Подростковая агрессивность причины и пути преодоления: Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

Подростковая агрессивность

Введение

Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, целью которых является нанесение страданий и ущерба другим. Агрессивное поведение характеризуется применением силы по отношению к другому человеку, группе лиц, к животным, к объектам и является реакцией на фрустрацию потребностей и конфликт, она может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления от демонстрации неприязни, недоброжелательства до вербальной агрессии и применения грубой физической силы. [3]

Особо острой в настоящий момент является проблема роста подростковой преступности и асоциальности. Проблема подростковой агрессии и жестокости в последнее десятилетие имеет приоритетное значение в умах общественности всего цивилизованного общества. Следует отметить, что сама по себе тема «подростковой агрессивности» долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны и представляют собой главным образом обзор зарубежных исследований.

Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы подростковой агрессивности и выявление способов, которые способствуют её преодолению.

Непосредственными задачами работы являются:

  1. анализ происхождения агрессивности;
  2. причины возникновения агрессивности в подростковом возрасте
  3. рассмотрение некоторых способов, которые способствуют преодолению агрессивного поведения у детей.

К работе были привлечены материалы как зарубежных, так и отечественных специалистов.

Подростковая агрессивность

Агрессивность — это набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам. Надо признать, что почти все подростки проявляют время от времени агрессивное поведение, но беспокойство подростковая агрессивность вызывает, как правило, в тех случаях, когда она становится хронической и (или) ярко выраженной.

Для того чтобы выявить причины подростковой агрессивности и найти способы ее преодоления, необходимо понять, что представляет собой современный подросток и на что похожа агрессивность как таковая.

Существуют множество определений агрессивности и большое разнообразие смыслов, которые вкладываются в этот термин. Очевидно, что убийцу-маньяка все считают агрессивным, но агрессивными мы называем и активного, успешного футболиста, и менеджера, предлагающего нестандартные решения, и даже маленькую девочку, которая в сердцах бросает туфельку с непослушной застежкой. Агрессия может быть очевидной, но может быть и завуалированной, пассивной, например, когда малыш в ответ на строгость родителей мочится в постель или муж весь вечер игнорирует свою жену, не уделившую ему достаточно внимания.

Проявления агрессии чрезвычайно широки и многообразны, а самые масштабные ее формы демонстрируются на государственном уровне в целях укрепления закона, правопорядка и территориальной неприкосновенности.

С точки зрения родителей, школы, педагогов и вообще мира взрослых людей, воспитывающих подросших детей, агрессивность — это, скорее всего, негативное, отрицательное поведение, которое существенно осложняет жизнь, затрудняет обучение, общение и воспитание ребенка. Агрессивность наносит объективный ущерб материальному миру и миру людей, сеет насилие вокруг себя и, как камень, брошенный в воду, порождает все новые и новые волны гнева, страха и обиды. Проблема агрессивности, особенно подростковой, остро стоит перед обществом, требуя решения.

Внимательный взгляд открывает нам оборотную сторону агрессивности. Агрессивность — это способность защитить себя и других людей, это возможность отстаивать свою позицию и придерживаться принятых ценностей, это неотъемлемая часть лидерства и управления. Подавление агрессивности может привести к пассивному поведению и неспособности ребенка постоять за себя. Пока агрессивность находится под контролем человека, она способствует его успехам в разных сферах жизни, направляет активность и целеустремленность.

Большинство современных психологов выделяют два вида агрессивности. [1]

  1. Недеструктиʙная агрессия — настойчиʙое неʙраждебное самозащитное поʙедение, напраʙленное на достижение цели. Это ʙрожденный механизм, служащий для адаптации ʙ среде, для удоʙлетʙорения желаний, достижения целей разʙития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает челоʙека к конкуренции ʙ окружающем мире, защите сʙоих праʙ. Это качестʙо можно охарактеризоʙать как напористость.
  2. Враждебная деструктиʙность — злобное поʙедение, неприятие, ненаʙисть, ярость, мстительность. Это тоже разноʙидность самозащиты, которая актиʙизируется ʙ результате сильных неприятных пережиʙаний (боль, дистресс). Сюда же относятся желание причинить боль другому и удоʙольстʙие, получаемое от этого (садизм).

Важнейший дейстʙующий фактор, позʙоляющий отнести поʙедение к категории ʙраждебного,— это намерение. Взрослые люди оцениʙают поступок ʙ заʙисимости от намерения и кʙалифицируют дейстʙия как агрессиʙные, когда считают, что они сʙязаны с желанием причинить ʙред или боль другому челоʙеку.

В соʙременной психологии принято различать агрессию как отдельные дейстʙия и поступки и агрессиʙность как относительно устойчиʙое сʙойстʙо личности, определяющее склонность реагироʙать на окружающий мир преимущестʙенно ʙраждебно. Агрессиʙность формируется ʙ процессе социализации ребенка и закладыʙается уже ʙ дошкольном детстʙе, ʙо многом определяя дальнейшие пути разʙития личности.

Полезно также разделять агрессию на ʙраждебную (когда агрессия яʙляется самоцелью) и инструментальную (как инструмент достижения некоей цели).

Причин подросткоʙой агрессиʙности много, и наша задача разобраться ʙ них, но ʙ каждом отдельном случае ʙажно рассматриʙать агрессию ʙ контексте ʙсего поʙедения ребенка, а также окружающей его социальной ситуации и фактороʙ, ʙлияющих на его разʙитие. Поʙедение подростка ʙсегда сʙязано с семейными отношениями, школьными успехами, особенностями ʙзросления и устаноʙления доʙерительных, дружеских отношений.

Подросткоʙый ʙозраст — это переходный период разʙития от детстʙа к зрелости, он характеризуется самыми интенсиʙными биологическими, психологическими и социально-ролеʙыми изменениями по сраʙнению с любой другой стадией жизни, за исключением младенчестʙа. Пережиʙаемые ʙ отрочестʙе изменения индиʙидуально ʙариатиʙны по продолжительности, интенсиʙности и степени ʙлияния на общее психическое разʙитие.

Более того, отрочестʙо содержит ʙ себе дʙа поʙоротных момента — переход от детстʙа к раннему подростничестʙу и переход от позднего подросткоʙого ʙозраста к юности. Дʙа эти перехода считаются кризисами разʙития.[1]

Именно кризисность принято ʙыделять как осноʙную характеристику отрочестʙа. Подросткоʙый ʙозраст традиционно считается конфликтным, трудным, и ʙзрослые, скорее, ориентируются на то, чтобы пережить эту гормональную бурю, стерпеть протиʙоречия ʙ надежде, что потом ʙсе само собой наладится и ʙыпраʙится. Картина разʙития предстаʙляется следующим образом: ʙсе ʙзрослые были когда-то подростками, ʙсе «шумели», а сейчас сидят по кухням и пьют чай. С одной стороны, это дейстʙительно так, и многие сложности ʙзросления ʙ подросткоʙом ʙозрасте носят преходящий характер. Но было бы наиʙным думать, что подросткоʙый ʙозраст можно изолироʙать от ʙсей остальной жизни и те события, которые ребенок пережиʙает ʙ сʙои 11—17 лет (а именно столько ʙремени, по мнению некоторых ученых, длится этот затяжной «кризис»), останутся за границей отрочестʙа и не поʙлияют на дальнейшую жизнь ʙзрослого челоʙека, не прояʙятся ʙ тех или иных чертах характера, не скажутся на дальнейшем жизненном ʙыборе.

Подростковый ʙозраст — это сʙоего рода катализатор, который на фоне мощных эндокринных изменений, происходящих ʙ организме, усилиʙает ʙсе ʙнутренние «химические реакции» — такие, как формироʙание самосознания, разʙитие нраʙственной позиции, пересмотр ценностных ориентаций и ощущение взрослости. Психологам и педагогам хорошо известно, что подростковый возраст наиболее чреват возникновением разнообразных эмоциональных нарушений (повышенная раздражительность, ранимость, негативизм), нарушений деятельности (утомляемость, сниженная работоспособность или чрезмерное ʙозбуждение, трудности сосредоточения), нарушений когнитиʙных функций (ʙязкость мышления, ʙременное снижение темпа запоминания, поʙышенная отʙлекаемость).

Не удиʙительно, что в подростковом возрасте значительно изменяются также тип и частота психологических расстройств.

И если для многих подростков это период адаптации, укрепления психического здоровья и преодоления трудностей предшествующих этапов развития (многие функциональные нервно-психические расстройства к 12 годам полностью компенсируются), то для других это период дезадаптации и усиления психопатологии.

В отрочестве вектор формирования личности ребенка может резко отклоняться в положительном или отрицательном направлении.

Психическое развитие в подростковом возрасте разворачивается на фоне целого ряда парадоксов. [1]

  • Романтизм идет рука об руку с цинизмом.
  • Волевые устремления могут реализовываться как в «воспитании характера», так в упрямстве и негативизме.
  • Самооценка может изменяться от неадекватно завышенной до неадекватно низкой.
  • Эгоцентрическая доминанта (интерес подростка к собственной личности) тесно переплетается с неудержимой тягой к общению и шумным компаниям.
  • Подросток, считая себя уникальной личностью и категорически настаивая на этом, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников (именно поэтому требуется такая же куртка и точно такие же джинсы, как у всех).
  • В подростке почти одновременно сосуществуют стремление к активной деятельности и тяга к созерцательности.
  • Подросток хочет иметь близкого, верного друга и одновременно лихорадочно меняет друзей.
  • Физическая активность колеблется от полного изнеможения и объективной слабости (чаще всего в школьное время) до прилива бодрости, возбуждения и высокой работоспособности (чаще во время прогулок и дискотек).

И эти противоречия не мнимые, а объективно характеризующие непростой процесс взросления современных подростков. Тем не менее подросток — это не диагноз. К 17—18 годам большинство подростков успешно разрешают все противоречия, обретая внутреннюю стабильность.

Главный же парадокс подросткового возраста состоит в том, что мучительное желание быть независимым от взрослых на деле оборачивается полной зависимостью от каждого родительского слова. Большинство детей не осознают, что в своем стремлении поступить иначе, чем требуют родители (т. е. по известному логическому принципу «методом от противного»), подростки тем самым связывают себя негативной моделью поведения. Даже если на самом деле им хотелось бы поступить так, как предлагают взрослые, парадоксальным образом они вынуждены принимать противоположное решение. Принятие решения, совпадающего с родительским, для подростка практически невозможно, так как поведение связано со стремлением «показать свою независимость». Поступая наоборот, подростки не отдают себе отчета в том, что тем самым демонстрируют свою зависимость от родителей.

Если попытаться объективно взглянуть на старшего подростка, то он мало чем отличается от взрослого человека. Фактически мы снова сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Ростом такой подросток — выше мамы, размер ноги — больше, чем у папы, задачи по алгебре и физике не может решить вся семья — звонят дядюшке с мехмата, а объемы письменных работ не в состоянии выполнить ни один из членов семьи. Ни физически, ни интеллектуально подросток не уступает взрослому человеку.

К тому же у него нет ни малейшего желания прозябать инженером на заводе за «три копейки», как это делает папа с высшим образованием, и на вопрос о том, а что же это образование, собственно, дает, никто ему вразумительно ответить не может.

Кризис подросткового возраста возникает как противоречие на границе достижений и зрелости подростка, с одной стороны, и отсутствия реальных изменений в социальном статусе, материальных возможностях, уровне ответственности подростка, с другой стороны. Именно это противоречие является первой и наиболее распространенной причиной роста агрессивности в подростковом возрасте.

Способы преодоления подростковой агрессивности

Способы преодоления агрессивных состояний у подростков. Пути социализации агрессии на уровне общественных групп: соревновательность вражды, стремление разрешать конфликты вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону, сублимирование негативной энергии сильных эмоций на позитивные цели. На уровне отдельного человека: осознание и принятие своих переживаний, признание возможности существования различных точек зрения, стремление к диалогу, установка на компромисс и позитивную самореализацию. [4]
Работа с семьей агрессивного подростка рассматривается как метод восстановления функционального единства семьи путем нормализации отношений и психического здоровье её членов. Она состоит из семейных обсуждений и совместной терапии подростка и родителей. Работа с семьей нацелена на содействие всем членам семьи в разрешении их проблем, осознании родителями причин состояния ребенка, совместные обсуждения с родителями задач терапии, параллельная работа с детьми и родителями, перестройка их отношений, практическое обучение адекватным формам межличностных отношений.
Достижение успеха семейной терапии происходит в результате осознания родителями причин агрессивного поведения детей, влияния семейных проблем на поведение ребенка, участие всех членов семьи в процессе коррекции, выполнении рекомендаций специалиста, соблюдение семейного мира в период проведения коррекционных мероприятий, сочетания семейной терапии с индивидуальной групповой формами помощи.
После дискуссии, выслушав родителей, специалист излагает свое мнение о причинах возникновения агрессии у ребенка. В итоге дискуссии достигается общая точка зрения на причины агрессивного поведения ребенка и на способы коррекции поведения. При этом главным является изменение отношения к подростку. Параллельно проводятся индивидуальные беседы с каждым членом семьи, беседы проводятся в то когда подростком выполняется задание специалиста. В результате семейных обсуждений происходит выравнивание отношений между родителями и изменение их взглядов на детей. В то же время у детей после нескольких сеансов индивидуальной работы наблюдается уменьшение агрессивных проявлений. Таким образом, обе стороны подготовлены к перестройке семейных отношений.
Для подростков чаще используется психодрама: сначала разыгрываются сюжеты, предложенные ребенком (обычно, что-либо из прочитанного или виденного в кино или по телевизору). Затем сцены из реальной жизни семьи, предложенные родителями или специалистом, причем они должны включать в себя агрессивное поведение ребенка. Разыгрывается также и решение различных семейных конфликтных ситуаций, в которых агрессивно ведет себя не только ребенок, но и взрослые.
Очень важно, чтобы проводилось не простое «проигрывание» происшедших ситуаций, а чтобы эти ситуации неоднократно переигрывались с целью найти наиболее правильный вариант поведения всех участвующих в них. Также важно, чтобы, играя, родители и дети менялись ролями — это помогает лучше осознать свое поведение в реальной жизни, а так­же способствует развитию у всех членов семьи навыка не только руководства, но и подчинения.
Таким образом, специалист не говорит родителям, как поступить и что делать для выхода из критических ситуаций, а предлагает наглядные модели их решения. После неоднократных совместных игр отношение родителей и ребенка заметно улучшаются, и они начинают лучше понимать друг друга. Кроме того, специалист дает семье «домашнее задание» — провести аналогичные игры на определенные темы в домашней обстановке, а на следующем занятии проводит обсуждение впечатлений о сыгранном. После совместной терапии родители более спокойно, внимательно, адекватно и последовательно относятся к детям. Как родители, так и дети могут лучше представить себя на месте друг друга, понять и изменить в нужную сторону свои отношения. Это позволяет успешнее провести дальнейшую индивидуальную психотерапию больного.
Таким образом, в процессе семейной терапии последовательно решаются проблемы агрессивного ребенка, производится коррекция отношений между ребенком и родителями, а заодно — и между родителями. [9]
Подросткам необходимо научиться контролировать свою агрессию, контролировать эмоции, разряжать физическую активность, научиться выражать свои эмоции в культурных словах, а не брани и лексике, которая им присуща. Чтобы не сталкиваться с конфликтами, необходимо научиться направлять агрессию в мирное русло, например, больше заниматься спортом.

Заключение

В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.
Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.
Ситуациями, приводящими к нравственной деформации личности начиная с детского возраста, являются недостатки семейного воспитания, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.
Самым важным является, для родителей и педагогов вовремя заметить и принять во внимание то или иное поведение детей и проведя ряд мер на выявление агрессивности начать действовать с преодолением данного состояния.

Список литературы:

  1. Авдулова Т.П. Агрессивный подросток: книга для родителей. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 128 с.
  2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. М., 2000.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2001.
  4. Бреслав, Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности . Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. – СПб. : «Речь», 2004. — 144 с.
  5. Бэррон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2000.
  6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №2.
  7. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. №1.
  8. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. Исследования и терапевтические стратегии. СПб. – М., 2005.
  9. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков. Учеб. пособие / под ред. Н. М. Платонова. – СПб. : «Речь» 2006. — 336 с.
  10. Семенюк Л.М. Психологические особенности агресивного поведения подростков и условия его коррекции. М. 1996.
  11. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Конфликтные дети. М., 2010.

Речевая агрессия и пути ее преодоления

Вступление ребенка в подростковый возраст сопровождается не только физическими изменениями, но и психологическим кризисом. Поиски себя и постоянная потребность в самоутверждении портят отношения с родителями, иногда со сверстниками и часто со всем миром вообще.

В этот период активно расширяется словарный запас ребенка, становится острее чувство языка и появляется интерес к ненормативной лексике. Про причины речевой агрессии и пути ее преодоления пойдёт речь далее.


 

Содержание:

 

Причины

Формы речевой агрессии

Мат как вид словесной агрессии

Преодоление речевой агрессии

 


 

 

Причины

 

По мере взросления ребенок начинает ощущать потребность в самоутверждении, доказательстве собственной значимости и реализации своих желаний подчас вопреки общепринятым нормам. Многие родители не успевают перестроиться и принять новые «правила игры», продолжая выстраивать взаимоотношения с подростком по ранее устоявшейся схеме. Они принимают за ребенка решения и ожидают от него беспрекословного следования своим распоряжениям.

 

Негибкость родителей в вопросах предоставления подрастающему ребенку самостоятельности зачастую приводит к тому, что ребенок занимает оборонительную позицию, замыкается в себе и проявляет агрессию в отношении взрослых. Подростковая агрессивность также может быть вызвана стремлением к подражанию «отрицательному» идеалу, вытеснением каких-либо тревожных переживаний.

 

Большое значение для формирования в сознании подростка модели агрессивного поведения имеют внутрисемейные отношения. Частые ссоры между родителями, взаимные оскорбления родителями друг друга, детей или других родственников, проявления насилия в семье (в широком смысле слова – давление авторитета, принуждение к чему-либо, физические наказания) закрепляют у ребенка представление о «нормальности», естественности такого поведения.

Помимо этого, у подростка достаточно примеров нарушения речевых норм в окружающей его среде. И со временем он принимает эти нарушения как способ выражения своего отношения к миру.

Использованием ненормативной лексики подчеркивается особая дерзость в общении, которая становится символом личной свободы взрослеющего ребенка. Она проявляется не только в содержании речи, но и в ее тоне.

 

 

Формы речевой агрессии

 

Во время своего возрастного метания, ребенок пытается отделиться от мира взрослых. Это выражается в разных формах: вызывающее поведение на улице и в общественных местах, нарочитая дерзость. Все это неизменно сопровождается грубыми словами и нецензурной бранью.

 

Часто можно наблюдать следующие формы словесной агрессии:

 

  • высказывание противоречащей окружающим точки зрения, нередко в грубой форме;
  • критические замечания в отношении окружающих;
  • угрозы в адрес окружающих;
  • высмеивание, ругательства и оскорбления, в том числе близких людей;
  • повышенный тон разговора;
  • вспышки немотивированной ярости.

 

Следует иметь ввиду, что даже самые невинные проявления словесной агрессии (например, обидные прозвища) являются тревожными звоночками и требуют пристального внимания со стороны родителей.

 

 

 

Мат как вид словесной агрессии

 

Через использование ненормативной лексики определяется и принадлежность ребенка к какой-либо подростковой общности. Детям в этом возрасте свойственно объединяться в различные неформальные группы. Частью идентичности с этой группой является особый сленг, который включает в себя бранные слова или эвфемизмы (слова, мягко заменяющие нецензурные выражения). Нередко для общения тут используется мат.

 

То, что именно мат, выбирается как способ проявления агрессии, имеет свои исторические причины. Дело в том, что мат в силу своих особенностей, служит выражением ярких чувств и эмоций. И в этом смысле обладает рядом преимуществ не только для подростков, но и для взрослых.

 

Мат как способ выражения различных состояний:

 

  • вербализирует разнообразные эмоции;
  • позволяет максимально кратко и емко выразить множество различных чувств;
  • вербально воспроизводит вещи сексуальной направленности.

 

Гротескное (с помощью матерных слов) изображение сексуальных действий и частей тела является для подростка способом нестандартного выражения яркого интереса ко всему, что связано с отношениями двух полов. Особое место в речи подростка занимает генитальный мат. Он связан, прежде всего, с повышенным интересом к противоположному полу с одной стороны и невозможностью реализовать свои сексуальные желания с другой. И в этом случае дело как бы заменяется словом, ярко и емко выражающим его суть.


 

Что такое речевая агрессия?

 


 

 

Преодоление речевой агрессии

 

В свой самый сложный период жизни, ребенок испытывает массу противоречивых чувств. Постепенно накапливаясь, негативные эмоции выплескиваются через грубую речь и резкий тон. Обычно такие проявления не имеют ничего общего с целью обидеть и оскорбить оппонента. Чаще всего это лишь выплеск, разрядка, последствие бурных переживаний. Конечно, за исключением случаев девиантного поведения и последствий неправильного воспитания.

 

Перед родителями и учителями, рано или поздно, встает дилемма борьбы с речевым негативизмом детей. К сожалению, избежать этого или искоренить до основания невозможно. Однако это не значит, что нужно не обращать на речевую агрессию никакого внимания.

 

Роль школы в этом вопросе заключается в том, чтобы неуклонно развивать у школьников культуру речи.

Родителям очень важно самим показывать пример и удерживаться от употребления нецензурных слов и грубой брани. Бесполезно рассчитывать на сдержанность подростка, если он ежедневно видит негативный пример перед глазами. В семье не должно быть «двойных стандартов» и то, что не разрешено ребенку, должно являться табу для взрослых.

 

Что же могут предпринять родители, столкнувшись с проявлениями агрессивного поведения у своего ребенка-подростка?

 

  1. Прежде всего, следует проанализировать внутрисемейные отношения и приложить все усилия к обеспечению теплых, доверительных отношений между родителями и детьми. Необходимо найти продуктивный способ самоутверждения для подрастающего ребенка, внимательно понаблюдав за ним и определив ту сферу деятельности, в которой он мог бы достичь значимых результатов, проявить свое стремление к лидерству и утверждению собственной значимости. Это могут быть спортивные секции, занятия творчеством и т.д.

 

  1. Постарайтесь дать подростку почувствовать себя полноправным членом семьи, к которому прислушиваются, с мнением которого считаются. Приглашайте его к обсуждению общесемейных вопросов, интересуйтесь его позицией при принятии тех или иных решений.

 

  1. Предоставляйте ребенку возможность проявить самостоятельность там, где это только возможно. Это не только удовлетворит актуальные потребности данного этапа развития, но и послужит формированию у него чувства ответственности.

 

  1. Попробуйте привлечь подростка к какой-либо социально значимой деятельности, например к участию в благотворительности. Помимо того, что одобряемая обществом деятельность даст пищу для потребности ребенка в самореализации, у вас появится возможность на практике научить подростка состраданию.

 

Впервые столкнувшись с агрессивными проявлениями у вашего ребенка, ни в коем случае не пускайте все на самотек и не пытайтесь действовать по принципу «клин клином выбивают». Важно стараться спокойно реагировать на всплеск эмоций, не отвечать на грубость грубостью и тем более рукоприкладством, а также всем видом демонстрировать пример позитивного поведения и стремления решать все вопросы цивилизованным способом.

Проявите чуть больше внимания к своему ребенку, постарайтесь найти с ним общий язык, проявите уважение к его индивидуальности, и этот этап взросления пройдет продуктивно для вас и вашего ребенка.

​Агрессивное поведение у детей и молодежи: когда стоит беспокоиться?

Транзитная комиссия Торонто (TTC) проводит ремонт трамвайных путей, трамвайных платформ и велосипедных дорожек вдоль Колледж-стрит. Ожидается, что ремонт начнется 5 сентября 2022 года и завершится в декабре 2022 года.

Подробнее

Если вы в чрезвычайной ситуации, в кризисе или вам нужно с кем-то поговорить, есть помощь.

Посмотреть кризисные ресурсы

Перейти к содержимому

Результаты поиска для

Когда стоит беспокоиться?

Агрессия у молодежи является важной социальной проблемой. Дети и молодежь, ведущие себя агрессивно, могут нанести вред не только себе, но и своим семьям, своим сообществам и обществу в целом.

Исследования показывают, что дети с серьезными проблемами агрессии с большей вероятностью, чем дети без таких проблем, станут подростками, у которых есть проблемы с агрессией, другие проблемы с психическим здоровьем или употребление наркотиков, а во взрослом возрасте они с большей вероятностью будут участвовать в актах насилия.

Чем раньше будет выявлен молодой человек с проблемой агрессии и ему будет оказана помощь, тем больше шансов, что выбранное лечение принесет долгосрочные результаты.

Агрессия — это действие или угроза действия, направленные на причинение вреда другому человеку, либо физически, либо психологически.

Понимание агрессии

Нет простой причины, объясняющей, почему кто-то ведет себя агрессивно. Однако мы знаем, что существуют характеристики детей, молодежи, их семей и их окружения, которые могут либо увеличивать (факторы риска), либо уменьшать (защитные факторы) вероятность того, что они будут проявлять агрессивное поведение. Некоторые из них перечислены ниже.

Работа по минимизации факторов риска и усилению защитных факторов может помочь уменьшить или устранить агрессивное поведение.

Индивидуумы

Факторы риска
  1. трудный темперамент
  2. плохой эмоциональный контроль
  3. плохие социальные навыки
  4. IQ ниже среднего
  5. употребление психоактивных веществ
  6. некоторые проблемы с психическим здоровьем, такие как расстройство поведения
Защитные факторы
  1. оптимизм
  2. сочувствие
  3. высокая самооценка
  4. сильная культурная самобытность
  5. IQ выше среднего

Семья

Факторы риска
  1. Слишком суровая, слишком мягкая или непоследовательная дисциплина
  2. отсутствие надлежащего надзора
  3. наличие родителей, которые отвергают их, холодны и не поддерживают, используют агрессию для решения собственных проблем или не общаются с ними или не решают проблемы с ними
  4. семейная нестабильность
  5. пренебрежение или жестокое обращение
  6. родители имеют проблемы с употреблением психоактивных веществ
  7. мать, страдающая депрессией

   

Защитные факторы
  1. твердая, справедливая и последовательная дисциплина
  2. соответствующий уровень родительского надзора
  3. утешение опекунов
  4. надежная привязанность к опекуну (которая укрепляет доверие, самоуважение, самоконтроль, уверенность и способность развивать здоровые отношения)
  5. семейная стабильность
  6. положительное участие родителей

Окружающая среда 

  1. проживание в экономически или социально неблагоприятных условиях
  2. проживание в небезопасном районе (например, с бандами, наркоторговцами и другими видами преступной деятельности)
  3. связан с бандами
  4. посещение плохо организованной или небезопасной школы
  5. подростков имеют друзей, которые ведут себя агрессивно
  6. много смотрю телевизор
  7. проживание в социально благополучном районе

   

Защитные факторы
  1. участие во внеклассных мероприятиях
  2. быть успешным в школе
  3. прочные отношения по крайней мере с одним заботящимся взрослым (например, с родителем, бабушкой или дедушкой или учителем)
  4. чувство привязанности к своему сообществу
Управление агрессией

Если вы взаимодействуете с детьми и молодежью, например, в качестве родителя, учителя или работника на передовой, вы, вероятно, столкнетесь с агрессивным поведением. Некоторые стратегии, описанные ниже, могут помочь вам разрядить ситуацию или успокоить молодого человека. Другие стратегии полезны после инцидента, когда важно выяснить, что вызвало такое поведение, чтобы вы могли устранить причину.

  • Контролируйте язык тела и тон голоса. Убедитесь, что ваш язык тела и тон голоса не противоречат словесному сообщению.
  • Сохраняйте спокойствие. Сосредоточьтесь на том, чтобы дать человеку понять, что вы заботитесь о нем или о ней, обеспокоены происходящим и готовы помочь. Не пытайтесь решить проблему или конфликт, которые привели к агрессивному поведению, пока молодой человек ведет себя агрессивно по отношению к вам.
  • Предложите выход. Предложите молодому человеку выход из ситуации. Дайте четкий выбор с безопасными ограничениями. Таким образом, вы позволяете молодому человеку сохранить чувство контроля наряду с его или ее самооценкой.
  • Отпугивать посторонних. Когда молодой человек капризничает, попросите сверстников, которые могут наблюдать, покинуть обстановку и продолжить свою деятельность.
  • Не угрожайте. Не предупреждайте о последствиях, к которым вы не готовы, или которые являются неоправданно серьезными.
  • Не делай обобщений. Говоря: «Ты всегда делаешь это, когда . . ». усиливает негативное поведение.
  • Дождитесь подходящего момента. Подождите, пока инцидент, связанный с агрессией, закончится, когда все успокоятся, чтобы поговорить с молодым человеком о неподобающем поведении.
  • Поддерживать безопасность. Убедитесь, что все присутствующие во время инцидента, связанного с агрессией, всегда находятся в безопасности. Если вы не можете контролировать ситуацию, зовите на помощь.
  • Действуйте надлежащим образом при угрозах. В большинстве случаев дети или подростки, которые угрожают, не выполняют их. Ваша главная цель будет состоять в том, чтобы заставить угрожающего молодого человека сосредоточиться на том, что он или она чувствует, и удержать его от любой цели агрессии. Имейте в виду, что молодые люди, которые вели себя агрессивно, портили имущество, поджигали, причиняли вред животным или демонстрировали другие проблемы с поведением в прошлом, с большей вероятностью приведут в исполнение угрозы.

Примечание: как можно быстрее обратитесь за помощью, если молодой человек угрожает повредить или уничтожить имущество; или ранить или убить себя или кого-то еще.

Когда агрессия вызывает беспокойство?

Если вы пытаетесь определить, есть ли у молодого человека серьезные проблемы с агрессией, задайте себе следующие вопросы:

  • Наблюдается ли такое поведение регулярно (то есть каждый день, каждую неделю или каждый месяц)?
  • Молодой человек давно ведет себя агрессивно?
  • Вас беспокоит поведение молодого человека по каким-либо другим причинам, кроме агрессии?
  • Поведение сохраняется или ухудшается?
  • Молодой человек взрывается в ситуациях, которые не беспокоят других молодых людей, или без очевидной причины?
  • Трудно ли успокоить молодого человека после вспышки гнева?
  • Молодой человек ранил себя или кого-либо еще?
  • Приводит ли поведение подростка к конфликтам с родителями, братьями и сестрами, сверстниками или учителями?
  • Все ли друзья молодого человека ведут себя агрессивно или антиобщественно?

Чем раньше будет выявлен молодой человек с проблемой агрессии и ему будет оказана помощь, тем больше шансов, что выбранное лечение принесет долгосрочные результаты.

Получение помощи

Возможно, вы подозреваете, что у вашего ребенка или молодого человека, с которым вы работаете или работаете волонтером, может быть проблема агрессии, требующая специальной помощи. Врачи общей практики (семейные врачи) часто являются первыми поставщиками медицинских услуг, к которым люди обращаются в этой ситуации.

Семейный врач может провести оценку или направить к психиатру, психологу или социальному работнику.

Оценка включает использование проверенных методов для понимания поведения молодых людей по отношению к их семьям, школьной среде и отношениям со сверстниками.

Существует множество программ раннего вмешательства и лечения, которые, как было доказано, помогают молодым людям, проявляющим признаки агрессии, и значительно уменьшают любые вредные последствия. Ниже приведены некоторые организации, в которые вы можете обратиться за помощью.

  • Служба улучшения поведения для детей и молодежи, CAMH
  • Children’s Mental Health Ontario (CMHO)
  • Родители за психическое здоровье детей       

Информация в этой брошюре была адаптирована из Разыгрывание: понимание и снижение агрессивного поведения у детей и молодежи (Центр наркологии и психического здоровья, 2007).

Отыгрыш: понимание и снижение агрессивного поведения

Посетите магазин CAMH, чтобы заказать печатные копии

Магазин CAMH

Ваше пожертвование пойдет на финансирование новаторских исследований в области психического здоровья, которые помогают людям на пути к выздоровлению.

Раздача Раздача Ежемесячно

Мой подарок в память или честь кого-то

Я делаю пожертвование от имени организации

Другие способы подарить

Подростковая агрессия и ее влияние на семью

Подростки нередко проходят этап, когда они проявляют агрессивные наклонности. Подростковая агрессия может проявляться, даже если раньше она не была частью их личности. К счастью, подростковая агрессия часто перерастает. Тем не менее, родителям важно предпринять шаги, чтобы подростки эффективно прошли этот этап, не причиняя вреда себе или другим.

Как это влияет на других членов семьи?

Это часто вызывает сильный стресс у других членов семьи, включая братьев и сестер. Мало того, что подростковый гнев часто приводит к конфликту с другими членами семьи, он может стать причиной возникновения ситуаций в жизни подростка, которые требуют вмешательства других. В некоторых случаях подростки, проявляющие агрессивное поведение, могут даже попасть в неприятности с законом.

Какие симптомы часто возникают у подростков с проблемами гнева?

Хотя подростки с проблемами гнева могут испытывать различные симптомы, вот некоторые из наиболее распространенных:

  • Раздражение из-за несущественных событий
  • Преувеличенные реакции на реальные стрессоры
  • Угрозы другим
  • Проблемы в школе
  • Частые физические столкновения со сверстниками
  • Уничтожение имущества
  • Агрессивное поведение по отношению к животным
  • Головокружение
  • Напряжение мышц
  • Издевательства над другими подростками
  • Прилив адреналина
  • Повышенное кровяное давление
  • Встряхивание
  • Расстройство желудка
  • Шлифовальные зубья
  • Сжатие челюстей

Важно отметить, что не у всех агрессивных подростков проявляются все эти симптомы, и эти симптомы не всегда видны окружающим.

Типы агрессии

Различные типы агрессии приводят к совершенно разным симптомам. Подростки могут проявлять агрессивное поведение двух основных типов:

Пассивная агрессия:

Пассивно-агрессивные тенденции гораздо труднее обнаружить, чем открытые акты агрессии. Это связано с тем, что поведение часто не кажется агрессивным по своей природе, пока оно не будет изучено более тщательно.

Открытая агрессия:

Открытую агрессию почти всегда легко заметить, и обычно она включает многие типичные симптомы агрессии.

Причины подросткового гнева:

Существуют психологические и физические причины агрессии у подростков. Уровни гормонов резко меняются в подростковом возрасте, и это вызывает существенные изменения в поведении. Это особенно вероятно, чтобы вызвать агрессивное поведение у мальчиков-подростков. Уровень тестостерона у мальчиков-подростков часто выше, чем в более позднем возрасте. Чрезмерный уровень тестостерона может вызвать агрессивные тенденции.

Кроме того, структура подросткового мозга делает подростков более склонными к проявлению агрессивного поведения. Префронтальная кора у подростков развита не полностью. Эта часть мозга отвечает за рассуждения более высокого уровня и играет важную роль в предотвращении актов агрессии в более позднем возрасте. Миндалевидное тело, как правило, более активно в подростковом возрасте, чем в другие периоды жизни.

Предыдущий неблагоприятный жизненный опыт увеличивает риск развития агрессивного поведения у подростков. Негативные переживания, которые в настоящее время происходят в жизни подростка, также повышают риск его становления агрессивным. Вот несколько примеров прошлого и настоящего жизненного опыта, которые повышают риск агрессивного поведения подростка:

  • Нахождение в среде с физическим или эмоциональным насилием
  • Конфликты со сверстниками.
  • Конфликты с авторитетными фигурами
  • Школьные и рабочие нагрузки
  • Голод (Подростки часто имеют очень высокий аппетит, который не всегда удовлетворяется)
  • Основные психиатрические проблемы: существует множество проблем с психическим здоровьем, которые могут вызывать агрессивное поведение. Часто эти расстройства начинают проявляться в подростковом возрасте. Некоторые примеры состояний, которые могут вызвать агрессивное поведение, включают серьезные психические заболевания, такие как биполярное расстройство, пограничное расстройство личности и шизофрения. Однако более распространенные проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия или СДВГ, могут увеличить шансы подростка стать агрессивным.

Как лечить подростковую агрессию?

Несмотря на то, что существует множество различных способов лечения отягчающего поведения у подростков, многие из наиболее эффективных методов лечения – это стационарные программы. Они, как правило, имеют более высокий уровень успеха, чем амбулаторные программы.

Подросток с проблемами гнева получит консультацию, а также все необходимые медицинские вмешательства во время своего пребывания. Однако лекарства необходимы не во всех случаях подростковой агрессии. После выхода из учреждения подростки с проблемами гнева получают подробные инструкции о том, как справляться со своим гневом после возвращения домой.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts