Пиррон скептики: Пиррон из Элиды

Пиррон — родоначальник скептицизма | Афасия

Древнегреческий художник и философ, родоначальник скептицизма.

 

«Пиррон первым из греческих мыслителей провозгласил эпохе «воздержание от суждений» — основным методом философии. Греческое skeptikos означает «ищущий, рассматривающий, исследующий». Диоген Лаэртский так передает основную установку пирронизма «… вещи в себе вовсе не таковы, какими они нам кажутся, и что всё, что можно о них сказать, — это то, что они нам такими кажутся»».

Ивушкина Е.Б., Режабек Е.Я., Философия и история науки, СПб, «Алетейя», 2006 г., с. 72.

 

«… он принял участие в походе Александра на Восток. Собственными глазами он увидел, как рушится то, что обещало быть нерушимым, обнаруживая при этом, что убеждения греков, возможно, не имеют столь прочного основания, как это казалось. На востоке Пиррон познакомился с гимнософистами, от которых он воспринял идею о суетности мирского. Один из гимнософистов по имени Калан добровольно принял смерть через самосожжение, оставаясь бесстрастным в момент смерти.  […]

Пиррон не имел своей школы в строгом смысле слова, с учениками же был связан нетрадиционными узами. Когда речь идёт об учениках, то подразумеваются почитатели, обожатели или имитаторы/ Ученики ищут в своём маэстро новую модель жизни, экзистенциальную парадигму, надёжное доказательство достижимости счастья и душевного покоя даже в условиях крушения традиционных ценностей, однако сами не умеют создать новую систему.

Новизна Пиррона, отличающая его от предшественников и современников, состояла именно в убеждении, что можно жить искусно и вполне счастливо даже в отсутствии истины и ценностей, по крайней мере таких, как в прошлом.

Как же Пиррон пришёл к такому нетипичному для греческого рационализма убеждению? Как можно вывести правило жизни, отказавшись от бытия и истины, предположив, что всё суета сует? Ответ Пиррона мы находим у перипатетика Аристокла со ссылкой на Тимона, ученика Пиррона: кто хочет быть счастливым, должен иметь в виду три вопроса:

1) каковы вещи по природе;
2) каково должно быть наше отношение к ним;
3) каковы они будут и как надо себя вести.

Пиррон полагает, что:

1) все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны;
2) отсюда нельзя питать к ним ни малейшего доверия, но нужно жить без мнений, не склоняясь к чему-то, не отвращаясь ни от чего, ибо любая вещь «есть не больше, чем не есть, или есть и не есть», или «не есть, но и не не есть»;
3) при таком положении дел уместны лишь апатия, а ещё непоколебимость».

Дарио Антисери, Джованни Реале, Западная философия от истоков до наших дней. Античность. Средневековье, СПб, «Пневма», 2003 г.,  с. 275.

 

«Исходя из того, что каждому суждению о чем-либо можно противопоставить столь же сильный противоположный аргумент, скептики предпочитали вообще воздерживаться от суждений. Так, сам Пиррон ничего никогда не писал, и взгляды его известны лишь по сочинениям его ученика Тимона. Самое главное для человека, считали пирроновцы, — это не давать ничему никаких оценок, ибо всё относительно; прекрасное и отвратительное, доброе и злое, справедливое и несправедливое. И это было так понятно, когда прямо на глазах обесценивались все прошлые ценности, рушились старые устои, когда сегодня считалось совершенно ненужным то, что представлялось просто необходимым вчера и не было нужды восстанавливать разрушенные Фивы: «Зачем? Придёт, пожалуй, новый Александр и снова разрушит их». В обстановке неуверенности и тревоги, всё больше охватывающей греков по мере утраты независимости, скептики учили современников жить так, чтобы быть готовыми «ко всякому повороту судьбы». Счастье — только в душевном покое, и поэтому следует избегать всего лишнего и следовать только велениям естества — не голодать, не жаждать, не страдать от голода или болезней, а всего остального, что люди привыкли считать необходимым, избегать как пустого и лишнего».

Гончарова Т.В., Эпикур, М., «Молодая гвардия», 1988 г., с. 236.

 

Рассуждая подобным образом, Пиррон ввёл термин «афасия» (aphasia), для обозначения состояние человека, находящегося в безмятежном внутреннем покое. (По преданию, самого Пиррона из этого состояния однажды легко вывела собака, напавшая на мудреца…)

 

Идеи Пиррона явно повлияли на мировоззрение Эпикура.

скептицизм Пиррона, Секста Эмпирика, ф. Бекона.

Скептицизм: мир познаваем до некоторой степени. Скептицимзм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Скептики объявляют мир непознаваемым, по существу, оставляя человека наедине с самим собой. Они считают, что спокойствие духа можно достичь и в неизвестном, непонятном для человека мире: мы действительно вынуждены жить и хотим быть счастливыми в мире, который не можем до конца познать. Сомневались во всем, опровергали догматы других школ, но и сами ничего не утверждали. Скептики отрицали истинность любого познания и отбрасывали любые доказательства. Чувства сами по себе не несут в себе истины. Чувства не могут судить сами о себе, а потому они не могут устанавливать, истинны они или ложны. Пиррон из Элиды (ок. 360 — 280 до н. э.) — родоначальник античного скептицизма, считал философом того, кто стремится к счастью. Полагал, что состояние спокойствия духа достигается в результате воздержания от суждений. Суть концепции скептицизма по Пиррону (формулирует 3 вопроса и дает на них ответы): 1) какова природа вещей? – непознаваемость; 2) как мы должны к ним относиться? – воздерживаться; 3) какую мы получаем выгоду из такого отношения? – невозмутимость. Идеалом этой невозмутимости можно считать поведение Пиррона во время кораблекрушения, когда он, указав на поросенка, спокойно принимавшего пищу, сказал, что это идеал поведения истинного мудреца и все должны следовать ему. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, т. к. в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. Вещи недоступны для нашего познания; на этом основан метод воздержания от суждений. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность» (атараксия).

С точки зрения скептиков, идея зависимости добродетели от знания, представление о том, что на пути познания можно достичь большего счастья, является ложной. Они считают, что в таком случае индивид оказывается рабом по отношению к истине, так же как и намеренное счастье приводит к ненужному беспокойству души. Секст Эмпирик (2-я пол. II – нач. IIIвв.): «Не уловивши блага, он будет сильно тревожиться от желания овладеть им, а достигнув его, никогда не успокоится вследствие избытка радости или заботы о полученном». Его трактаты «Пирроновы основоположения», «Против ученых». Черты характерны для работ Секста:

1. Тесная связь его скептических аргументов с данными современной ему медицинской науки. 2. Стремление представить скептицизм как совершенно беспрецедентное и оригинальное философское учение, не допускающее не только смешения, но и сближения с другими философскими учениями. 3. Обстоятельность изложения, представляющего своего рода энциклопедию античного скептицизма. Он не выходит за пределы первоначального пирроновского скептицизма, который назван непосредственным, или интуитивным релятивизмом.

Секст Эмпирик излагает свое понимание скептицизма, как «скептическая способность, противопоставляющая явления и ноумены каким только возможно способом; отсюда, вследствие равносильности противоположных вещей и речей, мы приходим сначала к воздержанию от суждения, а затем к невозмутимости». Пути, проделанный догматиком, становясь скептиком: конфликт — нерешительность — равносилие — воздержание от суждения — безмятежность. Для достижения конечной цели — атараксии — Секст Эмпирик разрабатывает подробную логическую аргументацию, развертывая первые члены этой формулы. Основные положения античного скептицизма: 1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности. 2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет». 3. Подлинная философия скептицизма — молчание. 4. Следуйте «миру явлений».
БЭКОН Фрэнсис (1561—1626)
— английский философ и естествоиспытатель, основоположник методологии опытного научного исследования. Считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он называл господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание — ома». Могуществен тот, кто может, а может тот, кто знает. Путями, ведущими к знанию, являются наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т.е. применять индуктивный метод познания. Опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критического к ним отношения; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Наука, по Бэкону, состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств.
Наука, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и светская. При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как светская истина постигается опытом и разумом.

Исследование корней скептицизма: Пиррон и Секст

Слова скептик и скептицизм происходят от древнегреческого глагола, означавшего «расспрашивать». Таким образом, этимологически скептик — это исследователь. Это должно стать важным фоном для понимания скептического сомнения. Скептицизм в своих лучших проявлениях — это не вопрос отрицания, а исследование, поиск, сомнение в сомнении.

Первым великим философом-скептиком древнего мира был Пиррон Элидский (около 310–270 до н. э.). После путешествия с Александром Македонским в качестве придворного философа Пиррон вернулся домой, чтобы учить огромные толпы поклонников и искателей. Он был известен тем, что представлял философию как образ жизни, направленный на спокойствие духа и счастье сердца.

Пиррон считал, что люди всегда должны быстро задавать вопросы и медленно верить. Он, казалось, думал, что мы слишком легко убеждаемся в вещах, которые беспокоят наш разум и волнуют нашу душу. Поэтому он практиковал и проповедовал, по возможности воздерживаясь от осуждения.

Некоторые истории из древнего мира изображают Пиррона слишком спокойным и даже равнодушным к опасностям в его повседневной жизни. Нам рассказывают, что его друзья постоянно спасали ему жизнь, вытаскивая его с путей мчащихся телег, с краев скал и других опасностей. Комментаторы приписывают это скептическому нежеланию Пиррона доверять внешнему виду и, таким образом, философскому нежеланию на самом деле верить всему, что, казалось, происходило вокруг него. Соответственно, многие люди скептически относятся к таким историям.

Другие истории о Пирроне кажутся более правдоподобными и, скорее всего, связаны с его скептицизмом. Нам говорят, что однажды на него напала свирепая собака, что он отреагировал со страхом и что позже он извинился перед своими друзьями за то, что не действовал в соответствии со своей собственной философией. В другой истории он действительно достигает этой последовательности воздержания от суждений и в результате испытывает внутреннее спокойствие. Он был на борту корабля во время сильного шторма, но не выказал страха. Его перепуганные попутчики спросили, как он сохраняет спокойствие. Нам рассказывают, что посреди бури он указал на поросенка на палубе, спокойно поедающего свою еду, и сказал, что это невозмутимый образ жизни мудрого человека в любых ситуациях.

Еще одним древним скептиком был врач Секст Эмпирик. Соответственно, мы не уверены в месте и дате его рождения, дате его смерти и где он жил. Он, кажется, жил во второй половине второго века нашей эры и в первой четверти третьего века. Мы думаем, что он был греком из-за его способностей к греческому языку и очевидного знания мест в греческом мире. Его работы оказали большое влияние и являются лучшим источником аргументов и позиций классического греческого скептицизма.

Как и Пиррон, Секст не был догматическим скептиком в отношении человеческих знаний. Он не отрицал его возможности или фактического возникновения. Он просто был чрезвычайно осторожен в том, чтобы доверять всему, что выходило за рамки непосредственных проявлений, и побуждал нас к такой же осторожности.

Такие скептики, как Пиррон и Секст, считали, что мы должны жить своей повседневной жизнью в соответствии с видимостью, но что мы должны воздерживаться от каких-либо выводов из этой видимости, а также от твердых убеждений, основанных на этой видимости. Смыслом этой осторожности всегда была цель невозмутимости духа, а в конце концов — некое мирное счастье жизни.

Это древнее наследие скептицизма. Но наше использование скептических вопросов сегодня немного отличается. Мы стремимся не к достижению духовного спокойствия, а к интеллектуальному просветлению.

Эта статья можно найти в категории:

  • Философы,

Пирро и Пирронизм — Энциклопедия Нового Света

Пирро (ок. 360 г. до н.э. из Элиды, в древности считался первым философом-скептиком и вдохновителем школы, известной как Пирронизм, основанный Энесидемом в I веке г. до н.э.

Содержимое

  • 1 Пиррон
    • 1.1 Жизнь
    • 1.2 Философия
  • 2 Пирронизм
    • 2.1 Пирроновский кризис
    • 2.2 Экзистенциальное измерение
    • 2.3 Пирронизм и дзен
  • 3 Примечания
  • 4 Каталожные номера
  • 5 Внешние ссылки
    • 5.1 Общие источники по философии
  • 6 кредитов

Пирронизм часто означает крайний скептицизм — позицию, согласно которой следует воздерживаться от своих суждений, даже когда дело доходит до утверждения скептической позиции.

В этом он противостоит догматическому скептицизму, как и другим формам догматизма. Конечная цель Пиррона и его последователей заключалась в том, чтобы достичь атараксии, или душевного спокойствия, отказавшись от любых попыток найти вечно ускользающую абсолютную истину в мире, где каждая точка зрения и каждое утверждение могут найти свою противоположность. Поиск мира с относительной природой мира, таким образом, заменил более распространенный поиск окончательных ответов.

Пиррон

Жизнь

Диоген Лаэртский, цитируя Аполлодора, говорит, что он начинал как художник, и что его картины существовали в гимнастическом зале Элиды. Позже, вдохновленный трудами Демокрита, он обратился к философии и, согласно Диогену Лаэртскому, познакомился с мегарской диалектикой через Брайсона, ученика Стильпона. Однако показания Диогена сомнительны. [1]

Пиррон, очевидно, путешествовал с Александром Македонским во время его исследования востока вместе с Анаксархом и учился у гимнософистов в Индии и у магов в Персии. Кажется, он перенял уединенную жизнь из восточной философии. Вернувшись в Элиду, он жил там в нищете, но был очень почитаем элейцами, а также афинянами, которые дали ему права гражданства. Его доктрины известны главным образом благодаря сатирическим произведениям его ученика Тимона Флийского (Силлографа).

Философия

Главный принцип мысли Пиррона выражен в слове акаталепсия, подразумевающем невозможность познания истинной природы вещей. Для любого данного утверждения противоположное может быть выдвинуто с равным основанием. Во-вторых, необходимо ввиду этого воздержаться от суждения (эпохе). По выражению Тимона, ни одно утверждение не может быть известно как лучшее, чем другое. В-третьих, эти результаты применимы к жизни вообще. Поскольку ничего нельзя узнать, единственная правильная позиция — это 9.0002 атараксия,

или «свобода от беспокойства».

Надлежащее поведение мудреца, сказал Пиррон, состоит в том, чтобы задать себе три вопроса. Во-первых, нужно спросить, что такое вещи и как они устроены. Во-вторых, нужно спросить, как он относится к этим вещам. В-третьих, спрашивается, каким должно быть ее отношение к ним. Ответ Пиррона состоял в том, что вещи неразличимы, неизмеримы и неразрешимы, и не более того, чем то, или и то, и то, и ни то, ни это. Поэтому, сказал он, чувства не говорят правды и не лгут. [2] Следовательно, человек ничего не знает. Человек знает только то, как ему кажутся вещи, но об их внутреннем содержании люди остаются в неведении.

Невозможность знать, даже в отношении собственного невежества или сомнения, должна вести мудреца к уходу в себя. Ему следует избегать стресса и эмоций, которые естественным образом сопровождают суетное воображение. Эта теория невозможности познания есть первое и наиболее полное изложение агностицизма в истории мысли. Его этические результаты можно сравнить с идеальным спокойствием, предложенным стоиками и эпикурейцами.

Альтернативная интерпретация состоит в том, что Пиррон был , а не , строго говоря, скептиком в соответствии с собственными стандартами скептика — хотя он и считался скептиком в древности — но скорее отрицательным догматиком. Взгляд на то, как обстоят дела в мире, делает Пиррона догматиком; отрицание возможности познания делает его догму отрицательной. [3]

Пиррон, как говорят, был настолько привязан к скептицизму, что это привело к его собственной несчастной и внезапной смерти около 275 г.

г. до н. э. Согласно легенде, он демонстрировал скептицизм с завязанными глазами, когда его ученики пытались предупредить его об опасной скале, к которой он направлялся. Он отказывался им верить, и таким образом его жизнь внезапно оборвалась. Однако историческая достоверность этого утверждения сомнительна.

Пирронизм

Пирронизм, или Пирронианский скептицизм, — школа скептицизма, основанная Энесидемом в I веке г. до н. э. и записано Секстом Эмпириком в конце второго или начале третьего века 9.0037 г. н.э. г. Он был назван в честь Пиррона, хотя связь между философией школы и исторической личностью туманна. Пирронизм стал влиятельным в течение последних нескольких столетий, когда зародилось современное научное мировоззрение.

В то время как «академический» скептицизм, самым известным сторонником которого является Карнеад, утверждает, что «ничего нельзя знать, даже это», пирронианские скептики отказываются соглашаться с неочевидными утверждениями и остаются в состоянии постоянного исследования. По их мнению, даже утверждение о том, что ничего нельзя знать, является догматическим. Например, пирронианцы могут утверждать, что отсутствие доказательств не может являться опровержением и что отсутствие веры сильно отличается от состояния активного неверия. Вместо того, чтобы не верить в экстрасенсорные способности, например, из-за отсутствия доказательств таких вещей, пирронианцы признают, что нельзя быть уверенным, что новые доказательства не появятся в будущем, и поэтому они намеренно остаются предварительными и продолжают свои исследования. Пирронианцы также подвергают сомнению общепринятые знания и рассматривают догматизм как болезнь разума.

Пирроновский кризис

Краткий период в западной истории, во время зарождения современности, философы называют «пирроновым кризисом». В феодальном обществе абсолютная истина обеспечивалась божественной властью. Однако по мере того, как эта точка зрения утратила свою легитимность, наступило короткое время (в семнадцатом веке), прежде чем Просвещение создало науку и национальное государство в качестве новых источников абсолютной истины. В этот период среди мыслителей того времени были популярны релятивистские взгляды, подобные взглядам пирронизма.

Пирронианский скептицизм похож на форму скептицизма, называемую зететизмом, продвигаемую современным мыслителем Марчелло Труцци.

Экзистенциальное измерение

Пиррон и пирронизм принадлежат к постсократической традиции греческой философии, которая в основном сосредоточена на вопросах, связанных с личностью и ее моральными дилеммами, а не на космологических вопросах, как это было у досократиков. В более общем смысле философия означает любовь к мудрости. Следовательно, даже самый теоретический философский поиск начинается и заканчивается каким-то моральным или экзистенциальным интересом: откуда я пришел, кто я, куда я иду? И все эти вопросы возвращаются к вопросу «что я могу знать?» на что Пиррон отвечает: «ничего» и даже не уверен.

Воздержание от суждения, таким образом, является не только подходящей эпистемологической позицией; это также отношение, которое приведет к душевному покою, ataraxia . Для пирронианского скептика попытка найти удовлетворительное объяснение вещам по определению бессмысленна. Благодаря своей убежденности в том, что точное знание — это иллюзия, он отказывается даже идти в этом направлении и побуждает своих последователей искать мира в принятии этой реальности. Это прежде всего экзистенциальная позиция.

Пирронизм и дзен

При утверждении, что вещи есть ни то, ни се (ни горячее, ни холодное, ни белое, ни черное, ни определенное, ни неопределенное и т. д.) и в то же время то и то (горячее и холодное, белое и черный, достоверный и неопределенный), пирронист признает относительный характер всякого знания и всякой реальности, воспринимаемой разумом. Он признает, что, в конце концов, о реальности нельзя сказать ничего, что нельзя было бы опровергнуть с другой точки зрения, и совершаемый им экзистенциальный скачок заключается в том, что только отказавшись от всей этой перспективы и приняв вещи такими, какие они есть, у нас есть шанс достичь мира. ума.

Хотя культурный фон может сильно различаться, эта философская позиция сразу же напоминает дзен-буддизм и его поиски нирваны, внутреннего покоя и свободы, достигаемых через непривязанность. Эта свобода достигается не через какое-либо конкретное философское понимание нашей реальности. Скорее, это достигается через экзистенциальное понимание того, что мир повседневной реальности (описанный почти так же, как приведенное выше пирроновское описание) приводит к неразрешимым противоречиям, борьбе и противостоянию на каждом уровне из-за своей относительной природы. Таким образом, пустота или небытие Шуньяты, достигаемое в конце долгого духовного обучения, имеет парадоксально положительное значение, позволяющее нам принимать вещи такими, какие они есть, в их «Таковости», без какой-либо относительной перспективы. Таким образом, существует явное семейное сходство между атараксией и нирваной. Сообщения о визитах исторического Пиррона в Индию подтверждают связь между ними. Точно так же часто говорят, что другие древнегреческие мыслители, включая Платона, заимствовали часть своего вдохновения с Востока через Индию.

Примечания

  1. ↑ Бетт (2000) 1.
  2. ↑ Лонг и Седли (1987), том. 1, с. 14-17, т. 1, с. 2, стр. 5-7.
  3. ↑ Лонг (1986) 75-88.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Algra, K., J. Barnes, J. Mansfeld, and M. Schofield, eds. Кембриджская история эллинистической философии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999. ISBN 9780521250283
  • Аннас, Джулия и Джонатан Барнс. Модусы скептицизма: древние тексты и современные интерпретации. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1985. ISBN 9780521256827
  • Бетт, Ричард. «Аристокл о Тимоне о Пирроне: текст, его логика и достоверность». В Oxford Studies in Ancient Philosophy 12 (1994a), 137–181.
  • Бетт, Ричард. «Что Пиррон думал о природе божественного и добра?» Phronesis 39 (1994b), 303-337.
  • Бетт, Ричард. Пиррон, его предки и наследие. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000. ISBN 9780198250654
  • Брюншвиг, Жак. «Введение: начало эллинистической эпистемологии».
  • Бернит, Майлз, изд. Скептическая традиция. Беркли: University of California Press, 1983. ISBN 9780520037472
  • Бернит, Майлз и Майкл Фреде, ред. Первородные скептики: полемика. Индианаполис: Хакетт, 1997. ISBN 9780872203136
  • Хэнкинсон, Р.Дж. Скептики. Лондон: Routledge, 1995. ISBN 9780415047722
  • Лонг, А.А. Эллинистическая философия: стоики, эпикурейцы, скептики. University of California Press, 1986. ISBN 9780520058071
  • Лонг, А.А. и Дэвид Седли. Эллинистические философы. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. ISBN 9780521255615
  • Нападающий, Гизела. «О разнице между пирронистами и академиками». В G. Striker, очерка по эллинистической эпистемологии и этике. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 9780521470513
  • Нападающий, Гизела. «Скептические стратегии» В Г. Страйкере, Очерки эллинистической эпистемологии и этики. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 9780521470513
  • Нападающий, Гизела. «Десять тропов Энесидема». В G. Striker, очерка по эллинистической эпистемологии и этике. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996. ISBN 9780521470513
  • Сваварссон, Свавар Храфн. «Догматическая натура Пиррона». The Classical Quarterly 52 (2002), 248-56.
  • Сваварссон, Свавар Храфн. «Неразрешимая природа Пиррона». Оксфордские исследования древней философии 27 (2004), 249-295.
  • Эта статья включает текст из одиннадцатого издания Британской энциклопедии , публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 6 декабря 2022 г.

  • Статьи Стэнфордской энциклопедии философии:
    • «Пиррон».
    • «Древний скептицизм».
    • «Аркесилай».
    • «Карнеад».
  • Статьи в Интернет-энциклопедии философии:
    • «Древнегреческий скептицизм».

Общие источники философии

  • Стэнфордская энциклопедия философии.
  • Интернет-энциклопедия философии.
  • Проект Пайдейя Онлайн.
  • Проект Гутенберг.

Кредиты

Энциклопедия Нового Света авторов и редакторов переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts