По степени развернутости выделяют мышление: Виды мышления

Виды мышления

Опубликовано пользователем Psyker

Мышление в своих отдельных проявлениях может представлять удивительное многообразие. Так, мышление взрослого и ребенка, бухгалтера и плотника, здорового и больного качественно различно. Даже мышление одного и того же человека может быть различным при решении разных задач в неодинаковых условиях. Таким образом, можно говорить о видах мышления. Остановимся на некоторых из них, обращая при этом внимание на критерии их выделения.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

·  теоретическое мышление — направленность на объяснение явлений действительности это познание законов, правил

·  практическое  — направленность на преобразование действительности. подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением

эмпирическим. С.Л. Рубинштейна , Б.М. Теплова «Ум полководца».

 Мышление делят так же на продуктивное, творческое и репродуктивное Основано на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

По степени развернутости разделяют мышление интуитивное и аналитическое (дискурсивное). Аналитическое мышление развернуто во времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

 

  Различают виды мышления по критерию соответствия реальности.

В реалистическом мышлении гипотезы и их критические оценки взаимосвязаны и взаимоуравновешены.

В аутистическом мышлении критический компонент отсутствует или ослабевает. Аутистическое мышление может приобретать различные формы в зависимости от того, как и почему снижается роль критического компонента.

Это может быть связано с недостатком или недоступностью знаний о мире, как в детском или мифологическом мышлении. Причина может быть в направленности мышления не на познание, а на удовлетворение каких-то внутренних желаний. Это может быть связано с нефункционированием критического компонента, как это бывает в сновидном мышлении.

Особое место среди других видов мышления занимает логическое мышление. Более двух тысяч лет назад Аристотель сформулировал законы «правильного» мышления. Эти законы он назвал логикой. Логика помогает прийти к правильному мыслительному выводу и обосновать этот вывод. Способ рассуждения, приводящий к выводу, в логике называется умозаключением. Существует два типа умозаключений: индуктивное и дедуктивное

Говоря о мышлении аналитическом, практическом, визуальном и т.п., мы должны помнить, что мышление едино и речьидет лишь о различных видах и формах этого единого процесса.

виды мышления

мышление

Рубрика: 

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова: 

  • мышление
  • виды мышления

Оцените публикацию

Популярное

7 эффективных рекомендаций для интеграции стажеров в рабочие процессы

Обустраиваем комнату отдыха в офисе. Что должно быть обязательно, а что нет?

Как преподносить коллективу информацию о непопулярных решениях, чтобы свести недовольство к минимуму?

Виды мышления и критерии их классификации.

Важно понимать, что мышление — качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как:

1) генезису развития;

2) характеру решаемых задач;

3) степени развернутости;

4) степени новизны и оригинальности;

5) средствам мышления;

6) функциям мышления и т.д.

1. По генезису развития различают мышление:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое;

  • абстрактно-логическое.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе.

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

  • теоретическое;

  • практическое.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Теоретическое мышление — это познание законов и правил. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

  • дискурсивное;

  • интуитивное.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности

различают мышление:

Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

  

5. По средствам мышления различают мышление:

  • вербальное;

  • наглядное.

Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.    Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

  • критическое;

  • творческое.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Типологические классификации мышления

(по содержанию используемых средств)

наглядное вербальное

(по степени соответствия реальности)

реалистическое аутистическое

(также “эмоциональное”, по Майеру)

(по характеру протекания)

интуитивное аналитическое

(по характеру задач)

практическое теоретическое

(по степени новизны продукта мышления)

продуктивное репродуктивное

(по степени сознательного контроля и управления)

произвольное непроизвольное

Функциональные классификации мышления.

а) творческое — критическое

б) абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

Генетические классификации мышления.

Выделяют три уровня развития мышления, различающиеся по форме предъявления объекта и способам познания мира:

1) наглядно-действенный (через практическое действие с объектом)

2) наглядно-образный (с помощью образных представлений)

3) словесно-логический (с помощью логических понятий и знаков)

В психологии принято выделять три вида мышления:

1. Практическое мышление

направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной деятельности людей. Это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями практического мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

2. Конкретно-образное (художественное) мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты практическое, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, вид мышления.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает поставленные перед ним жизнью задачи.

Мыслительные опреации очень разнообразны:

  • анализ,

  • синтез,

  • сравнение,

  • абстрагирование,

  • конкретизация,

  • обобщение,

  • классификация.

Что из этого списка применит человек, будет зависеть от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке. Эта переработка протекает в форме суждений и умозаключений:

1. Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

2. Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

Результаты мыслительной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит, раскрыть его сущность.

3. Понятие — есть отражение существенных признаков предмета. Чтобы эти признаки раскрыть, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

14.3: Когнитивные теоретики — Пиаже, Элкинд, Колберг и Гиллиган

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    24682
    • Paris, Ricardo, Raymond, & Johnson
    • Колледж Каньонов через Колледж Каньонов
      Рисунок \(\PageIndex{1}\): Подростковое мышление характеризуется способностью рассуждать логически и решать гипотетические проблемы, например, как спроектировать, спланировать и построить структуру. (Изображение CCDC армии США, лицензия CC BY 2. 0) Рисунок \(\PageIndex{2}\): Пиаже предположил, что формальное операционное мышление является последней стадией когнитивного развития. (Изображение Яна Джослина, лицензия CC BY 4.0) Рисунок \(\PageIndex{3}\): Этот подросток, вероятно, думает: «Должно быть, они шепчутся обо мне». (Изображение предоставлено Twentyfour Student под лицензией CC BY-SA 2.0) Рисунок \(\PageIndex{4}\): шесть стадий нравственного развития Кольберга. (Изображение Лоуренса Колберга, Эма Гриффина и cmglee находится под лицензией CC BY-SA 4.0)
      Таблица \(\PageIndex{1}\): Позиции нравственного развития по Гиллигану
      Моральные позиции Определение морального блага

      Эта страница под названием 14.3: Cognitive Theorists — Piaget, Elkind, Kohlberg и Gilligan используется в соответствии с лицензией CC BY, ее автор, ремикс и/или куратор — Пэрис, Рикардо, Раймонд и Джонсон (College of the Canyons) .

      1. Наверх
        • Была ли эта статья полезной?
        1. Тип изделия
          Раздел или Страница
          Автор
          Пэрис, Рикардо, Раймонд и Джонсон
          Лицензия
          СС BY
          Программа OER или Publisher
          Колледж Каньонов — Программа нулевой стоимости учебников
          Показать оглавление
          нет
        2. Теги
          1. cid:cdev100
          2. эгоцентризм
          3. воображаемая аудитория
          4. Жан Пиаже
          5. психологический конструктивист
          6. ориентация на выживание

        Психология, развитие продолжительности жизни, теории продолжительности жизни

        Жан Пиаже (1896–1980) — еще один теоретик стадий, изучавший развитие детства (рис. ). Вместо того чтобы подходить к развитию с психоаналитической или психосоциальной точки зрения, Пиаже сосредоточился на когнитивном росте детей. Он считал, что мышление является центральным аспектом развития и что дети от природы любознательны. Однако он говорил, что дети думают и рассуждают не так, как взрослые (Пиаже, 1930, 1932). Его теория когнитивного развития утверждает, что наши когнитивные способности развиваются через определенные стадии, что иллюстрирует прерывистый подход к развитию. По мере того, как мы продвигаемся к новой стадии, происходит явный сдвиг в том, как мы думаем и рассуждаем.

        Жан Пиаже провел более 50 лет, изучая детей и то, как развивается их разум.

        Пиаже сказал, что дети разрабатывают схемы, чтобы помочь им понять мир. Схемы — это концепции (ментальные модели), которые помогают нам классифицировать и интерпретировать информацию. К тому времени, когда дети достигают совершеннолетия, они создают схемы практически для всего. Когда дети узнают новую информацию, они корректируют свои схемы посредством двух процессов: ассимиляции и аккомодации. Во-первых, они усваивают новую информацию или опыт в соответствии со своими текущими схемами: ассимиляция — это когда они получают информацию, сравнимую с той, что они уже знают. Адаптация описывает, когда они меняют свои схемы на основе новой информации. Этот процесс продолжается по мере того, как дети взаимодействуют с окружающей их средой.

        Например, 2-летний Блейк выучил схему для собак, потому что в его семье есть лабрадор-ретривер. Когда Блейк видит других собак в своих книжках с картинками, он говорит: «Посмотри, мама, собака!» Таким образом, он ассимилировал их в свою схему для собак. Однажды Блейк впервые видит овцу и говорит: «Посмотри, мама, собака!» Имея базовую схему, согласно которой собака — это животное с четырьмя ногами и мехом, Блейк считает, что все пушистые четвероногие существа — это собаки. Когда мама Блейка говорит ему, что животное, которое он видит, — овца, а не собака, Блейк должен приспособить свою схему для собак, чтобы включить больше информации, основанной на его новом опыте. Схема Блейка для собаки была слишком широкой, поскольку не все пушистые четвероногие существа — собаки. Теперь он изменяет свою схему для собак и формирует новую для овец.

        Подобно Фрейду и Эриксону, развитие мышления Пиаже протекает в виде ряда стадий, примерно соответствующих возрастным диапазонам. Он предложил теорию познавательного развития, разворачивающуюся в четыре стадии: сенсомоторную, дооперациональную, конкретно-операциональную и формально-операциональную (табл.).

        Возраст (лет) Стадия Описание Проблемы развития
        0–2 Сенсомотор Мир, переживаемый через чувства и действия Постоянство объекта
        Тревога незнакомца
        2–6 Предэксплуатационный Использовать слова и образы для представления вещей, но не иметь логических рассуждений Ролевая игра
        Эгоцентризм
        Развитие речи
        7–11 Бетон рабочий Логически понимать конкретные события и аналогии; выполнять арифметические операции Консервация
        Математические преобразования
        12– Официальная операционная Формальные операции
        Использование абстрактных рассуждений
        Абстрактная логика
        Моральное рассуждение
        Стадии когнитивного развития по Пиаже

        Первой стадией является сенсомоторная стадия , которая длится от рождения до примерно 2 лет. На этом этапе дети познают мир через свои чувства и двигательное поведение. Маленькие дети берут предметы в рот, чтобы проверить, съедобны ли они, и как только они могут брать предметы, они могут трясти или стучать ими, чтобы посмотреть, издают ли они звуки. В возрасте от 5 до 8 месяцев у ребенка развивается постоянство объекта , то есть понимание того, что даже если что-то находится вне поля зрения, оно все еще существует (Bogartz, Shinskey, & Schilling, 2000). Согласно Пиаже, маленькие дети не помнят предмет после того, как он был убран из поля зрения. Пиаже изучал реакцию младенцев, когда ребенку сначала показывали игрушку, а затем прятали под одеяло. Младенцы, которые уже развили постоянство объекта, потянулись бы к спрятанной игрушке, показывая, что они знали, что она все еще существует, тогда как младенцы, у которых не развилось постоянство объекта, выглядели бы сбитыми с толку.

        Пожалуйста, уделите несколько минут просмотру этого короткого видеоролика, демонстрирующего способность разных детей понимать постоянство объектов.

        По мнению Пиаже, примерно в то же время, когда у детей развивается постоянство объекта, они также начинают проявлять тревогу по отношению к незнакомцам, то есть боязнь незнакомых людей. Младенцы могут демонстрировать это, плача и отворачиваясь от незнакомца, цепляясь за воспитателя или пытаясь дотянуться руками до знакомых лиц, таких как родители. Тревога незнакомца возникает, когда ребенок не может ассимилировать незнакомца в существующую схему; поэтому она не может предсказать, каким будет ее опыт с этим незнакомцем, что приводит к реакции страха.

        Вторая стадия Piaget — это предоперационная стадия , возраст которой составляет примерно от 2 до 7 лет. На этом этапе дети могут использовать символы для представления слов, изображений и идей, поэтому дети на этом этапе участвуют в ролевых играх. Руки ребенка могут стать крыльями самолета, когда он летает по комнате, или ребенок с палкой может стать отважным рыцарем с мечом. Дети также начинают использовать язык на дооперациональной стадии, но они не могут понять взрослую логику или мысленно манипулировать информацией (термин 9).0226 оперативный относится к логическому манипулированию информацией, поэтому дети на данном этапе считаются до -оперативными). Детская логика основана на их собственных личных знаниях о мире до сих пор, а не на общепринятых знаниях. Например, папа дал кусочек пиццы 10-летней Кейко и еще один кусочек ее 3-летнему брату Кенни. Кусок пиццы Кенни был разрезан на пять частей, поэтому Кенни сказал сестре, что получил больше пиццы, чем она. Дети на этом этапе не могут выполнять мыслительные операции, потому что они не развили понимания консервация , которая заключается в том, что даже если вы измените внешний вид чего-либо, он все равно будет иметь одинаковый размер, если ничего не было удалено или добавлено.

        На этом видео показан 4,5-летний мальчик на предоперационной стадии, когда он отвечает на задания Пиаже по сохранению.

        На этом этапе мы также ожидаем, что дети проявят эгоцентризм , что означает, что ребенок не способен принимать точку зрения других. Ребенок на этом этапе думает, что все видят, думают и чувствуют так же, как и они. Давайте снова посмотрим на Кенни и Кейко. Приближается день рождения Кейко, поэтому их мама ведет Кенни в магазин игрушек, чтобы выбрать подарок для его сестры. Он выбирает для нее фигурку Железного человека, думая, что если ему понравится игрушка, то и его сестре тоже. Эгоцентричный ребенок не способен сделать вывод о точке зрения других людей и вместо этого приписывает свою собственную точку зрения.

        Пиаже разработал задачу трех гор, чтобы определить уровень эгоцентризма, проявляемый детьми. Дети рассматривают трехмерную горную сцену с одной точки зрения, и их спрашивают, что другой человек, находящийся с другой точки зрения, увидит ту же сцену. Посмотрите на задачу «Три горы» в действии в этом коротком видео из Университета Миннесоты и Музея науки Миннесоты.

        Третья стадия по Пиаже — это конкретная операционная стадия , которая происходит примерно от 7 до 11 лет. На этом этапе дети могут логически мыслить о реальных (конкретных) событиях; они хорошо разбираются в использовании чисел и начинают применять стратегии запоминания. Они могут выполнять математические операции и понимать преобразования, например, сложение противоположно вычитанию, а умножение противоположно делению. На этом этапе дети также осваивают концепцию сохранения: даже если что-то меняет форму, его масса, объем и количество остаются прежними. Например, если вы нальете воду из высокого тонкого стакана в низкий толстый стакан, у вас все равно будет столько же воды. Помните Кейко, Кенни и пиццу? Откуда Кейко знала, что Кенни был не прав, когда сказал, что у него есть еще пицца?

        Дети на стадии конкретной операции также понимают принцип обратимости , что означает, что объекты можно изменять, а затем возвращать обратно в исходную форму или состояние. Возьмем, к примеру, воду, которую вы налили в короткий толстый стакан: вы можете перелить воду из толстого стакана обратно в тонкий стакан и получить такое же количество воды (минус пара капель).

        Четвертый и последний этап теории Пиаже — это формальный операционный этап .0141 , то есть примерно с 11 лет до совершеннолетия. В то время как дети на стадии конкретной операции способны логически мыслить только о конкретных событиях, дети на стадии формальной операции могут также иметь дело с абстрактными идеями и гипотетическими ситуациями. Дети на этом этапе могут использовать абстрактное мышление для решения проблем, искать альтернативные решения и тестировать эти решения. В подростковом возрасте происходит возобновление эгоцентризма. Например, 15-летняя девушка с очень маленьким прыщиком на лице может подумать, что он огромен и невероятно заметен, из-за ошибочного впечатления, что другие должны разделять ее восприятие.

        Как и в случае с другими основными авторами теорий развития, некоторые идеи Пиаже подверглись критике по результатам дальнейших исследований. Например, несколько современных исследований поддерживают модель развития, которая является более непрерывной, чем дискретные стадии Пиаже (Courage & Howe, 2002; Siegler, 2005, 2006). Многие другие предполагают, что дети достигают когнитивных вех раньше, чем описывает Пиаже (Baillargeon, 2004; de Hevia & Spelke, 2010).

        Согласно Пиаже, высшим уровнем когнитивного развития является формально-операциональное мышление, которое развивается в возрасте от 11 до 20 лет. Однако многие специалисты по психологии развития не согласны с Пиаже, предполагающим пятую стадию когнитивного развития, известную как постформальная стадия (Basseches, 19).84; Коммонс и Бресетт, 2006 г .; Синнотт, 1998). В постформальном мышлении решения принимаются на основе ситуаций и обстоятельств, а логика интегрируется с эмоциями по мере того, как взрослые вырабатывают принципы, зависящие от контекста.

        About the Author

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Related Posts