Интеллигентность — это здоровье и долголетие
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
В переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я пишу, обращено к молодежи, – призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. Но прежде всего, определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть интеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.
Разгадке тайн процессов старения посвящено более 500 различных теорий. Нет ни одного изолированного фактора, который сам по себе обеспечивал бы увеличение продолжительности жизни. Ответственной за долгожительство является совокупность определенных биологических, психологических и социальных факторов (социально-экономические условия, образ жизни, условия труда и продолжение его в той или иной форме до конца жизни).
И. И. Мечников одним из первых указал на существование естественного (физиологического) старения и преждевременного (патологического), наступающего под воздействием неблагоприятных факторов внешней среды. Имея в виду неисчерпаемость внутренних резервов организма, великий русский физиолог говорил: «Смерть раньше 150 лет – насильственная смерть».
Прожили долгую жизнь, сохранив высокий творческий потенциал, ученые 3. Г. Френкель – 100 лет, И. П. Павлов – 87, И. В. Мичурин – 80; художники Тициан – 99 лет, И. Е. Репин – 86, И. К. Айвазовский – 83, Тинторетто -76, М. С. Сарьян – 92; писатели Л. Н. Толстой – 82 года, М. М. Пришвин – 81,. К. И. Чуковский – 87, Р. Тагор – 80 лет и многие другие.
Академик И. П. Павлов и его последователи, изучая процессы старения, придавали большое значение функциональному состоянию нервной системы. Он и его ученики экспериментально доказали, что перенапряжение и истощение нервной системы способны привести к заболеваниям различных органов, к ухудшению процессов обмена веществ, ослаблению всего организма, преждевременному старению.
Ученые и сами долгожители считают истоками долголетия труд и физическую подвижность.
Бернард Шоу прожил 94 года. По свидетельству знавших его людей, он, будучи 80-летним стариком, ежедневно ходил пешком по 6-8 миль.
Виктор Гюго занимался греблей, верховой ездой, много ходил пешком. В 40 лет он серьезно заболел, но занятий физической культурой не прекратил и дожил до 83 лет.
Большое внимание физическому труду и двигательной активности уделял великий русский писатель Л. Н. Толстой. «Я постоянно упражняюсь в физической работе,- говорил он,- сам пашу, колю дрова, ношу воду, много хожу пешком. Благодаря физическому труду, я, несмотря на 66 лет, чувствую себя вполне здоровым, как юноша».
Показательна жизнь академика И. П. Павлова, поднявшего физиологию как науку на принципиально новый уровень. Он был одним из организаторов гимнастического общества врачей, куда привлек не только своих сотрудников, но и их семьи. Павлов был страстным игроком в городки, любил прогулки пешком, езду на велосипеде, работу в саду и огороде, купание в Неве до поздней осени, ходьбу на лыжах.
«Не знаю, кем бы чувствовал себя счастливее: земледельцем, истопником или ученым»,- говорил он. Дни занятий физическим трудом, несмотря на боль в натруженных мышцах, он называл «днями мышечной радости».
Однако геронтология ратует не только за то, чтобы люди жили как можно дольше. Долгожительство – не самоцель. Главное – сделать старость здоровой, долголетие – активным.
Старение – процесс, поддающийся регулированию: его можно ускорить, можно и затормозить. Как писал Цицерон, «пороки свойственны не старости вообще, а ленивой, сонливой, невежественной старости».
15 января 1948 года на собрании московских писателей А. С. Серафимович произнес речь «с высоты восьмидесяти пяти лет»:
«С высоты своих восьмидесяти пяти лет, оглядываясь на ушедшие десятилетия, невольно хочется воскликнуть: друзья! А жизнь-то какая чудесная! Прекрасна наша повседневная ожесточенная борьба, прекрасна наша жизнь, еще прекрасней будущее. И я безмерно счастлив, что из мрака прошлого, преодолев владычество трех царей, мне удалось хоть краешком глаза заглянуть в будущее нашей Родины, наших людей. И хочу по-стариковски сказать молодежи напутственное слово: Жизнь пахнет упоительно! Жизнь наша – необъятный простор моря! Так украшайте эту жизнь больше, еще более раздвигайте ее просторы!»
Человечеству известно множество примеров, когда люди преклонного возраста совершали научные открытия, создавали шедевры литературы и живописи.
Многие из своих диалогов Платон составил в 80 лет.
Джузеппе Верди сочинил «Отелло» в 73 года, «Фальстафа» – в 79. Гете в 82 года написал «Фауста».
Микеланджело до глубокой старости создавал величайшие шедевры искусства.
В 92 года скончался Герой Социалистического Труда, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий М. С. Сарьян. Этот талантливый человек до конца своей жизни восхищал всех глубоким художественным восприятием мира.
Без малого 100 лет прожил и плодотворно трудился всемирно известный советский скульптор С. Т. Коненков.
О людях, которые прожили долгую жизнь, оставив человечеству большое духовное наследие или даже небольшое, но нужное и полезное в любой сфере человеческой жизни, прекрасно сказал замечательный русский поэт А. Н. Плещеев:
И если в старости, в раздумья час печальный,
Ты скажешь: в мире я оставил след,
И встретить я могу спокойно миг прощальный,
Ты будешь счастлив, друг: иного счастья нет!
Человек мечтает об активном долголетии. Общество заинтересовано в том, чтобы опыт, знания, мудрость старейших помогали молодым, как можно дольше служили общему делу.
Член-корреспондент АМН СССР И.К. Шхвацабая говорит: «Тренировки необходимы всем. Но нагрузки должны быть адекватны состоянию человека. Умеренные полезны больным, чтобы исподволь, но неуклонно тренировать приспособительные возможности, и здоровым, чтобы их укреплять, и, наконец, спортсменам, чтобы развивать их еще больше. Весь вопрос в дозировках, в постепенности нарастания нагрузок на всех этапах. Покой же вреден всегда».
Последние новости
Задание № 6. Функциональные разновидности речи
Научный стиль речи.
1. По учебнику «Русский язык и культура речи» раздел (Черняк В. — раздел 8-9 с. 381-411) познакомьтесь с правилами написания и оформления аннотации к научному тексту.
2. Прочитайте статью Д.С. Лихачева и напишите аннотацию к ней.
Человек должен быть интеллигентен.
Человек должен быть интеллигентен! А если профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? А если интеллигентность сделает его <белой вороной> среди своих сослуживцев, друзей, родных, просто будет мешать его сближению с другими людьми.
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и, прежде всего, для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. В одной старой книге сказано:
«Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего, определим, что такое интеллигентность, а потом, почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек- это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным и можно ничем этим не обладать в большей степени, а быть все- таки внутренне интеллигентным человеком.
Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при этом он сохранит восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только чтобы удивить, если он сможет восхитится красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству,- вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность не только в знаниях, а в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другу, беречь природу, не мусорить вокруг себя- не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать «бывальщину» (то есть то, что произошло с ними ли другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность- это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и людям.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать-тренировать душевные силы, как тренируют физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию — это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других — это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособностью жить… Толкается в переполненном автобусе — слабый и нервный человек измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями — тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый — тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других — это тоже человек, обедняющий свою жизнь. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым.
Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества — не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека — быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Аннотация
В этой статье поднимается актуальная проблема — воспитание в себе интеллигентности, которая поможет сохранить и физическое, и нравственное здоровье, а значит, поможет быть красивым человеком. По мнению автора, интеллигентность нужна при всех обстоятельствах, причём, она нужна и для окружающих, и для самого человека. Отмечается, что по мнению многих людей интеллигентным человеком является тот, кто много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. Но это мнение ошибочно. Можно иметь всё это и быть неинтеллигентным человеком. И наоборот, можно не обладать всем этим, а внутренне быть интеллигентным.
Особое внимание уделяется вопросу развития интеллигентности в каждом человеке. Это возможно и необходимо в любых случаях. Подчеркивается, что социальный долг человека — быть интеллигентным.
Исследования подтверждают связь между интеллектом и ожидаемой продолжительностью жизни
Поделиться на LinkedIn
Поделиться по электронной почте
Распечатать
Люди живут дольше, чем когда-либо. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения за 2015 год, японцы живут дольше всех, средняя продолжительность жизни составляет 84 года, в то время как американцы могут рассчитывать дожить до 77 лет. В то же время очевиден тот факт, что некоторые люди живут намного дольше, чем другие. . Есть неравенство в смертности.
Чем объясняется это неравенство? Эпидемиологические исследования подтверждают то, что подсказывает интуиция: образ жизни имеет значение. Исследование 2012 года, опубликованное в Preventive Medicine 9.0032 следил за более чем 8000 человек в течение 5-летнего периода. Риск смерти по любой причине был на 56% ниже у некурящих, на 47% ниже у людей, которые занимались спортом, и на 26% ниже у тех, кто придерживался здорового питания. Итальянские исследователи проанализировали рацион питания жителей региона Монти-Сикани на Сицилии, где наблюдается удивительно высокая распространенность людей, доживающих до 100 лет. Наряду с физической активностью и тесными контактами с родственниками опрошенные долгожители, как выяснилось, придерживались диеты. традиционная средиземноморская диета.
Еще более удивительным открытием является то, что существует тесная связь между смертностью и IQ: более высокий уровень интеллекта в среднем означает более долгую жизнь. Эта взаимосвязь была тщательно задокументирована Яном Дири и его коллегами из Эдинбургского университета с использованием данных шотландских исследований психического здоровья. В 1932 году шотландское правительство в один день провело тест на IQ почти всех 11-летних детей, посещающих школу. Более шестидесяти лет спустя , , сосредоточившись на городе Абердин, Дири и его коллега Лоуренс Уолли решили определить, кто из когорты был еще жив в возрасте 76 лет. Результаты были поразительными: преимущество IQ на 15 баллов превратилось в На 21% больше шансов выжить. Например, у человека с IQ 115 было на 21% больше шансов дожить до 76 лет, чем у человека с IQ 100 (средний показатель для населения в целом).
Связь между IQ и смертностью была воспроизведена более чем в 20 лонгитюдных исследованиях по всему миру и породила область когнитивной эпидемиологии , которая фокусируется на понимании взаимосвязи между когнитивными функциями и здоровьем. Одним из важных открытий в этой новой области является то, что социально-экономические факторы не полностью объясняют взаимосвязь IQ и смертности. В одном исследовании, посвященном региону Центрального пояса Шотландии, исследователи связали показатели IQ для более чем 900 участников исследования 1932 года на ответы этих участников национального обследования состояния здоровья, проведенного в начале 1970-х годов. Исследователи обнаружили, что статистический учет экономического класса и меры «депривации», отражающей безработицу, перенаселенность и другие неблагоприятные условия жизни, составляют лишь около 30% корреляции IQ-смертность.
Эти данные свидетельствуют о том, что гены могут способствовать связи между IQ и долголетием. Результаты нового исследования, проведенного Розалинд Арден и ее коллегами в International Journal of Epidemiology предоставляют первые доказательства этой гипотезы. Арден и его коллеги выявили три исследования близнецов (одно из США, одно из Дании и одно из Швеции), в которых регистрировались как IQ, так и смертность. (Исследования близнецов распутывают влияние факторов окружающей среды и генетических факторов на такие результаты, как интеллект или продолжительность жизни, путем сравнения однояйцевых близнецов, которые имеют 100% общих генов, и разнояйцевых близнецов, которые в среднем имеют только 50% общих генов.) провели статистический анализ для оценки вклада генетических факторов в зависимость IQ от продолжительности жизни. Результаты были четкими и последовательными: большую часть родства объясняли гены.
Что именно может объяснить генетическую связь между IQ и смертностью, остается неясным. Одна из возможностей заключается в том, что более высокий IQ способствует оптимальному поведению в отношении здоровья, например, занятиям спортом, пристегиванию ремней безопасности и отказу от курения. В соответствии с этой гипотезой шотландские данные не выявили связи между IQ и поведением в отношении курения в 1930-х и 1940-х годах, когда риск курения для здоровья был неизвестен, но после этого люди с более высоким IQ с большей вероятностью бросили курить. В качестве альтернативы может быть, что некоторые из одних и тех же генетических факторов способствуют вариациям как IQ, так и склонности к такого рода поведению.
Другая возможность состоит в том, что IQ является показателем телесной неприкосновенности и, в частности, эффективности нервной системы. Чтобы проверить эту гипотезу, в ходе одного исследования исследователи изучили взаимосвязь между IQ, смертностью и производительностью в тесте на время реакции, предназначенном для измерения эффективности обработки информации мозгом. (В тесте на время реакции испытуемые нажимали одну из четырех клавиш в поле ответа в зависимости от того, какая из четырех цифр появлялась на экране.) Исследователи обнаружили, что, как только учитывался результат теста на время реакции, больше не было никакой корреляции между IQ и смертностью. Время реакции объяснило взаимосвязь между IQ и смертностью.
Эти и другие результаты когнитивной эпидемиологии потенциально могут иметь серьезные последствия для общественного здравоохранения. Наряду с такими факторами, как семейный анамнез, IQ можно активно использовать для оценки риска развития проблем со здоровьем и ранней смерти. В то же время такое потенциальное использование тестов интеллекта вызывает этические вопросы. Как быстро отмечают исследователи интеллекта, IQ отражает не что-то одно, а множество вещей. Это включает в себя не только то, что вы могли бы назвать «врожденным» интеллектом — области мозга, такие как префронтальная кора, — но и множество факторов «неспособностей». Например, есть доказательства того, что убеждения человека о своей способности хорошо сдать тест на интеллект, которые могут быть связаны с его этнической принадлежностью или полом, могут влиять на то, насколько хорошо этот человек действительно справляется с тестом. В свою очередь, ярлык «низкий IQ» или «высокий IQ» может повлиять на чувство собственного достоинства человека.
Один из подходов к решению этой проблемы заключается в разработке тестов интеллекта, которые сводят к минимуму влияние факторов, не связанных со способностями, на IQ. Другой заключается в информировании общественности и политиков о значении показателя IQ. IQ предсказывает результаты, такие как производительность труда, успеваемость и, как это бывает, смертность, лучше, чем любой известный нам психологический фактор. В то же время IQ — это не судьба — это один из многих факторов, которые предсказывают эти результаты. Такие вещи, как личность, интересы и мотивация, также имеют значение.
В конечном счете, чтобы извлечь выгоду из данных когнитивной эпидемиологии, общество должно решить, что преимущества использования IQ для прогнозирования последствий для здоровья перевешивают затраты. Если это произойдет, тестирование интеллекта однажды может быть использовано для уменьшения неравенства в отношении здоровья и поможет людям жить дольше, чем когда-либо.
Вы ученый, специализирующийся на неврологии, когнитивистике или психологии? А вы читали недавнюю рецензируемую статью, о которой хотели бы написать? Пожалуйста, присылайте предложения редактору Mind Matters Гарет Кук . Гарет, журналист, лауреат Пулитцеровской премии, является редактором серии Best American Infographics .
ОБ АВТОРАХ
Дэвид З. Хэмбрик — профессор факультета психологии Мичиганского государственного университета. Его исследования сосредоточены на индивидуальных различиях в интеллекте и навыках. Он заместитель главного редактора Journal of Experimental Psychology: General, и писал для New York Times, Huffington Post, и Slate. Чтобы узнать больше о когнитивной эпидемиологии, посетите веб-сайт Центра когнитивного старения и когнитивной эпидемиологии и специальный выпуск журнала Intelligence , посвященный когнитивной эпидемиологии.
Связь между интеллектом и продолжительностью жизни в основном генетическая
1. Marmot MG, Davey Smith G, Stansfeld S, et al. . Неравенство в отношении здоровья среди британских государственных служащих: исследование Whitehall II . Ланцет 1991. ; 337 : 1387 – 93 . [PubMed] [Google Scholar]
2. Уолли Л.Дж., Дири И.Дж. . Продольное когортное исследование детского IQ и выживаемости до 76 лет . БМЖ 2001. ; 322 : 819 – 22 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
3. Кальвин С.М., Дири И.Дж., Фентон С. и др. . Интеллект в молодости и смертность от всех причин: систематический обзор с метаанализом . Международный J Эпидемиол 2011. ; 40 : 626 – 44 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4. Скарр С., Вайнберг Р.А. . Показатели теста IQ чернокожих детей, усыновленных белыми семьями . Я психол 1976. ; 31 : 726 – 39 . [Google Scholar]
5. Дорогой И.Дж., Вайс А., Бэтти Г.Д. . Интеллект и личность как предикторы болезни и смерти: как исследователи в области дифференциальной психологии и эпидемиологии хронических заболеваний сотрудничают, чтобы понять и устранить неравенства в отношении здоровья . Общественные интересы психологических наук, 2010 г. ; 11 : 53 – 79 . [PubMed] [Академия Google]
6. Креппнер Дж. М., Руттер М., Беккет С. и др. . Нормальность и нарушения после глубокой ранней институционной депривации: лонгитюдное наблюдение в раннем подростковом возрасте . Дев Психол 2007. ; 43 : 931 – 46 . [PubMed] [Google Scholar]
7. МакГью М., Ослер М., Кристенсен К. . Причинный вывод и наблюдательное исследование: полезность близнецов . Перспектива психологической науки 2010. ; 5 : 546 – 56 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Хоул Д . Есть ли г фактор пригодности? Novartis нашла Symp 2000. ; 233 : 149 – 59; обсуждение 159–70, 276–80 . [PubMed] [Google Scholar]
9.
Арден Р., Готтфредсон Л.С., Миллер Г.
.
Влияет ли фактор пригодности на связь между интеллектом и результатами в отношении здоровья? Доказательства медицинских аномалий насчитываются среди 3654 ветеранов США. .
Интеллект 2009.
;
37
10. Пломин Р., ДеФрис Дж. К., Лелин Дж. К. . Генотип-средовое взаимодействие и корреляция в анализе поведения человека . Психолог Бык 1977. ; 84 : 309 – 22 . [PubMed] [Google Scholar]
11. МакГью М., Скайт А., Кристенсен К. . Природа поведенческих коррелятов здорового старения: близнецовое исследование образа жизни в среднем и пожилом возрасте . Международная ассоциация эпидемиологов, 2014 г. ; 43 : 775 – 82 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Шреста Л.Б. . Ожидаемая продолжительность жизни в Соединенных Штатах . Отчет CRS для Конгресса. Вашингтон, округ Колумбия: Исследовательская служба Конгресса Библиотеки Конгресса, 2006 г. . [Академия Google]
13. Статистическое управление Швеции . Шведские таблицы жизни . 2012. . http://www.scb.se/en_/Finding-statistics/Statistics-by-subject-area/Population/Population-composition/Population-statistics/Aktuell-Pong/25795/Yearly-statistics–The-whole-country/ Ожидаемая продолжительность жизни-1751-2012/ (8 августа 2014 г.
, дата последнего доступа) . [Google Scholar]14. Skytthe A, Christiansen L, Kyvik KO, et al. . Датский реестр близнецов: объединение обследований, национальных реестров и биологической информации . Twin Res Hum Genet 2013. ; 16 : 104 – 11 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
15. Всемирная организация здравоохранения . Таблицы жизни Дания . http://apps.who.int/gho/data/view.main.60450 (19 ноября 2013 г., дата последнего доступа) . [Google Scholar]
16. МакГью М., Кристенсен К. . Наследуемость когнитивных функций у очень пожилых людей: данные датских близнецов в возрасте 75 лет и старше . Психологическое старение 2001. ; 16 : 272 – 80 . [PubMed] [Академия Google]
17. Бартельс М., Ритвельд М.Дж.Х., Ван Баал GCM, Бумсма Д.И. . Генетические и экологические влияния на развитие интеллекта . Бехав Жене 2002. ; 32 : 237 – 49 . [PubMed] [Google Scholar]
18. Петрилл С. А., Хьюитт Дж.К., Пломин Р., Черный С.С. . Генетический и экологический вклад в общие когнитивные способности в течение первых 16 лет жизни . Дев Психол 2004. ; 40 : 805 – 12 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
19. Дэвис ОСП, Арден Р., Пломин Р. . г в среднем детстве: умеренное генетическое и общее влияние окружающей среды с использованием различных показателей общих когнитивных способностей в возрасте 7, 9 и 10 лет в большой популяционной выборке близнецов. . Интеллект 2008. ; 36 : 68 – 80 . [Google Scholar]
20. Лелин Дж. К., Хорн Дж. М., Виллерман Л. . Наследственность, окружающая среда и IQ в Техасском проекте по усыновлению . В: Интеллект, наследственность и окружающая среда . Кембридж, Великобритания: : Издательство Кембриджского университета; , 1997. . [Академия Google]
21. Posthuma D, Baaré WFC, Hulshoff Pol HE, Kahn RS, Boomsma DI, De Geus EJC . Генетические корреляции между объемами мозга и размерами WAIS-III понимания слов, рабочей памяти, организации восприятия и скорости обработки . Twin Res Hum Genet 2003. ; 6 : 131 – 39 . [PubMed] [Google Scholar]
22. Брайли Д.А., Такер-Дроб Э.М. . Объяснение растущей наследуемости когнитивных способностей в процессе развития: метаанализ лонгитюдных исследований близнецов и усыновления . Психология 2013. ; 24 : 1704 – 13 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Основная команда разработчиков R. р : Язык и среда для статистических вычислений . Вена: : Фонд статистических вычислений R; , 2008. . [Google Scholar]
24. Брукс-Уилсон АР . Генетика здорового старения и долголетия . Хум Жене 2013. ; 132 : 1323 – 38 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Лучано М., Бэтти Г.Д., Макгилкрист М. и др. . Общая генетическая этиология когнитивных способностей и факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний: исследование здоровья шотландской семьи, проведенное Generation Scotland . Интеллект 2010. ; 38 : 304 – 13 . [Google Scholar]
26. Сантарнекки Э., Росси С., Росси А. . Чем умнее, тем сильнее: уровень интеллекта коррелирует с устойчивостью мозга к систематическим оскорблениям . Кортекс 2015. ; 64 : 293 – 309 . [PubMed] [Google Scholar]
27. Ван Левен М., Пепер Дж. С., ван ден Берг С. М. и др. . Генетический анализ объемов мозга и IQ у детей . Разведка 2009. ; 37 : 181 – 91 . [Google Scholar]
28. Уэйнрайт М.А., Райт М.Дж., Лучано М., Геффен Г.М., Мартин Н.Г. . Генетическая ковариация между аспектами открытости опыту и общей когнитивной способности . Twin Res Hum Genet 2008. ; 11 : 275 – 86 . [PubMed] [Google Scholar]
29. Лучано М., Уэйнрайт М.А., Райт М.Дж., Мартин Н.Г. . Наследуемость аспектов добросовестности и их связь с IQ и успеваемостью . Индивидуальные различия 2006 г. ; 40 : 1189 – 99 . [Google Академия]
30. Харрис Дж.А., Вернон П.А., Джанг К. Л. . Оценка личности и измеренный интеллект у маленьких детей-близнецов . Индивидуальные различия 2007 года. ; 42 : 75 – 86 . [Академия Google]
31. Саудино К.Дж., Пломин Р. . Почему гиперактивность и успеваемость связаны? Детский Дев 2007. ; 78 : 972 – 86 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
32. Нойбауэр А.С., Spinath FM, Риманн Р., Боркенау П., Англейтнер А. . Генетическое и средовое влияние на два показателя скорости обработки информации и их связь с психометрическим интеллектом: данные немецкого обсервационного исследования взрослых близнецов . Интеллект 2000. ; 28 : 267 – 89. [Google Scholar]
33. Келлер М.С., Гарвер-Апгар К.Э., Райт М.Дж. и др. . Генетическая корреляция между ростом и IQ: общие гены или ассортативное скрещивание? ПЛОС Жене 2013. ; 9 : e1003451 . [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Джонсон В., Дири И.Дж., МакГью М., Кристенсен К.