Подражание | Psylist.net
Подражание – следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.
Усвоение по подражанию предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом.
Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в общении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.
Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Например, если ребенок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы первого месяца жизни могут подражать мимике взрослых, например, вслед за взрослыми открывать рот, остается спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному подражанию. Если показать двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на подражание, но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7-8 месяцам младенцы уже способны к избирательному подражанию, которое с возрастом ребенка становится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.
К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.
Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. В эксперименте детям демонстрировали различные виды действий: моторные (например, взрослый передвигал кубик вдоль стола), социальные (взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал), координированные последовательные действия. С наибольшей готовностью дети подражали моторным действиям, реже – действиям социальным. Дети младше полутора лет редко подражали координированным последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами.
Помимо живых людей, дети наблюдают, например, модели телевизионные. До двух лет они подражают гораздо реже, чем живым объектам, но к трем годам они уже способны моделировать поведение и тех, и других одинаково часто. Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевизионную информацию они усваивают с раннего возраста.
Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, так как подражание – это эффективный способ усвоения нового. Специалисты в области детской психологии полагают, что подражание связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ.
Подражание включает в себя множество компонентов и выполняет различные функции в зависимости от возраста ребенка.
В первые два года жизни подражание отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, которыми они еще только овладевают, чем действиям, которыми уже полностью овладели или которые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 месяцев, не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками. Так же и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.
Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения.
На третьем году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К двум годам большинство детей уже способны отождествлять себя с другими людьми по половому признаку. Например, мальчики, замечая свое сходство с отцом и другими мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем подражания окружающим.
Своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций – как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекает его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает поведение именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.
Таким образом, подражание вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на другого человека или достичь определенных целей. Подражание ребенка в первые три года жизни зависит от уровня его познавательного развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного другим человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.
Несмотря на внешнее сходство, за явлениями подражания на разных возрастных этапах скрыты различные психологические механизмы. В младенческом возрасте подражание движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт. Подражание в дошкольном возрасте – путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста – сюжетно-ролевой игры: первоначально ребенок подражает наиболее открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, которые действительно отражают смысл ситуации. Подражание в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с некоторой конкретной значимой для него личностью либо с обобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик. У взрослых подражание выступает элементом научения в некоторых видах профессиональной деятельности (спорт, искусство и др.)
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Развитие внимания «Фигуры»
- Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»
- Физкультминутка «Чему учат в школе»
- Внутреннее раскрепощение
- Нарушения развития как побудители школьной дезадаптации
- Формирование представлений о цветах у детей раннего возраста
- Задание на развитие внимания
- Восприятие ребенка раннего возраста
- Формирование полового влечения
- Сохранение душевного спокойствия
Подражание — Онлайн библиотека
Психология Процесс подражания основывается на имитации человеком неких внешних проявлений, движений, действий, поведения других людей, для которых характерна определенная эмоциональная и рациональная направленность, полезность и ценность. Подражание — широко распространенный процесс в общественной жизни. Дети восторженно имитируют поведение, манеру общения, стиль одежды, жесты и мимику своего любимого героя кино или известного спортсмена, политика или ведущего шоу. Развитие и распространение моды так же основываются на процессе подражания. Подражают не только известных людей, но и друзей, знакомых, соседей. Одежда, прически, мебель, стиль оформления интерьера квартир, архитектурное своеобразие домов, манера общения — все это может выступать в качестве объекта подражания. Существует три варианта осуществления подражание образцу. • Согласно инструкции. Этот вид подражания используется в официальных группах. Например, в военных и милицейских подразделениях. • Благодаря договоренности между лицами. Этот вариант подражания может оказаться в процессе производственных отношений, если опыт работы и деловые отношения определенной бригады становятся объектом изучения и распространения. • Стихийно. В этом случае имитируют поведение, приемы умственной деятельности, стиль общения известного человека, авторитетной личности или коллектива. В процессе подражания человек может полностью не осознавать или осознавать лишь частично, что занимается имитацией. Так, некоторые могут последовать манеру жестикулировать известного человека, почти не осознавая этого. Так же большинство детей незаметно для себя повторяют (копируют) поведение и стиль общения своих родителей. Другие, особенно это касается детей, попав в нечто отличное от привычного языковую среду, через некоторое время начинают произносить слова так, как их слышат, даже не желая этого. Подражания, как социально-психологическое явление, которое может иметь массовый характер, чаще всего используется в рекламе. Именно эта психологическая свойство людей учитывается, когда для рекламы товара приглашают известного человека (актера, певца, спортсмена), или собирают отзывы этих людей по поводу вещей, которые рекламируются. Не менее удачный рекламный прием, что так же связан с процессом подражания — это создание образа товара. Согласно исследованиям психологов «идеальный товар» — это товар, который ассоциируется с определенным человеком, при этом указываются ее возраст, профессия, пол, социальный статус, ценностные ориентации и личностные характеристики. Если вы хотите быть похожим на этого человека (образ) — вы покупаете товар. Специальными исследованиями установлено, что только незначительная часть покупателей автомобилей интересуется их техническими качествами. Для большинства он имеет социальное и психологическое значение, как символ их индивидуальности и достатка. В одном исследовании был даже установлен связь между маркой машины и наиболее подходящими по мнению исследователей личностными и общественными характеристиками возможного покупателя. Для наиболее известных марок товаров уже составлены «портреты» их потребителей, это позволяет соотносить возможные в будущем образы новых марок с уже существующими их конкурентами и искать свободные нивы в общественном сознании. «Люди удивительно преданы своему вида сигарет, но во время специальных исследований не могут отличить его от других. Они курят вполне его образ». Такой вывод сделали авторы одного исследования в области рекламы (ведь только шесть человек из 300, которые принимали участие в исследовании, смогли различить виды трех предложенных им сигарет). Таким образом, задача рекламы это создать для покупателей такой образ товара, который бы в условиям конкуренции побудил их приобрести этот товар. О огромную роль в рекламе образа товара, образа достойного подражания, свидетельствует уже тот факт, что в течение многих лет оставались неизменными некоторые марки сигарет, напитков, одежды в то время, как образы этих товаров были подвластны непрерывной динамике. Об успешной замене одного стереотипа (образа) на другой свидетельствует пример нового образца марки сигарет «Мальборо». Сначала они рекламировались как сигареты для женщин, и не имели успеха. Позже, оставив сигареты без изменений, производитель создал новую обертку и новый образ для рекламы (такие себе мужественные ковбои, настоящие мужчины). Новый образ имел успех, и до сих пор сигареты «Мальборо» — одни из самых популярных в мире. Подражания, как и другие социально-психологические явления, становится содержанием и формой общения, межличностных отношений и взаимодействия в группе, коллективе, обществе. Назад |
Что такое имитация и почему это важно?
Дженна Гарви, M. Ed., LABA, BCBA
Подражание является важным аспектом развития навыков, потому что оно позволяет нам быстро и эффективно учиться новому, наблюдая за окружающими. Большинство детей учатся всему, от крупной моторики до речи и навыков интерактивной игры, наблюдая, как родители, опекуны, братья, сестры и сверстники выполняют эти действия.
Однако, поскольку дети с расстройством аутистического спектра (РАС) испытывают трудности с коммуникацией и социальными навыками, у них может отсутствовать способность учиться подражанию. Это может значительно ограничить навыки, которые они могут приобрести, наблюдая за другими. Если ребенок с аутизмом не научится подражать другим, он может еще больше отстать.
Хорошая новость заключается в том, что мы можем обучать детей с РАС навыкам имитации, используя некоторые базовые принципы прикладного анализа поведения, или ABA. Практики ABA часто используют следующий процесс, чтобы научить ребенка (или взрослого) подражанию:
Сначала учитель предоставляет модель или пример желаемого поведения. Затем мы даем подсказку, чтобы направить ученика к тому же поведению. После того, как ребенок реагирует, копируя поведение, мы даем поощрение (вознаграждение). В структурированном сеансе это может быть игрушка, еда, щекотка или похвала. Затем мы повторяем этот процесс, затухая (используя меньшее количество) подсказок по мере продвижения, так что учащийся выполняет немного больше работы, пока он (или он) не сможет подражать самостоятельно. В течение последовательных возможностей обучения учитель принимает все более частые попытки скопировать поведение, пока действие ученика не станет напоминать модель.
Рассмотрим следующее взаимодействие: мать закрывает лицо руками, затем быстро убирает руки, открывая улыбающееся лицо, и говорит «пикабу!» Маленькому ребенку это нравится, он пытается самостоятельно, но не может заставить свои руки и руки сотрудничать. Мама дает подсказку, помогая дочери закрывать и открывать лицо. За каждую попытку ребенок получает массу положительных отзывов от мамы, хоть ей и помогали. Затем очередь переходит к маме, и ее дочь пытается снова, на этот раз самостоятельно, выполняя больше движений самостоятельно. Снова мама хвалит, так как в этот раз ребенок справился еще лучше. Со временем мама стирает подсказки до тех пор, пока ее дочь не сможет самостоятельно участвовать и имитировать более сложное поведение. Поначалу у нее могут трястись руки, но после долгой практики ей становится лучше. Она может даже отреагировать более сложным образом, соединив действие с вокализацией и удивленным взглядом. В конце концов, когда она станет действительно хорошей, мама будет хвалить только более сложное поведение.
Это простой пример, который можно применить к тому, как любой ребенок учится интерактивной игре. Однако для учащихся с аутизмом есть несколько важных соображений, которые следует учитывать при обучении подражанию. Во-первых, вы, вероятно, захотите начать с обучения движениям крупной моторики. Их легко подсказать, и ребенку легче отличить их друг от друга. Немедленно предоставляйте подсказки с целью как можно быстрее исчезнуть подсказки. Убедитесь, что ребенок ожидает, что он скопирует поведение сразу после модели, в идеале в течение трех секунд. Эта скорость важна, потому что она позволит вам обучать более сложным, состоящим из частей поведению в будущем. Это также будет способствовать лучшему учебному контролю. Смешивайте движения, то есть меняйте модели, которым вы обучаете. Вы хотите, чтобы ребенок научился копировать все, что вы делаете, а не только одно действие. Добившись успеха, переходите к мелкой моторике, например к мелким движениям рук. Кроме того, рассмотрите возможность обучения подражанию предметам или подражательным действиям, которые могут быть полезны для развития навыков интерактивной игры.
Сильные навыки подражания дают ребенку с аутизмом отправную точку в изучении других и могут открыть широкий спектр потенциальных возможностей для обучения! Для получения рекомендаций, касающихся вашего ребенка, обратитесь за консультацией к сертифицированному поведенческому аналитику или BCBA.
Дженна Гарви, доктор медицинских наук, LABA, BCBA, клинический директор Мэйского центра аутизма и нарушений развития в Чикопи, штат Массачусетс. С ней можно связаться по адресу jgarvey@mayinstitute.org.
May Institute — это некоммерческая организация, которая является национальным лидером в области прикладного анализа поведения и обслуживает людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития, черепно-мозговыми травмами и нейроповеденческими расстройствами, а также с другими особыми потребностями. Основанная более 65 лет назад, мы предоставляем широкий спектр исключительных образовательных и реабилитационных услуг на протяжении всей жизни. May Institute управляет пятью школами для детей с РАС и другими нарушениями развития, в том числе одной в Чикопи, штат Массачусетс.
Этологический анализ подражания
Обзор
. 1999 г., август; 74(3):347-74.
doi: 10.1017/s000632319
- 7x.
- 1 Кафедра этологии, Университет Этвеш, Будапешт, Венгрия.
- PMID: 10466254
- DOI:
10.1017/s000632319
- 7x
Обзор
Миклоши. Biol Rev Camb Philos Soc. 1999 авг.
. 1999 г., август; 74(3):347-74.
дои: 10.1017/s000632319
- 7x.
- 1 Кафедра этологии, Университет Этвеш, Будапешт, Венгрия.
- PMID: 10466254
- DOI:
10.
1017/s000632319
- 7x
Абстрактный
Теоретики и исследователи-экспериментаторы давно спорят о том, способны ли животные подражать. Для описания этой сложной формы социального научения было предложено множество определений подражания. Экспериментальным исследованиям подражания часто мешал либо слишком свободный «антропоморфный» подход, либо слишком узкие «бихевиористские» определения. В настоящее время ни ассоциативные, ни когнитивные теории не могут дать исчерпывающего объяснения подражания у животных. Этологический подход к подражанию предлагает иную точку зрения. Интегрируя вопросы о функции, механизме, развитии и эволюции, можно определить возможные направления будущих исследований. Однако в настоящее время мы еще далеки от разработки всеобъемлющей теории подражания. Функциональный подход к подражанию показывает, что, несмотря на некоторые данные об имитационном обучении при переработке пищи у обезьян, не было показано, что такое обучение участвует в социальной передаче ни навыков использования инструментов, ни коммуникативных сигналов.
Похожие статьи
Подражание: определения, доказательства и механизмы.
Zentall TR. Зенталл ТР. Аним Когн. 2006 окт; 9 (4): 335-53. doi: 10.1007/s10071-006-0039-2. Epub 2006, 26 сентября. Аним Когн. 2006. PMID: 17024510 Обзор.
Обучение подражанием: иерархический подход.
Бирн Р.В., Рассон А.Е. Бирн Р.В. и соавт. Behav Brain Sci. 1998 г., 21 октября (5): 667–84; обсуждение 684-721. doi: 10.1017/s0140525x98001745. Behav Brain Sci. 1998. PMID: 10097023 Обзор.
Спонтанная межвидовая имитация во взаимодействии между шимпанзе и посетителями зоопарка.
Перссон Т., Саучук Г.А., Мэдсен Э.А. Перссон Т. и др. Приматы. 2018 янв;59(1):19-29. doi: 10.1007/s10329-017-0624-9.
Epub 2017 16 августа. Приматы. 2018. PMID: 28815382 Бесплатная статья ЧВК.
Имитация как разбор поведения.
Бирн РВ. Бирн РВ. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2003 29 марта; 358 (1431): 529-36. doi: 10.1098/rstb.2002.1219. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2003. PMID: 12689378 Бесплатная статья ЧВК.
Эволюция подражания: что способности нечеловеческих животных говорят нам о механизмах подражания?
Хубер Л., Рейндж Ф., Фёлькль Б., Шуксич А., Вираньи З., Миклоши А. Хубер Л. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009 г., 27 августа; 364 (1528): 2299–309. doi: 10.1098/rstb.2009.0060. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2009. PMID: 19620102 Бесплатная статья ЧВК.
Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Сохранившиеся особенности сетей передней поясной извилины поддерживают наблюдательное обучение у разных видов.
Бургос-Роблес А., Готард К.М., Монфис М.Х., Морозов А., Висентик А. Бургос-Роблес А. и др. Neurosci Biobehav Rev. 2019 Dec; 107: 215-228. doi: 10.1016/j.neubiorev.2019.09.009. Epub 2019 8 сентября. Neurosci Biobehav Rev. 2019. PMID: 31509768 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Социальное обучение у сородичей и людей у щенков собак.
Fugazza C, Moesta A, Pogány Á, Miklósi Á. Фугацца С и др. Научный представитель 2018 г. 5 июля; 8 (1): 9257.
doi: 10.1038/s41598-018-27654-0. Научный представитель 2018. PMID: 29977034 Бесплатная статья ЧВК.
Обезьяны-макаки могут узнавать значения токенов от человеческих моделей с помощью косвенного вознаграждения.
Бевакуа С., Черасти Э., Фальконе Р., Червеллони М., Брунамонти Э., Феррайна С., Дженовезио А. Бевакуа С. и др. ПЛОС Один. 2013;8(3):e59961. doi: 10.1371/journal.pone.0059961. Epub 2013 27 марта. ПЛОС Один. 2013. PMID: 23544115 Бесплатная статья ЧВК.
Замещающее обучение на человеческих моделях у обезьян.
Фальконе Р., Брунамонти Э., Дженовезио А. Фальконе Р. и др. ПЛОС Один. 2012;7(7):e40283. doi: 10.1371/journal.pone.0040283. Epub 2012 2 июля.
Автор
А Миклоши 1
принадлежность
Миклоши 1