Подросток стал агрессивным и раздражительным: Причины агрессивного поведения у подростков и способы его коррекции.

Содержание

Переходное поведение – Наука – Коммерсантъ

29K 1 9 мин. …

Каждый раз, когда случается очередное чрезвычайное происшествие с участием подростков (начиная с драки на футбольном матче и заканчивая групповым суицидом), взрослые хватаются за голову: как это могло произойти? Почему они так поступают? Кто их этому научил? Можно ли это предотвратить?

Поведение подростков и трагедии, к которым оно приводит, регулярно становятся предметом общественного внимания.

Проблема настолько серьезна, что ей уже второй раз посвятил специальный опрос Всероссийский центр изучения общественного мнения. По мнению 51% респондентов ВЦИОМа*, в псковской трагедии, унесшей две молодые жизни, виноваты родители; самих погибших подростков считают причиной 15%, школу винят 6% респондентов, общество в целом — 6%, власть (правоохранительные органы) — 5 %. Чтобы предотвратить подобное, респонденты в основном (34% сейчас и 30% в мае) советуют родителям уделять больше внимания детям; государству же предлагается лучше воспитывать детей (11% и 10%), организовать для них интересный досуг (8% и 14% в мае), ограничить влияние интернета (8% и 5%) и обеспечить им психологическую помощь (6% и 7%).

Депрессия — сигнал о том, что подросток крайне нуждается в помощи

Фото: Сергей Куликов, Коммерсантъ

Депрессия. Основные факты

Депрессия является одним из распространенных психических расстройств. По оценкам, от нее страдают 350 миллионов человек из всех возрастных групп.

Депрессия является основной причиной инвалидности в мире и вносит значительный вклад в глобальное бремя болезней.

Женщины в большей мере подвержены депрессии, чем мужчины.

В худшем случае депрессия может приводить к самоубийству.

Имеются эффективные виды лечения депрессии.

Информационный бюллетень ВОЗ, 2016 год

Излишняя опека вредна, как и излишняя самостоятельность

Парадокс в том, что подростки, чьи деяния попадают в новостные ленты, далеко не всегда являются детьми из неблагополучных семей. Тем не менее в большей части неприятных подростковых историй источники стоит искать в особенностях семейного воспитания.

Гиперопекающая семья — та, в которой забота о ребенке на первом плане,- не дает подростку очень важной вещи: ощущения границ возможного, дозволенного. Ощущение это очень важно: границы обозначают зону безопасного поведения, родительские запреты определяют рубеж, за которым начинается опасная зона. На протяжении всего взросления ребенок расширяет эту зону, но она всегда должна быть ясно очерчена. Подросток активно пытается расшатать границы дозволенного: так он проверяет их прочность. Ребенок сверхзаботливых родителей, которые не дают явных обозначений допустимого поведения, в сущности обречен на постоянную тревогу, потому что никогда не может быть уверен, где начинается его опасная зона. Эта тревога может воплощаться в сильных страхах (вплоть до невозможности выхода из дома) или в совершенно противоположных реакциях: вспышках гнева, побегах из дома, даже в правонарушениях.

Другая по форме, но похожая по содержанию ситуация складывается в семьях с либеральным стилем воспитания. Здесь ребенка никто особенно не балует, но ему предоставляется столько самостоятельности, сколько он еще не в силах использовать. Может казаться, что в такой семье царит доверие, нет мелочного контроля. Однако для подростка это отсутствие контроля может быть сигналом о том, что он не нужен родителям, что они просто не хотят уделять ему внимание. В этом случае его плохое поведение будет попыткой хотя бы таким способом привлечь вожделенный интерес родителей к себе.

Самоидентификация через принадлежность к группе

Каждый подросток считает, что он индивидуальность (яркая или тусклая, но обязательно — самая-самая), но при этом лишь единицы замечают свою конформность. В норме любой подросток проходит через идентификацию с группой сверстников, чтобы построить свою собственную идентичность (ответить на вопрос: кто я?), но мало кто замечает, насколько сильно он может раствориться в группе, некритично перенять ее нормы. Бесполезно упрекать такого подростка в том, что он ведомый, не имеет своего мнения — он этого не услышит. Приверженность группе — нормальная ситуация в подростковом возрасте, и чем хуже взрослые настроены по отношению к этой группе, тем более закрытой и привлекательной она становится.

Особенно ярким примером таких закрытых групп являются некоторые подростковые субкультуры. Вообще говоря, особая детская и подростковая культура, отличная от культуры взрослых,- это явление, которое было всегда в истории человечества, в советское время у нас ее роль выполняла пионерия. Сейчас подростковые субкультуры разнообразны, большей частью совершенно безобидны, однако есть среди них и такие, в основе которых лежат довольно агрессивные идеи. Яркий пример — фанатские организации (футбольные хулиганы, hools). В них имеется четкая иерархия, собственный сленг и особо бережное отношение к атрибутике. Такого рода закрытая группа с жесткими правилами привлекает подростков, которым трудно выражать эмоции, участвовать в социальных взаимодействиях. Чем слабее «я», тем более строгие правила группы ему подходят.

Любая субкультура помогает подростку почувствовать себя более взрослым. Если группе, с которой он себя отождествляет, свойственна какая-либо определенная одежда, она буквально помогает ему «поменять окраску», отбросить детский облик. К тому же многие субкультуры предлагают своим новым членам своеобразные обряды инициации (это может быть, например, первый поход на концерт любимой субкультурой группы или первый шарф, сорванный во время драки с фаната команды-соперника). И таким образом подросток получает то, чего в обычной жизни получить еще не может, хотя уже очень хочет: переход в новый взрослый статус.

Проблемное поведение подростков

Зачастую проблемное поведение подростков возникает как защитная реакция в ответ на их состояние эмоционального неблагополучия. Гормональные изменения хоть и не являются непосредственными причинами психологических трудностей, но вносят свою лепту в интенсивность переживания последних.

Гормональный бунт приводит к повышению чувствительности нервной системы. Противоречивых эмоций появляется больше, а контролировать их становится сложнее. Особенно ярко это видно в начале подросткового возраста, в 11-14 лет. Осознавать свои переживания подростку еще совсем сложно, и эмоции могут буквально захлестывать его.

Старшие подростки (15-17 лет) становятся спокойнее, их нервная система уже научилась себя уравновешивать. Внутри все еще много переживаний, но развивается способность их осознавать. В поведении подростка становится меньше импульсивности, зато тяжелые эмоциональные состояния могут стать стабильнее.

В крайнем случае эмоциональное неблагополучие подростка принимает форму депрессии. Согласно данным генетических исследований, существует наследственная предрасположенность к расстройствам депрессивного спектра. При этом пусковой стимул к развитию расстройства у подростков обычно внешний: трудности в отношениях со сверстниками (одиночество, конфликты, травля), реже — с родителями, ситуация неудачи, особенности внешнего облика (лишний вес, физические недостатки).

Как минимум часть классических симптомов депрессии можно наблюдать почти у каждого подростка — просто в силу возрастных особенностей. Из-за гормональных перестроек подростки склонны к перепадам настроения. Стремительный рост организма, часто неравномерный (например, сердце не успевает увеличиваться пропорционально телу), является причиной повышенной утомляемости. Самооценка очень часто занижена и крайне уязвима к оценкам окружающих.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ

Тем не менее далеко не каждый подросток, разумеется, переживает именно депрессию. При постановке диагноза обязательно учитывается, как долго сохраняется состояние эмоционального неблагополучия. Для того чтобы начать серьезно беспокоиться за ребенка, вполне достаточно срока в две недели. Тогда уже необходимо обратиться за помощью к психиатру, который назначит психотерапевтическое лечение, а в особо тяжелых случаях — антидепрессанты.

Важная особенность подростковой депрессии — ее маскированность, т. е. скрытость за какими-либо другими симптомами. Проявления депрессии различны у младших и старших подростков. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) депрессия проявляется приступами тоски, жалобами на плохое настроение, очень часто — на хроническую головную боль или боль в животе, в сердце. Подросток начинает резко терять или набирать вес. При этом, в отличие от ситуации со взрослой депрессией, у подростка обычно нет внешней вялости, он остается достаточно подвижным.

При обращении к врачу такому ребенку чаще всего будет поставлен диагноз вегетососудистая дистония. Соматической патологии, естественно, обнаружить не удается, симптоматическая терапия не помогает. В худшем варианте стабильно плохое состояние подростка приводит к развитию соматического заболевания.

Из-за плохого самочувствия подросток не хочет (а часто и не может) ходить в школу. Словно бы пытаясь выплеснуть негативное состояние наружу, ребенок становится очень раздражительным. Недовольство окружающими может принимать агрессивные формы: подросток отказывается общаться, жалуется, что в школе очень тяжело из-за учителей, может обвинять родителей. В то же время в доверительном контакте подросток сообщит, что это у него плохой характер, он не может себя заставить хорошо учиться. Самоанализ развит еще очень незначительно, но на эмоциональном уровне у подростка возникает свойственное депрессии ощущение «я плохой». Внутренний дискомфорт часто толкает подростков, особенно мальчиков, на агрессивные поступки.

У старших подростков (15-17 лет) депрессия чаще всего разворачивается во «взрослой» форме, хотя важной частью остаются соматические жалобы (тяжесть в области сердца, затрудненное дыхание, реже — боль в животе). Идеи самообвинения у старших подростков уже присутствуют в развернутом виде. Как правило, есть суицидальные мысли. Чаще всего депрессия в этом возрасте вызвана или сопровождается отгороженностью от сверстников, одиночеством, но нередки парадоксальные случаи депрессии у подростков — «звезд» своего окружения. Это еще один вариант маскированной депрессии. Как правило, она связана с глубокой неудовлетворенностью собой, ощущением внутренней пустоты, которую не могут заполнить социальные достижения. Обычно такой подросток растет в условиях высоких требований к его успешности — вместо атмосферы родительского тепла.

Самоповреждающее поведение (вырывание волос, нанесение себе порезов и т. п.) время от времени входит в моду у подростков и не всеми специалистами считается признаком именно депрессивного состояния. Однако представить себе абсолютно благополучного подростка, который исключительно следуя моде режет вены, все же затруднительно, поэтому наличие порезов — повод как минимум более пристально наблюдать за таким подростком.

Важно иметь в виду, что подростковый период — это возраст, когда у больных шизофренией происходит первый приступ, так называемый дебют. И предвестником шизофрении, как правило, является тяжелый депрессивный эпизод. В этом случае сама депрессия становится лишь «маской».

Депрессия может стать предпосылкой для агрессивного, асоциального поведения (делинквентный вариант депрессивного расстройства). Единственный ключ к пониманию истинных причин такого поведения — хмурый вид подростка, явное отсутствие удовольствия от своих деяний, которые, казалось бы, должны дарить ощущение азарта. Как правило, подростку остро не хватает не просто тепла, а элементарной безопасности в семье, и он очень рано усваивает, насколько малоценным является в этом мире. Вызывающее поведение — его оборона, способ преодолеть свое ощущение никчемности.

Дефицит совести — единственное, в чем родители не виноваты

Порой особо вызывающее поведение подростков хорошо описывается еще одним психиатрическим диагнозом — психопатией, или расстройством личности. Основной «недостаток» психопатии — дефицит осознания своих ошибок, критичности к себе, или просто совести. Интеллект у психопата абсолютно нормален.

Однако даже если подросток совершил что-то необдуманное, определенно неприемлемое и при этом не раскаивается, до 18 лет такого диагноза ему не поставят. Определенная некритичность подростка к себе до этого возрастного рубежа считается вариантом нормы. Физиологически это объясняется незрелостью мозговых структур, а психологически — тем, что такой подросток еще не определился с ответом на вопрос «кто я?» и пока не в полной мере соотносит свои поступки со своими же ценностями.

Психопатия — единственный диагноз, дающий окружающим подростка взрослым индульгенцию: в этом они не виноваты. Во всех же остальных случаях поведение подростка так или иначе отражает ту систему отношений, в которой он вырос.

Наталья Воротыло, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии МГМСУ, психолог Благотворительного фонда «Будущее сейчас»


Что делать, если у ребёнка повышенная раздражительность.

Повышенная возбудимость и раздражительность ребенка могут быть следствием многих причин, в том числе физиологических, связанных с незрелостью нервной системы, ее реакцией на различные негативные воздействия во время беременности (болезни мамы, курение, употребление алкоголя, физические и эмоциональные перегрузки), а также рождение раньше срока, с помощью кесарева сечения или в тяжелых естественных родах. Раздражительность может быть ответом на окружающую обстановку или завышенные требования к ребенку без учета возрастных и индивидуальных особенностей психики. 

До 3 лет любой повод – неправильное питание, громкие звуки, яркий свет, неудобная одежда, смена обстановки, проявление негативных эмоций взрослых — могут вызывать раздражение, плаксивость, проблемы со сном, быструю утомляемость ребенка. Что могут сделать родители?

— Постарайтесь как можно скорее устранить дискомфорт и успокоить ребенка.   Обеспечьте соблюдение режима дня, правильное питание, физические и психологические нагрузки, адекватные его возрасту и состоянию. Не пытайтесь воспитывать у маленького ребенка выдержку и выносливость, это только усугубит его дискомфорт и затруднит возвращение к эмоционально стабильному состоянию.

— Заранее подготавливайте ребенка к любым изменениям, рассказывайте и объясняйте, что будет происходить, смягчайте содержание неприятной информации. Например, расскажите, зачем нужно идти к врачу и почему это хорошо, когда и по какому поводу к вам придут гости, сколько времени ребенок проведет без вас (с бабушкой или няней), чем он будет заниматься в детском учреждении. Если пора заканчивать игру и идти спать, расскажите, что игрушки устали, выглядят сонными и предложите сначала уложить их спать, а потом лечь самому.

—  Сохраняйте спокойствие сами, не заражайтесь эмоциями ребенка. Пока родитель в спокойном состоянии, он способен повлиять на ситуацию и помочь ребенку справиться с эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование, не пугайте ребенка предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте его нравоучениями.

Дошкольный возраст. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение в развитии и закреплении раздражительности приобретают факторы воспитания, поэтому родителям следует обратить внимание на используемые стратегии воспитания и собственное поведение, которое ребенок может копировать.

— Показывайте пример конструктивного разрешения конфликтных ситуаций и уважительного отношения ко всем членам семьи. Не бойтесь извиниться, если были не правы или в запале сказали обидные слова. Учитесь переключать свое эмоциональное состояние, распознавать и предотвращать вспышки раздражения. Следите за своим психологическим здоровьем, не доводите себя до состояния истощения и «загнанности». 

— Если ваш ребенок тревожный и бурно реагирует на неудачи — предоставляйте ему больше самостоятельности в ситуациях, не угрожающих его здоровью, не окружайте его чрезмерной заботой. Ребенку важен опыт преодоления трудностей, это придает ему уверенность в своих силах. 

— В то же время требуйте уважительного отношения к старшим, соблюдения режима дня, правил вежливости и норм поведения в общественных местах. Иначе вседозволенность и полная свобода могут привести к частому раздражению и выражению недовольства даже при необходимых и обоснованных требованиях. 

— Разговаривайте с ребенком, объясняйте ребенку свою позицию. Будьте терпеливы и готовы уделять этому столько времени, сколько потребуется ребенку, чтобы понять вас и прийти к соответствующим выводам. Грубость, пренебрежение, угрозы, шантаж травмируют детскую психику и недопустимы в воспитании. 

— Предлагайте и разбирайте вместе возможные варианты поведения в ситуациях, вызывающих у ребенка раздражение, способы реагирования на неприятности. Поощряйте его рассуждения и вовлекайте в диалог, помогая ребенку научиться преодолевать трудности. Хвалите и поддерживайте, если не все получается. Например: «Ты молодец, что пытаешься сам справиться. Учиться всегда сложно, но ты скоро научишься этому».

У младших школьников переживания и раздражительность будут связаны еще и с высокой ответственностью, учебной нагрузкой, отношениями с одноклассниками и учителями, атмосферой в классе. Ваша задача в спокойной домашней обстановке помочь ребенку отреагировать на обиды, поддержать его и помочь переключить внимание.

— Обсуждайте с ребенком ситуации, вызывающие у него эмоциональный отклик. Осознание детьми собственных мыслей, эмоций и действий происходит с помощью взрослых. Поэтому, разбирая ситуацию, мы помогаем ребенку осознавать ее. Привычка держать в себе переживания может привести к нервному перенапряжению, повышенной тревожности, ночным страхам и даже к развитию соматических заболеваний.

— Не требуйте идеального выполнения заданий по всем предметам, это будет вызывать раздражение и нежелание что-либо делать еще до начала работы. Нормально, что к каким-то наукам дети более способны, одни предметы им даются легче, чем другие. Не давите и не ругайте ребенка, не сравнивайте с другими детьми или с собой в детстве.  

— Организуйте ребенку возможность отдыха, смены вида деятельности и общения с ровесниками за пределами школьного коллектива – в различных кружках, спортивных секциях, музыкальной школе, с друзьями по двору.

Повышенная раздражительность, агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с гормональными перестройками, происходящими в организме. Нервная система не может быстро адаптироваться, подростки часто не осознают и не могут контролировать свои эмоции, чувствуют одиночество  из-за своей эмоциональной нестабильности. 

— Разговаривайте доброжелательно, интересуйтесь переживаниями подростка. Проявляйте больше внимания и любви к нему, просто за то, что он есть. Тогда подросток будет чувствовать себя более уверенно, у него будет повышаться самооценка. 

— Помогите подростку осознать причины своей раздражительности, развёрнуто проговаривая различные ситуации, чтобы научить подростка лучше понимать и контролировать своё психологическое состояние.  

— Подростки уже считают себя взрослыми и будут защищать свои права, если вы будете относиться к ним, как к детям. Объясните ему, что быть взрослым — это большая ответственность, что он должен уметь контролировать свои эмоции и отвечать за свои поступки. 

— Предоставьте подростку больше свободы при условии соблюдения ваших с ним договоренностей (звонки в определенное время, некоторые важные ограничения). Позвольте ему самостоятельно сказать, когда придет, что-то сделать самому и похвалите за результат, тогда возникает радость успеха и желание сделать и быть лучше.

— Не обвиняйте, а пытайтесь понять подростка — увидеть его проблемы, поставить себя на его место, вспомнить, какие у вас были переживания в этом возрасте. Ведь подросткам часто кажется, что их никто не понимает, что значимым людям безразличны их интересы и чувства. 

— Не акцентируйте внимание на недостатках, опирайтесь на положительные качества и помогайте увидеть ресурсы. Даже недовольство собой может стать стимулом к самосовершенствованию.

Вернуться к списку новостей

Почему мой подросток так зол и как я могу помочь?

Время чтения: 5 минут

Это распространенный вопрос, который задают родители: в опросе 1000 родителей подростков, проведенном в 2022 году, две трети назвали гнев тревожным признаком, который заставит их обратиться за лечением для своего подростка. Для подростка нет ничего необычного в том, что он злится, иногда очень злится. Поскольку подростки так сильно меняются — физически, умственно и социально — и сталкиваются со многими важными решениями, их эмоции могут быть особенно неустойчивыми. И родители часто несут на себе основную тяжесть подросткового гнева.

Однако подростковый гнев не всегда возникает из одного и того же источника. Иногда подростковый гнев является уместным выражением эмоций, а в других случаях он может быть вызван психическим расстройством. Иногда взрывные, жестокие или даже типичные вспышки гнева связаны с проблемой гнева, которую, возможно, необходимо лечить с помощью управления гневом.

Что такое здоровый гнев у подростков?

Использование слов «здоровый» и «гнев» вместе может показаться оксюмороном. Однако гнев — это естественная эмоция, и его можно выразить здоровыми способами, если у подростков есть для этого инструменты. Когда что-то несправедливо, несправедливо, огорчает или угрожает, здоровый гнев может быть уместной реакцией. Например, если подросток приходит домой из школы, выражая гнев из-за того, что учитель наказал его за то, чего он не делал, этот гнев здоров и естественен.

Родители могут помочь подросткам найти способы выразить и обработать здоровый гнев. Хотя подростки могут повышать голос или проявлять эмоции другим способом, например плакать, выражение гнева не должно быть вредным или насильственным по отношению к кому-либо или чему-либо. Говорить о том, что произошло, в том числе подтверждать точку зрения подростка, очень важно. Хорошие способы справиться с гневом включают в себя энергичные упражнения, например, пробежку или что-то творческое, чтобы высвободить энергию и эмоции, лежащие в основе гнева.

Когда стоит беспокоиться о сердитом подростке?

Иногда гнев является не естественной реакцией на ситуацию, а скорее признаком того, что подростку нужны инструменты управления гневом. Нездоровый гнев — это когда уровень эмоций не соответствует причине или выходит из-под контроля или становится агрессивным. Когда подросток часто злится, это тоже нездорово. Физиологические изменения в частоте сердечных сокращений и биохимии, связанные с подростковым гневом, не должны сохраняться в течение длительного периода времени или с таким уровнем частоты. Когда подросток взрывается из-за любой мелочи, скорее всего, это нездоровый гнев. Исследования показывают, что более высокий уровень и частота подросткового гнева связаны с подростковой депрессией.

Бывают случаи, когда подростки могут переживать что-то эмоционально тревожное, о чем они не делятся со своими родителями, что делает их раздражительными и более легко впадающими в гнев. Если вы потратите время на то, чтобы выяснить, что их беспокоит, это может помочь разрешить подобную ситуацию. Точно так же могут быть случаи, когда гормоны воздействуют на их настроение. Однако вызванный гормонами гнев, как правило, не является долговременной ситуацией.

Что вызывает подростковый гнев?

Большая часть ответа на вопрос «Почему мой подросток такой злой?» занимает время, чтобы выяснить, что может быть причиной этого подросткового гнева и является ли это нормальным, здоровым гневом или нездоровым гневом. Есть много разных причин, по которым подростки злятся. Однако, если подростки чувствуют себя так все время, гнев может быть симптомом, указывающим на наличие более серьезной проблемы, требующей решения, например:

  • Основное психическое заболевание
  • Злоупотребление психоактивными веществами
  • Необработанная травма
  • Приобретенное поведение из-за семейной дисфункции
  • Необработанные эмоции.

Все эти вопросы следует решать с помощью профессионалов. Диагноз психического здоровья или злоупотребления психоактивными веществами требует соответствующей медицинской и терапевтической помощи. Подростку, который научился негативному поведению от других, могут понадобиться курсы по управлению гневом или терапия. Точно так же тому, кто использует гнев для выражения всех своих эмоций, потребуется терапия, чтобы научиться более правильно управлять своими эмоциями.

Почему мальчики чаще злятся?

Мальчики-подростки с гораздо большей вероятностью будут раздражительны или злы, если у них есть основное психическое заболевание, такое как депрессия, тревога, биполярное расстройство или другое состояние. Согласно Journal of Family Medicine and Primary Care , мужчины проявляют симптомы депрессии через гнев, агрессию, раздражительность и насилие, а не через выражение печали или безнадежности.

Более того, мальчики-подростки с меньшей вероятностью обращаются за помощью и с большей вероятностью преуспеют в попытке самоубийства, чем их сверстники. Поэтому родители должны знать и понимать, что поведение, которое может показаться разрушительным или опасным для семьи, может быть признаком серьезного основного психического расстройства.

Как я могу помочь своему подростку справиться со своим гневом?

Как родители могут помочь рассерженным подросткам? Родители иногда пытаются справиться с подростковым гневом. Эти советы по управлению гневом могут помочь:

  • Выбирайте свои сражения — по возможности отпускайте мелкие проблемы и жалобы.
  • Всегда начинайте с похвалы, а не с критики, и найдите способы обрамить критику, чтобы она не воспринималась как осуждение.
  • Когда родители тоже чувствуют, что злятся, им нужно взять тайм-аут. Противостояние гнева гневом не будет продуктивным.
  • Если подросток хочет сделать перерыв, чтобы успокоиться, дайте ему место и время для этого, а не заставляйте его продолжать общение.
  • Установите ограничения в отношении поведения и убедитесь, что и вы, и ваш подросток четко понимаете последствия нарушения этих ограничений.

Управление гневом у подростков может начаться дома с простых навыков релаксации. Когда вы обнаружите, что ваш подросток спровоцирован и начинает злиться, используйте методы, которые помогут ему сохранять спокойствие и сосредоточенность. Попросите их закрыть глаза и сосредоточиться на напряжении и расслаблении определенных групп мышц, начиная с головы и заканчивая пальцами ног. Или попросите их подумать о безопасном месте, в котором они чувствуют себя счастливыми и спокойными, а затем вызывайте образы из этого безопасного места всякий раз, когда они злятся. Эти практики визуализации также могут быть использованы подростками как часть профессионального управления гневом.

Подростку нужна помощь?

Мы здесь для вас!

Есть вопросы?

Отправьте нам сообщение.

Продолжить чтение ▼

Как помочь подростку с проблемами гнева?

Подросткам с легкими проблемами управления гневом может быть полезно посетить несколько занятий с консультантом. На этих занятиях они изучат основы сохранения спокойствия под огнем. Терапевты могут попросить их сосчитать до 10, пройтись по кварталу или жевать жвачку, когда они начинают злиться. Они могут практиковаться в выражении своих эмоций способами, которые не являются негативными или жестокими.

Терапевт также поможет подростку сосредоточиться на источнике гнева, узнать больше о том, почему он так злится и что он может сделать, когда чувствует приближение гнева. Некоторые терапевты используют рабочие листы по управлению подростковым гневом, чтобы помочь подросткам определить их триггеры и выяснить, что лучше всего помогает им успокоиться.

Профессиональная поддержка по управлению гневом у подростков

Для успешного внедрения управления гневом может потребоваться некоторое время, но также важно знать, есть ли более глубокая проблема, например, психическое расстройство. Если подросток раздражителен, вспыльчив или часто злится из-за депрессии или беспокойства, имеет биполярное расстройство или борется с невылеченной травмой, родители должны оказать ему необходимую профессиональную помощь.

В Академии Ньюпорта команда приемной комиссии и клинические эксперты могут помочь родителям определить, испытывает ли подросток здоровый гнев или у него есть скрытое психическое расстройство. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать, как мы помогаем клиентам выявить первопричины их проблем с гневом, чтобы подростки и их семьи могли двигаться к большей гармонии и благополучию.

Часто задаваемые вопросы о подростковом гневе

Источники:

J Family Med Prim Care. 2017 г., октябрь-декабрь; 6 (4): 775–779.
J Abnorm Child Psychol. 2011 апрель; 39(3): 463–474.

Гнев, раздражительность и агрессия у детей > Информационные бюллетени > Yale Medicine

Обзор

Никто не любит злиться, но все мы время от времени испытываем эмоции. Учитывая, что многим взрослым трудно выражать гнев здоровым и продуктивным способом, неудивительно, что гневные чувства часто перерастают в вспышки гнева у детей. Большинство родителей задаются вопросом, что делать с истериками и гневным поведением, и многие задаются вопросом, нормально ли ведет себя их ребенок.

В Детском учебном центре Йельского университета мы работаем с детьми и их семьями над разработкой планов для каждой поведенческой цели. Мы предлагаем различные оценки и планы лечения.

Когда гнев, раздражительность и агрессия нездоровы у ребенка?

Для ребенка младше 4 лет нередко случается до девяти истерик в неделю. Это могут быть эпизоды плача, пинков, топания, ударов и толчков, которые длятся от 5 до 10 минут, говорит Денис Суходольский, доктор медицинских наук, клинический психолог из Йельского медицинского центра изучения детей. Большинство детей перерастают это поведение к детскому саду. Для детей, чьи истерики продолжаются по мере взросления и становятся чем-то, что не соответствует их развитию, может потребоваться профессиональная помощь. По словам Суходольского, проблемы с гневом являются наиболее распространенной причиной, по которой детей направляют на лечение психических расстройств.

Что вызывает гнев, раздражительность и агрессию у детей?

Борьбе конкретного ребенка с гневом, раздражительностью и агрессией (поведением, которое может причинить вред себе или другим) может способствовать множество факторов. Одним из распространенных триггеров является разочарование, когда ребенок не может получить то, что он или она хочет, или его просят сделать что-то, что ему или ей может не хотеться делать. У детей проблемы с гневом часто сопровождают другие психические расстройства, включая СДВГ, аутизм, обсессивно-компульсивное расстройство и синдром Туретта.

Считается, что генетика и другие биологические факторы играют роль в гневе/агрессии. Окружающая среда тоже вносит свой вклад. Травма, дисфункция семьи и определенные стили воспитания (например, суровые и непоследовательные наказания) также повышают вероятность того, что ребенок будет проявлять гнев и/или агрессию, которые мешают его или ее повседневной жизни.

Как диагностируются гнев, раздражительность и агрессия у детей?

Маленьких детей могут отправить на психологическое или психиатрическое обследование их родители или направить к педиатру, психологу, учителю или администратору школы. Дети более старшего возраста с поведенческими проблемами, из-за которых они столкнулись с законом, могут быть направлены для оценки и лечения в суды или систему ювенальной юстиции. (Суходольский отмечает, что именно это и призвано предотвратить раннее лечение.)

При оценке широты и глубины детского гнева или агрессии медработник рассмотрит поведение в контексте жизни ребенка. Это включает в себя получение информации от родителей и учителей, просмотр академических, медицинских и поведенческих записей, а также проведение индивидуальных бесед с ребенком и родителем. «Мы рассматриваем весь спектр психических расстройств и то, как они влияют на жизнь ребенка», — говорит Суходольский.

Суходольский добавляет, что основанные на исследованиях инструменты измерения, такие как ответы родителей и ребенка на конкретные вопросы, используются для определения того, соответствует ли ребенок диагностическим критериям поведенческого расстройства. В Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (DSM-V), которое считается «библией» диагнозов, потенциальные диагнозы для ребенка с гневом, раздражительностью и агрессией включают:

  • Оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) , паттерн гневного/раздражительного настроения, спорного/вызывающего поведения и/или злобы, который длится шесть месяцев или более
  • Расстройство поведения (CD) , устойчивая модель поведения, которая нарушает права других, например, запугивание и воровство, и/или соответствующие возрасту нормы, такие как прогулы в школе или побег из дома
  • Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения (DMDD) , характеризующееся частыми вспышками гнева и раздражительным или подавленным настроением большую часть времени

Иногда клиницисты могут использовать термины, которые не являются частью DSM, но использовались в исследованиях, образовании или защите интересов. Например, термин «тяжелая дисрегуляция настроения» относится к сочетанию раздражительности и вспышек гнева/агрессивного поведения у детей с расстройствами настроения и СДВГ. В области синдрома Туретта термин «приступы ярости» используется для описания вспышек гнева, которые часто несоразмерны провокации и не характерны для личности ребенка.

Как лечить гнев, раздражительность и агрессию у детей?

Поведенческое вмешательство является первой линией лечения детской злости и агрессии. Хотя существует довольно много методов лечения, которые могут быть полезными, Детский учебный центр выделяет два основных подхода, которые сосредоточены на изменении межличностной динамики, которая приводит к вспышкам гнева и является их результатом. Это дополнительные методы лечения, которые решают проблемы поведения ребенка с разных сторон.

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это трехкомпонентный подход, который помогает ребенку освоить новые и более эффективные стратегии регулирования гневных эмоций, мыслей и поведения.
  • Регулирование эмоций, , который позволяет ребенку научиться определять триггеры гнева и превентивные стратегии.
  • Изучение альтернативных способов выражения разочарования и преодоления его поможет ребенку и родителю взвесить возможные последствия каждого выбора и свести к минимуму конфликт.
  • Разработка новых коммуникативных стратегий, с помощью ролевых игр для практики, помогает предотвращать и разрешать ситуации, провоцирующие гнев.

Несмотря на то, что когнитивно-поведенческая терапия проводится с ребенком, родители активно участвуют в лечении и поддерживают прогресс ребенка в обучении навыкам управления гневом.

  • Методы управления родителями (PMT) помогает родителям ограничивать вспышки гнева, обучая альтернативным способам справиться с плохим поведением. Акцент делается на использовании положительного подкрепления за то, что ребенок делает правильно, а не на наказании за проступки. PMT подчеркивает положительное взаимодействие в семьях как вознаграждение. «Мы помогаем семьям получать удовольствие от совместного времяпрепровождения. Это становится самой большой мотивацией ребенка для уменьшения вспышек гнева», — говорит Суходольский.

Некоторые дети также принимают лекарства для лечения других психических заболеваний (таких как СДВГ, тревога или депрессия). Но когнитивно-поведенческая терапия и методы родительского контроля (у которых 65-процентный показатель успеха в снижении частоты и интенсивности вспышек) являются основными методами лечения.

Если ребенок не реагирует, можно попробовать другие подходы, говорит Суходольский, добавляя, что некоторым детям требуется более интенсивное амбулаторное лечение или даже стационарное лечение. «Жизнь, наполненная эмоциями, не приносит удовольствия, поэтому наша цель и цель лечения — помочь ребенку чувствовать себя лучше и не страдать», — говорит он.

Что делает подход Йельской медицины к гневу, агрессии и раздражительности у детей уникальным?

Гнев и агрессия — сложные проблемы. Ключевым преимуществом обращения за лечением к нам является возможность доступа к ресурсам Йельского университета и Йельской больницы Нью-Хейвен. «Часто один подход не работает изолированно», — говорит Суходольский, добавляя, что Йельский университет предоставляет доступ к широкому спектру услуг в области психического здоровья для детей со сложными психическими расстройствами и поведенческими проблемами.

Также следует отметить приверженность Детского учебного центра лечению детей в контексте семьи, с большим вниманием к культуре, ценностям и образу жизни каждой семьи. Например, говорит Суходольский, проявление уважения к бабушкам и дедушкам может быть культурно важным для конкретной семьи. «Некоторым детям нужно дополнительное обучение тому, как вести себя уважительно, — говорит он, — поэтому мы разрабатываем план для каждой поведенческой цели». Родители также учатся уважительно относиться к тому, что важно для ребенка, и иногда в лечение включают братьев и сестер.

Независимо от того, является ли целью выполнение работы по дому или своевременное посещение школы, подход один и тот же.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts