2.3. Феномены Пиаже
Психология — такая наука, где каждый факт может быть объяснен по-разному в зависимости от той теоретической концепции, которой придерживается интерпретатор. В психологии почти не существует бесспорных, однозначных суждений и общепризнанных авторитетов. Психологический фольклор, жалея бедного психолога, противопоставляет ему счастливого представителя точных наук: «Представляете, как бы чувствовал себя физик или математик, если бы у него один раз дважды два было равно четырем, второй раз — шести, а третий — стеариновой свечке. Но именно с такого рода результатами постоянно имеет дело психолог».
И все же есть в психологии несколько имен, авторитет которых общепризнан, и есть некоторые факты, которые воспроизводятся, вне зависимости от того, кто осуществляет эксперимент — студент-второкурсник или маститый профессор, где он проводится — в Москве, Нью-Йорке, Женеве или маленьком сибирском поселке. В области психологии развития таким фигурой № 1, бесспорно, является Жан Пиаже.
Известно, что Альберт Эйнштейн, восхищаясь одной из его работ по психологии детской игры, сказал: «Теория относительности — детская игра по сравнению с детской игрой».
Для изучения развития мышления ребенка Ж.Пиаже предложил массу остроумных экспериментов, вопросов, заданий, методик. Раскрываемые в них особенности мышления ребенка столь значительны, что в признание заслуг Пиаже во всем мире эти задания называются «задачами Пиаже», получаемые характерные ответы — «ответами по Пиаже», а выступающие в них явления — «феноменами Пиаже».
Приведем несколько типичных задач такого рода. В два одинаковых прозрачных сосуда наливают одинаковое количество слегка подкрашенной воды и спрашивают ребенка, где больше воды. Ребенок уверенно отвечает: «Одинаково». Тогда у него на глазах воду из одного из этих сосудов переливают в третий, более широкий сосуд и снова спрашивают: «А теперь где больше воды?» Подавляющее большинство детей-дошкольников утверждают, что воды стало «неодинаково», объясняя это, как правило, тем, что «воду перелили».
Другой пример. Ребенку показывают два одинаковых шарика из пластилина. Спрашивают, где пластилина больше. Ребенок обычно отвечает: «Одинаково». Затем экспериментатор на его глазах один шарик превращает в лепешку и снова задает вопрос: «Где теперь больше пластилина?» Одни дети при этом говорят, что больше в лепешке, потому что «она шире», другие показывают на шарик, «потому что шарик толще», и т. д.
Или такая задача. Один из двух одинаковых бумажных квадратов разрезают по диагонали на два треугольника. Спрашивают, где больше бумаги — в целом, неразрезанном квадрате или в этих двух треугольниках. Ответы бывают разные. Например, «больше в треугольниках, потому что очень много бумаги в углах».
Еще пример. Ребенку показывают два проводочка одинаковой длины, но разного цвета — красный и синий. Удостоверившись, что он оценивает их как одинаковые, один проводочек на его глазах изгибают. Ребенка спрашивают: «Если два муравьишки по этим дорожкам — прямой и извилистой — пойдут в домики, чья дорожка будет длиннее?» Обычно прямую дорожку дети оценивают как более длинную.
Как известно, тесты Пиаже специально сконструированы таким образом, чтобы по возможности элиминировать факты предварительного научения и выявить общий уровень развития интеллекта. Не касаясь весьма сложного вопроса интерпретации получаемых с помощью этого теста данных, отметим, что тесты Пиаже «на сохранение» позволяют выявить степень сформированности операций обратимости как важнейшей составляющей мышления в понятиях.
Обратимость или сохранение, — по Пиаже, критерий появления операционных систем, т.е. таких интеллектуальных операций, для которых существенны два момента: во-первых, переход (интериоризация) внешних действий с предметами, объектами во внутренний, интеллектуальный план, и, во-вторых, их координация с другими умственными действиями. Только когда действия становятся умственными, они могут быть перестроены. Только в уме можно представить себе одновременно прямое и обратные действия и таким образом компенсировать изменения объекта.
По Пиаже, у ребенка-дошкольника отсутствует «принцип сохранения», и поэтому если меняется одно из измерений (высота жидкости в сосуде, диаметр пластилинового шарика и т. п.), то изменяется и общее количество вещества длина предмета и т.п.
В работе с воспитанниками школы-интерната нами использовались два задания — с пластилиновыми шариками и с проволочками, по которым ходят муравьи. Признаться, мы без особого энтузиазма приступали к изучению этих феноменов, будучи уверенными, что в 7-8 лет уже все всё «сохраняют». Каково же было наше изумление, когда дети один за другим показывали как на большие то на лепешку, то на шарик, а на прямую дорожку как на более длинную. Правильные ответы были единичными, и дети, дававшие их, чувствовали себя крайне неуверенно. Для сравнения укажем, что даже среди 6-летних детей, воспитывающихся в обычных семьях, по данным группы Д.Б.Эльконина, только 28% совершенно не владели принципом сохранения. В интернате этот процент оказался равен 70%.
Как можно объяснить эти результаты? Классическая интерпретация феноменов Пиаже состоит в том, что ребенок не может отвлечься, «децентрироваться» от непосредственно воспринимаемой им ситуации. В доказательство этого приводят эксперименты Ф. Франк, суть которых в том, что если сосуды с водой закрыть ширмой и спросить даже 4—5-летних детей, изменится ли количество воды, если ее из одного сосуда перелить в другой, более широкий, то в большинстве случаев они скажут, что воды останется столько же. Однако если после переливания, сделанного за ширмой, ширму убрать, то дети на вопрос, где больше жидкости, укажут на более узкий и высокий сосуд. Это рассматривается как доказательство того, что дети не могут отвлечься от отдельных моментов зрительного образа, в данном случае высоты жидкости в сосуде, и судят по нему о количестве вещества.
С возрастом эти феномены исчезают. В отсутствие специального научения это происходит в разнообразной практической деятельности — переливании, пересыпании, перекладывании, лепке, в ходе чего, по Пиаже, и формируется операция обратимости — первоначально во внешнем, а потом и во внутреннем плане. Скудость подобного опыта в дошкольный период у детей, растущих вне семьи, является, по нашему мнению, вероятной причиной отставания в интеллектуальном развитии, проявляющегося в наличии у них феноменов Пиаже в столь позднем возрасте (7—8 лет), тогда как, напомним, у семейных детей они к этим годам практически исчезают.
По-видимому, и это объяснение не может считаться исчерпывающим. Так, английский психолог М.Доналдсон (1979) обращает внимание на значимость для ребенка не только перцептивных, т. е. зрительных, характеристик ситуации, но и ее общего психологического смысла. М. Доналдсон описывает остроумный эксперимент по проверке феноменов Пиаже, проведенный английским психологом Д.
Мак-Гарриглом. Идея эксперимента состояла в том, чтобы производимые изменения (переливание, расплющивание пластилиновых шариков и т. п.) выглядели для ребенка случайными, а не намеренными действиями. Для этого Д Мак-Гарригл ввел в эксперимент маленького игрушечного медвежонка, который в нужный момент после того как дети убеждались в равенстве исходного количества вещества, длины и т. п., имел обыкновение вылезать из своей коробки, падать на экспериментальный материал, приводить его в беспорядок и тем самым «портить всю игру». Обнаружилось, что при таком варианте «сохранение» отмечалось у значительно большего количества детей в возрасте от 4 до 6 лет, т. е. дошкольники после производимых медвежонком переливаний и пересыпаний продолжали утверждать, что оцениваемое свойство осталось неизменным.Эту нетрадиционную версию интерпретации феноменов Пиаже следует признать весьма эвристичной для их объяснения. Результаты Д. Мак-Гарригла (впоследствии они были воспроизведены другими исследователями) ярко демонстрируют, что дети воспринимают стандартную ситуацию теста Пиаже как преднамеренные действия взрослого, которые не могут не вести к серьезным изменениям, тем более что взрослый привлекает к этому их внимание («Смотри, что я теперь сделаю!»).
Таким образом, по нашему мнению, отсутствия операции обратимости (сохранения) у детей, растущих вне семьи, в экспериментах Ж.Пиаже может быть объяснено рядом факторов.
Во-первых, скудость практического опыта действий с предметами, в особенности, связанными с изменениями этих предметов: перемещение в пространстве, переливание, пересыпании, исследовательской деятельности, вплоть до того, чтобы ломать игрушки, некоторые другие вещи для того, чтобы посмотреть, что у них внутри. Нельзя здесь не вспомнить знаменитое высказывание Гегеля о том, что лучшее, что может сделать ребенок с игрушкой — это ее сломать. Отсутствие такой практики затрудняет процесс возникновения умственных действий как результата интериоризации внешних действий.
Во-вторых, специфика отношения ребенка, растущего вне семьи, к словам и действиям взрослого, сверхценное отношение к ним.
Завершая обсуждение феноменов Пиаже в контексте готовности к школьному обучению воспитанников интерната, отметим, что они выявили два важных для характеристики психического развития детей момента:
Зависимость мышления детей от зрительно воспринимаемых элементов ситуации; недостаточный уровень интеллектуального развития, выразившийся в отсутствии операции обратимости. Для дальнейшего изложения важно подчеркнуть, что операция обратимости не может возникнуть без формирования внутреннего плана действий, так как только тогда, когда действия из внешних, физических становятся умственными они могут быть перестроены. Ведь если в реальной жизни обратимость отсутствует, то во внутреннем плане можно вернуться к исходному состоянию объекта.
«Прикованность» детей в решении интеллектуальных задач к действиям взрослого.
Феномены Жан Пиаже.
Эксперименты, теории, выводы о психологическом развитии детейБольше на нашем канале, подписывайтесь прямо сейчас
Жан Вильям Фриц Пиаже́ (Jean William Fritz Piaget; 9 августа 1896, Невшатель, Швейцария — 16 сентября 1980, Женева, Швейцария) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детейИнтеллект это врожденная характеристика, неизменная и передается по наследству — это одна позиция. И вот тут появляется Жан Пиаже.
То есть, его приглашают в лабораторию, где создаются, стандартизируются и разрабатываются тесты. Для того времени — удивительно удачное предложение. И это его интересует и он начинает работать. Через год Пиаже уходит оттуда по собственному желанию, он пишет в научный журнал статью, в которой говорит, что для психолога метод тестов — неинтересный инструментарий и если он психолог, то его интересовать должно совершенно другое. У него ничего своего не было на этот момент, но он отказался категорически.
Он решает, что никогда его профессиональная судьба не будет связана с нормативным подходом. Почему? Он спрашивает, что дает метод тестов? Это измерительный инструмент. Пиаже говорит: «Я могу только померять и понять, что этот ребенок не решил задачу. Мне это неинтересно. Я хочу понять, почему он не решил эту задачу. Он же решал. Он же думал об этом. Как же он думал, что пришел к такому неправильному решению? Какова логика его рассуждений?» Таким образом, Пиаже говорит, что посвятит свою карьеру решению не количественного, а качественного вопроса.
Нет метода. Если от метода тестов мы отказываемся, с чем мы остаемся? Он предлагает метод, который соизмерим по использованию методу тестов. Это метод клинической беседы. Он задает ребенку задачу и слушает его ответ. Любой ответ ребенка дает возможность задать уточняющие вопросы: «А собственно почему?». На которые ребенок опять дает ответ. И у нас появляется возможность опять задать ему вопросы. Итак, множество вопросов и ответов, позволяют нам выстроить общую логику рассуждений ребенка. Знаем ли мы сначала, какие вопросы мы зададим ребенку? Не знаем. Приступая к этой беседе, психолог не имеет какого-то плана вопросов. Этот метод называется «неструктурированная беседа», — я буду искать форму, в которой это задать, так как я не знаю, какие ответы мне будет давать ребенок. И метод клинической беседы, таким образом, в этом смысле — невероятное мастерство.
С помощью этого метода Пиаже начинает собирать материалы. Он пытается описать качественную специфику мышления ребенка. И в то время его интересует ребенок дошкольного возраста. 20 лет работы завершаются тем, что он находит такие своеобразные черты мышления ребенка, что очень убедительно всех подводит к тому, что ребенок — совершенно другой, у него совершенно другое мышление и он говорит о том, какое оно. «Суждение и рассуждение ребенка», — в этой работе он описывает качественное своеобразие ребенка-дошкольника.
Как мы видим, первая задача — описательная. Надо понять, как же мыслит ребенок. Описал, нашел характеристики, собрал феноменологию и вошел в золотой фонд психологии.
Второй вопрос, который у него естественным образом появляется, каким же образом происходит переход от детского мышления к мышлению взрослого человека. Иными словами, то есть вопрос о механизмах развития. И достаточно быстро он предлагает теоретическую концепцию, которая встретила огромное количество критики. Нам она интересна скорее как исторический факт.
И еще тем, что с этой теоретической концепцией спорит Выготский. Нам интересно посмотреть, дискуссию этих двух величайших умов и какая культура ведения научной дискуссии. Выготский не просто говорит о том, что он не принимает концепцию, он повторяет эксперименты Пиаже. Несколько видоизменяет условия и подводит нас к совершенно другим выводам. Это спор эмпирический. Они виделись один раз в жизни, незадолго до смерти Выготского. А до этого, есть интереснейшая публикация — переписка, заочная дискуссия людей, которые спорят о механизмах мышления. У Выготского тоже есть «Мышление и речь» — большая работа по генетической психологии.
Выготского рано не стало. Пиаже посчастливилось прожить большую жизнь. Он уже имеет большой исследовательский институт и имя в психологии, как вдруг, он публично отказывается от своей теории. Он пишет: «Да, я был не прав!» Ему было за 40 и он мог почивать на лаврах, но он отказывается и все начинает сначала. Здорово, что жизнь подарила ему еще один большой кусок времени и он успел. В 45 лет сказать, что он отказывается и начать сначала — это конечно смелость.
Он успевает предложить нам еще одну теоретическую концепцию, которая и стала той вершиной научной мысли в отношении развитии интеллекта. Мы будем изучать ее. Но в творчестве Пиаже рассматривают два периода и так и говорят: «ранний Пиаже» и «поздний Пиаже». Говорят так потому, чтобы мы понимали, с какой концепцией мы спорим. Иногда спорят с ранним Пиаже, той концепцией, от которой он сам отказался. Первая была концепцией развития мышления, а во второй — появился интеллект (если мы говорим о концепции развития мышления — ранний Пиаже, если о концепции развития интеллекта — поздний Пиаже). При этом, описание феноменологии мышления ребенка, его первая работа ничуть не устарела.
И несмотря на то, что концепция Пиаже продолжают критиковать — ничего взамен пока у нас нет. И на сегодняшний момент — это самая яркая концепция по развитию интеллекта.
Мышление ребенка-дошкольника
Мы начнем с первой концепции, феноменологии. Это особенности мышления ребенка и в данном случае речь пойдет о дошкольнике.
Пиаже в данном смысле близок к нашей отечественной психологии, так как и у нас и у него — не количественный, а качественный подход.
Эгоцентризм
То есть «Я» в центре. Это уникальная позиция ребенка, который воспринимает мир именно таким образом. Весь мир вокруг него и для него. Он видит себя центром любой ситуации.
Мы, взрослые, видим, что есть объективная ситуация и есть множество позиций восприятия одной и той же ситуации: один человек увидел ситуацию таким образом, другой — другим образом и когда взрослые люди встречаются с этой ситуацией противоречивости восприятия, они понимают, что другой человек может увидеть ситуацию по-другому. Маленький ребенок уверен, что так как он видит ситуацию, видят абсолютно все. Это абсолютная уверенность, что другой позиции быть не может. И спорить с ребенком невозможно.
Пиаже очень искусен был в диагностических пробах. Его пробы даже получили название «феноменов Пиаже». Он ставит некоторые вопросы или создает ситуации, в которых все дети реагируют одним и тем же образом, стопроцентная воспроизводимость. Мы говорим о том, что тестовые задачки ребенок будет решать по-разному, смотря в каком регионе он живет. А Пиаже умудрился найти такие задания, которые все дети решают одинаково (в Америке, в Китае, в 50е годы и сейчас).
Например, для того, чтобы увидеть эгоцентрическую позицию ребенка, его сажают за стол, на котором — макет местности со сложным рельефом, с тремя разной высоты горами (так и называется «три горы»). Вокруг стола садится целая группа детишек и всем дается задание нарисовать тот пейзаж, который они видят. Это подготовительный этап. А диагностический, когда ребенку дают набор рисунков изображений макета с разных позиций и просят ребенка найти рисунок, который нарисовал ребенок напротив него. А теперь — справа от него. Слева от него. Какой? С удивительным постоянством, он выбирает то, что видел он. И хотя он видел, что непростой рельеф, он абсолютно убежден, что все видели тоже самое, что и он. Если вдруг ребенок говорит: «А можно я посмотрю с той стороны?» — эгоцентрическая позиция преодолена. Но 6ти летний ребенок абсолютно уверен, что все видят мир так, как он.
Пиаже считает, что в семь лет преодолевается эгоцентрическая позиция. Но он считает, что темпы развития — индивидуальны. Мы все проходим одни и те же стадии, но скорость индивидуальна. И если говорить о школьной готовности, это гораздо больше соответствуют, чем тестирование.
Пока ребенок в эгоцентрической позиции — ему очень трудно вообще вписаться в какую-либо организованную систему обучения. Эгоцентрическая позиция преодолевается где-то в семь лет, но это не значит, что взрослый не может быть эгоцентристом. Пиаже говорит о том, что мы можем быть эгоцентристами, когда начинаем рассуждать о вещах, о которых очень мало знаем. И мы говорим: «Да что-же они там не видят что ли!» По сути, Пиаже нас предостерегает сначала узнать всю ситуацию, а потом уже так уверенно высказываться.
В Женеве есть институт имени Пиаже, им самим в свое время образованный, очень сильный исследовательский центр, в котором работают ученики Пиаже. Уже ими разрабатывается очень интересное представление о механизмах преодоления эгоцентризма.
Понятие «социо-когнитивного конфликта» — ужасно полезная штука для ребенка. Мы говорим о том, что у взрослых людей может быть абсолютно разная позиция. Взрослые пытаются спорить, обосновывая свою позицию — когнитивный конфликт решается когнитивными же средствами. У ребенка нет когнитивных средств и когнитивный конфликт очень скоро перерастает в социальный — драться и ругаться. И во взрослости, если человек прибегает к этой форме, значит с аргументацией и логикой у него не очень все хорошо обстоит.
Но оказывается, что чем чаще ребенок оказывается в ситуации социо-когнитивного конфликта, тем скорее расшатывается его позиция (если кто-то готов биться за свою другую позицию, может быть в ней что-то есть). И получается, что ребенку полезно общаться в кругу сверстников, они ему нужны как люди, которые не будут уступать, ведь взрослый человек спорить с ребенком не может именно потому что у ребенка другая логика. То есть взрослый, в силу своей компетентности и более зрелой позицией не будет драться с ребенком.
Реализм мышления
Это сведение реального плана до границ видимого. Мы говорим об ограничениях для ребенка: реальным для него является только то, что он видел своими глазами. Только то что он видел, является для него реальным. Что же он видит? Он видит только то, что является феноменом. Говоря о развитии познания ребенка, аппелируется к познанию его мира. Гораздо чаще говорится о том, что ребенок познает физический мир и законы его устройства. Что он видит? Он видит, что идет снег. Это реальность, в которой он существует. Чего он не видит? Он не видит скрытых механизмов (отчего идет снег).
У нас дети сейчас считают и читают в дошкольном возрасте. Ребенок спрашивает, откуда идет снег и мы честно рассказываем о феноменах круговорота воды в природе. И он с таким интересом слушает и вроде бы все понял. Но завтра мы ему рассказываем, что наверху, в облаках живет Метелица, она трясет перинку и из нее падает снег. И это правда для ребенка. И между этими двумя правдами — никакой разницы. Снег это реальность, а все, что мы рассказываем про механизм — сказка. Есть Дед Мороз? Есть, — он же кладет подарки под елку.
Пример: Девочка боится, что за шторой кто-то сидит. Говорить, что этого нет — бессмысленно. Мы ничем не поможем ребенку потому что у него это есть. Поэтому если мы имеем дело с ребенком дошкольного возраста, как с ними работать? Спрашиваем ее о том, а кто там сидит — она рисует персонаж — страшная фея с зелеными глазами. Спрашиваем, зачем она приходит и пугает — не надо говорить, что ее нет. Ребенок фантазер и говорит, что надо побрызгать штору живой водой и она больше не станет приходить. И она опять говорит, где ее взять и как ее приготовить.
Конечно, если появляются такие страхи, существуют и более глубокие причины — есть какая то тревога. Но симптомы у ребенка в дошкольном возрасте снимаются очень легко.
Второй феномен — тоже очень важный — ложь. Ребенок обманывает, глядя ясными и честными глазами. Еще более грустно, когда родитель спрашивает, все ли в порядке с головой. Ребенок обманывает, когда знает, что проверить это очень легко. Какой смысл, зачем ему это делать?
Артефициализм
Мы пришли к тому, что ребенок видит феномены, но не понимает механизмов их проявления. Для ребенка взрослый остается всесильным. И для ребенка взрослый может быть виновником происходящих и физических событий, что все феномены физического мира тоже могут быть делом рук человека.
Вопросы, которые задает ребенок: «Зачем в каждую вишенку кладут косточку?» — ребенок даже и подумать не может, что так задумано природой.
Непонимание причинно-следственных связей также приводит к таким гипотезам.
«Зачем снег кладут на крышу, там же нельзя на санках кататься?» То есть все по воле человека.
Поскольку ребенок подозревает человека во всесилии, он движется еще дальше. И появляется такая особенность как магия детского мышления.
Магия детского мышления
Если природные условия — дело рук человека, то может я тоже могу?
Пиаже описывает свою дочку, которая тайком отрывает листочки от отрывного календаря. Зачем? Приблизить событие.
В чем прав ребенок? Он совершенно правильно связал течение времени и отрывание календаря. Но суть этой связи ему не понятна. А вдруг вот таким прямым образом? И ребенок экспериментирует таким образом.
Алогичность
Становится тем связующим звеном творчества Пиаже, между первой и второй теоретическими концепциями.
Мышление ребенка алогично. Пиаже обнаружил специфические особенности мышления ребенка, но трудность состояла в том, что он очень болго не мог найти понятийный аппарат. Он ищет в психологии и не находит. Но для сравнительного анализа это не подходит.
Пиаже говорит, что оттолкнемся от взрослого. Взрослые логичны. И это уже давным давно сказано до Пиаже в формальной логике. То есть он все время выходит за рамки одной формальной дисциплины.
Есть дисциплина формальная логика. Логика говорит об особенностях построения рассуждений. Что значит «мыслить логично»?
- Выделять причинно-следственные связи;
- Быть непротиворечивым в высказываниях;
- Дедукция — мысль взрослого человека можно охарактеризовать как дедукцию — движение от частного к частному через общее — мы можем связать две частности, только найдя в них что-то общее;
Нечувствительность к противоречиям
Ребенок смотрит на лужу, в которой плавают осенние листья. Почему они плавают, почему они не тонут? «Потому что они легкие», — говорит ребенок. И тут же ребенку предлагают посмотреть на море и спрашиваем: «А почему же не тонет большой корабль?» «А потому что он тяжелый», — ответит ребенок.
Таких рассуждений сплошь и рядом. И поймать ребенка на противоречиях невозможно потому что он не видит в этом ничего невозможного.
Жан Пиаже
Жан ПиажеЖан Пиаже и когнитивное развитие
Жан Пиаже начал свою карьеру в качестве биолога, точнее, одного что изучает моллюсков. Но его интерес к науке и истории наука вскоре обогнала его интерес к улиткам и моллюскам. Как он копался глубже погрузившись в мыслительный процесс занятия наукой, он стал заинтересован в природе самого мышления, особенно в развитии мышление. Найдя относительно мало работы в этом районе, он имел возможность чтобы дать ему ярлык. Он назвал это генетическая эпистемология , значение изучение развития познания.
Он заметил, например, что даже у младенцев есть определенные навыки в внимание к объектам в их окружении. Эти навыки, безусловно, простые, сенсомоторные навыки, но они направляли путь, по которому младенец исследовали его или ее среду и, таким образом, как они получили больше знаний из мир и более сложные исследовательские навыки. Эти навыки он звонил схемы .
Например, младенец умеет брать свою любимую погремушку и толкать ему в рот. У него есть эта схема. Когда он приходит через какой-нибудь другой предмет — скажем, папины дорогие часы, он легко учится перенести его схему «схватить и толкнуть» на новый объект. Этот Пиаже назвал ассимиляцией : младенец усваивает новый объект в старую схему.
Когда наш младенец снова сталкивается с другим объектом, скажем, с пляжем мяч — он попробует свою старую схему захвата и толчка. Это из курс плохо работает с новым объектом. Таким образом, схема будет адаптироваться к новый объект: Возможно, в этом примере «сжимать и пускать слюни» было бы быть соответствующий заголовок для новой схемы. это называется размещение : Младенец приспосабливает старую схему к новому объекту.
Ассимиляция и аккомодация две стороны адаптации , Термин Пиаже для обозначения того, что большинство из нас назвало бы обучением. Пиаже видел адаптация, однако, как гораздо более широкая, чем вид обучения что Об этом говорили бихевиористы в США. Он видел это как в корне биологический процесс. Даже хватка должна приспосабливаться к камень, в то время как глина усваивается нашей хваткой. Все живое приспосабливается, даже без нервной системы или мозга.
Ассимиляция и аккомодация работают как маятник. продвижение наше понимание мира и наша компетентность в нем. Согласно Пиаже, они направлены на баланс между структурой разум и окружающая среда, при определенном соответствии между ними, что будет означать, что у вас есть хорошая (или, по крайней мере, достаточно хорошая) модель Вселенная. Это идеальное состояние он называет равновесием .
Продолжая исследовать детей, он заметил, что
были
периоды господства ассимиляции, периоды аккомодации
доминирует,
и периоды относительного равновесия, и что эти периоды были
похожий
среди всех детей, на которых он смотрел в их природе и их
сроки.
И поэтому он развил идею стадии когнитивных
разработка.
Они представляют собой прочный вклад в психологию.
Сенсомоторная стадия
Первый этап, к которому мы уже подошли называют сенсомоторной стадией. Он длится от рождения до примерно два года. Как следует из названия, младенец использует свои чувства и двигатель способности к познанию мира, начиная с рефлексов и заканчивая с сложные комбинации сенсомоторных навыков.
В возрасте от одного до четырех месяцев ребенок работает над основным проспектом . реакции — просто собственное действие, служащее стимулом к на что оно отвечает тем же действием, и вокруг и вокруг мы идти. Например, ребенок может сосать палец. Это хорошо, поэтому она отстой еще немного… Или она может надуть пузырь. Это интересный так что буду повторять….
В возрасте от 4 до 12 месяцев младенцу исполняется 9 лет.0004 вторичный круговой реакции , которые включают действие, которое распространяется на среда: Она может сжать резинового утёнка. Это звучит «кря». Это большой, так что делайте это снова, и снова, и снова. Она изучает «процедуры которые делают интересные вещи долговечными».
В этот момент начинают проявляться и другие вещи. Для пример, младенцам становится щекотно, хотя они должны осознавать, что кто-то другой является щекочите их, иначе это не сработает. И начинают разрабатывать объект постоянство. Это способность признать, что, просто потому, что ты если что-то не видно, это не значит, что этого нет! Младенцы кажутся действовать по схеме «с глаз долой, из сердца вон». Старшая младенцы запоминают и могут даже попытаться найти то, чего они больше не видят.
В возрасте от 12 до 24 месяцев ребенок работает на третичном уровне. круговой реакции . Они заключаются в том же «делать интересными вещи последний» цикл, кроме как с постоянной вариацией. я ударил в барабан палка — крыса-тат-тат-тат. Я ударил палкой по блоку — тук-тук. Я ударяю палкой по столу — цок-цок. я ударил папу в палка — ой-ой. Этот вид активных экспериментов лучше всего видимый во время кормления, когда малыши открывают для себя новые и интересные способы разбрасывая ложки, тарелки и еду.
Около полутора лет у ребенка явно развиваются умственные способности. представительство , то есть способность удерживать образ в уме в течение периода, превышающего непосредственный опыт. Например, они могут заниматься отложенными имитация , например, закатить истерику, увидев другого ребенка бросать один в час назад. Они могут использовать мысленных комбинации для решения простых задач, например как положить игрушку, чтобы открыть дверь. И они становятся хорошими притворяясь. Вместо того, чтобы использовать куклу как нечто сесть, пососать или бросить, теперь ребенок будет петь ему, подвернуть в кровать и так далее.
Предэксплуатационный этап
Предоперационная стадия длится от двух до семи лет. старый. Теперь, когда у ребенка есть мысленные представления и он может притворяться, это это короткий шаг к использованию символов .
Символ — это вещь, которая представляет что-то другое. Рисунок, написанное или произнесенное слово понимается как представляющее реальная вещь. Использование языка – это, конечно, главное пример, но еще один хороший пример использования символа — креативная игра , в которой шашки — печенье, бумажки — посуда, коробка — стол и т. д. на. Манипулируя символами, мы, по сути, думаем, в некотором роде младенец не мог: при отсутствии реально задействованных объектов!
Наряду с символизацией происходит четкое понимание прошлого и будущее. Например, если ребенок плачет по матери, а вы сказать: «Мама скоро будет дома», — теперь он перестанет плакать. Или если вы спросите его: «Помнишь, как ты упал?» он ответит через изготовление грустное лицо.
С другой стороны, ребенок довольно эгоцентричен во время этого стадии, то есть он видит вещи почти с одной точки зрения. вид: его собственный! Она может поднять фотографию, чтобы только она могла ее видеть и ожидать ты тоже это увидишь. Или она может объяснить, что трава растет так, что ей не достать. больно, когда она падает.
Пиаже провел исследование этого явления: положить детей перед простым пластырем гора диапазон и садится в стороне, а затем просит их выбрать из четырех картинки вид, который он, Пиаже, увидит. Младшие дети выбирали картина увиденного ими самими вида; дети постарше выбрали правильно.
Точно так же дети младшего возраста сосредотачивают на одном аспекте любого проблема или общение за один раз. например, они могут не понять вас, когда вы говорите им: «Ваш отец — мой муж». Или они могут сказать такие вещи, как «я не живу в США; Я живу в Пенсильвании!» Или, если вы покажете им пять черных и три белых шарика и спросите: там больше шариков или больше черных шариков?» они ответят: «Больше черных одни!»
Пожалуй, самый известный пример дооперационного детского центризм это то, что Пиаже называет их неспособностью сохранять жидкость объем. Если я даю трехлетнему ребенку немного шоколадного молока в высоком тонком стакане, и я даю себе намного больше в коротком толстом стакане, она будет заботиться концентрироваться только по одному из размеров стекла. Так как молоко в высоком тощем стакане поднимается гораздо выше, она, скорее всего, примет что молока в нем больше, чем в низком толстом стакане, хотя в последнем гораздо больше. Это развитие Дети способность децентр , который отмечает, что он перешел к следующему этап.
Этап бетонных работ
Стадия бетонных операций длится примерно от семи до примерно 11. Слово операции относится к логическим операциям или принципам мы использовать при решении задач. На этом этапе ребенок не только использует символы репрезентативно, но может манипулировать этими символами логически. Вполне достижение! Но в этот момент они все еще должны выполнять эти операции в контексте конкретных ситуаций.
Стадия начинается с постепенного децентрирования. К шести или Семь, у большинства детей развивается способность сохранять число, длину, и объем жидкости. Сохранение относится к идее, что количество остается прежним, несмотря на изменения внешнего вида. Если вы покажете ребенок четыре шарика в ряд, затем разложил их, дооперационный ребенок воля сосредоточиться на распространении и склонны полагать, что сейчас их больше шарики чем до.
Или, если у вас есть две пятидюймовые палочки, лежащие параллельно друг другу, затем немного переместите одну из них, она может подумать, что передвинутая палка теперь длиннее другого.
Ребенок, который занимается конкретными операциями, напротив, будет знать, что там по-прежнему четыре шарика, и что палка не меняет длину даже хотя теперь он выходит за пределы другого. И он узнает, что у тебя есть к обратите внимание не только на высоту молока в стакане: если ты перелить молоко из низкого, толстого стакана в высокий, узкий, он скажет вам, что молока осталось столько же, сколько и раньше, несмотря резкое увеличение уровня молока!
К семи-восьми годам у детей развивается сохранение вещество: Если я возьму шарик глины и скатаю его в длинный тонкий стержень или даже расколоть на десять маленьких кусочков, ребенок знает, что есть все тот же количество глины. И он это узнает, если ты откатишь все назад в единый шар, он выглядел бы точно так же, как и был — черта известный как обратимость .
К девяти или десяти завершается последнее испытание на сохранение. освоил: консервация территории. Если вы возьмете четыре квадратных блока размером в один дюйм («домики»), и выложите их на скатерти шесть на шесть вместе в центре, в ребенок кто сохраняет, тот знает, что они занимают столько же места, сколько те же самые блоки, разбросанные по углам, или, если уж на то пошло, где угодно все.
Если все это звучит слишком просто, чтобы иметь такое большое значение, учтите, что многие
взрослые не сохраняют площадь. Или проверьте своих друзей
о сохранении массы: что тяжелее: миллион тонн
из
свинец или миллион тонн перьев? Многие сосредоточатся на словах
«свинец» и «перья», и игнорировать тот факт, что они оба весят
млн тонн.
Кроме того, ребенок изучает классификацию и серию на этом этапе. Классификация возвращает нас к вопросу о есть ли больше шариков или больше черных шариков. Сейчас ребенок начинает понимать, что один набор может включать в себя другой. Серия наводит порядок. Младший ребенок может начать складывать вещи в порядке, скажем, по размеру, но быстро потеряет след. Теперь ребенок с такой задачей проблем нет. Поскольку арифметика по существу не более чем классификация и сериация, теперь ребенок готов для некоторого формального образования!
Стадия формальных операций
Но ребенок с конкретными операциями с трудом применяет свои новообретенный логические способности к неконкретным — т.е. абстрактным — событиям. Если Мама говорит младшему: «Ты не должен смеяться над носом этого мальчика. Как вы бы почувствовали, если бы кто-то сделал это с вами?» он, скорее всего, ответит: «Я не нос большой!» Даже этот простой урок может оказаться слишком абстрактный, слишком гипотетически для его типа мышления.
Однако не судите ребенка о конкретных операциях слишком строго. Даже взрослые часто бывают ошарашены, когда мы им что-то дарим. гипотетический: «Если у Эдит цвет лица светлее, чем у Сьюзан, а у Эдит темнее, чем у Лили, кто самый темный?» Большинству людей нужна минута или две.
Примерно с 12 часов мы вступаем в стадию формальных операций. Здесь мы становимся все более компетентными в мышлении в стиле взрослых. Этот включает в себя использовать логические операции и использовать их абстрактно, а не в конкретный. Мы часто называем это гипотетическое мышление .
Это этап формальных операций, который позволяет исследовать проблема тщательно и систематически. Попросите 16-летнего рассказать ты правила, как заставить маятник качаться быстро или медленно, и он может продолжить так:
Длинная струна с легким весом — посмотрим, как быстро что качели.Его эксперимент — и это настоящий эксперимент — подскажет ему, что короткий струна ведет к быстрому замаху, а длинная струна к медленному замаху, а что вес маятника не имеет никакого значения!
Длинная струна с тяжелым грузом — попробуем.
Теперь короткая струна с легким весом.
И, наконец, короткая струна с большим весом.
Не похоже, что этап формальных операций что-то
каждый
на самом деле попадает. Даже те из нас, кто добирается туда, не работают
в нем в
все время. Даже некоторые культуры, кажется, не развивают его или
ценить
это как у нас. Абстрактное рассуждение просто не универсально.
© Copyright 2003, 2009, C. George Boeree
Пиаже | в Главе 10: Развитие
Пиаже
Швейцарский исследователь Жан Пиаже (пи-а-ЖАЙ) был одной из самых влиятельных фигур в психологии развития. Пиаже умер в 1980 году в возрасте 84 лет. Он опубликовал свою первую статью в 1904 году в возрасте 8 лет. В возрасте 20 лет Пиаже уже видел себя выполняющим что-то вроде божественной миссии по изучению истоков человеческого знания.
Кем был Пиаже? Как Пиаже описал себя и свои проблемы?
По иронии судьбы, учитывая его влияние на психологию, Пиаже не считал себя психологом. Он начал свою карьеру как биолог , а к концу своей карьеры предпочитал называть себя эпистемологом .
Эпистемология — наука о знаниях. Она намного старше психологии и является частью философии, а не экспериментальной науки. Пиаже сказал, что он был генетическим гносеолог, то есть интересовался истоками знания .
Жан Пиаже
Пиаже не проводил экспериментальных исследований в современном понимании, используя контрольные группы и статистический анализ. Он использовал то, что он назвал клиническим методом , импровизируя беседы с детьми, чтобы понять их уникальный ментальный мир.
Эксперименты Пиаже — это то, что большинство психологов назвало бы демонстрацией . Ребенку задают несколько вопросов или дают простое задание для выполнения. Несмотря на их неформальный характер, многие из этих демонстраций весьма показательны.
Сенсомоторный период (0-18 месяцев)
Пиаже обозначил первую стадию когнитивного развития новорожденного как сенсомоторный период. Он длится от рождения до 18 месяцев.
Сначала (полагал Пиаже) младенец не способен дифференцировать себя от окружающей среды. В первые месяцы жизни он приходит к осознанию существования отдельных от себя людей и вещей.
У младенцев развилась интенциональность (целенаправленное поведение) во время сенсорной
Каковы характеристики сенсомоторного периода на схеме Пиаже?
Пиаже указал на феномен, который поначалу удивлял людей. Младенцы ведут себя так, как будто спрятанный объект перестает существовать . Для очень маленьких детей — младше 6 месяцев — «с глаз долой» не только не в уме, но и вне существования.
Если игрушка, которую нетерпеливо преследует четырехмесячный ребенок, проскальзывает под одеяло, ее больше не преследуют…даже если она сильно ударяется. Трехмесячный ребенок теряет интерес к игрушке, если ее спрятать за занавеской. Пиаже сказал, что такому ребенку не хватает постоянство объекта : осознание того, что скрытый объект продолжает существовать.
Что такое постоянство объекта?
В возрасте одного года ребенок отбрасывает одеяло и пытается найти спрятанную под ним игрушку. Это показывает, что у ребенка развито постоянство объекта. У ребенка теперь есть 90 224 ментальное представление 90 225 объекта: 90 224 ментальная структура 90 225 или 90 224 схема 90 225.
Эта последовательность развития является базовой и примитивной, и нет причин ожидать, что она будет ограничена людьми. Мудрый, Мудрый и Циммерманн (1974) показали, что у детеныша макаки-резуса происходит тот же процесс.
Эксперименты по сохранению
На предоперационной стадии, определенной Пиаже, ребенок не проходит серию тестов, называемых экспериментами по сохранению . Пиаже, пожалуй, больше известен своими демонстрациями, чем чем-либо еще.
сохранить в терминологии Пиаже означает сохранить что-то внутренне, а именно представление абстрактного понятия. Во всех экспериментах по сохранению требуется, чтобы ребенок продемонстрировал владение какой-либо идеей или концепцией реальности, которая развивается примерно в возрасте от 5 до 7 лет9.0006
Классический эксперимент по сохранению включает жидкости в количестве . Ребенку сначала показывают две короткие толстые мензурки. Они наполняются до одинаковых уровней подкрашенной водой на глазах у ребенка.
Ребенка просят сказать, когда в двух стаканах будет одинаковое количество воды. При необходимости экспериментатор переливает немного жидкости из одного стакана в другой до тех пор, пока ребенок не согласится с тем, что уровень окрашенной воды в обоих стаканах одинаков.
Затем взрослый берет высокий тонкий стакан и наливает в него подкрашенную воду из одного из коротких, толстых стаканов. Ребенка просят сравнить высокий тонкий стакан с коротким толстым.
Экспериментатор спрашивает: «В чем больше или в чем одинаково?» Большинство детей в возрасте до 6 лет укажут на высокий стакан и скажут: «В этом больше». Ребенка колеблет перцептивный сигнал высоты.
У такого ребенка отсутствует представление о количестве жидкости . Не имея этого представления, ребенок никак не может осознать, что что-то остается неизменным, когда жидкость переливается из одного сосуда в другой.
Что останется прежним? Взрослые называют это количество жидкости . Мы знаем, что такое жидкое количество; мы измеряем его в квартах или литрах и принимаем как должное. Но у ребенка еще нет этого понятия или схемы.
Что значит сказать, что ребенок может что-то сохранить, в терминологии Пиаже? Что представляет собой классический эксперимент по сохранению количества жидкости?
Некоторым учащимся трудно поверить, что ребенка в возрасте 4 или 5 лет можно так легко одурачить внешностью. Они идут домой и проводят эксперимент с младшим братом или сестрой только для того, чтобы проверить основной вывод Пиаже. Маленькие дети подвержены внешнему влиянию.
Какие еще эксперименты по консервации проводил Пиаже?
Пиаже описал несколько экспериментов по консервации. Например, в его эксперименте по сохранению 90 199 масс 90 200 кусок глины (которую Пиаже назвал пластилином) скатывали в шар. Ребенку показывают второй шар глины того же размера, и он соглашается, что они равны.
Затем взрослый скатывает один из шариков в колбаску. «Теперь в одном больше глины, чем в другом, или в них все еще столько же глины?» Маленький ребенок обычно указывает на форму колбаски, которая длиннее, и утверждает, что в ней больше глины.
Сохранение области проверяется, когда ребенка спрашивают, занимает ли больше земли разбросанные блоки или блоки, расположенные близко друг к другу. Несохраняющие дети склонны считать, что блоки покрывают большую площадь, когда они разложены, даже если это открывает пространство между ними.
Размещение монет, таких как пенни, на столе проверяет сохранение числа. Семь или восемь монет размещаются в ряд, и соответствующая серия монет размещается непосредственно под первой. Выстроив два ряда монет один к одному, ребенок соглашается с тем, что в обоих рядах одинаковое количество монет.
Теперь экспериментатор раздвигает один из рядов так, чтобы монеты оказались дальше друг от друга. Ребенка спрашивают, одинаковое ли количество монет в двух рядах монет. Маленький ребенок, который еще не умеет считать, обычно будет утверждать, что в разложенном ряду больше монет.
Все эксперименты по сохранению являются вариациями на тему. Слово сохранение означает сохранение чего-либо перед лицом изменения . Чтобы дать правильный ответ в эксперименте по сохранению, ребенок должен сохранить что-то в своей голове. Это что-то есть осознание количества, массы, числа, площади или другой абстрактной характеристики реальности.
Это была точка зрения Пиаже. Он сказал, что изучает построение реальности в ребенке , что было названием одной из его книг.
Внешний вид и реальность
Джон Х. Флавелл из Стэнфордского университета согласен с Пиаже в том, что дети претерпевают ряд изменений по мере того, как учатся различать поверхностную видимость и более глубокую реальность.
Вот пример из Flavell (1986). Взрослый берет красную машину и показывает ее ребенку, который видит, что она красная. Теперь взрослый помещает машину за пластиковым фильтром, из-за чего она кажется черной.
На вопрос «Какого цвета эта машина? Красная или черная?» трехлетний ребенок скажет «черный», а шестилетний — «красный». Это происходит, даже если взрослый тщательно формулирует вопрос таким образом, чтобы подчеркнуть различие между внешним видом и реальностью. Например:
«Я не хочу, чтобы вы сейчас говорили мне, как это выглядит для ваших глаз; я хочу, чтобы вы сказали мне, какой цвет на самом деле представляет собой «.
Тем не менее трехлетний ребенок скажет: «Черный». Для Флавелла это показывает, что трехлетнему ребенку не хватает различия между тем, как вещи предстают перед органами чувств в данный момент, и тем, чем они являются на самом деле и надолго: различия между видимостью и реальностью.
Как Флавелл изучал «различие между внешним видом и реальностью»?
«Шестилетний ребенок обладает некоторыми знаниями об этом различии и быстро понимает, о чем задача. Трехлетний ребенок, который знает об этом различии гораздо меньше, не знает.» (Флавелл, 1986)
Флавелл утверждает, что изучение различия между видимостью и реальностью является «вероятно универсальным результатом развития нашего вида», необходимым для базового приспособления к миру. Мы отличаем фантазию, игру, сатиру и все формы актерского мастерства от «настоящего».
Различие между видимостью и реальностью, по-видимому, также является основной проблемой, лежащей в основе экспериментов Пиаже по сохранению. Эксперименты по сохранению вводят в заблуждение трех- и четырехлетних детей именно потому, что на детей этого возраста влияет внешность. Они не понимают идею реальности, которая существует отдельно от видимостей.
Период эксплуатации бетона (5-12 лет)
Внезапно, в возрасте от 5 до 7 лет, средний ребенок увлекается экспериментами по консервации. Это знаменует собой переход к новой стадии развития, которую Пиаже назвал 9-й.0199 конкретный период эксплуатации . Теперь ребенок может понять простые операции, выполняемые над конкретной реальностью, например переливание воды из одного сосуда в другой.
Что происходит в начале периода эксплуатации бетона?
Теперь ребенок легко проходит те тесты, которые провалил год назад. Пиаже чувствовал, что ребенок перешел на новую ступень развития. У ребенка есть ментальные представления или схем (схем) для жидкого количества, массы, числа и других подобных понятий.
Некоторые задачи консервации проще других, но за год-два все решаются. На самом деле ребенок сейчас, скорее всего, удивится, почему взрослый задает такие глупые вопросы. » Конечно, в двух стаканах одинаковое количество жидкости…»
Какие объяснения Пиаже принял как указывающие на истинное понимание?
Пиаже и его сотрудники не называли ребенка консерватором до тех пор, пока ребенок не мог объяснить эксперимент по сохранению. Это предохраняло детей от обучения говорить: «Да, они равны», чтобы угодить взрослому, или основываясь на каком-то тонком намеке, не понимая их по-настоящему.
Пиаже выделил три типа объяснений, которые он считал хорошим свидетельством истинного понимания ребенка:
1. Обратимость («Вы можете положить его обратно, как было»)
2. Компенсация («Он выше, но также худее.»)
3. Идентичность («Вы не изменили ее, она осталась прежней»)
Все эти объяснения показали, что теперь ребенок был уверен в том, что что-то останется неизменным, даже несмотря на внешнее изменение внешности.
Стадия формальной эксплуатации (12 лет — взрослость)
Примерно в возрасте 12 лет, по словам Пиаже, дети переходят на новую, более высокую стадию познания. Ум подростка становится способным манипулировать сложными ментальными представлениями.
Молодые люди получают возможность мыслить в терминах абстракций (используя идеи вместо конкретных объектов) способами, которые раньше ускользали от их понимания. Они могут рассуждать о гипотетических ситуациях с точностью и реализмом.
Оценка Пиаже
Американские психологи развития сильно заинтересовались теорией Пиаже в XIX веке. 60-е годы. Пиаже оказал особое влияние на педагогическую психологию. Он ясно дал понять, что дети должны развивать логические понятия в своем собственном темпе, когда они умственно готовы.
Одним из выводов является то, что нет необходимости торопить события, пытаясь научить ребенка абстракциям, которые ребенок еще не может понять. Дети имеют естественные ограничения на то, что они могут узнать в раннем возрасте.
Какое влияние Пиаже продолжает оказывать на педагогическую психологию? Каковы критические замечания Пиаже?
Пиаже показал, что педагогам не нужно пытаться знакомить маленьких детей с понятиями высокого уровня.
Пожалуй, самая серьезная критика Пиаже заключается в том, что он не проводил хорошо контролируемых научных экспериментов. Его эксперименты по сохранению не были экспериментами в современном понимании. Он не собирал статистику и не анализировал свои данные, как современные исследователи.
Piaget игнорировала или отвергала эту критику. К тому времени, когда он привлек внимание американских психологов, Пиаже уже был очень уважаемой авторитетной фигурой в Европе. Он не чувствовал себя обязанным соответствовать стандартам американских психологов с их навязчивой заботой о научном контроле.
Пиаже, возможно, не был великим практиком научного метода, но он был хорошим наблюдателем и оригинальным мыслителем, и он оказал большое влияние на психологию развития и педагогики.
———————
Ссылки:
Flavell, JH (1986) Развитие знаний детей о различии внешнего вида и реальности. Американский психолог, 41 , 418-425. https://dx.doi.org/10.1037/0003-066X.
Кей К. (1980, ноябрь). Забытый роман Пиаже. Психология сегодня , с.102.
Уайз, К.Л., Уайз, Л.А., и Циммерманн, Р.Р. (1974). Постоянство объекта по Пиаже у детеныша макаки-резус. Психология развития, 10 , 429-437.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу psywww@gmail.