Почему дети: «Послушный ребенок — это страшно»: почему дети не должны быть «удобными»

«Послушный ребенок — это страшно»: почему дети не должны быть «удобными»

Наступил момент, когда старшему сыну нужно было выбирать школу. Это головная боль для любого осознанного родителя. Мне очень хотелось, чтобы это была лучшая из лучших школ, до которой неутомительно добираться. Естественно, начался долгий и муторный поиск: чтение отзывов в интернете, изучение разных рейтингов, составление собственного списка школ, из которых можно потом выбрать, запись на дни открытых дверей и т. д.

В нашем округе явно выделялась одна школа, которая, по отзывам родителей, была просто великолепна. Мы решили поехать туда, посмотреть на нее снаружи и изнутри, захватив с собой того самого человека, который должен был там провести следующие десять лет.
И вот, приехав на место, я наблюдаю из окна машины за детьми, которые выходят с ранцами за спиной, и у меня какое-то странное, совсем непонятное чувство. Только на обратном пути я сообразил, с чем оно было связано. Дело в том, что в этой школе царила абсолютная тишина. Дети не носились вокруг здания, не орали, не бегали, не дрались, и это было очень странно. Смотрю на детей, которых встречают родители, и решаю, что нужно поговорить именно с папами и мамами. Ведь мнение взрослого человека может отличаться от отзывов в интернете. Подхожу к одной мамочке и говорю:

— Извините, мы выбираем школу, и я хотел узнать именно ваше, родительское мнение. Вы довольны тем, как здесь учат и обращаются с вашими детьми?

Глаза этой мамочки сразу заблестели, и она начала тараторить:

— Это лучшая школа! Мы очень довольны! Мой ребенок стал совершенно другим человеком, когда начал здесь учиться! Для нас с мужем это просто находка!

— А в чем он стал другим человеком? Можно поподробнее?

Тут она отводит меня немного в сторону и говорит таким, знаете, задушевно-вкрадчивым голосом:

— Мой ребенок наконец-то стал послушным! Теперь он слушается меня во всем!

close

100%

Бинго! Школа сделала свое дело, и мама этому очень рада! Но для меня это было первым сигналом к тому, что отсюда нужно побыстрее бежать.

Странный я папа, правда? Который не хочет, чтобы его дети были послушными. Ведь с самого раннего детства мы слышим от бабушек, дедушек, мам и пап, что хороший ребенок — это ребенок послушный.

Я же считаю, что послушный ребенок — это в первую очередь удобный ребенок. Причем удобный всем: родителям, учителям (многие педагоги вообще себе таких записывают в любимчики) и даже государству.

Он будет делать все, что ему говорят; безропотно принимать правила игры; слушать старших; голосовать на выборах, за кого скажут; пить то, что наливают; терпеть временные трудности, которые никогда не кончаются, и будет абсолютно нормальным человеком в обществе. Покорным, ждущим команды, безынициативным, не пытающимся изменить мир. Я действительно так считаю, и вот почему.

Представьте взрослого работающего человека, который привык подчиняться (слушаться) и делать только то, что входит в его обязанности. Поверьте, я знаю сотни таких людей, особенно много — из бывших бюджетников, которые не могли взять ответственность за свою жизнь в свои руки. Никогда от такого человека не дождешься инициативы, никогда он не будет делать больше, чем надо, работать будет только формально и с девяти до шести, и предел его мечтаний — это пресловутое «как у всех» или «не хуже, чем у других».

«Советская поговорка «Ума нет — иди в пед» уже не актуальна». Интервью с ректором МГПУ Игорем Реморенко

Почему в педагогические вузы перестали идти ради бумажки о высшем образовании, что пугает молодых…

09 декабря 12:41

Нормальный образ жизни нормального человека. Он привык, что им руководят, с самого детства, и эта модель прочно закрепилась в его сознании. Это, кстати, одна из причин, по которой в девяностые и нулевые многие кадровые офицеры шли работать охранниками после выхода на пенсию.

Или вот вам другая картинка. Взрослый послушный человек попадает в плохую компанию в институте, вырвавшись из-под гнета родителей, где все его окружение ведет праздный образ жизни, слоняется без дела, прогуливает пары и бухает при любой возможности.

close

100%

Как себя будет вести этот взрослый послушный человек, если он не привык говорить «нет»? Как станет отстаивать свою независимость, если он этого делать не умеет? Взрослые, выросшие из послушных детей, всегда смотрят на то, как ведут себя люди вокруг. Ориентироваться на чужое мнение для них норма, поэтому они всегда присоединяются к большинству: ведь так безопаснее.

Или вот так. Чья-то прекрасная, ангельская, такая послушная дочка наконец-то вышла замуж, но муж оказался не тем, за кого себя выдавал, и стал деспотом, который не чурается даже рукоприкладства. Послушность этой девочки сделала ее покорной по жизни, и она считает, что заслужить любовь можно только примерным поведением, как это было с родителями, что тебя будут любить, только если ты будешь хорошей девочкой. Она подавила еще в детстве свои приоритеты и желания, потому что чужие первичны. И вот она из кожи вон лезет, а мужа-деспота все равно это не устраивает. И так год за годом огромное количество женщин терпят домашнее насилие.

Конечно, послушный ребенок очень удобен для родителей, но расплачиваться ему за это потом, в будущей взрослой жизни, придется самому, без родителей рядом.

Быть послушным — это модель, которая остается на всю жизнь. Даже став взрослым, человек с установкой на послушание боится рисковать, делать самостоятельные шаги, постоянно ждет одобрения от социума и при этом ненавидит таких, как я.

Почитайте комментарии к постам предпринимателей в соцсетях. Некоторые люди часто отвергают их желание быть независимыми, предприимчивыми, социально активными и высказывающими свое, особое мнение. Эдакие послушные удобные взрослые, выросшие из послушных удобных детей, которые страдают от такой модели. Но у них нет возможности что-то изменить, просто потому что по-другому они жить не умеют. Родители не научили.

Тест: угадайте значение этого слова

Предлагаем вам пройти новый тест на «Газете.Ru» и проверить, сможете ли вы без помощи словаря и…

07 декабря 09:32

Моя цель при работе с детьми — чтобы они стали самодостаточными и счастливыми взрослыми. Поэтому любой из них может аргументированно настоять на своем, если не согласен с моим мнением. Только аргументированно, пожалуйста. Без необоснованных истерик и протестов. Но даже если начнется истерика, я все равно буду с ними разговаривать, чтобы понять, чем она вызвана. Хотя порой хочется стукнуть кулаком о стол и сказать: «Выполнять! Потому что я так сказал!»

И тут читатель этой книги должен задать мне вопрос. Что-то из серии: «То есть детям можно все? Бить братьев и сестер? Кормить собаку клеем? Дергать маму за волосы? Поджигать папе усы? Какать в гостиной? И не ходить в школу, когда им вздумается?»

Нет, конечно. Для этого существуют правила, режим и границы.

И каждый из этих пунктов будет выведен в отдельные татуировки, которые вы увидите дальше. И когда современные школьные учителя хватаются за голову и говорят, что с каждым годом дети становятся все более распущенными и непослушными, то основная проблема здесь не в послушности, а в том, что взрослые люди не научили детей соблюдать границы и правила.

У нас не принято бить братьев и сестер, потому что в нашей семье никто никого не бьет. К маме с папой нельзя заходить в спальню, потому что им нужно иногда побыть вдвоем. Ты не можешь взять чужую игрушку без разрешения хозяина, потому что это его собственность. Ложиться спать нужно в 21:30 для того, чтобы на следующий день чувствовать себя хорошо. И так далее.

Я знаю точно: когда ребенок понимает, где заканчиваются его границы и начинаются чужие, когда он готов соблюдать принятые в семье правила, когда у него есть понятный спланированный режим, то ему легче жить. И в соблюдении порядка и дисциплины нет подавления личности. Есть прозрачность, предсказуемость и спокойствие ребенка. В остальном пусть будет свободен, проявляет свои любознательность и лидерские качества.

Мы в семье не заставляем детей ходить на те кружки или спортивные секции, на которые они сами не хотят. Все решения принимаем совместно, обсуждаем их, и дети знают, что их мнения равновесны мнениям взрослого.

Куда поехать в отпуск? Как провести выходные? Какое кино будем смотреть? Ребенок должен чувствовать свободу выбора и значимость своего мнения. Более того, он всегда может быть против, и мы его постараемся услышать. Ведь благодаря его несогласию мы сможем открыть в нем что-то новое! Узнать его позицию, услышать аргументы, увидеть его боль, чтобы потом для нас это не оказалось неприятным сюрпризом. По крайней мере, так мы узнаем, о чем с ребенком можно поговорить.

Чем увлечь ребенка на каникулах: три научных эксперимента от WOW! HOW?

Во время новогодних каникул дети могут ближе познакомиться с физикой и химией с помощью…

06 декабря 17:54

Однажды мы собрались несколькими семьями на дружеские посиделки возле костра. Тогда многие родители впервые увидели детей друг друга. Наши и другие дети носились по лесу, перепачкались в грязи, кто-то порвал штанину, кто-то обжег руку, кто-то попробовал сырого мяса — в общем, обычное детское времяпровождение.

Но в этой компании было два очень послушных брата. Они примостились на отдельное бревнышко, сложили ручки на коленочки, прямо как в книжках, и шесть часов (!!!) сидели в такой позе и улыбались, наблюдая за другими детьми и нами. Это было очень странно. Я тогда впервые увидел очень ярких послушных детей, и потом мы с женой долго обсуждали, что все-таки это страшно. Даже ненормально.
Послушными и удобными дети не рождаются — это приобретенный навык в системе нашего родительского воспитания. И я не хочу, чтобы мои дети были послушными.

Есть у нас с женой такая татуировка на сердце. Может быть, и вы решите себе такую сделать.

«Он мать ни во что не ставит». 7 причин, почему дети перестают слушать родителей

У родителей часто бывает чувство, что ребенок их просто не слышит. Просишь убраться в комнате — он игнорирует. Десять раз попросил сделать домашку — к вечеру он так и не сел за уроки. Что делать с непослушанием? Наш блогер Ольга Давыдова советует обратить внимание на своё поведение.

Что же такого сделать, какие шаманские практики изучить, чтобы ребенок наконец начал вас слушать? Отвечаю — никого нельзя заставить слушаться, чтобы не внедрить в психику ряд больших или малых проблем. Желание управлять другими людьми вообще похоже на рабовладение. А рабовладение, как мы все знаем, это плохо.

Но есть несколько «но»: родители иногда и правда лучше знает. У вас есть жизненный опыт, а у ребёнка его нет. Ваши аналитические способности лучше развиты. Вы несёте ответственность за ребёнка, а не наоборот.

Свобода человека — это неотъемлемое его право. Следовательно, родителю желательно (я старательно избегаю слова должен, ведь человек должен только себе, своей душе и Богу, если вы в него верите) понять, что ребёнок в состоянии догадаться, что вы желаете ему добра и начать слушать то, что вы ему транслируете.

Сразу оговорюсь, что у всех бывают периоды «сбей меня палкой — не могу приземлиться». И тогда следует прояснять ситуацию без излишней сентиментальности. Но таких ситуаций бывает 2-3 за год. В подростковом «пике» — максимум раз в два месяца. Всё остальное время с детьми, представить, можно говорить.

Что же мешает детям увидеть в вас авторитет? Вот это уже серьёзный и важный вопрос. Итак, по порядку:

1. Вы не держите слово

Часто меняете свои решения, не соблюдаете договорённости. Вам может казаться, что ваше разрешение пойти погулять через два часа после запрета укрепит ваши отношения с ребёнком. Но это не так. В долгосрочной перспективе дети перестанут относиться к вашим словам, как к чему-то важному, а, следовательно, не будут к вам прислушиваться. Сиюминутная эмоциональная разрядка кажется выходом, но дело в том, что ребёнок запоминает не эмоции (которые быстро и бесследно проходят), а причинно-следственные связи и образ мысли. Вы меняете решения — значит, и ему тоже можно.

2. Ваши решения продиктованы эмоциями, а не здравым смыслом

И не спрашивайте у меня, откуда дети знают, где эмоции, а где здравый смысл. На это я могу предложить вам поразмышлять, как совсем маленькие дети понимают значения слов и грамматический строй языка. Но факт налицо — если родители истерят, дети их не слушают.

3. Вы не говорите с детьми о чувствах

О внутреннем мире, о базовых ценностях вашей семьи. Тогда детям банально не хватает информации, чтобы понять вашу картину мира и научиться разбираться в своей (а преемственность — обязательная составляющая авторитета).

Разговаривайте с детьми, обсуждайте не только бытовые вещи, но и всё, что для вас важно. Интересуйтесь, что он об этом думает. Помогайте ему разбираться в сложных вещах. Помогая осознавать такие вопросы, вы закладываете в ребёнке фундамент осознания вашей правоты, а не давите на него «статусной мудростью», которая ребёнку «до фонаря». И да — статус надо оправдывать.

4. Ребенок думает, что вы его не любите

А это очень важно. Дети куда меньше противоречат, если понимают, насколько они для вас важны. И дело не в словах. Вернее, не только в словах. Дело, простите за тавтологию, в делах.

5. Вы регулярно ошибаетесь в прогнозах

В этом случае всё вообще закономерно. Ребёнок делает вывод, что у него как минимум столько же шансов быть правым, сколько и у вас. Я не могу его в этом винить.

6.

Вы не интересуетесь его мнением

Вы постоянно заставляете принять свою точку зрения. Это сродни гиперопеке. Непродуктивная позиция. Ребёнку важно осмыслить, почему именно так нужно сделать. А ещё лучше — зачем. Где связь, в чём смысл, каким опытом это подкрепляется. Не брезгуйте объяснениями. Пусть в третий раз, в двадцатый, в стопицотый. Неважно, сколько — важно, чтобы стало понятно.

Ребёнок не виноват, что не понимает. Он не дурак — он ребёнок, он еще маленький! Но, не разъясняя ситуацию, вы оставляете его с ощущением (а ощущения детьми не осознаются), что он как раз дурак и есть. Как вы думаете, нравится ли кому-нибудь чувствовать себя дураком по дефолту?

7. Вы не можете отстоять себя (и ребенка)

Дети всегда остро чувствуют беспомощность. Поэтому не стесняйтесь восстанавливать нарушенные границы при ребёнке. Отстаивайте правоту ребёнка (да и свою), если разные соц. учреждения или отдельные личности пытаются навязать вам или ему какую-либо ерунду. Дети это ценят.

И напоследок. Ваши действия являются тем шаблоном, который ребёнок будет использовать в своей взрослой жизни. Всегда и у всех. Да-да, у вас тоже. Что бы вы хотели передать ребёнку? А что не хотели бы?

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: STUDIO GRAND WEB / Shutterstock / Fotodom

10 причин, почему дети самые лучшие!

  О да! Дети — удивительные люди.

Они доставляют нам столько радости и заставляют нас смеяться. Они обнимают нас и любят нас, несмотря ни на что. Они говорят нам правду и преподают нам одни из самых трансцендентных уроков в жизни.

Но, кроме того, дети представляют собой единственный шанс, что человечество должно остаться на планете.

 

Они являются самым удивительным достоянием человечества, и помимо их крутости, мы должны начать относиться к ним как к серьезному бизнесу.

Другими словами, взрослые должны понимать, что дети важны — по-настоящему важны — и что детство, возможно, является наиболее важным этапом, который в долгосрочной перспективе повлияет на мир.

Мы должны относиться к детству так, как оно того заслуживает, как к сокровищу.

Так что же делает детей такими особенными? Вот 10 главных причин, которые делают ваших детей невероятно ценными!

 
1. Работа детей — учиться.

Я глубоко убежден, что это самая удивительная черта детей. Они здесь, чтобы получить навыки и уроки. Они живут, чтобы развивать свой маленький мозг.

Они олицетворяют обучение во всей его полноте. Если мы хотим, чтобы наши дети приобрели необходимые для жизни навыки, детство является подходящим этапом для такого обучения.

Как мы все знаем, чем больше мы растем, тем менее гибким и адаптивным становится наш мозг. Как многие говорят, дети, как маленькие губки, впитывают все вокруг!

 

2. Дети учатся ртом.

Каждый день меня восхищает то, как дети учатся. Существует постоянная связь с миром через их чувства.

Они экспериментируют и физически вовлекаются в мир. Вы видели, как ваш ребенок берет все в рот? Ну, это обучение! Разве это не красиво?

 

 

3. Дети прислушиваются к своему телу:

Мне это нравится в детях. Они реагируют на то, что говорит им их тело. Никаких предрассудков, никаких социальных условностей.

 Дети просто действуют, чтобы получать удовольствие и удовлетворять свои потребности. Когда мы вырастаем, мы учимся стыдиться и извиняться за свое тело.

Дети, наоборот, относятся к своему телу с глубочайшим уважением.

 

4. Дети говорят голую правду.

Опять же, никаких предрассудков или социальных условностей. Дети говорят то, что думают, и говорят это с самыми чистыми намерениями.

Детская честность — это то, что взрослые должны ценить больше и, самое главное, поощрять гораздо больше. Давайте праздновать эту чистоту и невинность, слушая их и веря им!

 

 5. Им нравится слово «почему»:

Вы сходите с ума, потому что ваш ребенок не перестает спрашивать, почему?

Почему птицы летают? Почему ты высокий? Почему мама готовит? Почему я не могу водить? Почему? Почему? Да, я слышу тебя.

Вы можете подумать, что ваши родительские способности исчезают с этим бесконечным допросом. Однако это их любопытство расцветает.

Давайте сделаем глубокий вдох и уважаем это любопытство, отвечая на их вопросы и поощряя их обучение. Я уверен, что вы пропустите этот этап «почему», когда они вырастут!

 

6. Дети любят грязь.

Есть ли что-то, что нравится детям больше, чем пачкаться? Я имею в виду, что для них прыжки в лужах могут быть веселее, чем в парке развлечений.

Это настолько особенное, что мы взрослеем, чтобы избежать беспорядка во взрослой жизни. Но беспорядок — это весело, а беспорядок дает прекрасные возможности для обучения.

Попробуйте немного встряхнуться и пойти в грязь с ребенком, это бесценный опыт!

 

7. Дети ценят мелочи.

Камень. Кусок травы. Мертвый цветок. Сломанная палка. Самые маленькие и менее ценные вещи драгоценны для детей.

Их воображение позволяет им жить моментом и осознавать все эти мелочи, которые в противном случае остались бы для нас незамеченными.

Воображение и признательность — еще один уровень эмпатии, к которому стоит стремиться!

 

 8. Дети чувствуют чистоту.

Это связано с тем, что «дети слушают свое тело», потому что в той же мере, в какой они реагируют на свое тело, они реагируют на свои чувства.

Они активно живут своими эмоциями и действуют под влиянием того, что чувствуют. Они являются идеальным образом для взрослых, которые стыдятся своих эмоций, а, следовательно, стыдятся плакать.

Дети напоминают нам, что плакать — это нормально, и это чувство естественно для человека.

 

 9. Дети верят в волшебство.

Для детей не существует нереальных единорогов. Ни один фокус не является просто фантазией для детей. Они живут в этих воображаемых мирах без ограничений.

Они верят в невозможное, и их игра отражает эту выдающуюся особенность.

 

10. Дети забавные.

Помимо всей суеты, которую представляют дети, они самые забавные люди в мире.

Послушай, я мог бы пережить самые мрачные времена, и только одно маленькое грязное лицо, проходящее сквозь меня, заставило бы меня улыбнуться.

Это величайшая сила детей, они делают наш мир счастливее.

 

 

Сохайб Альбадави

Основатель Opal Academy

Права ребенка и почему они важны

Дети и молодые люди имеют те же общие права человека, что и взрослые, а также особые права, учитывающие их особые потребности. Дети не являются ни собственностью своих родителей, ни беспомощными объектами благотворительности. Они люди и являются субъектами своих прав.

Конвенция о правах ребенка устанавливает права, которые должны быть реализованы для того, чтобы дети могли полностью раскрыть свой потенциал.

Конвенция предлагает видение ребенка как личности и как члена семьи и сообщества с правами и обязанностями, соответствующими его или ее возрасту и стадии развития. Таким образом, признавая права детей, Конвенция делает упор на ребенка в целом.

Конвенция признает основополагающее человеческое достоинство всех детей и безотлагательность обеспечения их благополучия и развития. Это проясняет идею о том, что основное качество жизни должно быть правом всех детей, а не привилегией, которой пользуются немногие.
 


Курс: Права ребенка и почему они важны

Хотите узнать больше о правах ребенка? Пройдите этот краткий курс, чтобы изменить свое понимание прав ребенка и подхода к правам ребенка, познакомить вас с мандатом ЮНИСЕФ в том, что касается прав ребенка, и вдохновить вас применять призму прав ребенка в своей повседневной работе и жизни.



Важность прав детей

Существует много причин для выделения прав детей в отдельную Конвенцию о правах человека:


Дети являются личностями

Дети не являются ни собственностью родителей, ни государства, и они не просто люди в процессе становления; они имеют равный статус членов человеческой семьи.


Дети начинают жизнь полностью зависимыми существами.

Дети должны полагаться на воспитание и руководство взрослых, которые им необходимы, чтобы стать независимыми. Такое воспитание в идеале обеспечивается взрослыми в детских семьях, но когда основные взрослые опекуны не могут удовлетворить потребности детей, государство как основной носитель обязанностей должно найти альтернативу в наилучших интересах ребенка.


Действия или бездействие правительства влияют на детей сильнее, чем на любую другую группу в обществе.

Практически каждая область государственной политики — от образования до общественного здравоохранения — в той или иной степени влияет на детей. Близорукая политика, не учитывающая детей, негативно сказывается на будущем всех членов общества.


Взгляды детей должны быть услышаны и учтены в политическом процессе

Дети, как правило, не голосуют и традиционно не принимают участия в политических процессах. Без особого внимания к мнению детей, выраженному дома и в школе, в местных сообществах и даже в правительстве, взгляды детей остаются неуслышанными по многим важным вопросам, которые затрагивают их сейчас или затронут их в будущем.


Многие изменения в обществе оказывают несоразмерное и часто негативное влияние на детей

Трансформация структуры семьи, глобализация, изменение климата, цифровизация, массовая миграция, смена моделей занятости и сокращение сети социального обеспечения во многих странах все оказывают сильное воздействие на детей. Воздействие этих изменений может быть особенно разрушительным в ситуациях вооруженного конфликта и других чрезвычайных ситуаций.


Здоровое развитие детей имеет решающее значение для будущего благополучия любого общества

Поскольку они все еще развиваются, дети особенно уязвимы – в большей степени, чем взрослые – к плохим условиям жизни, таким как бедность, неадекватное медицинское обслуживание, питание, безопасная вода, жилье и загрязнение окружающей среды.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts