Что делать, если подросток не хочет в школу и просит оставить его дома?
Дети могут греть градусники, могут говорить про больной живот или плакать. А могут прямо просить оставить их дома, потому что в школу идти они не хотят. Первый раз прощается, второй раз запрещается. А если запрет не действует и приводит к манипуляциям? Что может быть причиной такого поведения и как поговорить с ребенком, рассказывает психолог Антонина Балашова.
Вопрос. Моя дочь учится в 8-м классе. Часто просит освободить ее от школы. Иногда позволяю ей пропустить один день, но в последнее время она просит об этом все чаще; я отказываю. В ответ она угрожает сделать с собой что-нибудь — это очень страшно, не знаю, как себя вести. Уступать нельзя, а не уступать страшно. Подскажите, пожалуйста, логичный довод, чтобы отказать ей в таких просьбах.
Ответ. Многие родители школьников сталкиваются с подобной проблемой, когда ребенок вдруг сообщает, что не хочет ходить в школу. Причины подобного поведения у подростка могут быть самыми различными. Каждый случай очень индивидуален, поэтому необходимо разобраться в причинах, из-за которых сын или дочка отказывается посещать школу. Нежелание посещать уроки скрывает под собой что-то большее, чем просто недостаток мотивации, а что конкретно — нужно понять.
1. Общение со сверстникамиК 12–13 годам снижение мотивации к учебе вполне закономерно. Общение со сверстниками становится более значимой деятельностью для ребенка и часто становится основной мотивацией посещения учебного заведения. Отсюда — систематическое нежелание ходить в школу может быть тревожным симптомом наличия у ребенка проблем в этой сфере.
Уточните, не было ли у ребенка конфликтов с одноклассниками, серьезных ссор и других неприятных ситуаций. Возможно, ребенок не может найти общего языка со сверстниками, подвергается насмешкам или издевательствам.
2. Конфликт с преподавателемУ подростков часто возникают конфликты и недопонимания с педагогами — это тоже может быть причиной отказа посещать школу. Важно выяснить, не столкнулся ли ребенок со школьным буллингом, не пустить ситуацию на самотёк.
3. Семейные ссоры
Обратите внимание, когда именно возникло нежелание посещать школу. Возможно, в это время происходили перемены в семье, которые могли повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Ссоры, конфликты и прочие семейные неурядицы мешают сосредотачиваться на учебе, друзьях и любимых увлечениях.
Очень важно внимательно отнестись ко всем переменам в поведении ребенка. Апатия, потеря всех интересов, постоянно подавленное настроение и фразы о суициде — это серьезные звоночки эмоционального неблагополучия. Даже если вам кажется, что ребенок говорит о самоубийстве, чтобы шантажировать вас. Даже если он действительно хочет чего-то добиться от вас таким поведением, ни в коем случае нельзя это игнорировать и оставлять как есть.
К любым словам ребенка или подростка, касающимся самоубийства, нужно относиться максимально внимательно. Он может пытаться показать, что ему одиноко, не на кого опереться, он не чувствует себя любимым и нужным.
Шаг первый — разговор
Возможен лишь в том случае, когда вы с ребенком находитесь в доверительных отношениях и он может поделиться с вами своими переживаниями. Если вы понимаете, что ваши отношения носят формальный характер, вы не сможете удержаться от обвинений, упреков и обесценивания детских переживаний, тогда нужно обращаться к специалисту-психологу или психотерапевту.
Спросите, что его беспокоит, что больше всего пугает, когда это началось. Используйте «я-высказывания»: «Мне кажется, тебя что-то тревожит», «Я беспокоюсь о том, что у тебя, возможно, какие-то проблемы в школе», «Мне бы хотелось помочь тебе».
Не обвиняйте, не критикуйте и не срывайтесь на ребенка. Не стоит обзывать его лентяем, угрожать и наказывать
Если вы просто силой заставите его идти в школу, это не решит проблему. Человек должен чувствовать, что вы понимаете его и не упрекаете, а хотите помочь.
Шаг второй — решение конфликта «извне»
Определившись с причиной, можно действовать дальше. Если конфликт случился в школе — это разговоры с педагогами, школьным психологом, директором. Помогайте ребенку конструктивно решать вопрос, всегда оставаясь на его стороне. Иногда единственным выходом является смена класса или школы. Ему банально может быть неинтересно на каких-то предметах, потому что их плохо и скучно объясняют.
Если вы пришли к выводу, что ребенку недостает каких-то внутренних ресурсов и коммуникативных навыков — работайте над этим вопросом: знакомьте ребенка с элементами психологических знаний, обсуждайте книги и фильмы; возможно, нелишней будет работа с психологом или посещение личностных тренингов для подростков.
Иногда нужно пересмотреть свои родительские взгляды на учебу ребенка. Возможно, ваши требования слишком высоки и ребенок просто не справляется с нагрузкой. Иногда школьный невроз развивается от непосильных требований и ожиданий взрослых. Очень важно за учебными успехами или неудачами не переставать видеть личность подростка.
Из любой ситуации вы обязательно найдете выход вместе (и только вместе!). А вот оставлять ребенка в переходном возрасте без родительской помощи и поддержки очень опасно для его неокрепшей психики.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock / Коллаж: «Мел»
Ребёнок не хочет ходить в школу. Что делать?
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
– Как разговаривать с подростком, который отказывается ходить в школу либо ходит только «для галочки»?
– Давайте начнем с того, как НЕ надо разговаривать.
В это возрасте не работает морализаторство («Ты понимаешь, что учеба это твой долг», «Мы все так верили в тебя, дедушка был профессором, а ты…»), не работает позиция «сверху» («Поверь, я прожил жизнь, учеба точно пригодится», «Ты пока ничего не понимаешь, а тебе семью кормить придется», «Я всегда чувствовал ответственность, учился нормально и вот, человеком стал!»). Не работают примеры в стиле «сын маминой подруги: «У тёти Гали дети как дети, учатся, на кружки ходят, а ты…» . Не работает или работает ситуативно (сегодня – да, вообще – нет) шантаж и торговля: «Сын, я а так плохо себя чувствую, в больницу скоро лягу из-за тебя», « Неделя без прогулов – в конце получишь деньги на баллончик с краской». Подросток с лёгкостью подберет контраргументы ко всем этим позициям или отреагирует поведением. Он просто будет прогуливать школу.
Теперь о том, что можно ПОПЫТАТЬСЯ сделать.Почему лишь попытаться? Потому что эта проблема не сегодняшнего дня, и даже не вчерашнего. Это проблема взросления, ответственности , появления слова «надо», эгоцентризма и инфантильности. Это большой и объёмный разговор о позиции ребёнка в семье в целом, не только в связи со школьной ситуацией. Я бы очень посоветовала родителям сесть и письменно ответить хотя бы вот на эти вопросы:
– Наша сын/дочь сейчас. Какой(ая) он(а)?
– Наш сын/дочь через три года. Какой(ая) он(а)?
– Какие обязанности есть у нашего сына/дочери дома? Действительно ли это только его/её обязанности (или бывает так: «Ну некогда ему в шкафу убирать, вот я и прибралась, я ведь дома»)?
– Последователен ли мы (родители) в своих дисциплинарных требованиях (к примеру, если Вы обещали, что карманных денег не будет на этой неделе, действительно ли это так или потом Вам становится жалко ребенка и Вы смягчаете «наказание»)?
– Пытаетесь ли Вы контролировать процесс подготовки домашних заданий?
– Пытаюсь ли я уладить конфликтные ситуации в школе, сделать так, чтобы сыну/дочери как можно «меньше досталось»?
– Если Ваш сын/дочь не получит высшего образования, то…
Следующий момент. Проблема мотивации тесно связана и с тем, что сейчас происходит в школе. К сожалению, школьное образование всё больше формализуется и редко вызывает у ребят познавательный интерес в достаточной степени для того, чтобы каждый день заниматься «нудятиной».
А теперь о том, какую коммуникативную позицию стоит попытаться занять. Это позиция УВАЖЕНИЯ к мнению ребёнка, УВАЖЕНИЯ к его нежеланию ходить в школу. Будьте честны. Вы ведь тоже часто (всегда?) не хотите на работу, утюжить, готовить, убирать, верно? Расскажите ему об этом, а не о том, какой вы крутой специалист, хозяйка и супермен. Расскажите о своих слабостях, недостаточной мотивации и о том, как вы иногда это преодолеваете, а иногда – нет. Честно расскажите о том, что на работе бывает скучно, начальник так себе и коллектив не радует. Расскажите о том, какие смыслы вы для себя находите продолжать это дело. Поищите вместе с ребёнком смыслы для него продолжать ходить в школу. Честно признайтесь в своих переживаниях. «Да, сын, я так волнуюсь, что ты не хочешь ходить. Я просто не знаю, что мы будем делать. У тебя есть план? Как нам из всего этого выпутаться?». Иногда ведь есть какой-то клубок проблем и подросток решает, что самый простой способ их решить это послать всё «к чёрту». Подкрадитесь, бережно распутайте этот клубок проблем. Не «в лоб», не надо вот этого наскока: «Мы же твои родители, мы хотим помочь, давай, выкладывай, что у тебя там случилось?!». Рассказывайте о себе, о своих ПЕРЕЖИВАНИЯХ и вот увидите, рано или поздно ребёнок раскроется.
Попробуйте ПОПРОСИТЬ ходить в школу, без шантажа: «Дочь, давай пока не торопиться, может быть вот походишь до конца четверти, мы подумаем о другой школе или каких-либо ещё вариантах, пожалуйста. Я так сразу не готова это решать, дай нам немного времени, пожалуйста». А за это время всё может быть. Возможно, ребёнок поделиться с вами переживаниями, возможно, разрешится что-то в школе. Ребёнок должен знать, что выход есть, и вы его ищите. Вы делаете это вместе. ВЫ НА ЕГО СТОРОНЕ. Это самое важное. ВЫ ВСЕГДА НА СТОРОНЕ СВОЕГО РЕБЁНКА. Он должен это чувствовать.
И ещё. Постарайтесь отыскать такое дело, занятие, где ребёнку было бы хорошо, куда бы он стремился. Тогда и школа кажется не такой тягостной. Вот быстренько сделаю уроки и в райдер-парк, на танцы, на футбол. Пусть будет место, где душа отдыхает.
Когда ваш ребенок не хочет ходить в школу: подростковая депрессия и отказ от школы
Нередко ребенок или подросток с депрессией избегает или отказывается ходить в школу. Неспособность или нежелание просыпаться и одеваться по утрам, частые посещения школьной медсестры, пропуск занятий или частые жалобы на физическую боль и недомогание, такие как головные боли, боли в животе, тошнота или диарея, могут быть признаками отказа от школы. Тревога и неповиновение также могут присутствовать.
Директор детских программ Центра здоровья Compass Ли Даль Пра, AM, LCSW, говорит: «Очень важно иметь сострадание к себе. Это болезненный процесс для родителей, опекунов и всех». Как родитель, трудно понять, что делать. Такое поведение может быть разрушительным для семьи, и душераздирающе видеть, как ваш ребенок страдает и не может учиться в школе. Один из самых важных шагов в борьбе с отказом от школы — понять, почему вашему ребенку вообще трудно ходить в школу.
Если ваш ребенок избегает или отказывается ходить в школу, поговорите с детским терапевтом. Он может помочь разработать стратегии, которые помогут разрешить ситуацию, например, изменить привычки сна вашего ребенка, чтобы он был готов утром в школу. Если речь идет о буллинге, школа должна принять участие, чтобы урегулировать ситуацию между хулиганом и вашим ребенком. Если отказ от школы коренится в семейных проблемах, может помочь семейная терапия.
Независимо от причины отказа от школы, возможно, стоит привлечь к этому школу вашего ребенка. У школы могут быть идеи о том, как помочь. Однако, когда задействовано больше людей, общение становится ключевым. Убедитесь, что разрешения подписаны, чтобы школа могла беспрепятственно работать с вами и терапевтом вашего ребенка, что приводит к последовательному подходу, который поддерживает и, в конечном счете, эффективен.
Ситуация у всех разная, поэтому общие советы на эту тему не годятся. Тем не менее, есть несколько советов, которые мы нашли полезными.
- Избегайте участия в борьбе за власть . Когда ваш ребенок отказывается идти в школу, постарайтесь не расстраиваться. Это может обострить ситуацию и вызвать стресс как у вас, так и у вашего ребенка, что не очень полезно для ребенка, у которого уже есть проблемы с посещением школы и/или пребыванием в школе.
- Подтвердите, как они должны себя чувствовать . Подумайте, что было бы полезно для вас, если бы вы были на месте вашего ребенка. Вероятно, было бы довольно утешительно знать, что ваши мама или папа понимают, что вам больно и что трудно добираться до школы.
- Создать безопасное место . Часто, когда ребенок испытывает эмоциональные трудности в школе, появляется страх зримо «потерять контроль» перед одноклассниками. Возможно, поэтому он избегает школы. Один из способов сделать школьный день более безопасным для вашего ребенка — попросить школу создать безопасное место, куда он может прийти, чтобы собраться, например, кабинет социального работника или медсестры.
- Проявите терпение . Будьте тверды в идее ходить в школу, а также поймите, что преодоление отказа от школы может занять время.
- Улучшение наград и похвал . Обязательно указывайте моменты, когда ваш ребенок использует свои навыки или делает даже самые маленькие шаги в правильном направлении. Помните, когда вы в депрессии, вы во всем видите неудачу. Позитив очень мощный.
Хронический отказ от занятий в школе может означать, что вашему ребенку необходима терапевтическая школьная среда. Поговорите со школой вашего ребенка, если вы считаете, что этот шаг необходим, так как иногда может быть трудно получить одобрение школы. IDEA/IDIEA (Федеральный закон) требует, чтобы школа предоставляла детям наименее ограничивающую образовательную среду. Для ребенка, демонстрирующего хронический отказ от школы, это означает, что все доступные школьные меры должны быть исчерпаны, прежде чем школьный округ профинансирует терапевтическое помещение в школу.
Если у вас есть ресурсы, вы можете начать процесс самостоятельно. Если вы решите сделать это, вы можете поговорить с педиатром или терапевтом вашего ребенка, у которого могут быть некоторые предложения для вас. Вы также можете обратиться в Национальную ассоциацию терапевтических школ и программ (, www.natsap.org ), чтобы найти школу, или нанять консультанта по вопросам образования, который специализируется на терапевтических школах. Независимая ассоциация консультантов по вопросам образования (, www.iecaonline.com, ) — хороший ресурс, который поможет вам найти консультанта в вашем регионе.
Для получения дополнительной информации загрузите наш Справочник для родителей по детской и подростковой депрессии .
Спасибо, что читаете блог Erika’s Lighthouse. Мы искренне ценим ваш комментарий. Из-за большого количества ответов, которые мы получаем, не каждый комментарий будет опубликован. Спасибо за вашу поддержку Get Depression Out of the Dark .
Отказ от школы: Когда ребенок не пойдет в школу
Возвращение в школу каждую осень для многих семей является сложной задачей. Но некоторые дети и подростки испытывают настолько сильный эмоциональный стресс, что могут неоднократно отказываться от посещения школы или оставаться в ней — проблема, известная как отказ от школы или избегание школы, если она происходит постоянно. Способы выявления отказа в школе и советы по быстрой реакции на него описаны ниже.
Что такое отказ от школы?
Переход от более спокойной летней рутины к ранним подъемам, многочасовым занятиям в классе и ужасной домашней работе заставляет многих учащихся чувствовать легкое беспокойство или капризность в первые недели нового учебного года. Однако некоторым учащимся школа кажется настолько трудны и подавляющи, что они испытывают сильную, мучительную тревогу по поводу посещения школы и пребывания в ней. Чтобы уменьшить это беспокойство, ребенок или подросток может начать избегать школы.
Отказ от школы может принимать разные формы. Это может включать в себя такие виды поведения, как частые попытки прийти в школу вовремя, уйти до окончания учебного дня или вообще не посещать школу. Головные боли, усталость, боли в желудке и другие физические симптомы беспокойства могут затруднить уход в школу утром или вызвать чувство необходимости уйти пораньше.
Избегание школы позволяет ребенку или подростку избежать неприятных аспектов школьного дня, что обеспечивает немедленное краткосрочное облегчение. Однако, когда ученица продолжает пропускать школу, возвращение может быть все труднее и труднее, поскольку она отстает в учебе и начинает чувствовать себя изолированной от одноклассников и учителей. Кроме того, у ребенка нет возможности узнать, что можно справиться со школьной тревогой и справиться с любыми проблемами, которые приносит школьный день. Это может удержать ее в порочном кругу избегания школы.
Что могут сделать родители, чтобы остановить отказ от школы?
- Вступайте скорее. Пропуск школьных занятий и социальный опыт превращаются в снежный ком, из-за которого уклонение от учебы становится все более серьезной проблемой, которую становится все труднее контролировать по мере продвижения вперед. Обращайте внимание на любые трудности, которые могут возникнуть у вашего ребенка, связанные с посещением школы вовремя и пребыванием в ней целый день. Если проблема длится более дня или двух, вмешайтесь.
- Помогите выявить проблемы. Попытайтесь выяснить, почему ваш ребенок избегает школы. Мягко спросите: «Что заставляет школу чувствовать себя тяжело?» Ваш ребенок борется с социальными проблемами или подвергается издевательствам? Боитесь панической атаки в классе? Беспокоитесь о его успеваемости или публичных выступлениях? Боишься разлуки с родителями на целый день?
- Общайтесь и сотрудничайте. Школа, в которой учится ваш ребенок, является ключевым партнером в борьбе с уклонением от занятий в школе. Свяжитесь со школьным консультантом, психологом или социальным работником, чтобы рассказать, что вы знаете о том, почему вашему ребенку трудно ходить в школу. Чем больше у школы информации о том, почему происходит уклонение от занятий в школе, тем лучше они смогут вам помочь. Совместно решайте проблемы с ребенком и школой, определяя небольшие шаги, которые могут помочь вашему ребенку постепенно столкнуться с тем, чего он избегает в школе. Допустим, боязнь выступать перед классом — это проблема. Ребенку может быть разрешено произносить речи один на один с учителем, затем со своим учителем и несколькими сверстниками и постепенно переходить к выступлению перед классом.
- Будьте тверды в школе. Проявите сочувствие, но твердо настаивайте на том, чтобы ваш ребенок или подросток ходил в школу. Скажите ей, что вы уверены, что она сможет противостоять своим страхам. Пусть ваш ребенок знает, что, хотя физические симптомы беспокойства, такие как боли в животе, головные боли и усталость, безусловно, неприятны, они не опасны. Как правило, дети должны оставаться дома только из-за лихорадки (не менее 100,4 ° F), рвоты или некоторых других причин. Тревожным детям и подросткам важно понять, что они могут проявить настойчивость и делать то, что им нужно, даже когда они испытывают физическую тревогу, как и взрослые на своей работе. Физические симптомы часто ослабевают по ходу учебного дня, когда дети сталкиваются со своими страхами. Изучение этого из первых рук может расширить возможности ребенка.
- Сделай пребывание дома скучным. Есть ли что-нибудь во внешкольной среде, из-за которой возникает дополнительный соблазн остаться дома? Сделайте дом максимально похожим на школу. Никакого беспрепятственного доступа к экранам любого вида, никакого сна или бездельничания в постели, если только вы действительно не больны. Имейте в виду, что если ваш ребенок или подросток не посещает школу, вы будете собирать все экраны и/или отключать данные и домашний Wi-Fi. Тогда следуйте! Попросите школу прислать ребенку задание для выполнения в течение дня или предоставить репетитора на дом.
Нежелание посещать школу — серьезная проблема, которая может быстро усугубиться. Тесно сотрудничайте со школой вашего ребенка. Также рекомендуется проконсультироваться с лицензированным специалистом в области психического здоровья, который специализируется на детской тревожности и может помочь вам помочь вашему ребенку или подростку вернуться в школу. Попросите школьного консультанта или педиатра направить вас к специалисту.