Первые инстинкты человека: Человек :: Выпуск №4 :: Миф об инстинкте

Содержание

Стадное чувство – Наука – Коммерсантъ

В 1909 году в журнале Sociological Review была опубликована вторая, заключительная часть его работы «Стадный инстинкт и его влияние на психологию цивилизованного человека». Более подробно Троттер рассмотрел свою концепцию социальной стадности человека в книге «Инстинкты стада во время войны и мира», написанной им в 1916 году в разгар Первой мировой войны.

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ  /  купить фото

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ  /  купить фото

В книге Троттер считал, что искать причины и производные стадного инстинкта бессмысленно, так как он первичен и неразрешим. К первичным, основным инстинктам он относил инстинкты самосохранения, питания, половой и стадный. Первые три, по Троттеру, примитивны и сопровождаются чувством удовлетворения в случае успешной реализации. Стадный же инстинкт, как пишет Троттер, вызывает «очевидную обязанность действовать наоборот»: человек готов не заботиться о самосохранении, испытывать недостаток в пище и проявлять стойкость к плотским порывам, подчиняясь иному императиву.

Проще говоря, в толпе человек подчиняется инстинкту, который может противоречить его личной выгоде.

Волки, овцы и пчелы

В своей книге Троттер попытался объяснить с точки зрения психологии неразумное поведение масс, которое привело к грандиозной бойне на полях сражений мировой войны. Для этого он выдвинул «психологическую гипотезу в объяснение особенностей немецкого национального характера, проявляющихся в настоящее время». По Троттеру, стадный инстинкт проявляется в трех различных видах: агрессивном, защитном и социализированном, примером которых в природе служат соответственно волк, овца и пчела.

«Изучая ум Англии в духе биологического психолога, необходимо иметь в виду общество пчелы точно так же, как при изучении немецкого ума необходимо было иметь в виду общество волка»,— пишет Троттер. По его мнению, стадный инстинкт в британском «социализированном стаде» (socialized herd) пошел по пути пчелиного улья, где каждая особь вносит свой вклад в дело общего выживания. В Германии он выражается в агрессивной форме, представленной в природе стаей волков и отарой овец.

Его книга «The Instincts of the Herd in Peace and War» доступна на английском языке в интернете, любой может ее прочитать, там еще много интересного в том же духе. Но интереснее другое: как быстро, будучи еще новорожденной, новая наука социальная психология нашла себе применение в политике и идеологии, потеснив оттуда социал-дарвинизм с его грубым и прямолинейным постулатом о выживании сильнейшего.

Размножение инстинктов

Инстинкты в науке о психологии человека появились в XVIII веке в работах французских энциклопедистов и были позаимствованы ими из биологии. Ламарк в начале XIX века окончательно сформулировал понятие инстинкта у животных «как наклонность, вызываемую ощущениями на основе возникших в силу их потребностей и понуждающую к выполнению действий без всякого участия мысли, без всякого участия воли».

Поначалу переносить на человека действия, выполняемые без всякого участия мысли и воли, требовало от ученого известной смелости. Но после Дарвина ситуация стала зеркальной. Сам великий Дарвин писал, что инстинкты появились в результате эволюции, а кто был венцом эволюции по Дарвину? Вот именно человек разумный им и был, и отрицать теперь инстинктивное поведение у человека ученому было рискованно.

Дальше больше, если раньше инстинкты существовали только в теории и все доказательства их реальности были косвенными, то Иван Павлов экспериментально доказал их существование, правда, называя их «сложными безусловными рефлексами». Потребовалось полвека, чтобы ученые снова начали сомневаться в существовании человеческих действий «без всякого участия мысли, без всякого участия воли». А пока психологи только пытались отделить наследуемые элементы поведения от приобретенных в раннем детстве.

У разных ученых выходило разное число таких наследуемых инстинктов. Американский психиатр Абрахам Брилл считал, что «все в жизни может быть сведено к двум фундаментальным инстинктам: голода и любви; они правят миром». У британского нейрохирурга Уилфрида Троттера, как мы видели, их четыре. У его соотечественника физиолога Уильяма Макдугалла, автора первого учебника по социальной психологии, сначала их было семь, потом (по мере переиздания учебника) стало 11, а затем 18. У других ученых их насчитывалось 20, 30, 40 и более.

Ученые просто подбирали соответствующий инстинкт у животного к каждой разновидности деятельности человека или общественному институту. Например, считали, что экономические отношения выросли из инстинкта питания, семья построена на рационализированном половом инстинкте, война имеет под собой основание в виде инстинкта борьбы, государство базируется на инстинктах стадности и страха. Их обзор можно прочитать в работах профессора Санкт-Петербургского университета Дмитрия Горбатова. Продолжая этот ряд, нетрудно подобрать инстинкты для любого явления в жизни: от участия в движении зеленых до нетрадиционной ориентации.

В СССР инстинктов нет

По сравнению с прочими стадный инстинкт пользовался особым вниманием в российской психологической школе, которая в этом плане даже лидировала на рубеже XIX и XX веков. В российском обществе зрело нехорошее предчувствие, и оно не обмануло: в ближайшем будущем стране пришлось пережить три войны, две революции и всеобщую смуту. Сама жизнь требовала ответов на вопросы: как толпа влияет на личность, а личность на толпу? Обязательна ли для толпы склонность к преступлению? Как не стать ее жертвой? Можно ли управлять толпой?

Теоретик народничества Николай Михайловский рассматривал толпу как «податливую массу, готовую идти “за героем” куда бы то ни было и томительно и напряженно переминающуюся с ноги на ногу в ожидании его появления». При этом роль «героя» отводилась ситуативному лидеру — тому, кто увлекает примером, первым «ломает лед», делая один шаг, которого невольно ожидают другие, чтобы слепо последовать за ним. Этот герой вовсе не «великий человек», напротив, самый обыкновенный «человек толпы», и потому в нем сконцентрированы ее силы, чувства, инстинкты, желания. Гипнотическая модель коммуникации в толпе, разработанная Михайловским, оказалась достаточно перспективной. В западной социальной психологии она получила развитие в виде «медленно распространяющегося психологического контагия», который предшествует вспышкам коллективной ярости.

Профессор уголовного права Владимир Случевский сформулировал концепцию «звериногоначала» как объяснение, почемучеловек способен меняться в толпе вплоть до забвения нравственных ориентиров. «Кто только в мыслях своих… не совершал тяжких преступлений или по крайней мере не желал наступления таких событий, для осуществления которых он никогда не решился бы приложить руку!» — писал он. В толпе это свойство по ничтожным поводам приводит к крайней жестокости и разрушительной деятельности. В западной психологии масс аналогичные идеи развивал социолог и криминолог Спицион Сигеле, считавший толпу «субстратом, в котором микроб зла развивается очень легко, тогда как микроб добра умирает почти всегда, не найдя подходящих условий жизни».

Зоолог Владимир Вагнер предлагал более простые и материалистические причины поведения толпы. По его теории физическое воздействие одних особей на других, выражающееся в касаниях и столкновениях, движениях перед глазами, шуме при перемещениях, трансформируется в нервное возбуждение у человека в толпе. Это возбуждение, в свою очередь, благодаря стадному инстинкту, предполагающему подражание особям, первым отреагировавшим на критическое изменение ситуации, ведет к непредсказуемому поведению толпы.

Понятно, что в Советском Союзе подобные теории не могли прижиться и развиваться. В 1976 году профессор МГУ имени М. В. Ломоносова Петр Гальперин писал: «Вопрос в том, совместимы ли инстинкты с общественной организацией жизни людей, с общественной природой человека, с нравственной оценкой поведения и ответственностью за поступки. И суть дела заключается в том, что они несовместимы».

Ученых, желающих это опровергнуть, в советской психологической науке не нашлось, вероятно, у них срабатывал другой основной инстинкт — самосохранения.

Пастухи виртуального стада

За сто с лишним лет наука о стадном рефлексе многое пережила. В 1920–1930-х годах, когда в моду вошел бихевиоризм, она едва не закончилась, но возродилась снова с появлением этологии. Впрочем, опасаться, что она выйдет когда-нибудь из моды и будет оттеснена на обочину социальной психологии, не приходится. Уж больно соблазнительно выглядит возможность управления стадным рефлексом для политики и торговли.

Вторая из областей применения знаний о стадном рефлексе — на рынках товаров и услуг — начала бурно развиваться в послевоенные годы. Правда, применительно к политике и торговле на сегодня в психологии стадного рефлекса особых прорывов не наблюдается, хотя психологи вовсю стараются. Вроде уже изучены все частные механизмы поведения толпы и человека в ней, но это не приближает к пониманию происходящего с ними.

Максимум, что политтехнологи и маркетологи могут сейчас добиться на практике,— это сформировать у потребителя кратковременный условный рефлекс слюнотечения на тот или иной товар или того или иного кандидата на выборах, как в опытах Павлова. Или, напротив, рефлекторное отторжение первого и второго, как в других опытах того же Павлова. Тонкая настройка троттеровского socialized herd пока не получается, людское стадо не в теории, а в его плотской ипостаси по-прежнему остается для науки чем-то вроде мыслящего студня Соляриса из фантастического романа Станислава Лема, который в ответ на любую попытку изучить его извлекает из подсознания ученого фантомы и предлагает изучать их.

Более перспективны исследования появившихся с недавних пор в интернете виртуального стада. Здесь успехи их управлением более впечатляющие, и, возможно, именно здесь социальная психология найдет универсальный алгоритм управления стадным инстинктом.

Сергей Петухов

Что такое инстинкты человека

В человеке борются две силы: биологическая и социальная. Игра разума, общественных норм и инстинктов не закончится никогда. Инстинкт самосохранения, защиты, размножения, материнский инстинкт и много каких еще против воспитания и культуры. Что же такое инстинкты, можно ли управлять ими? Узнайте из статьи.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое инстинкт
  • 2 Рефлексы
  • 3 Биологическое и социальное в человеке
  • 4 Три главных инстинкта человека

Что такое инстинкт

Инстинкт – врожденные стереотипы поведения, способ реагирования на конкретные условия среды. У животных врожденных паттернов поведения много: ходьба, охота, вскармливание потомства, характерное для вида речевое взаимодействие. А есть ли инстинкты у человека? Ребенка всему нужно учить: ходить, говорить, ложку держать. И это лишь базовые навыки.

Вот птицы, например, на подсознательном уровне умеют строить гнезда. Кто-то из новорожденных детей знает, что такое квартплата, или как строить дом? Нет, хотя полезный был бы инстинкт.

Инстинкт – генетическая программа биологического вида, заложенная при рождении в психике индивида. Подумайте, дано ли людям при рождении что-то, характерное только для вида Человек разумный. Нет. Без заботы, внимания и помощи взрослых новорожденный погибнет в течение суток.

Инстинкты – паттерны поведения, которым не нужно учить. Человека нужно обучать всему, что свойственно его виду.

Однако у человека сохранены некоторые животные инстинкты. Малыши могут ползать, руками есть пищу. Правда, вряд ли без мамы доживут до этого момента. Если родители не занимаются ребенком, то он так и остается животным. В психолого-педагогической науке их называют детьми-маугли.

Рефлексы

Рефлекс – механизм реализации инстинкта. По сути, инстинкт – комплекс безусловных рефлексов. Человеку при рождении дается 15 рефлексов. Они подразделяются на три группы: оральные, двигательные, хватательные. Большая их часть отмирает в течение первого года жизни ребенка.

Жизненно важными становятся другие рефлексы – условные, приобретенные в результате научения. Мы осматриваемся по сторонам, переходя дорогу, не из-за инстинкта самосохранения, а потому что нас научили. Одергиваем руку от горячего чайника, потому что когда-то обожглись.

А еще подключается разум. Люди понимают, что рожать каждый год нецелесообразно. Да и вообще, многие отдают предпочтение карьере и личностному росту. Социальная часть подавляет инстинкты.

Из безусловных самым влиятельным инстинктом остается разве что «стадный». Человеческая толпа поддается ряду механизмов, в числе которых заражение, подражание. Чувство общности или стадности способно превратить группу в хаотичную толпу, лишить человека индивидуальности.

Биологическое и социальное в человеке

В отношении человека принято говорить не об инстинктах, а о видовой памяти. Она бывает генетической, передаваемой от поколения к поколению и культурной – наследие общества.

Если какие-то инстинкты и присутствуют, например, агрессии, сексуальности, то социум купирует их. Так, моногамия – результат социализации, окультуривания личности.

Животные инстинкты в человеке включаются тогда, когда неудовлетворены первичные биологические потребности: еда, безопасность, сон, жилье, секс. Конечно, с инстинктами начинает бороться сознание, усвоенные нормы, ценности, культура.

Согласно теории Уильяма Мак-Дугалла, у человека сохраняется несколько инстинктов:

  • бегство при страхе;
  • отвращение, непринятие;
  • гнев, часто при страхе;
  • смущение;
  • воодушевление;
  • родительский;
  • пищевой;
  • стадный.

Почему же тогда, например, материнский инстинкт возникает не у всех женщин? Психотерапевты утверждают, что кормление ребенка, общение с ним в первые сутки после родов запускает материнский инстинкт. Если контакт случился позднее, то инстинкт не проявится. Вероятно, и другие инстинкты проявляются при определенных условиях.

В других теориях классификация человеческих инстинктов дополняется такими типами:

  • продолжение рода;
  • альтруизм;
  • доминирование;
  • исследование;
  • свобода.

На мой взгляд, главных инстинктов у человека остается три.

Три главных инстинкта человека

В процессе развития у человека сохраняются 3 главных инстинкта:

  • сексуальный,
  • власть,
  • самосохранение.

Эти точки используют СМИ для манипуляции сознанием. Вспомните, на что чаще делается акцент в рекламе: успех, безопасность, богатство, привлекательность.

В процессе социализации инстинкт сексуальности и власти подавляется. Культивируется инстинкт самосохранения. Но разве эти три вида не связаны между собой? Самосохранение – это и продолжение рода, и половая самореализация, и профессиональное становление. Так что опорных направлений все-таки три.

Инстинкт самосохранения базируется на страхе. Этим тоже успешно пользуются СМИ. Вы замечали, как много негативных репортажей в новостях? Неужели все так плохо в мире? Нет. Это управление человеческими инстинктами, запугивание. Страх тормозит, сковывает руки и ноги.

А вот инстинкт власти и секса мотивирует, заставляет двигаться вперед, развиваться. Именно поэтому при знакомстве люди готовы горы свернуть ради потенциального партнера. Или в работе, видя перспективы руководства, рвутся вперед.

Нередко инстинкты власти и секса одерживают верх, притупляя третий главный инстинкт. Однако не все так просто. Каждый инстинкт таит страх. Человек, движимый только инстинктами, иррационально мыслящий, в итоге погибает.

Инстинкт управляет человеком. Создает почву для манипуляций со стороны. Еще Фрейд говорил, что миром правят жажда власти, секс и чувство голода. По-моему, и сейчас активность людей всегда сводится к трем этим пунктам.

First Instinct Man от Abercrombie & Fitch (туалетная вода) » Обзоры и факты об ароматах

3 подробных описания ароматов


Dennis79