«Потепление может привести к росту преступности»: как климат влияет на характер человека
«Темпераментной экспансивности южан, хоть отчасти наследственной, противостоит каменная неподвижность индейцев»
Возможное влияние климата на темперамент и характер человека вызывало интерес еще несколько десятилетий назад. Так, классик отечественной генетики В. П. Эфроимсон (1908—1989) в своей книге «Генетика этики и эстетики» делал предположения относительно связи окружающей среды (в том числе климата) и обмена веществ, расхода энергии, что отражается на поведении человека:
«…лица с высоким уровнем основного обмена расходуют много энергии на множество необходимых движений из-за вертлявости и непоседливости, чрезмерной подвижности и суетливости. Эта готовность к избыточной трате энергии может быть относительно безвредной и даже полезной только у народов, живущих в странах с теплым или жарким климатом, с обилием относительно легко добываемой пищи. Но расход калорий на повышенную подвижность должен был жестоко подавляться естественным отбором в холодных странах, где пища добывается трудно, а калорий расходуется много. Действительно, темпераментной экспансивности южан, хоть отчасти наследственной (она сохраняется еще много поколений после переезда на север, в другую среду и социальное окружение) противостоит каменная неподвижность индейцев Северной Америки и патагонцев палеоантарктики, которые, однако, проявляют фантастическую подвижность и неутомимость на охоте, в походах, на войне».
«Я больше склоняюсь к тому, что климат воздействует именно на характер, но не на темперамент»
Комментирует Иван Хватов, эволюционный психолог, заведующий центром биопсихологических исследований Московского института психоанализа:
— Достоверных научных исследований, подтверждающих влияние климата на темперамент человека, лично я не встречал. Но если предположить, что факт такого прижизненного влияния на психику имеет место, то я больше склоняюсь к тому, что климат воздействует именно на характер, но не на темперамент.
Связано это с тем, что темперамент преимущественно генетически детерминирован и имеет высокий показатель наследуемости. Поэтому он достаточно стабилен на протяжении всей жизни. Темперамент – устойчивое сочетание индивидных особенностей человека, отражающее формально-динамический, но не содержательный аспект индивидуальности. Это значит, что темперамент не определяет ценности человека, его устремления, интересы, специфику мировоззрения и тому подобное – все то, что является содержанием психики. Он сказывается лишь на динамических аспектах поведения: энергетике, пластичности, мобильности, утомляемости, работоспособности, эмоциональности, общительности и так далее.
О характере такого сказать нельзя. Характер традиционно связан с социальными и средовыми аспектами, он формируется в течение жизни, более мобилен и трансформируется под влиянием разного рода внешних факторов.
Каждая индивидуальность – это интегральный феномен, включающий в себя все многообразие отличительных особенностей – как темпераментальных, так и характерологических.
Характер формируется на основе темперамента подобно тому, как здание возводится на фундаменте руками строителей. В роли этих строителей могут выступать многие средовые факторы, включая климат.
В то же время можно предположить, что возможна связь между расовыми и темпераментальными особенностями, поскольку те и другие детерминированы генетически. Но вряд ли можно утверждать, что это обусловлено климатическими условиями, поскольку расовые особенности устойчивы и быстро не трансформируются.
close
100%
«Климат влияет на скорость проведения нервных импульсов»
Комментирует Лидия Нереуца, педиатр, аллерголог-иммунолог СМ-Клиники в Санкт-Петербурге:
— Безусловно, климат влияет на эмоциональный фон ребенка, его здоровье и самочувствие. Если говорить о темпераменте человека, то в большей степени он все-таки является врожденным. В конце концов, северяне тоже бывают вспыльчивыми, а среди южан встречаются флегматичные и медлительные люди. Тем не менее, климатические условия накладывают определенный отпечаток на эмоции ребенка. В частности, климат влияет на скорость проведения нервных импульсов.
У северных детей эмоциональная реакция чаще замедлена и не столь ярко выражена.
Влияние на поведение ребенка оказывает и количество витамина D. Детям он необходим для роста клеток, формирования скелета, укрепления иммунитета и нормализации работы эндокринной системы. Витамин D также отвечает за общее самочувствие и жизненный тонус ребенка. Лучшим и наиболее естественным источником его получения является ультрафиолетовое излучение. В теплом климате ребенок полностью «добирает» свою дозу витамина D из солнечных лучей. Именно поэтому южные дети более активны, открыты и смешливы. Они проще идут на контакт и всегда готовы чем-нибудь заняться.
«Для выживания и оберегания»: почему мы ничего не помним из младенчества
Взрослые люди не помнят себя в раннем детстве, и это явление называется младенческой (инфантильной)…
20 июня 11:35
В северных широтах дефицит витамина D является частой проблемой, и дети переносят его нехватку даже острее взрослых.
Они более вялые, чаще капризничают, реже проявляют активность. Кроме того, северные дети чаще болеют, прежде всего, простудами и ЛОР-заболеваниями.
Отдельно стоит сказать о детях, которые переехали с юга на север. Резкая смена климата и отсутствие привычных доз витамина D играет с ними злую шутку. Адаптация к новым погодным условиям проходит долго и достаточно болезненно. Такие дети чаще болеют, постоянно мучаются насморком и простудами, жалуются на отсутствие настроения. В этом случае родителям стоит чаще устраивать вылазки на свежий воздух, «ловить» солнечные дни, а летом стараться проводить отпуск в южных регионах.
close
100%
«Ученые: после изменения климата в регионе изменение черт личности может наступить через несколько поколений»
Комментирует Антонина Акименко, врач-генетик биомедицинского холдинга «Атлас»:
— Всю жизнь нас окружает множество стереотипов о различных народах и популяциях. Об этом даже сочиняют анекдоты. Среди множества предрассудков иногда попадаются и утверждения, в которые легко поверить. К примеру, северные народы часто кажутся нам более эмоционально прохладными, чем южане.
Ученые признают, что черты личности человека могут варьироваться в зависимости от географических регионов. Однако остается неясным, что порождает эти различия.
Поскольку люди постоянно ощущают температуру окружающей среды и реагируют на нее, не так давно исследователи предположили, что решающим фактором, который связан с привычными моделями поведения людей и, следовательно, с фундаментальными параметрами личности, является температура. Чтобы проверить взаимосвязь между температурой окружающей среды и личностью, они провели два крупномасштабных исследования в больших и культурно разных странах: Китае и США.
Результаты исследования показали, что по сравнению с обитателями регионов с низкими температурами, у людей из регионов с теплым климатом более выражены такие качества, как «легкость» характера, эмоциональная стабильность, экстраверсия, пластичность (открытость новому опыту).
Почему же температура воздуха влияет на нашу личность? Некоторые ученые предполагают, что ответ лежит на поверхности – в комфортную теплую погоду мы с большей вероятностью выйдем на улицу, где встретимся с другими людьми и займемся широким спектром деятельности.
Но в холодную или очень жаркую погоду мы обычно остаемся дома, где социальные взаимодействия и деятельность ограничены.
«Не маленькая принцесса, а унижающий агрессор»: может ли мальчик ударить девочку в ответ
Многие родители учат своих сыновей уважительно относиться к девочкам и защищать их от обидчиков. Однако…
19 сентября 13:38
Так ли все просто на самом деле? Сложно сказать, так как изучение влияния климата на человека далеко не закончено. Однако в последнее время ученые уделяют подобным исследованиям достаточно много внимания, так как хотят понимать, к каким последствиям приведет глобальное изменение климата. К примеру, в одном исследовании ученые предсказывают, что глобальное потепление может привести к росту преступности, исходя из теории, что более низкие температуры и особенно большая амплитуда сезонных колебаний климата требуют принять более медленную стратегию жизни, больше внимания уделять будущему и обладать хорошим самоконтролем, что, в свою очередь, сдерживает агрессию и насилие.
По предположениям некоторых ученых, после изменения климата в регионе устойчивое изменение черт личности обитателей может наступить через несколько поколений.
Климат – это фактор внешней среды. А что же генетика? Можем ли мы сказать, что она влияет на характер? И можем ли сказать, что климат влияет на те гены, которые могут оказать воздействие на черты личности?
Ученые пришли к выводу, что некоторые черты личности находятся под влиянием взаимодействий между более чем 700 генами, несмотря на разнообразие культур и окружающей среды. Эти гены влияют на определенные молекулярные процессы в мозге, связанные, к примеру, с целеполаганием, саморефлексией, эмпатией, памятью. Однако это вовсе не значит, что наше поведение детерминировано с рождения. Характер – сложный признак, который состоит из множества более мелких, и мы можем изучить воздействие генетики лишь на некоторые из этих мелких признаков. И то речь идет лишь о предрасположенности к чему-то, а вовсе не о предопределенной черте личности.
close
100%
Что касается климата, то пока ученые не связывают различия в чертах личности между жителями различных географических регионов с влиянием погодных условий на ДНК.
Возможно, в будущем удастся обнаружить связь характера и эпигенетических изменений. Эпигенетические изменения влияют на активность генов, не затрагивая саму последовательность ДНК (то есть включают или выключают гены) и происходят из-за воздействий окружающей среды, как раз таких, как температура воздуха.
Как темперамент влияет на учебу?
Успешность обучения ребенка в школе зависит от многих факторов. И немалую роль в этом играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности и прочее. Сегодня мы поговорим о том, как определить, какими темпераментными особенностями обладает ваш ребенок, и как эти самые особенности могут отразиться на его обучении.
О темпераменте
Темперамент – это характерная для определенного человека совокупность психических особенностей, которые связаны с эмоциональной возбудимостью. Другими словами, темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека.
О темпераменте говорили еще древние ученые. Наибольший вклад в развитие учения об этой характеристике внес древнегреческий медик Гиппократ. Он выделял четыре типа темперамента, каждый из которых, по его мнению, был обусловлен преобладанием в организме человека определенной жидкости:
- Холерик: преобладание желтой желчи, которая делает человека «взрывным» и «горячим»
- Сангвиник: преобладание крови, делающей представителя данного типа темперамента веселым и очень подвижным
- Меланхолик: преобладание черной желчи, обуславливающей преобладание боязливости и грусти в характере
- Флегматик: преобладание лимфы (мокроты, слизи), которая делает человека спокойным и медлительным
Холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
Сегодня психофизиологи также выделяют четыре типа темперамента, которые имеют аналогичные названия, но, разумеется, никакой речи о преобладании определенной жидкости в организме не идет.
Наиболее ярко темпераментные особенности проявляются у маленьких детей. Но чем старше становится человек, тем более сглаженным становится его темперамент. Это объясняется адаптацией к окружающей среде и различными компенсаторными механизмами. Однако предрасположенность действовать определенным образом в большинстве ситуаций сохраняется, и на основе этого можно сделать вывод, черт какого темперамента в человеке больше. Эта предрасположенность может быть как полезной, так и мешающей в процессе обучения. Поэтому очень важно учитывать темпераментные особенности вашего ребенка при организации его учебной деятельности.
Холерик
Люди, обладающие данным типом темперамента очень энергичные и подвижные, страстные и увлеченные. Они способны полностью отдаваться любимому делу, тратя на него все свои силы и энергию.
Действия холериков можно охарактеризовать как резкие, порывистые и чересчур энергичные. Такой человек очень эмоционален, способен испытывать совершенно различные по знаку эмоции, которые отличаются большой силой, склонен к резким, иногда немотивированным переменам настроения. Такие люди могут быть слишком агрессивны по отношению к другим, «вспыхивают» из-за любой мелочи. Неудачи холерики переживают очень эмоционально и «тяжело», негативно реагируют на критику.Особенности обучения
У детей-холериков в школе могут возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо:
- Увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету
- Не загружать его однообразной и монотонной деятельностью, а давать различные задания
- Научить адекватно оценивать свои возможности, чтобы неудачи не приводили к бурным негативным реакциям
- Поговорить с учителем и попросить его излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
- Разбивать работу на блоки и давать время на отдых, если нужно выполнить слишком много
- Не проявлять бурных положительных/отрицательных эмоций в общении со школьником, так как холерики легко «заражаются» ими
- Переключить внимание ребенка на что-то другое, если вы чувствуете, что возникло эмоциональное напряжение, которое может привести к «взрыву»
Известные холерики: Суворов А. В. и Пушкин А.С. Источник фото 1 и 2
Сангвиник
Люди-сангвиники очень энергичны, подвижны, обладают повышенной работоспособностью. Как правило, они находятся в приподнятом настроении и склонны реагировать смехом на различные жизненные ситуации. Их движения очень живы и стремительны, речь быстра, а мимика очень подвижна и разнообразна. Для человека с таким типом темперамента очень важны новые впечатления, и он будет стремиться постоянно получать их любым доступным способом. Такие люди очень общительны, легко вступают в контакт с другими. В некоторых случаях данный темперамент приводит к поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на каком-то предмете, чересчур поспешным действиям. Сангвиники легко переживают неудачи, на критику реагируют спокойно и с юмором.
Особенности обучения
Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит:
- Заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее
- Разнообразие задач и отсутствие монотонности деятельности
- Адекватные похвала и критика
- Обеспечение ребенка-сангвиника постоянной активной деятельностью (например, в перерыве между выполнением домашнего задания сделать физкультминутку)
- Разбиение большого задания на ряд маленьких (необходимо для более полного сосредоточения на каждой части и более успешного выполнения)
- Проверка выполненного домашнего задания родителями, так как сангвиники могут часто допускать ошибки из-за невнимательности и спешки
- Совместное выполнение домашних, просмотр обучающих телепередач, чтение интересной книги и прочее
Известные сангвиники: Наполеон и Лермонтов М.Ю. Источник фото 1 и 2
Меланхолик
Людей с меланхоличным темпераментом можно охарактеризовать как спокойных, медлительных и сдержанных. Они глубоко переживают происходящие события, но очень редко показывают это. По их речи и мимике часто невозможно понять, что же именно они испытывают в данный момент. Движения меланхоликов лишены порывистости, отличаются некоторой замедленностью. Как правило, эмоции меланхоликов носят отрицательный характер. Человек с таким темпераментом с опаской относится ко всему новому. В некоторых случаях люди-меланхолики могут казаться замкнутыми и отчужденными, у них также может сформироваться боязнь всего нового и необычного (иногда даже боязнь новых людей). Неудачи они переживают довольно тяжело, но не всегда показывают это. Критика, особенно необоснованная и высказанная в грубой форме, может глубоко ранить меланхолика, привести к эмоциональному срыву.
Особенности обучения
Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит:
- Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
- Формирование уверенности в себе и собственных силах
- Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
- Создание доброжелательной атмосферы
- Разговор с учителем и просьба излишне не критиковать ребенка, а в случае крайней необходимости делать это мягко и в индивидуальном порядке (то же касается и критики со стороны родителей)
- Разбиение работы на блоки, возможность взять паузу и передохнуть, если нужно выполнить слишком много
- Обеспечение ребенку достаточного количества времени на обдумывание, выполнение и проверку задания
- Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)
Известные меланхолики: Гоголь Н. В. и Достоевский Ф. М. Источник фото 1 и 2
Флегматик
Флегматики отличаются завидным спокойствием в любых ситуациях, медлительностью характерной как для движений, так и для речи, тусклостью и невыразительностью мимики. Такие люди не склонны к переживанию сильных эмоций, остаются невозмутимыми практически всегда, их настроение отличается ровностью. Человек с данным типом темперамента привержен постоянству во всем, поэтому ему очень нелегко переключаться с одного типа деятельности на другой и приспосабливаться к изменившимся условиям среды, он будет длительное время включаться в новую ситуацию. Иногда у таких людей может формироваться бедность эмоционального реагирования, вялость и отстраненность, склонность выполнять стереотипные действия. На неудачи и критику флегматики реагируют спокойно, и порой кажется, что это совсем их не трогает, что не так уж далеко от истины.
Особенности обучения
Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям. А поможет им следующее:
- Постепенное, а не быстрое включение их в работу – не требуйте от школьника немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания
- Обеспечение ребенку достаточного количества времени на адаптацию к новым условиям, а также на обдумывание, выполнение и проверку задания
- Объяснение, что от него требуется в процессе выполнения деятельности
- Формирование уверенности в себе и умения общаться и взаимодействовать с другими людьми
- Частая похвала – необходимо найти в деятельности ребенка плюс, обратить на это его внимание и похвалить
- Своевременная подготовка к урокам и заданиям: заранее просмотрите с ребенком материал, который он будет проходить на следующем уроке, подготовьте с ним ответы на возможные вопросы и задания
- Заинтересованность в деятельности
- Снижение влияния различных отвлекающих факторов при выполнении школьником домашнего задания (разговоры, телевизор, музыка и прочее)
Известные флегматики: Кутузов М. И. и Крылов И.А. Источник фото 1 и 2
Темперамент – это природная особенность человека, которая сильно влияет на его поведение и успехи. Однако не бывает плохих или хороших темпераментов – у каждого из них есть свои плюсы и минусы. Чтобы ребенок с любыми особенностями обучался успешно, необходимо просто обратить внимание на эти самые особенности и создать для него наиболее оптимальные условия деятельности.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова 10 апреля 2015
От общего к частному
Одна из главных причин, почему родители обращаются к репетиторам, — подготовка к школьным экзаменам. Однако ровно этим же занимаются на многочисленных курсах, которые специализируются и на ЕГЭ, и на отдельных предметах. Так стоит ли идти к репетитору? Выясняем вместе.
26 февраля 2021
23 124
Дистанционка: что думают родители?
Трепет перед возможной перспективой «дистанционки» не случаен — опыт удалённого обучения для многих оказался не самым простым. Мы поговорили с родителями, чтобы узнать, что они на самом деле думают о новом формате образования.
15 февраля 2021
22 309
День дистантника
Спустя полгода обучение на дистанте уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим. Кажется, что базовая адаптация уже случилась. Теперь, когда «дистанционку» уже освоили и учителя, и дети, самое время разобраться, чем и как в этом странном процессе могут помочь родители. Разбираемся с одним из преподавателей Ассоциации репетиторов, Леонидом Юрьевичем.
27 января 2021
23 136
Психология личности: природа человеческой природы
Какое отношение эволюционная биология имеет к психологии личности или организационному поведению? Все.
Дерек Ласк, доктор философии, Райн Шерман, доктор философии, и Роберт Хоган, доктор философии.
Наши человеческие предки неоднократно решали множество проблем, связанных с собственным выживанием (избегание угроз, поиск пищи) и размножением (нахождение пары, забота о своем роде). Это очевидно, ведь если бы они не решали такие задачи, нас бы здесь не было, чтобы писать это эссе, и вас бы здесь не было, чтобы его читать.
По мнению биологов-эволюционистов, люди решают эти проблемы двумя способами. Основная точка зрения представлена книгой Ричарда Докинза 1976 года « Эгоистичный ген». Докинз утверждает, что человеческое поведение по своей сути эгоистично, и даже альтруистическое поведение имеет эгоистичные последствия. Жизнь заключается в максимизации индивидуальных выплат за счет других, включая членов семьи (иногда). В этом смысле «жадность — это хорошо». Эгоизм и безбилетник рассматриваются как биологические императивы.
Подпишитесь на ежемесячный информационный бюллетень TalentQ — важный свод новостей и идей, которые помогут вам принимать важные кадровые решения.
Вторая точка зрения — это теория группового отбора, впервые предложенная Чарльзом Дарвином, возрожденная Э. О. Уилсоном в конце 1970-х и получившая дальнейшее развитие Д. С. Уилсоном в 2000-х. Теория группового (или многоуровневого, как ее иногда называют) отбора утверждает, что жизнь — это конкуренция как внутри групп, так и между ними.
Внутри групп существует конкуренция между людьми за статус и популярность. Это конкурсы, о которых вы читали в Твиттере: кто женится, у кого лучшая новогодняя вечеринка, кто заметил Ким Кардашьян и Канье Уэста на модном показе Versace, а кто теряет статус из-за моральных проступков, как Кевин Спейси. . Это соревнование увлекает многих людей, потому что оно касается индивидуального жизненного успеха, и людям нравится наблюдать за перипетиями жизни знаменитостей. Это то же самое, что теория эгоистичных генов.
Напротив, соревнование между группами касается выживания групп и их членов. История мира — это история войн. Со временем некоторые люди через океан неизбежно придут за вашей территорией и ресурсами. И когда они придут, они придут не с юристами или новинками, а скорее с плохими намерениями. Таким образом, настоящая конкуренция в жизни заключается не в статусе знаменитости в своем сообществе; это для дальнейшего выживания своего сообщества.
Если Соединенные Штаты проиграют соревнование с Китаем, семью Кардашьян ждет их худший кошмар: неуместность. Теория группового отбора считается противоречивой в основном эволюционной психологии, но мы всецело поддерживаем эту точку зрения.
Какое отношение эволюционная биология имеет к психологии личности или организационному поведению? Ответ: все.
С одной стороны, амбиции и социальные навыки определяют статус и популярность людей в группах, и это почти исключительно касается личности. С другой стороны, успех групп зависит от эффективного лидерства, а эффективное лидерство — это функция личности. Талант к лидерству распределяется нормально, и у одних людей талант к этому больше, чем у других.
Оставшаяся часть этой статьи основана на предыдущем обсуждении и состоит из трех разделов. В первом разделе личность определяется более подробно. Второй определяет лидерство, проводя различие между возникновением лидерства и эффективностью лидерства. А третья предлагает три практические рекомендации по выявлению эффективного лидерства.
Определение личности
Психология личности касается двух важных вопросов:
- В чем все люди похожи?
- Чем люди отличаются?
Первый вопрос касается универсальных поведенческих тенденций. Собаки лают, роются и метят территорию; летучие мыши висят вниз головой и едят комаров; а кошки — независимые, отчужденные, смертоносные хищники. Люди также разделяют универсальные поведенческие тенденции.
Во-первых, нам нужны гармоничные отношения с окружающими. Наши древние предки не прожили бы долго в одиночестве в африканской саванне. Как и вы сегодня. Таким образом, все люди мотивированы быть частью группы. Мы называем это «желанием ладить».
Во-вторых, репродуктивный успех зависит от достижения достаточного статуса, ресурсов и власти в группе, чтобы содержать семью. Мы называем это «желанием двигаться вперед». Таким образом, на базовом биологическом уровне все люди запрограммированы на то, чтобы пытаться ладить и стараться продвигаться вперед.
Люди психологически различаются по двум основным параметрам:
- Как они видят себя (свою личность).
- Как их видят другие (их репутация).
Самобытность людей связана с их внутренними истинами, надеждами, мечтами, стремлениями, страхами и неуверенностью. Ваша личность — это вы, которого вы знаете. За последние 100 лет психология личности сосредоточилась на изучении идентичности. Для академической психологии концепция самопознания включает в себя понимание настоящего внутреннего себя.
В отношении идентификации необходимо отметить три важных момента. Во-первых, люди, кажется, находят взгляд на пупок таким же увлекательным, как и наблюдение за частной жизнью знаменитостей; вообще говоря, они не могут насытиться этим.
Во-вторых, 100 лет исследований личности ни к чему не привели; нет базы измерения, таксономии идентичностей или обобщений для отчета.
В-третьих, сказал бы Фрейд, и мы с ним согласны, что вас, которого вы знаете (т. е. вашу личность), вряд ли стоит знать, потому что это то, что вы придумали. Это нормально — создавать личный психологический нарратив; проблемы возникают, когда вы начинаете верить своему повествованию.
Личность касается того, как мы себя видим; Репутация касается того, как нас видят другие. Репутация — это вы, которых мы знаем, и следует отметить пять особенностей репутации.
Во-первых, репутацию легко изучить, попросив людей описать кого-то (например, Дональда Трампа) с помощью стандартных контрольных списков. Делая это, мы всегда обнаруживаем замечательный консенсус в отношении описываемого человека: люди согласны в отношении репутации других людей. В отличие от идентичности, репутация стабильна, надежна и поддается наблюдению.
Во-вторых, лучший предсказатель будущего поведения — это прошлое поведение. Репутация — это сводка прошлого поведения; следовательно, репутация — лучший из возможных источников данных для прогнозирования поведения в будущем. Это ключ к бизнес-модели Facebook.
В-третьих, у нас есть общепринятая таксономия репутации, называемая пятифакторной моделью. Репутация может быть закодирована с помощью пяти надежных параметров, которые применимы в разных культурах и во всем мире.
В-четвертых, определение личности с точки зрения репутации породило изобилие научных обобщений. Например, личность связана с успехом на работе, удовлетворенностью жизнью, удовлетворенностью браком, злоупотреблением психоактивными веществами, безопасностью вождения, практикой воспитания, эффективностью лидерства и так далее.
Наконец, мы узнаем об идентичности посредством самоанализа, тогда как о репутации мы узнаем, консультируясь с другими. Самоанализ и созерцание пупка — взаимосвязанные процессы, и важно задаться вопросом, что можно получить от самоанализа.
Рассмотрим следующих людей: Вольтер, Наполеон, Авраам Линкольн, Уинстон Черчилль, Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и Барак Обама. Все они очень эффективные и успешные личности, и все они, как известно, не способны к самоанализу.
Поскольку так много очень успешных людей не способны к самоанализу, это говорит о том, что из него можно получить мало полезной информации. Самая полезная обратная связь, которую мы можем получить, исходит от других людей, а не от самоанализа.
Возникновение и эффективность лидерства
В течение многих лет академические исследователи считали лидерство функцией ситуации; ситуационное лидерство было принятой точкой зрения.
Более свежие данные показывают, что лидирует личность. Например, личность генеральных директоров в большей степени влияет на финансовые результаты, чем любой другой фактор, кроме отрасли, в которой работает компания. В начале 2000-х мы обнаружили, что личность (определяемая в терминах пятифакторной модели) является лучшим из известных предикторов эффективности лидерства; личность предсказывает эффективность лидерства значительно лучше, чем, например, IQ.
Исследователи определяют эффективность лидерства двумя способами: возникновение и эффективность. Возникновение касается того, чтобы быть замеченным и получать быстрое продвижение по службе и повышение заработной платы; эффективность касается управления высокопроизводительной бизнес-единицей. В Настоящие менеджеры, Фред Лютанс и его коллеги показали, что эмерджентность связана с созданием сетей, а эффективность связана с созданием команды — двумя совершенно разными видами деятельности.
В книге «От хорошего к великому», Джим Коллинз сообщает, что высокоэффективные руководители отличаются кротостью, скромностью и иногда не решаются занять первое место. Тем не менее, они действуют с последовательной и жесткой решимостью в сочетании с разумными экономическими решениями. Они открыты для чужих идей, прозрачны и искренни, и им часто не хватает харизмы.
Как отмечает генеральный директор Microsoft Сатья Наделла в Hit Refresh, : «Для компании возможно все, если ее культура заключается в том, чтобы слушать, учиться и использовать индивидуальные увлечения и таланты для достижения миссии компании».
Как отмечает Наделла, эффективное лидерство заключается в минимизации внутригрупповых состязаний за популярность и максимальном сотрудничестве для победы в межгрупповых состязаниях. Иными словами, эффективное лидерство заключается в том, чтобы убедить людей отложить в сторону свои личные планы, чтобы помочь коллективу. Эмерджентное лидерство — это победа во внутригрупповом соревновании. Эффективное лидерство заключается в победе в соревновании между группами.
Исследования эффективности лидерства показывают, что эффективные лидеры демонстрируют честность, здравый смысл, компетентность и дальновидность. Последователи хотят знать, что их лидеры будут действовать честно. Это говорит о важности смирения и отказа от нарциссизма, манипуляций, показухи и межличностного доминирования.
Последователи также хотят, чтобы их лидеры принимали правильные решения и исправляли плохие, слушая своих сотрудников. Кроме того, последователи ожидают, что лидеры будут знать, о чем они говорят, и понимают общий бизнес, которым они занимаются. Наконец, последователи хотят, чтобы их лидеры имели осмысленное видение будущего, с которым они могли бы себя идентифицировать. Эффективность лидерства так же проста.
Практические рекомендации
Что касается выбора руководства, управление талантами касается выявления людей, которые могут создавать высокоэффективные команды и побеждать в конкурентной борьбе. Эта возможность не имеет ничего общего с победой в конкурсах популярности внутри групп. Итак, вот три рекомендации, как избавиться от политического шума, связанного с управлением талантами.
1. Определить лидерство с точки зрения эффективности команды. С нашей точки зрения, каждое последующее человеческое достижение в истории было результатом скоординированных групповых усилий, а не поведения руководителей, напоминающих супергероев.
Как сказал легендарный баскетбольный тренер Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Джон Вуден: «Удивительно, как многого можно добиться, если никого не волнует, кто получит признание».
Хотя предприятия работают в разных средах и преследуют разные цели, все они конкурируют с конкурентами за долю рынка. Следовательно, лидерство следует определять как влияние на людей, чтобы они работали вместе, чтобы превзойти соперников.
2. Обратите внимание на последователей и производительность команды. Если рассматривать лидерство в контексте конкуренции между группами, становится очевидным, что организации используют несовершенные процессы идентификации лидеров.
Организации обычно выбирают лидеров на основе их известности и политических навыков, а не их способности создавать высокоэффективные команды. (Следует отметить, что социальные навыки и умение выделяться часто совпадают с глубоко неадекватными личностными характеристиками.)
Компании склонны использовать рейтинги эффективности руководителей для принятия решений о продвижении по службе, метод, который по своей сути определяет лидерство с точки зрения способности управлять, и тем самым наполняет резервы талантов людьми, ищущими личной власти. Чтобы бороться с этим, мы рекомендуем собирать данные о производительности от непосредственных подчиненных, коллег и руководителей, но делать упор на оценки от непосредственных подчиненных и включать объективные показатели эффективности команды, такие как качество продукта или добровольная текучесть кадров.
3. Используйте оценку личности для оценки лидерского потенциала. Идентичность – это личность изнутри, а репутация – это личность снаружи. Мы думаем об идентичности с точки зрения ценностей. Это то, что волнует людей и расставляет приоритеты. Для лидеров ценности определяют виды культур, которые они создают.
Некоторые люди делают акцент на победе, а другие на обслуживании клиентов. Некоторые создают культуру признания, в то время как другие предпочитают закончить работу и перейти к следующему делу. Таким образом, ценности позволяют понять, откуда человек; ценности объясняют, почему люди ведут себя так, а не иначе.
Например, возглавить команду означает честолюбие, но откуда берутся амбиции? Люди сами выдвигают свои кандидатуры на руководящие должности, потому что хотят личной власти или потому, что хотят спасти мир? Оценка руководителей должна быть направлена на то, чтобы мотивы, ценности и предпочтения кандидата соответствовали культуре компании, а наоборот приводили к текучести кадров.
В отличие от идентичности, когда мы измеряем репутацию, мы оцениваем вероятность того, что люди будут описывать человека определенным образом. Например, как совет директоров опишет генерального директора?
Есть два аспекта репутации: светлая сторона и темная сторона. Яркая сторона отражает то, как люди ведут себя, когда делают все возможное, например, на первом свидании или во время собеседования — каждый раз, когда они пытаются управлять впечатлением, которое производят. Оценка положительной стороны расскажет нам о стиле руководства руководителя, когда все идет хорошо.
Темная сторона тем временем связана с тем, как люди ведут себя, когда перестают управлять впечатлением, которое пытаются создать, — обычно когда имеют дело с людьми, обладающими меньшей властью, чем они есть. Оценка темной стороны расскажет нам о порочных межличностных тенденциях, которые позволяют людям выделяться в краткосрочной перспективе, но разрушают работу команд в долгосрочной перспективе.
Таким образом, в организационной жизни существует два вида конкуренции: первая касается конкуренции внутри групп за статус, власть и лидерские возможности, а вторая касается конкуренции между группами за территорию, клиентов, доход и другие ресурсы. Что хорошо для отдельных людей внутри группы, может быть хорошо, а может и не быть хорошо для группы в целом; то, что хорошо для группы в целом, почти всегда хорошо для отдельных членов группы.
Проблема в том, что в современном обществе наши развитые мозги настроены на предпочтение доминирующих типов личности, отсюда и большое количество некомпетентных менеджеров в современном бизнесе. Эти люди всегда демонстрируют важные социальные навыки, но иногда имеют очень проблемные темные стороны.
Настоящей проблемой для организаций является конкуренция между группами, в которой можно победить, отсеяв плохих лидеров и выбрав высокопотенциальных, которые создают функциональную культуру смирения, честности, деловой хватки, здравого смысла и законного видения группы.
Для этого требуется точное определение лидерства, измерение восприятия последователей и эффективности команды, а также использование оценки личности для принятия объективных решений о талантах.
Дерек Ласк, доктор философии, бизнес-психолог и руководитель отдела оценки руководителей в AIIR Consulting, где он специализируется на планировании преемственности, трансформации руководства и изменении культуры. Вы можете найти его на LinkedIn или по электронной почте [email protected] .
Райн Шерман, доктор философии, главный научный сотрудник Hogan Assessments. До прихода в Хоган он был адъюнкт-профессором кафедры психологии Техасского технологического университета, где исследовал важность индивидуальных различий, психологические свойства ситуаций и разрабатывал инструменты для анализа данных.
Роберт Хоган, доктор философии, является основателем и президентом Hogan Assessments. Первый психолог, который определил связь между личностью и организационной эффективностью, сегодня он является ведущим авторитетом в области оценки личности и лидерства.
Темперамент, расстройства настроения и природа человека: к интеграции психологической медицины и эволюционной биологии | Annals of General Psychiatry
Темперамент, расстройство настроения и человеческая природа: к интеграции психологической медицины и эволюционной биологии
Скачать PDF
Скачать ePub
Скачать PDF
Скачать ePub
Том 5 Приложение 1
- Устная презентация
- Открытый доступ
- Опубликовано:
- Хагоп С Акискал 1
Анналы общей психиатрии том 5 , номер статьи: S51 (2006) Процитировать эту статью
3542 доступа
Сведения о показателях
Темперамент — это древнее понятие психологической медицины, обозначающее оптимальное сочетание эмоциональных черт, связанных с реактивностью. Гиппократова медицина приписывала его четырем юморам и их темпераментам. Несмотря на непростую историю последних 2500 лет, в последнее время темперамент пережил возрождение. Эта презентация обобщает результаты совместных исследований автора в 12 странах мира, которые привели к психометрически подтвержденной оценке темперамента в Мемфисе, Пизе, Париже и Сан-Диего (TEMPS). Параллельная действительность была показана с TPQ и NEO-FFI. Преимущество TEMPS состоит в том, что он сформулирован в субаффективной терминологии и может быть легко применен к аффективным расстройствам и, в более широком смысле, к его биологическим основам. Я действительно утверждаю, что темперамент может служить мостом между такими отдаленными предрасполагающими факторами, как гены, ранний опыт и непосредственные стрессовые обстоятельства, при этом пол играет сдерживающее влияние.
Наше исследование выявило 5 факторов: депрессивный, тревожный, циклотимический, раздражительный и гипертимический. Циклотимический и тревожный типы, по-видимому, являются предполагаемыми эндофенотипами биполярного спектра. Клинически смена темперамента (например, депрессивного) на его противоположный эпизод (например, манию), по-видимому, вызывает смешанные состояния. Кроме того, циклотимия является предполагаемым предиктором биполярного расстройства II типа и, возможно, суицида в молодости. В отличие от расстройств личности, которые обозначают негативные качества человека, темпераменты включают в себя как недостатки, так и положительные качества. К последним относятся самоотречение и надежность, забота о близких, скептицизм и критически-рефлексивные установки, романтизм, склонность к риску, поиск новизны, лидерские качества. Интересно, что такие качества часто проявляются в период выздоровления от клинической депрессии. Наряду с субаффективными чертами эти признаки широко распространены в клинически благополучных популяциях. Эти данные позволяют предположить, что темпераментальные основы аффективных расстройств в их разбавленных формах в значительной степени являются частью человеческой природы. Приведенная выше формулировка лучше всего подходит для олигогенной модели. Эти соображения, в свою очередь, имеют глубокое значение для психотерапии, социальной психологии, творческого процесса, психофармакотерапии, генетики и эволюционной биологии.
Ссылки
Akiskal HS, McKinney WT: Депрессивные расстройства: к единой гипотезе. Наука. 1973, 182: 20-29.
Артикул КАС пабмед Google ученый
Акискал Х.С., Акискал К.К., ред.: TEMPS: Оценка темперамента Мемфиса, Пизы, Парижа и Сан-Диего (специальный выпуск). J Аффективное расстройство. 2005, 85: 1-242. 10.1016/j.jad.2004.12.003.
Акискал К.К., Акискал Х.С.: Теоретические основы аффективного темперамента: последствия для эволюционных основ биполярного расстройства и человеческой природы. J Аффективное расстройство. 2005, 85: 231-239. 10.1016/j.jad.2004.08.002.
Артикул пабмед Google ученый
Download references
Author information
Authors and Affiliations
International Mood Center, University of California, San Diego, USA
Hagop S Akiskal
Authors
- Hagop S Akiskal
View author публикации
Вы также можете искать этого автора в PubMed Google Академия
Права и разрешения
Открытый доступ Эта статья опубликована по лицензии компании BioMed Central Ltd.