Перцепция и апперцепция: 16.Понятие о перцепции и апперцепции

16.Понятие о перцепции и апперцепции

Апперцепция — внимательное, осмысленное, осознанное, вдумчивое восприятие. Обратили внимание и поняли, что увидели. При этом разные люди, в зависимости от их способности осмысмыслять и прошлого опыта, увидят разное. У них — разная апперцепция. Апперцепция (от лат. ad — к + perceptio — восприятие) — психические процессы, обеспечивающие зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта данного субъекта, от содержания и направленности (целей и мотивов) его текущей деятельности, от личностных особенностей (чувств, аттитюдов и т. д.). Термин ввел в науку Г. Лейбниц. Он впервые разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой ступень примитивной, смутной, бессознательной презентации какого-либо содержания («многого в едином»), а под апперцепцией — ступень ясного и отчетливого, осознанного (в современных терминах, категоризированного, осмысленного) восприятия. Апперцепция, по Лейбницу, включает память и внимание и является необходимым условием высшего познания и самосознания.

В дальнейшем понятие апперцепция развивалось в основном в немецкой философии и психологии (И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт и др.), где, при всех различиях в понимании, рассматривалась как имманентно и спонтанно развивающаяся способность души и источник единого потока сознания. Кант, не ограничивая апперцепцию, подобно Лейбницу, высшей ступенью познания, считал, что она обусловливает сочетание представлений, и различал эмпирическую и трансцендентальную апперцепцию. Гербарт ввел понятие апперцепции в педагогику, истолковывая ее как осознание воспринимаемого субъектами нового материала под влиянием запаса представлений — предыдущих знаний и опыта, названных им апперцептивной массой. Вундт, превративший апперцепцию в универсальный объяснительный принцип, считал, что апперцепция — начало всей психической жизни человека, «особая психическая причинность, внутренняя психическя сила», детерминирующая поведение личности. Представители гештальт-психологии сводили апперцепцию к структурной целостности восприятия, зависящей от первичных структур, возникающих и меняющихся по своим внутренним закономерностям.
Апперцепция — зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта. Восприятие — активный процесс, в котором принимаемая информация используется для выдвижения и проверки гипотез. Характер этих гипотез определяется содержанием прошлого опыта. При восприятии какого-либо предмета активизируются и следы прошлых восприятий. Поэтому один и тот же предмет может восприниматься и воспроизводиться по-разному различными людьми. Чем богаче опыт человека, тем богаче его восприятие, тем больше он видит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности. Существенным фактором, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, складывающаяся под влиянием непосредственно предшествующих восприятий и представляющая собой своеобразную готовность воспринимать вновь предъявленный объект определенным образом. Это явление, изученное Д. Узнадзе и его сотрудниками, характеризует зависимость восприятия от состояния воспринимающего субъекта, в свою очередь определяемого предшествующими воздействиями на него.
Влияние установки носит широкий характер, распространяясь на работу различных анализаторов. В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия; при эмоциональном отношении к предмету он легко становится объектом восприятия.

ПЕРЦЕПЦИЯ (лат. perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю), в совр. психологии то же, что восприятие. Лейбниц употреблял термин «П.» для обозначения смутного и бессознат. восприятия («впечатления») в противоположность ясному его осознанию — апперцепции. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

ПЕРЦЕПЦИЯ (от лат. percipere воспринимать) восприятие как акт; перципировать – воспринимать; n e p цептибильность – способность к восприятию, воспринимаемость (см. Апперцепция). Перцепционализм – учение, согласно которому только восприятие образует основу всего мышления и знания. Представителем перцепционализма был амер. философ Гамильтон

Перцепция и апперцепция. — Студопедия

Перцепция-это процесс приема и преобразования сенсорной информации, основываясь на которой создается субъективный образ явлений или объекта. С помощью данного понятия человек способен понять себя и особенности другой личности, и уже на основе этих знаний устанавливать взаимодействие, проявлять взаимопонимание.

Апперцепция —это условное восприятие окружающего мира (предметов, людей, событий, явлений), в зависимости от личного опыта, знаний, представлений о мире и т. д. К примеру, человек, который занимается дизайном, попав в квартиру, в первую очередь будет оценивать ее с точки зрения обстановки, сочетания цветов, расположения предметов и т. д. Если в эту же комнату зайдет человек, который увлекается флористикой, он в первую очередь обратит внимание на наличие цветов, их ухоженность и пр.

Вдумчивое и внимательное восприятие окружающего мира на основе собственного опыта, фантазий, знаний и прочих взглядов называется апперцепцией, которая у людей разная.

Апперцепцию называют «избирательным восприятием», поскольку в первую очередь человек обращает внимание на то, что соответствует его мотивам, желаниям, целям.

Выделяют такие виды апперцепции:Биологическая, культурная, историческая. Врожденная, приобретенная.

Перцепция и апперцепция взаимосвязаны.

Часто бывают ситуации, когда человек сначала не обращает внимания на какие-то явления или людей, а потом нуждается в их воспроизведении, когда в процессе апперцепции осознает важность их запоминания. К примеру, человек знал о наличии какого-то сериала, однако не смотрел его. Познакомившись с интересным собеседником, заходит разговор о данном сериале. Человек вынужденно вспоминает о той информации, на которую он ранее не обратил внимания, теперь делая ее осознанной, четкой и нужной для себя. Социальная перцепция характеризуется восприятием другой личности, соотнесением сделанных выводов с реальными факторами, осознание, интерпретация и прогнозирование возможных действий. Здесь происходит оценка объекта, на которого было направлено внимание субъекта. Самое главное – данный процесс является взаимным. Объект со своей стороны становится субъектом, который оценивает личность другого человека и делает вывод, ставит оценку, на основе чего формируется определенное отношение к нему и поведенческая модель

Виды восприятия. Восприятие пространства, времени и движений. Иллюзии восприятия

Восприятие — это обычно результат взаимодействия ряда анализаторов. В основе классификации восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, кинестетические, обонятельные и вкусовые восприятия.

Кинестетический тип быстро воспринимает информацию через восприятие изменений, движений.

Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

           Восприятие пространства во многом отличается от восприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается на другие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разных уровнях.

           Первымсущественным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства является функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

           Вторымсущественным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.

           Третьимважным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ

           Восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разных уровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т. п.

           В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятие временной длительности; б) восприятие временной последовательности.

           Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.

           Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является настоящее, это “теперь”, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии посмотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы непосредственно данного.

ВОСПРИЯТИЕ ДВИЖЕНИЯ

           Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве, то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит области наилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновь фиксировать на нем взгляд. Значит некоторую роль в восприятии движения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом. Однако восприятие движения не может быть объяснено только движением глаз: мы воспринимаем одновременно движение в двух взаимопротивоположных направлениях, хотя глаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны. В то же время впечатление движения может возникнуть при отсутствии его в реальности, если через небольшие временные паузы чередовать на экране ряд изображений, воспроизводящих определенные следующие друг за другом фазы движения объекта. Смещение же точки по отношению к положению нашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве.

           В восприятии движения значительную роль играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения. Мы можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

           Теории движения разбиваются в основном на 2 группы:

            Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В.Вундт).

           Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер). Исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

ИЛЛЮЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ

           Иллюзии — это ложное или искаженное восприятие окружающей действительности, которое заставляет воспринимающего испытывать чувственные впечатления, не соответствующие действительности, и склоняет его к ошибочным суждениям об объекте восприятия.

           Примерами иллюзий первого типа могут служить миражи или искажение предметов при восприятии их в воде или через призму. Объяснение таких иллюзий лежит вне психологии. В настоящее время нет общепринятой психологической классификации иллюзий восприятия. Иллюзии имеют место во всех сенсорных модальностях. Лучше остальных изучены зрительные иллюзии, например иллюзия Мюллера – Лайера.

           Примером проприоцептивной иллюзии может служить «пьяная» походка бывалого моряка, которому палуба кажется устойчивой, а земля уходит из-под ног, как палуба при сильной вертикальной качке. Элемент неопределенности несет в себе локализация звука, например «эффект чревовещателя», или приписывание голоса кукле, а не артисту.

           Вкусовые иллюзии относятся к иллюзиям контраста: в данном случае вкус одного вещества влияет на последующие вкусовые ощущения. Например, соль может придать чистой воде кислый вкус, а сахароза заставить ее горчить.

           Для объяснения иллюзий был выдвинут целый ряд теорий. По мнению И. Рока, наиболее пригодной для этой цели является гештальтпсихология, так как она указывает на ошибочность гипотезы константности. С точки зрения данной теории иллюзии не являются чем-то аномальным или неожиданным: восприятие зависит не от отдельного стимула, а от их взаимодействия в зрительном поле.

Проект MUSE — Лейбниц: апперцепция, восприятие и мышление (обзор)

  • Джон М. Николас
  • Журнал истории философии
  • Издательство Университета Джона Хопкинса
  • Том 17, номер 1, январь 1979 г.
  • стр. 96-98
  • 10.1353/л.с./ч.2008.0132
  • Обзор
    • Посмотреть цитату
  • Дополнительная информация

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

96 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ не видят, как это поддерживает спиритуалистическое прочтение субстанции. На самом деле в «Опыте» есть много пассажей, из которых можно заподозрить, что Локк склонялся к материализму. В Книге 4 Локк говорит: «У нас есть идеи материи и мышления, но, возможно, мы никогда не сможем узнать, мыслит ли какое-либо чисто материальное существо или нет» (4.3.6.). Локк также утверждает, что нематериальность не является необходимой для представления о бессмертии души. Учитывая ограниченность человеческого знания, было бы так же неправильно делать вывод, что Локк является материалистом, как и заключать, что материальные объекты содержат в себе нематериальные формы или сущности.

КЭТИСКВАДРИТО Университет Индианы-Университет Пердью Роберт Макрей. Лейбниц: Апперцепция, восприятие и мышление. Торонто и Буффало: University of Toronto Press, 19.76. Стр. х + 148. $15,00. Профессор Макрей предпринял сложную задачу: реконструкцию эпистемологии Лейбница. Как указывает МакРак, у Лейбница «в большей части его сочинений нет ничего, на что можно было бы указать как на составляющую теорию познания», и причина этого в том, что он, по-видимому, не интересовался эпистемологическими проблемами как таковыми. Отличие видимости от реальности в некотором смысле может служить парадигмой для иллюстрации тенденции Лейбница использовать эпистемологическую теорию для решения метафизических проблем. Опять же, формулировка различия восприятия и апперцепции неразрывно связана с метафизическими проблемами разграничения духов от простых душ. Приблизиться к эпистемологии Лейбница — значит переместиться на периферию его мысли и, в конце концов, вернуться прямо к ее метафизической сердцевине. Анализировать его эпистемологическую теорию ради нее самой — значит делать почти больше, чем делал сам Лейбниц; возможно, как полагал Рассел, «попытка реконструкции системы, которую Лейбниц должен был написать, но не сделал».
Обсуждение Макрея обширно, и он предлагает интересные интерпретации многих элементов мысли Лейбница, касающихся восприятия, апперцепции, идей, концепций, принципов, врожденности, памяти, явлений, понимания и многого другого. Если и есть центральный тезис книги, так это то, что, с должными оговорками, «теория познания» Лейбница состоит в том, что «соединение апперцепции с восприятием обеспечивает необходимые и достаточные условия мышления и понимания» (стр. 5). Восприятие есть «выражение» внешней множественности в единой индивидуальной сущности. Восприятию не хватает современных коннотаций, и Макрей подчеркивает, вопреки Расселу, что восприятие не является разновидностью сознания, по крайней мере, в лейбницком смысле этого термина. Макрей убежден, что сознание, апперцепция и рефлексия являются эквивалентными терминами и влекут за собой рассмотрение того, что мы называем «я», эго, в отличие от восприятия. Сознание, по Лейбницу, есть самосознание. Макрей готов заплатить цену за эту интерпретацию, которая подтверждается текстами, и цена состоит в том, чтобы согласиться на «неразрешенную несогласованность в описании ощущений Лейбницем» (стр.
34). Ибо Лейбниц допускает, что животные являются душами и обладают чувством и ощущением. По мнению Макрея, Лейбниц придерживается мнения, что ощущение требует апперцепции или сознания. Отсюда следует, что у животных должна быть апперцепция. Однако люди отличаются от животных тем, что обладают разумом, тем знанием необходимых и вечных истин, которое приходит с (само)рефлексивными актами. Таким образом, если апперцепция является синонимом рефлексии, животные как обладают, так и не обладают рефлексией-апперцепцией-сознанием. Альтернативная возможность состоит в том, что Лейбниц просто двусмысленно использовал апперцепцию и сознание и допускал, что в широком смысле апперцепция может быть осознанием восприятий. , но без осознания Я. Это оставило бы отражение как осознание самого эго. Макрей отвергает эту возможность на том основании, что, во-первых, Лейбниц нигде не говорит о возможности апперцепции восприятий без осознания Я; во-вторых, что он никогда не приписывает животным сознание, апперцепцию или рефлексию; и в-третьих, что «сознание Я и его мыслей есть.
.. для Лейбница «один факт». ОБЗОРЫ КНИГИ 97 Однако можно задаться вопросом, не вводят ли эти соображения в некоторых отношениях в заблуждение. И хотя совершенно верно то, что Лейбниц не приписывает апперцепцию животным, можно отметить, что он указывает, что в душах (таких как животные…

Этот веб-сайт использует файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Без куки ваш опыт может не быть бесшовным

Восприятие и апперцепция при аутизме: отказ от обратного предположения

Обзор

. 2009 27 мая; 364 (1522): 1393-8.

doi: 10.1098/rstb.2009.0001.

Кейт Плейстед Грант 1 , Грег Дэвис

принадлежность

  • 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембриджский университет, Даунинг-сайт, Кембридж CB2 3EB, Великобритания.
    [email protected]
  • PMID: 19528022
  • PMCID: PMC2677593
  • DOI: 10.1098/рстб.2009.0001

Бесплатная статья ЧВК

Обзор

Кейт Плейстед Грант и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. .

Бесплатная статья ЧВК

. 2009 27 мая; 364 (1522): 1393-8.

doi: 10.1098/rstb.2009.0001.

Авторы

Кейт Плейстед Грант 1 , Грег Дэвис

принадлежность

  • 1 Факультет экспериментальной психологии, Кембриджский университет, Даунинг-сайт, Кембридж CB2 3EB, Великобритания. [email protected]
  • PMID: 19528022
  • PMCID: PMC2677593
  • DOI: 10.1098/рстб.2009.0001

Абстрактный

В дополнение к людям с умственными способностями, многие люди с расстройствами аутистического спектра (ASC) демонстрируют более высокие навыки восприятия и внимания по сравнению с населением в целом. Эти превосходные навыки и способности савантов поднимают важные теоретические вопросы, в том числе, развиваются ли они как компенсация других недоразвитых когнитивных механизмов, и связаны ли одни навыки обратной зависимостью с другой слабостью через общий лежащий в основе нейрокогнитивный механизм. Мы обсуждаем исследования восприятия и визуальной обработки, которые показывают, что эта обратная гипотеза редко оказывается верной. Вместо этого они предполагают, что повышение производительности не всегда сопровождается дополнительным дефицитом и что существуют неоспоримые трудности в некоторых аспектах восприятия, которые не связаны с компенсирующими сильными сторонами. Наше обсуждение подчеркивает качественные различия в обработке восприятия, выявленные в этих исследованиях между людьми с и без ИСС. Мы утверждаем, что это исследование важно не только для углубления нашего понимания природы качественных различий в обработке восприятия при ИСС, но также может быть использовано для привлечения внимания общества в целом к ​​исключительным навыкам и талантам, которые люди с ИСС могут внести. в таких областях, как инженерия, вычислительная техника и математика, которые высоко ценятся в промышленности.

Цифры

Рисунок 1

Примеры стимулов, используемых в…

Рисунок 1

Примеры стимулов, используемых в групповых экспериментах. Обратите внимание, что круги на реальных дисплеях…

Рисунок 1

Примеры стимулов, используемых в групповых экспериментах. Обратите внимание, что круги на реальных дисплеях были красными и синими (обозначены светло- и темно-серыми соответственно). Задача наблюдателя заключалась в том, чтобы как можно быстрее и точнее определить, имеют ли две полоски одинаковую или разную ориентацию. Стимулы в ( a ), но не ( b ), считаются сгруппированными по сходству для нейротипичных наблюдателей.

Рисунок 2

( a ) Время реакции…

Рисунок 2

( a ) Время реакции и ( b ) данные точности для…

фигура 2

( a ) Время реакции и ( b ) данные точности для нейротипичных детей (закрашенные квадраты) и детей с ИСС (открытые кружки).

Рисунок 3

Типичные последовательности отображения для…

Рисунок 3

Типичные последовательности отображения для изучения ( a ) крупноклеточных и (…

Рисунок 3

Типичные последовательности отображения для изучения ( a ) крупноклеточной и ( b ) парвоцеллюлярной функции.

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Достоверное картирование в развитии исключительных аутичных способностей.

    Моттрон Л., Буве Л., Боннель А., Самсон Ф., Бурак Дж. А., Доусон М., Хитон П. Моттрон Л. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2013 Feb;37(2):209-28. doi: 10.1016/j.neubiorev.2012.11.016. Epub 2012 5 декабря. Neurosci Biobehav Rev. 2013. PMID: 23219745 Обзор.

  • Улучшенное восприятие при синдроме саванта: закономерности, структура и креативность.

    Моттрон Л., Доусон М., Сульер И. Моттрон Л. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 27 мая; 364 (1522): 1385-91. doi: 10.1098/rstb.2008.0333. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 г.. PMID: 19528021 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • [Нейральный механизм, лежащий в основе синдрома аутистического саванта и приобретенного саванта].

    Такахата К., Като М. Такахата К. и др. Мозговой нерв. 2008 июль; 60 (7): 861-9. Мозговой нерв. 2008. PMID: 18646626 Обзор. Японский язык.

  • Какие аспекты аутизма предрасполагают к таланту?

    Хаппе Ф., Витал П. Хаппе Ф. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 27 мая; 364 (1522): 1369-75. doi: 10.1098/rstb.2008.0332. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009. PMID: 19528019 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Навыки саванта при аутизме: психометрические подходы и отчеты родителей.

    Хоулин П., Гуд С., Хаттон Дж., Раттер М. Хаулин П. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 г.27 мая; 364 (1522): 1359-67. doi: 10.1098/rstb.2008.0328. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009. PMID: 19528018 Бесплатная статья ЧВК.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Электрофизиологические доказательства обнаружения атипичных изменений зрения у взрослых с аутизмом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts