Перспектива в психологии это: Перспектива — Психологос

Содержание

Роль биологической перспективы в психологии — Новости

News Redaktor 01.10.2019 образ жизни 1,436 просмотры

Есть много разных способов мышления на тему психологии. Биологическая перспектива — это способ взглянуть на психологические проблемы, изучая физические основы поведения животных и человека. Это одна из основных перспектив в психологии и она включает в себя такие вещи, как изучение мозга, иммунной системы, нервной системы и генетики.

Одна из главных дискуссий в психологии долгое время была сосредоточена на относительном вкладе природы против воспитания. Те, кто встает на сторону воспитания в дебатах, предполагают, что именно среда играет наибольшую роль в формировании поведения. Биологическая перспектива имеет тенденцию подчеркивать важность природы.

Эта область психологии часто упоминается как биопсихология или физиологическая психология. Эта область психологии значительно выросла в последние годы и связана с другими областями науки, включая биологию, неврологию и генетику.

Изучение физиологии и биологических процессов сыграло значительную роль в психологии с самого ее начала. Именно Чарльз Дарвин впервые представил идею о том, что эволюция и генетика играют роль в поведении человека. Естественный отбор влияет на то, передаются ли определенные модели поведения будущим поколениям. Поведения, способствующие выживанию, с большей вероятностью будут переданы, в то время как те, которые оказываются опасными, с меньшей вероятностью будут унаследованы.

Биологическая перспектива — это, по сути, способ взглянуть на человеческие проблемы и действия. Рассмотрим, например, проблему агрессии. Кто-то, использующий психоаналитическую точку зрения, может рассматривать агрессию как результат детских переживаний и неосознанных побуждений. Другой человек может принять поведенческую перспективу и подумать, как поведение было сформировано ассоциацией, подкреплением и наказанием.

Психолог с социальной точки зрения может посмотреть на динамику группы и давление, которые способствуют такому поведению.

С другой стороны, биологическая точка зрения предполагает изучение биологических корней, лежащих в основе агрессивного поведения. Тот, кто придерживается биологической точки зрения, может подумать о том, как определенные виды черепно-мозговой травмы могут привести к агрессивным действиям. Или они могут учитывать генетические факторы, которые могут способствовать таким проявлениям поведения.

Биопсихологи изучают многие из тех же вещей, что и другие психологи, но им интересно посмотреть, как биологические силы формируют поведение человека. Некоторые темы, которые психолог может исследовать, используя эту точку зрения, включают:

  • Анализ того, как травма мозга влияет на поведение
  • Изучение влияния дегенеративных заболеваний мозга на поведение людей
  • Изучение влияния генетических факторов на такие вещи, как агрессия
  • Изучение, как генетика и повреждение мозга связаны с психическими расстройствами
  • Оценка различий и сходств у близнецов, чтобы определить, какие характеристики связаны с генетикой, а какие связаны с влиянием окружающей среды

Сегодня ученые используют такие инструменты, как ПЭТ и МРТ, чтобы посмотреть, как развитие мозга, лекарственные препараты, болезни и повреждения мозга влияют на поведение и когнитивные функции.
Одной из сильных сторон использования биологической перспективы для анализа психологических проблем является то, что этот подход, как правило, очень научный. Исследователи используют строгие эмпирические методы, и их результаты часто надежны и практичны. Биологические исследования помогли получить полезные методы лечения различных психологических расстройств.

Слабость этого подхода заключается в том, что он часто не учитывает другие влияния на поведение. Такие вещи, как эмоции, социальное давление, факторы окружающей среды, детские переживания и культурные переменные, также могут играть роль в формировании психологических проблем.

По этой причине важно помнить, что биологический подход — это лишь одна из многих разных точек зрения в психологии. Используя различные способы поиска проблемы, исследователи могут придумать различные решения, которые могут иметь полезные реальные приложения.

Есть много разных точек зрения, с которых можно рассматривать человеческий разум и поведение, и биологическая перспектива представляет собой только один из этих подходов.

Рассматривая биологические основы человеческого поведения, психологи лучше понимают, как мозг и физиологические процессы могут влиять на то, как люди думают, действуют и чувствуют. Эта перспектива также позволяет исследователям предлагать новые методы лечения, направленное биологическое воздействие на психологическое благополучие.

поделиться в:

тегипсихология

опубликовано: News Redaktor

пред. Новинка от V&I Pro Innovation! Спортивные питьевые бутылки в форме футбольного, баскетбольного или бейсбольного мяча

след. Что делать, когда не получается уснуть: все о лечении бессонницы

это тоже интересно !

Человеку необходимо есть и спать, так почему бы не совместить эти два занятия? Недавний опрос …

Временная перспектива жизненных планов в юношестве — Проблемы cоциальной психологии личности

Рубрика издания: Социально-психологические феномены личности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Белановская О. В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Жизнь человека, с одной стороны, есть биологическое явление, а с другой – социально-исторический факт. Социально-историческое, специфичное для человека качество индивидуального бытия фиксируется в понятии жизненного пути.

О проблемах «жизненного пути личности», «стилях жизни» и «стратегиях жизни», «жизненной программе личности» и «жизненной перспективе» заговорили в 70–80 годы XX века. Проблемой личности как субъекта жизни занимались К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.А. Логинова, Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева и др. В настоящее время изучение проблем жизненного пути продолжается, в чем убеждают результаты исследований таких психологов, как В.И. Ковалев, А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров, К.В. Карпинский, В.М. Слуцкий, С.С. Гончарова и М.И. Яковчук. В работах  К.А. Абульхановой-Славской, ее сотрудников и учеников отношения «личность – жизнь» определяются целостным подходом [1; 2].

Содержание исследований В.Н. Украинец, Л.В. Сохань, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, Л.Е. Шкляр касается в основном «жизненной программы личности», «жизненной перспективы», «субъективной картины жизненного пути» [4; 5; 11]. Данные исследователи рассматривают жизнь как взаимосвязь ряда событий с их субъективными переживаниями. С точки зрения «событийно-биографического подхода», разрабатываемого данными авторами, психологическую судьбу личности определяет способ переживания событий жизни.

Жизненный путь рассматривается как разнонаправленный и непрерывный, как связь субъективного прошлого и будущего. Один из наиболее известных отечественных психологов «среднего поколения», работавших над проблемами жизненного пути личности, А.А. Кроник в своих работах синтезирует научные достижения киевской, московской и ленинградской школ, оставаясь главным пропагандистом «субъективно-событийного похода», поскольку предмет его исследований – субъективная картина жизненного пути личности.

В отечественной и зарубежной психологии исследования, направленные на изучение жизненного пути, ведутся давно, но не теряют актуальности и сегодня. Несомненно, что изменения, подчас коренные, которые происходят в нашем обществе, повлияли на восприятие людьми жизни и своего места в ней. Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, все еще продолжающих изменяться условиях, заданных социумом, проблема восприятия ими своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед подростками и юношами возникает проблема самоопределения, в первую очередь профессионального, а также самоопределения в личной  жизни.

Согласно Н.А. Логиновой [9], в изучении жизненного пути можно выделить два аспекта, которые соответствуют двум главным направлениям биографических исследований в психологии:

а) возрастной аспект, раскрытие общих особенностей личности на разных возрастных ступенях;

б) индивидуально-психологический аспект, исследование своеобразия психологического развития конкретной, единичной личности.

На основе анализа исследований можно определить жизненный путь личности как преемственную по своим стадиям, в целом завершенную протяженность времени жизни человека, объективно обусловленную возрастными изменениями его природного организма и  социально–историческими изменениями человеческой личности.

В последние годы накапливается все больше фактов, свидетельствующих о том, что деятельность человека существенно определяется не только его прошлым, но и будущим, так называемым «опережающим отражением». Действия и поступки человека, а значит, и проявления его способностей в большой мере определены его будущим, той моделью, в которой отражены представления человека о его будущей жизни. Овладение временем в таком смысле, по мнению В.Э. Чудновского, «…это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» [12. С. 23].

По мнению П.И. Яничева [13], психологическое будущее:

  • по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает. «Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его»;
  • по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого, либо как его отвержение и отрицание.
    Человек может рассматривать свою жизнь как непрерывную линию развития, проецируя продолжение этого развития в будущее, либо может планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности.

Функции психологического будущего, согласно М.Р. Гинзбургу [3], состоят в обеспечении смысловой и временной перспективы личности. Соответственно в качестве структурных компонентов психологического будущего различают смысловое будущее (личностное) проецирование себя в будущее и временное будущее (собственно планирование).

Поскольку смысловое будущее принадлежит к ценностно-смысловой плоскости, оно прежде всего характеризуются своими ценностными признаками, а именно: насыщенностью, эмоциональной привлекательностью, активностью/пассивностью. Другими существенными параметрами являются определенность/неопределенность и устойчивость/неустойчивость смыслового будущего.

Функция временного будущего заключается в обеспечении временной перспективы. Временная перспектива представляет собой видение своего будущего во времени, или собственно планирование. Позитивное отношение к планированию и составление планов определенным образом упорядочивают будущее, которое может быть представлено как последовательность достижения ряда целей. В результате же негативного отношения к планированию и отсутствия планов будущее предстает фактически непрогнозируемым. Поэтому существенной характеристикой временного будущего является то, выступает ли оно планируемым (позитивное отношение к планированию и наличие планов) или случайным (негативное отношение к планированию и отсутствие планов) [3].

Также важной характеристикой временного будущего является его организованность, т.е. обеспеченность целей средствами их достижения. На положительном полюсе оно выступает как организованное (цели обеспечены средствами), на отрицательном – как неорганизованное (цели не обеспечены средствами). Параметры планируемости и организованности М.Р. Гинзбург [3] объединяет в показатель «структурированность». По этому показателю временное будущее выступает на положительном полюсе как структурированное (планируемое и организованное), а на негативном полюсе – как аморфное (случайное и неорганизованное).

Чем насыщеннее временная перспектива событиями, планами и надеждами, тем интенсивнее, содержательнее жизнь человека. И наоборот, чем меньше надежд, планов на будущее и реальных событий на временном горизонте, тем беднее и бессодержательнее его жизнь.

Как отмечают Е.И. Головаха и А.А. Кроник [5], отсутствие жизненных планов, как правило, связано с отсутствием позитивного образа будущего. Отсюда и сопротивление переменам. Однако противодействия планируемому развитию могут проистекать и из обязательств прошлому. Человек зачастую стремится к целям, которые не присутствуют в настоящем, а находятся в ближайшем или отдаленном будущем, а иногда даже за пределами собственной жизни. По этой причине побудительные мотивы и поведенческие акты анализируют не только по содержанию, но и по временной их локализации.

Сейчас уже доказано, что формирование временной перспективы (реалистичная организация ее структуры, четкое обозначение в ней жизненных целей, ее непрерывность и др.) является результатом социализации. Эксперименты неоднократно обнаруживали, что, например, у делинквентных юношей будущая временная перспектива всегда укорочена, тогда как неделинквентные юноши осмысливают свою жизнь на значительный период [6].

К.А. Абульханова-Славская предлагает различать психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различных понятия [2].

Психологическая (временная) перспектива – это когнитивная способность предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. Личностная перспектива – не только когнитивная способность предвидеть будущее, но и целостная готовность к нему в настоящем, установка на будущее (например, готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.). Такая перспектива может иметь место даже у личностей с когнитивно бедным, нерасчлененным, неосознанным представлением о будущем. Личностная перспектива открывается при наличии способности как будущих возможностей, зрелости, а потому готовности к неожиданностям, трудностям, присущего ей потенциала, способности к организации времени. Психологической перспективой обладает тот, кто способен предвидеть будущее, кто видит личностную перспективу, имеет жизненный опыт – личностный потенциал [2].

Существующие пока определения жизненной перспективы личности свидетельствуют об отсутствии единства в подходе к изучению этого феномена. Как отмечает Е.В. Некрасова [10], некоторые авторы отождествляют жизненную перспективу с реализацией цели. С этим можно согласиться лишь частично, так как цель представляет собой идеальный образ будущей деятельности человека, а жизненные перспективы – не только образы результатов деятельности, но и результаты изменений, ни зависящих от субъективных усилий. По мнению В.Н. Украинца [11], было бы вернее рассматривать жизненную перспективу личности через понятие «ожидание», которое отражает не только положительные, но и отрицательные обстоятельства жизни личности.

Жизненная перспектива определяется Е.И. Головахой [5] как «потенциальная возможность развития личности». При этом жизненная перспектива выступает и как неизбежность следования определенных событий, изменений в будущей жизни личности. В частности, проявлением объективных оснований жизненной перспективы личности является осознание ею конечности индивидуального существования.

По мнению В.И. Ковалева [7], жизненные перспективы представляют собой своеобразный «просмотр» бытия, с фиксированием в сознании личности различных событий, изменений результатов деятельности на всем протяжении ее жизненного пути. Осмысление личностью ее бытия способствует тому, что образ будущего создает у субъекта состояние готовности действовать определенным способом, адекватным этому осмыслению. Жизненная перспектива, как отмечают Д.А. Леонтьев и Е.В. Шелобанова [8], включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают возможность оптимизации дальнейшего жизненного продвижения.

К.А. Абульханова-Славская указывает на то, что «жизненная перспектива – это не только будущие цели, ценности, но и темп жизненного движения, оптимальность развития, возрастание активности личности. Конечно, образование жизненных перспектив открывает и субъективно-психологическую перспективу, однако наличие субъективно-психологических перспектив (устремленность в будущее, осознание будущего) еще не свидетельствует о наличии потенциала развития личности, т. е. жизненной перспективы (например, у подростков). При этом труд, профессия являются важнейшими условиями самоопределения личности, формирования личностной позиции человека» [1. С. 140].

В конце подросткового – начале юношеского периода происходит определение личностью своей жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии. Необходимость самоопределения служит для старшеклассника своеобразным «распутьем», на котором он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни.

В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.

В целом, в возрасте ранней юности формируется такая важнейшая  структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы).

В ранней юности появляется жизненная программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути юношей и девушек ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными. Вышеупомянутые особенности ранней юности дают нам возможность изучать генезис жизненных планов в данном возрасте в составе субъективной картины жизненного пути старшеклассников, с помощью соответствующих методик, разработанных А. А. Кроником и Е.И. Головахой [4].

Целью данного исследования явилось изучение особенностей временной перспективы жизненных планов в начале юношеского возраста. В исследовании приняли участие юноши и девушки 15 – 18 лет (учащиеся 9, 10, 11 классов гимназии № 2 г. Минска) в количестве 80 человек.

Для изучения генезиса жизненных планов в начале юношеского возраста  была использована методика «Ситуативная каузометрия», разработанная Е.И. Головахой и А.А. Кроником в 1984 году [4].

По результатам проведенного исследования было проведено сравнение ближайших временных перспектив (на 1 год) в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Анализ средних значений ранговых сумм полученных показателей позволил утверждать, что в ближайшей временной перспективе с возрастом увеличивается количество жизненных планов (рис.1).

\s  

Рис.1. Количество жизненных планов в ближайшей временной перспективе

Было проведено сравнение временных перспектив на ближайшие 5 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов. Выявлено, что существуют статистически значимые различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 класса на ближайшие 5 лет (p£0,05). Среднее значение ранговых сумм данных показателей позволяют утверждать, что эти различия реализуются в виде увеличения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на ближайшие 5 лет с возрастом (рис.2).

\s

Рис.2. Количество жизненных планов во временной перспективе на ближайшие 5 лет

Анализ среднего количества жизненных планов во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов на последующие пятилетия указывает на то, что существенных различий в выборках учащихся 9-11 классов не наблюдается. Сравнение дальних временных перспектив на отрезке более 15 лет в выборках учащихся 9, 10, 11 классов позволяет утверждать, что эти различия реализуются в виде уменьшения количества жизненных планов старшеклассников во временной перспективе на отрезке более 15 лет с возрастом (p£0,01). Наименьшее количество жизненных планов на отрезке более 15 лет отмечается во временной перспективе учащихся 11 класса, а наибольшее – у девятиклассников (рис. 3).

\s

Рис. 3. Количество жизненных планов в дальней временной перспективе

Анализ соотношения рассматриваемых временных интервалов во временной перспективе старшеклассников в зависимости от  наполненности данных интервалов важными жизненными событиями, показал различия во временной перспективе учащихся 9, 10, 11 классов в целом (рис 4, 5, 6).

У учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всего жизненного пути. При этом наибольшее количество жизненных планов отмечается в дальней временной перспективе, охватывающей отрезок более 15 лет (35,2 % от всех событий).

У учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни, при этом несколько больше жизненных планов приходится на второе пятилетие (33,4 % и 34,5 % соответственно).

\s

Рис. 4. Распределение жизненных планов у учащихся 9 класса

У одиннадцатиклассников отмечается явный приоритет первых пяти лет их будущей жизни перед другими временными интервалами. На данный временной отрезок приходиться 42,5 % всех жизненных планов, при этом более половины данных планов (22,3 %) относится к ближайшей временной перспективе в 1 год.

\s

Рис. 5. Распределение жизненных планов у учащихся 10 класса

 

\s

Рис. 6. Распределение жизненных планов у учащихся 11 класса

Можно говорить о приближении временной перспективы жизненных планов старшеклассников с возрастом, когда происходит расширение временной перспективы за счет фиксации жизненных планов в новых жизненных сферах. Другой отличительной особенностью временной перспективы учащихся 9, 10, 11 классов является ее приближение с возрастом. Если у учащихся 9 класса жизненные планы довольно равномерно распределены на протяжении всей жизни, и наибольшее количество планов отмечается в дальней временной перспективе (35,2 % от всех событий), то у учащихся 10 класса наиболее наполненными жизненными планами являются первые два пятилетия их будущей жизни (33,4 % и 34,5 % соответственно), а у одиннадцатиклассников наибольшее количество жизненных планов приходится на первые пять лет (42 %), причем более половины (22,3 %) этих планов относится к ближайшей временной перспективе в один год.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1987. С. 138-144.
  2. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. М., 1990.               С. 114-129.
  3. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
  4. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника «каузометрии» // Мотивация личности (феноменология, закономерности и механизмы формирования).  М., 1982. С. 99-108.
  5. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  6. Карпинский К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути правонарушителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук.  Минск, 2002. 20 с.
  7. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека.   Черновцы, 1991. С. 5-14.
  8. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1. С. 57-65.
  9. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985.  № 1. С. 103-108.
  10. Некрасова Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте // Сибирский психологический журнал, 1998.  Томск.  Вып. 8-9. С. 22-25.
  11. Украинец В.Н. Жизненные перспективы личности // Жизненный путь личности.  Киев, 1987. С. 217-225.
  12. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1986.
  13. Яничев П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте // Наш проблемный подросток: Учебное пособие.   СПб., 1999.  С. 50-60.

Белановская Ольга Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии БГПУ им.М.Танка (Минск, Белоруссия), Минск, Беларусь, e-mail: [email protected]

Множественные перспективы в психологии: объяснение и пример

Подход к психологии, который мы используем в настоящее время, называется множественными перспективами или психологической теорией перспективы . Убеждение состоит в том, что не существует единственного психологического подхода, который был бы правильным или неправильным, а, скорее, множество точек зрения, которые могут (и действительно) пересекаются.

Психология — это наука, которая ищет ответы на основные вопросы человеческого поведения и психических процессов. На протяжении всей истории психологам было трудно смешивать свои различные точки зрения, пытаясь ответить на извечный вопрос: человеческое поведение направляется и формируется природой или воспитанием?

Мы ведем себя или мысленно обрабатываем вещи из-за наших генов/биологии, или это что-то еще, возможно, из-за того, как мы воспитаны? Если и есть что-то, с чем согласны современные психологи, так это то, что при исследовании психологии требуется несколько точек зрения, чтобы получить полную картину.

  • Каковы перспективы психологии?
  • Чем эти точки зрения отличаются друг от друга?
  • Каковы преимущества наличия нескольких точек зрения в психологии?
  • Каковы недостатки наличия нескольких точек зрения в психологии?

Примеры множественных точек зрения в психологии

При изучении психологии следует учитывать семь основных точек зрения. Давайте рассмотрим их и то, что они могут сделать с достаточно распространенной темой для разговоров среди людей, а именно с интроверсией.

Гуманистическая перспектива

Гуманистическая или гуманистическая перспектива в психологии фокусируется на индивидуальной воле и вере в то, что большая часть нашего поведения основана на выборе. Мы делаем свой выбор, основываясь на удовлетворении внутренней потребности. Двумя основными психологами в этом подходе являются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Хотя эту точку зрения нелегко проверить с научной точки зрения, многие терапевтические психологи считают полезным наблюдать за поведением своих пациентов и, таким образом, помогать им преодолевать препятствия.

С гуманистической точки зрения интроверсия может быть объяснена просто как поведение человека, чьи социальные потребности удовлетворены; поэтому они не получают удовольствия от более крупных социальных обязательств.

Психоаналитическая перспектива

Психоаналитическая перспектива в психологии рассматривает наш бессознательный разум. Он утверждает, что части нас, о которых мы не осознаем, контролируют многие наши действия. Психологи могут установить это с помощью анализа сновидений или словесных ассоциаций. Хотя это характерно противоречивые психологические практики, психоаналитическая точка зрения по-прежнему важна для рассмотрения.

Психоаналитическая точка зрения объясняет интроверсию как реакцию на бессознательное воспоминание или травму, вызывающую избегание социальных обязательств.

Перспектива биопсихологии (нейронаука)

Перспектива биопсихологии стремится объяснить мысли и поведение человека, рассматривая биологические процессы. Эта теория утверждает, что познание обусловлено рядом биологических факторов, таких как гены, гормоны и нейротрансмиттеры.

Несколько нитей ДНК. pixabay.com

С точки зрения биопсихологии интроверсия может быть объяснена как потенциально наследственная и основанная на количестве нейротрансмиттеров, имеющихся у человека.

Эволюционная перспектива

Эволюционная перспектива фокусируется на понимании человеческого поведения с точки зрения естественного отбора. В нем рассматривается, какие поведенческие черты люди развили, чтобы увеличить шансы на выживание, тем самым повышая вероятность того, что эти черты будут передаваться из поколения в поколение.

Эволюционная точка зрения будет пытаться объяснить интроверсию как тактику выживания.

Поведенческая перспектива

Поведенческая перспектива пытается объяснить человеческое поведение как реакцию на обусловленность с детства.

С поведенческой точки зрения интроверсия может быть объяснена как привычка человека получать удовольствие от небольших событий или меньшего количества людей; возможно, из-за того, что он был единственным ребенком, у него была семья, которая не ходила ни на какие мероприятия, или у него были строгие родители, которые не поощряли общественную деятельность.

Когнитивная перспектива

Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на таких вещах, как обработка и память, как на способах объяснения человеческого поведения. Эта точка зрения фокусируется на личном взгляде человека на мир и на том, как он воспринимает и обрабатывает окружающую среду.

Когнитивная точка зрения фокусируется на индивидуальной точке зрения, поэтому она может объяснить человека-интроверта как человека, который считает свое время в одиночестве ценным; может быть, у них остались приятные воспоминания о том времени, когда они росли в одиночестве.

Социокультурная перспектива

Социокультурная перспектива в психологии рассматривает влияние культуры на поведение человека. Это важно, потому что разные культуры демонстрируют различия в поведении, манерах, жестах и ​​ценностях. В то время как некоторые люди в Нью-Йорке могут рассматривать метро как место проведения концертов, пассажиры в Токио обычно ведут себя тихо и уважительно относятся к другим людям в этом районе. Это различие в поведении можно объяснить с социокультурной точки зрения; В Нью-Йорке очень индивидуалистическая культура, в то время как группа имеет высокую ценность в Токио.

Платформа станции метро. pixabay.com

Социально-культурная перспектива может объяснить интроверсию как культуру. Даже разные города в одном регионе могут иметь разные ценности, связанные с социальными взаимодействиями.

Преимущества множественных точек зрения в психологии

Наличие множественных точек зрения в психологии позволяет психологам достичь более полного понимания. Подобно взгляду на одну сторону трехмерного объекта, психологи, которые смотрят только с одной точки зрения, получают лишь частично правильный ответ. Различные точки зрения в психологии предназначены для совместной работы, чтобы более полно объяснить человеческое поведение и психические процессы.

Более полное понимание того, почему люди ведут себя так, а не иначе, дает нам больше шансов изменить свое поведение. Например, в области психического здоровья многие психологи используют различные психологические методы лечения в сочетании с лекарствами. Существует понимание того, что восприятие, травма, биология, обусловленность и культура могут играть роль в нежелательном поведении, мыслях или психических состояниях. Конечно, понимание всего этого поможет нам лучше найти решения, которые лечат человека в целом, а не сосредотачиваются только на одной части или симптоме.

Недостатки множественных точек зрения в психологии

Одним из основных недостатков множественных точек зрения в психологии является то, что поле кажется фрагментированным. В других научных и математических областях обычно понимается одна истина. 2 + 2 = 4, и каждый раз это равно 4. В психологии может быть много ответов одновременно. Это может показаться рассеянным и разобщенным.

Что такое правда, если может быть более одного ответа?

Множественные точки зрения в психологии. Ключевые выводы

  • Концепция множественных точек зрения заключается в том, что нет одной единственной точки зрения, которая является правильной, и одной, которая неверна.
  • Гуманистическая или гуманистическая перспектива в психологии фокусируется на индивидуальной воле и вере в то, что большая часть нашего поведения основана на выборе. Мы делаем свой выбор, основываясь на удовлетворении наших внутренних потребностей.
  • психоаналитическая перспектива в психологии смотрит на наши без сознания разум. Он утверждает, что части нас, о которых мы не осознаем, контролируют многие наши действия.
  • Перспектива биопсихологии стремится объяснить человеческое мышление и поведение, рассматривая биологические процессы.
  • Эволюционная перспектива фокусируется на понимании человеческого поведения с точки зрения естественного отбора.
  • Поведенческая перспектива пытается объяснить человеческое поведение как реакцию на обусловливание с детства.
  • Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на когнитивных процессах, таких как память, как на способе объяснения человеческого поведения.
  • Социально-культурная перспектива в психологии рассматривает влияние культуры на поведение человека.

Психологические перспективы: определение и примеры

Когда вы сталкивались с чем-то, что вызывало у вас чувство неловкости в своих действиях? Затем вы обнаружили, что нечто подобное произошло с вашим другом, и его реакция была совершенно другой. Возможно, вы спрашивали себя, почему вы так поступили. Психологические аспекты могут помочь нам понять, почему.

Психологические перспективы — это системы идей, которые психологи используют для понимания и интерпретации поведения.

  • Что такое поведенческие перспективы в психологии?
  • Что такое когнитивная перспектива психологии?
  • Каковы биологические аспекты психологии?
  • Что такое линейная перспектива в психологии?
  • Каковы некоторые примеры различных точек зрения?

Поведенческая перспектива в психологии

Следующий текст исследует, как мы учимся и приобретаем поведение, уделяя особое внимание роли окружающей среды и обусловленности.

Человек, которого подбадривают коллеги, проявляет внешнее влияние на поведение. pexels.com

Окружающая среда формирует человеческое поведение

Согласно поведенческой психологии, мы приобретаем поведение, обучаясь (подготовляясь) к окружающей среде.

В психологии обусловливание — это обучение действовать определенным образом в определенных ситуациях, как описано в разделе 9.0003 классическое и оперантное обусловливание .

Иван Павлов использовал классическую тренировку при обучении собак выделять слюну со звуком. Джон Б. Ватсон , в своем эксперименте «Маленький Альберт», заставил малыша Альберта бояться крыс, объединив его с громким звуком, который заставил его плакать. Оперантное обусловливание Б. Ф. Скиннера использовало подкрепление для обучения животных новому поведению, такому как нажатие рычага у крыс и клевание клавиш у голубей.

Наблюдаемое поведение

Поведенческие психологи изучают наблюдаемых форм поведения , а не то, что происходит в сознании, чтобы понять развитие человеческого поведения. Поскольку на наш разум и эмоции влияет множество факторов, психологам-бихевиористам сложно измерить и оценить эти события и то, как они влияют на поведенческие результаты.

Система стимул-реакция

Поведенческая психология связывает стимулы с действиями, а прошлый опыт определяет поведение человека. Психологи этого взгляда обращаются к внешнему, оказывающему значительное влияние на самочувствие и действия человека. Этот принцип основан на Закон эффекта Эдварда Торндайка, , который гласит, что действия, ведущие к положительным последствиям, более вероятны, чем действия, за которыми следуют отрицательные результаты.

Когнитивная перспективная психология

Каковы некоторые различия и сходства в подходах, которые применяют когнитивные и поведенческие психологи? Продолжайте читать и узнайте больше о ментальных событиях, научном методе и схемах.

Человек показывает, как мысли и эмоции влияют на поведение. pexels.com

Психические события

Когнитивная психология рассматривает психические события для понимания того, как человек реагирует на стимул. Ментальные события включают воспоминания и восприятия из прошлого опыта. Они считают, что эти факторы определяют поведение человека. Когнитивные психологи считают, что без этих опосредованных процессов будет трудно понять человеческое поведение.

Психология как научная дисциплина

Подобно поведенческим психологам, когнитивные психологи рассматривают психологию как науку, уделяющую особое внимание непосредственному наблюдению и измерению психических процессов, управляющих поведением. Они используют научные методы для изучения человеческого разума и поведения. Результаты этих исследований помогают им понять человеческую мысль.

Люди — это машины для обработки данных

Когнитивная психология сравнивает людей с компьютером в плане обработки информации. Этот умственный процесс включает в себя ввод , хранение и вывод .

  • Ввод включает в себя понимание стимулов.

  • Хранение отражает обработку и интерпретацию информации из анализа стимула.

  • Выход включает в себя принятие решений и то, как человек будет действовать в ответ на стимулы.

Схемы представляют собой совокупность информации, которой обладает человек на основе прошлого опыта. Согласно когнитивной психологии, схемы также могут влиять на психические процессы. Схемы помогают нам фильтровать объем информации, которую мы получаем из окружающей среды. Проблемы могут возникнуть, когда для интерпретации данных из среды используются нерелевантные схемы.

Биологическая перспектива Психология

Как следует из названия, биологические психологи считают, что наше поведение имеет биологические корни.

Спираль ДНК. pixabay.com

Психология как объективная дисциплина

Подобно поведенческой и когнитивной психологии, биологический подход к психологии также ценит научные методы в понимании поведения. Изучение поведения с биологической точки зрения означает сравнение различных видов, чтобы лучше понять человеческое поведение, исследование телесных функций в организме, таких как гормоны, функции мозга и нервной системы, а также изучение наследственности, например, как генетика определяет IQ.

Поведение имеет свои биологические корни

Биологическая психология связывает биологические причины с нашими мыслями, эмоциями и действиями. К биологическим причинам относятся генетика, функция и структура мозга, а также связь между разумом и телом. Эта точка зрения также объясняет, как нейротрансмиттеры или химические мессенджеры мозга влияют на поведение и как определенные дисбалансы способствуют психическим расстройствам.

Эволюция генов

Биологическая психология связывает некоторые эволюционные корни с тем, как гены эволюционировали для адаптации поведения на протяжении миллионов лет. Эволюция обнаружила сходство в поведении животных с поведением человека, предполагая улучшение генов с течением времени, привнося эволюционные перспективы в биологическую психологию.

Психология линейной перспективы

Когда вы идете по дороге, вы замечаете, что линии сходятся, и чем ближе они становятся, тем дальше кажется дорога. Это восприятие расстояния называется линейной перспективой, при которой две параллельные линии встречаются на определенном расстоянии, а большее расстояние означает, что линии сближаются, например, на тротуаре или железнодорожных путях. Линейная перспектива — это монокулярный сигнал, сигнал расстояния, воспринимаемый одним глазом.

Примеры психологической перспективы

В психологии существует семь основных точек зрения, и вот несколько примеров.

Ребенок получает игрушку, иллюстрирующую положительное подкрепление. pexels.com

Поведенческая перспектива в психологии

Эта психологическая точка зрения утверждает, что люди учатся поведению через окружающую среду. Когнитивные или биологические процессы не влияют на поведение человека. Но впечатления от окружения. Эта концепция относится к модификации поведения, используемой психологами для лечения психических проблем, основанной на работах Иван Павлов , Джон Б. Ватсон , Эдвард Ли Торндайк и Б. Ф. Скиннер. Как видно из классической или оперантной обусловленности , поведенческая перспектива объясняет, что человеческое поведение обусловлено внешними реакциями.

Когнитивная перспектива в психологии

Когнитивная перспектива рассматривает действия как связанные с разумом. Когнитивные психологи изучают, как психические процессы и состояния (например, восприятие и мотивация) влияют на поведение и почему мы думаем и действуем именно так, а не иначе. В когнитивной психологии память состоит из трех этапов, включающих получает (кодирование), сохраняет (хранение) и вспоминает (извлечение) информации. Этот психологический подход внес свой вклад в другие дисциплины, такие как педагогическая психология и ненормальная психология.

Биологическая перспектива в психологии

Психологические точки зрения, такие как биологическая перспектива , рассматривают биологические и физические влияния на поведение. Примеры включают генетика , болезнь и здоровье мозга . Наука, стоящая за биологической перспективой, включает диагностику заболеваний, определение эффектов лекарств и измерение других природных факторов, чтобы понять их влияние на психологическое здоровье. Эта перспектива исследует жизненно важные области, такие как ощущения, гормоны и телесные функции.

Гуманистическая перспектива в психологии

Гуманистическая перспектива высоко ценит саморазвитие и свободную волю, помогая людям реализовать свой высший потенциал. Эта точка зрения гласит, что все люди желают достижений, ведущих их к самореализации. Психологи, придерживающиеся гуманистической психологической точки зрения, исследуют такие понятия, как ценности, цель и свобода, чтобы понять человеческое существование.

Гуманистическая точка зрения утверждает, что:

  • У каждого человека есть возможности добиться успеха при наличии соответствующих факторов.

  • Опыт и личность уникальны для каждого человека.

  • Самореализация — это ответственность, которую люди должны осознать.

Психодинамическая перспектива в психологии

Психодинамическая перспектива , представленная Зигмундом Фрейдом , фокусируется на том, как конфликты, уходящие корнями в раннее детство, определяют поведение взрослых. Согласно этой точке зрения, существует взаимодействие между сознательным, подсознательным и бессознательным разумом. Подсознательные мысли связаны с поведением человека. Согласно Фрейду, свобода воли имеет мало общего с действиями. Лучшее понимание подсознания позволяет психологам направлять человека в отношении его мыслей и чувств.

Эволюционная перспектива в психологии

Эволюционная перспектива , основанная Чарльзом Дарвином , утверждает, что люди со временем развили черты, которые оказались полезными в окружающей среде. Эта точка зрения основана на естественном отборе, при котором организмы конкурируют за выживание. Человеческий мозг продолжает когнитивно адаптироваться. Эволюционная перспектива объясняет, как изменения в окружающей среде повлияли на то, как люди думают и действуют на протяжении миллионов лет.

Социокультурная перспектива в психологии

Социокультурная перспектива исследует, как социальные и культурные влияния влияют на поведение человека.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts