Речь как форма поведения: Речевое поведение человека

Речевое поведение человека

Речевое поведение человека — сложное явление, связанное с особенностями его воспитания, местом рождения и обучения, со средой, в которой он привычно общается, со всеми свойственными ему как личности и как представителю социальной группы, а также и национальной общности, особенностями.

Речевое поведение — проявление поведения в словесной форме, состоящее из:

  • фраз,
  • интонаций,
  • внутреннего подтекста.

Речевое поведение человека в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностей интеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.

Эрудиция может быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагает, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек.

Можно сделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, в том числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свой собственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразными условиями речевого поведения.

Речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоционального состояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся в особенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.

В состоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точку зрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычных условиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузами нерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того же человека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.

Затруднения в выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленных повторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну», «вот» и т.

д.

В условиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менее разнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью (говорящий употребляет слова, которые наиболее типичны для него, активно пользуется речевыми штампами).

Другой важнейший показатель эмоционально напряженной речи — грамматическая незавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности, нарушении логической связи и последовательности между отдельными высказываниями, что приводит к двусмысленности.

Говорящий отвлекается от основной мысли, сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. В дальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако пытаясь ее исправить, обычно еще больше «путается». Следует отметить, что важнейшим индикатором психического здоровья человека является речь, по ней четко фиксируются практически все психические отклонения.

В доказательство можно привести пример из студенческой жизни: студенты, излагающие материал в обычных условиях семинара, а также в ходе экзамена. В студенческой аудитории говорящий свободно излагает материал, пользуясь всем лексическим запасом. В ходе экзамена студент чувствует себя менее комфортно, в его ответах снижается количество употребляемых слов и глаголов по сравнению с числом прилагательных и наречий, увеличивается количество слов обозначающих неуверенность («по-видимому», «может быть», «вероятно»). Возникают повторы отдельного слова или нескольких стоящих рядом. Растёт число слов, выражающих оценку объектов, событий (так называемая семантическая безысключительность с использованием слов «никакой», «всегда», «совсем», выступающая характерным признаком эмоционально-окрашенной речи). Удлиняются паузы обдумывания, допускаются «самоперебивы» с целью исправить уже сказанное, что портит общее впечатление об ответе.

Интонации голоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но и глубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребывать в разном настроении, но при этом лишь 20% личностных характеристик будут новыми, а остальные 80% остаются постоянными. Учет голосовых признаков в изучении собеседника дает очень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателя говорящий может только при соответствующей специальной тренировке.

Интонация, тембр составляют фонд значимых фонаций, которыми мы широко пользуемся в общении. Это вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностных отношений.

Через интонацию, говорящий передаёт слушающему оценочную характеристику содержания текста. Для точной передачи мысли необходимо использовать логические средства. Это своего рода эмоциональные ударения, или интонирование речи.

В русском языке выделяют три типа логической интонации:

  • сообщения,
  • вопроса,
  • побуждения.

При этом установлено, что простая интонация вопроса и ответа, т.е. интонация сообщения, определяется на слух не по конечному движению тона всей фразы, а по движению тона с учётом темпа и интенсивности в слове, независимо от его лексического значения.

Интонации, нужно отметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональное состояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата.

Часто писатели обозначают именно голосовое сопровождение произносимых персонажами высказываний: говорить мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, с улыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово «прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношения персонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного, голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.

В ситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой, позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях было получено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты, подвижности, внутреннего состояния и возраста, опираясь только на голос и на манеру говорить.

Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

  • оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
  • спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;
  • заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;
  • сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
  • ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
  • нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

11. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Формы и виды речи. Особенности речевого поведения педагога.

Требования к речи педагога

Речь – это процесс общения людей с помощью языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.

В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь».

Язык – это система знаков и символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития.

Значение речи и языка (психологический аспект)

Речь:

  • Формирует сознание человека.

  • Размыкает для нас сознание другого человека.

  • Делает достоянием индивидуального сознания опыт всего человечест-

ва.

Язык:

действия с предметами даже в период их отсутствия.

ствования.

памятью, мышлением.

Речь – сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Воздействия. Заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Сообщения. Состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Выражения. Заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

Обозначения. Состоит в способности человека посредством слова давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.

Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Она бывает устной и письменной.

Устная речь– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь– это речь одного человека, в течение относительно длительного времени, излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Как диалогическая, так и монологическая речь может быть активной и пассивной. Оба эти термина, конечно условны и характеризуют деятельность говорящего или слушающего человека. Активная форма речи – это речь говорящего человека, речь же слушающего человека выступает в пассивной форме. Дело в том, что, когда человек слушает, он повторяет про себя слова говорящего. Внешне это никак не проявляется, хотя при этом речевая деятельность присутствует. Люди различаются по степени развития активной и пассивной речи. Один человек хорошо понимает речь другого человека, но плохо передает свои собственные мысли, другой – прекрасно говорит, но совершенно не умеет слушать.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат).

Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

Внутренняя речь это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека.

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

В речи можно выделить следующие такие ее свойства как: содержательность, понятность, выразительность и действенность.

Поведение как общение

Родители могут быть очень удивлены, когда маленький ребенок использует такие действия, как крик, удары и бросание предметов, чтобы выразить гнев или разочарование. В запале родителю очень трудно быть уверенным в правильном ответе. Что приведет к лучшему изменению поведения? Какой может быть разрушительная реакция на истерику ребенка?

Общение – это процесс выражения или обмена идеями, мыслями или чувствами с другим человеком. В зависимости от возраста или цели предполагаемого сообщения коммуникатор может использовать речь, знаки, печать или поведение (и это лишь некоторые из них) как средство донесения своего сообщения до слушателя. В случае, если ребенок использует поведение для общения, важно понять, соответствует ли это возрасту ребенка.

Например, дети в возрасте до 18 месяцев обычно знают менее 20 отдельных слов и могут просто развивать способность говорить «нет» в знак протеста. Каждый раз, когда ребенок не может выразить словами свое разочарование, он может прибегнуть к другим способам общения, таким как удары, крик или отталкивание. Еще один аспект, который следует учитывать при работе с ребенком в возрасте до 18 месяцев, заключается в том, развила ли он или она четкую Теорию Разума (ToM), которая представляет собой «способность приписывать психические состояния себе и другим и понимать, что у других есть убеждения, желания и намерения, отличные от собственных». http://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_mind.

Определенные навыки, такие как имитация, указание и совместное внимание, лежат в основе Теории разума и обычно развиваются к 12-месячному возрасту. Недавние исследования показывают, что малыши в возрасте 16 месяцев могут отличить надежного партнера по общению от непредсказуемого. Это может указывать на начальное осознание того, что у другого человека психическое состояние отличается от вашего собственного. Важно учитывать этот эмоциональный/ментальный аспект развития при рассмотрении поведения с маленькими детьми, потому что он может оказать решающее влияние на то, как родитель отреагирует на такое поведение.

В возрасте до 2 лет большинство малышей имеют ограниченные вербальные способности выражать разочарование. Во многих случаях лучший способ отреагировать — это перенаправить, обозначить их чувства к ним, обозначить чувства других и смоделировать хороший ответ, соответствующий возрасту. Например, предположим, что мама и папа только что принесли домой младшую сестренку. Двадцатимесячный Джоуи испытывает смешанные чувства, ведь он привык быть номером один! Он берет игрушку и бросает ее в свою сестру (к счастью, игрушка отскакивает от переноски, а не от ее головы). Обеспокоенным (но не злым) голосом мама могла быстро подойти к Джои и сказать: «Бросание игрушек может навредить ребенку!» «Джоуи, ты злишься и грустишь. Мама и папа любят тебя. Мы позаботимся о тебе». «Давайте похлопаем Сару по руке, а потом посмотрим на вашу книгу о Винни-Пухе».

Очевидно, было бы неплохо держать игрушки собранными в общем районе и следить за Джоуи, когда он приближается к своему новому сопернику (это его точка зрения), пока он не убедится, что она не представляет угрозы. Кроме того, планируйте ситуации, когда вы играете с ними обоими, и помогаете Джоуи «играть» с сестрой, тряся для нее погремушку или давая ей мягкую игрушку. Джоуи, возможно, еще не дошел до того, чтобы понять, что может причинить боль своей сестре. Он просто хочет вернуть все на свои места или, по крайней мере, быть уверенным, что его любят и что он по-прежнему занимает важное место в семейной динамике.

К двум годам у детей начинают формироваться ранние навыки принятия точки зрения, что относится к способности общаться с другими и видеть вещи с точки зрения другого, хотя двухлетние дети часто могут думать, что другие чувствуют то же, что и они (эгоцентризм). ). В этом возрасте ребенок обычно может сказать 50 слов и понимает около 300 слов. Рецептивное понимание обычно выше, чем выражение. Это возраст командного «движения»; неповиновение — «нет»; притяжательные, «Мой»; и реагируя, «оооо». В этом возрасте больше истерик, что отчасти связано с трудностями в общении и желанием быть независимым. Опять же, могут быть полезны стратегии перенаправления, определения чувств и моделирования соответствующего языка и поведения. Еще одна хорошая стратегия в этом возрасте — предлагать выбор. «Я убрала печенье, ты хочешь морковных палочек или яблока». «Пришло время выключить телевизор, не хотите ли поиграть с мелками?» Выбор моделирует хорошую социальную стратегию, а также помогает маленьким детям почувствовать, что они могут иметь некоторую независимость в определенных рамках. Моделирование хорошего общения и спокойствия очень важно. Дети в этом возрасте многому учатся, наблюдая за другими. Итак, когда вы расстроены, что видят ваши дети?

Как только началась истерика или деструктивное поведение, может быть полезно воспользоваться некоторыми подсказками из функционального анализа и найти ABC, предшествующие-поведенческие-последствия в данной ситуации. Затем проанализируйте результаты, чтобы определить, как помочь ребенку научиться общаться в более приемлемой манере.

Предшественник: Что предшествует поведению? Время суток, кто рядом, какие занятия (игрушки, еда и т. д.)

Поведение: Что на самом деле произошло? Ребенок устроил истерику, ударил кого-то, сломал игрушку?

Последствие: В ABC-анализе это относится к цели поведения; пытается ли ребенок вырваться из подавляющей ситуации, избежать еды, привлечь внимание или удовлетворить сенсорную потребность?

Хотя функциональный анализ уже много лет используется для изучения расстройств аутистического спектра, это полезный способ выявить закономерности в поведении любого человека. Цель состоит в том, чтобы выяснить функцию следствия ребенка: бегство, избегание, внимание, сенсорика, а затем выбрать приемлемое замещающее поведение. Для наших целей это был бы лучший способ общения ребенка или более четкое восприимчивое понимание ситуации.

Например, если ваш 3-летний ребенок впадает в истерику, когда вы приближаетесь к краю бассейна, вы знаете, что бассейн, вероятно, является антецедентом. Поведение — истерика. Вероятно, он пытается уйти от ситуации (отойти от нее) и избежать ситуации (попасть в лужу). Таким образом, следствием является побег и избегание. Что было бы хорошей заменой поведения? Что ж, отойти от края пруда медленным небрежным образом было бы хорошей начальной заменой поведения, если это остановит истерику. Медленно и небрежно, чтобы ребенку не было так очевидно, что вы реагируете на его поведение (что может быть подкреплением). Возможно, вы посидите некоторое время у бассейна, опустив ноги в воду, чтобы смоделировать удовольствие от занятия. При этом используя простые положительные фразы о воде. «Это так хорошо». Я могу коснуться дна!» «Смотрите, у меня в воде утка! Можешь пустить другую утку в воду? «Мне нравится бассейн!»

Если у ребенка есть модель использования определенного поведения для удовлетворения потребности, важно подготовить ребенка к новой деятельности и смоделировать соответствующий язык для этой ситуации.

Так что, если вы думаете, что ваш ребенок может отреагировать так же при втором посещении бассейна, просмотрите несколько книг о том, как ходить в бассейн, и купите небольшой детский бассейн на заднем дворе, чтобы поиграть в нем какое-то время. Пусть ребенок поиграет со шлангом для воды. Разговор о бассейне. После выполнения некоторых из этих заданий дайте ребенку выбор. Хочешь сегодня пойти в парк или поплавать со мной и бабушкой? Дайте ребенку ответы, которым он может подражать. Если они не могут сказать, что я боюсь бассейна, вы можете сказать: «Вы, кажется, немного боитесь бассейна». «Это правильно? Вы можете сказать мне?»

Со временем дети начнут больше использовать свои слова для общения, если у них есть слова. И если они увидят, что слова более эффективны, чем поведение.

С другой стороны, предок малыша может видеть свои любимые конфеты у кассы. Поведение пытается схватить его, а затем кричать, когда вы говорите «Не сегодня». Последствием, вероятно, будет привлечение внимания и предотвращение потери конфеты. Поведение, которое вы хотите изменить, — это крик, когда ваш ребенок не добивается своего. Так что давать им конфеты никогда не было хорошей идеей. Лучше игнорировать такое поведение и позволить крику продолжаться, пока вы выписываете товар (если вы можете ждать так долго), или немедленно покинуть магазин, даже если вам придется вернуться позже. Ребенок должен видеть, что поведение не привело к желаемому результату. Позже, когда ребенок успокоится, поговорите просто о том, как вести себя в магазине. «Мама не покупает конфеты в магазине, пока платит. Когда мама говорит «Нет», ты должен подождать, пока мы не вернемся домой, чтобы перекусить». «Мама не сможет купить еды, если ты не сможешь хорошенько подождать в коляске». Возможно, вам придется пройти через это несколько раз, в зависимости от вашего ребенка, но важно никогда не вознаграждать такое поведение.

Для всех детей важно моделировать речь и давать им возможность практиковаться в том, чтобы говорить «нет» или практиковаться в принятии «нет» дома, чтобы они и вы были лучше подготовлены к описанным сценариям.

Детям с интеллектуальными проблемами, такими как РАС или синдром Дауна, или детям с сенсорными проблемами может потребоваться дополнительная поддержка, чтобы справиться с ними. Им труднее собраться, что сказать, или может быть труднее понять, что происходит. Итак, опять же, важно подготовить их к новым ситуациям с помощью слов, картинок и историй. Использование системы визуальной коммуникации может быть полезным, даже если это просто «Да/Нет» и несколько важных изображений, представляющих еду, питье и туалет. Переход на аугментативную коммуникацию будет полезен тем, у кого ограничена вербальная речь. Исследования показывают, что усиливающая коммуникация не замедляет развитие вербальной речи, а фактически может увеличить вербальность. Есть несколько отличных приложений для планшетов, которые могут быть очень полезны при переходах и выражении желаний.

Функциональный анализ очень важен для детей с трудностями, потому что очень легко непреднамеренно подкрепить поведение, что приведет к еще большему нарушению привычного поведения. Эти дети с большей вероятностью будут иметь трудности с моделью мышления и восприятием перспективы, поэтому они могут продолжать вести себя дольше и чаще, потому что они больше инвестируют в удовлетворение своих собственных потребностей в результате страха, трудностей выживания или сенсорной модуляции. Они с меньшей вероятностью заметят, что другие искренне заинтересованы в их интересах.

Детские логопеды являются экспертами в области развития речи. Понимание того, насколько важно приемлемое общение для позитивного детства, является основной мотивацией для выбора карьеры в педиатрии. Если семья подозревает, что поведение связано с трудностями в понимании языка или эффективном использовании языка, логопед и профессиональная терапия Северного Техаса будут рады, если логопед бесплатно расскажет вам о ваших вопросах и проблемах.

Для получения информации о развитии теории разума в раннем детстве посетите веб-сайт http://psycnet.apa.org/?&fa=main.doiLanding&doi=10.1037/a0016715

Введение в вербальное поведение

Розмари Гриффин

Важность вербального поведения

В прикладном анализе поведения вербальное поведение является важным компонентом того, что мы делаем каждый день. Это помогает нам понять и научить людей, как взаимодействовать с другими людьми, будь то просьба к официанту принести вам воды или участие в сложных дискуссиях, таких как дебаты. Он описывает систему, лежащую в основе того, как мы взаимодействуем с другими людьми для удовлетворения наших потребностей. Это очень важно. Почему это так? Что ж, прежде чем я смогу ответить на этот вопрос, позвольте мне начать с объяснения того, что такое вербальное поведение.

Что это?

По словам Купера, Херона и Хьюарда (авторов Прикладного анализа поведения, также известного как Библейский эквивалент всех BCBA), они определяют вербальное поведение как «поведение, подкрепление которого опосредовано слушателем». Что это значит? Ну, подумайте об этом так: все, что делает человек, подкрепляемый другим человеком, является вербальным поведением. Например, если ребенок указывает на свою бутылку с водой, а я подхожу к воде, хватаю ее и даю этому ребенку, это вербальное поведение. То же самое верно, если бы ребенок сказал «вода». Оба поведения были вознаграждены человеком, который увеличит запросы ребенка в будущем. Понятно? Тогда продолжим двигаться вперед!

 

Основные виды общения

В приведенном выше примере ребенок вызывал вербальное поведение в форме запроса (МАН). Хотя это, вероятно, наиболее распространенный тип вербального поведения, существуют и другие, такие как такт, эхоика, интравербальное поведение. Посмотрите на график ниже, чтобы узнать больше о каждом из них!

 

 

Итак, почему вас это должно волновать?

Итог: вербальное поведение — это общение, и все основные типы вербального поведения необходимы для навигации в сложном социальном мире, в котором мы живем. Это грандиозно! Представьте, что у вас не было возможности задавать вопросы (внутривербальные). Попробуйте в течение 2 минут вести разговор, не задавая вопросов. Вы не можете. Вопросы очень важны. Как и ярлыки (ТАКТЫ). Вы когда-нибудь пробовали посчитать, сколько раз мы маркируем то, что считаем интересным/крутым/полезным? Это намного больше, чем вы думаете. Вот почему мы считаем вербальное поведение столь важным. Это связано с каждой частью нашей жизни. Вот почему мы придаем этому большое значение и почему все программы ABA включают коммуникативные цели.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts