Подготовка детей к школьному обучению
Старший дошкольный возраст – это период интенсивного познавательного развития, формирование оценки и самооценки, развитие познавательной, волевой, эмоциональной саморегуляции. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности, потребность в признании сверстников, возникает новый тип мотивации, основа произвольного поведения.
У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а является результатом целенаправленного педагогического воздействия.
Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, — представляет собой сложное структурно-системное образование. Охватывает оно все стороны детской психики: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности.
Вопрос психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии такими авторами как А.Анастази, С.Штрембел, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин.
По данным диагностических исследований, содержание обучения в первом классе и в старшей и подготовительной к школе группах во многом совпадает.
Фактически знания, которые получают школьники на уроках в первое полугодие обучения в школе, большей частью усвоены в детском саду. В то же время всем известно: первое полугодие в школе – самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями – осознанна цель, достижение которой требует от учащегося определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычный для детей видах деятельности.
Исследования и наблюдения показали, что те из детей, которые воспитывались только в семье, уступают по ряду параметров в психологической готовности к обучению в школе своим сверстникам, посещавшим ДОУ.
У таких детей нет достаточного социального опыта: нет потребности в общении со сверстниками и умения подчинять свое поведение законам детских групп, не умеют слушать собеседника, сопереживать, решать конфликтные ситуации. Кроме этого не всегда достаточно развита интеллектуальная сфера. У многих родителей есть желание подготовить ребенка к школе, но недостаточен уровень психолого-педагогических знаний.
Для решения данных проблем были разработаны занятия, которые проводятся в игровой форме, т.к. ведущим видом деятельности у дошкольников является игра. Важно создать у детей мотивацию, побуждающую овладеть тем, что хотелось бы у них сформировать.
Целью занятий является формирование общеучебных навыков (анализа, сравнения, обобщения и др.), развитие познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, восприятия), моторики и обеспечивает состояние внутреннего благополучия у ребенка.
В процессе игровых занятий выявляется:
— Уровень психологической готовности детей к школе;
— Сформированность и зрелость в мотивации к обучению;
— Готовность к взаимодействию с детьми и взрослыми;
— Уровень развития коммуникативных способностей.
Данные занятия позволяют корректировать и развивать не только познавательные процессы, сформировать учебные навыки, но и научить ребенка взаимодействовать с другими детьми.
Как показывает практика, формирование требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для этого разрабатываются программы совместных занятий детей и родителей. Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начинают воспринимать и ощущать неудачи и радости, учатся сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать – пока в игре, а впоследствии в деле.
Так же разрабатываются рекомендации для родителей, проводятся консультации по вопросам особенностей развития познавательных процессов старшего дошкольного возраста, правил семейного обучения, процесса подготовки детей к школе.
Таким образом, психологическая подготовка детей к системному обучению в школе занимает одно из важных мест в деятельности психолога.
<em>Педагог-психолог
Щелокова И.А., Рожнева О.Г.</em>
занятия для дошкольников в Москве, начальная подготовка детей 6 лет к обучению
Сегодняшние дошкольники 6 лет, будущие первоклассники, значительно отличаются от детей предыдущих поколений. Выполняя подготовку к школе, большинство из них владеет навыками чтения, письма, сложения и вычитания, начинают учить иностранные языки. Программа обучения в школе существенно отличается от той, по которой учились раньше, поэтому обучение дошкольников требует дополнительного внимания.
Подготовка к школьным занятиям в нашем центре
Опасаясь, что ребенок столкнется со сложностями с первых дней обучения, воспитатели с педагогами стараются дать дошкольнику необходимые умения. Если родители чувствуют, что их не хватает, ребенку трудно даются азы чтения, счета или письма, подготовку к начальной школе стоит доверить специалистам. Они могут объективно выявить проблемы, влияющие на способность к дальнейшему обучению. Это может быть недостаточное развитие мелкой моторики, неумение концентрировать внимание, различать звуки зрительно и на слух, правильно произносить отдельные звуки со словами, понимать смысл прочитанного. Эти недостатки может выявить специалист-нейропсихолог.
Преимущества
- Индивидуальная программа коррекции с учетом личностных особенностей
- Более 400 публикаций и внедрение инновационных научных методов
- Авторские методики коррекционно-развивающей работы
- Более 20 лет успешной помощи детям
Какие знания и умения нужны для эффективного обучения
Подготовка к школе у дошкольников — это не только обучение чтению, письму или счету. Для быстрой адаптации и успешного обучения необходим фундамент: достаточный объем внимания, зрительной, слуховой, моторной памяти, зрительно-пространственного, а также логического мышления. Важен богатый словарный запас, умение свободно не только свободно разговаривать, но также понимать обращенную речь. Готовность к занятиям к школе, вступление в новый коллектив предполагает умение общаться со сверстниками и взрослыми, совместно выполнять различные задания, разрешать конфликты без агрессии. Все вместе это составляет психологическую готовность. Таким образом, хорошая дошкольная подготовка должна состоять из трех компонентов: функциональной (нейропсихологической) составляющей обучения, психологической (мотивационной или социальной) составляющей и познавательной. Ребенок 6 лет должен научиться отделять игру от обязательных заданий, должен понять необходимость, а также цель учебы. Самый важный признак – желание учиться, интерес к познанию мира, отсутствие разочарования в первые месяцы в первом классе.
Развитие мелкой моторики рук
Начальная подготовка детей к обучению в школе должна начинаться с развития крупной и мелкой моторики. Моторика ребенка – это не только ловкие движения пальцев. Это связь рук с головой. А это настолько важно для будущего правописания, что не нуждается в комментариях.
Многие малыши уже с двух лет охотно рисуют карандашами, мелками с красками. С трех лет – собирают мозаику, конструктор, лепят фигурки из пластилина или глины, делают поделки из бумаги и природных материалов. Это развивает мелкую моторику, подготавливает руку к письму, воспитывает усидчивость. А другому дошкольнику трудно дается даже умение правильно держать карандаш. Не всегда, тренируя мелкую моторику, можно овладеть этим трудным для него, но необходимым для подготовки к школе навыком.
Начинать придется с крупной моторики, искать истоки трудностей следует в раннем двигательном развитии: нужно вспомнить ползал ли он прежде, чем начал ходить? Поворачивался ли ловко со спинки на животик? Не начал ли ходить слишком рано или с опозданием? Если вы вспоминаете какие-либо несоответствия нормативам в раннем развитии малыша – вы нашли истоки проблем. А преодолеть их вам поможет нейропсихолог.
Родители, сотрудничая со специалистом, не должны забывать о следующих принципах организации занятий:
- Не нужно заставлять малыша заниматься чем-либо (например, рисовать или лепить) длительное время;
- Не стоит слишком усложнять занятия для подготовки к школе и требовать от ребенка серьезности и усидчивости. Дошкольник до 7 лет должен любить только одно: играть много, радостно и с упоением. Поэтому нужно постараться превратить любое его действие в веселую игру.
Развитие речи
Один из основных критериев, по которому оценивается начальная подготовка детей к школе – уровень развития речи. Дошкольник должен ясно выражать мысли, использовать развернутые предложения, правильно согласовывать формы слов, произносить все звуки.
Если за год до школы ребенок еще не овладел этими навыками, нужна помощь логопеда. Но прежде необходимо обратиться к неврологу и нейропсихологу, так как причиной речевых проблем могут быть такие диагнозы как ОНР или ЗРР или другие отклонения. Невролог выяснит, нет ли у малыша медицинских проблем, а нейропсихолог диагностирует и поможет развитию функциональных структур мозга, от которых зависит речь.
Разговаривайте, фантазируйте вслух, сочиняйте рифмы с ребенком. Для развития речи полезно читать детскую литературу, особенно стихотворения – короткие рифмованные строки легко заполнить, повторить или дополнить.
Важно, чтобы родители следили за собственной речью. Не допускали в присутствии малыша с первых дней жизни использования ненормативной лексики, неграмотных речевых конструкций, говорили четко, ясно артикулируя. Нужно следить, чтобы дошкольник выговаривал слова, строил предложения правильно. Ненавязчиво указывать ему на ошибки, а не демонстрировать радость и умиление от неправильной детской речи.
Навыки общения
Подготовка детей к начальной школе невозможна только в семье. Обучение с родителями и родственниками не заменят общение со сверстниками. Нужно посещать детский коллектив, где ребята общаются без родителей. Это могут быть дошкольные занятия в детском саду, на кружках, подготовительных курсах. Если задания для детей 6 лет, с которыми справляется большинство дошкольников, вызывают затруднения, стоит пройти нейропсихологическую диагностику у психолога. Это позволит установить причину проблем и провести коррекцию.
Нужно учитывать, что занятия для дошкольников в детском саду, на кружках, в студиях могут отличаться от того, что требует начальная школа.
Специалисты центра детской нейропсихологии в Москве помогут вашему ребенку получить необходимые навыки и знания для успешного обучения в школе. Получить консультацию, узнать цены услуг, а также записаться на прием вы можете заказав онлайн обратный звонок.
Отзывы наших клиентов
06.04.2017
Ульяна
Обратились в ваш центр офис «Черемушки» по поводу быстрой утомляемости, трудностями с концентрацией внимания, с самоконтролем, отзеркаливанием, дислексией. Диагн…
11.09.2015
Ольга Владимировна
Обратились в центр с такими проблемами: у ребенка отставание в речевом развитии, в движениях, в умственных знаниях по возрасту.
Прошли диагностику пос…
Все отзывы
Подготовка детей младшего возраста к школе
См.
полное руководствоПрактическое руководство по подготовке детей младшего возраста к школе ›
Недавнее исследование определило методы, которые могут подготовить маленьких детей к получению пользы от возможностей обучения, с которыми они столкнутся в школе.
Совместно с экспертами-экспертами организация What Works Clearinghouse™ (WWC) преобразовала это исследование в практические рекомендации, которые воспитатели дошкольных учреждений могут использовать при подготовке детей к школе. В Практическом руководстве по подготовке детей младшего возраста к школе подробно описаны семь практических методов, разработанных для использования учителями; руководители центров и программ; персонал округа или штата, участвующий в принятии учебных планов для дошкольных программ; и родители и опекуны.
Рекомендации в этом руководстве включают следующее:
1. Регулярно проводите преднамеренные увлекательные инструкции и практику, направленные на развитие социально-эмоциональных навыков.
Уровень достоверности: уровень 1, сильный
Развитие социально-эмоциональных навыков имеет решающее значение для подготовки всех детей к школе. Например, когда дети поступают в детский сад, от них ожидают, что они будут просить о помощи, сменяться, быть добрыми и позитивно взаимодействовать с другими. Обучение социально-эмоциональным навыкам поможет детям научиться делиться, сотрудничать и поддерживать позитивные отношения с друзьями; определять и регулировать эмоции; и справляться с проблемными социальными ситуациями. Сосредоточив внимание на социально-эмоциональных навыках в дошкольных учреждениях, дети будут лучше подготовлены к условиям детского сада, которые имеют более высокие ожидания и более формальную учебную программу.
Подробнее об этой рекомендации ›
2. Развивайте навыки исполнительной функции детей, используя специальные игры и занятия.
Уровень достоверности: Уровень 2, средний
Навыки исполнительных функций включают внимание, выполнение указаний, гибкое мышление и проявление самоконтроля и саморегуляции. Развитие навыков исполнительной функции подготавливает детей к трудностям, с которыми они столкнутся при решении задач, запоминании инструкций и обучении в школе. Эти навыки также могут помочь детям справляться с межличностными конфликтами и другими эмоциональными ситуациями. Например, когда дети могут мыслить гибко и переключать свое внимание на рассмотрение различных аспектов социальной ситуации, они лучше способны решить проблему, с которой столкнулись.
Подробнее об этой рекомендации ›
3. Преднамеренно обучайте детей, чтобы они лучше понимали математические идеи и навыки.
Уровень достоверности: Уровень 1, Сильный
С раннего возраста естественная любознательность детей может помочь им развить некоторые неформальные интуитивные представления о математике. Тем не менее, дети также получают пользу от более преднамеренных действий и бесед, призванных помочь им активно разбираться в математике и развивать более глубокое понимание математических идей и навыков. Дети, которые развивают это более глубокое понимание в дошкольном возрасте, лучше подготовлены к обучению на более формальном обучении математике, с которым они столкнутся в детском саду и за его пределами. Группа рекомендует намеренно планировать уроки, которые помогут детям развить понимание, выходящее за рамки основных математических навыков (например, счет, называние фигур и создание узоров). Это означает планирование определенного времени почти каждый день, чтобы сосредоточиться на более формальных математических навыках в счете, геометрии, измерении и построении моделей.
Подробнее об этой рекомендации ›
4. Вовлекайте детей в беседы о математических идеях и поддерживайте их в использовании математического языка
Уровень достоверности: уровень 2, умеренный
математике — пока они играют в игры, перекусывают или учатся делиться. Учителя могут помочь детям замечать и говорить о математике вокруг них. Дети могут научиться говорить о математических идеях и навыках, таких как сложение и вычитание, о том, что фигуры имеют такие особенности, как стороны и углы, или о том, слишком ли много или достаточно батончиков мюсли для всех во время перекуса.
Узнайте больше об этой рекомендации ›
5. Преднамеренно планируйте занятия для расширения словарного запаса и речи детей.
Уровень достоверности: уровень 1, сильный
Словарный запас детей, который развивается в возрасте 3, 4 и 5 лет, играет ключевую роль в их более позднем развитии языка и чтения, а также в последующем успехе в учебе. Изучение новых слов и их значений помогает детям понять новую информацию, с которой они сталкиваются, что помогает им выучить больше слов. Таким образом, происходит накопление словарного запаса. Ключом к развитию словарного запаса в дошкольном возрасте является многократное воздействие и возможность использовать новые слова в различных контекстах и разговорах на темы, интересные детям. Группа рекомендует предоставить детям много возможностей слышать и использовать словарные слова с течением времени, например, посредством совместного чтения книг, занятий и игр, а также участия в разговорах. Шаги, описанные в этой рекомендации, описывают, как выбирать слова, вводить новый словарный запас, укреплять и поощрять использование нового словаря в течение дня.
Подробнее об этой рекомендации ›
6. Закрепляйте знания детей о буквах и звуках.
Уровень достоверности: Уровень 1, сильный
Изучение и определение звуков языка важно для развития грамотности. Осведомленность о звуках языка, также называемая фонологической осведомленностью, необходима для того, чтобы помочь детям начать понимать, что слова состоят из звуков и что при смешивании эти звуки образуют слова. Ранние знания детей о буквах и звуках помогут детям научиться читать слова и могут способствовать развитию у них других навыков грамотности, таких как правописание. В большинстве государственных стандартов указано, что до поступления в детский сад дети должны знать названия некоторых букв и звуков, а также уметь распознавать звуки в начале и конце слов и рифмующихся слов. Воспитатели дошкольных учреждений могут помочь детям начать понимать часто сложные отношения между звуками и буквами. Учителя могут помочь детям научиться слушать звуки и связывать их с буквами, которые они видят. С практикой и повторением дети смогут узнавать многие буквы и определять некоторые звуки, которые издают эти буквы.
Подробнее об этой рекомендации ›
7. Используйте совместное чтение книг для развития у детей речи, знаний о функциях печати и познания мира.
Уровень достоверности: Уровень 1, Сильный
Совместное чтение книги включает в себя чтение книги учителем и поощрение детей активно реагировать на прочитанную книгу. Эти взаимодействия с книгами можно использовать для получения знаний о социальном и естественном мире и для обучения многим компонентам грамотности, таким как словарный запас, особенности печати, включая буквы, и фонологическую осведомленность. Группа рекомендует читать детям книги несколько раз в день, используя либо одну и ту же книгу, либо разные книги и читая по крайней мере одну совместную книгу в день. Эта рекомендация посвящена тому, как использовать совместное время чтения книг для эффективного обучения основам грамотности. Первые два шага подробно описывают, как подготовиться к чтению. Последние три шага дают больше указаний о том, как проводить чтение с маленькими детьми.
Подробнее об этой рекомендации ›
Подготовка малыша к дошкольному и детскому саду – Самый счастливый ребенок
Автор Happyest Baby Staff
Пришло время купить новые карандаши, постричься и вернуться в школу! Это может быть тяжелым временем года как для родителей, так и для детей, но у нас есть несколько советов для вас, независимо от того, к какой возрастной группе относится ваш ребенок.
Подготовка вашего дошкольника к возвращению в школу
Хип-хип, ура, ваш малыш направляется в Pre-K! (Совершенно нормально удивиться тому, что ваш ребенок уже достаточно взрослый для дошкольного образования!) Как только вы смиритесь с тем фактом, что ваш не очень маленький ребенок направляется в школу, подумайте над некоторыми из этих советов. чтобы помочь ему с переходом… мы принесем салфетки!
Вовлеките их
Вовлеките своего малыша в школьный процесс. Если вам нужно купить ему новый рюкзак или коробку для завтрака, позвольте ему прийти и выбрать. Или вы можете выбрать два варианта, которые вы одобряете, и пусть ваш ребенок выберет один из них. Таким образом, вы не застрянете с рюкзаком, который им не нравится!
Потренируйтесь задавать вопросы
Ваш малыш, вероятно, любит говорить, болтать и смеяться, но он может замолчать, когда дело доходит до того, чтобы спросить своего учителя о чем-то. Отработайте с ними общие вопросы, такие как «Можно я схожу в туалет?» или «можно очередь?». Таким образом, они будут более подготовлены, когда придет время высказаться.
Поговорите о том, чего ожидать
Независимо от того, первый ли это год вашего малыша в школе, важно поговорить о том, чего ожидать. Начните делать это примерно за месяц до того, как они вернутся. Сообщите им, кто их учитель, в какие игры они могут играть и как будет проходить дневной сон.
Установите свой распорядок дня
За неделю до начала учебного года убедитесь, что ваш ребенок ложится спать и просыпается в то время, когда ему положено идти в дошкольные учреждения. Летом родители могут быть немного более небрежными в отношении времени отхода ко сну, но хорошей идеей будет вернуться к школьной рутине до того, как она действительно начнется.
Принятие решения о обедах
Выяснение того, что ваш дошкольник хочет на обед, может серьезно нарушить ваш утренний график, поэтому, если вы примете решение заранее, все пойдет намного проще. Подумайте о том, чтобы дать ребенку несколько вариантов обеда. Позвольте им выбрать своих фаворитов и использовать их в течение месяца. В следующем месяце вы можете позволить им снова выбрать… или оставить их фавориты!
Разговор о новых друзьях
Дошкольники, как правило, лучше осведомлены о социальных ситуациях, чем малыши в детском саду, поэтому они могут немного беспокоиться о том, как добраться до школы и познакомиться с новыми детьми. Поговорите со своим дошкольником о том, как представиться, как пригласить кого-нибудь поиграть и как привлечь новых друзей к занятиям.
Подготовка вашего дошкольника к поступлению в начальную школу
Ваш большой ребенок действительно готов пойти в начальную школу в течение года! Вот несколько советов и приемов, которые помогут вам обоим подготовиться.
Создание уголка для домашних заданий
«Уголком для домашних заданий» может быть определенный стул за кухонным столом, специальная табуретка или небольшой письменный стол в их комнате. В любом случае, убедитесь, что есть специально отведенное место для домашней работы. Вы даже можете поставить рядом с ним корзину со всеми принадлежностями, которые могут понадобиться вашему ребенку, такими как ножницы, карандаши и ластики.
Выясните планы на послешкольное время
Если между окончанием школы вашими детьми и уходом с работы есть промежуток времени, поговорите с ними о том, чем они будут заниматься в это время. Может быть, они собираются на внеклассное мероприятие или в дом опекуна. Убедитесь, что они знают о том, что произойдет и когда они могут ожидать вас увидеть.
Выбери наряд накануне вечером
Детям бывает трудно решить, что надеть утром… и иногда это занимает слишком много времени . Чтобы обойти эту проблему, скажите ребенку, что он должен решить, что ему надеть накануне вечером.