Пиаже феномен: Феномен Пиаже и «феномены Пиаже» (к 120-летию со дня рождения) » Сайт Владимира Кудрявцева

Феномен Пиаже и «феномены Пиаже» (к 120-летию со дня рождения) » Сайт Владимира Кудрявцева

120 лет назад в швейцарском Невшателе родился великий психолог Жан Пиаже – один из немногих, кому удалось создать психологии в «большом» научном мире репутацию очень серьезной науки. А сам он был настолько «большим» ученым, что каждый психолог поныне находит у него что-то свое, даже если просто привносит это в своем понимании Пиаже.

И это притом что существует интернациональная система штампов в толковании «феномена Пиаже», которую психологи усваивают еще в университетских аудиториях и проносят через всю жизнь. Хотя немалая их часть является чистейшими мифами о Пиаже. Чему в какой-то мере способствовал он сам, лукаво реагируя на очередное критическое замечание, построенное на одном из мифов: «Согласен!».

Без постоянного критического, но, в принципе, уважительного и доброжелательного (обоюдно) диалога с Пиаже, представить историю советской психологии вовсе невозможно. Выготский, Леонтьев, Гальперин, Эльконин, мой учитель Давыдов, оттачивая аргументы в этом диалоге, находили обоснования куда более широких позиций, развитие которых в итоге приводило их к фундаментальным научным открытиям. Аргументы срабатывали далеко не всегда, зато «побочный продукт» их оттачивания – открытия уже давно вписаны в историю нашей психологии. И, кстати, часть из них, как минимум, позитивно была воспринята самим Пиаже.

…Стандартная ситуация психологического обследования. Мой собеседник – смышленый и серьезный пятилетний мальчик.. Беседуем о разном – о его любимых играх и игрушках, сказках, о друзьях, о жизни… И тут я беру два сосуда, один из которых пошире и пониже, а другой – повыше и поуже. И из стакана наливаю одно и то же количество воды вначале в один, потом в другой. Спрашиваю: где воды больше? Мальчик пытается определить на глаз, потом придвигает сосуды друг к другу и уверенно выбирает высокий и узкий. Спрашиваю: «Почему ты так решил?». Собеседник указывает на уровень воды: в узком он выше, значит, воды больше. Ожидаемо выдает один из классических «феноменов Пиаже». «Подожди, — говорю ему, — мы лили из одного стакана, воды было одинаково, лили аккуратно, вроде бы, ничего не расплескали. Кто же у нас украл воду? Знаешь, я сам запутался. Может, ты попробуешь вместо меня лить, а я буду следить…». Словом, мы меняемся местами.

Мальчик сосредоточенно разливает воду по сосудам и вопросительно смотрит на меня. «Да, — вздыхаю, — опять то же самое. Ни капельки воды не пропало, а тут, вон насколько больше!». И тут маленький экспериментатор неуверенно произносит: «А, может, это вам просто кажется, я все правильно делал!». Его предположение касается не сохранности количества воды, а того, что мне, взрослому, может казаться, тогда, как я должен знать… Отвечаю: «Ну, так и я все правильно делал! И мы видим с тобой одно и то же». Тут мой «коллега» радостно восклицает: «Нам же может вместе казаться!».

Ребенок не говорит прямо, что количество воды в сосудах одинаково, но допускает кажимость видимого. Смотрит на ситуацию глазами субъекта, которому надо разобраться в самом себе, чтобы понять природу видимого. И в моей, «взрослой» имитации незнания находит главный мотив для этого.

А то мы, не разобравшиеся, готовы реки поворачивать.



2.3. Феномены Пиаже

Психология — такая наука, где каждый факт может быть объяснен по-разному в зависимости от той теоретической концепции, которой придерживается интерпретатор. В психологии почти не существует бесспорных, однозначных суждений и общепризнанных авторитетов. Психологический фольклор, жалея бедного психолога, противопоставляет ему счастливого представителя точных наук: «Представляете, как бы чувствовал себя физик или математик, если бы у него один раз дважды два было равно четырем, второй раз — шести, а третий — стеариновой свечке. Но именно с такого рода результатами постоянно имеет дело психолог».

И все же есть в психологии несколько имен, авторитет которых общепризнан, и есть некоторые факты, которые воспроизводятся, вне зависимости от того, кто осуществляет эксперимент — студент-второкурсник или маститый профессор, где он проводится — в Москве, Нью-Йорке, Женеве или маленьком сибирском поселке.

В области психологии развития таким фигурой № 1, бесспорно, является Жан Пиаже.

Известно, что Альберт Эйнштейн, восхищаясь одной из его работ по психологии детской игры, сказал: «Теория относительности — детская игра по сравнению с детской игрой».

Для изучения развития мышления ребенка Ж.Пиаже предложил массу остроумных экспериментов, вопросов, заданий, методик. Раскрываемые в них особенности мышления ребенка столь значительны, что в признание заслуг Пиаже во всем мире эти задания называются «задачами Пиаже», получаемые характерные ответы — «ответами по Пиаже», а выступающие в них явления — «феноменами Пиаже».

Приведем несколько типичных задач такого рода. В два одинаковых прозрачных сосуда наливают одинаковое количество слегка подкрашенной воды и спрашивают ребенка, где больше воды. Ребенок уверенно отвечает: «Одинаково». Тогда у него на глазах воду из одного из этих сосудов переливают в третий, более широкий сосуд и снова спрашивают: «А теперь где больше воды?» Подавляющее большинство детей-дошкольников утверждают, что воды стало «неодинаково», объясняя это, как правило, тем, что «воду перелили».

Другой пример. Ребенку показывают два одинаковых шарика из пластилина. Спрашивают, где пластилина больше. Ребенок обычно отвечает: «Одинаково». Затем экспериментатор на его глазах один шарик превращает в лепешку и снова задает вопрос: «Где теперь больше пластилина?» Одни дети при этом говорят, что больше в лепешке, потому что «она шире», другие показывают на шарик, «потому что шарик толще», и т. д.

Или такая задача. Один из двух одинаковых бумажных квадратов разрезают по диагонали на два треугольника. Спрашивают, где больше бумаги — в целом, неразрезанном квадрате или в этих двух треугольниках. Ответы бывают разные. Например, «больше в треугольниках, потому что очень много бумаги в углах».

Еще пример. Ребенку показывают два проводочка одинаковой длины, но разного цвета — красный и синий. Удостоверившись, что он оценивает их как одинаковые, один проводочек на его глазах изгибают. Ребенка спрашивают: «Если два муравьишки по этим дорожкам — прямой и извилистой — пойдут в домики, чья дорожка будет длиннее?» Обычно прямую дорожку дети оценивают как более длинную.

Как известно, тесты Пиаже специально сконструированы таким образом, чтобы по возможности элиминировать факты предварительного научения и выявить общий уровень развития интеллекта. Не касаясь весьма сложного вопроса интерпретации получаемых с помощью этого теста данных, отметим, что тесты Пиаже «на сохранение» позволяют выявить степень сформированности операций обратимости как важнейшей составляющей мышления в понятиях.

Обратимость или сохранение, — по Пиаже, критерий появления операционных систем, т.е. таких интеллектуальных операций, для которых существенны два момента: во-первых, переход (интериоризация) внешних действий с предметами, объектами во внутренний, интеллектуальный план, и, во-вторых, их координация с другими умственными действиями. Только когда действия становятся умственными, они могут быть перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратные действия и таким образом компенсировать изменения объекта.

По Пиаже, у ребенка-дошкольника отсутствует «принцип сохранения», и поэтому если меняется одно из измерений (высота жидкости в сосуде, диаметр пластилинового шарика и т. п.), то изменяется и общее количество вещества длина предмета и т.п.

Обычно к 6—7 годам феномены Пиаже исчезают. Именно наличие четкого критерия перехода на новую, более высокую стадию развития интеллекта, а также общепризнанная значимость этих критериев послужили основанием для включения тестов Пиаже в программу нашего исследования.

В работе с воспитанниками школы-интерната нами использовались два задания — с пластилиновыми шариками и с проволочками, по которым ходят муравьи. Признаться, мы без особого энтузиазма приступали к изучению этих феноменов, будучи уверенными, что в 7-8 лет уже все всё «сохраняют». Каково же было наше изумление, когда дети один за другим показывали как на большие то на лепешку, то на шарик, а на прямую дорожку как на более длинную.

Правильные ответы были единичными, и дети, дававшие их, чувствовали себя крайне неуверенно. Для сравнения укажем, что даже среди 6-летних детей, воспитывающихся в обычных семьях, по данным группы Д.Б.Эльконина, только 28% совершенно не владели принципом сохранения. В интернате этот процент оказался равен 70%.

Как можно объяснить эти результаты? Классическая интерпретация феноменов Пиаже состоит в том, что ребенок не может отвлечься, «децентрироваться» от непосредственно воспринимаемой им ситуации. В доказательство этого приводят эксперименты Ф. Франк, суть которых в том, что если сосуды с водой закрыть ширмой и спросить даже 4—5-летних детей, изменится ли количество воды, если ее из одного сосуда перелить в другой, более широкий, то в большинстве случаев они скажут, что воды останется столько же. Однако если после переливания, сделанного за ширмой, ширму убрать, то дети на вопрос, где больше жидкости, укажут на более узкий и высокий сосуд. Это рассматривается как доказательство того, что дети не могут отвлечься от отдельных моментов зрительного образа, в данном случае высоты жидкости в сосуде, и судят по нему о количестве вещества.

С возрастом эти феномены исчезают. В отсутствие специального научения это происходит в разнообразной практической деятельности — переливании, пересыпании, перекладывании, лепке, в ходе чего, по Пиаже, и формируется операция обратимости — первоначально во внешнем, а потом и во внутреннем плане. Скудость подобного опыта в дошкольный период у детей, растущих вне семьи, является, по нашему мнению, вероятной причиной отставания в интеллектуальном развитии, проявляющегося в наличии у них феноменов Пиаже в столь позднем возрасте (7—8 лет), тогда как, напомним, у семейных детей они к этим годам практически исчезают.

По-видимому, и это объяснение не может считаться исчерпывающим. Так, английский психолог М.Доналдсон (1979) обращает внимание на значимость для ребенка не только перцептивных, т. е. зрительных, характеристик ситуации, но и ее общего психологического смысла. М. Доналдсон описывает остроумный эксперимент по проверке феноменов Пиаже, проведенный английским психологом Д. Мак-Гарриглом. Идея эксперимента состояла в том, чтобы производимые изменения (переливание, расплющивание пластилиновых шариков и т. п.) выглядели для ребенка случайными, а не намеренными действиями. Для этого Д Мак-Гарригл ввел в эксперимент маленького игрушечного медвежонка, который в нужный момент после того как дети убеждались в равенстве исходного количества вещества, длины и т. п., имел обыкновение вылезать из своей коробки, падать на экспериментальный материал, приводить его в беспорядок и тем самым «портить всю игру». Обнаружилось, что при таком варианте «сохранение» отмечалось у значительно большего количества детей в возрасте от 4 до 6 лет, т. е. дошкольники после производимых медвежонком переливаний и пересыпаний продолжали утверждать, что оцениваемое свойство осталось неизменным.

Эту нетрадиционную версию интерпретации феноменов Пиаже следует признать весьма эвристичной для их объяснения. Результаты Д. Мак-Гарригла (впоследствии они были воспроизведены другими исследователями) ярко демонстрируют, что дети воспринимают стандартную ситуацию теста Пиаже как преднамеренные действия взрослого, которые не могут не вести к серьезным изменениям, тем более что взрослый привлекает к этому их внимание («Смотри, что я теперь сделаю!»).

Таким образом, по нашему мнению, отсутствия операции обратимости (сохранения) у детей, растущих вне семьи, в экспериментах Ж.Пиаже может быть объяснено рядом факторов.

Во-первых, скудость практического опыта действий с предметами, в особенности, связанными с изменениями этих предметов: перемещение в пространстве, переливание, пересыпании, исследовательской деятельности, вплоть до того, чтобы ломать игрушки, некоторые другие вещи для того, чтобы посмотреть, что у них внутри. Нельзя здесь не вспомнить знаменитое высказывание Гегеля о том, что лучшее, что может сделать ребенок с игрушкой — это ее сломать. Отсутствие такой практики затрудняет процесс возникновения умственных действий как результата интериоризации внешних действий.

Во-вторых, специфика отношения ребенка, растущего вне семьи, к словам и действиям взрослого, сверхценное отношение к ним.

Завершая обсуждение феноменов Пиаже в контексте готовности к школьному обучению воспитанников интерната, отметим, что они выявили два важных для характеристики психического развития детей момента:

  • Зависимость мышления детей от зрительно воспринимаемых элементов ситуации; недостаточный уровень интеллектуального развития, выразившийся в отсутствии операции обратимости. Для дальнейшего изложения важно подчеркнуть, что операция обратимости не может возникнуть без формирования внутреннего плана действий, так как только тогда, когда действия из внешних, физических становятся умственными они могут быть перестроены. Ведь если в реальной жизни обратимость отсутствует, то во внутреннем плане можно вернуться к исходному состоянию объекта.

  • «Прикованность» детей в решении интеллектуальных задач к действиям взрослого.

Жан Пиаже

Жан Пиаже

Жан Пиаже и когнитивное развитие

Доктор К. Джордж Бори

Жан Пиаже начал свою карьеру в качестве биолога, точнее, одного что изучает моллюсков. Но его интерес к науке и истории наука вскоре обогнала его интерес к улиткам и моллюскам. Как он копался глубже погрузившись в мыслительный процесс занятия наукой, он стал заинтересован в природе самого мышления, особенно в развитии мышление. Найдя относительно мало работы в этом районе, он имел возможность чтобы дать ему ярлык. Он назвал это генетическая эпистемология , значение изучение развития познания.

Он заметил, например, что даже у младенцев есть определенные навыки в внимание к объектам в их окружении. Эти навыки, безусловно, простые, сенсомоторные навыки, но они направляли путь, по которому младенец исследовали его или ее среду и, таким образом, как они получили больше знаний из мир и более сложные исследовательские навыки. Эти навыки он назвал схемы .

Например, младенец умеет брать свою любимую погремушку и толкать ему в рот. У него есть эта схема. Когда он приходит через какой-нибудь другой предмет — скажем, папины дорогие часы, он легко учится перенести его схему «схватить и толкнуть» на новый объект. Этот Пиаже назвал ассимиляцией : младенец усваивает новый объект в старую схему.

Когда наш младенец снова сталкивается с другим объектом, скажем, с пляжем мяч — он попробует свою старую схему захвата и толчка. Это из курс плохо работает с новым объектом. Таким образом, схема будет адаптироваться к новый объект:  Возможно, в этом примере «сжимать и пускать слюни» было бы быть соответствующий заголовок для новой схемы. это называется размещение : Младенец приспосабливает старую схему к новому объекту.

Ассимиляция и аккомодация две стороны адаптации , Термин Пиаже для обозначения того, что большинство из нас назвало бы обучением. Пиаже видел адаптация, однако, как гораздо более широкая, чем вид обучения что Об этом говорили бихевиористы в США. Он видел это как в корне биологический процесс. Даже хватка должна приспосабливаться к камень, в то время как глина усваивается нашей хваткой. Все живое приспосабливается, даже без нервной системы или мозга.

Ассимиляция и аккомодация работают как маятник. продвижение наше понимание мира и наша компетентность в нем. В соответствии Пиаже, они направлены на баланс между структурой разум и окружающая среда, при определенном соответствии между ними, что будет означать, что у вас есть хорошая (или, по крайней мере, достаточно хорошая) модель Вселенная. Это идеальное состояние он называет равновесием .

Продолжая исследовать детей, он заметил, что мы периоды господства ассимиляции, периоды аккомодации доминирует, и периоды относительного равновесия, и что эти периоды были похожий среди всех детей, на которых он смотрел в их природе и их сроки. И поэтому он развил идею стадии когнитивных разработка. Они представляют собой прочный вклад в психологию.


Сенсомоторная стадия

Первый этап, к которому мы уже подошли называют сенсомоторной стадией. Он длится от рождения до примерно два года. Как следует из названия, младенец использует свои чувства и двигатель способности к познанию мира, начиная с рефлексов и заканчивая с сложные комбинации сенсомоторных навыков.

В возрасте от одного до четырех месяцев ребенок работает над основным проспектом . реакции — просто собственное действие, служащее стимулом к на что оно отвечает тем же действием, и вокруг и вокруг мы идти. Например, ребенок может сосать палец. Это хорошо, поэтому она отстой еще немного… Или она может надуть пузырь. Это интересно так что буду повторять….

В возрасте от 4 до 12 месяцев младенцу исполняется 9 лет.0004 вторичный круговой реакции , которые включают действие, которое распространяется на Окружающая среда: Она может сжать резинового утёнка. Это звучит «кря». Это большой, так что делайте это снова, и снова, и снова. Она изучает «процедуры которые делают интересные вещи долговечными».

В этот момент начинают проявляться и другие вещи. За пример, младенцам становится щекотно, хотя они должны осознавать, что кто-то другой является щекочите их, иначе это не сработает. И начинают разрабатывать объект постоянство. Это способность признать, что, просто потому, что ты если что-то не видно, это не значит, что этого нет! Младенцы кажутся действовать по схеме «с глаз долой, из сердца вон». Старший младенцы запоминают и могут даже попытаться найти то, чего они больше не видят.

В возрасте от 12 до 24 месяцев ребенок работает на третичном уровне. круговой реакции . Они заключаются в том же «делать интересными вещи последний» цикл, кроме как с постоянной вариацией. я ударил в барабан палка — крыса-тат-тат-тат. Я ударил палкой по блоку — тук-тук. Я ударяю палкой по столу — цок-цок. я ударил папу в палка — ой-ой. Этот вид активных экспериментов лучше всего видимый во время кормления, когда малыши открывают для себя новые и интересные способы разбрасывая ложки, тарелки и еду.

Около полутора лет у ребенка явно развиваются умственные способности. представительство , то есть способность удерживать образ в уме в течение периода, превышающего непосредственный опыт. Например, они могут заниматься отложенными имитация , например, закатить истерику, увидев другого ребенка бросать один в час назад. Они могут использовать мысленных комбинации для решения простых задач, например как положить игрушку, чтобы открыть дверь. И они становятся хорошими притворяясь. Вместо того, чтобы использовать куклу как нечто сесть, пососать или бросить, теперь ребенок будет петь ему, подвернуть в кровать и так далее.


Предэксплуатационный этап

Предоперационная стадия длится от двух до семи лет. старый. Теперь, когда у ребенка есть мысленные представления и он может притворяться, Это это короткий шаг к использованию символов .

Символ — это вещь, которая представляет что-то другое. Рисунок, написанное или произнесенное слово понимается как представляющее реальная вещь. Использование языка – это, конечно, главное пример, но еще один хороший пример использования символа — креативная игра , в которой шашки — печенье, бумажки — посуда, коробка — стол и т. д. на. Манипулируя символами, мы, по сути, думаем, в некотором роде младенец не мог: при отсутствии реально задействованных объектов!

Наряду с символизацией происходит четкое понимание прошлого и будущее. Например, если ребенок плачет по матери, а вы сказать: «Мама скоро будет дома», — теперь он перестанет плакать. Или же если вы спросите его: «Помнишь, как ты упал?» он ответит через изготовление грустное лицо.

С другой стороны, ребенок довольно эгоцентричен во время этого стадии, то есть он видит вещи почти с одной точки зрения. Посмотреть: его собственный! Она может поднять фотографию, чтобы только она могла ее видеть и ожидать ты тоже это увидишь. Или она может объяснить, что трава растет так, что ей не достать. больно, когда она падает.

Пиаже провел исследование этого явления: положить детей перед простым пластырем гора диапазон и садится в стороне, а затем просит их выбрать из четырех картинки вид, который он, Пиаже, увидит. Младшие дети выбирали картина увиденного ими самими вида; дети постарше выбрали правильно.

Точно так же дети младшего возраста сосредотачивают на одном аспекте любого проблема или общение за один раз. например, они могут не понять вас, когда вы говорите им: «Ваш отец — мой муж». Или они могут сказать такие вещи, как «я не живу в США; Я живу в Пенсильвании!» Или же, если вы покажете им пять черных и три белых шарика и спросите: там больше шариков или больше черных шариков?» они ответят: «Больше черных одни!»

Пожалуй, самый известный пример дооперационного детского центризм это то, что Пиаже называет их неспособностью сохранять жидкость объем. Если я даю трехлетнему ребенку немного шоколадного молока в высоком тонком стакане, и я даю себе намного больше в коротком толстом стакане, она будет заботиться концентрироваться только по одному из размеров стекла. Так как молоко в высоком тощем стакане поднимается гораздо выше, она, скорее всего, примет что молока в нем больше, чем в низком толстом стакане, хотя в последнем гораздо больше. Это развитие Дети способность децентр , который отмечает, что он перешел к следующему сцена.


Этап бетонных работ

Стадия бетонных операций длится примерно от семи до примерно 11. Слово операции относится к логическим операциям или принципам мы использовать при решении задач. На этом этапе ребенок не только использует символы репрезентативно, но может манипулировать этими символами логически. Вполне достижение! Но в этот момент они все еще должны выполнять эти операции в контексте конкретных ситуаций.

Стадия начинается с постепенного децентрирования. К шести или Семь, у большинства детей развивается способность сохранять число, длину, а также объем жидкости. Сохранение относится к идее, что количество остается прежним, несмотря на изменения внешнего вида. Если вы покажете ребенок четыре шарика в ряд, затем разложил их, дооперационный ребенок будут сосредоточиться на распространении и склонны полагать, что сейчас их больше шарики чем раньше.

Или, если у вас есть две пятидюймовые палочки, лежащие параллельно друг другу, тогда немного переместите одну из них, она может подумать, что передвинутая палка теперь длиннее другого.

Ребенок, который занимается конкретными операциями, напротив, будет знать, что там по-прежнему четыре шарика, и что палка не меняет длины даже хотя теперь он выходит за пределы другого. И он узнает, что у тебя есть к обратите внимание не только на высоту молока в стакане: если ты перелить молоко из низкого, толстого стакана в высокий, узкий, он скажет вам, что молока осталось столько же, сколько и раньше, несмотря резкое увеличение уровня молока!

К семи-восьми годам у детей развивается сохранение вещество: Если я возьму шарик глины и скатаю его в длинный тонкий стержень или даже расколоть на десять маленьких кусочков, ребенок знает, что есть все тот же количество глины. И он это узнает, если ты все откатишь назад в единый шар, он выглядел бы точно так же, как и был — черта известный как обратимость .

К девяти или десяти завершается последнее испытание на сохранение. освоил: консервация территории. Если вы возьмете четыре квадратных блока размером в один дюйм («домики»), и выложите их на скатерти шесть на шесть вместе в центре, в ребенок кто сохраняет, тот знает, что они занимают столько же места, сколько те же самые блоки, разбросанные по углам, или, если уж на то пошло, где угодно все.

Если все это звучит слишком просто, чтобы иметь такое большое значение, учтите, что многие взрослые не сохраняют площадь. Или проверьте своих друзей о сохранении массы: что тяжелее: миллион тонн из свинец или миллион тонн перьев? Многие сосредоточатся на словах «свинец» и «перья», и игнорировать тот факт, что они оба весят млн тонн.

Кроме того, ребенок изучает классификацию и серию на этом этапе. Классификация возвращает нас к вопросу о есть ли больше шариков или больше черных шариков. Сейчас ребенок начинает понимать, что один набор может включать в себя другой. Серия наводит порядок. Младший ребенок может начать складывать вещи в порядке, скажем, по размеру, но быстро потеряет след. Теперь ребенок с такой задачей проблем нет. Поскольку арифметика по существу не более чем классификация и сериация, теперь ребенок готов для некоторого формального образования!


Стадия формальных операций

Но ребенок с конкретными операциями с трудом применяет свои новообретенный логические способности к неконкретным — т.е. абстрактным — событиям. Если Мама говорит младшему: «Ты не должен смеяться над носом этого мальчика. Как вы бы почувствовали, если бы кто-то сделал это с вами?» он, скорее всего, ответит: «Я не нос большой!» Даже этот простой урок может оказаться слишком Аннотация, слишком гипотетически для его типа мышления.

Однако не судите ребенка о конкретных операциях слишком строго. Даже взрослые часто бывают ошарашены, когда мы им что-то дарим. гипотетический: «Если у Эдит цвет лица светлее, чем у Сьюзан, а у Эдит темнее, чем у Лили, кто самый темный?» Большинству людей нужна минута или две.

Примерно с 12 часов мы вступаем в стадию формальных операций. Здесь мы становимся все более компетентными в мышлении в стиле взрослых. Этот включает в себя использовать логические операции и использовать их абстрактно, а не в конкретный. Мы часто называем это гипотетическое мышление .

Это этап формальных операций, который позволяет исследовать проблема тщательно и систематически. Попросите 16-летнего рассказать ты правила, как заставить маятник качаться быстро или медленно, и он может продолжить как это:

Длинная струна с легким весом — посмотрим, как быстро что качели.
Длинная струна с тяжелым грузом — попробуем.
Теперь короткая струна с легким весом.
И, наконец, короткая струна с большим весом.
Его эксперимент — и это настоящий эксперимент — подскажет ему, что короткая струна ведет к быстрому замаху, а длинная струна к медленному замаху, а что вес маятника не имеет никакого значения!

Не похоже, что этап формальных операций что-то каждый на самом деле попадает. Даже те из нас, кто добирается туда, не работают в нем в все время. Даже некоторые культуры, кажется, не развивают его или ценность это как у нас. Абстрактное рассуждение просто не универсально.


© Copyright 2003, 2009, C. George Boeree

Пиаже | в Главе 10: Развитие

Пиаже

Швейцарский исследователь Жан Пиаже (пи-а-ЖАЙ) был одной из самых влиятельных фигур в психологии развития. Пиаже умер в 1980 году в возрасте 84 лет. Он опубликовал свою первую статью в 1904 году в возрасте 8 лет. В возрасте 20 лет Пиаже уже видел себя выполняющим что-то вроде божественной миссии по изучению истоков человеческого знания.

Кем был Пиаже? Как Пиаже описал себя и свои проблемы?

По иронии судьбы, учитывая его влияние на психологию, Пиаже не считал себя психологом. Он начал свою карьеру как биолог , а к концу своей карьеры предпочитал называть себя эпистемологом .

Эпистемология — наука о знаниях. Она намного старше психологии и является частью философии, а не экспериментальной науки. Пиаже сказал, что он был генетическим гносеолог, то есть интересовался истоками знания .


Жан Пиаже

Пиаже не проводил экспериментальных исследований в современном понимании, используя контрольные группы и статистический анализ. Он использовал то, что он назвал клиническим методом , импровизируя беседы с детьми, чтобы понять их уникальный ментальный мир.

Эксперименты Пиаже — это то, что большинство психологов назвало бы демонстрацией . Ребенку задают несколько вопросов или дают простое задание для выполнения. Несмотря на их неформальный характер, многие из этих демонстраций весьма показательны.

Сенсомоторный период (0-18 месяцев)

Пиаже обозначил первую стадию когнитивного развития новорожденного как сенсомоторный период. Он длится от рождения до 18 месяцев.

Сначала (полагал Пиаже) младенец не способен дифференцировать себя от окружающей среды. В первые месяцы жизни он приходит к осознанию существования отдельных от себя людей и вещей.

У младенцев развилась интенциональность (целенаправленное поведение) во время сенсорной этап двигателя. Они учатся выполнять простые целенаправленные планы, например, протягивать руку и брать соску.

Каковы характеристики сенсомоторного периода на схеме Пиаже?

Пиаже указал на феномен, который поначалу удивлял людей. Младенцы ведут себя так, как будто спрятанный объект перестает существовать . Для очень маленьких детей — младше 6 месяцев — «с глаз долой» не только не в уме, но и вне существования.

Если игрушка, которую нетерпеливо преследует четырехмесячный ребенок, проскальзывает под одеяло, ее больше не преследуют…даже если она сильно ударяется. Трехмесячный ребенок теряет интерес к игрушке, если ее спрятать за занавеской. Пиаже сказал, что такому ребенку не хватает постоянство объекта : осознание того, что скрытый объект продолжает существовать.

Что такое постоянство объекта?

В возрасте одного года ребенок отбрасывает одеяло и пытается найти спрятанную под ним игрушку. Это показывает, что у ребенка развито постоянство объекта. У ребенка теперь есть 90 224 ментальное представление 90 225 объекта: 90 224 ментальная структура 90 225 или 90 224 схема 90 225.

Эта последовательность развития является базовой и примитивной, и нет причин ожидать, что она будет ограничена людьми. Мудрый, Мудрый и Циммерманн (1974) показали, что у детеныша макаки-резуса происходит тот же процесс.

Эксперименты по сохранению

На предоперационной стадии, определенной Пиаже, ребенок не проходит серию тестов, называемых экспериментами по сохранению . Пиаже, пожалуй, больше известен своими демонстрациями, чем чем-либо еще.

сохранить в терминологии Пиаже означает сохранить что-то внутренне, а именно представление абстрактного понятия. Во всех экспериментах по сохранению требуется, чтобы ребенок продемонстрировал владение какой-либо идеей или концепцией реальности, которая развивается примерно в возрасте от 5 до 7 лет9.0006

Классический эксперимент по сохранению включает жидкости в количестве . Ребенку сначала показывают две короткие толстые мензурки. Они наполняются до одинаковых уровней подкрашенной водой на глазах у ребенка.

Ребенка просят сказать, когда в двух стаканах будет одинаковое количество воды. При необходимости экспериментатор переливает немного жидкости из одного стакана в другой до тех пор, пока ребенок не согласится с тем, что уровень окрашенной воды в обоих стаканах одинаков.

Затем взрослый берет высокий тонкий стакан и наливает в него подкрашенную воду из одного из коротких, толстых стаканов. Ребенка просят сравнить высокий тонкий стакан с коротким толстым.

Экспериментатор спрашивает: «В чем больше или одинаково?» Большинство детей в возрасте до 6 лет укажут на высокий стакан и скажут: «В этом больше». Ребенка колеблет перцептивный сигнал высоты.

У такого ребенка отсутствует представление о количестве жидкости . Не имея этого представления, ребенок никак не может осознать, что что-то остается неизменным, когда жидкость переливается из одного сосуда в другой.

Что останется прежним? Взрослые называют это количество жидкости . Мы знаем, что такое жидкое количество; мы измеряем его в квартах или литрах и принимаем как должное. Но у ребенка еще нет этого понятия или схемы.

Что значит сказать, что ребенок может что-то сохранить, в терминологии Пиаже? Что представляет собой классический эксперимент по сохранению количества жидкости?

Некоторым учащимся трудно поверить, что ребенка в возрасте 4 или 5 лет можно так легко одурачить внешностью. Они идут домой и проводят эксперимент с младшим братом или сестрой только для того, чтобы проверить основной вывод Пиаже. Маленькие дети подвержены внешнему влиянию.

Какие еще эксперименты по консервации проводил Пиаже?

Пиаже описал несколько экспериментов по консервации. Например, в его эксперименте по сохранению 90 199 масс 90 200 кусок глины (которую Пиаже назвал пластилином) скатывали в шар. Ребенку показывают второй шар глины того же размера, и он соглашается, что они равны.

Затем взрослый скатывает один из шариков в колбаску. «Теперь в одном больше глины, чем в другом, или в них все еще столько же глины?» Маленький ребенок обычно указывает на форму колбаски, которая длиннее, и утверждает, что в ней больше глины.

Сохранение области проверяется, когда ребенка спрашивают, занимает ли больше земли разбросанные блоки или блоки, расположенные близко друг к другу. Несохраняющие дети склонны считать, что блоки покрывают большую площадь, когда они разложены, даже если это открывает пространство между ними.

Размещение на столе монет, таких как пенни, проверяет сохранение числа. Семь или восемь монет размещаются в ряд, и соответствующая серия монет размещается непосредственно под первой. Выстроив два ряда монет один к одному, ребенок соглашается с тем, что в обоих рядах одинаковое количество монет.

Теперь экспериментатор раздвигает один из рядов так, чтобы монеты оказались дальше друг от друга. Ребенка спрашивают, одинаковое ли количество монет в двух рядах монет. Маленький ребенок, который еще не умеет считать, обычно будет утверждать, что в разложенном ряду больше монет.

Все эксперименты по сохранению являются вариациями на тему. Слово сохранение означает сохранение чего-либо перед лицом изменения . Чтобы дать правильный ответ в эксперименте по сохранению, ребенок должен сохранить что-то в своей голове. Это что-то есть осознание количества, массы, числа, площади или другой абстрактной характеристики реальности.

Это была точка зрения Пиаже. Он сказал, что изучает построение реальности в ребенке , что было названием одной из его книг.

Внешний вид и реальность

Джон Х. Флавелл из Стэнфордского университета согласен с Пиаже в том, что дети претерпевают ряд изменений по мере того, как учатся различать поверхностную видимость и более глубокую реальность.

Вот пример из Flavell (1986). Взрослый берет красную машину и показывает ее ребенку, который видит, что она красная. Теперь взрослый помещает машину за пластиковым фильтром, из-за чего она кажется черной.

На вопрос «Какого цвета эта машина? Красная или черная?» трехлетний ребенок скажет «черный», а шестилетний — «красный». Это происходит, даже если взрослый тщательно формулирует вопрос таким образом, чтобы подчеркнуть различие между внешним видом и реальностью. Например:

«Я не хочу, чтобы вы сейчас говорили мне, как это выглядит для ваших глаз; я хочу, чтобы вы сказали мне, какой цвет на самом деле представляет собой «.

Тем не менее трехлетний ребенок скажет: «Черный». Для Флавелла это показывает, что трехлетнему ребенку не хватает различия между тем, как вещи предстают перед органами чувств в данный момент, и тем, чем они являются на самом деле и надолго: различия между видимостью и реальностью.

Как Флавелл изучал «различие между внешним видом и реальностью»?

«Шестилетний ребенок обладает некоторыми знаниями об этом различии и быстро понимает, о чем задача. Трехлетний ребенок, который знает об этом различии гораздо меньше, не знает.» (Флавелл, 1986)

Флавелл утверждает, что изучение различия между видимостью и реальностью является «вероятно универсальным результатом развития нашего вида», необходимым для базового приспособления к миру. Мы отличаем фантазию, игру, сатиру и все формы актерского мастерства от «настоящего».

Различие между видимостью и реальностью, по-видимому, также является основной проблемой, лежащей в основе экспериментов Пиаже по сохранению. Эксперименты по сохранению вводят в заблуждение трех- и четырехлетних детей именно потому, что на детей этого возраста влияет внешность. Они не понимают идею реальности, которая существует отдельно от видимостей.

Период эксплуатации бетона (5-12 лет)

Внезапно, в возрасте от 5 до 7 лет, средний ребенок увлекается экспериментами по консервации. Это знаменует собой переход к новой стадии развития, которую Пиаже назвал 9-й.0199 конкретный период эксплуатации . Теперь ребенок может понять простые операции, выполняемые над конкретной реальностью, например переливание воды из одного сосуда в другой.

Что происходит в начале периода эксплуатации бетона?

Теперь ребенок легко проходит те тесты, которые провалил год назад. Пиаже чувствовал, что ребенок перешел на новую ступень развития. У ребенка есть мысленные представления или схемы (схемы) для жидкого количества, массы, числа и других подобных понятий.

Некоторые задачи консервации проще других, но за год-два все решаются. На самом деле ребенок сейчас, скорее всего, удивится, почему взрослый задает такие глупые вопросы. » Конечно, в двух стаканах одинаковое количество жидкости…»

Какие объяснения Пиаже принял как указывающие на истинное понимание?

Пиаже и его сотрудники не называли ребенка консерватором до тех пор, пока ребенок не мог объяснить эксперимент по сохранению. Это предохраняло детей от обучения говорить: «Да, они равны», чтобы угодить взрослому, или основываясь на каком-то тонком намеке, не понимая их по-настоящему.

Пиаже выделил три типа объяснений, которые он считал хорошим свидетельством истинного понимания ребенка:

1. Обратимость («Вы можете положить его обратно, как было»)

2. Компенсация («Он выше, но также худее.»)

3. Идентичность («Вы не изменили ее, она осталась прежней»)

Все эти объяснения показали, что теперь ребенок был уверен в том, что что-то останется неизменным, даже несмотря на внешнее изменение внешности.

Стадия формальной эксплуатации (12 лет — взрослость)

Примерно в возрасте 12 лет, по словам Пиаже, дети переходят на новую, более высокую стадию познания. Ум подростка становится способным манипулировать сложными ментальными представлениями.

Молодые люди получают возможность мыслить в терминах абстракций (используя идеи вместо конкретных объектов) способами, которые раньше ускользали от их понимания. Они могут рассуждать о гипотетических ситуациях с точностью и реализмом.

Оценка Пиаже

Американские психологи развития сильно заинтересовались теорией Пиаже в XIX веке. 60-е годы. Пиаже оказал особое влияние на педагогическую психологию. Он ясно дал понять, что дети должны развивать логические понятия в своем собственном темпе, когда они умственно готовы.

Одним из выводов является то, что нет необходимости торопить события, пытаясь научить ребенка абстракциям, которые ребенок еще не может понять. Дети имеют естественные ограничения на то, что они могут узнать в раннем возрасте.

Какое влияние Пиаже продолжает оказывать на педагогическую психологию? Каковы критические замечания Пиаже?


Пиаже показал, что педагогам не нужно пытаться знакомить маленьких детей с понятиями высокого уровня.

Пожалуй, самая серьезная критика Пиаже заключается в том, что он не проводил хорошо контролируемых научных экспериментов. Его эксперименты по сохранению не были экспериментами в современном понимании. Он не собирал статистику и не анализировал свои данные, как современные исследователи.

Piaget игнорировала или отвергала эту критику. К тому времени, когда он привлек внимание американских психологов, Пиаже уже был очень уважаемой авторитетной фигурой в Европе. Он не чувствовал себя обязанным соответствовать стандартам американских психологов с их навязчивой заботой о научном контроле.

Пиаже, возможно, не был великим практиком научного метода, но он был хорошим наблюдателем и оригинальным мыслителем, и он оказал большое влияние на психологию развития и педагогики.

———————
Ссылки:

Flavell, JH (1986) Развитие знаний детей о различии внешнего вида и реальности. Американский психолог, 41 , 418-425. https://dx.doi.org/10.1037/0003-066X. 41.4.418

Кей К. (1980, ноябрь). Забытый роман Пиаже. Психология сегодня , с.102.

Уайз, К.Л., Уайз, Л.А., и Циммерманн, Р.Р. (1974). Постоянство объекта по Пиаже у детеныша макаки-резус. Психология развития, 10 , 429-437.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу psywww@gmail.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts