Подражание — в психологии, теория Тарда
Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других. Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития. В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.
Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому. В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим. Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.
В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.
Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.
Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.
Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.
Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его. Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния. Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.
Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.
Подражание в психологии
Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.
В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида. Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра. Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.
В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).
Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.
Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).
В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида. Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное. О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.
Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя. Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой. Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.
Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции. Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям. Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).
Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах. Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни. Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.
Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.
Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.
Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.
Подражание бывает трех видов:
— при наблюдении проявляются новые реакции;
— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;
— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.
Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.
В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.
Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование. Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы. Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.
Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.
Теория подражания Тарда
В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе. Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте). Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.
Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции. Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий. Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.
Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.
Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.
Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».
Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.
Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.
Мода – форма подражания
Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.
Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие. Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе. Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.
Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды. Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях. И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.
Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.
Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.
Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Подражание — Психологос
01 октября 2022 г., 21:41
Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»
Подражание — неосознанное копирование человеком (чаще детьми) поведения (моделей и деталей поведения), личностных особенностей, эмоций и реакций окружающих людей (иногда и животных).
Рефлекс или инстинкт?
Подражание, по видимому, врожденная склонность человека, схожий скорее с инстинктом, нежели с рефлексом (смотри Рефлекс и инстинкт). Механизмы подражания срабатывают сами собой и не нуждаются в дополнительной стимуляции. С возрастом инстинкт подражания частично затухает и становится управляемым со стороны головного мозга, но все же сохраняется до конца жизни в той или иной степени и частично происходит неуправляемо.
Подражание как форма обучения и воспитания
Подражание — естественная форма и обучения, и воспитания. Подражая, дети впитывают то, что их окружает и что привлекает их внимание. На детей больше влияет не то, что вы им говорите, а то, что вы им реально предъявляете, показываете. Смотри Обучение на моделях, викарное научение
Викарное научение
Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках».
Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.- Обучение
- Подражание
Комментарии (2):
Гость, 03 апреля 2020 г., 12:50
Обычно люди подражают тем, кто является для них авторитетом. Для кого-то это звезды эстрады, спорта, актёры и т. д. Но кого можно назвать самым лучшим образцом для подражания? Согласно Библии этим образцом является Иисус Христос. В ней говорится:» Вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.» / 1 Петра 2 глава 21 стих/.
Гость, 03 апреля 2020 г., 13:08
Интересная статья.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Игра в жизни ребенка
Игра — воспроизведение поведения или его элементов, просто потому что это приятно или интересно. Игра — это одна из форм обучения, когда в процессе игры дети (и взрослые) получают те знания и совершенствуют те умения и навыки, которые в будущем будут задействованы в жизни. Наиболее расположены к игре дети, но и в более позднем возрасте игровые моменты сохраняются часто в завуалированной форме.
3Подробнее
01 янв. 2010 г.
Импринтинг
Импринтинг — врожденная готовность к фиксированному запечатлению (родины, родителей, полового партнера…) Слова «запечатление» и «импринтинг» часто используются как синонимы, хотя это не всегда правильно. В этологии (наука о поведении животных) импринтинг — это специфическая форма обучения: фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов.
3Подробнее
01 янв. 2002 г.
Научение
Научение — относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики — взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные. Научение — приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения — выученное поведение. Научение — одно из основных понятий этологии.
1Подробнее
01 окт. 2022 г.
Обучение на моделях, викарное научение
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Викарное научение
Викарное научение (англ. vicarious learning) — введенное американским психологом А. Бандурой понятие о том, что научение может происходить на основе наблюдения за поведением других людей (животных) и за последствиями их поведения, а не только на основе собственного поведения и лично полученного подкрепления. Иногда vicarious learning переводится как «косвенное научение»; более меткое, но семантически зауженное, название — «обучение на чужих ошибках». Викарное научение не следует полностью отождествлять с подражанием.
0Подробнее
Имитация: определения, свидетельства и механизмы
Обзор
. 2006 окт; 9 (4): 335-53.
doi: 10. 1007/s10071-006-0039-2. Epub 2006, 26 сентября.
Томас Р Зенталл 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Кентукки, Лексингтон, Кентукки 40506-0044, США. [email protected]
- PMID: 17024510
- DOI: 10.1007/s10071-006-0039-2
Обзор
Томас Р Зенталл. Аним Когн. 2006 Октябрь
. 2006 окт; 9 (4): 335-53.
doi: 10. 1007/s10071-006-0039-2. Epub 2006, 26 сентября.
Автор
Томас Р Зенталл 1
принадлежность
- 1 Факультет психологии, Университет Кентукки, Лексингтон, Кентукки 40506-0044, США. [email protected]
- PMID: 17024510
- DOI: 10.1007/s10071-006-0039-2
Абстрактный
Подражание можно определить как копирование поведения. Для биолога интерес к подражанию сосредоточен на его адаптивном значении для выживания организма, а для психолога наибольший интерес представляют механизмы, ответственные за подражание. Для психологов наиболее важными случаями подражания являются те, которые связаны с демонстрируемым поведением, которое подражатель не может видеть, когда выполняет это поведение (например, почесывание головы). Такие примеры подражания иногда называют непрозрачным подражанием, потому что их трудно объяснить, не постулируя когнитивные механизмы, такие как восприятие перспективы, наличие которых у большинства животных не признается. В настоящем обзоре сначала определяются различные формы социального влияния и социального научения, которые не квалифицируются как скрытая имитация, в том числе типичные для вида механизмы (например, мимикрия и заражение), мотивационные механизмы (например, социальная фасилитация, побудительная мотивация, передача страха), механизмы внимания (например, локальное усиление, усиление стимула), запечатление, следование, наблюдение и изучение того, как работает окружающая среда (обучение возможности). Затем в нем представлены доказательства различных форм непрозрачной имитации у животных и определены характеристики человеческой имитации, которые были предложены для отличия ее от имитации животных.
Похожие статьи
Перспективы наблюдательного обучения у животных.
Zentall TR. Зенталл ТР. J Comp Psychol. 2012 май; 126(2):114-28. doi: 10.1037/a0025381. Epub 2011 5 сентября. J Comp Psychol. 2012. PMID: 21895354 Обзор.
Zentall TR. Зенталл ТР. Изучите поведение. 2004 фев; 32 (1): 15-23. дои: 10.3758/bf03196003. Изучите поведение. 2004. PMID: 15161137 Обзор.
Имитация и локальное улучшение: пагубное влияние определений консенсуса на анализ социального обучения у животных.
Галеф БГ. Галеф БГ. Поведенческие процессы. 2013 ноябрь;100:123-30. doi: 10.1016/j.beproc.2013.07.026. Epub 2013 14 августа. Поведенческие процессы. 2013. PMID: 23954830 Обзор.
Нейробиология подражания.
Якобони М. Якобони М. Курр Опин Нейробиол. 2009 Декабрь; 19 (6): 661-5. doi: 10.1016/j.conb.2009.09.008. Epub 2009 4 ноября. Курр Опин Нейробиол. 2009. PMID: 19896362 Обзор.
Тестирование социального обучения и подражания у обыкновенных мартышек Callithrix jacchus с использованием искусственных фруктов.
Колдуэлл, Калифорния, Уайтэн А. Колдуэлл, Калифорния, и соавт. Аним Когн. 2004 апр;7(2):77-85. doi: 10.1007/s10071-003-0192-9. Epub 2003, 16 сентября. Аним Когн. 2004. PMID: 15069606
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Саморано-Абрамсон Дж., Эрнандес-Льореда М.В., Кольменарес Ф., Колл Дж. Заморано-Абрамсон Дж. и соавт. Аним Когн. 2023 июнь; 26 (3): 1035-1048. doi: 10.1007/s10071-023-01756-3. Epub 2023 15 февраля. Аним Когн. 2023. PMID: 36790691
Решение задач в группах обыкновенных мартышек ( Callithrix jacchus ): больше, чем сумма его частей.
Sehner S, Willems EP, Vinicus L, Migliano AB, van Schaik CP, Burkart JM. Сехнер С. и соавт. ПНАС Нексус. 2022, 14 сентября; 1(4):pgac168. дои: 10.1093/pnasnexus/pgac168. электронная коллекция 2022 сент. ПНАС Нексус. 2022. PMID: 36714869 Бесплатная статья ЧВК.
Эмулятивное обучение двухэтапной задаче у домашних свиней на свободном выгуле.
Фейт А., Вайсхаупт С., Бруат А., Вондрак М., Хубер Л. Вайт А и др. Аним Когн. 2023 июнь; 26 (3): 929-942. doi: 10.1007/s10071-022-01740-3. Epub 2023 18 января. Аним Когн. 2023. PMID: 36652043 Бесплатная статья ЧВК.
Неканонический зрительный путь сетчатки-ipRGCs-SCN-PVT для опосредования заразного зуда.
Гао Ф. , Ма Дж., Юй Ю.К., Гао С.Ф., Бай Ю., Сунь Ю., Лю Дж., Лю Х., Барри Д.М., Вильгельм С., Пиччинни-Аш Т., Ван Н., Лю Д., Росс Р.А., Хао Ю., Хуан X, Jia JJ, Yang Q, Zheng H, van Nispen J, Chen J, Li H, Zhang J, Li YQ, Chen ZF. Гао Ф. и др. Cell Rep. 4 октября 2022 г .; 41 (1): 111444. doi: 10.1016/j.celrep.2022.111444. Представитель ячейки 2022. PMID: 36198265 Бесплатная статья ЧВК.
Имитация действий посредством планирования на основе траектории или позы.
Бархорст-Кейтс Э.М., Исаакс М.В., Буксбаум Л.Дж., Вонг А.Л. Бархорст-Кейтс Э.М. и соавт. Hum Mov Sci. 2022 июнь;83:102951. doi: 10.1016/j.humov.2022.102951. Epub 2022 20 апр. Hum Mov Sci. 2022. PMID: 35460956
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- MH 63726/MH/NIMH NIH HHS/США
Подражание — Энциклопедия Нового Света
Подражание — это развитое поведение, при котором действие вызывается наблюдением индивидуума и последующим воспроизведением поведения другого человека. Таким образом, это основа наблюдательного обучения и социализации. Способность к подражанию предполагает распознавание действий другого как соответствующих тем же физическим частям тела наблюдателя и их движению. Некоторые предполагают, что эта способность является инстинктивной, в то время как другие рассматривают ее как форму обучения более высокого порядка. Многие теории и идеи, связанные с имитацией, могут применяться во многих дисциплинах.
Хотя точные процессы, посредством которых происходит подражание, оспариваются, равно как и возраст, в котором люди имеют способность подражать, и какие другие виды обладают такой же способностью, ясно, что способность подражать является очень мощным обучением. инструмент. Благодаря подражанию люди и другие биологические виды могут передавать техники и навыки без подробных устных инструкций. Таким образом, как только один человек нашел решение проблемы, его инновации могут быть быстро распространены во всем сообществе и за его пределами. С другой стороны, поведение, наносящее вред другим, такое как предрассудки, расовая дискриминация и агрессия, также легко имитируется. Таким образом, служит ли подражание на благо общества или во вред, зависит от исходной модели поведения и способности наблюдателей различать и действовать в соответствии со своим суждением о том, следует ли ей подражать.
Содержание
- 1 Психология
- 1.1 Исследование младенцев
- 1.2 Исследования на животных
- 1.3 Неврология
- 2 Антропология
- 3 Социология
- 4 Каталожные номера
- 5 кредитов
Психология
В психологии имитация — это изучение поведения путем наблюдения за другими. Подражание является синонимом моделирования и изучалось социологами в различных контекстах на людях и животных.
Дети учатся, подражая взрослым. Их мощная способность к подражанию, которая хорошо помогает им во многих ситуациях, на самом деле может привести их в замешательство, когда они видят, что взрослый делает что-то неорганизованно или неэффективно. Они будут повторять ненужные шаги, даже неправильные, которые, по их наблюдениям, выполнял взрослый, переосмысливая цель объекта или задачи на основе наблюдаемого поведения, явление, называемое «чрезмерная имитация».
Все это означает, что способность детей подражать может на самом деле привести к путанице, когда они видят, что взрослый делает что-то неорганизованно или неэффективно. Наблюдая за тем, как взрослый делает что-то неправильно, детям может быть намного труднее сделать это правильно. (Лайонс, Янг и Кейл, 2007 г.)
Исследования младенцев
Некоторые фундаментальные исследования подражания младенцам принадлежат Жану Пиаже (1951), Уильяму Макдугаллу (1908) и Полю Гийому (1926). Работа Пиаже, пожалуй, самая известная и легла в основу теорий детского развития.
Работа Пиаже включала значительное количество экспериментальных данных, подтверждающих его модель шести стадий развития подражания:
- Этап 1: Подготовка к подражанию осуществляется за счет рефлексов на внешние раздражители.
- Стадия 2: Время спорадической имитации, когда ребенок включает новые жесты или голосовые имитации, которые четко воспринимаются.
- Этап 3: Имитация звуков и движений, которые ребенок уже делал или наблюдал.
- Стадия 4: Ребенок способен подражать окружающим, даже когда их движения не видны.
- Стадия 5: Подражание становится более систематическим, и ребенок усваивает эти невидимые движения.
- Этап 6: известный как отложенная имитация, этот этап процесса относится к имитации, которая не происходит немедленно или в присутствии демонстратора. Теперь ребенок может усвоить ряд моделей из внешних раздражителей.
Пиаже утверждал, что младенцы путают действия других со своими собственными. Младенцы будут реагировать на крик другого младенца своим собственным, а младенцы в возрасте от четырех до восьми месяцев будут подражать выражениям лица тех, кто за ними ухаживает. В своей книге, озаглавленной « Игра, сновидения и подражание в детстве », Пиаже утверждал, что наблюдаемое у младенцев поведение можно понимать как «псевдоподражание» из-за отсутствия преднамеренных усилий со стороны младенца. Копированное выражение лица младенцев было для него не проявлением эмоций, а скорее рефлексом. Пиаже также рассматривал подражание как ступень между интеллектом и сенсомоторной реакцией и утверждал, что интернализация убеждений, ценностей или эмоций представляет собой способность ребенка намеренно имитировать что-то из окружающей его среды.
Другие не согласились с позицией Пиаже. Знаменательное исследование 1977 года, проведенное Эндрю Мельцоффом и Китом Муром, показало, что младенцы в возрасте от 12 до 21 дня могут подражать взрослым, которые поджимают губы, высовывают язык, открывают рот и вытягивают пальцы. Они утверждали, что такое поведение не может быть объяснено ни с точки зрения обусловленности, ни с точки зрения врожденных механизмов высвобождения, а является истинной формой подражания. Последующие исследования с новорожденными подтвердили эту позицию. Такое подражание подразумевает, что человеческие новорожденные могут приравнивать свое собственное невидимое поведение к жестам, которые они видят, как другие, в той мере, в какой они способны их имитировать.
Исследования на животных
Трутневая муха демонстрирует мимикрию Бейтса, напоминая медоносную пчелу.
Пластина Генри Уолтера Бейтса (1862 г.), иллюстрирующая мимикрию Бейтса между видами Dismorphia (верхний ряд, третий ряд) и различными Ithomiini (Nymphalidae) (второй ряд, нижний ряд).
Имитируемое поведение животных можно понять с помощью социального влияния. Социальное влияние — это любое влияние, которое один организм может оказывать на другой, вызывающее у другого организма сходное поведение. Факторами, которые типичны между видами и внутри них, являются мимикрия и заражение. Мимикрия включает в себя подражание внешнему виду между двумя видами. Мимикрия Мертенса или Бейтса возникает, когда животное принимает внешний вид или поведение другого вида, который имеет лучшую защиту, таким образом, хищники кажутся имитируемым видом. Заражение, которое также можно назвать возмездием, происходит, когда два или более животных проявляют поведение, типичное для их вида. Яркими примерами заразного поведения являются ухаживание, стадность, стадо и поедание.
При изучении подражательного поведения у животных одно животное обычно наблюдает за другим животным, которое демонстрирует новое поведение, которому научились посредством классического или оперантного обусловливания. Под имитацией понимается приобретение поведения от животного, которое наблюдает за выполненной новой реакцией. Приобретение имитации животным новой реакции можно объяснить как мотивационными факторами, такими как социальное облегчение пребывания рядом с другим животным, подкрепление через стимулы, так и приобретением новой реакции, чтобы избежать аверсивного стимула. Существуют также факторы восприятия, когда последствия демонстратора привлекают внимание наблюдающего животного.
Неврология
Новорожденный макак имитирует высовывание языка.
Исследования в области неврологии показывают, что в человеческом мозгу существуют особые механизмы имитации. Было высказано предположение, что существует система «зеркальных нейронов». Эти зеркальные нейроны возбуждаются как тогда, когда животное выполняет какое-либо действие, так и когда животное наблюдает за тем же действием, которое выполняет другое животное, особенно со своим родственным животным. Эта система зеркальных нейронов наблюдалась у людей, приматов и некоторых птиц. У человека зеркальные нейроны локализуются в области Брока и нижней теменной коре головного мозга. Некоторые ученые считают открытие зеркальных нейронов одним из самых важных открытий в области неврологии за последнее десятилетие.
Исследование Meltzoff и Moore (1977) показало, что новорожденные люди могут имитировать жесты лица взрослых. Несколько исследований новорожденных шимпанзе обнаружили аналогичную способность. Считалось, что эта способность была ограничена человекообразными обезьянами. Однако открытие, что у макак-резусов есть «зеркальные нейроны» — нейроны, которые возбуждаются как тогда, когда обезьяны наблюдают, как другое животное выполняет действие, так и когда они выполняют то же действие, — предполагает, что они обладают общей нейронной структурой для восприятия и действия, связанной с имитацией. Исследование показало, что младенцы-резусы действительно могут имитировать некоторые жесты человеческого лица — жесты, которые обезьяны используют для общения (Gross 2006).
Антропология
В антропологии теории диффузии объясняют явление культур, имитирующих идеи или практики других. Некоторые теории утверждают, что все культуры подражают идеям одной или нескольких оригинальных культур, возможно, создавая ряд пересекающихся культурных кругов. Теория эволюционной диффузии утверждает, что культуры находятся под влиянием друг друга, но также утверждает, что сходные идеи могут развиваться изолированно друг от друга.
Социология
В социологии подражание было предложено как основа социализации и распространения инноваций.
Социализация относится к процессу изучения своей культуры и того, как жить в ней. Для человека он предоставляет ресурсы, необходимые для действия и участия в обществе. Для общества социализация является средством поддержания культурной преемственности. Социализация начинается, когда человек рождается, когда он попадает в социальную среду, где встречает родителей и других опекунов. Там взрослые передают детям свои правила социального взаимодействия своим примером (которым дети, естественно, подражают), а также вознаграждением и дисциплиной.
Изучение распространения инноваций — это изучение того, как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются в культурах. Французский социолог Габриэль Тард первоначально утверждал, что такое развитие было основано на небольших психологических взаимодействиях между людьми, при этом основными силами были подражание и инновации. Таким образом, он предположил, что как только новатор разработает новую идею или продукт, имитация идеи или ее использование станет той силой, которая позволит ей распространиться.
Теория распространения инноваций была формализована Эвереттом Роджерсом в его книге « Распространение инноваций » (1962). Роджерс заявил, что людей, которые принимают любую новую инновацию или идею, можно разделить на новаторов, первых последователей, раннее большинство, позднее большинство и отстающих. Готовность и способность каждого усыновителя принять инновацию будет зависеть от их осведомленности, интереса, оценки, испытаний и принятия. Некоторые характеристики каждой категории усыновителей включают в себя:
- новаторы — предприимчивые, образованные, многочисленные источники информации, большая склонность к риску
- первопроходцы — общественные лидеры, популярные, образованные
- раннее большинство — преднамеренное, много неформальных социальных контактов
- позднее большинство — скептическое, традиционное, более низкий социально-экономический статус
- отстающие — соседи и друзья являются основными источниками информации, боязнь долгов
Роджерс также предложил пятиступенчатую модель распространения инноваций:
- Знание — изучение существования и функции инновации
- Убеждение — убедиться в ценности инновации
- Решение — приверженность внедрению инновации
- Внедрение — применение
- Подтверждение — окончательное принятие или отклонение инновации
Кривая внедрения становится s-образной при использовании кумулятивного внедрения.
Роджерс предположил, что инновации будут распространяться в обществе по логистической функции, известной как S-образная кривая, поскольку первые пользователи выбирают технологию первыми, за ними следует большинство, пока технология или инновация не станут обычным явлением.
Скорость внедрения технологии определяется двумя характеристиками p , которая представляет собой скорость, с которой происходит внедрение, и q , скорость, с которой происходит последующий рост. Более дешевая технология может иметь более высокий p , например, более быстрый взлет, в то время как технология, имеющая сетевые эффекты (такая как факсимильный аппарат, где стоимость предмета увеличивается по мере того, как его получают другие), может иметь более высокий q .
Критики теории диффузии инноваций предположили, что это чрезмерно упрощенное представление сложной реальности. Ряд других явлений может влиять на скорость принятия инноваций. Во-первых, эти клиенты часто адаптируют технологию к своим потребностям, поэтому характер инновации может фактически меняться по мере увеличения числа пользователей. Во-вторых, прорывная технология может радикально изменить модели распространения устоявшейся технологии, создав конкурирующую S-образную кривую. Наконец, зависимость от пути может блокировать определенные технологии. Примером этого может быть клавиатура QWERTY.
Ссылки
Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов
- Гросс, Лиза. Эволюция неонатальной имитации Эволюция неонатальной имитации. PLoS Biol 4(9), 2006: e311. Проверено 21 февраля 2008 г. .
- Гийом, Поль. [1926] 1973. Подражание у детей . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0226310466
- Лайонс, Дерек, Эндрю Янг и Фрэнк Кейл. 2007. «Тайна сверхподражания» Труды Национальной академии наук , 3 декабря 2007 г.
- Макдугал, Уильям. 2001 г. (1908 г., редакция 1912 г.). Введение в социальную психологию . Адамант Медиа Корпорация. ISBN 1421223236
- Мельцофф, Эндрю Н. и М. Кейт Мур. 1977. «Имитация жестов лица и рук новорожденными людьми» Science 7 октября 1977: Vol. 198. нет. 4312, стр. 75-78.
- Пиаже, Жан П. [1951] 1962. Игра, мечты и подражание в детстве . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0393001716
- Роджерс, Эверетт М. [1962] 2003. Распространение инноваций . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Свободная пресса. ISBN 0743222091
- Уивер, Жаклин. 2007. Похоже, что люди запрограммированы на обучение путем «чрезмерной имитации». Проверено 21 февраля 2008 г. .
- Вырвикка, Ванда. 1995. Имитация поведения человека и животных . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers. ISBN 978-1560002468
- Zentall, Том и Чана Акинс. Имитация у животных: доказательства, функции и механизмы Проверено 21 февраля 2008 года. в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен быть указан в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа.