Пирамида маслоу расшифровка: Пирамида Маслоу: 5 уровней потребностей человека

Содержание

что это такое и как выглядит?

Демокрит называл потребности основной движущей силой, благодаря которой человечество получило ум, язык и мышление. Абрахам Маслоу упаковал все потребности в пирамиду более полувека назад.  Сегодня его теорию используют в работе, бизнесе и критикуют одновременно. Чтобы научиться использовать ее в своих интересах, нужно разобраться, как устроена пирамида Маслоу, из каких частей состоит и почему ступени выстроены именно в такой последовательности.

Что такое пирамида Маслоу?

Пирамида Маслоу — это схематическое изображение всех человеческих потребностей от самых простых и насущных до возвышенных. Еще в 1943 году психолог Абрахам Маслоу описал пирамиду ценностей с одной целью: понять, что мотивирует людей совершать те или иные поступки. Сам Маслоу только сформулировал это понятие, а наглядную диаграмму придумали его ученики.

Пирамида потребностей.

Американский психолог с украинскими корнями Абрахам Маслоу (1908-1970) одним из первых начал изучать поведение людей с позитивной точки зрения. До этого вся психотерапия сводилась к изучению психических отклонений или поведению вне нормы. Вместе с основоположниками гештальт-терапии Маслоу сформулировал основные приемы психоанализа, которые психотерапевты используют на своих сеансах.

Как выглядит пирамида Маслоу

Обычно пирамиду изображают в виде треугольника:

  • Самая нижняя и широкая часть – это физиологические потребности организма. Наше тело исторически запрограммировано на удовлетворение потребности в еде, утолении жажды, сне, сексе. Если оно хочет поесть или пойти в туалет, то мозг ни о чем другом больше думать не способен.
  • Вторая ступень – потребность в безопасности. Как и физиология, безопасность вшита в наше ДНК еще во времена человекообезьян. Жизненные задачи наших предков были просты незамысловаты: 1. Поесть. 2. Размножаться. 3. Избежать опасности быть съеденным. Они помогли человечеству выжить, поэтому потребность в безопасности еще называют физиологической реакцией «бей или беги».
  • Третья ступень – потребность в любви и принадлежность к группе тоже заложена во времена пещерных жителей, когда в одиночку было просто не выжить. Но именно для жизни в группе человеку понадобился новый навык. Это сила воли. Если ее вовремя не подключить, можно запросто проштрафиться и быть изгнанным из пещеры или в современных условиях, быть заблокированным в социальной сети.
  • Четвертая и пятая – потребности в уважении и в познании. Они настолько взаимосвязаны, что идут в комплекте. Ведь у ученых и изобретателей, например, потребность в познании намного сильнее, чем в признании. Например, Григорий Перельман всю жизнь доказывал и доказал теорию Пуанкаре, а потом отказался от положенной премии и всех званий.
  • Шестая ступень – эстетические потребности. Это музеи, выставки, музыка, танцы, увлечения, все то, что приносит наслаждение душе и формирует интеллект.
  • Седьмая ступень – потребность в самоактуализации или желание раскрыть свой духовный потенциал.
    Тут тоже не все однозначно. По логике устройства пирамиды реализовать эту потребность нужно в последнюю очередь. Но ведь монахи добиваются реализации духовного потенциала именно за счет усмирения остальных своих потребностей.

Пройти тест на тип личности

Споры по поводу пирамиды Маслоу.

Пирамиду потребностей Маслоу сегодня чаще упоминают не в связи с психологией, а с торговлей. Ее используют маркетологи и торговые представители всех рангов. На профильных они утверждают: если «бить» по самым базовым потребностям человека, наверняка удастся замотивировать его приобрести товар или услугу. Но не все тек просто, как кажется.

Споры по поводу пирамиды потребностей по Маслоу не утихают. Первое, что заставляет сомневаться в этой теории – история о том, как сам Маслоу отбирал людей для исследования. Сначала он искал людей идеальных. Но не нашел. После этого жесткие условия отбора постепенно смягчались, и удалось отобрать достаточное количество добровольцев для испытаний. Но все они были близки к понятию «идеального человека». На практике таких людей мало. А практика, как известно – критерий истины.

Второе, что тревожит современных психологов – это «перевернутая пирамида», когда во главу угла ставится самосовершенствование и самоактуализация. Когда человек выставляет перед собой некий идеал, стремится к нему и даже не понимает, зачем ему все это. А еще срабатывает «эффект медицинского справочника»: читаешь справочник и сразу находишь в себе все болезни. Только сегодня читают не справочники, а невероятные истории перевоплощения, достижения, взлета. И кажутся себе неидеальными, недостойными чего-то хорошего. А исправить «неидеальность» поможет только бесконечное самосовершенствование.

Австралийский дипломат и ученый Джон Бертон (1915-2010) развивал и пропагандировал другое видение пирамиды Маслоу. Он рассматривал человека как цельную личность, для которой все потребности важны в одинаковой мере. То есть ни одна из потребностей не считается низшей или высшей, потребности не могут исключаться, игнорироваться, быть предметом сделки или соглашения.

Но любая теория – это только теория. Пирамида так и останется красивой картинкой, если непонятно, как можно применить ее в реальной жизни.

Как «приложить» пирамиду человеческих потребностей в обычной жизни.

Далее собраны истории практикующих психотерапевтов и консультантов по стратегиям карьеры о том, как пирамиде потребностей Маслоу можно найти применение в обычной жизни.

Пример 1. Рекламный агент.

Использовать пирамиду потребностей могут не только рекламные агенты. Мы сами можем разобраться в себе и понять, почему совершаем определенные покупки. Ведь мы часто покупаем не айфон, а возможность присоединиться к «клубу избранных» (принадлежность к группе), мечтаем не о шубе, а о возможности быть круче, чем соперница (потребность в признании). Такой самоанализ поможет не только понять себя, но и научиться сопротивляться настойчивой рекламе и неразумным тратам.

Пример 2. Голодный муж.

Вообще-то эта схема была описана еще в волшебных сказках: «добра молодца накорми, напои, в бане попарь, а потом уже и выспрашивай». Если перефразировать: удовлетвори базовые потребности согласно пирамиды Маслоу и тогда уже нагружай мужа умными разговорами. Но правило это действует не только во время ужина. Часто мы работаем, забываем об обеде и отдыхе, с головной болью начинаем решать глобальные проблемы, а потом удивляемся «что-то голова не варит». Иногда достаточно просто перекусить или поспать полчаса и мозг самостоятельно перезагрузится.

Пример 3. Карьерные изменения.

В сети сегодня публикуют множество историй о том, как важно самореализоваться в профессии «по зову сердца». Создается впечатление, что стоит забросить ненавистную работу и душа развернется, идеи начнут бить фонтаном. А вот и нет. В сети публикуют только истории успеха, а истории неудач в большинстве своем остаются за кадром. Люди увольняются с желанием изменить жизнь. А через месяц сталкиваются с проблемой: любимое дело не приносит ожидаемого дохода и в один день просто не на что купить еды. И тут начинается паника. А в панике творить как-то не получается. Поэтому консультанты по стратегиям карьеры советуют найти работу, которая будет приносить стабильный доход и оставит время для любимого дела. Если перефразировать: когда есть нечего (физиология) и нечем платить за квартиру (безопасность), то и любимое дело не радует.

Пример 4. Трудный подросток.

Для подростка особенно важно ощутить принадлежность к группе. Поэтому и возникают все эти подростковые движения, группы в сети, переписка, тайные общества. Некоторые родители поступают радикально – запрещают. Но запретить ребенку общаться, значит лишить его базовой потребности. Поэтому психологи советуют не запрещать, а подменять группы. Например, вместо игры онлайн заинтересовать подростка спортом. Тогда на смену одной группе придет другая, и запрещать ничего не нужно будет.

Пример 5. Идеальный  партнер.

На запрос в поисковике «Как выбрать партнера» система предлагает сотни ссылок на тестирование. Кто составляет эти тесты, непонятно. Зато в пирамиде потребностей все просто и ясно. Сперва можно просто посмотреть на нее самостоятельною и понять, чего хочется от жизни. Потом можно поговорить о потребностях вместе с избранником. Кому-то постоянно хочется ездить на выставки и на курсы повышения квалификации, а кому-то поесть и посидеть в соцсетях. Может, лучше обговорить разницу во вкусах на ранних стадиях, чем впоследствии разочароваться в отношениях и семейной жизни?

Вывод: пирамида по Маслоу – это еще один способ разобраться в джунглях наших желаний и настоящих потребностей.

Пройти тест на характер человека

▲ Пирамида потребностей Маслоу: иерархия потребностей

Содержание:
  • Дефицитарная мотивация
  • Физиологические потребности
  • Потребности безопасности
  • Потребности принадлежности и любви
  • Потребности самоуважения
  • Бытийная мотивация
  • Потребность в самоактуализации
  • Различия между D-мотивацией и B-мотивацией
  • Опытная проверка иерархии потребностей
Читайте также:
  • Гуманистическая психология и теория личности
  • Теория самоактуализации Маслоу

Маслоу постулировал начало человеческого развития с определения основных потребностей (мотивов), которые лежат в основе пирамиды потребностей и мало чем отличаются от животной мотивации. Когда люди взрослеют и их потребности низшего порядка удовлетворяются, у них развиваются мотивации, больше свойственные исключительно человеку. Таким образом, мотивация изменяется по мере нашего продвижения к вершине иерархии потребностей, или мотивов. Эта иерархия насчитывает пять уровней: четыре уровня дефицитарной мотивации и последний, высокоразвитый уровень, называемый бытийной мотивацией, или самоактуализацией.

Дефицитарная мотивация

Первые четыре уровня иерархии потребности можно рассматривать как мотивацию к преодолению ощущения дефицита, и потому все вместе они называются дефицитарной мотивацией. Если основная потребность на любом из этих четырех уровней остается неудовлетворенной, то она приводит к стремлению, которое направляет действие на удовлетворение данной потребности. Это удовлетворение приносит наслаждение. Разумеется, субъективные переживания «стремления» и «наслаждения» не удалось бы операционально измерить в тех опытах на животных, которые являлись главным исследовательским подходом бихевиористов, у которых учился Маслоу. Однако, по мнению Маслоу, людей можно и должно cпpашивать об их переживаниях.

Что такое эти основные потребности? Маслоу перечислил четыре из них и утверждал, что они проявляются в определенном порядке (рис. 1).

Каждая потребность должна более или менее адекватно удовлетворяться, прежде чем индивид освободится для перехода к «более высокой» потребности. «Более или менее адекватно» — определение не столь точное, как хотелось бы. Одни и те же события могут удовлетворять потребность одного, но никак не другого человека. Маслоу вносит некоторую определенность, предполагая, что угрожающая личности депривация — например, сексуальная фрустрация — оказывается серьезнее, когда интерпретируется: как отвержение или неполноценность (Maslow, 1941). Без этих дополнительных угроз чувству собственной значимости депривация переносится легче и чаще всего не препятствует продвижению в иерархии потребностей.

Рис. 1 Пирамида потребностей по Маслоу. Когда удовлетворяется потребность на одном уровне, человек переходит на следующую ступень иерархии. Если потребности не удовлетворяются, рост останавливается.

Физиологические потребности в пирамиде потребностей Маслоу

Нa низшем уровне иерархии потребностей находятся физиологические потребности в пище, питье, сне и сексе. Эти потребности жизненно важны для выживания людей и животных. Если их не удовлетворять, то они определяют мотивацию независимо от того, удовлетворены ли также потребности более высокого порядка. Но утверждению Маслоу (Lowry, 1973) «Для отчаянно и опасно голодного человека не существует никаких интересов, помимо пищи».

Низшие животные могут жить неизменно на этом уровне, но люди, проживающие в нормальных условиях, предсказуемо удовлетворяют свои физиологические потребности. Если эти потребности удовлетворяются адекватно (хотя это не всегда приводит к полному удовлетворению), на первый план выступает следующий уровень потребностей. Если после перехода человек сталкивается с ситуацией, и которой физиологические потребности больше не удовлетворяются, то они снопа становятся господствующей мотивацией. В терминологии Маслоу потребности, которые господствуют в определенное время, называются преобладающими. До обеда преобладающей потребностью является голод, после еды — уже пет. Внимание захватывает нечто другое и, следовательно, оказывается преобладающим.

Потребности безопасности в иерархии потребностей Маслоу

На следующем уровне преобладающей мотивацией человека становится обеспечение безопасной ситуации. Знакомая обстановка воспринимается как безопасная, поэтому маленькие дети ощущают угрозу при возникновении новых ситуаций (громкие звуки, незнакомые животные, родительские ссоры или развод). Физическое насилие, конечно, тоже угрожает безопасности и детей, и взрослых. В упорядоченном обществе потребности в безопасности удовлетворяются для большей части взрослых людей, но безопасности угрожают экстремальные ситуации — «войны, болезни, природные катастрофы, волны преступности, общественные беспорядки, неврозы, мозговые нарушения [и] хронически скверные ситуации» (Maslow, 1943; Lowry, 1973).

Маслоу интерпретировал некоторые неврозы как попытки гарантировать ощущение безопасности. Компульсивные и обсессивные невротики, стараются сделать жизнь абсолютно предсказуемой, хотя это мешает их функционированию на более высоких уровнях. Другим кажется, что безопасность гарантируется деньгами. Например, некто, чьи деловые предприятия приносят колоссальный доход, но мало любви, может продолжать стремиться к извлечению чувства безопасности из маниакальных финансовых операций.

Потребности принадлежности и любви в пирамиде потребностей

Если физиологические потребности и потребность в безопасности адекватно удовлетворены, то на следующем уровне начинает преобладать потребность в принадлежности и любви. На этом уровне человек ищет любви и дружбы. Маслоу включал сюда же потребность не только получать любовь, но и отдавать ее. Он описывал эти потребности как частый источник дезадаптации в нашем обществе.

На этом уровне секс оказывается проблемой в той мере, в какой он выражает любовь; но секс может функционировать и на чисто физиологическом уровне (то есть на первом уровне иерархии). Маслоу проявлял интерес к человеческой сексуальности, тем самым расширяя свои докторские исследования, в которых он наблюдал за сексуальным поведением животных. Он опросил 120 женщин по вопросам сексуальности — в контексте более широкого исследования их индивидуальных особенностей. Он также планировал изучить проституток, но не закончил эту работу. Позже он сказал: «Если бы я мог все начать сначала, я стал бы изучать гомосексуальность… как средство к глубокому пониманию человечности» (Maslow, 1968а). Его работа предшествовала бурному развитию сексологии и носила менее статистический характер, чем более поздняя деятельность Альфреда Кинзи и др. Он описал сексуальную неудовлетворенность как важную «дефицитарную потребность» и мечтал: «Если бы я смог открыть способ улучшить сексуальную жизнь хотя бы у одного процента нуждающихся, то сумел бы улучшить весь род».

Потребности самоуважения в иерархии потребностей

Следующей в иерархии проявляется потребность в самоуважении и уважении другими людьми. Уважение должно быть «стабильным [и] прочно основанным», что в понимании Маслоу означало следствие наших фактических способностей и достижений. Репутация, основанная на ложных предпосылках, не удовлетворит этой потребности.

Мы можем интерпретировать стремление к успеху как проявление потребностей самоуважения потому, что общество чтит преуспевших. Дональд Трамп, например, чьи физиологические потребности и потребности в любви и безопасности удовлетворялись благодаря финансово устойчивой и любящей семье, был высоко мотивирован к карьерному успеху. Иерархическая концепция Маслоу предполагает также, что люди, которые чувствуют себя нелюбимыми, возможно — отвергнутыми родителями, будут и впредь функционировать на третьем уровне иерархии и не будут мотивированы потребностями самоуважения. Быть может, именно в этом ключе можно понять трагическую историю жизни Мерилин Монро.

Если эти потребности не удовлетворяются, мы ощущаем неполноценность. Маслоу (Maslow, 1943) отмечал, что Адлер, который так много писал о чувстве неполноценности, уделял больше внимания потребностям самоуважения, чем делал это Фрейд. Если потребности удовлетворяются, мы испытываем «уверенность в себе, собственную значимость, силу, способность и умение быть полезным и востребованным в мире» (Lowry, 1973). Научное исследование подтверждает эту идею; студенты с более высокими показателями самоактуализации (Опросник личностной ориентации, рассматриваемый ниже) имели также большие оценки уверенной физической самопрезентации, чем менее самоактуализирующиеся студенты (Ryckman, Robbins, Thornton, Gold & Kuehnel, 1985).

Хотя потребности самоуважения являются высшими из дефицитарных мотиваций Маслоу, они все-таки соответствуют лишь четвертому этапу развития из пяти. Высший уровень, самоактуализация, настолько отличается от остальных, что поставлен отдельно как недефицитарный мотив.

Бытийная мотивация

Когда дефицитарные потребности оказываются более или менее адекватно удовлетворенными, человек функционирует на более высоком уровне, который Маслоу назвал бытийной мотивацией как противоположность дефицитарной мотивации. Этот уровень — кульминация развития и предмет основного внимания в теории Маслоу.

Потребность в самоактуализации

На этой высшей стадии человек больше не мотивирован лишениями и руководится потребностью «актуализировать» или реализовать свой потенциал. «Для полного счастья музыкант должен играть, художник — рисовать, а поэт — писать. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» (Maslow, 1943; Lowry, 1973). Это желание «сделаться всем, на что достанет способностей». Удовлетворив потребности низшего порядка субъективно человек ощущает скуку, но он от нее освобождается, стремясь к самоактуализации.

Поскольку люди обладают различным личностным потенциалом (по сравнению с их одинаковыми физиологическими потребностями), постольку отдельные модели поведения, мотивированные потребностями самоактуализации, варьируют от человека к человеку. Для Маслоу (Maslow, 1968b) «самоактуализация идиосинкратична, ибо каждый человек отличается от других». Похоже, что на этот шаг повлияло описание процесса индивидуации в зрелом возрасте, данное Карлом Юнгом (Schott, 1992).

Различия между D-мотивацией и B-мотивацией

Потребности низшего порядка проявляются раньше при развитии индивида и ниже — в филогенетической схеме (где сравниваются виды). Так как потребности низшего порядка обязательны для выживания, они не могут быть отложены с той же легкостью, как потребности высшего порядка, и если не удовлетворяются, то ощущаются более настоятельными. Маслоу (1954/1987) приводит пример: «По сравнению с едой или безопасностью уважение оказывается расточительной роскошью». Существование на уровне высших потребностей, роскошь они или нет, приводит к лучшему телесному здоровью и большему субъективному счастью и безмятежности.

Чтобы подчеркнуть их отличие от дефицитарной мотивации, Маслоу описывал людей, находящихся на уровне самоактуализации, как метамотивированных. На этом уровне они мотивируются «метапотребностями» или «B-ценностями» от becoming, становление) — такими как красота, истина и справедливость. Они не мотивированы в традиционном смысле слова, что означает, что они не ищу i способов ослабить потребность в поддержании гомеостаза. На этом высшем урок не меньше детерминизма (основанного на возможности удовлетворить потребность в данной среде) и больше психологической свободы (Maslow, 1955). Восприятие больше не сфокусировано и не ищет объектов для удовлетворения потребностей: оно может быть более пассивным и восприимчивым. Такова B-мотивация как противоположность D-мотивации (дефицитарной мотивации). На уровне B-мотивации межличностные отношения приобретают совершенно отличное качество. Маслоу описал B-любовь как несобственническую и приятную. Напротив, D-любовь часто омрачается ревностью и тревогой. B-любовь дает партнерам больше независимости и автономии и способствует развитию каждого из них (Maslow, 1955).

Можно поддаться соблазну и интерпретировать теорию Маслоу просто: каждая потребность преобладает, пока ее не удовлетворят, и потом исчезает. Однако эта интерпретация, которая означала бы, что самоактуализация не возникает как потребность, пока не будет пройдена вся иерархия, является сверхупрощенной (Maslow, 1968b). Сложность заключена в том, что элементы самоактуализации возникают даже на ранних уровнях иерархии — например, любопытство, а также креативные наклонности и таланты. Таким образом, тенденции самоактуализации могут обнаруживаться на протяжении всей жизни. Они, однако, не будут для нас господствующими до тех пор, пока и если мы не достигнем высшего уровня иерархии потребностей. Поскольку мы не попадаем на этот уровень прежде, чем будут достаточным образом удовлетворены потребности низшего порядка, постольку иерархия потребностей обеспечивает набор предпосылок для становления полно ценно развитыми человеческими существами. Опираясь на эту иерархию потребностей, мы можем заявить, что люди имеют определенные права — такие как право на безопасность и уважение, если они предполагают развиться до полной реализации потенциала даже в случае, когда эти люди страдают различными болезнями (Schultz, 1996). Такой перечень потребностей может направлять тех, кто занимается вопросами приспособления людей к инвалидизирующим условиям, и выявить психологические потребности, которые оказываются первостепенными для их пациентов (Calabro, 1997). Помимо этого, иерархия потребностей предлагает обществу модель для расстановки приоритетов в стремлении обеспечить своих членов, способствовать их развитию как людей: гарантировать им питание, безопасность, достойную работу и т. д.

Опытная проверка иерархии потребностей

Основной постулат теории Маслоу гласит, что пять потребностей проявляются в описанной им последовательности. Мы могли бы ожидать, что голод и нищета вое препятствуют высшему функционированию, но многие примеры говорят об обратном. Психиатр Роберт Коулс (Coles, 1971а, 1971b) наблюдал за людьми, находившимися в отчаянном материальном положении, которые, с очевидностью противореча концепции иерархии потребностей, казались функционирующими на высших уровнях человеческого потенциала. Вопреки иерархической теории Маслоу, при всем зверстве, царившем в нацистских концентрационных лагерях, не все их узники регрессировали к низшим уровням человеческого функционирования. Люди совершают самоубийства, что явно расходится с их потребностями в безопасности; голодающие отказываются от людоедства или от поедания мяса священных коров, если их вера не разрешает подобные действия. Солдаты умирают за политику. Кое у кого эти примеры, как и данные эмпирических исследований (обзор которого предложен Wahba & Bridwell, 1976), вызывают желание отказаться от иерархии потребностей (Fox, 1982).

Тем не менее другими изысканиями постулат иерархии потребностей подтверждается. Уильям Грэхем и Джо Бэллоун (Grahem & Balloun, 1973) провели опрос людей из разных слоев общества. Высшие потребности в иерархии были расценены как удовлетворенные меньше, чем низшие, а потребности, воспринимавшиеся как менее удовлетворенные, расценивались как более желательные для удовлетворения. Исследователи интерпретировали эти находки как доказательство иерархической модели. Опросы студентов колледжей показывают, что те почувствовали бы себя хуже, если бы не смогли достичь целей, стоящих внизу, а не вверху иерархии. И наоборот: их чувства были бы позитивнее, если бы они достигли целей, расположенных в иерархии не ниже, а выше (Wicker et al., 1993). Межкультурологические антропологические отчеты также согласуются с моделью: люди сначала прислушиваются к своим физиологическим потребностям и только после — к потребностям безопасности (Davis-Sharts, 1986). Анализ китайской истории и литературы согласуется с концепцией Маслоу об иерархии потребностей; на протяжении 2000 лет крупнейшие литературные достижения соответствовали периодам мира, дававшим писателям большую безопасность, хорошую жизнь и свободу (Kuo, 1987).

Другие исследователи измеряли удовлетворенность на некоторых или на всех пяти уровнях иерархии Маслоу (Haymes & Green, 1982; Lester, 1990; Lester et al., 1983; Pierson, Archambault & Iwanicki, 1985; Poole & Evans, 1989; Strong & Fiebert, 1987; Williams & Page, 1989). Результатом этой стратегии явилось некоторое подтверждение того, что потребности, как и предполагает иерархическая теория Маслоу, последовательно важны для различных возрастных групп; физиологические потребности важнее в детстве, тогда как принадлежность — в подростковом и зрелом возрасте (Haymes & Green, 1982). Сообщалось, что самоактуализация повышается с возрастом (Hyman, 1988). Пожилые люди с большей, чем молодые, готовностью исповедуют гуманистические ценности (Prager, 1998). Однако есть и данные, говорящие о некоторых несоответствиях в возрастной последовательности. В одном исследовании было установлено, что лица весьма преклонного (68-84 лет) возраста по некоторым субшкалам демонстрировали меньшие показатели самоактуализации, чем лица не столь пожилые (56-67 лет) (Plouffe & Gravelle, 1989). Впрочем, с позиции теории Маслоу такую находку можно объяснить возрастными изменениями, которые снижают удовлетворение основных потребностей у очень старых людей.

Другие исследования показывают, что психическое здоровье крепче, когда удовлетворяются основные потребности. У студентов, сообщающих об удовлетворении своих потребностей более низкие показатели нейротичности (Lester, 1990), больше убежденность во внутреннем локусе контроля, чем у тех, кто сообщает о меньшем удовлетворении потребностей (Lester et al., 1983). Оценки удовлетворения потребностей по Оценочному опроснику Маслоу (MAS) положительно связаны с самоуважением и негативно — с нейротичностью и депрессией (Williams & Page, 1989).

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Читайте также:

Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Кто создал легендарную пирамиду Маслоу?

Культовая пирамида потребностей Абрахама Маслоу — одно из самых известных изображений в истории изучения менеджмента. В основании пирамиды находятся физиологические потребности, а на вершине — самоактуализация, полная реализация своего уникального потенциала. На этом пути находятся потребности в безопасности, принадлежности, любви и уважении.

Однако многие люди могут не осознавать, что в течение последних нескольких лет своей жизни Маслоу считал самопревосхождение, а не самоактуализацию, вершиной человеческих потребностей. Более того, трудно найти доказательства того, что он когда-либо представлял свою теорию в виде пирамиды . Напротив, из его работ ясно, что он не рассматривал свою иерархию потребностей как видеоигру — как будто вы достигаете одного уровня, а затем открываете следующий уровень, никогда больше не возвращаясь к «нижним» уровням. Он ясно дал понять, что мы всегда движемся вперед и назад по иерархии и можем одновременно ориентироваться на несколько потребностей.

Если Маслоу так и не построил свою культовую пирамиду, то кто? В недавней статье Тодд Бриджмен, Стивен Каммингс и Джон Баллард прослеживают истинное происхождение пирамиды в учебниках по менеджменту и излагают последствия для расширения теории Маслоу и для исследований в области управления в целом. В следующих вопросах и ответах я побеседую с авторами этой статьи об их детективной работе.

Почему вы взялись за ответ на вопрос: Кто построил «Пирамиду Маслоу»?

Мой коллега Стивен Каммингс и я давно интересовались тем, как фундаментальные идеи нашей области, изучения менеджмента, представлены в учебниках. Учебники часто представляют идеи совершенно иначе, чем в оригинальных произведениях. Нам интересно понять, как и почему это происходит. Мы учили иерархию потребностей Маслоу в течение многих лет и знали, что пирамида не фигурирует в его самых известных работах, поэтому нам было интересно копнуть глубже. Мы связались с Джоном Баллардом, который знал работу Маслоу лучше, чем мы, и который разделял нашу обеспокоенность тем, что теория Маслоу искажается. К счастью, он согласился присоединиться к нам в этом проекте.

Считаете ли вы, что популярность иерархии потребностей Маслоу отчасти объясняется культовой привлекательностью пирамиды, которая стала с ней ассоциироваться?

Да, абсолютно. Маслоу был не первым психологом, разработавшим теорию человеческих потребностей. Уолтер Лангер представил теорию физических, социальных и эгоистических потребностей, которая появилась наряду с Маслоу в одном из первых учебников по менеджменту. И теория Маслоу, как правило, не показала хороших результатов в эмпирических исследованиях (хотя я знаю о ваших недавних исследованиях, которые бросают вызов этому). Фактически, это отсутствие эмпирической поддержки является одним из основных критических замечаний теории, сделанных авторами учебников. Так почему же они продолжают включать его? Пирамида. Из того, что мы преподавали на курсах менеджмента в течение 20 лет, мы знаем, что если есть что-то, что студенты помнят из вводного курса по менеджменту, так это пирамиду. Он интуитивно привлекателен, легко запоминается и отлично выглядит в PowerPoint. Учащимся это нравится, а также авторам учебников, учителям и издателям.

Так в чем проблема с пирамидой?

Его называют «пирамидой Маслоу», хотя он ее не создавал, и это просто не очень хорошее представление иерархии потребностей Маслоу. Это увековечивает несправедливую критику теории. Например, что люди мотивированы только на удовлетворение одной потребности за раз, что потребность должна быть удовлетворена на 100%, прежде чем возникнет потребность более высокого уровня, и что удовлетворенная потребность больше не влияет на поведение. Другая точка зрения состоит в том, что у всех одинаковые потребности, устроенные и активируемые в одном и том же порядке. В свои 1943 в статье Psychological Review Маслоу предвосхищает эту критику и говорит, что она создаст ложное впечатление о его теории. Маслоу считал, что у людей есть частично удовлетворенные потребности и частично неудовлетворенные потребности одновременно, что потребность более низкого уровня может быть удовлетворена лишь частично до того, как возникнет потребность более высокого уровня, и что порядок, в котором возникают потребности, не является фиксированным.

Как эта неточная интерпретация иерархии потребностей утвердилась в учебниках по менеджменту?

Это сложная история, и мы подробно рассмотрим ее в статье. Дуглас МакГрегор — ключевая фигура, потому что он популяризировал Маслоу в бизнес-сообществе. МакГрегор видел потенциал применения менеджерами иерархии потребностей, но для простоты перевода он намеренно проигнорировал многие нюансы и оговорки, которые сформулировал Маслоу. Короче говоря, упрощенная версия Макгрегора — это теория, которая сегодня фигурирует в учебниках по менеджменту, и большинство критических замечаний по поводу теории Маслоу — это критика интерпретации Маслоу Макгрегором.

Макгрегор создал пирамиду? А если нет, то кто?

В сочинениях МакГрегора нет пирамиды. Кит Дэвис написал широко используемый учебник по менеджменту в 1957 году, в котором теория иллюстрировалась в виде серии шагов в прямоугольном треугольнике, ведущих к пику. На верхнем уровне изображен руководитель в костюме, поднимающий флаг, что напоминает поднятие флага на Иводзиме. Но такое представление теории не прижилось. Мы проследили пирамиду, которую сегодня связываем с иерархией потребностей, до Чарльза Макдермида, психолога-консультанта. Он появился в его 1960 в Business Horizons «Как деньги мотивируют мужчин», в которой он утверждал, что пирамида может быть применена для создания «максимальной мотивации при наименьших затратах». Мы думаем, что пирамида Макдермида была вдохновлена ​​изображением Дэвиса, но взлетел именно образ Макдермида. Если и есть более ранняя пирамида, то мы ее не нашли.

Верно ли, что вы на самом деле не обнаружили следов того, что Маслоу оформлял свои идеи в форме пирамиды? Где вы искали и насколько всесторонним был ваш поиск?

Верно. Это был комплексный поиск. Маслоу был плодовитым писателем. Мы изучили все его изданные книги и статьи, которые смогли идентифицировать, а также его личные дневники, которые опубликованы. Джон погрузился в архивы Маслоу в Центре истории психологии Университета Акрона в Огайо и изучил множество коробок с бумагами, письмами, записками и так далее. Мы не нашли следов пирамиды ни в одном из сочинений Маслоу. Кроме того, Джон прошел pre1960 учебников по психологии для любых дискуссий о Маслоу. Большинство книг по психологии того времени даже не упоминали Маслоу.

Почему Маслоу не выступил против пирамиды, когда увидел ее? Он мог бы покритиковать его, верно? Я слышал от кого-то, кто знал Маслоу, что он на самом деле думал, что пирамида на обратной стороне однодолларовой банкноты была справедливым представлением его теории. Кроме того, один из его студентов, прошедший его курс в Бруклинском колледже, сказал мне, что будет включать слайд с пирамидой, когда будет описывать свою теорию в классе. Так что, возможно, ему понравилась культовая пирамида, даже если он не сам придумал изображение?

Это интересные вопросы. Маслоу прожил 10 лет после того, как Макдермид представил пирамиду. Мы не нашли никаких доказательств того, что Маслоу когда-либо бросал вызов пирамиде. Мы не думаем, что это потому, что он считал пирамиду точным изображением. Более правдоподобное объяснение, которое исходит из нашего анализа его личных дневников, состоит в том, что аспекты его профессиональной жизни разваливались. Он чувствовал себя недооцененным в психологии. Крупные исследовательские журналы по психологии были заняты экспериментальными исследованиями, которые угнетали Маслоу из-за отсутствия творчества и проницательности. У него также были более прагматические заботы, периоды плохого здоровья и финансовые трудности. Ключевые фигуры в управленческом сообществе увидели в нем гуру и расстелили красную ковровую дорожку. Они дали ему признание, которого, по его мнению, он заслуживал. Кроме того, за счет выступлений и консультаций он мог получать дополнительный доход. В этом свете неудивительно, что он согласился с этим.

Некоторые люди утверждают, что Маслоу построил свою пирамиду на типи коренных народов черноногих после лета, которое он провел с этим племенем в 1938 году. Что вы думаете об этой теории?

Заявление о том, что Маслоу украл идею своей пирамиды у черноногих, привлекло внимание социальных сетей, но если бы Маслоу не создавал пирамиду, он не мог бы позаимствовать ее у черноногих. Нет сомнений в том, что полевые исследования Маслоу с черноногими были для него полезными. Он кратко обсудил свои наблюдения с черноногими в своих 1954 книга. Биограф Маслоу Эд Хоффман посвятил целую главу полевым исследованиям Маслоу. Хотя Маслоу многое узнал об этих гордых людях, в этих трудах нет ничего, что указывало бы на то, что он заимствовал или украл идеи для своей иерархии потребностей.

Куда мы пойдем дальше? Вы призываете убрать пирамиду из новых изданий учебников по менеджменту?

Мы рекомендуем, как и некоторые до нас, что лестница является лучшим визуальным представлением иерархии потребностей Маслоу. Пирамида показана горизонтальными линиями, разграничивающими различные уровни. Это затрудняет представление человека, одновременно затронутого разными потребностями. Когда человек стоит на лестнице, ноги и руки занимают несколько ступеней. На другие ступени также можно опереться. Кроме того, лестница лучше передает идею Маслоу о том, что люди могут двигаться вверх и вниз по иерархии. Выдающийся историк менеджмента Дэниел Рен описал теорию Маслоу как лестницу потребностей в первых изданиях своей книги 9.0005 Эволюция управленческой мысли . Со временем это описание исчезло, но мы считаем, что удаление пирамиды из учебников по менеджменту и замена ее лестницей было бы шагом вперед. Дэн Рен связался с нами с момента публикации статьи и согласен.

Вы написали: «Вдохновение на изучение менеджмента и его связи с творчеством и стремлением к общему благу было бы для Маслоу гораздо более вдохновляющим наследием, чем упрощенная пятиступенчатая односторонняя пирамида». Я согласен! Кажется, что оригинальное представление Маслоу о самореализации противоречит тому, как бизнес-лидеры относились к этой концепции, верно?

Определенно. После публикации книги «Мотивация и личность » в 1954 году Маслоу стал одним из немногих признанных психологов, бросивших вызов преобладающему конформизму 1950-х годов. Он высказался о том, как крупные организации и социальная конформность подавляют индивидуальное самовыражение. Временами он был разочарован тем, что деловое сообщество относилось к его теории человеческой природы как к средству для достижения финансовой цели — краткосрочной прибыли — а не цели, которую он видел, более просвещенных граждан и общества. Было бы здорово, если бы студентам было предложено прочитать то, что Маслоу написал в оригинале. Студенты лучше поймут, что мотивация сотрудников к более продуктивной работе не была той целью, которую Маслоу желал для иерархии потребностей. Его интересовали творчество, свобода самовыражения, личностный рост и самореализация — вопросы, которые сегодня остаются столь же актуальными в размышлениях о работе, организациях и нашей жизни, как и во времена Маслоу. Мы думаем, что есть возможность создать новый Маслоу для изучения менеджмента, вернувшись к первоначальным идеям Маслоу.

Маслоу никогда не предлагал элитарной концепции самоактуализации, верно? Я читал, что он утверждал, что каждый способен к самореализации, но ему мешает нехватка наших самых основных потребностей.

Ну, это зависит. Большую часть своей жизни и в своих трудах Маслоу очень четко указывал, что у каждого новорожденного есть потенциал для самореализации в конечном итоге при наличии подходящей среды. Но он чувствовал, что очень немногие люди по-настоящему реализовали свой потенциал, и это убеждение с годами становилось все сильнее. В свои последние годы он задавался вопросом, может ли быть генетический компонент, который способствует самореализации у одних больше, чем у других. Он размышлял о возможности существования «биологической элиты», людей с более высокой вероятностью самореализации. Насколько нам известно, он никогда не развивал эту идею. Вероятно, это была реакция на то, что он встретил слишком мало людей, которых он считал бы самореализованными.

Что такое правильная среда?

У Маслоу были предпосылки для того, чтобы его иерархия потребностей заработала. Это часто упускается из виду. Свобода слова, самовыражения, жизнь в честном и справедливом обществе — вот некоторые из его предварительных условий. Цензура, нечестность, неумение добиваться истины и мудрости работают против нас. Тем не менее, он признал, что есть исключения, когда люди поднимаются над своими обстоятельствами.

Вы утверждаете, что учебники по менеджменту могли бы лучше отражать прошлое в более общем плане. Какие еще большие искажения в учебниках вы видите?

Если бы они были живы сегодня, основатели нашей области, такие как Адам Смит, Макс Вебер, Курт Левин и даже сам Дуглас МакГрегор, с трудом узнали бы, как их идеи представлены в учебниках. В «Новой истории менеджмента » Стивена Каммингса, Джона Хассарда, Майкла Роулинсона и меня мы пытаемся устранить некоторые из этих неправильных толкований. Но проблема выходит за рамки искажения идей. Мы также заинтересованы в изучении людей и идей, которые обычно исключаются из учебников по менеджменту. Нам нужно более внимательно изучить вклад женщин, вклад незападных культур, вклад людей разных национальностей.

Каковы более широкие последствия вашего исследования для управленческого образования?

Мы надеемся, что наше исследование вызовет споры о том, что стало считаться основами изучения менеджмента и как эти основы преподаются студентам. Мы выступаем за критически-исторический подход, предполагающий рассмотрение «истории» как субъективного повествования о прошлых событиях, сформированного точками зрения и ценностями тех, кто пишет эти повествования. Исследования в области менеджмента имеют давнюю идеологическую приверженность рыночному капитализму и управленческим иерархиям. Это законная точка зрения, но она была чрезмерно доминирующей. Признание этого открывает возможность создания новых историй управления с разных точек зрения — разных мест, времен, людей и идей. Это дало бы студентам более глубокое понимание нашей области, но также могло бы помочь им создать действительно новые способы мышления об управлении и организации.

Выраженные взгляды принадлежат автору (авторам) и не обязательно совпадают с мнением Scientific American.

ОБ АВТОРАХ

    Скотт Бэрри Кауфман, доктор философии, психолог-гуманист, исследующий глубины человеческого потенциала. Он читал курсы по интеллекту, творчеству и благополучию в Колумбийском университете, Нью-Йоркском университете, Пенсильванском университете и других местах. Он ведет подкаст «Психология» и является автором и/или редактором 9 книг, в том числе « Transcend: новая наука о самоактуализации 9».0006 ,  Создавать: разгадывать тайны творческого разума  (с Кэролин Грегуар) и  Бездарный: новое определение интеллекта . В 2015 году журнал Business Insider назвал его одним из «50 ученых-новаторов, которые меняют наш взгляд на мир». Узнайте больше на http://ScottBarryKaufman.com. Он вел чрезвычайно популярный блог Beautiful Minds для Scientific American в течение почти десяти лет. Подписывайтесь на Скотта Барри Кауфмана в Твиттере. Автор фото: Эндрю Френч.

    Полное руководство по мотивации человека

    Что вас мотивирует? Что заставляет вас вставать с постели и делать то, что вы делаете каждый день?

    Если вы работаете над большим творческим проектом, зачем вы это делаете?

    Если вы занимаетесь спортом, по каким причинам вы говорите себе? Быть в форме? Выглядеть хорошо?

    Если вы предприниматель, почему вы тратите так много времени на развитие своего бизнеса?

    Да, деньги — это один из ответов, но если у вас не хватает еды и крыши над головой, то это не главный.

    В сегодняшнем руководстве мы познакомимся с некоторыми глубокими выводами мастера-психолога Абрахама Маслоу. Наша цель — понять скрытые движущие силы нашего поведения. Эти знания поучительны и полезны для личного развития. (А если вы предприниматель, это может помочь вам лучше понимать, привлекать и обслуживать своих клиентов.)

    Давайте углубимся в…

    Содержание

    • Правда о мотивации
    • Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
    • Основные потребности Маслоу
    • Физиологические потребности
    • Потребности в безопасности
    • Потребности в любви и принадлежности
    • Потребности в уважении
    • Быстрая оценка ваших основных потребностей
    • Насколько неудовлетворенные потребности s Управляйте нашим поведением
    • Почему эти основные потребности часто преследуют нас
    • Потребность в самоактуализации по Маслоу
    • Что мотивирует здоровых людей
    • Сдвиг в сторону самоактуализации
    • Цель самоактуализации
    • Практический подход к иерархии потребностей Маслоу
    • Выводы из иерархии потребностей Маслоу
    • Куда нам двигаться дальше?

    Правда о мотивации

    Нам хотелось бы верить, что мы знаем «почему», стоящее за нашими действиями. На самом деле, если нас спросят, мы можем указать причины для каждого действия, покупки или заявления, которое мы делаем. 1 Гарвардская школа бизнеса

    Однако исследование за исследованием открывают другую истину: большую часть времени мы не знаем, почему делаем то, что делаем. То есть мы не осознаем наши настоящие мотивы. 2 Барг Дж. А., Морселла Э. Подсознание. Перспектива психологической науки . 2008;3(1):73–79. doi:10.1111/j.1745-6916.2008.00064.x

    Обнаружение наших истинных мотивов может быть отрезвляющим опытом, потому что это бросает вызов нашей самоидентификации.

    Например, вы можете подумать, что купили свитер, потому что вам понравился его цвет или крой. Но на самом деле вы, вероятно, купили вещь, потому что она вам что-то напомнила: может быть, кто-то, кому вы тайно завидуете (например, знаменитость), или кто-то, с кем вы подсознательно соревнуетесь каждый день, носил похожий свитер.

    Мы покупаем определенные бренды, потому что они вызывают у нас определенные чувства, а источник или спусковой крючок этих чувств в основном нам неизвестен.

    При чтении этого может возникнуть внутренний голос: «Нет, я не такой поверхностный или поверхностный». (У меня тоже есть этот голос.)

    Мы часто отрицаем эти основные мотивы, потому что они несовместимы с тем, как мы себя воспринимаем. Это отрицание затрудняет понимание того, какие силы «под поверхностью» влияют на нас. Однако сообразительные маркетологи и рекламщики понимают эти скрытые мотивы и используют их, чтобы заставить нас покупать их продукты.

    Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

    Возможно, вы уже знакомы с человеческими потребностями Маслоу. Потребности он определил следующим образом:

    • Физиологические (воздух, вода, пища, гомеостаз, секс)
    • Безопасность (приют, одежда, распорядок, знакомство)
    • Принадлежность и любовь (привязанность; связь с семьей, друзьями и коллегами)
    • Уважение (самоуважение и уважение окружающих, высокая оценка себя, достижений, репутации/престижа)
    • Самоактуализация (саморазвитие, реализация своего врожденного потенциала)

    Теперь я хотел бы более подробно изучить эти потребности. Эти потребности кажутся «академическими», пока мы не свяжем их с нашим повседневным опытом.

    Иерархия потребностей Абрахама Маслоу

    Большинство источников иллюстрируют иерархию потребностей Маслоу в виде треугольника (хотя Маслоу не представлял ее таким образом). Пройдемся по каждому уровню иерархии снизу вверх.

    Базовые потребности Маслоу

    Все потребности ниже уровня самореализации относятся к базовым потребностям . Маслоу также назвал эти базовые потребности невротическими потребностями или дефицитными потребностями , потому что, если вы сосредоточены на удовлетворении этих потребностей, вы испытываете сильный страх. Вы не чувствуете себя. Нельзя действовать из спокойного, тихого центра.

    Любая неудовлетворенная основная потребность вызывает проблемы и напряженность, которые мы стремимся разрешить.

    Физиологические потребности

    Физиологические потребности — это потребности всех биологических существ. Без воздуха, воды и пищи биологические организмы гибнут.

    Когда вам нужна еда, вы едите. Если у вас нет еды, вы начинаете нервничать. Когда вам нужно помочиться во время полета, а перед вами шесть человек, ожидающих в очереди, чтобы воспользоваться туалетом, ваши физиологические потребности находятся под угрозой.

    В некоторых частях мира многие люди не могут удовлетворить свои физиологические потребности. Более миллиарда человек не имеют достаточного количества еды или чистой воды для питья.

    Но физиологические потребности могут оставаться неудовлетворенными даже у людей, которые не живут в условиях дефицита. Если в детстве, например, отказывали в еде в качестве наказания, часть вас (детская часть) могла бы всегда искать пищу (даже когда ваше тело не голодно).

    Потребности в безопасности

    На самом фундаментальном уровне, чтобы удовлетворить наши потребности в безопасности, нам нужно укрытие от непогоды, одежда, чтобы прикрыть наше тело, и некоторое подобие знакомого.

    Если у вас недостаточно денег для оплаты аренды (или ипотеки), одежды (для защиты, а не для моды) и транспорта (для еды и заработка), ваши потребности в безопасности не удовлетворяются. Опять же, многие люди в мире не удовлетворяют эти основные потребности. И здесь тоже есть психологические составляющие.

    Если какая-то часть вас в детстве чувствовала себя физически или психологически небезопасной (что, к сожалению, верно для многих из нас), то эта часть постоянно ищет безопасности. Даже будучи взрослым, живущим в собственном доме, незащищенная часть может заставить вас чувствовать, что вот-вот произойдет что-то ужасное. По этой причине многие взрослые оставляют свет включенным в своих домах после наступления темноты или почему люди постоянно включают телевизор, радио или музыку в фоновом режиме.

    Кроме того, когда вы находитесь в переходном периоде, ваши потребности в безопасности легко срабатывают. Безопасность подразумевает определенную степень контроля. Когда вашему выживанию угрожает опасность, вы чувствуете себя неуправляемым. Естественно, вы захотите взять ситуацию в свои руки. В этом вам помогут рутины. Но когда вы переезжаете, теряете работу или, например, разводитесь, вы можете чувствовать себя небезопасно.

    Потребность в любви и принадлежности

    Потребность в принадлежности является психологической потребностью, преобладающей в подростковом возрасте (называемой кризисом идентичности), и эта потребность часто остается неудовлетворенной во взрослой жизни. Принадлежность – это чувство связи с другими и одобрения со стороны. Он начинается с наших ближайших родственников, затем переходит к религиозным группам, друзьям и другим социальным группам (например, спортивным командам или клубам). И эти потребности позже распространяются на профессиональные отношения и брачных партнеров.

    Когда вы рождаетесь в безоговорочно любящей и принимающей семье и растете в окружении зрелых, психически здоровых взрослых, которые могут поддержать, направить и защитить вас, когда это необходимо, в вашем сердце может вырасти чувство любви и сопричастности. Во взрослой жизни вы становитесь путеводной звездой для окружающих и можете благословлять нуждающихся. Вам также больше не нужно быть рядом с другими, чтобы чувствовать себя хорошо или полноценно.

    Но у большинства из нас — я бы сказал, практически у всех — не было такого опыта в детстве (хотя иногда мы обманываем себя, думая, что это было). Наши родители, возможно, сделали все возможное, но они также были незрелыми, бессознательными к большинству своих поступков, мыслей, чувств и импульсов.

    Как следствие, у большинства из нас есть желание принадлежать, которое проистекает из страха одиночества (который мы подсознательно испытывали в детстве). И эта неудовлетворенная потребность в принадлежности заставляет нас отождествлять себя с социальными группами, религиозными институтами и группами с особыми интересами. Это также подпитывает стремление многих людей инвестировать время в социальные сети.

    Потребность в уважении

    Самоуважение, последняя из невротических потребностей Маслоу, доминирует в большинстве наших поступков на публике. Наша культура, основанная на образах, заставляет нас больше думать о том, что думают другие люди, чем о том, что мы чувствуем. Мы ищем одобрения от других вместо самопринятия. Эта неудовлетворенная потребность также связана с тем, что в детстве вас отвергали и не одобряли (эксплицитно или подсознательно).

    Например, неудовлетворенные потребности в уважении влияют на большую часть пользователей Facebook и Instagram. Большинство пользователей публикуют то, что они делают, с подсознательным сообщением «посмотрите, какой я классный». И каждый человек постоянно сравнивает и завидует друг другу. Многочисленные исследования связывают использование Facebook с усилением депрессии и ревности. Эти подавленные эмоции запускаются из-за неосознанной потребности в самоуважении.

    И если это не было достаточно сложным, есть еще одно измерение наших потребностей в уважении: внутреннее уважение , или то, как мы видим себя. Все осуждение, критика и неприятие, которые мы испытывали от родителей и учителей в детстве, интернализируются как голос «внутреннего родителя».

    У некоторых людей есть внутренние родители, которые воспитывают, принимают и понимают, которые направляют их поведение не со стыдом и виной, а с состраданием к себе. Однако таких меньшинство. У большинства из нас есть более суровые внутренние родители, которые ругают, ругают и осуждают нас. Мы часто называем этот голос нашим внутренним критиком, судьей или саботажником.

    Быстрая оценка ваших основных потребностей

    Как узнать, есть ли у вас неудовлетворенные основные потребности?

    Вот простой тест: если вы не можете просто сесть и «быть» — если вы чувствуете, что вам нужно постоянно «делать что-то» или потреблять что-то (еду, средства массовой информации, наркотики, работу и т. д.) — ваше базовые потребности не удовлетворяются.

    У всех нас общие потребности. Эти потребности являются нашим неотъемлемым правом как людей. Но когда что-то блокирует или оспаривает эти неотъемлемые права, мы начинаем вести себя странно. Движимые страхом из-за того, что мы не чувствуем себя принятыми, любимыми, уважаемыми и т. д., мы часто ведем себя иррационально и импульсивно, пытаясь удовлетворить неудовлетворенную потребность.

    И, вообще говоря, мотивация нашего иррационального поведения существует вне нашего сознания. То есть, когда что-то угрожает нашим физиологическим, социальным потребностям или потребностям в уважении, мы не понимаем, почему ведем себя так, а не иначе.

    Как неудовлетворенные потребности управляют нашим поведением

    Все эти невротические потребности сдерживают нас. Они мешают нам реализовать наш потенциал и быть собой. Эти невротические потребности заставляют нас придерживаться установленных моделей поведения, отражающих определенные архетипы.

    Когда нас заботит то, как нас воспринимают люди, мы действуем так, как, по нашему мнению, заслуживаем их одобрения. Разные архетипы имеют разные модели поведения.

    Если, например, у вас есть неудовлетворенная потребность в уважении, вы будете добиваться статуса и одобрения от других. Если кто-то в вашем окружении играет архетип «крутого парня» (или «крутой девушки»), вы можете копировать его поведение и манеры, чтобы тоже казаться «крутым».

    Или, если кто-то ведет себя как аристократ (самодовольный, высокомерный, элитарный, «высший свет») и смотрит на вас свысока, вы будете реагировать особым образом, если не осознаете эту потребность в уважении. Вы можете чувствовать себя маленьким по сравнению с этим человеком, но затем вы будете искать кого-то еще, над кем сможете доминировать, чтобы чувствовать себя лучше (в попытке повысить свою внутреннюю самооценку).

    Имейте в виду, что эти архетипические модели поведения действуют вне нашего сознания. Мы можем думать, что ведем себя одним образом, но на самом деле мы представляем себя совершенно по-другому.

    Исследования показывают, что более 95% нашего поведения бессознательно мотивировано . Эта статистика говорит о важности знакомства со своей тенью. Существование этих архетипов, вызванное неудовлетворенными потребностями и психическими травмами из детства, является причиной такого бессознательного поведения.

    Почему нас часто преследуют эти базовые потребности

    Психолог Дэвид Ричо объясняет в книге «Как быть взрослым»:

    «Мы рождаемся с неотъемлемыми эмоциональными потребностями в любви, безопасности, принятии, свободе, внимании, подтверждении наших чувств. и физическое удержание. Здоровая личность основана на удовлетворении этих потребностей… Эти потребности ощущаются и запоминаются на клеточном уровне на протяжении всей нашей жизни, хотя мы не всегда осознаем их интеллектуально. Первоначально они переживались в контексте выживания и зависимости. Мы все еще можем чувствовать, будучи взрослыми, что само наше выживание основано на том, чтобы найти кого-то, кто удовлетворит наши основные потребности.

    «Но ранние, первичные потребности могут быть полностью удовлетворены только в детстве (ибо только тогда мы были полностью зависимы). Во взрослом возрасте потребности могут быть удовлетворены только гибко или частично, поскольку мы взаимозависимы, и наши потребности больше не связаны с выживанием».

    У большинства из нас в детстве недостаточно удовлетворялись «неотъемлемые эмоциональные потребности». И, будучи взрослыми, мы все еще пытаемся удовлетворить эти основные потребности извне . Но внешне мы их удовлетворить не можем, вернее можем, но только «гибко или частично».

    Ричо продолжает:

    «Наша проблема не в том, что в детстве наши потребности не были удовлетворены, а в том, что во взрослом возрасте они до сих пор не оплаканны! Обиженный, лишенный, преданный Ребенок все еще находится внутри нас, желая плакать из-за того, что он упустил, и желая тем самым отпустить боль и напряженную нынешнюю нужду, которую он испытывает в отношениях. На самом деле нуждаемость сама по себе ничего не говорит нам о том, как много мы нуждаемся в других; это говорит нам, как сильно мы должны оплакивать безвозвратно бесплодное прошлое и пробуждать наши собственные внутренние источники питания».

    Таким образом, в конечном счете, это Детская часть внутри нас, которая движима этими основными потребностями. И пока мы не скорбим и не смиримся с потерей, которую пережил этот ребенок, мы не можем укорениться в своей Взрослой части и получить доступ к своему полному потенциалу. (Вместо этого мы поддаемся эмоциональному вампиризму других, сами того не зная.)

    Потребность Маслоу в самоактуализации

    Что отличало Авраама Маслоу от других психологов, так это то, что он не хотел изучать невротических людей, что было исключительное внимание его области в то время. Вместо этого Маслоу намеревался понять положительное психическое здоровье . Эта задача требовала от него поиска людей, которые не боролись за удовлетворение своих основных потребностей.

    Маслоу искал людей, которых он называл самореализующимися. Самореализация — это потребность стать тем, кем у человека есть потенциал стать. (См. это руководство по самоактуализации для ознакомления с тринадцатью характеристиками, которые Маслоу выделил у самоактуализирующихся людей. )0191 вместо удовлетворения их внешних потребностей Маслоу классифицировал этих людей как психически здоровых. Однако ему было сложно найти достаточное количество этих людей для изучения. После Маслоу психологи развития также исследовали этих же людей. Вообще говоря, они составляют 90 190 менее двух процентов 90 191 населения.

    Что мотивирует здоровых людей

    Основные потребности, такие как пища, вода, секс, кров, друзья, семья и репутация — все это внешние нужды . Мы не можем встретить их внутри себя. Мы должны искать их через окружающую среду и других людей. Как пишет Маслоу в книге «Религии, ценности и пиковые переживания»,

    , «основные человеческие потребности могут быть удовлетворены только другими людьми, то есть обществом, и через них».

    Так что же происходит, когда люди удовлетворяют основные человеческие потребности? Внимание человека совершает разворот на 180 градусов: его внимание переключается с того, что снаружи, на то, что внутри него .

    Подсознательные вопросы, лежащие в основе большей части человеческой деятельности, включают:

    • Что подумают обо мне другие люди?
    • Будут ли другие любить/одобрять меня?
    • Как мне сравнить или оценить других людей?

    Обратите внимание, как эти вопросы касаются внешнего мира.

    Здоровые люди — самоактуализирующиеся личности — руководствуются разными внутренними вопросами:

    • На что я действительно способен?
    • Что я здесь делаю?
    • Как найти смысл в жизни?
    • Как я могу реализовать лучшую версию себя?

    Обратите внимание, как все эти вопросы относятся к человеку. Вопрос возможностей или потенциала не касается кого-то другого. Когда люди сравнивают себя с другими, потребности во внешнем уважении, а не самореализация, мотивируют их поведение.

    Сдвиг к самоактуализации

    На первый взгляд, этот сдвиг к себе кажется эгоистичным или эгоистичным. Но все как раз наоборот. Люди обязательно действуют эгоистично, когда ими движут основные человеческие потребности.

    Почему? Потому что базовые потребности проистекают из дефицита , из чувства нехватки, из страха не иметь или быть достаточным. Эти потребности проистекают из преобладающего чувства разделения, и они, как правило, запускают в нашем мозгу механизм борьбы или бегства. И когда это происходит, мы не можем оценивать ситуации с помощью нашей более развитой префронтальной коры, потому что все контролирует примитивный мозговой центр (лимбическая система).

    Как только люди удовлетворяют свои основные потребности, страхи, которые вызывают эти потребности, исчезают. Затем люди могут расслабиться в себе . Необходимость произвести впечатление или получить одобрение от других не влияет на их поведение (даже если они осознают, что другие их осуждают). Они больше не ищут группу или идею для определения своей идентичности.

    Отбросив потребность сравнивать себя с другими, они начинают индивидуализироваться. Теперь они прокладывают свой собственный путь. Здоровые, зрелые взрослые больше не придерживаются внешних правил правильного и неправильного. Вместо этого у них есть свой внутренний моральный компас, личные ценности и этика, основанные на том, что Маслоу называл В-ценностями, или 9.0190 это значения . Ценности бытия включают в себя истину, целостность, справедливость, красоту, живость, богатство, простоту, легкость и самодостаточность.

    Только такие люди могут действовать бескорыстно. В противном случае наши действия — просто позерство, движимое какими-то другими неудовлетворенными потребностями (обычно внешним уважением или желанием принадлежать к «цивилизованным обществам»). Это смещение внимания с основных потребностей на потребности роста совпадает с изменением сознания человека.

    Цель самореализации

    Если мы отбросим все наши неудовлетворенные основные потребности и побуждения архетипов, которые они представляют, мы придем к самим себе: Необыкновенные человеческие существа со способностями и способностями за пределами нашего воображения .

    Как говорит юнгианский автор Роберт Мур: «Быть ​​архетипом легко. Чтобы быть человеком, нужно работать». По правде говоря, самоактуализирующаяся личность более человечна . Люди, на самом деле, замечательные существа с потенциалом, который мы обычно почерпнули только из героев фильмов.

    Наша миссия — избавиться от всего, чем мы не являемся. Юнг назвал процесс реализации этой уникальной человеческой индивидуации. Вы отделяете себя или индивидуализируете от архетипов и поведенческих паттернов вашей культуры и общества, чтобы открыть то, чем вы являетесь — свое Подлинное Я .

    Именно в этом священном пространстве находится наша истинная человечность. Он представляет собой конец страха, конец бессознательному поведению и конец ненужных страданий, которые мы каждый день причиняем себе и другим.

    Таким образом, самоосвобождение является целью психологической работы, и именно поэтому «познай себя» было важным изречением в Древней Греции. Это подводит нас к личной свободе . Это освобождает нас от наших бессознательных мотивов и привычек прошлого. И это право каждого по рождению.

    Практический подход к иерархии потребностей Маслоу

    Реальность такова, что в повседневной жизни большинство из нас удовлетворяет все эти человеческие потребности одновременно в той или иной степени. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, какую потребность вы пытаетесь удовлетворить, подумайте об общем направлении своей жизни.

    Психолог Клейтон Алдерфер вместо того, чтобы складывать потребности одну поверх другой, проиллюстрировал их в виде горизонтального континуума.

    Континуум основных человеческих потребностей

    Если вы вкладываете все больше усилий в свое развитие, вы, вероятно, чувствуете себя более удовлетворенным. И это удовлетворение, скорее всего, еще больше подстегнет ваши усилия по росту.

    Исследование психолога Мартина Селигмана подтверждает это. Селигман, основатель позитивной психологии, обнаружил, что люди испытывают большее удовлетворение (длительное счастье), когда они стремятся к росту, используя свои естественные сильные стороны.

    Если, однако, ваш акцент смещается на неудовлетворенные потребности в отношениях и существовании, ваше разочарование нарастает. Разочарование снижает вашу мотивацию к росту.

    Основные выводы из иерархии потребностей Маслоу

    Вот четыре ключевых вывода, основанных на теории потребностей Маслоу: Мы действительно являемся частью человеческой семьи.

  • Большинство из нас чувствуют себя более незащищенными, нелюбимыми и недостойными, чем мы признаемся себе или другим. И эти неудовлетворенные потребности подпитывают наше бессознательное поведение.
  • Истинное положительное психическое здоровье, или зрелая взрослость, достигается, когда мы разрешаем эти скрытые внутренние напряжения. Только тогда мы сможем получить доступ к нашему врожденному потенциалу зрелых взрослых.
  • Сосредоточьтесь на своем жизненном направлении. Вы движетесь в направлении роста (и чувствуете большее удовлетворение)? Или вы регрессируете, пытаясь удовлетворить свои основные потребности, и чувствуете разочарование?
  • Я знаю, что в этом руководстве есть что переварить. Просмотр описанных выше потребностей Маслоу может помочь вам лучше понять, как они действуют в вашей повседневной жизни. И это самосознание является ключом к психологическому развитию.

    См. также : Все, что вам нужно знать о спиральной динамике для психологического развития

    Куда мы идем дальше?

    Процесс самоактуализации, индивидуализации, реализации нашего потенциала является синонимом пути героя. Это путь развития от подросткового возраста к взрослой жизни, который требует героического упорства, мужества и воли.

    В этом путешествии мы научимся:

    • противостоять нашим страхам
    • Разрешите наш гнев
    • Испытать наше горе
    • Признать нашу вину и позор
    • Раскройте нашу внутреннюю мотивацию
    • Заявить о себе
    • Объединить разные части нашей психики
    • Познакомьтесь с нашей тенью
    • Видеть сквозь наш самообман (особенно ложное благородство)
    • Найдите власть внутри себя

    Чтобы достичь всего этого, мы должны сначала развить самосознание, стать честными с самими собой и научиться пребывать в своем центре.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts