположений, принципов и методов, на основе которых работают члены сообщества.

Это набор норм, которые говорят ученым, как думать и вести себя, и хотя в науке существуют конкурирующие школы мысли, все же существует единая парадигма, которую все ученые принимают некритически.

Ученые принимают господствующую парадигму до тех пор, пока не возникнут аномалии. Затем ученые начинают подвергать сомнению основу самой парадигмы, появляются новые теории, бросающие вызов господствующей парадигме. В конце концов, одна из этих новых теорий принимается в качестве новой парадигмы.

В разные периоды развития науки над мышлением исследователей господствовали определенные взгляды. Конкретная работа может «определить законные проблемы и методы исследовательской области для последующих поколений практиков».

Фазы науки Куна

Согласно Куну, знание, которое не развивается в соответствии с четырьмя основными фазами, не может считаться научным.

Фаза 1: Преднаучная
  • Допарадигматическое состояние относится к периоду до достижения научного
    консенсуса.
  • Неорганизованная и разнообразная деятельность.
  • Постоянные споры об основах.
  • Теорий столько, сколько теоретиков.
  • Нет общепринятой базы наблюдений. Противоречивые теории состоят из собственного набора наблюдений, зависящих от теории.

Фаза 2: Нормальная наука

(чаще всего – наука обычно стабильна)

  • Устанавливается парадигма, которая закладывает основы для законной работы в рамках дисциплины. Тогда научная работа состоит в артикуляции парадигмы при решении загадок, которые она подбрасывает.
  • Парадигма – это конвенциональная основа для исследования; это создает прецедент.
  • Головоломки, не поддающиеся решению, рассматриваются как аномалии.
  • Аномалии допустимы и не вызывают отторжения теории, так как ученые уверены, что эти аномалии со временем можно будет объяснить.
  • Ученые проводят большую часть своего времени на этапе моделирования дрейфа, борясь с появляющимися аномалиями. Они могут знать или не знать этого или признавать это.
  • Нормальной науке необходимо быть некритичным. Если бы все ученые критически относились к теории и тратили время на ее фальсификацию, никакая детальная работа никогда не была бы выполнена.

«Нормальная наука, деятельность, на которую большинство ученых неизбежно тратят почти все свое время, основывается на предположении, что научное сообщество знает, каков мир. Большая часть успеха предприятия проистекает из готовности сообщества защищать это предположение, если это необходимо, ценой значительных затрат. Нормальная наука, например, часто подавляет фундаментальные новшества, потому что они обязательно подрывают ее основные обязательства» (Кун, 1996, стр. 5).

Фаза 3: Кризис
  • Здесь происходит смена парадигмы.
  • Аномалии становятся серьезными, и развивается кризис, если аномалии подрывают основные положения парадигмы и попытки их устранения последовательно терпят неудачу.
  • В этих условиях правила применения парадигмы смягчаются. Разрабатываются идеи, бросающие вызов существующей парадигме.
  • В условиях кризиса будет «экстраординарная наука», в которой будет несколько конкурирующих теорий.
  • Если аномалии удастся разрешить, кризис закончится, и нормальная наука возобновится. Если нет, то происходит научная революция, связанная со сменой парадигмы.

Фаза 4: Революция
  • В конце концов, новая парадигма будет установлена, но не из-за какого-либо логически убедительного обоснования.
  • Причины выбора парадигмы во многом психологические и социологические.
  • Новая парадигма лучше объясняет наблюдения и предлагает модель, более близкую к объективной, внешней реальности
  • Различные парадигмы считаются несоизмеримыми — новая парадигма не может быть доказана или опровергнута по правилам старой парадигмы, и наоборот.
  • Не существует естественной меры или шкалы для ранжирования различных парадигм.

Критическая оценка

Огромное влияние работы Томаса Куна можно измерить изменениями, которые она произвела в словаре философии науки: помимо «сдвига парадигмы», Кун воспринял само слово «парадигма» из термина, используемого в определенные формы языкознания к его нынешнему
более широкое значение.

Частое использование фразы «смена парадигмы» сделало ученых более осведомленными и, во многих случаях, более восприимчивыми к изменениям парадигмы, поэтому анализ Куном эволюции научных взглядов сам по себе повлиял на эту эволюцию.

Для Куна выбор парадигмы был поддержан логическими процессами, но не в конечном счете определен ими. Кун считал, что это представляет консенсус сообщества ученых. Он утверждал, что принятие или отклонение той или иной парадигмы является не только логическим, но и социальным процессом.

Это означает, что Куна обвинили в релятивизме. Может быть, все теории одинаково верны? Почему мы должны верить в сегодняшнюю науку, когда она может быть опровергнута в будущем? Кун решительно отверг это, утверждая, что научные революции всегда приводили к новым, более точным теориям и представляли собой настоящий прогресс.

Делает ли наука прогресс посредством научных революций? Являются ли более поздние парадигмы лучше, чем более ранние? Нет, предполагает Кун, они просто разные. Научные революции, заменяющие одну парадигму другой, не приближают нас к истине о том, как устроен мир.

Последовательные парадигмы несоизмеримы. Кун говорит, что более поздняя парадигма может быть лучшим инструментом для решения головоломок, чем более ранняя. Но если каждая парадигма определяет свои собственные загадки, то, что является загадкой для одной парадигмы, может вообще не быть загадкой для другой.

Так почему же прогрессивно заменять одну парадигму другой, которая решает загадки, которые прежняя парадигма даже не распознавала? Кун использовал свой тезис о несоизмеримости, чтобы опровергнуть мнение об объективности смены парадигмы. Истина связана с парадигмой.

Наука не меняет свою парадигму за одну ночь. Молодые ученые выдвигают новую парадигму вперед. Как выразился Кун, «новая научная истина побеждает не потому, что убеждает своих противников и заставляет их увидеть свет, а скорее потому, что ее противники в конце концов умирают, и вырастает новое поколение, знакомое с ней».

Томас Кун показал, что современные философы не могут игнорировать историю науки и социальный контекст, в котором происходит наука. Наука есть продукт общества, в котором она практикуется.

Вопрос для обсуждения: Является ли психология преднаукой?

Произошла ли когнитивная революция от бихевиоризма, которая изменила методологию и предположения? Является ли когнитивная психология новой парадигмой? Подсказки: это все еще редукционизм; ввод – вывод по-прежнему использует экспериментальный метод.

Ссылки

Томас, К. (1962). Структура научных революций Чикаго: University of Chicago Press.

Дополнительная информация

  • Карл Поппер – Фальсификация
  • Является ли психология наукой?
  • Научные революции Томаса Куна: объяснение смены парадигмы
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА
  • ПЕЧАТЬ

Оливия Гай Эванс

Бакалавр (с отличием), психология, магистр психологии образования

Заместитель редактора журнала Simply Psychology

Оливия Гай-Эванс — писатель и помощник редактора журнала Simply Psychology. Ранее она работала в сфере здравоохранения и образования.

Саул Маклеод, доктор философии

Преподаватель, исследователь

Бакалавр (с отличием) психологии, магистр, доктор философии, Университет Манчестера

Сол Маклеод, доктор философии, является квалифицированным преподавателем психологии с более чем 18-летним опытом работы в и высшее образование. Он был опубликован в рецензируемых журналах, в том числе в Журнале клинической психологии.

Что такое парадигма?

Научная парадигма представляет собой структуру, содержащую все общепринятые взгляды на предмет, соглашения о том, в каком направлении должно идти исследование и как оно должно выполняться.

Откройте для себя еще 13 статей по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. Философия науки
  2. История
  3. Религия против науки
  4. Бритва Оккама 9 0056
  5. Парадигмальный сдвиг

Философ Томас Кун предложил что парадигма включает «практики, определяющие научную дисциплину в определенный момент времени». Парадигмы содержат все отчетливые, установленные закономерности, теории, общие методы и стандарты, которые позволяют нам распознать экспериментальный результат как принадлежащий к какой-либо области, так и не принадлежащий ей.

Наука развивается, накапливая поддержку гипотез, которые со временем становятся моделями и теориями. Но сами эти модели и теории существуют в более широких теоретических рамках. Словарь и концепции трех законов Ньютона или центральной догмы биологии являются примерами научных «открытых ресурсов», принятых учеными и составляющих теперь часть научной парадигмы.

Парадигмы исторически и культурно связаны. Например, современный китайский медицинский исследователь с опытом работы в восточной медицине будет действовать в рамках другой парадигмы, чем западный врач 1800-х годов.

Откуда взялась парадигма?

Кун интересовался, как всеобъемлющие теории самой реальности, которые у нас есть, влияют на модели и теории, которые мы делаем о реальности в рамках этой парадигмы.

Парадигма диктует:

  • что наблюдается и измеряется
  • вопросы мы спрашиваем об этих наблюдениях
  • как формулируются вопросы 9005 6
  • как интерпретируются результаты
  • как проводятся исследования
  • какое оборудование подходит

Многие студенты, решившие изучать науку, делают это, веря, что выбирают наиболее рациональный путь к познанию объективной реальности. Но наука, как и любая другая дисциплина, подвержена идеологическим особенностям, предубеждениям и скрытым предположениям.

На самом деле, Кун настаивал на том, что исследования в рамках глубоко укоренившейся парадигмы неизменно заканчиваются укреплением этой парадигмы, поскольку все, что противоречит ей, игнорируется или же подвергается прежним методам до тех пор, пока оно не будет соответствовать уже установленной догме.

Совокупность ранее существовавших улик в полевых условиях определяет и формирует сбор и интерпретацию всех последующих улик. Уверенность в том, что нынешняя парадигма — это сама реальность, как раз и затрудняет принятие альтернатив.

Хотя Кун сосредоточился на науках, его наблюдения о парадигмах применимы и к другим дисциплинам. Фуко был известен своим анализом дискурса, который можно понимать как язык и символы, используемые для цементирования парадигмы. Многие современные историки могут убедительно рассуждать о парадигмах прошлого – естественно, это становится легче, когда они больше не находятся в этих парадигмах!

Что такое смена парадигмы?

«Последовательный переход от одной парадигмы к другой через революцию является обычной моделью развития зрелой науки» — Кун, Структура научных революций теории. Но время от времени в поле накапливается достаточно аномалий, и вся парадигма должна измениться, чтобы приспособиться к ним.

Кун считал, что у науки были периоды терпеливого сбора данных в рамках парадигмы, смешанные со случайными революциями по мере созревания парадигмы. Смена парадигмы представляет собой угрозу не науке, а самому способу ее развития.

Нормальная наука — это пошаговый научный процесс, который терпеливо строится на предыдущих исследованиях. Революционная наука, часто «маргинальная наука», ставит под сомнение саму парадигму. Кун считал, что парадигма совершает внезапный скачок от одной к другой, называемый сдвигом, когда новая парадигма не строится на фундаменте старой, а полностью меняет правила этого «построения».

Пример смены парадигмы

Многие физики 19 -го -го века были убеждены, что ньютоновская парадигма, господствовавшая 200 лет, была вершиной открытий и что научный прогресс в большей или меньшей степени был вопросом усовершенствования. Когда Эйнштейн опубликовал свои теории общей теории относительности, это была не просто еще одна идея, которая могла бы удобно вписаться в существующую парадигму. Вместо этого сама ньютоновская физика была отнесена к особому подклассу большей парадигмы, введенной общей теорией относительности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts