Положительная и отрицательная мотивация: Отрицательная мотивация: определение, приемы, примеры

Содержание

что более эффективно влияет на персонал

27 августа 2019

Многие работодатели задаются вопросом, как эффективно мотивировать подчиненных. В конце концов, мотивация персонала должна приносить компании одни преимущества. Благодаря этому  можно рассчитывать на повышение эффективности и результативности.

Мотивация — это действие, которое заставляет человека исполнять то, что от него требуется, и он сам от этого получает определенные выгоды (материальные или нематериальные). Стоит также учесть, что конкретно мотивирует сотрудников. Из-за того, что люди все очень разные, одинаковые мотивирующие факторы могут работать не для всех. Достаточно трудно определить один общий тип мотивации, который будет успешным всегда.

Большинство специалистов склоняются к мысли, что существует позитивная и негативная мотивация.

Положительная мотивация

Это своего рода внешняя мотивация работников, при которой работодатель использует разветвленную систему призов и похвал. Сотрудники знают, что своевременное и качественное выполнение обязанностей, участие в жизни компании, внедрение инновационных идей, а также оказание помощи коллегам будет вознаграждено. Чаще всего успех оценивается материально – премией, дополнительной оплатой, бонусами. Во многих ситуациях простое упоминание на собрании о том, что сотрудник достиг определенного успеха, может стать стимулом для еще лучшей работы. Человек знает, что его усилия замечены, и он работал не зря. Словесные похвалы также хороший способ мотивировать подчиненных. Каждый должен осознавать, что то, что он делает — ценится.

Работодатели должны помнить, что работник, которого хвалят за его достижения, будет стремиться к еще лучшим результатам и быть лояльным к компании. Сотрудники будут заинтересованы работать в такой фирме как можно дольше, это позволит инвестировать в их развитие путем оплаты обучения и курсов. Позитивная мотивация сотрудников развивает компанию.

Негативная мотивация

Второй тип мотивации — это негативная мотивация. Некоторые называют ее «методом кнута». Она  основана на запугивании и страхе. Работник выполняет свои обязанности не потому, что хочет, а потому, что в противном случае он будет наказан дисциплинарными беседами с вышестоящими и, возможно, даже унижен на общем собрании. В этой ситуации атмосфера на работе плохая, и сотрудники испытывают стресс чувствуют, что их не уважают. Чаще всего люди быстро понимают, что в таких условиях трудно работать, и начинают искать новое место трудоустройства где они будут чувствовать себя более ценными и уважаемыми.

Работодатель должен помнить, что негативная мотивация не влияет на повышение эффективности. Подчиненные обычно трудятся как можно меньше, у них нет желания для новых идей, они не хотят внедрять какие-либо инновации.

Позитивная и негативная мотивация — какой метод более эффективен

На большинстве предприятий чаще используется позитивный способ мотивации. Однако лучше всего найти так называемую «золотую середину», когда сотрудники знают, что их будут ценить за достижения. Но они не могут «почивать на лаврах» и расслабляться, потому что в этом случае могут быть наказаны. Трудно однозначно сказать, какой метод является более эффективным. Начальник должен оценить, какая мотивация лучше подходит для каждого сотрудника.

Также стоит помнить, что существуют определенные факторы, которые могут достаточно сильно демотивировать персонал. К ним относятся: нечеткое разделение обязанностей, слишком много задач для выполнения, предпочтение другим сотрудникам, чрезмерная концентрация на ошибках, неприятная атмосфера на работе и, прежде всего, отсутствие возможностей для развития. Работодатель должен избегать этого, благодаря чему его подчиненные будут более охотно действовать в пользу компании.

Положительная и отрицательная мотивация / Хабр

Представим себе любой небольшой бизнес, оказывающий профессиональные услуги (например, веб-студию).

Есть выручка, есть расходы, есть зарплаты. Руководитель должен принять решение о том, как он будет платить зарплату.

Цели

Какие цели преследует руководитель? На мой взгляд, главные приоритеты это:
— рост прибыли или положительная динамика
— здоровая атмосфера в коллективе
— качество оказываемых услуг

Будем называть это все простым словом эффективность.

По мотивации и управлению персоналом написаны сотни книг, и теория, и практика этого вопроса развиты чрезвычайно.

Эта заметка посвящена одному вопросу: есть ли место в небольших организациях отрицательной мотивации как существенном способу повышения общей эффективности?

Положительная мотивация – премии, бонусы, проценты, добавочные выходные, бесплатные обеды и прочие вкусности
Отрицательная мотивация – штрафы, необходимость работать сверхурочно из-за срыва сроков, сокращение бонусов. Оговорюсь, что штрафы по российским законам могут быть реализованы только как «отсутствие премии».

Роли, взаимоотношения и показатели эффективности

На примере веб-студии рассмотрим роли, попытаемся сформулировать количественные показатели эффективности (КПЭ) и понять, какая нужна мотивация

1. Руководитель. Отвечает за все, влияет на все. Может как получать зарплату (не собственник), так и распоряжаться прибылью (собственник/владеет долей).
КПЭ – прибыль/выручка/репутация.
2. Отдел продаж. Менеджер проекта/продажник. Отвечает за поток входящих заказов и качество первичного выявления требований. Влияет на него же, очаровывая клиентов и показывая бизнес-эффект от сотрудничества с компанией. Зависит от отдела разработки (чем хуже продукт, тем сложнее его продавать).

КПЭ – объем заключенных договоров (читай, план выручки).
3. Отдел разработки. Менеджер проекта/технолог/дизайнер/«наполнитель». Отвечают за вторичное выявление и удовлетворение требований. Влияют на него же. Зависят от отдела продаж (чем бестолковее продажник, тем сложнее потом работать).
КПЭ – объем сданной работы (в случае длинных проектов может учитываться не только формальная сдача заказчику, но и фактическое выполнение)
4. Непроизводственный персонал: админ, уборщица, бухгалтер, офис-менеджер.
КПЭ – отсутствие неприятностей (проблемы с ПО, грязь в офисе, штрафы от налоговой, пролитый на колени заказчику кофе).

Логика и интуиция подсказывают, что:
1. КПЭ должны вычисляться на основании тех величин, за которые роль отвечает и над которыми имеет контроль. Если зарплата человека зависит от причин, над которыми он не властен, лучше работать он не станет.

2. Отрицательная мотивация имеет больше негативных эмоциональных последствий, чем недополученная положительная.
3. Чем сильнее связь между ролями, тем важнее деловые и бесконфликтные отношения между ними.

Мотивация ролей

Таким образом:
1. Руководитель должен иметь положительную мотивацию «от результата», которая гуляет «в обе стороны». Если результат отрицательный, зарплата может падать ниже минимума. Это сильнейшим образом мотивирует его. Мотивация по схеме: есть план – получи миллион, нет плана – будешь оштрафован чревата исчезновением заинтересованности в прогрессе.
Отрицательное значение бонуса должно быть исключением, также как и убытки успешного бизнеса.
2. Отдел продаж. Только положительная мотивация, возможно, с установкой минимального объема, при недостижении которого надо не снижать зарплату, а менять сотрудника.

3. Отдел разработки. Грамотный менеджмент и планирование нагрузки и только положительная мотивация. Больше и лучше сделали – больше получили. Нельзя, чтобы нагрузка превышала производственные возможности более чем процентов на 20. Начинается халтура.
То, что оба ключевых отдела живут исключительно на положительной мотивации, способствует установлению правильных конструктивных отношений внутри и между ними.
4. Непроизводственный персонал. Можно установить оклад и как штрафовать за косяки, так и премировать за рвение или просто отсутствие проблем. Мне чисто по-человечески ближе второй вариант. Но штрафы для такого персонала более вероятны, чем для основных сотрудников.

Некоторые дополнительные соображения

Важно, чтобы руководитель и коллега всегда внушали больше положительных эмоций, чем отрицательных. Не «вот он, гад, прячем контру», а «хорошо, что пришел, сейчас все быстро решим».

Необходимо, чтобы каждый сотрудник был мотивирован теми способами, которые именно на него оказывают влияние. Для кого-то это зарплата, для кого-то доступ к ресурсам для развития собственного проекта, для кого-то подарки от партнеров (пригласительные, скидки и прочее). Одному знакомому админу директор вместо повышения зарплаты 1-2 раза в год покупает пару самых крутых видеокарт, и админ доволен и счастлив.

Особая каста – люди, которые работают с равным качеством и усердием независимо от уровня оплаты. Я таких называю «трактор». Пока есть горючее и поле работы, он будет пахать. С такими людьми ключевой мотивационный фактор это признание профессиональных достижений, хорошее отношение, возможность выбирать себе работу.

Что же делать в том случае, если сотрудник разочаровал руководителя и подвел проект? Срыв сроков, серьезные ошибки в исполнении обязанностей и прочее? Казалось бы, без штрафа не обойтись (как правило, такие события имеют финансовые и репутационные последствия).

Вам как руководителю важно следующее:
— чтобы ситуация не повторилась;
— чтобы виновный сделал выводы;
— чтобы в дальнейшем в поведении сотрудника не появилось контрпродуктивных элементов (если он вам нужен, разумеется).

Для этого самым эффективным я считаю подробный разбор полетов, составление плана действий по исправлению ситуации, обязательная корректировка бизнес-процессов и правил работы, осознание причин происшествия (в том числе и руководителем) и только как особая мера – применение отрицательной мотивации.

P.S. На написание этой заметки меня натолкнула старая история, когда мы с моим приятелем (тоже руководителем студии) одновременно искали сходный персонал, и он обещал куда более высокие зарплаты.
При этом в личной беседе он обмолвился, что все равно никто обещанного никогда не получает, так как штрафуется. Он ставил планы и штрафовал (до 50%) за их невыполнение. Персонал почему-то менялся у него очень часто.

Положительная и отрицательная мотивация

Перейти к основному содержанию

Амит Кашьяп

Амит Кашьяп

⁃Старший руководитель отдела продаж и генеральный менеджер ⁃Продажи технологических решений и послепродажного обслуживания…

Опубликовано 30 марта 2017 г.

+ Подписаться

Мотивация может исходить из различных источников и быть как положительной, так и отрицательной. Положительная мотивация — это тип мотивации, который человек испытывает, когда он ожидает вознаграждения, а негативная мотивация — это тип чувства, который человек испытывает, когда он ожидает наказания.

Разница: положительная и отрицательная мотивация

Как положительная, так и отрицательная мотивация имеют внутренний и внешний аспекты, как показано на рисунке ниже. Оба вида мотивации могут привести к одному и тому же результату, однако чрезмерное использование негативной мотивации может привести к таким проблемам, как ненависть к человеку, который использует ее против вас.

Положительная мотивация не имеет побочных эффектов в долгосрочной перспективе, в то время как отрицательная мотивация может иметь некоторые.

Когда использовать отрицательную мотивацию

Негативная мотивация рекомендуется только при наличии надлежащих каналов побега.

Если человек знает, как избежать наказания, то негативная мотивация, безусловно, будет эффективной. Если человек не знает, что делать, чтобы решить проблему, и если вы используете негативную мотивацию, он впадает в депрессию.

Это объясняет, почему некоторые люди впадают в депрессию, когда сталкиваются с проблемой, в то время как другие никогда не впадают в депрессию, сталкиваясь с той же проблемой.

Иногда руководство может быть вынуждено использовать метод отрицательной мотивации с целью предотвращения нежелательного поведения некоторых людей в организации. Это может быть эффективным только для краткосрочной мотивации кого-то. Поэтому менеджер должен использовать положительные методы для мотивации своих сотрудников.

Совместное использование положительной и отрицательной мотивации

Что использовать: кнут или пряник?

По возможности рекомендуется использовать вместе положительную и отрицательную мотивацию, потому что доказано, что таким образом люди становятся более продуктивными.

Лучшими профессионалами всегда движет их собственная внутренняя страсть и обязательства.

Это личная точка зрения автора, на которую не влияет какое-либо лицо или организация.

  • 𝐂𝐎𝐕𝐈𝐃-𝟏𝟗 𝐨𝐧 𝐝𝐢𝐟𝐟𝐞𝐫𝐞𝐧𝐭 𝐬𝐞𝐜𝐭𝐨𝐫𝐬: 𝐒𝐨𝐦𝐞 𝐚𝐬𝐬𝐮𝐦𝐩𝐭𝐢𝐨𝐧𝐬 𝐚𝐬𝐬𝐮𝐦𝐩𝐭𝐢𝐨𝐧𝐬 𝐚𝐬𝐬𝐮𝐦𝐩𝐭𝐢𝐨𝐧𝐬

    25 апр. 2020 г.

  • 🅻🆈🅶🅾🅼🅴🆃🆁🆈 — 𝘽𝙚𝙞𝙣𝙜 𝙩𝙝𝙚 𝙚𝙙𝙜𝙚 𝙤𝙛 𝙮𝙤𝙪𝙧 𝙠𝙣𝙤𝙬𝙡𝙚𝙙𝙜𝙚 𝙘𝙞𝙧𝙘𝙡𝙚 !!

    19 апр. 2020 г.

  • У меня возражение!!

    5 мая 2017 г.

  • Презентация — ФАБ

    28 апр. 2017 г.

  • Семь этапов процесса продаж: квалификация

    26 апр. 2017 г.

  • Семь шагов процесса продаж

    24 апр. 2017 г.

  • Деньги, власть и потребность

    13 апр.
    2017 г.

  • Маркетинг, развитие бизнеса и продажи

    31 марта 2017 г.

  • Вы охотник или фермер?

    25 марта 2017 г.

  • Индийская армия получает радар и наркотики для подготовки к химическому оружию (Источник: NDTV.com)

    4 марта 2017 г.

Другие также смотрели

Исследуйте темы

Методы мотивации: положительные и отрицательные

Ханан Парвез

В этой статье рассматриваются два метода мотивации, побуждающие людей к действию для достижения своих целей.

Человеческие существа естественным образом мотивированы получать удовольствие и избегать боли. Мы — организмы, ищущие награды, и все, что мы делаем, содержит в себе неотъемлемую награду, сознательную или бессознательную, воспринимаемую или реальную.

Например, если вы не курите, вы можете подумать, что курение — это вредное и неблагодарное занятие, но для курильщика это может быть полезным способом избавиться от беспокойства (на самом деле это награда).

Таким образом, какой бы бесплодной или вредной ни казалась деятельность, для человека, выполняющего ее, в ней есть какая-то награда или она избавляет от какой-то боли (что само по себе является наградой).

Основываясь на этой информации, мы можем мотивировать себя двумя способами.

Позитивная мотивация (вознаграждение)

Это тип мотивации, который вы используете, когда выполняете какую-либо деятельность для получения вознаграждения, которое обычно находится в будущем. Это будущее может быть ближайшим или отдаленным. Ожидание награды — вот что вами движет.

Представление идеального будущего, в котором вы получили награду, — отличный способ позитивно мотивировать себя.

Мы, люди, не находим никаких трудностей в выполнении действий, которые приводят к немедленным, краткосрочным вознаграждениям (например, поеданию мороженого), но когда дело доходит до вознаграждений, получаемых за достижение долгосрочных целей, мы находим их достижение геркулесовым трудом. задача. Что ж, за тем, что я здесь объяснил, стоит эволюционная причина.

Самое важное, что имеет значение, когда дело доходит до погони за наградой, которая лежит где-то в далеком будущем, — это вера — вера в свои способности и вера в деятельность, которую вы выполняете для получения этой награды.

В конце концов, если вы обнаружите, что ваша текущая деятельность никуда не ведет, вы быстро потеряете мотивацию.

Если это произойдет, то лучший способ снова обрести мотивацию — найти награду в самой деятельности!

Вам нравится делать то, что вы делаете? Тогда это достаточная награда для вас, чтобы продолжать это делать! Это верный способ не отказываться от долгосрочных целей, которые важны для вас, даже если вам кажется, что вы никуда не движетесь.

Это не значит, что вы не должны менять свой образ жизни, чтобы узнать, что работает, но все, что я хочу сказать, это то, что вы делаете, убедитесь, что у вас есть причина любить это делать.

Отрицательная мотивация (избегание боли)

Это тип мотивации, который вы используете, когда выполняете действие, чтобы избежать боли, которая может возникнуть в результате его невыполнения. Например, студент, который усердно учится, чтобы не провалиться, негативно мотивирует себя.

В то время как положительная мотивация предполагает ожидание вознаграждения, отрицательная мотивация — это избегание боли или наказания. Одним из важных факторов, который следует учитывать при негативной мотивации себя, является ваша способность терпеть боль.

Если у вас высокая терпимость к боли, а это означает, что вы можете вынести сильную боль, прежде чем действительно начнете действовать, тогда негативная мотивация не будет для вас хорошим инструментом. Пока ваша боль не достигнет определенного порога, у вас не будет мотивации действовать. Таким образом, в этом случае высокая переносимость боли может быть недостатком.

Сравните это с человеком с низкой переносимостью боли, который не может выносить слишком сильную боль и чей порог низкий. Для него отрицательная мотивация была бы идеальным инструментом.

Еще одна важная вещь, которую следует учитывать в отношении негативной мотивации, заключается в том, что если у вас нет под рукой решения, то негативная мотивация может вызвать беспомощность и депрессию.

Негативная мотивация означает бегство от боли, а для этого нужно знать, в какую сторону бежать.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts