Половое воспитание в семье: Зачем дошкольникам половое воспитание? — Feministeerium

Зачем дошкольникам половое воспитание? — Feministeerium

Фото: Студия Bermix/ Unsplash

Рита Холм, специалист по половому воспитанию, пишет о значимости полового воспитания, о том, что в него входит, и какова его роль в защите детей и подростков, а также людей с нарушениями интеллектуального развития. 

Я начала учиться на специалиста по половому воспитанию в 2018 году. До начала учебы я знала, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) в своих материалах по половому воспитанию отмечает Эстонию как крайне положительный пример — сразу после восстановления независимости республики специалисты провели реформу полового воспитания с учетом успехов других стран. Тогда я не могла себе даже представить, что в обществе столько противников полового просвещения, как это можно наблюдать по дискуссиям в СМИ. Мне хотелось бы представить обзор того, какие цели преследует половое воспитание для детей и людей с нарушениями интеллектуального развития, в надежде, что он поможет лучше понять суть и цели моей работы.  

Что такое половое просвещение и половое воспитание?

Всестороннее половое воспитание основано на стандартах ВОЗ Европейского региона по половому воспитанию, разработанных специалистами по работе с детьми и подростками из разных стран. По результатам множества исследований, дети, получившие всестороннее половое воспитание в школе, не начинают половую жизнь раньше; наоборот, ее начало отодвигается на более поздний возраст, и снижается вероятность рискованного полового поведения, которое приводит к заражению венерическими заболеваниями или нежеланной беременности. 

Половое воспитание — это обучение в объективном ключе в соответствии с возрастом и уровнем развития учащегося, которое способствует нормальному развитию ребенка. Одним из прав ребенка является получение полового воспитания. Сексуальность присуща человеку от рождения и до смерти. 

Целями полового образования является нижеследующее.

  • Сексуальное здоровье
  • Достаточно полная информация о сексуальности
  • Внедрение понимания сексуальности как положительного явления, и того, что о ней можно принимать самостоятельные решения
  • Ребенок знает о своем праве на получение достоверной информации
  • Общее благополучие и безопасность ребенка

Как учить детей?

В половом воспитании всегда учитывается возраст ребенка — разговор идет именно о том, что уместно для конкретного возраста. На детские вопросы нужно обязательно давать честные ответы, и даже если ребенок не задает вопросов, взрослый должен поговорить с ним на темы, соответствующие возрасту, например, рассказать в общих чертах, откуда появляются дети, и научить названиям частей тела. Если ребенок спрашивает, откуда берутся дети, и его устраивает ответ, что ребенок растет у мамы в животе, более подробно в данный момент рассказывать и не надо. По мере того, как ребенок становится старше, постоянно добавляется новая информация. 

Половое воспитание — это обучение в объективном ключе в соответствии с возрастом и уровнем развития учащегося. Фото: Flickr CC

Вопросами сексуальности ребенка должно заниматься учебное заведение в сотрудничестве с семьей. Конечно, семья играет важную роль, но, к сожалению, не все родители способны или желают говорить на эти темы дома. Причиной может быть, например, недостаток полового образования у самих родителей. Я прекрасно помню то несуществующее половое воспитание, что мы получили в школе, когда в класс ворвалась завуч и погрозила пальцем: «Девочки, смотрите, не гуляйте с пэтэушниками. Они только о том и думают, как затащить вас в кусты». Но что произойдет в этих кустах, она не рассказала. 

Важно, чтобы родители были способны правильно ответить на вопросы, если у ребенка они возникнут. Но многие важные вопросы самим детям просто не придут в голову: например, как спросить о своей безопасности и своих правах. Необходимо планомерное обучение педагогического персонала, чтобы учителя и воспитатели смогли разъяснить вопросы сексуальности детям и их родителям. В Эстонии обучением персонала детских садов сейчас занимается Институт развития здоровья. В больших городах половое воспитание школьников организовано хорошо, но вот школам в маленьких городах и сельской местности следует уделять больше внимания. Когда я была на практике в одной школе в Раквере, было заметно, насколько нужны мои уроки. Учительница второго класса специально попросила меня прийти и к ним. Тот факт, что учитель начальных классов считает, что ученикам нужны уроки полового воспитания — похвальная предусмотрительность.  

Что бывает, когда половое воспитание и дома, и в школе оставляет желать лучшего?

Если детям не дают информации ни дома, ни в школе, они начинают искать ответы в интернете и порнографии. Но порнография создает искаженное представление о сексе. Дети проводят очень много времени в разнообразных соцсетях, где порно легко найти. Если в ходе полового воспитания детям рассказывали в том числе и о порнографии, они в курсе, что в реальной жизни все это происходит иначе, и порнография постановочна, у неё мало общего с настоящей жизнью. Несмотря на то, что для детей и подростков проводятся лекции по половому воспитанию, факт остается фактом — наибольшую часть знаний они получают в сети. Поэтому крайне необходимо, чтобы там были доступны материалы по половому воспитанию, составленные специалистами и рассказывающие о сексе в реалистичном ключе. 

В ходе полового воспитания несовершеннолетних важно также говорить об их сексуальных правах, в том числе о праве получать удовольствие от своего тела и праве выражать свои сексуальные желания.  

Половое воспитание детей детсадовского возраста скорее следует называть воспитанием чувств и безопасности. Фото: Flickr CC

Одна из важнейших задач полового воспитания — предотвращение преступлений на половой почве

Половое насилие наносит травму не только сексуальности человека, но и всей его личности. В таком случае речь идет не о сексе, а о применении силы. 

Под определение полового насилия над ребенком попадают все действия, нарушающие сексуальную неприкосновенность ребенка. Поскольку многие термины, имеющие отношение к половому насилию, часто применяются бессистемно, привожу некоторые из них. 

  • Сексуальная эксплуатация ребенка — это использование ребенка старшим‐более сильным человеком в качестве полового объекта для удовлетворения своих желаний. Ребенок в такой ситуации не способен самостоятельно принять решение и дать согласие, поскольку является более слабой стороной и не способен дать согласие. 
  • Инцестом является действие полового характера в отношении ребенка или подростка из собственной семьи.
    При этом не все эти люди обязательно будут педофилами, но могут ими быть. 
  • Педофилом является человек, проявляющий постоянный сексуальный интерес к детям. 

Половое насилие оставляет след на всю жизнь. К сожалению, лишь небольшая часть жертв полового насилия обращается за помощью. Как ко мне после этого будут относиться? Хватит ли мне сил пройти расследование и судебный процесс? Поверят ли мне? Если насилие произошло в детстве или ранней юности, у преступления зачастую уже вышел срок давности. 

Но жертва никогда не виновата. Как может быть виноват маленький беспомощный ребенок, к которому применили силу? Которого угрозами заставляют молчать? Иногда утверждается, что ребенок врет. Но как ребенок вообще может выдумать что-то, похожее на половое насилие? 

Все жертвы полового насилия нуждаются в помощи

К счастью, в наши дни жертвам полового насилия доступна помощь. Для этого существуют центры кризисной помощи жертвам полового насилия, детские дома, специалисты по помощи жертвам преступлений, телефоны доверия. Крайне необходима организация бесплатной терапии и для тех жертв полового насилия, с которыми оно произошло много лет назад. 

В Эстонии есть группа поддержки для взрослых, пострадавших от полового насилия в детстве. Она начала работу прошлой осенью и успешно работает уже год. Мы создали эту группу в сотрудничестве с Ohvriabi, службой помощи жертвам преступлений. Этой осенью мы откроем вторую, в Тарту, и планируем открыть группу поддержки для русскоязычных жителей Эстонии. С группой поддержки можно связаться напрямую по электронной почте [email protected], или обратившись в службу Ohvriabi. Забыть насилие невозможно, но можно улучшить качество жизни и, что самое главное, избавиться от чувства вины.

Нужно ли начинать половое воспитание детей уже в детском саду?

Начинать в детском саду нужно обязательно. Половое воспитание детей детсадовского возраста скорее следует называть воспитанием чувств и безопасности. В ходе занятий детям даются нейтральные научно обоснованные знания и навыки, соответствующие возрасту и уровню развития. Также формируется положительное отношение к таким ценностям, как положительное отношение к себе и другим, осознание ценности своего тела, признание различий и т. д. Эта информация укрепляет уверенность ребенка в себе и способствует безопасному и позитивному развитию сексуальности. Это не обучение сексу, как постоянно утверждают противники полового воспитания. 

Одна из причин, почему половое воспитание нужно начинать именно в детском саду, — это предотвращение сексуальных преступлений. К сожалению, они очень часто совершаются именно в отношении детей детсадовского возраста которых, можно назвать «легкой добычей»: их сопротивление легко сломить, они не понимают происходящего и знают, что именно взрослый должен их защитить.

Детей нужно научить правилу трех шагов, чтобы они умели его применить, если кто-то чужой к ним прикасается или делает что-то неприемлемое: 1) скажи «нет»; 2) уходи немедленно и 3) расскажи взрослому, с которым безопасно.

Детей нужно научить правилу трех шагов, чтобы они умели его применить, если кто-то чужой к ним прикасается или делает что-то неприемлемое: 1) скажи «нет»; 2) уходи немедленно и 3) расскажи взрослому, с которым безопасно.  Фото: Flickr CC

Если насильник — член семьи?

А если насильником оказался кто-то в семье? У маленького человека в голове возникает полный хаос, если насильник — это его собственный отец, дедушка или даже мать. Если тот человек, который должен тебя защищать, быть первым, к кому можно обратиться за помощью, как раз и делает тебе больно. Как правило, взрослый насильник попеременно и демонстрирует любовь, и травмирует. К кому ребенок в таком случае должен пойти за помощью? Если он знает, что говорить о таких вещах можно, то осмелится обратиться к воспитателю в детском саду, например. 

Также важно, чтобы ребенок знал правильные названия половых органов и был уверен, что они равноценны всем остальным частям тела. Если мы запрещаем ребенку называть эти части тела своими именами, как он сможет рассказать взрослому, что кто-то трогал его за неположенные места? 

Не менее важно внести изменения в устаревший закон о психиатрической помощи, чтобы дети и подростки до 18 лет смогли самостоятельно обратиться к психиатру без письменного согласия одного из родителей. Иначе как пережившие насилие несовершеннолетние должен получить помощь, если насильник и есть один из родителей? 

Сексуальность людей с нарушениями интеллектуального развития

В контексте полового насилия обязательно нужно говорить и о людях с нарушениями интеллектуального развития. Прошлым летом я читала лекции по половому воспитанию в попечительских учреждениях в Тарту и Вильянди. Когда речь зашла о половом насилии, в ходе беседы выяснилось, что многие из них пережили его в детстве. Эти люди также являются «легкой добычей», поскольку не получили полового воспитания и не знают, что правильно, а что нет. Крайне важно повышать уровень знаний и навыков людей с нарушениями интеллектуального развития о собственной сексуальности и сексуальности других людей, а также научить их правилу трех шагов: скажи «нет», уходи немедленно и расскажи кому-то из знакомых взрослых. Так о случаях насилия станет известно персоналу, и можно будет что-то предпринять. 

Распространено устаревшее представление о людях с интеллектуальной инвалидностью — если им не рассказывать о сексе, они и не будут им заниматься, а если им рассказать о сексе, они на нем «зациклятся». Люди с инвалидностью безусловно имеют право на реализацию своей сексуальности , это одно из прав человека. Сексуальность — естественная часть жизни и людей с инвалидностью, поскольку у них есть те же нужды и чувства, что и у людей без инвалидности или особых потребностей. 

В этой группе, как и во всех прочих, нужно учитывать, что половое воспитание должно соответствовать возрасту и уровню развития. Для повышения сознательности и качества жизни нужно обучать правильному использованию презерватива, принципам и навыкам самоудовлетворения, а также использованию вспомогательных средств с этой целью. В спектр полового воспитания людей с нарушениями интеллектуального развития должны входить беседы не только о сексе, но и о менструации, эякуляции, личной гигиене, а также о дружбе, близости и семейных отношениях. Объяснять следует простым языком, который легче понять. Новые и более сложные концепции, например, как установить свои границы и уважать чужие границы, нужно повторять и разъяснять столько, сколько понадобится. В итоге это пойдет на пользу всем. Люди будут более сознательными, спокойными, счастливыми и удовлетворенными, а персоналу будет проще с ними работать. 

У каждого человека, в том числе у человека с нарушениями интеллектуального развития, есть право и способность принимать личные решения, но иногда им требуется поддержка и совет — кому-то больше, кому-то меньше. Тренинги в попечительских учреждениях прошли с огромным успехом: клиентов тема заинтересовала, а персонал получил новые знания. Во время тренингов я использовала финские материалы, которые к настоящему моменту переведены на эстонский язык. Иллюстративные материалы значительно упрощают усвоение информации для людей с нарушениями интеллектуального развития. 

В заключение я могу только с сожалением отметить, как много на сегодняшний день противников полового воспитания. Но искренне хочу надеяться, что эта ситуация изменится — в Эстонии сексуальным воспитанием занимаются лучшие специалисты из Института развития здоровья, Тартуского университета и Эстонского союза сексуального здоровья.

Напоследок не могу не упомянуть факт, который меня очень радует: благодаря участию одной бесстрашной молодой женщины в передаче «Pealtnägija» («Очевидец») за один вечер в нашей группе поддержки появилось семеро желающих в нее вступить. 

3

Половое воспитание в семье

Посмотреть расписание Посмотреть прайс лист

Тэги: Психология, Дети, Семья

Даже в наше «раскрепощенное» время многие родители считают, что касаться «запретной» темы неприлично и стыдно. Не в этом ли ханжеском отношении к важной стороне человеческой жизни кроется причина многочисленных абортов у несовершеннолетних женщин, стремительное распространение СПИДа, увеличение числа брошенных младенцев и рост проституции? Многие педагоги и родители считают, что начинать половое воспитание следует тогда, когда дети вступают в период полового созревания. К сожалению, в этом возрасте подростки уже получили богатую информацию про ЭТО от таких же невежественных и безграмотных ровесников, почерпнувших свои знания из разных источников, в том числе и на практике.

Правильно и деликатно проводимое половое воспитание ставит своей целью не оголение человеческих отношений, а освобождение подростка от ложного чувства стыда, формирование в нем уважения к важнейшей стороне человеческой жизни — взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Половое воспитание — важная составная часть процесса воспитания ребенка, подростка, юноши, и пускать его на самотек неразумно и преступно по отношению к собственному ребенку. Каждому младенцу предстоит стать мужчиной или женщиной, поэтому воспитание ребенка должно сформировать в нем полноценного представителя своего пола. Наличие в социальной среде значительного количества трансвеститов и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации свидетельствует о серьезных проблемах в их психосексуальном развитии с детского возраста. Именно семье принадлежит главная роль в воспитании из мальчика мужчины, а из девочки — женщины, чтобы ребенок осознавал себя представителем своего пола в соответствии с анатомическими особенностями.

С раннего детства мальчик берет пример с отца, подражая ему и репетируя свою половую роль в будущем. Для девочки образцом поведения служит ее мать. А отношения между родителями являются примером взаимоотношений полов.

Чем дольше родители оберегают детей от соприкосновения с интимной стороной жизни, тем больше вероятность эмоционального потрясения и отвращения к отношениям между мужчиной и женщиной, о которых ребенок узнает в результате «уличного просвещения».

Половое воспитание в семье — процесс сложный, но необходимый, дающий возможность ребенку получить правильное представление о взаимоотношениях полов, формирующий у него правила поведения в половой жизни, подготавливающий к браку и семейной жизни. Родители должны знать основные этапы психосексуального развития и принципы полового воспитания ребенка, чтобы помочь правильному и гармоничному развитию подростка, полноценному фомированию детородной функции и воспитанию чувства ответственности за благополучие семьи и будущих детей.

Половые различия у плода закладываются на 6-й неделе внутриутробной жизни, а на 8-й неделе формируются половые органы и начинают вырабатываться половые гормоны, отвечающие не только за анатомические особенности пола, но и за особенности половой дифференциации мозга. Уже с первых дней жизни отмечаются различия в поведении мальчиков и девочек, подтверждающие их разное психологическое развитие.

Так, девочки больше спят и более чувствительны к прикосновениям, лучше реагируют на сладкое. А мальчики превосходят в физическом развитии, лучше удерживают голову в положении лежа на животе. Девочки активнее реагируют на звуковые раздражители, а мальчики — на зрительные. Не отсюда ли пошла поговорка «мужчина любит глазами, а женщина — ушами»? В годовалом возрасте поведение еще больше различается: девочки более спокойны, с удовольствием играют в куклы, тогда как мальчики активны и подвижны, а из игрушек предпочитают машины, самолеты, оружие.

С полутора лет ребенок уже точно знает, кто он — мальчик или девочка, и различает людей по половой принадлежности «тетя — дядя», хотя ориентируется в этом вопросе в основном по одежде и прическе. В 3—4 года ребенок уже знает об анатомических различиях между девочками и мальчиками, но большее значение придает внешним признакам: платье, косички, бантики — это девочка, брюки, короткая стрижка — это мальчик. Но в этом возрасте понятие пола неустойчиво. И девочки, и мальчики думают, что, переодевшись, можно изменить половую принадлежность. К 5—6 годам любой ребенок уже понимает постоянство своего пола и осознает, что мальчик станет дядей, мужчиной, а девочка — тетей, женщиной и мамой. Каждый ребенок изучает свое тело, в том числе и половые органы, дотрагиваясь до них руками так же естественно и не стыдясь этого, как он дотрагивается до носа, уха, коленки. Если постоянно одергивать малыша и запрещать ему познавать свой организм, у него сформируется понятие о постыдности тела, но одновременно выработается и повышенный интерес именно к этим органам. Выросший в условиях запретов и запугиваний человек в будущем испытывает затруднения в сексуальной жизни, считая ее постыдной и «грязной». Ребенок должен развиваться как личность, не испытывая препятствий со стороны взрослых, а получая от них ответы на все вопросы, в том числе и связанные с полом.

Нередко взрослые избегают разговоров на такие темы, отмалчиваясь или сердясь на ребенка: «мал еще об этом спрашивать». Так в его сознании укрепляется представление о плохой, неприличной стороне жизни взрослых и закладывается основа для неправильного полового воспитания. Искоренить у ребенка интерес к вопросам пола невозможно, но он перестанет обращаться к родителям, и будет удовлетворять свою любознательность на стороне. В возрасте от 5 до 9 лет половое сознание уже установлено и осваивается половое поведение, чему способствуют ролевые игры в «дочки-матери», «маму-папу», в «больницу». Выполняя функции доктора, медсестры, родителей, дети подражают поведению взрослых, трогают и рассматривают друг друга и даже имитируют половой акт. Реакция взрослых на такие игры почти всегда предсказуема — гнев и наказание. Хотя в этих отношениях нет даже намека на сексуальность, а всего лишь любознательность, помогающая получить правильное представление о половых различиях и своей половой роли.

Не запрещать и наказывать, а постараться удовлетворить любопытство ребенка в спокойной обстановке и доступными для него словами и понятиями — вот правильный выход в этой непростой ситуации. Вопросы детей вполне естественные и свидетельствуют о нормальном развитии личности: чем мальчики отличаются от девочек, откуда я взялся. Только не рассказывайте сказки о капусте, аистах и магазинах, в которых продаются дети. Всегда можно найти слова, чтобы в доступной форме объяснить ребенку тайну его происхождения. Так вы убережете его от шокирующих и опошленных уличных знаний, преподнесенных в нецензурных выражениях и сопровождаемых неприличными жестами.

Некоторые особенности полового развития ребенка вызывают у родителей тревогу и озабоченность. Речь пойдет о мастурбации (онанизме). Вы будете удивлены, узнав, что почти 10% дошкольников мастурбируют, причем девочки гораздо чаще. У некоторых девочек уже на первом году жизни отмечаются эпизоды младенческой мастурбации: тесно сведенные и перекрещенные бедра ритмично сжимаются и разжимаются, тельце напрягается и принимает позу «мостика», лицо краснеет, на коже выступает пот. Такое состояние длится несколько минут, затем ваступает удовлетворенное расслабление, и ребенок засыпает.

Это связано с неравномерным развитием отделов головного мозга, обеспечивающих жизненно важные функции, и тех, в которых расположены половые центры. После года младенческая мастурбация проходит бесследно. Интенсивная и непрерывная мастурбация ребенка свидетельствует об органическом поражении головного мозга и требует консультации психоневролога.

У девочек дошкольного и младшего школьного возраста мастурбация может проявляться в виде трения и сжимания половых органов, прижимания их к краю стула, кроватки, парты, катания на игрушке, велосипеде, трении о тело взрослого человека. Причинами могут быть возбуждающие игры, связанные с раскачиванием, подбрасыванием, ритмичными движениями. Довольно часто мастурбируют дети, лишенные родительской ласки и внимания.

У мальчиков почти всегда причиной мастурбации является ощущение ненужности в семье, недостаток материнской нежности, неуверенность в себе. Случайно обнаружив такой путь самоудовлетворения, несчастный ребенок прибегает к нему всякий раз, когда обижен или расстроен. Мастурбация помогает ему успокоиться и избежать стресса. У некоторых детей привычка мастурбировать возникает под влиянием старших приятелей или взрослых. Мастурбация детей до 10-летнего возраста не должна оставаться без внимания взрослых. Не фиксируя внимания ребенка на этом занятии, а тем более не ругая и не наказывая за него, следует выяснить причину, устранить ее и отвлечь другими интересными и увлекательными делами. Уделяйте ему больше внимания и заботы, дайте понять, что любите его и интересуетесь его проблемами. Создайте ему комфортные условия в семье с теплыми эмоциональными отношениями, и ранняя мастурбация пройдет, не принеся вреда здоровью и развитию.

Если ваши усилия не принесли успеха, обратитесь за помощью к детскому психоневрологу. Возможно, придется пройти обследование и курс лечения у специалиста.

В период полового созревания от 12 до 18 лет происходит бурная гормональная перестройка организма, появляются вторичные половые признаки и специфические признаки половой зрелости: менструации у девочек и поллюции у мальчиков. Физиологическое созревание у подростков значительно опережает их психическое и социальное развитие, что делает их неуравновешенными, конфликтными, легко ранимыми и побуждает вырваться из-под опеки и контроля родителей. Эта жажда свободы и стремление приобщиться к взрослой жизни нередко ведут к противостоянию детей и родителей в семье и вызывают у подростков отчуждение и агрессию. Именно в этот сложный период подросток нуждается в понимании и эмоциональной поддержке взрослого человека, родителя или педагога, деликатно и тактично помогающего в решении многочисленных проблем.

В этом возрасте возникает чувство первой любви. Сначала это платоническое влечение, когда достаточно просто видеть предмет своего обожания, говорить с ним, вместе делать уроки, ходить в кино. Затем возникает эротическая стадия, когда в мечтах уже присутствуют чувственные элементы — прикосновения, объятия, поцелуи, которые подросток стремится реализовать на практике в общении с любимой. Вскоре наступает черед сексуального влечения, для реализации которого и начала половой жизни не всегда имеются условия и желание партнера. У девушек сексуальность просыпается гораздо позднее. А юношеская гиперсексуальность требует разрядки сексуального напряжения, которая достигается в большинстве случаев мастурбацией.

Как ни клеймили ее врачи и педагоги, какими эпитетами ни награждали, как ни запугивали последствиями этого нравственного падения (вредной привычки, болезни, порока), избавить подростков от мастурбации не удалось. Почти все здоровые мальчики проходят через мастурбацию, а начав половую жизнь, прекращают ее. В настоящее время сексологи относятся к мастурбации как к нормальному проявлению гиперсексуальности, помогающему снять ощущение напряженности и физиологического дискомфорта в юношеском возрасте.

Родителям не стоит запугивать подростка негативными последствиями мастурбации, ругать или высмеивать его. Следует объяснить, что это возрастное явление, и не надо придавать ему слишком большое значение и чрезмерно увлекаться.

Современные подростки рано вступают во взрослую жизнь. Чем раньше начаты половые отношения, тем меньше поводов говорить о любви. Побудительными мотивами являются любопытство, желание не отстать от сверстников, опасении потерять друга в случае отказа, совращение более старшим партнером и т. д. Чем сильнее подросток привязан к родителям, чем крепче нравственные установки, полученные в семье, чем лучше подросток руководствуется необходимостью контроля и чувством собственного достоинства, тем лучше он способен управлять своими поступками и желаниями.

Подросток должен понимать, что половая близость доставляет радость, если она подкреплена любовью и духовной близостью, а без них теряет смысл и превращается в «сексуальную гимнастику». На фоне острейших проблем нравственного и полового воспитания подростков почти преступным является явное нежелание родителей затрагивать эту тему в общении со своими детьми. Половое воспитание подростков должно проводиться, несмотря на яростное сопротивление некоторых родителей и педагогов. Слишком тяжела расплата за безграмотность в этой важной составляющей жизни юношества. Не полагайтесь на педагогов и медиков, которым по долгу службы положено заниматься воспитанием подрастающего поколения. Разговор на интимные темы в присутствии всего класса неизбежно вызывает неадекватную реакцию: смущение, стыд, развязные жесты и пошлые высказывания. А неподготовленные педагоги, не сумевшие взять правильный тон, нередко превращают половое просвещение в половое развращение. Не снимайте с себя ответственность за сексуальную безграмотность наших детей. Говорить с детьми о безопасном сексе не стыдно! Стыдно быть ханжой и не уберечь наивного подростка от негативных последствий преждевременной половой жизни.

Внушите ему, что испытать всю полноту любви можно, будучи зрелой личностью не только в физическом смысле, но и в нравственном, духовном и социальном. Надо беречь любимую, нести за нее ответственность, не возлагать на ее хрупкие плечи расплату за торопливость чувств.

Девушка, попавшая в беду, должна рассчитывать на помощь и поддержку родителей. Не ругайте и не оскорбляйте ее, исправить ошибку словами не удастся. Вы —  ее единственная надежда и опора в этот сложный жизненный период. Отвечать за это придется вместе. Не принимайте решения на скорую руку. Пусть улягутся страсти, и тогда жизненный опыт и женская мудрость подскажут вам верное решение. Инстинкт материнства возьмет верх над боязнью осуждения, и через положенное время, взяв на руки дочкин «грех», вы испытаете истинное счастье.


Автор:  Илона Фомина

Тэги: Психология   Дети   Семья  

Возврат к списку

Секс Эд для всей семьи

Перспективы + Мнения

Изучение практик, которые могут информировать о семейном подходе к половому воспитанию и помочь лицам, осуществляющим уход, ориентироваться в важных (но сложных) разговорах

От: Бетани Бергер, Лия Шафер, Ронеша Уильямс

Опубликовано: 6 мая 2019 г.

Для некоторых родителей и опекунов поднимать тему секса со своими детьми не просто неловко. Эти разговоры могут быть запутанными, острыми и даже унизительными.

Как мать, родившая детей в подростковом возрасте, должна поддерживать своего сына, когда он начинает формировать отношения, и при этом предотвращать цикл незапланированной беременности из поколения в поколение? Как дедушка должен говорить с маленьким внуком, который, как он подозревает, мог подвергнуться сексуальному насилию, особенно если этот ребенок не владеет терминологией, чтобы описать то, что произошло?

Подход, ориентированный на семью

Один из подходов, который мы исследовали, возглавляемый небольшой организацией в Джексоне, штат Миссисипи, заключается в совместном преподавании сексуального образования детям и семьям. В течение последних нескольких лет Growing Up Knowing проводит занятия по половому воспитанию для дошкольников, учащихся начальных и средних классов в сопровождении родителей или опекунов. Узнавая вместе о сексуальном здоровье, последствиях рискованного поведения и о том, как предотвратить сексуальные домогательства, беременность и ИППП, эти семинары улучшают общение между семьями и их детьми по самым животрепещущим темам.
 
Подобные разговоры важны везде, а не только в штатах со строгими законами о половом воспитании или высокими показателями ИППП и подростковой беременности. Дети и подростки на самом деле более склонны основывать свои сексуальные решения на своих семьях, чем на своих сверстниках, согласно Power to Decide: The Campaign to Prevent незапланированной беременности. А когда дело доходит до таких вопросов, как предотвращение подростковой беременности и сексуального насилия, работа с представителями разных поколений может привести к более устойчивым изменениям.

Мы поговорили с Growing Up Knowing, чтобы найти примеры практики внедрения программы полового воспитания для всей семьи — в школах, внешкольных программах, религиозных учреждениях и общественных организациях. Многие из этих примеров могут быть полезны для разработчиков и фасилитаторов программ полового воспитания в других местах.

Предлагаемые подходы для детей младшего возраста:
  • Начните говорить о согласии заранее. Попросите детей составить список того, как они любят и не любят, когда к ним прикасаются. Например, всегда ли им нравятся объятия? Существуют ли способы игры в теги, которые приносят удовольствие, и другие, которые неудобны?
  • Программа «Воспитание знаний» делает акцент на том, чтобы дать детям возможность сказать «нет» и сообщить взрослому, если кто-либо когда-либо запугивает их или прикасается к ним так, как им не нравится.
  • Одним из хороших эмпирических правил для юных учеников является правило о купальном костюме : любая часть вашего тела, которая может быть закрыта купальным костюмом, является частной, личной зоной.
  • Избегайте жаргонных слов и используйте правильные названия частей тела с детьми. Исследования показывают, что это помогает повысить самооценку и укрепляет общение в семье.
  • Прежде всего, тренируйтесь говорить с маленькими детьми об их телах и отношениях , чтобы им было легче вести разговоры о сексе, когда они станут старше.
Подходы для учащихся средних классов:
  • Программа «Взросление знаний» также направлена ​​на то, чтобы дать молодежи возможность подумать о своем будущем, чтобы помочь им избежать принятия рискованных решений. Предложите учащимся поговорить с опекунами о будущих сценариях, которые могут возникнуть — как на них может повлиять незапланированная беременность или заражение ИППП.
  • Обучение не только воздержанию. Исследования показывают, что учебные программы, основанные только на воздержании, неэффективны и контрпродуктивны, когда речь идет об изменении сексуального поведения подростков. Тем не менее, важно обсудить воздержание : что означает воздержание на практике и как защитить себя, если вы решите не воздерживаться.
  • Используйте образовательные инструменты, основанные на исследованиях . Демонстрации и интерактивные игры помогают учащимся учиться. Например, чтобы рассказать о противозачаточных средствах, программа «Расти, зная» демонстрирует использование презервативов и предлагает интерактивные игры, которые помогают учащимся изучать части тела и понимать, как распространяются ИППП.
  • Убедитесь, что учащиеся средних классов знают анатомически правильные названия частей тела, обсуждая собственные названия репродуктивных органов .
Подходы к работе с семьями:
  • Попросите семьи и детей поговорить друг с другом, а не только с ведущими. Growing Up Knowing предлагает семьям и учащимся средних классов совместно разработать контракт о том, какое сексуальное поведение будет и не будет разрешено дома. Оба соглашаются почтить его и продолжать посещать его в будущем.
  • Хотя вместе учиться важно, взрослым нужно время, чтобы учиться отдельно от детей. Эффективные сеансы , особенно при работе с учащимися средних классов, делят воспитателей и детей на отдельные комнаты на часть семинара , что позволяет им задавать вопросы и выражать озабоченность, не опасаясь осуждения.
  • Использовать инклюзивные языки во всех сессиях и информационных материалах . Не все дети придут с родителями — некоторые могут прийти с бабушкой и дедушкой, тетей или другим опекуном. Фасилитаторы должны указать, что приветствуются семьи всех типов.
  • Опекуны заняты, а тем, у кого низкий доход, может быть особенно трудно найти свободное время для посещения сеансов. Подумайте, есть ли поощрения — подача ужина, предложение подарочных карт — которые вы можете предоставить семьям за приезд .

Прежде всего, половое воспитание должно дать учащимся и семьям возможность искать и давать положительное согласие . Молодые люди и лица, осуществляющие уход за ними, должны чувствовать себя готовыми к тому, что впереди их ждет неопределенное будущее свиданий, секса и отношений.

Часть специальной серии о предотвращении сексуальных домогательств в школе. Прочтите всю серию.

Расширенный макет: 

стандартный

Дополнительные ресурсы

Состояние полового воспитания

Согласие в любом возрасте

Половое воспитание, выходящее за рамки секса

См. больше в

Раннее детствоПолитика в области образованияK-12Обучение и преподаваниеВоспитание детей и сообществоСоциально-эмоциональное благополучие

-Любое -ArtScivics и HistoryCollege, карьерный диведитность и включение в детскую политику в области политики Global EducationK -12lange и грамотностью и обучении и учебным запускам и общинным учебным заведениям. Ferguson, которые продолжают находить отклик и сегодня

От: Эмили Будро

Опубликовано: 16 июня 2020 г.

Метки: Обществознание и история, разнообразие и инклюзия, образовательная политика, K-12, обучение и преподавание, воспитание детей и общество, школьное лидерство, социально-эмоциональное благополучие

Перспективы + мнения

Нация, лишенная сна

Важность сна в образовании и призыв к действию

От: Джим Дэвис

Опубликовано: 29 января, 2019

Метки: Политика в области образования, K-12, Обучение и преподавание, Разум и мозг, Воспитание и сообщество, Социально-эмоциональное благополучие

Монтажная область 1

13 Аппиева дорога | Кембридж, Массачусетс 02138

 

© 2023 Президент и члены Гарвардского колледжа

Половое воспитание: как начать рано

На протяжении многих лет родители чаще всего задают мне вопрос, когда начинать половое воспитание дома. Неудивительно, что мудрые родители нуждаются в надежном совете по таким деликатным темам. Специализируясь на лечении сексуальных проблем, я видел боль, связанную с дезинформацией и сексуальным грехом, и я считаю, что тема сексуальности уступает только обучению наших детей о Боге. Вот почему важно начинать половое воспитание как можно раньше.

Родители часто задаются вопросом, «как долго я могу откладывать это», говоря о сексе. К концу этой статьи я надеюсь, что вы будете готовы приступить к работе. Человеческая сексуальность — самая естественная вещь в мире и самый священный опыт, которым могут поделиться муж и жена.

Вот краткий набросок того, что я надеюсь вам передать:

  1. Сексуальность лежит в основе нашего человеческого существования. Поэтому мы несем ответственность за то, чтобы в раннем возрасте дать нашим детям всестороннее представление о сексуальности.
  2. Чтобы сексуальность преподавалась правильно, она должна преподаваться в контексте целостного библейского подхода и должна принимать во внимание человека в целом – дух, разум и тело.
  3. Если наши дети должны иметь здоровое уважение и признательность за дар сексуальности, родители должны как обучать , так и моделировать заповеди и принципы, ведущие к лучшему сексуальному здоровью и целостности.
  4. Что касается времени и того, когда начинать, самое лучшее время – это настоящее.

Половое воспитание с самого начала

Чем больше я узнаю о Боге, тем больше ценю книгу Бытия. Здесь представлена ​​прочная основа Божьего замысла сексуальности по мере того, как наши дети узнают об Эдемском саду и о том, как Бог сотворил мужчину и женщину и велел им размножаться (Бытие 1:27-28).

Как родители, мы начинаем половое воспитание, указывая на то, что Бог изначально думал о сексе. Он создал мужчину и женщину, которые могли бы участвовать в его продолжающемся творении и делать детей, любя друг друга особым образом. Бог также знал, что мужчина и женщина будут желать особого общения, которое включает в себя наслаждение различиями в телах друг друга. И хотя этот последний пункт, возможно, придется подождать, пока дети не смогут его понять, мы можем учить, что Бог дал единство, обнаруживаемое в супружеских отношениях, как знак и символ внутренней любви Троицы и Его любви к нам.

Итак, сексуальность дает как минимум три основных урока, которые могут понять наши дети. Половой союз существует: (1) для рождения детей, (2) для взращивания материнской и папиной любви и (3) для того, чтобы вернуть нас к любви Отца, Сына и Святого Духа.

Половое воспитание по мере взросления

Этот первоначальный урок может быть раскрыт дальше по мере взросления наших детей. Например, мы можем учить, что секс привлекателен и что это совершенно нормально — особенно для подростков и взрослых — хотеть заниматься сексом с кем-то противоположного пола. Мы должны подчеркнуть, что именно Бог заставил нас желать здорового выражения того, что значит быть мужчиной или женщиной, и что «всему свое время». (Екклесиаст 3:1.) Этот акцент на выборе времени начинается с утверждения о зрелости развития и сексуальном желании и учит ребенка тому, что, когда придет время, секс будет правильным.

Мы хотим дать четкое представление о времени. Подходящее время для сексуального поведения наступает, когда мужчина и женщина женаты. Нашим младшим детям нужно только услышать, что Бог создал секс или половые сношения для мужей и жен. По мере взросления наши дети должны будут усвоить, что любое сексуальное поведение в большей или меньшей степени является прелюдией, ведущей к акту полового акта, и что такое поведение также предназначено для брака.

Половое воспитание и культурные идеи

Мы также можем указать на различные культурные идеи о сексуальности и разработать обучающие моменты. Например, мы не можем оградить наших детей от каждого непристойного плаката в торговом центре или от каждой чувственной песни в ресторане. Но мы можем воспользоваться этими моментами, чтобы подтвердить основополагающее благо сексуальности благодаря Божьему любящему замыслу, а затем сделать комментарий о том, что не так с тем, как сексуальность искажается в культуре. Эти краткие сообщения будут более эффективными, если они будут предложены в позитивной и реляционной манере. Наши послания должны быть связаны с любовью Бога к нам и с тем, как мы выражаем свою любовь к Нему через послушание.

Детям нужно рано усвоить, что Божий план здоровый , а сатанинский план вредный . В первые годы мы можем довольно просто говорить о том, что такое — хороший и — плохой . Мы хотим научить их тому, что думать о сексе из Библии, а не только из нашего личного мнения или опыта. По мере взросления мы меняем наш подход и начинаем учить их думать.

Половое воспитание: целостный библейский подход

Большая часть полового воспитания — даже в религиозных общинах — упускает из виду основополагающий момент. Секс между мужем и женой символизирует будущий брак между Христом и Церковью. И как христиане мы «помолвлены» со Христом (вместе с остальной Церковью), когда принимаем Его искупление за наш грех. Мы хотим, чтобы наши дети поняли, что Библия начинается в Бытии с брака мужчины и женщины и заканчивается в Откровении браком Христа и Церкви (Откровение 19).:7).

Между Бытием и Откровением Божье Слово содержит множество уроков о сексуальности. Например, мы можем рассказать нашим детям истории о Самсоне и Далиле (Судей 16:1–21), Давиде и Вирсавии (2 Царств 11), десяти девах (Матфея 25:1–13), блуднице Раав (одна из биологические родственники Иисуса через его мать Марию) и женщина, уличенная в прелюбодеянии (Иоанна 8:1-11), которую Иисус любил и искупил. Мы можем помочь нашим детям понять разницу между Давидом, который с вожделением смотрел на Вирсавию и согрешил, и Иосифом, который убежал от жены Потифара во время искушения (Бытие 39).).

Бог сотворил мужчину и женщину

В наших учениях мы хотим прояснить, что в глазах Бога мужчины и женщины равны по достоинству (Галатам 3:28) и что оба согрешили (Римлянам 3:23). Этот факт также позволяет нам разделять милость Бога, Который прощает грех, даже несмотря на то, что могут остаться болезненные последствия. Например, Давид был прощен и по-прежнему назывался «мужем по сердцу Божьему» (Деяния 13:22), но ребенок, которого он и Вирсавия родили в результате прелюбодеяния, умер (2 Царств 12:15-17), а один из его сыновей в конце концов изнасиловал одну из своих дочерей (2 Царств 13).

Нам нужно помнить, что в раннем возрасте наши дети мыслят конкретными, а не абстрактными понятиями. Эти библейские уроки для мужчин и женщин учат причинно-следственным связям: секс может родить ребенка, и один человек может искушать или соблазнять другого. Чего мы надеемся достичь, так это духовного формирования, которое включает в себя здоровый взгляд на сексуальность и искреннее уважение к мужчинам и женщинам. Мы хотим, чтобы наши дети связывали свою сексуальность с Божьим замыслом жизни и мира.

Половое воспитание: заповеди и принципы

Не бывает двух одинаковых детей, даже в одной семье. Мы хотим быть чувствительными к тому, как наши дети развиваются физически, умственно, эмоционально и духовно. Мы также хотим, чтобы половое воспитание происходило как в спонтанных, так и в структурированных моментах.

По мере взросления наших детей мы хотим помочь им понять, что Бог действительно за нас (Римлянам 8:31) и что Его планы предназначены для нашей пользы (Иеремия 29:11-13). также хочу, чтобы они понимали разницу между предписанием (утверждением делать или не делать) и принципом (общее применение истины, требующее разума и проницательности).

Заповеди полового воспитания

Возьмем, к примеру, седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14). Эта заповедь является примером заповеди. Там четко указано, чего делать нельзя. Поэтому мы хотим, чтобы наши дети усвоили это и другие наставления, и чтобы они усвоили эти важные жизненные уроки в нужное время задолго до того, как они подвергнуться искушению.

Принципы полового воспитания

Мы также хотим, чтобы наши дети могли соединить точки. Например, в Библии не сказано: «Не смотри порнографию в Интернете». Но нам даны разные принципы. Мы должны избегать похоти глазами (Матфея 5:27-28 и 1 Иоанна 2:15-17), и этот принцип приводит нас к выводу, что мы должны избегать интернет-порнографии или любых других форм сексуального поведения, основанных на похоти.

Однако гораздо более важным, чем поведение, является физическая принадлежность мужчины и женщины (Бытие 5:2). По принципу мы можем учить наших сыновей, чтобы они были прообразом Христа для своих будущих жен. Его жертвенная любовь чиста и заботлива, никогда не эгоцентрична, оскорбительна или унизительна. Поэтому нам нужно учить наших сыновей уважать женщин в своей жизни, включая подруг, с которыми они были связаны до брака.

Мы можем учить наших дочерей, чтобы они были прообразом Церкви для своих будущих мужей, сохраняя свою чистоту и хорошо готовясь к тому дню, когда они и их жених станут одним целым. Нашим дочерям нужно понять, например, что вызывающая одежда не может передать чистоты и благих намерений. Постоянно рассказывая историю любви, которая существует между Христом и нами, Церковью, мы можем помочь им уважать и управлять сексуальностью — как своей, так и чужой.

Сексуальность и духовность

Преподавание сексуального здоровья и целомудрия требует подхода, ориентированного на Христа. Мы хотим, чтобы наши дети рано узнали, что сексуальность — это функция нашего тела, разума и духа. Это настолько часть нас, что невозможно отделить сексуальность от духовности. Эти две грани нашего макияжа неразрывно связаны. Апостол Павел начал говорить о браке между мужчиной и женщиной и о том, как они символизируют брак между Христом и Церковью (1 Коринфянам 7:1-16). Он также пришел к выводу, что это была великая тайна (Ефесянам 5:31- 33.)

Наши дети должны увидеть тайну предопределенной Богом сексуальности и трепетать перед ней, как и мы. Наши сыновья как прообраз Христа могут научиться относиться к своей мужественности и телесности как к священному доверию, а наши дочери как прообраз Церкви могут научиться относиться к своей женственности и телесности как к равному и священному доверию. Когда наши дети взрослеют, мы можем учить, что сексуальность между мужем и женой — это личное ученичество, когда «двое становятся одной плотью» (Бытие 2:24) и в этот момент участвуют в божественной любви Бога больше, чем в любое другое время. .

Половое воспитание: тайминг

Я смеюсь и думаю, что наша забота о времени больше связана с нашим комфортом, чем с комфортом наших детей. Я имею в виду, давайте будем реальными. Посмотрите на мир, в котором мы живем. Все говорят о сексе, поэтому нам лучше начать прямо сейчас.

Сексуальность — это реальность от колыбели до могилы, и у нас есть всего несколько коротких лет, чтобы взрастить нравственное развитие наших детей. Узнавая больше о развитии детей, мы можем лучше совмещать наши усилия с Божьим замыслом. Например, чувство скромности у ребенка может развиться уже в восемнадцать месяцев. Поэтому данное Богом окно развития является идеальным временем для 9 лет.0093 учит и модели уравновешенной, священной скромности в доме.

Сексуальное воспитание через трагедию

Если мы, родители, осознаем свой уникальный опыт, мы сможем лучше вооружить наших детей. В нашей семье было два выкидыша.

Первый случай произошел, когда нашему сыну было восемнадцать месяцев, и, очевидно, он был слишком мал, чтобы понимать беременность и выкидыш. Второй выкидыш у нас случился, когда сыну было восемь лет, а дочери пять. За несколько недель до этого выкидыша мы с радостью объяснили, что наша любовь друг к другу привела к рождению еще одного ребенка, и мы благодарили Бога за нашего нового члена семьи.

Когда произошел выкидыш, мы вернулись к нашим детям и вновь подтвердили, что Бог не только создал сексуальность и половые отношения, которые часто рождают детей, но и в Своей великой мудрости и сострадании Он знал, когда некоторые младенцы были недостаточно здоровы, чтобы жить здесь, на земле, и нуждались в Его особой заботе на Небесах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts