Плюсы и минусы метода наблюдение: Преимущества и недостатки наблюдения

Содержание

Метод наблюдения в психологии — виды, преимущества и недостатки

Наблюдение — это общепринятый метод изучения психопатических реакций подопытного объекта с последующей обработкой собранных данных и выявлением закономерностей. Данный психодиагностический метод относиться к числу старейших способов исследования, известный с 19 века.

Систематизация видов

Накопленная база вариативных классификаций позволяет выделить виды исследовательского метода:

  • осознанный и неосознанный. Первый вид изыскания предусматривает организацию обследования с открытой фиксацией проявлений психической деятельности и перманентное взаимодействие психолога-наблюдателя и изучаемых людей. Неосознанный способ подразумевает не афиширование диагностической методики для объекта;
  • внешний и внутренний. Для внешнего вида психодиагностики характерен сбор информации посредством изучения объекта со стороны. Самоличное изучение исследователем, протекающих процессов в его сознании, определяется, как внутренний вид;
  • сплошной и выборочный.
    Основная первопричина различия двух видов сопряжена с регистрируемыми объектами. При сплошном виде психолог учитывает весь объем сведений, полученных при наблюдении. Выборочный тип – это акцентирование внимания исследователя исключительно на совокупности данных, требуемых для изучаемого вопроса;
  • систематический и несистематический. В основу этих видов легла регулярность наблюдения;
  • долговременный и кратковременный. Первый характеризуется продолжительностью обследования в течение длительного времени, вплоть до расширения временных рамок изучения до нескольких лет. Наблюдение кратковременного вида определяется ограниченным периодом изучения;
  • включенный и не включённый. Вид изыскания, подвергающий анализу изучаемую тему «изнутри», при котором психолог-наблюдатель становится участником исследуемой группы, называется включенным. Для второго вида свойственно сбор данных «извне»;
  • естественный и лабораторный. При естественном варианте изучение и анализ осуществляется в натуральной среде для человека.
    Лабораторный метод предполагает создание искусственной среды для изучения.

Психологическое изыскание посредством наблюдения может реализовываться самолично психологом или с внедрением в психодиагностику всевозможной фиксирующей техники. Однако, использование аппаратуры не всегда допустимо при наблюдении в силу того, что нескрываемая фиксация может отразиться на валидности информации, а включение в процесс техники, скрытой от глаз объектов изучения, становится спорным моментом, затрагивающим вопросы этики.

Плюсы и минусы

Целенаправленно организованное восприятие и регистрация психической деятельности, является высоко результативным методом сбора информации. К базисным достоинствам наблюдения можно отнести следующие:

  • уровень материальных затрат минимален;
  • фиксирование данных одновременно по нескольким критериям;
  • исследование допустимо без согласия объектов и их предварительной подготовки.

Главными и значительными изъянами метода психодиагностики считаются персонализация информации и низкий показатель достоверности результатов при вторичном изучении объекта.

Научная сторона Комментарии: 0

Эмпирические методы. Наблюдение

Эмпирические методы. Наблюдение.

  1. общая характеристика
  2. классификация видов наблюдения
  3. требования к организации наблюдения
  4. плюсы и минусы, ошибки наблюдения
  5. процедура и оформление результатов наблюдения

1.общая характеристики.

Наблюдение — это наиболее древний вид метода научного познания. С этой точки зрения можно говорить о наблюдении как самостоятельном метода, так и о том, что оно входит в другие

Наблюдение —  целенаправленное систематическое активное изучение предметов и явлений действительности с помощью органов чувств. Метода набл-я базируется на непосредственном восприятии нами окружающей действительности. Наблюдение отличается целенаправленностью. Нужно знать, что мы хотим получить. Кроме цели оно отличается системностью, то есть наше восприятие нужно упорядочить в систему, что то делать, чтобы оно было системным. И последнее отличие активное – это слово означает то, что мы активны в наблюдении, но не вмешиваемся в действие. Активность она обязательна! Активность не означает вмешательство, это активность по получению информации. В связи с тем, что наблюдение очень давно используется, и формируется основная проблема – проблема объективности получаемой информации. В некоторых философских системах вообще отрицается объективность. 

В самом методе можно  выделить 2 больших аспекта:

  1. Непосредственное восприятие явления
  2. Фиксация или регистрация

От чего зависит объективность  в ходе получения информации:

  1. От научности организации
  2. Условия наблюдения – важно, чтобы наблюдение происходило в условия естественных для объекта наблюдения, так как человек ведёт себя естественно в привычных для него условиях.
  3. Использование приборов и аппаратов – они дают возможность повторить процедуру наблюдения (например, видеокамера).

Итогом любого наблюдения является некое описание, то есть фиксация при помощи языка, исходных сведений о объекте наблюдения. Из этого всего вытекают и основные функции наблюдения:

  1. Функция фиксации или регистрации
  2. Функция предварительной классификации явлений (это нужно наблюдать, а то не нужно)
  3. Функция познавательная – в ходе наблюдения мы проверяем выдвинутые гипотезы

2.Классификация видов 

наблюдения

Существуют различные  виды наблюдения по разным основаниям, и каждый вид наблюдения обладает определенными своими особенностями.

Первое основание – отношение к объекту наблюдения и с этой точки зрения выделяют 2 вида:

  1. Интроспекция или самонаблюдение – когда я наблюдаю за самим собой, она требует серьезной проработки и планирования, если объект и субъект совпадают
  2. Наблюдение за внешним объектом – когда мы наблюдаем за кем-то

Второе основание для классификации – наличие системы контроля, с этой точки зрения наблюдение делят на:

  1. Контролируемое, которое предполагает наличие контроля, которые может организовываться либо через увеличение количества наблюдателей и сопоставление их мнений, либо через проведение серий наблюдений, то есть в одних и тех же условиях проводится несколько наблюдений, либо с привлечение средств фиксации, оно гораздо лучше проверяется.
  2. Неконтролируемое наблюдение – подобных механизмов не имеет и его результаты менее объективны, часто это наблюдение используют для первичного ознакомления с объектом

Третье основание —  степень контакта наблюдателя с наблюдаемым, выделяют:

  1. Включенное – наблюдение изнутри, мы включаемся в деятельность изучаемой группы, наблюдатель становится полноправным членом группы он разделяет их правила и нормы существования данной группы. Достоинством является т, что можно зафиксировать те моменты, которые наблюдателю со стороны никогда не откроются. Недостатки – большое время по включению в группу, можно оказать влияние на группу, и это изменит результаты
  2. Не включенное – наблюдение со стороны,  требует меньше времени, но скрытые процессы можно не заметить, не зафиксировать

Четвертое основание – по степени формализованности выделяют:

  1. Структурированное – предполагает четкое предварительное определение того, что и как мы будем наблюдать
  2. Не структурированное – заключается, что исследователь заранее не определяет, что он будет наблюдать, наблюдение ведется за объектом в целом, с целью ознакомления с ним, чтобы иметь представление о нем, что и как с ним происходит

Пятое основание – по естественности условий для наблюдаемого, или по условиям организации:

  1. Естественное, или полевое – ориентировано на сбор информации в реальных жизненных ситуациях
  2. Лабораторное – проводится в специально организованных условиях, этот вид позволяет зафиксировать те свойства, которые не могут проявиться в жизни, «+» — мы все создали и смотрим, но непонятно, на сколько естественно поведение человека.

 

 

Шестое основание – по степени осведомленности наблюдаемых выделяют:

  1. Открытое – когда наблюдаемый знает, что за ним наблюдают, но это может привести к искажению поведения, неосознанно, но мы корректируем наше поведение, когда за нами наблюдают.
  2. Инкогнито – когда наблюдение ведется тайно (скрытая камера). Инкогнито — здесь человек не знает, что за ним ведется наблюдение. Важно, чтобы объект был действительно привычным.

3.Требования к наблюдению

Как и любой метод –  наблюдение обладает определенными  правилами (требованиями)

Особенности:

  1. Объект наблюдения обладает активностью – его поведение может меняться
  2. То, что и наблюдатель  обладает собственной динамикой, следовательно, его внутреннее состояние оказывает воздействие на его восприятие

Требования  к организации:

  1. Преднамеренность – вы должны иметь четко поставленную цель, что мы хотим пронаблюдать,  какую информацию получить, должны понимать на какие обстоятельства, факты вы будете обращать внимание, а на какие нет.
  2. Планомерность – предполагает  наличие четкого плана наблюдения и план должен фиксировать 2 важных аспекта: 1. широту наблюдение – то есть какое количество объектов мы собираемся фиксировать; 2. глубину – то есть на сколько дифференцированно мы будем фиксировать проявляемое свойство
  3. Направленность – требование подразумевает, что внимание наблюдателя фиксируется только на интересующих его проявлениях, а для этого нужно предварительно определиться с тем, что вас будет интересовать
  4. Систематичность – важно, чтобы выбранные вами признаки отражали интересующее вас явление, и отражали полно
  5. Активность наблюдателя – мы ищет то, что нас интересует
  6. Результаты должны обязательно фиксироваться, для этого применяется протоколирование, унификация и кодирование
  7. Объективность при обработке результатов – важно максимально отстраниться от собственных суждений.

4.Плюсы и минусы наблюдения.

Ошибки наблюдения:

Плюсы:

  1. Непосредственность восприятия позволяет фиксировать реальное поведение . Оно позволяет почувствовать то, что мы не сможем почувствовать с помощью других методов. Позволяет воспринимать реальную жизнь.
  2. Фиксирует конкретное поведение в конкретной ситуации.
  3. Наблюдение минимально зависит от готовности наблюдаемых или испытуемых к участию в исследовании.
  4. Многомерность – когда методом можем зацепить самые разные аспекты
  5. Небольшое время на саму процедуру наблюдения

Минусы:

  1. Спорность получаемых данных с точки зрения объективности
  2. Невозможность повторения (могут выручить технические средства, но это занимает гораздо больше времени)
  3. Длительность подготовки
  4. Большой объем фактов, из которых трудно отобрать нужные

Типичные ошибки: (что надо учитывать)

  1. Эмоциональный настрой и настроение наблюдателя
  2. Близость социального, профессионального, национального и иных статусов наблюдателя и наблюдаемого.
  3. Ошибки ожидания (есть определенная гипотеза и мы наблюдаем только то, что хотим наблюдать)
  4. Чрезмерная комплексность – когда мы стремимся зафиксировать максимальное количество проявлений и из-за этого теряем важное
  5. Узость наблюдения – когда на чем-то зациклены и упускаем важное
  6. Ошибки личного отношения к наблюдаемому
  7. Гало эффект – когда сложившееся впечатление искажает восприятие типичных признаков
  8. Ошибка снисходительности – когда мы стремимся дать завышенную оценку по каким-либо причинам
  9. Ошибка ревизора – когда замечаются минусы и делается внимание на них, занижение оценки
  10. Ошибка усреднения – среднее явление встречаются в жизни гораздо чаще, чем крайность
  11. Логические ошибки – когда фиксируются связи между явлениями, которых на самом деле нет.
  12. Ошибка контраста – обращается внимание на то, что не соответствует ему
  13. Ошибка подобия – фиксирует то, что подобно ему

Ошибки могут вызываться внешними факторами:

  1. Присутствие третьих особенно значимых лиц
  1. процедура и оформление результатов наблюдения

Алгоритм действий для организации наблюдения (процедура)

  1. определение целей и задач наблюдения – для чего, какую информацию вы хотите получить, определить цели и задачи – значит определить, что нужно получить
  2. выбор объекта наблюдения – определяем что или кого будем наблюдать
  3. выбор ситуации наблюдения – в каких условиях будем наблюдать наш объект
  4. выбор видов наблюдения – определяемся, как мы будем наблюдать
  5. выбор критериев и показателей наблюдаемого поведения – какие точно признаки вы собираетесь наблюдать (в соответствии с целью наблюдения)
  6. выбор способа записи – определяемся с тем, что фиксируем, как фиксируем
  7. подготовка бланка, протокола – в котором нужно «ставить галочки», так как фиксация должна занимать минимум времени
  8. проведение наблюдения – здесь важно избежать типичных ошибок наблюдения, главная задача – выполнить требования
  9. обработка полученной информации, составление чистового протокола, интерпретация полученных данных (это свидетельствует о том, что…)

 

протокол наблюдения — единой формы протокола не существует, но и к нему существуют требования. В нем должны обязательно указываться следующие сведения:

  1. о наблюдателе и объекте наблюдения, обязательно указывается дата, время наблюдения.
  2. Указываются условия наблюдения – учебная деят-ть, вне учебная…
  3. Указываются виды наблюдения – открытое, инкогнито…
  4. Регистрация фактических данных (табличная форма)
  5. протокол

Критерии

показатель

Что фиксируем (выбираем, что фиксируем  – наличие признака или его  отсутствие)

Проявление признаков, их наличие

Примечания, замечания, отметки

(отмечаем, особенности разговора…  свои интерпретации) 

Отношение одного человека к другому –

— количество контактов (разговор)

 

— Наличие разговора, + (12:35-12:37)

количество разговора

— длительность

— тон

— эмоциональные проявления

0-30

31-60

61-90

 

+++

+++

++++++

— визуальный контакт +

   

длительность

— тактильные контакты

   

 

На 15. 03.12 составить протокол наблюдения по теме вашей курсовой работы

  1. протокол надо без заполнения 2-ух последних граф

Сбор данных Преимущества и недостатки

Наблюдательное исследование — иногда называемое полевым исследованием — представляет собой форму неэкспериментального исследования, предназначенного для наблюдения (т. е. наблюдения) за поведением, которое органично и спонтанно разворачивается в естественной среде.

В то время как наблюдательные исследования десятилетиями использовались в различных дисциплинах, таких как социология, психология, культурология и т. д., в контексте маркетинговых исследований они используются, чтобы помочь предприятиям получить ценную информацию о своих клиентах и ​​рынке. Например, бизнес может незаметно наблюдать за тем, как клиенты ведут себя в автосалоне, уделяя особое внимание таким аспектам, как то, куда они ходят и по каким маршрутам, сколько времени они тратят, язык тела и так далее.

Преимущества наблюдательного исследования

Самое большое преимущество наблюдательного исследования уже было отмечено: оно позволяет предприятиям наблюдать за потенциальными клиентами в естественной обстановке, что может выявить глубокие идеи, недоступные с помощью других методов, таких как фокус-группы и опросы. Это особенно актуально, когда участники исследования имеют сознательную или бессознательную предрасположенность к тому, чтобы представить исследователю себя «с лучшей стороны».

Например, 9Участники фокус-группы 0005 могут заявлять (и даже верить этому утверждению, когда они его делают), что при посещении автосалона они «невосприимчивы» к любым формам давления со стороны продавцов и начинают просматривать напольные модели, не обращая никакого внимания на продавцов. Тем не менее, наблюдательные исследования могут показать, что большинство клиентов — даже те, которые планируют быть «невосприимчивыми», — тем не менее откликнутся на приглашение продавца к взаимодействию (т. е. клиенты могут действительно хотеть, чтобы их оставили в покое, но они не будут настаивать на этом, если это означает нарушение основных норм светского этикета). Основываясь на этом понимании, дилерские центры, которые хотят свести к минимуму количество клиентов, которые входят/выходят без привлечения продавца, могут размещать напольные модели дальше от входа или размещать персонал ближе к входу.

Еще одно ключевое преимущество наблюдательных исследований заключается в том, что исследователи могут изменять свою точку обзора на основе переменных в реальном времени. Например, если их взгляду препятствуют толпы или другие препятствия, они могут просто переместиться в лучшее место.

Недостатки наблюдательных исследований

В отличие от структурированных фокус-групп (т. е. даже «спонтанные и неформальные» фокус-группы структурированы, только по-другому!), присущая наблюдательным исследованиям органическая природа означает, что исследователи мало контролируют среда. Таким образом, понимание, которое в конечном итоге получается, может быть не оправдано затратами времени и средств.

Кроме того, если исследование не спланировано и не проведено экспертами, высока вероятность субъективной предвзятости. Например, исследователь может бессознательно «захотеть» увидеть, что покупатели открыты и согласны с тем, чтобы персонал розничной торговли занимался с ними во время совершения покупок, и поэтому может ошибочно истолковать вежливые улыбки (или даже нервозность) как знаки одобрения. Таким образом, использование других методов сбора качественных данных для контроля и устранения предвзятости имеет важное значение.

Прочтите статью наших коллег из Remesh, в которой они сравнивают онлайн-фокус-группы с традиционными, чтобы получить дополнительную информацию!

Узнать больше

Чтобы узнать больше об исследованиях с помощью наблюдений и о том, как они могут помочь вам получить прибыльную информацию о ваших клиентах и ​​рынке, свяжитесь с группой по связям с общественностью сегодня. Наш со-генеральный директор Колсон Стебер может помочь вам определить, является ли наблюдательное исследование подходящей методологией для достижения ваших бизнес-целей.

Для получения дополнительной информации по номеру как донести ценность маркетинговых исследований до ваших клиентов , загрузите нашу БЕСПЛАТНУЮ электронную книгу сегодня: 

 

Достоинства и недостатки наблюдения в маркетинговых исследованиях

Содержание

  • Достоинства или преимущества наблюдения в маркетинговых исследованиях
      2 Шансы 904
    • 90 1.0 предвзятости ограничены
    • 3. Лучшее понимание поведения потребителей
  • Недостатки, недостатки или ограничения наблюдения в маркетинговых исследованиях
    • 1. Недостаточная компетентность наблюдателя
    • 2. Отсутствие ясности
    • 3. Незначительный контроль над физической ситуацией
    • 4. Неуправляемые данные
    • 5. Возможность искажения

Достоинства или преимущества наблюдения как данных, используемых в маркетинговых исследованиях

90 -техника сбора в зарубежных исследованиях рынка. Он стал самым совершенным современным методом исследования. Ниже приведены достоинства метода наблюдения:

Изображение: Наблюдение – достоинства и недостатки

1. Реальный и истинный

Все данные должны исходить из некоторого опыта или восприятия. Как научный инструмент, он может варьироваться от самого обычного до самого научного, включая современные механические и электронные средства. Он отвечает потребностям конкретной ситуации. Данные, собранные с помощью наблюдения, будут более надежными, чем данные, собранные любым другим методом. Всякий раз, когда возможно прямое наблюдение, его следует проводить, так как оно наиболее надежно.

2. Вероятность смещения ограничена

Наблюдение лежит в основе всех исследований. Она играет важную роль в процедуре обследования. Общие условия наблюдения можно контролировать, выбирая группу, особую форму стимулов и наблюдателей. Более того, данные, собранные в ходе наблюдения, немедленно записываются. Все это приводит к меньшей предвзятости со стороны наблюдателя при проведении маркетингового исследования.

3. Лучшее понимание поведения потребителей

Наблюдение помогает получить информацию, которую потребители не хотят или не могут предоставить. Наблюдение необходимо для изучения младенцев, которые не могут ни понять наши вопросы, ни ясно выразить свои мысли. Наблюдение — единственный подходящий инструмент для не склонных к сотрудничеству лиц, которые не желают предоставлять данные о своем поведении.

Недостатки, недостатки или ограничения наблюдения в маркетинговых исследованиях

Наблюдение имеет определенные ограничения. Его очень легко осуществить в тщательно контролируемых лабораторных экспериментах. Деньги и время, необходимые для проведения наблюдения, часто непомерно высоки.

1. Недостаточная компетентность наблюдателя

Недостаточная компетентность наблюдателя может снизить достоверность и достоверность наблюдения. Наблюдатель должен иметь четкое представление о характере потребительского поведения. Он/она также должен иметь действительную систему взглядов и свободу от личных предубеждений.

2. Отсутствие ясности

Наблюдатель склонен видеть только то, что он хочет видеть. Все люди, попавшие в одни и те же ситуации, не обязательно воспринимают одно и то же. Различные наблюдатели, наблюдающие за одним и тем же событием, сообщают подробности, на которые влияет сильный личный интерес, эмоции, мотивация и т. д.

Наблюдатель должен полагаться на свою память при построении своего наблюдения. В таких случаях он должен записать свое наблюдение сразу же после наблюдения. Таким образом, запись, если она не является надлежащей, противоречит самой цели наблюдения.

3. Недостаточный контроль над физической ситуацией

Предметом наблюдения могут быть образцы редко встречающегося поведения. Наблюдатель может не получить адекватной выборки данных, на которых он должен основывать свои выводы. Он мало контролирует физическую ситуацию. Это особенно верно в неструктурированной ситуации, когда так много вещей происходит одновременно, что становится трудно уследить за ними всеми.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts