Пирамида Маслоу – Что Это? (5-7-8 Уровней Потребностей)
Каждый слышал, но не каждый точно знает, что такое пирамида Маслоу? Модель пирамиды – это 7 уровней потребностей, которые отражают мотивации поведения и показывают эволюционный путь человека к высшему предназначению.
В статье я расскажу, какие идеи заложены в теории, как на практике работает модель, и так ли однозначно трактует знаменитая пирамида Маслоу потребности человека.
Краткое содержание:
Пирамида Маслоу: что это такое?
Разберём, что значит пирамида Маслоу, по своему значению и построению.
Известная пирамида потребностей Маслоу — это наглядная модель идеи американского психолога Абрахама Маслоу, демонстрирующая, как выглядит иерархия потребностей человека. Диаграмма Маслоу — это теория мотивации человека, представленная в виде уровней.
В основе пирамиды Маслоу лежат жизненные потребности человека, которые последовательно формируются с рождения и далее при взрослении. В базовом уровне расположены потребности физиологические — нужда в тепле, утолении жажды, голода. В верхней части пирамиды, у её вершины, находятся другие потребности — эстетические (гармония, красота) и потребности в самовыражение, личностном развитии, реализации своих целей (самоактуализация).
Согласно теории, человеческие потребности более низких уровней должны удовлетворяться перед тем, как люди приступят к реализации «высоких» потребностей. Автор писал, что когда «живот человека регулярно полный», то у него возникают другие потребности, более высокого уровня.
📽 Смотрите видео о пирамиде Маслоу:
Идею наглядно отражает классическая пирамида Маслоу — картинка-диаграмма показывает эволюцию потребностей человека от самых базовых примитивных до «высоких», духовных потребностей другого уровня.
Пирамиду иногда представляют как «треугольник Маслоу» или «таблица Маслоу», где с пятой по седьмую ступень (потребности в эстетике, самоактуализации и познании иногда объединяют в одну — под общим названием «потребность в личностном росте»).
Автор модели А. Маслоу полагал, что пика пирамиды способен достигать лишь очень незначительный процент всех людей. Те, кто входит в этот «процент», достигают высшей степени зрелости, они более независимы, демократичны, креативны. Люди, чьи потребности лежат на вершине уровневой пирамиды, философски воспринимают действительность и продуктивны в разных сферах деятельности.
Вопрос, когда была создана пирамида Маслоу, требует разъяснения. В работе «Мотивация и личность» в 1954 г. автор изложил общие этапы системы формирования потребностей людей, которые достигли успеха. При этом он не заключал свои выводы в какие-либо графики, диаграммы, таблицы.
Идея представить теорию упрощённо, в виде пирамиды, принадлежала не самому Маслоу, а его последователям. Впервые «треугольник Маслоу» опубликован в 70-е годы прошлого века.
Теория потребностей Абрахама Маслоу
▪️Теория потребностей Абрахама Маслоу классифицирует их по иерархии — от низших к высшим. Базовые нужды находятся в основании диаграммы, они самые важные, насущные, доминирующие. Базовые потребности держат всю тяжесть пирамиды. Потребности высшего порядка становятся актуальными и возможными тогда, когда у пирамиды прочное основание, и «низшие» потребности полностью удовлетворены.
Автор пирамиды потребностей Абрахам Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейского эмигранта из Киева. Семья жила в «нееврейском» районе, и в школе застенчивый Абрахам столкнулся с ярко выраженным антисемитизмом и непризнанностью по отношению к себе. По этому поводу он писал, что удивляется, что остался здоровым психически при столь несчастном детстве и постоянном чувстве одиночества.
▪️Маслоу получил классическое образование в области бихевиоризма. В 30-е годы прошлого века в Америку, спасаясь от гонений нацистов, переехали многие знаменитые европейские психологи. После знакомства с европейскими «светилами» и проникнув их идеями, Маслоу начал работу в направлении гуманистической психологии. Впоследствии будущий автор «пирамиды» возглавил Американскую ассоциацию психологов.
▪️Формирование направления гуманистической психологии явилось переворотом в представлениях об образе человека, его мышлении, концепции ценностей и положении в обществе.
▪️Содержательная теория американского психолога представляет собой схему мотивационной модели иерархии человеческих потребностей. Благодаря психологу Абрахаму Маслоу была сформирована иерархия потребностей человека. На этом основании в экономической науке удалось смоделировать теории поведения и мотивации потребителей.
▪️На основании модели Маслоу маркетологи следят за изменениями потребностей и подстраивают под них работу по продвижению товаров. При определении целевой аудитории продукта маркетологи подчёркивают и выделяют потребность, которую этот продукт способен удовлетворить.
▪️Пирамида Маслоу и теория мотивации в классическом понимании предполагает, что у человека возникает стремление реализовать высокие потребности после того, как мы утолим низшие.
▪️Человек работает менеджером, делает карьеру постепенно, шаг за шагом, обеспечивает себя, семью, строит дом, получает признание в обществе. Реализация этих уровней должна обеспечить человеку возможность получить то, что находится на вершине пирамиды Маслоу. Например, возможность реализовать своё давнее предназначение — начать заниматься рисованием, к которому он стремился с юности.
Пирамида Маслоу 5 ступеней
Пирамида Маслоу представляет выразительную иерархию потребностей. Согласно идее, по мере удовлетворения низших потребностей у человека возникают другие желания и стремления, более высокого уровня. Все потребности можно сгруппировать в пять уровней.
Пирамида потребностей Маслоу: 5 уровней
Рассмотрим, каковы 5 уровней иерархии потребностей Маслоу выделяют:
1. Потребности физиологические, основные — удовлетворение голода, жажды, тепла, половых инстинктов. Физическое выживание — базовая потребность. Если не удовлетворить эти потребности, тело человека не сможет полноценно «функционировать». Маслоу выделял важность основного этапа пирамиды.
2. Потребности в чувстве безопасности и уверенности связаны с желанием иметь комфортные условия жизни, избавиться от страхов и неудачи. Людям хочется иметь в своей жизни контроль, предсказуемость и порядок. Человек нуждается в социальной, эмоциональной стабильности, финансовой безопасности, соблюдении закона и порядка.
3. Потребности социальные для человека заключаются в необходимости общения и совместных действий с другими людьми. На этом уровне возникает необходимость в межличностных отношениях — это дружба, любовь, привязанность, доверие.
4. Потребности в признании заключаются в формировании уважения человека к себе (достоинство и независимость), и к окружающим (престиж, статус, положение, высокая оценка других людей).
5. Потребности духовные (личностная реализация) объединяет самовыражение, идентификация, самоактуализация человека. Это высший уровень, высшая потребность реализации человеческого потенциала. Люди по-разному воспринимают эту потребность. Одни приходят к духовному росту, вторые — стремятся стать лучшими в карьере, спорте, искусстве, третьи — реализуют потребность стать идеальными родителями.
Маслоу пояснял, что буквальное понимание модели пирамиды как поступательного движения от полного удовлетворения одного уровня к другому, является не совсем верным. По словам Маслоу, к реализации уровня не нужно относиться как «всё или ничего». Достаточно на нижних этапах прикрыть нужды «более или менее», и стремление человека вполне может развернуться на завоевание «вершины» пирамиды-треугольника.
Отметим, что 5 ступенчатая модель Маслоу немного позже расширили, в неё включили когнитивные, эстетические и более поздние — трансцендентные потребности индивидуума. С выделением изменений и добавлений получили распространение 7-ступенчатая и 8-ступенчатая модели.
7 уровней пирамиды Маслоу
Рассмотрим, как изменилась таблица в связи с добавлением уровней. И соответственно — каковы 7 основных потребностей человека.
Пирамида Маслоу: 7 уровней, рисунок🔺🔺🔺 с пояснениями🔻🔻🔻
1. Биологические (физиологические) потребности.
► В основании диаграммы — физиологические базовые «органические» нужды и потребности: чувства жажды, голода, сексуальные (половые) желания.
2. Потребности в безопасности и комфорте.
► Ступенью выше расположены потребности человека чувствовать себя комфортно, безопасно защищённой — от агрессии, страха, неудачи.
3. Потребности в любви и принадлежности — дружба, любовь, семья, доверие.
► На третьей ступени человек испытывает потребность в общении, любви, принятии и коммуникациям в социуме.
4. Потребность в уважении других и самоуважении.
► Далее, на четвёртой ступени, лежит потребность человека получать одобрение, признание, уважение и завоевать авторитет у других людей.
5. Потребности в познании — любопытство, тяга к знаниям.
► Ступенью выше расположены потребности к познанию, исследованиям, накоплению разного рода знаний, умений.
6. Потребности в эстетике — стремление к гармонии и идеальной форме.
► На шестой ступени, в верхней части пирамиды расположились эстетические потребности личности — в красоте, порядке, гармонии.
7. Потребности в реализации личностного потенциала. Маслоу называл это желанием «стать всем кем можно стать».
► На пике пирамиды лежат потребности в развитии личности, самовыражении, реализации собственного предназначения.
8-ступенчатая модель пирамиды Маслоу
В этой модели к семи ступеням добавляется ещё одна (см выше):► Трансцендентные потребности (в треугольнике отмечено зелёным цветом) — глубокая религиозность, мистические практики, максимальное соединение с природой, служение другим людям.
Как работает пирамида Маслоу?
Высший смысл предназначения человека — это выявление и развитие своих личных способностей, талантов и возможностей. Для каждого из нас в конечном счёте в жизни важны личностный рост и самореализация.
Путь человека к высшему предназначению это и есть пирамида Маслоу, для чего нужна наглядная схема движения человека к личностному росту.
Каждый человек достоин и способен на личностный рост, саморазвитие, на формирование и выражение своего уникального «я». Проблемой многих современников является то, что они не могут раскрыть свои таланты и найти себе применения. Часто такие люди прочно «застревают» на низших уровнях пирамиды — довольствуются достигнутыми атрибутами достатка, комфорта и безопасности.
Многие отдают практически всё своё время нелюбимой работе, а для собственного развития не остаётся ни сил, ни времени. При этом человек, закрывая физические потребности, часто не чувствует себя успешным и не ощущает удовлетворения от жизни. Такие люди страдают от того, что их личная реализация в жизни не происходит.
Каждый человека способен подняться на «вершину» пирамиды. По пути к вершине, к самовыражению, человеку мешают многие блокирующие факторы — от отсутствия самоуважения до синдрома жертвы.
Эволюционирование личности может прерваться из-за неудовлетворённости на более низких уровнях. Например, — потеря работы оставляет не удовлетворенной потребность в безопасности, а несчастная любовь или развод — потребность в любви и уважении.
В психологии используют модель пирамиды Маслоу для того, чтобы понять, нереализованность каких этапов мешает достигнуть успеха и тормозит самореализацию. Возможно, двигаться вверх человеку не дают «не закрытые» низменные (низшего уровня) потребности и отсутствие признания в социуме.
Дети в средних школах и студенты, к примеру, испытывают большую потребность в безопасности и уважении к себе в классе или группе. Только в условиях принятия и признания они смогут эффективно развиваться и раскроют свой потенциал.
Некоторые люди просто не хотят заниматься саморазвитием, потому что это не просто и, по их мнению, — скучно. Для саморазвития и работы над собой требуется время, но не каждый человек готов «жертвовать» своё время на личностный рост. Можно сравнить это с тем, что человек не может накопить деньги на крупную дорогую вещь, потому что не готов отказаться от мелких, не всегда необходимых, покупок.
Когда пирамида Маслоу не работает?
Теория Маслоу об иерархии потребностей пользуется популярностью, но не всегда подтверждается, и от этого подвергается критике. Несмотря на чёткую структуру, которую имеет пирамида Маслоу, применение её может вызвать неточные обобщения.
К примеру, многие великие произведения искусства являлись средством самовыражения автора. При этом их иногда писали люди, не получившие признания в социуме, испытывавшие разочарование в любви, а бывало, — живущие в бедности и голодающие. Получается, что достижение высокого уровня самовыражения и развития не всегда связано с полным удовлетворением базовых потребностей.
Определённая категория людей, пройдя и реализовав первые два уровня потребностей, останавливаются. Таких людей называют «бессознательными», хотя сами они вполне удовлетворены тем, что имеют и не стремятся двигаться к вершине пирамиды Маслоу.
Теорию Маслоу критикуют за то, что она не работает ещё по причине того, что сформулированные потребности не могут быть реализованы и удовлетворены полностью. Это касается, в первую очередь, физиологических потребностей — в еде, воде, сне.
Для своих выводов Маслоу проводил так называемый «биографический анализ» и изучал жизненные пути успешных людей, среди них американский президент Авраам Линкольн, американский дипломат и философ Томас Джефферсон, писатель Олдос Хаксли, физик, учёный-гуманист, обладатель Нобелевской премии Альберт Эйнштейн и другие.
Абрахама Маслоу существенно меньше интересовали биографии успешных женщин. В панели исследуемых были немногочисленные представительницы прекрасного пола, в том числе — святая католическая монахиня Мать Тереза и жена президента и американский общественный деятель Элеонора Рузвельт. Такая избирательность не отражала потребностей большинства людей и неизбежно искажала выводы психолога.
Маслоу вывел схожие черты самореализовавшихся личностей. Все они адекватно принимали себя, реальность, других людей и были заняты заботами о благополучии человечества. Большинство изученных личностей были творческими, отличались спонтанностью действий, имели демократичные взгляды и строгие этические стандарты. Любопытной деталью в характерах людей, успешных на жизненном пути, являлось необычное чувство юмора.
Наглядные примеры, когда пирамида Маслоу не работает, это отшельники или монахи. Таким людям удаётся добиться глубокого самопознания, при этом приходится жертвовать более «приземлёнными» уровнями пирамиды.
В теории Маслоу критике подвергается сама идея, что потребности в любви, признании и самовыражении возникают лишь тогда, когда «закрываются» физиологические потребности низшего уровня. В качестве аргумента можно привести многочисленные народы и народности по всему миру (например, в Африке или Индии), живущие в бедности. При очевидной нехватке еды и комфорта, этим людям ничто не мешает любить, стремиться к признанию и уважению.
Последние годы жизни Абрахам Маслоу отказался от строгой иерархии в своей модели «пирамиды». Американский психолог в виде предположения выделил два уровня новой версии потребностей — нужды и развития.
Обилие критики и отказ от теории многими специалистами, вызывают вопрос, действительно ли умерла пирамида Маслоу и больше не работает.
Практическое применение модели Маслоу вызывает сложности, модель пирамиды нельзя назвать безусловной. Маслоу не считал свою модель жёсткой, и допускал исключения с учётом особенности личности человека и влияния внешних факторов. Он понимал, что часть людей останавливаются в иерархии развития на низших уровнях, другие — стремятся к самовыражению, жертвуя безопасностью, признанием и некоторыми базовыми потребностями.
Классическая модель пирамиды Маслоу не является строгой классификацией человеческих потребностей. Иерархические уровни следует рассматривать как более и менее значимые для человека.
Физиологические базовые потребности актуальны для большинства людей, но для кого-то высшие потребности будут намного важнее. Порядок потребностей зависит от внешних обстоятельств и индивидуальных особенностей человека и может быть гибким. Иногда потребность в самовыражении затмевает даже элементарные базовые нужды. А потребность в стабильности безопасности и комфорте является «вершиной» мотивации.
Некоторые современные специалисты в области человеческой психологии рекомендуют рассматривать теорию Маслоу не как методическое пособие, а как философский труд, объясняющий мотивацию поведения человека.
В заключение приведу ряд рекомендаций от коучей по личностному росту. Чтобы достичь пика Маслоу и наиболее полно реализовать свой личностный потенциал, человеку можно посоветовать:
1. Жить в переживаниях и любопытстве, похожими на те, в которых вы жили в детстве.
2. Вместо поиска безопасного пробовать новое.
3. Прислушиваться к себе в принятии важных решений, не нужно слепо идти за большинством.
4. Быть собой всегда, в любой ситуации.
5. Быть готовым к непризнанности обществом.
6. Усердно трудиться.
7. Уметь брать ответственность на себя.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Мы в телеграм канале! Присоединяйся!
Пирамида Маслоу
В мире существует довольно много разных пирамид. Вы, наверное, слышали о пирамидах Гизы или о пирамидах, которые строили инки и ацтеки. Каждая из них имеет свою особенность и предназначение. Однако существуют и другие виды пирамид, принадлежащие к разряду интеллектуальных конструкций.
Сегодня мы поговорим о пирамиде Маслоу, названной так в честь американского психолога. Эта пирамида широко используется на сегодняшний день не только в психологии, но и в теории менеджмента, и во множестве других сфер науки и знания.
Пирамида потребностей Маслоу
Пирамида Маслоу – это общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощённое изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу.
Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.
Выглядит пирамида в виде диаграммы, на которой показаны различные потребности человека. Важно отметить, что в работах самого ученого отсутствуют какие-либо изображения и чертежи, поскольку, по его мнению, этот иерархический порядок может меняться. Это напрямую зависит от каждого, отдельно взятого индивида.
Впервые о пирамиде Маслоу узнали в 70-х годах прошлого века. На данный момент времени, информацию о ней можно встретить во многих книгах по психологии и маркетингу.
Пирамида потребностей Маслоу широко применяется и в экономике, и имеет значительный вес в теории мотивации и поведения потребителей.
Примечательно, что сам Абрахам Маслоу не создавал пирамиду, а только сформировал потребности тех личностей, которые достигли в жизни определенных высот.
Уровни пирамиды Маслоу
По мнению Маслоу, каждый человек нуждается в 5 главных потребностях. Перечислим их по порядку, и приведем краткое объяснение каждой потребности:
Физиологические потребности
Поскольку каждый живой организм нуждается в тех или иных физических потребностях, то они также присущи и каждому человеку. Таким образом, если тот или иной индивид не будет их удовлетворять – у него не получится нормально развиваться и совершенствоваться.
К примеру, если человек хочет в туалет, то в этот момент ему вряд ли захочется наслаждаться чтением, любоваться природой или думать о чем-либо другом.
Следовательно, пока он не удовлетворит свою физиологическую потребность, он не сможет нормально работать, принимать какие-нибудь решения и заниматься любым другим делом.
К физиологическим потребностям относятся голод, жажда и многие другие вещи.
Безопасность
Каждый человек стремится обезопасить себя и иметь определенную стабильность, комфорт и постоянство условий жизни. Это можно легко понять на примере младенца.
Сразу после своего рождения он на подсознательном уровне стремиться получить защиту. И дать ее может только заботливая мать.
Подобную аналогию можно увидеть в ситуациях и с взрослыми людьми. Человек, желая себя обезопасить, может оформлять страховку на свою жизнь, устанавливать в собственном доме надежные замки, двери, сигнализацию и т.д.
Социальные потребности
Речь идет о социальных потребностях: общении, привязанности, заботе о других и внимании к себе, совместной деятельности.
Когда люди пытаются с кем-то познакомиться, обзавестись друзьями или найти для себя спутника жизни – это и есть яркая демонстрация социальных потребностей.
Так или иначе, но любой человек остро нуждается в том, чтобы не только самому проявлять любовь, но чтобы и получать ее от других.
В окружении социума, индивиду удается на практике почувствовать свою значимость. Именно эта потребность мотивирует человека привязываться к кому-то и искать взаимности.
Престижные потребности
Сюда относятся самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки своей деятельности, служебный рост. То есть все то, что связано с желанием получить уважение и авторитет.
Эти потребности Маслоу провоцируют человека демонстрировать социуму свои индивидуальные особенности, например, умение петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и т.д.
Только получив признание среди близких и родных людей, человек становится уверенным в себе, и получает возможность реализовать собственный потенциал.
Духовные потребности
Последний уровень пирамиды потребностей Маслоу – это духовность. Сюда относятся познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация и т.п.
На этой последней стадии личность стремится реализовать свои духовные потребности и желает саморазвиваться. Человек начинает увлекаться творчеством, ходит на разные культурные мероприятия, и пытается лучше развить присущие ему таланты.
Индивид, которому удалось удовлетворить 4 предыдущих ступени и оказаться на 5, начинает размышлять над смыслом жизни, интересуется окружающим его миром и пытается оставить после себя какой-то след.
У такого человека могут формироваться новые убеждения и взгляды на жизнь в целом.
Согласно теории Абрахама Маслоу, главные потребности человека выглядят именно так. Точны ли они и правдивы, – вы можете определить сами, проведя над собой самоанализ.
Однако справедливости ради нужно отметить, что в данной пирамиде существует несколько сомнительных факторов.
Авторство
В 1975 г., в книге малоизвестного У. Стоппа, был представлен график под названием «Иерархия потребностей». Маслоу умер В 1970 г., но в его трудах не было найдено ни одного подобного графика.
Поэтому имеются обоснованные сомнения в подлинном авторстве пирамиды потребностей, которая стойка связалась с именем Маслоу.
Удовлетворенная потребность перестает мотивировать
В этом случае возникает вопрос касательно актуальности потребностей для того или иного индивида. Например, если кому-то присуща гордость и безразличие по отношению к социуму, то естественно он не будет никоим образом к нему стремиться.
Также, тот, кто чувствует, что он защищен, – не станет еще больше защищать себя. Из этого следует, что удовлетворенная потребность теряет свой смысл, переходя на иную стадию.
Поэтому чтобы понять действительные потребности, достаточно просто узнать неудовлетворенные.
Теория и практика
Множество современных психологов критично относится к пирамиде Маслоу. Они считают, что применить ее принципы на практике весьма непросто, ведь сама схема может привести к совершенно неточным результатам.
Если не учитывать разные статистические данные, то сразу же появляется масса интересных вопросов. Например, насколько сильно подавлен человек, который не признан социумом, то есть, у которого хромает 4 уровень потребностей?
Или правильно ли считать постоянно недоедающего человека (уровень 1) совершенно безнадежным или несчастным? Согласитесь, что в мировой истории можно отыскать сотни, если не тысячи примеров известных личностей, которым удалось достичь высот в разных областях деятельности благодаря тому или иному виду неудовлетворенности. Это, например, может быть безответная любовь или даже нищета.
Есть и другая версия, согласно которой Абрахам Маслоу отказался от собственной теории, и что в более позднее время его концепция была значительно доработана им же.
А пирамида, которую сегодня используют в психологии и в области маркетинга, вообще не имеет никакого серьезного веса.
Критика
Главным поводом для критики пирамиды Маслоу является иерархическая лестница, а также то, что, в конечном счете, человеческие потребности не могут быть удовлетворены.
Другие исследователи утверждают, что согласно данной пирамиде, человек представляется каким-то животным, которое постоянно в чем-то нуждается.
Есть и те, кто критически относится к теории Маслоу из-за того, что ее «законы» неприменимы на практике. Особенно, когда дело касается бизнеса, рекламы или маркетинга.
Однако тут надо сказать, что автор пирамиды потребностей Маслоу не ставил перед собой цель выстроить теорию под бизнес или рекламу. Ему больше хотелось найти ответы на важные вопросы, которые не могли объяснить бихевиоризм или фрейдизм.
Маслоу просто хотелось дать определение разным мотивам поступков человека. К его теории необходимо относиться не с методологической стороны, а рассматривать ее философски.
Преимущества и недостатки
Очевидно, что пирамида потребностей является не просто их классификацией, а выражает определенную иерархию: инстинктивные, базовые и возвышенные потребности.
Любой здоровый человек имеет все перечисленные потребности. Но тут в силу вступает четкая закономерность: базовые потребности человека считаются доминирующими, а более возвышенные потребности могут активизироваться при условии, когда удовлетворены базовые.
Однако очень важно помнить о том, что у каждого индивида потребности выражаются не одинаково. Это может происходить на любом этапе пирамиды Маслоу.
Из этого следует, что каждый человек обязан правильным образом анализировать свои желания, учиться их интерпретировать и правильно удовлетворять.
При несоблюдении данных условий, он будет находиться в состоянии неудовлетворенности и может даже депрессии. С точки зрения самого Маслоу, достигнуть 5, наивысшей ступени, может только 2% из всех людей.
Альтернативная версия пирамиды Маслоу
В конце стоит заметить, что существует более подробная классификация потребностей Маслоу. В этой системе выделяется семь основных уровней (приоритетов). Первые 6 считаются низшими потребностями, и только последний, 7 уровень – высшим:
- Физиологические потребности: голод, жажда и т. д.
- Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
- Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
- Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
- Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
Теперь вы знаете, что такое пирамида Маслоу, и почему о ней часто говорят. Если у вас есть мысли по поводу этой классификации потребностей – напишите об этом в комментариях.
Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся интересные факты на тему психологии, развития личности и т.п., – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Иерархия потребностей Маслоу – общая психология
Перейти к содержаниюЭмоции и мотивация
Цели обучения
- Объяснить основные понятия, связанные с иерархией потребностей Маслоу
В то время как теории , описанные ранее, относятся к основным биологическим побуждениям, индивидуальным характеристикам или социальным контекстам, Абрахам Маслоу (1943) предложил
, охватывающую спектр мотивов, начиная от биологических и заканчивая индивидуальными и социальными. Эти потребности часто изображаются в виде пирамиды (рис. 1). Рисунок 1 . Здесь показана иерархия потребностей Маслоу. В некоторых версиях пирамиды познавательные и эстетические потребности также включаются между уважением и самоактуализацией. Другие включают еще один уровень на вершине пирамиды для самопревосхождения.В основании пирамиды находятся все физиологические потребности, необходимые для выживания. За ними следуют базовые потребности в безопасности и защищенности, потребность быть любимым и иметь чувство принадлежности, а также потребность в самоуважении и уверенности. Верхний уровень пирамиды — это самоактуализация, то есть потребность, которая по существу приравнивается к раскрытию своего полного потенциала, и она может быть реализована только тогда, когда удовлетворены потребности, расположенные ниже пирамиды. Для Маслоу и теоретиков-гуманистов самоактуализация отражает гуманистический акцент на положительных аспектах человеческой природы. Маслоу предположил, что это непрерывный пожизненный процесс и что лишь небольшой процент людей действительно достигает состояния самоактуализации (Francis & Kritsonis, 2006; Maslow, 19).
Согласно Маслоу (1943), необходимо удовлетворить потребности более низкого уровня, прежде чем обращаться к тем потребностям, которые возникают на более высоких уровнях пирамиды. Так, например, если кто-то изо всех сил пытается найти достаточно еды, чтобы удовлетворить свои потребности в питании, маловероятно, что он будет тратить чрезмерное количество времени на размышления о том, считают ли его другие хорошим человеком или нет. Вместо этого вся его энергия будет направлена на то, чтобы найти что-нибудь поесть. Однако следует отметить, что теория Маслоу подвергалась критике за ее субъективный характер и неспособность объяснить явления, происходящие в реальном мире (Leonard, 19).82). В другом исследовании совсем недавно было рассмотрено, что в более позднем возрасте Маслоу предложил уровень самопреодоления выше самоактуализации, чтобы представить стремление к смыслу и цели за пределами интересов самого себя (Koltko-Rivera, 2006). Например, люди иногда идут на самопожертвование, чтобы сделать политическое заявление или в попытке улучшить положение других.
Мохандас К. Ганди, всемирно известный сторонник независимости посредством ненасильственных протестов, несколько раз объявлял голодовки в знак протеста против определенной ситуации. Люди могут морить себя голодом или иным образом подвергать себя опасности, проявляя мотивы более высокого уровня, выходящие за рамки их собственных потребностей.Ссылка на обучение
Ознакомьтесь с этим интерактивным упражнением, которое иллюстрирует некоторые важные концепции иерархии потребностей Маслоу.
Рассмотрите иерархию потребностей Маслоу, а также другие теории мотивации в этом видео Ускоренного курса.
Подумай об этом
- Можете ли вы вспомнить недавние примеры того, как иерархия потребностей Маслоу могла каким-то образом повлиять на ваше поведение?
Контент с лицензией CC, Оригинал
- Модификация и адаптация, добавление ссылки на обучение. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
Контент с лицензией CC, ранее опубликованный
- Мотивация. Автор : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/10-1-motivation. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно на https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
License
General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Как лидеры мотивируют свои команды
Представьте себе рабочее место, где каждый делает то, что вам нужно, без необходимости микроуправления и понуканий. Еще лучше представьте, что сотрудники делают это, потому что искренне хотят, а не потому, что должны!
Мотивация, возможно, является наиболее важным рычагом, который менеджеры и лидеры используют для достижения высокой производительности.
Мотивируя своих сотрудников и удовлетворяя их потребности, вы, скорее всего, увидите, что они будут вносить в вас максимальный вклад, часто без необходимости постоянно их уговаривать.
⏰ Ключевые пункты:- Хорошие лидеры и менеджеры понимают, что для создания высокоэффективных людей и команд они должны учитывать человеческие мотивы своих людей.
- Иерархия потребностей Маслоу Теория мотивации — это модель, которая объясняет психологию человеческой мотивации.
- Это поможет вам тратить меньше времени на размышления о том, что движет вашими людьми, чтобы вы могли уделять больше времени тому, что их мотивирует.
Что такое иерархия потребностей Маслоу?
Еще в 1943 году в своей статье «Теория мотивации человека» психолог-гуманист Абрахам Маслоу предложил теорию, которую он назвал «Иерархия потребностей». Маслоу считал, что у всех нас, людей, есть потребности, которые необходимо удовлетворять, от самых элементарных до самых сложных.
Согласно Маслоу, люди будут поглощены своими основными потребностями, прежде чем перейдут к другим, более продвинутым потребностям.
Чтобы лучше понять этот принцип, представьте, что вы не ели три дня; ваше неудовлетворение этой ситуацией, скорее всего, даст вам большую мотивацию для поиска пищи. В этот момент маловероятно, что вы будете мотивированы отлично выполнять свою работу и получать за это признание.
Маслоу поддержал эту идею, заявив, что « Человек, которому не хватает еды, безопасности, любви и уважения, скорее всего, будет жаждать еды сильнее, чем чего-либо еще “.
Короче говоря, неудовлетворение физиологических потребностей часто монополизирует мысли человека, затмевая любую идею удовлетворения потребностей более высокого уровня, таких как уважение и признание.
Как только основные потребности на данном уровне будут удовлетворены, следующий уровень в иерархии проявится сильнее и станет движущей силой поведения и мыслей. Теория Маслоу подчеркнула идею о том, что удовлетворенная потребность больше не является активным мотиватором; поэтому, как только человек удовлетворил требование, он будет стремиться удовлетворить более высокую потребность.
💡Пример иерархии потребностей МаслоуНапример, многие люди будут мотивированы повышением своей зарплаты, пока они не получат эту зарплату! Как только человек удовлетворит эту потребность в деньгах, она с меньшей вероятностью будет постоянным мотиватором. Фактически, теперь вы можете быть мотивированы на более высокую зарплату или вообще на другую цель.
5 уровней иерархической пирамиды Маслоу, от базовых до высших потребностей
Маслоу представил нам пять основных потребностей человека:
- Физиологические потребности
- Потребности в безопасности
- Социальные нужды
- Уважение нуждается в
- Потребности в самореализации
Модель Маслоу представляет иерархию потребностей в виде пирамиды; вот наша адаптированная версия:
Диаграмма иерархии потребностей Маслоу
Основные потребности (уровни 1-2)
Иерархия Маслоу Уровень 1: Физиологические потребности
Наши основные физиологические потребности (они же физиологические влечения) обеспечивают наше выживание. Вот некоторые примеры физиологических потребностей:
- Еда
- Вода
- Приют
- Тепло
- Сон и отдых
- Гомеостаз (это естественный механизм организма для поддержания стабильной постоянной среды)
Эти физиологические потребности являются самыми основными в иерархии Маслоу и дают людям чувство уверенности, что они переживут еще один день. После удовлетворения мы переходим к более продвинутым потребностям.
🏆 Что могут сделать руководители, чтобы мотивировать сотрудников с физиологическими потребностями? 🏆- Обеспечьте сотрудников достаточным количеством еды и воды или убедитесь, что они знают, что им нужно взять с собой на работу. Чем больше вы можете предоставить, тем лучше.
- Убедитесь, что рабочее место хорошо отапливается или охлаждается для поддержания правильной температуры и уровня комфорта
- Если ваш бизнес требует работы на открытом воздухе, обязательно дайте своим сотрудникам одежду, подходящую для любых погодных условий.
- Наполните столовые, кухни и торговые автоматы разнообразной здоровой пищей.
- Обеспечьте надлежащий уход за рабочими местами, особенно там, где работники проводят какое-то время, например за столами и производственными линиями. Обеспечьте хорошее качество воздуха, завершите оценку DSE и примите меры по улучшению этих помещений.
Иерархия Маслоу, уровень 2: потребности в безопасности
Как только физиологические потребности человека удовлетворены, в игру вступают потребности в безопасности на втором уровне иерархии. Потребности в безопасности сосредоточены на том, чтобы мы не подвергали себя опасности и реализовывали врожденное стремление к контролю и предсказуемости в нашей жизни. Эти потребности безопасности включают:
- Защита от непогоды и опасностей (например, укрытие, одежда, СИЗ)
- Спокойствие и свобода от страха
- Гарантия занятости и/или источник дохода
- Правовая защита
- Финансовая безопасность (иметь стабильный доход, чтобы обеспечивать себя)
- Защита от несчастных случаев, болезней и травм как на работе, так и дома
Наиболее распространенные потребности, с которыми сталкиваются люди на этом уровне, включают чувство безопасности в собственном доме или на рабочем месте, знание того, что их семья защищена, когда они находятся вдали от них, а также финансовую безопасность за счет наличия достаточного количества средств для удовлетворения основных потребностей, таких как еда и вода. . Как только эти потребности будут удовлетворены, люди перейдут к более сложным потребностям.
🏆 Что могут сделать руководители, чтобы мотивировать сотрудников с учетом требований безопасности? 🏆- Обеспечьте безопасную рабочую среду с четкими инструкциями и обязанностями и убедитесь, что безопасность на рабочем месте соответствует требованиям.
- Убедитесь, что сотрудники знают, что они могут быть рядом со своими семьями, не опасаясь осуждения или неблагоприятных последствий; это может включать в себя политики, ориентированные на семью, такие как отгулы в чрезвычайных ситуациях, дни рождения, гибкий график работы и многое другое.
- Руководители должны использовать такие стратегии, как внедрение новых политик в отношении безопасности и благополучия, домогательств, запугивания и равной оплаты.
- Рассмотрите возможность предоставления медицинского страхования в качестве части пакетов для сотрудников.
- Убедитесь, что все сотрудники проходят курсы обучения по охране труда и технике безопасности и имеют право активно высказываться, когда что-то идет не так, как должно быть.
- Убедитесь, что они не перегружают своих сотрудников, предоставив им большую прожиточный минимум, чтобы они могли обеспечить себя и свои семьи.
- Обеспечение своевременной оплаты труда сотрудников, чтобы они могли эффективно управлять своими финансами.
Психологические потребности (уровни 3-4)
Иерархия Маслоу Уровень 3: Социальные потребности
Когда мы удовлетворили наши потребности в безопасности, мы быстро осознаем потребность в удовлетворении наших социальных потребностей, включая чувство близости с другими людьми, межличностные отношения. отношения и принадлежность. Мы часто называем этот уровень любовью и принадлежностью. Конкретные социальные потребности включают в себя:
- Потребность в дружбе: наша социальная психология побуждает нас иметь близких друзей и людей, на которых мы можем положиться
- Потребность чувствовать себя любимым и принятым
- Чувство принадлежности: это одна из наших самых важных психологических потребностей, которую мы можем удовлетворить, участвуя в группах и клубах или дружа с людьми, разделяющими схожие интересы.
- Чувство любви или привязанности: это относится к ощущению любви или заботы со стороны других людей.
- Потребность в семейных связях: Чувство принадлежности к семейной ячейке часто имеет большое значение и тесно связано с чувством любви.
- Потребность понравиться: большинство людей знают это; чаще всего человек желает, чтобы его любили и чтобы на него смотрели в положительном свете
Изоляция, тревожность, депрессия — все это нежелательные состояния для человека, и именно здесь так важны социальные потребности. Когда эти потребности отрицаются, человек может легко испытать ухудшение своего психологического благополучия.
🏆 Что могут сделать менеджеры, чтобы мотивировать сотрудников с социальными потребностями? 🏆- Планируйте и организуйте мероприятия, в которых участвуют сотрудники на работе или вне офиса. Упражнения могут быть такими же простыми, как обед с коллегами, совместный кофе после работы, прогулка и разговоры в обеденное время.
- Проводите упражнения по сплочению коллектива на работе или вне ее, когда людей поощряют к общению во время социальных мероприятий, таких как прогулки и игры.
- Вовлекайте семьи ваших сотрудников в рабочие мероприятия и старайтесь создать сообщество вокруг бизнеса.
- Подготовьте информационный бюллетень компании, в котором будет делиться информацией и который поможет создать чувство общности; информационный бюллетень — это простой способ распространения мотивационной информации даже на нескольких сайтах и предоставления сотрудникам ориентиров.
Как лидеры, мы редко говорим о любви в бизнесе, и я думаю, что мы ошибаемся! Маслоу сказал, что:
« Мы должны понять любовь; мы должны быть в состоянии научить его, создать его, предсказать его, иначе мир будет потерян для враждебности и подозрительности. » Абрахам Маслоу
Есть отличная книга Стива Фарбера о лидерстве и любви. В своей книге « любовь — это просто чертовски хороший бизнес » он говорит нам, что если мы сможем сделать любовь неотъемлемой частью деловой культуры, сотрудники и клиенты начнут чувствовать, что их ценят по-настоящему.
Кажется, он согласен с Маслоу; Удовлетворяя потребность в любви, вы можете воспитать сотрудников, которые будут более лояльными, инновационными, творческими и вдохновленными, и это приведет к отличному клиентскому опыту.
Иерархия Маслоу Уровень 4: Потребность в уважении
Когда мы удовлетворили наши социальные потребности, мы обнаруживаем, что ищем удовлетворение потребности в уважении. Потребность в самоуважении относится к чувству собственного достоинства человека и обычно согласуется со способностью человека соответствовать его ожиданиям или стандартам в некотором отношении.
Потребности в уважении включают:
- Чувство компетентности или господства над своим окружением (например, рабочий проект, спортивные достижения)
- Потребность в самоуважении: чувство собственного достоинства человека обычно является результатом его способности жить в соответствии со своими ожиданиями или стандартами в каком-либо отношении
- Признание на работе, дома или в обществе в целом
- Желание быть нужным или значимым среди других людей, например, считаться экспертом
- Потребность в автономии и независимости, означающая желание действовать от своего имени без указаний, как себя вести
- Обеспечить интересную работу с возможностями карьерного роста, которые соответствуют навыкам и способностям сотрудника.
- Возложите на сотрудников ответственность за проекты или задачи, которые укрепляют их опыт, навыки и уверенность в себе.
- Не ставить сотрудников в ситуации, превышающие их возможности; работа менеджера состоит в том, чтобы укреплять людей и поддерживать их, двигаясь в правильном для них темпе.
Эти стратегии — отличный способ справиться с неуверенностью в себе, создав среду, в которой люди могут чувствовать себя компетентными и оправдывать ваши и свои собственные ожидания.
Потребности в самореализации (Уровень 5)
Иерархия Маслоу Уровень 5: Потребности в самоактуализации
Как только четыре уровня иерархии Маслоу удовлетворены и потребности в уважении отмечены галочкой, можно подняться на вершину мотивации Маслоу пирамида, где живут потребности самореализации.
Самоактуализация — это стремление человеческой природы реализовать свой потенциал. Абрахам Маслоу определял его как «…стремление к самореализации и все большему и большему тому, чем человек является, и всем, чем он способен стать».
Самореализация — это желание удовлетворить потребности личного роста и полностью раскрыть свой потенциал. Потребности в самореализации включают:
- Потребность в признании и признании, что означает желание, чтобы другие заметили ваши достижения
- Потребность в творчестве, которое относится к совершенствованию навыков и обдумыванию новых идей или решений.
- Потребность в личностном росте, которая заключается в стремлении узнать больше о себе, либо попробовав что-то, что вы никогда не пробовали раньше, либо освоив навык, который может повысить вашу самооценку.
Потребности в самореализации также включают осознание своих недостатков, чтобы работать над ними и становиться лучше. Менеджеры могут помочь, развивая людей, чтобы они стали более самосознательными и принимали свои слабости.
Самосознание такого рода проявляется во всех хороших программах обучения и развития, особенно в программах развития лидерских качеств, управленческих тренингов и курсов эмоционального интеллекта.
Только когда человек осознает свои сильные и слабые стороны, он может работать над саморазвитием.
Потребности в самореализации, как правило, удовлетворяются только меньшинством людей, часто из-за того, что некоторые навыки (чаще всего социальные навыки) трудно приобрести. Как правило, человеку трудно самореализоваться, если все остальные потребности не удовлетворены, хотя бы частично.
🏆 Что могут сделать руководители, чтобы мотивировать сотрудников с потребностью в самореализации? 🏆- Предлагаем возможности для профессионального роста.
- Обеспечьте доступ к книгам по саморазвитию, статьям и видео по темам, имеющим отношение к интересам сотрудников. Вы можете рассмотреть систему управления обучением с библиотекой контента для самопомощи.
- Дайте им отгулы на работе, чтобы они могли посещать занятия или семинары, необходимые для их работы.
- Стремиться понять цели человека более высокого уровня и давать обратную связь о том, насколько хорошо он продвигается к самореализации (предоставлять рекомендации, когда это необходимо, но старайтесь обучать, а не рассказывать)
- Помогите с трудными решениями, предоставив резонатор, где человек может высказать свои мысли без осуждения, прежде чем принять какое-либо окончательное решение о том, что ему делать дальше.
Сам Маслоу преподал важный урок, сказав: « … интеллектуальная целостность человека должна быть сохранена … он не может чувствовать, что его босс взял его под контроль. » (Маслоу)
[Менее известный уровень в иерархии Маслоу] Уровень 6: Самопревосхождение
Хотя иерархия Маслоу часто изображает пять уровней, существует менее известный шестой уровень, который он считал истинной вершиной мотивации. Он назвал эту потребность высшего порядка « самопревосхождение ».
Концепция самопреодоления представляет собой стремление выйти за пределы себя и индивидуальных забот. При этом вы соединяетесь с чем-то большим, например, с духовностью, высшим благом или высшей целью.
Самопревосхождение включает в себя чувство единство , единство и взаимосвязь со вселенной и поиск смысла и ценностей, выходящих за рамки личных интересов.
В контексте иерархии Маслоу самопревосхождение считается потребностью более высокого порядка, которая возникает после удовлетворения потребностей более низкого порядка.
Представляет собой следующий этап личного роста и самопознания, когда человек стремится понять свое место в мире. При этом они развивают более глубокую связь с другими людьми, природой и вселенной в целом.
⏰Ключевой момент: Важно отметить, что иерархия потребностей Маслоу не является жесткой или линейной прогрессией, и люди могут испытывать разные потребности одновременно или перемещаться между уровнями.
Однако концепция самопревосхождения показывает, что человеческое развитие может выходить за рамки самоактуализации и переходить в более широкий и взаимосвязанный жизненный опыт.
Иерархия 6-го уровня Маслоу (инфографика)
Почему менеджеры должны заботиться о потребностях людей?
Если вы являетесь менеджером или руководителем, теория Маслоу поможет вам понять потребности ваших сотрудников и предоставит основу для их мотивации к позитивному дискреционному поведению (т.е. делать позитивные вещи, потому что они этого хотят, а не потому, что должны ).
Иерархия Маслоу иллюстрирует присущее человеку желание «самореализоваться», когда он или она может использовать свои таланты и способности в полной мере.
Ваша цель как менеджера или лидера должна состоять в том, чтобы удовлетворить все потребности ваших людей, так как это секретный соус для мотивации и высокой производительности .
⏰Ключевой момент: Маслоу объяснил, что не обязательно удовлетворять все потребности на данном уровне до того, как возникнут другие потребности более высокого уровня. Вы, вероятно, согласитесь, что почти невозможно удовлетворять все потребности все время.
Маслоу советует, что множество человеческих потребностей чаще всего удовлетворяются частично и одновременно. Низкие потребности, как правило, удовлетворяются людьми в наибольшей степени.
Чтобы помочь сотрудникам удовлетворить потребности в уважении и самореализации, лидеры и менеджеры должны стремиться удовлетворять самые насущные потребности на каждом уровне.
Люди мотивированы желанием достичь или поддерживать условия, которые поддерживают пять потребностей.
Например, , человек пойдет на многое, чтобы обеспечить себя водой (или, если вы, как я, кофе :-)), так как без нее физиологическая потребность останется неудовлетворенной. В этом конкретном примере результат удержания воды будет иметь серьезные последствия (не рекомендуется) и, несомненно, будет препятствовать любому восхождению к самореализации.
Если вы хотите мотивировать свою команду, понимание иерархии потребностей может дать вам структурированную структуру, которая поможет вам в этом.
Главный совет для менеджеров , пытающихся создать определенное поведение, заключается в том, что у действия есть более одной мотивации. Таким образом, сосредоточение внимания только на одной потребности в качестве рычага — не лучшая стратегия.
Потребности роста в сравнении с потребностями дефицита
Маслоу считал, что потребности дефицита (первые четыре уровня), составляющие основу его иерархии, играют значительную роль в мотивации поведения людей.
Физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности и потребности в уважении возникают из-за дефицита. Другими словами, удовлетворение этих потребностей более низкого уровня необходимо, если мы хотим избежать неприятных ощущений или последствий.
Напротив, потребности самого высокого уровня по Маслоу называются желаниями роста. Они возникают из-за желания расти, а не из-за дефицита или отсутствия чего-то.
Если мы не сможем удовлетворить дефицитные потребности, хотя бы частично, то вероятность того, что мы станем самоактуализироваться, довольно мала; Вот почему менеджеры должны работать с иерархией потребностей, следя за тем, чтобы неудовлетворенных потребностей было как можно меньше.
Иерархия потребностей Маслоу Предостережения
Иерархия потребностей Маслоу, безусловно, имеет своих критиков. Вот некоторые из спорных моментов, которые преобладают в критике теории:
» Человеческие потребности не следуют строгой иерархии »
Хотя некоторые исследования показали наличие иерархических потребностей, большинство исследований не подтвердили это .
Вахба и Бридуэлл в своей статье «Переосмысление Маслоу» (https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/00305073766) рассмотрел ряд исследований, проверяющих теории Маслоу. Их работа завершилась тем, что они сообщили об отсутствии доказательств в поддержку ранжирования потребностей и существования иерархии.
В то время как иерархия Маслоу обычно изображается как следующая за жестким порядком, сам Абрахам указывал, что «средний порядок» не всегда следует. Он сказал, что « … было замечено, что человек может навсегда потерять высшие потребности в иерархии при особых условиях ».
Маслоу объяснил, что мы не должны рассматривать индивидуальные потребности как единственные детерминанты определенного поведения; мы должны исследовать многие виды поведения как частично мотивированные каждой из пяти потребностей, при этом некоторые или все так или иначе влияют на мотивацию.
Примером может служить процесс приема пищи, неизменно обусловленный многочисленными человеческими потребностями и мотивами. В этом примере прием пищи может быть обусловлен физиологической потребностью наполнить желудок. В то же время действие может быть мотивировано потребностью сделать вещи лучше или более удобными.
Кроме того, эту еду можно есть с друзьями, чтобы удовлетворить потребность в социальных связях. Я знаю, что странный пончик передает мои губы с многогранными потребностями голода и комфортной еды после плохого дня в офисе! Если я могу сделать это с друзьями, то тем лучше.
Теории мотивации не являются синонимами теории поведения. это означало бы игнорирование биологических, культурных и ситуационных детерминант. Как руководитель вы должны рассматривать каждого человека и каждую ситуацию индивидуально, принимая во внимание как основные потребности, так и более широкие личные предпочтения.
Заключение
В Иерархии Абрахам Маслоу дал отличный инструмент для обоснования нашего управления людьми в соответствии с их врожденными человеческими потребностями.
Руководители и менеджеры могут использовать иерархию потребностей в стратегическом и оперативном планировании для создания позитивной рабочей среды и повышения мотивации сотрудников.
Но иерархия потребностей Маслоу — не единственная теория мотивации в городе; другие психологи и практики выдвинули свои собственные теории мотивации, в том числе:
- Двухфакторная теория Герцберга – утверждает, что два фактора определяют удовлетворенность работой; внутренние факторы (характер самой работы) и внешние факторы (оплата, статус, условия труда).