К проблеме формирования профессионального самосознания личности
Формирование профессионального самосознания личности будущих специалистов в процессе их учебно-профессиональной деятельности является одной из актуальных проблем психологии. В нашей стране проблема профессионального самосознания, психолого-педагогических условий его формирования наиболее остро встала именно сегодня в связи с изменившимися социальными и экономическими условиями, новациями в области образования, и особенно профессионального, а также с потребностью изменения отношений субъекта труда к своей профессиональной деятельности[5].
Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. В профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Профессиональный путь у каждого человека свой, и он может отличаться от пути других людей[3,с. 115].
При рассмотрении проблемы развития профессионального самосознания можно опираться на достаточно богатый материал по становлению самосознания личности вообще. Термин «самосознание» во многом близок к таким терминам, как «образ Я», «Я-образ», «Я-концепция», а также «самоотношение», «идентичность».
Остановимся подробно на использовании понятий «Я-концепция», «самосознание», «Я-образ» в зарубежной и отечественной психологии.
Например, Р.Бернс, рассматривая понятие «Я-концепция», отмечает, что «это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой». При этом описательная составляющая «Я-концепции» часто называется «образом Я», а составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам, — «самооценкой» или «принятием себя». В целом Р.Бернс выделяет:
когнитивную составляющую «Я-концепции»;
оценочную составляющую;
поведенческую составляющую[4,с. 133].
Представитель гуманистической психологии К.Роджерс считает, что Я-концепция – это сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я в прошлом, настоящем и будущем[7, с.29].
Итак, Самость, или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый[6, с.540].
Х.Ремшмидт при рассмотрении соотношения Я-концепции и идентичности различает Я и самость. Под Я он подразумевает «организованную систему взглядов, установок личности и обуславливающих её неповторимость, тождественность самой себе и неизменность». Под самостью понимает «совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний». Идентичность здесь определяется как осознание личностью тождественности самой себе, а также осознание «непрерывности» во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что и другие признают это. Таким образом, Х.Ремшмидт подчёркивает различие между идентичностью и Я-концепцией. Я-концепция с его точки зрения является теорией самого себя, она зависит от изменений социального окружения и общественных отношений, это личностное образование более изменчиво, чем идентичность[7, с.29].
В.В. Столин, рассматривая самосознание личности, отмечает, что «различные процессы самосознания, так же как различные аспекты «Я-образа», оказывается возможным соотнести с уровнями активности человека как организма, индивида и личности».
В.В. Столин определяет идентичность как самосознание личности, которое имеет многогранную структуру.
Рассматривая самосознание «как отношение к себе, опосредованное отношениями с другими людьми», В.В. Столин пишет о том, что «самосознание трёхголосо: оно предполагает переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого».
Рассматривая понятие «самоотношение», С.Р.Пантелеев во многом опирается на представление о самосознании В.В. Столина о «конфликтном личностном смысле»[4, с.134].
Интересны рассуждения Э.Эриксона, который рассматривает «Я-концепцию» через призму эго-идентичности и определяет её не просто как сумму принятых ролей, но и как определенное сочетание идентификаций и возможностей индивида, как они воспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а также как знание о том, как реагируют на него окружающие[7, с. 29].
И.С.Кон рассматривает идентичность (самость) как один из аспектов проблемы Я, который находится во взаимосвязи с двумя другими аспектами Я – эго (субъективность) и образ Я. Эго как регулятивный механизм предполагает преемственность психической деятельности и наличие информации о самом себе.
Проблема самосознания впервые была поставлена Л.С. Выготским, который рассматривал самосознание, как генетически более высокую форму сознания, как этап развития сознания, подготовленный развитием речи, произвольных движений и ростом самостоятельности. А.Н.Леонтьев, затрагивая рассматриваемую проблему, пишет о том, что в осознании себя как личности надо различать знание о себе и осознание себя. А.Г.Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, интересов, целостную оценку самого себя и своего места в жизни[7, с.31].
Перейдём к проблеме собственно профессионального самосознания. Отметим, что профессиональное самосознание имеет одну очень важную характеристику – это самосознание человека, активно участвующего в производительном труде и тем самым через такой труд утверждающего себя в качестве полноценного члена данного общества.
Иными словами, профессиональной самосознание – это самосознание человека, для которого конкретная трудовая деятельность – главное средство утверждения чувства собственного достоинства как состоявшейся личности[4, с.136].
Представленные подходы понимания феномена профессионального самосознания акцентируют внимание на осознании личностью собственного внутреннего потенциала и возможности его развития. В то же время недостаточно познанными остаются временная динамика личностного развития, проблемы активизации будущего субъекта в профессиональной деятельности, возможностей его профессионального самосовершенствования и профессионального роста.
Многообразие точек зрения относительно сущности самого феномена профессионального самосознания повлекло за собой разноплановость представлений о его структурных компонентах.
Одно из первых исследований структуры профессионального самосознания принадлежит Е.А. Климову. По его мнению, профессиональное самосознание включает: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности, знания, мнения о степени своего соответствия профессиональному эталону, о своем месте в системе профессиональных «ролей», общественных положений; знания человека о степени его признания в профессиональной группе; знания о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе в будущем (Е.А.Климов, 1970)[5].Ключевым моментом в изучении генезиса самосознания является вопрос о факторах, влияющих на развитие самосознания человека. В.С.Мухина выделяет несколько таких факторов. Во-первых, это отношения, складывающиеся между родителями и ребёнком с первых дней его жизни. Еще очень важным фактором, оказывающим влияние на развитие самосознания, В.
Следует отметить, что процесс формирования личности включает в себя развитие представлений о собственном Я как об особой, разнящейся с другими индивидуальности. В свою очередь чувство собственного Я во многом зависит не только от самовосприятия личности, но и восприятий окружающих её людей, а также от степени совпадения самооценки и внешних оценок индивида.
Поиски собственного Я делаются особенно напряжёнными в период юности. Именно тогда происходят бурные процессы изменения психологии, физиологии, полового созревания, меняется процесс познания, возникают новые потребности интеллектуального и общественного характера, когда человек ищет своё призвание[2, с.409].
В основе профессионального развития лежит саморазвитие как динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности. Под саморазвитием в психологии понимается активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира. Профессиональное развитие человека в трудовом процессе возможно лишь в том случае, если меняется самовосприятие и осознание им самого себя, происходит формирование ценностей, присущих самоактуализирующейся личности[1, с.4].
Развитое самосознание – одно из условий формирования индивидуального стиля, одно из необходимых условий нахождения человеком наиболее подходящего для него места в частности, в профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных профессиональных планов на этапе выбора профессии, это также важный критерий подготовленности специалиста.
Специально обращаясь к проблеме профессионального самосознания, Е.А.Климов выделил следующие основные технические регуляторы труда:
1. образ объекта труда – чувственный образ; репрезентативный конкретный образ; репрезентативный отвлечённый образ;
2. образ субъекта труда – актуальный «Я-образ»; обобщённый «Я-образ»;
3. образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений – осознание своих потребностей; осознание своих эмоций и эмоциональных отношений; осознание своего характера; осознание своей личностной направленности и мировоззрения в ходе взаимодействия с другими людьми в трудовом процессе.
Как отмечает Е.А.Климов, все названные выше регуляторы подводятся под категорию «субъектный образ».
Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) – необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми, ибо это взаимодействие существенно определяется тем, как человек понимает своё место среди людей, «за кого себя принимает», что думает о том, как он выглядит «в глазах» окружающих.
Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире[4, с. 138].
Подводя итог всему вышесказанному, заключаем, что в современной психологии под самосознанием понимают совокупность психических процессов и их интеграцию, посредством которых человек осознаёт себя.
Литература:
Голерова О. На кризисном перекрёстке// Школьный психолог, 2007. - №2. – С. 4-8.
Канаева Н.А. Профессионально-личностное становление студента техникума// Вузовская наука – региону: Материалы восьмой всероссийской научно-технической конференции. Вологда: ВоГТУ, 2010. – Т.2. – 491с.
Психология. – Выпуск 2 «Психология развития профессионала». – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. – 160с.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496с.
Сутович Е.И. Психолого-педагогические условия формирования и профессионального самосознания будущих специалистов. – Международная интрнет-конференция, 2011.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2007. – 607с.
Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самосознание, Столин, осознание, отношение, самосознание, трудовая деятельность, профессиональная общность, самосознание личности, самосознание человека, трудовой процесс.
Самосознание личности
В жизнедеятельности человека огромное место занимает и решающую роль играет его самосознание, ведущая сторона его сознания.
Поскольку выяснены в предшествующих разделах вопросы возникновения, развития общественного сознания, его структура, функции, следует рассмотреть еще одну сторону — самосознание.
Самопознание — первое условие мудрости, ~ писал К. Маркс, продолжая традиции со времен Сократа. Его девиз «познай самого себя» — актуален и поныне,
В обыденном сознании субъект отождествляется с человеческим индивидом и тем самым навязывается ограниченный, метафизический, «натуралистический», «атомизироваиный» взгляд на субъекта, а рассудок, «здравый смысл» оперирует этим понятием в пределах повседневной деятельности человека, удовлетворяя потребность в налаживании простых отношений людей в рамках определенной узкой общности: семья, первичный, основной коллектив, региональная общность, профессиональная группа и т. д. Диалектический разум обязан «доходить» до всеобщих «предельных» понятий, категорий философии, обобщая общеисторическую практику человека, развитие сознания, достижения наук. Субъект и есть важнейшая категория философии, обозначающая общественного, совокупного (социального) человека в его отношении к объекту деятельности. Именно социальность, т. е. совокупность всех общественных отношений людей как материальных, так и духовных, является определяющим основанием признания субъекта как субъекта.
Человек вне общественных отношений, социальности, «или ангел, или зверь». А. И. Герцен писал: «Отнимите у человека социальное и вы получите свирепого орангутанга». Субъект ~~ зто обобществленный Человек, целостное человечество, сообщество индивидов, человеческий род на Земле, обживающий земную и теперь уже космическую природу. Он — геокосмическое образование, явление. Самосознание и начинается с того, что человек в сознании отделяет себя от природы, выделяет самого себя практически, в чувствах, мыслях из природы, противопоставляет себя, приспособляясь к природе, формирует внутренний духовный мир. Но это духовное формирование только и возможно, если человек имеет рядом с собой другого человека, других людей, с которыми налажены многообразные отношения. Эти субъективно-субъектные отношения и лежат в основе отношения к природе,
Совокупность «субъект — человечество» является носителем родового общечеловеческого сознания и самосознания. Родовое самосознание — не выдумка философов, а реальный фёкт и реальное понятие, обозначающее качественно своеобразное состояние субъектно-субъектных отношений. Все индивиды, объединения, государственные общности — субъекты деятельности могут и должны осознать родовые истины бытия, положить их в основу как реальные императивы практической жизни: право на жизнь и ее защиту, позитивная свобода, неприменение насилия, вооруженной силы для разрешения противоречий и т. д.
Жить по рассудку и разуму, по совести, гуманности, человечно, утверждая себя в мире, сознавая господство истины, добра и красоты в человеке — идеал человеческой человечности в каждом самосознающем субъекте.
Еще Ф. Бэкон утверждал, что «человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти способ, с помощью которого он сможет разумно и умело показать, проявить себя и в конце концов изменить и сформировать». (Ф. Бэкон. Соч. в 2-х т. Т. 1. М. 1977. С. 458).
Вместе с тем, по разным основаниям формационно, исторически, регионально, цивилизационно мы можем выделить качественное своеобразие субъектов-носителей самосознания, соответственно объективным критериям выделения людей. Сознание и самосознание античной цивилизации отличается от сознания и самосознания феодальной эпохи в Европе, а последнее — от буржуазной эпохи. Отдельно следует выделить субъектов-носителей самосознания по этническим, национальным критериям.
Мы можем выделять и других субъектов деятельности и, соответственно, выделить индивида — «Я» — носителя собственного индивидуального самосознания, отражающего индивидуальное существование, свое бытие. «Индивид — Я» — исторический субъект, результат общественной жизни, результат выделения самого себя из окружающей природной и общественной среды. Это выделение себя позволяет человеку ощущать, представлять, понимать себя субъектом-носителем своих физических, психических, умственных состояний, действий, отношений и процессов.
Я — формируется в социальной среде, в деятельности и общении при посредстве языка, речи {И. С. Кон. Открытие «Я». М, 1978. С. 9, 259).
Индивидуальное существование, практическая деятельность индивида — лишь часть, момент, элемент, компонент, дополнение и проявление общественного бытия. И его самосознание — есть момент, элемент общественного самосознания, самосознания той общности, к которой он принадлежит (политик — политическое самосознание; экономист — экономическое самосознание, управленец — самосознание управленческой сферы, вплоть до самосознания профессионалов: учителя, врача, инженера, рабочего, земледельца, спортсмена, ученого и т. д.).
Если еще более дифференцирование анализировать категорию субъекта самосознания, то можно выделить и такие моменты, как: субъект познания, субъект практики, субъект управления. При всей их специфике — все эти подразделения, конечно, условны. Они и едины, и раздельны, относительно самостоятельные сферы жизнедеятельности человека, могут существовать вместе и относительно отдельно.
Самосознание: субъективная форма объективного мира. Самосознание по своей сущности — есть социальное явление, есть отражение человеком собственного бытия. «Бытие — практично» — утверждал еще Л. Фейербах. Именно общественная практика как материальная деятельность субъекта, является основой познания мира и самого себя во всех измерениях — физических, биологических и социальных, экономических, политических, коммуникативных, бытовых.
Каждый человек постепенно осуществляет мыслительную операцию по самоопределению себя в тех или иных условиях жизнедеятельности, в практическом поведении, выделяет себя как практического носителя определенной активной позиции по отношению к объективному миру и другим людям, к различным сферам жизни. Всеобщность состоит в том, что все люди обладают самосознанием. Самосознание не только всеобще, но и специфично, детерминировано самим конкретным специфичным носителем, условиями деятельности, местом и временем, целями и задачами действий и т. д.
В практической деятельности человека в неразрывном единстве фактически функционируют две стороны — осознанное отношение к миру, к предметам, явлениям внешнего мира и осознанное отношение к самому себе и через это отношение реализуется сознательное отношение к миру.
Человек целеустремлен не только внешне, но обращен к самому себе, к собственным знаниям, проводит операции саморегулирования, осуществляет оценку всей ситуации и самооценку своих способностей. Эта «работа» целостного самосознания человека одновременно связывает воедино чувственное и рациональное, — ощущения, восприятия, представления, закрепленные опытом, практикой, и понятия, суждения.
Нельзя разорвать, разделить сознание и самосознание, так как они функционируют вместе, синхронно, одновременно проявляются, взаимопроникают в едином акте действия человека.
Нельзя знать о предмете что-то, не отличая себя от него, но нельзя отличить себя от него, не относясь к себе как к тому, кто знает (хочет знать) нечто об этом предмете. Нельзя обладать сознанием, не обладая самосознанием, не будучи для себя тем, что мы называем «Я»; не чувствуя (осмысленно) себя способным что-то сделать для того, чтобы, знать.
В целом необходимо различать психологический уровень самосознания человека и логико-теоретический, рациональный, разумный уровень. Это разновременные, качественно различные этапы и уровни самосознания человека. Именно с концепцией «Я» человек входит в сознательную, осмысленную жизнь.
В зарубежной литературе принят термин «Я — концепция», означающий «совокупность всех представлений индивида о себе». Описательную составляющую Я-концепции называют образом Я; составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, самооценкой; совокупность частных самооценок определяется как принятие себя; поведенческие реакции, вызванные образом Я и самоотношением, образуют поведенческую составляющую Я-концепции.
Уровни самосознания следует выделять и по такому критерию, как осознание степени своей «обобществленности», «вписанности» своего «Я» в ту общность, в жизнедеятельности которой он принимает участие или отождествляет себя с данной сферой жизни. Конечно, осознание своего места и значения в семейных и родственно-семейных отношениях осуществляется раньше всего, а затем уже достраивается самосознание до понимания и других отношений — самосознание себя как школьника, как затем работника определенной сферы жизни, как члена сообщества рабочих или крестьян, или интеллигенции и т. д. Чем больше «Я» переходит к разным «Мы», тем полнее ревизуется сознание гуманности, самотождественности с человечеством. Будучи субъектом одновременно познания, практики, управления состоявшийся человек все более склонен ориентировать свою деятельность на самопознание, на самоутверждение и саморегулирование, самоуправление в системе общественных систем, на координацию и субординацию своих действий, поведения, жизнедеятельности.
В данном отношении человек разрешает многочисленные противоречия, в известной степени, осознаваемые им и регистрируемые в самосознании: противоречия материального и идеального, духовного порядка; экономического и политического состояния; социального и биологического; личного и общественного; коллективного и индивидуального, сознательного и стихийного; эмпирического и теоретического; психологического и физиологического и т. п. Один из высших критериев сформированное™ самосознания человека заключается в степени и уровнях, в формах сознания тех противоречий», которые разрешают субъекты деятельности.
Самосознание концентрирует в себе познанное человеком человека, его результаты на различных уровнях и в формах познания. (О человеческом в человеке. М., 1991. С. 229). Можно выделить как бы «зоны», «поля», «сферы», «слои» самосознания.
Первая зона — это то, что я знаю о себе только я сам. (Интроспективная зона, фактор самосовершенствования, интро — вертная форма).
Вторая зона — то, что знают и видят другие, но и я сам вижу и знаю тоже.
Третья — что недоступно ни мне, ни другим (зона активного или пассивного поиска, снятия иррационального, обнаружения интуитивного).
Четвертая зона — я сам не замечаю, но другие во мне это видят. (Для меня форма адаптации, снятия для меня моего трансцендентного).
Дифференциация зон самосознания заканчивается в предметных актах, в действиях, когда они, зоны, «проявившись», «угасают» в результатах данной деятельности, чтобы затем, заново проявиться как процесс духовной жизни человека.
Важнейшей стороной самосознания выступает оценка и самооценка самого себя, всех своих состояний, возможностей, потенций, уровней, форм личного бытия, отношений, связей и т. п. Оценивающая деятельность, самооценка, конечно, тоже род познания, но имеющий свои особенности, так как здесь действуют иные критерии отношения и самоотношения субъекта. (А. Г. Спиркин. Сознание и самосознание. М. 1972. С. 149).
Оценка и самооценка самого себя, своих дел, чувств, и мыслей связаны с тем, какие выбраны, сформированы человеком ценности в его сознании, какой смысл вкладывает человек в свою жизнь, в свои дела, какими идеалами, образцами жизни обладает и ориентируется на них, какие выбраны цели, ориентиры в жизни, деятельности, насколько они выполнимы, достижимы. В конце концов, это сказывается на оптимистическом или пессимистическом настрое сознания и самосознания человека, на чувствах самоудовлетворения или неудовлетворенности собой, на чувствах и нормах уравновешенного, здравого, разумного поведения или поведения непредсказуемого, неуравновешенного, безрассудного, импульсивного, экстремального, от которого (поведения) страдает и сам субъект.
Важен самоанализ, самооценка жизни, деятельности, поведения, собственных мыслей, чувств, строгий самоконтроль во всем, чтобы оптимально раскрылись в человеке все творческие сущностные силы, как предметно-материальные, биологические, так и социальные, духовно-культурные. «Постыдно умереть, не изведав всех сил духовных и телесных» — говорилось в кругу Сократа.
Самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация, самоуправление всегда выступают как функции самопознания и самосознания человека. Однако здесь важно осознание как внешних условий, обстоятельств самореализации, детерминирующих поведение личности, так и осознание внутренней субъектной духовной организованности, постоянно, с необходимостью, обязанной «вписывать» себя, «встраивать» себя в систему действующих, повелевающих, координационных и субординационных связей, отношений.
Самосознание — не просто свойство человека, субъекта, а сущностное качество отношений общества в целом, народов, людских массивов к людским массивам, классов к классам, наций к нациям, регионов к регионам и т. д. Это — условие и качество самоотношения субъекта к самому себе и к окружающему миру. Оно носит обобщенный, социальный, системный, волевой, действительный характер. Разве, к примеру, гитлеризм не привел к тому, что миллионы немцев качественно изменили самоотношение и самосознание и включились в мировую авантюру, которая была сокрушена, и еще раз доказано в истории: ложная самоидентификация, самотождествленность, искаженное, субъективистское самосознание приводят к краху.
Преувеличение, абсолютизация внешних детерминант деятельности субъекта, приводит к субъективистскому конформизму, к субъективной тенденции в понимании себя, своего места и роли, к снижению творческого потенциала в деятельности разума. И, напротив, чрезмерное преувеличение сил и возможностей субъекта, своего разума, принижение, незнание внешних детерминант деятельности приводит к. волюнтаризму, авантюрному субъективизму, к ущербному самосознанию, неспособному правильно реализовать самого себя.
Самосознание — не изолированное, только индивидное, только субъективное, но обобществленное, общественное, коллективное, согласованное, объективированное в определенной форме, хотя бы в личной материальной форме, в речи, языке. С помощью языка, речи, памяти в моем сознании со мной общаются и я с ними, — не только с ныне живущими, но и с моими предками, которых я знал и не знал лично, но мне о них известно по свидетельству других.
Однако бесспорно — самосознание носит личностный характер, индивидуализировано, дискретно и поэтому в нем отражаются, концентрируются прежде всего личные связи, отношения, личные практические действия, опыт, личные переживания, чувства, восприятия, представления, обобщения собственных знаний и т. д.
Самосознание в структуре сознания и механизм его действия. Мы уже выяснили кратко, что самосознание «структурировано», состоит из элементов, сторон, уровней, форм, состояний. Но следует еще раз подробнее раскрыть самосознание в структуре дознания, определить приоритетные, «частные» самосознания субъекта, их неодинаковую роль в жизнедеятельности, самоутверждении личности.
Общественное самосознание в целом существует как осознание человеком общества как такового, во всем многообразии его бытия. Но эта абстракция конкретизируется в цивилизованном определении, в формационном отношении, эпохальном, в периодическом отношении к истории, в региональном плане, этническом. Уже здесь мы видим специфику каждого из оснований для определения особенного состояния, уровня, форм проявления самосознания людей.
Каждая из форм общественного сознания (политическое, правовое сознание, экономическое и др.) одновременно включает в себя специфическую форму данного самосознания и может функционировать только при достаточно высокой развитости специального, «отраслевого», специализированного, профессионализированного самосознания. Что сможет сделать в экономике человек, не знающий законов экономики и своего места, роли, условий, не имеющий своих собственных знаний, опыта, навыков, не выработавший самооценки, самоконтроля, самоуправления и т. д. Только грамотный человек и профессионал, обладающий знанием и самосознанием, самооценкой, в состоянии эффективно вести дело, производство, обмен, распределение и т. д. Причем, сам специалист осознает себя в дифференцированных функциях, диктующих ему его собственное поведение.
Огромное значение имеет, политическое самосознание субъектов — общества, классов, наций, народности, этнических групп, слоев, коллективов, партий, союзов, объединений, организаций, государственных учреждений, индивидов. Уже, согласно денной структурной разделенное™ субъектов, политическое сознание разделено на специфические стороны, элементы, состояния политического самосознания, решающего проблемы властных отношений в обществе, государственного понимания деятельности всех субъектов политических институтов, партий, организаций.
Важным структурным элементом самосознания и моментом функционирования самосознания субъекта выступает научное сознание и самосознание человека. Самосознание науки, например, «математика о математики», разрабатывается не только в «науке о науке», метанауках, но и в философии науки, психологии науки, социологии науки, в науке о языке и др. Важнее всего, в данном случае, — наука о самосознании, теоретические проблемы самосознания, философия самосознания, теория культуры самосознания, разработка научных концепций самосознания и обоснование научных принципов самосознания субъекта (Л, В. Скворцов, Культура самосознания. М. 1989).
Проблема научного, истинного знания и осознания субъектом этого знания настолько велика и значима, что даже само знание определяется через осознание человеком истины. Знание — есть результат познавательной деятельности человека и осознания истины. Есть субъективная сторона истины.
Способность человека отчетливо, научно ставить, формулировать и излагать вопросы, проблемы и осуществлять реальные попытки их научного решения невозможны без ясного и честного научного познания самого себя. Нельзя впадать в самообман, третируя науку о человеке, одновременно провозглашая себя знатоком человеческих дел, человеческих чувств, мыслей. Здесь речь идет именно о научном самосознании субъекта.
Философия и есть теоретическое самосознание человека, высший уровень всей отражательной деятельности человечества и познания мира, и его практического изменения, итог самопознания человека.
Мы должны различать истинную рефлексивную деятельность, когда ее путь и результаты соответствуют предметам, и ложную рефлексию, когда и процесс самоотражения, и его результаты искажены, деформированы, не соответствуют, в силу тех или иных причин, предметам, объектам. В последнем случае возникает отчужденное самосознание, дающее неправильные ориентиры деятельности. Заблуждения могут приводить только к дальнейшим заблуждениям, они проявятся как субъективизм, волюнтаризм, как ограниченное, софистическое, эклектическое, ложное мышление. Наиболее глубокие, заблуждения касаются принципов мышления, фундаментальных исходных положений, концепций, оснований теории.
Именно поэтому должно быть строгое научное понимание и процесса, и результатов познания, самопознания, проверка того, что познано, что знаешь о самом себе, чтобы не возник разрыв между образом самого себя, который человек создает в разных формах самосознания, и реальным человеком, его делами, его сознанием.
Этот разрыв может стимулироваться различными причинами, главным образом субъективного порядка. Его возможность особенно велика как раз на стадии «развернутого явного самопознания в виде саморефлексии». (Т. Е. Соколова. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. ИГУ, 1989. С. 4). Отсюда проистекает принцип принципиальности субъекта в мышлении, познании, деятельности, на практике, в поведении, т. е. осознание научных принципов человеком и действия в соответствии с ними. Это — принципы самоутверждения человека. В данном случае можно говорить о важнейших принципах материалистического понимания мира и человека, о принципах диалектики, всеобщих и общих законах науки. Принципы самосознания, саморефлексии субъекта однозначны, отражают одну объективную реальность, сущность объекта, предмета, выявляют объективную истину (через ряд относительных истин, почему и не может быть монополии на истину). Они проверены общественной практикой, совокупными исследованиями в науке, в историческом развитии знания и самопознания человека, в функционировании интеллекта.
Человек осуществляет самоанализ, как правило, в свете того или иного идеала личности и тех ценностей, которые выражают его тип отношения к другим людям. Когда человек смотрит на себя как бы со стороны, анализирует свою жизнь, деятельность, опыт, размышляет над своим отношением к1 делу, к людям, к жизни, стремится объективно, без самооправдания заглянуть в субъективные тайны собственной жизни и сознания, он, волей-неволей, желает как бы реализовать, утвердить, заново «обосновать себя», закрепить собственные принципиальные ориентиры жизни, что-то подвергнуть собственному суду совести, строгой самооценке и что-то отвергнуть, преодолеть. Саморефлексия — великая сила саморегуляции, самоутверждения человека, в результате которой происходит качественное изменение, совершенствование, развитие сознания личности и самой личности.
Роль самосознания личности можно рассматривать в разных аспектах, на разных уровнях, но важнее всего, в нашем случае, выяснение роли самосознания, главным образом, для самосознающего индивида.
И здесь выступает глобальный аспект, глобальное отношение к себе в виде самоприятия или самоотвержения, самоотрицания. В определенные исторические эпохи развития общества может быть разное соотношение этих контрарных самоотношений и на определенных этапах онтогенеза — тоже. Например, ребенок не способен органически на самоубийство, а сегодня самоубийство стало во всех слоях почти массовым — более 60 тыс. в год. Уровни самоприятия или самоотрицания детерминируются многими факторами общественной и личной жизни людей.
Уровень самосознания, его роль определяется также степенью отчетливости, ясности, определенности образа «Я», его «объемности», его субъективной значимости для личности. Этот параметр характеризует как уровень развитости рефлексии, так и содержание образа «Я» в зависимости от субъективной значимости тех или иных качеств. Во всяком случае, развитое и объективное самооценивающее мышление и осознание качеств повышает эффективность самосознания, делает его боле© творческим, действенным.
Уровень самосознания и его роль зависит в значительной мере от степени внутренней цельности, последовательности образа «Я», как следствие разрешения противоречия между реальным и идеальным образом «Я», следствие противоречивости или даже несовместимости отдельных его качеств.
В связи с этим измерением уровня самосознания, правы те исследователи, которые развертывают концепцию «личностного смысла Я». Будучи соотнесенными с мотивами и целями субъекта в его реальной жизнедеятельности, качества его личности могут обладать «нейтральностью» или личностным смыслом; последнее определяется тем, насколько они препятствуют или благоприятствуют реализации жизненных замыслов субъекта. Отдельные качества или одна и та же черта могут приобретать также конфликтный личностный смысл, ввиду вовлеченности субъекта в различные, иногда «перекрещивающиеся» деятельности. «Переходя в сознание, личностный смысл выражается в значениях, т. е. когнитивно, например, в констатациях черт (умелый, ловкий, неловкий, терпеливый и т. д.) и в переживаниях — чувстве недовольства собой или гордости за достигнутый успех».(В. В. Столин. Самосознание личности. М. 1983. С. 105).
Итоговым измерением самосознания личности является мера самоприятия, положительное или отрицательное общее отношение к себе, установка «за» или «против» себя, причем не только на уровне эмоционально-ценностного самоотношения, но и рассудочно-разумного. Каждый человек выступает в роли судьи по отношению к самому себе, это — суд совести, чести, порядочности, человеческого достоинства, долга, обязанности, прав личности, уважения. Следует жить в полном согласии с самим собой, чтобы исполнить свое позитивное, творческое предназначение в мире, чтобы реализовать себя сози дательно, чтобы люди сказали: «Вот, Человек, он являлся и этот мир не зря!»
Реализация рационального самосознания
Реализация рационального самосознанияФ 347. САМОСОЗНАНИЕ нашло «вещь» в форме себя и себя в форме вещи; иными словами, самосознание явно осознает, что оно само по себе является объективной реальностью. Это уже не непосредственная уверенность в том, что вся реальность; это скорее своего рода достоверность, для которой непосредственное вообще принимает форму чего-то снятого, так что объективность непосредственного рассматривается теперь только как нечто поверхностное, внутренним ядром и сущностью которого является самосознательное сознание.
Следовательно, предмет, к которому положительно относится самосознание, есть самосознание. Предмет имеет вид и характер вещности, т. е. самостоятелен: но самосознание имеет убеждение, что этот самостоятельный предмет не чужд самому себе; оно знает при этом, что само по себе ( an sich) распознается объектом. Самосознание есть ум, который имеет уверенность в том, что в дублировании своего самосознания и в независимости того и другого имеет свое единство с самим собой. Эта уверенность должна быть вынесена сейчас перед умом во всей ее истине; что самосознание считает фактом, а именно. это неявно в самом и в его внутренней уверенности оно есть, должно войти в его сознание и стать явным для оно.
Ф 348. Каковы будут основные этапы этой актуализации, можно в общих чертах указать на пройденный до сих пор путь. Подобно тому, как разум, упражняясь в наблюдении, повторял в среде категории движение «сознания» как такового, а именно достоверность чувств, (1) восприятие, (2) и рассудка, (3) ход разума и здесь снова пройдет через двойное движение «самосознания» и от самостоятельности перейдет в свою свободу. Начнем с того, что этот активный разум сознает себя только как единичное» и должен, будучи таковым, требовать и проявлять свою реальность в «другом». Но после этого его сознание, вознесенное во всеобщность, становится всеобщим разумом и сознательно сознает себя как разум, как нечто уже познанное в себе и для себя, объединяющее в своем чистом сознании все самосознание. Это простая окончательная духовная реальность ( Wesen ), которая, придя в то же время к сознанию, представляет собой реальную субстанцию, в которую возвращаются предшествующие формы и в которой они находят свое основание, так что они, в противоположность последним, являются лишь отдельными моментами. процесса его возникновения, моменты, которые действительно вырываются на свободу и выступают как формы сами по себе, но на самом деле имеют существование и действительность только тогда, когда они носятся и поддерживаются им, и сохраняют свою истину лишь постольку, поскольку они есть и оставаться в нем.
Ф 349. Если мы возьмем этот конечный результат процесса таким, каков он есть, когда он действительно достигнут, — этот конец, который есть понятие, уже проявившееся перед нами, т. е. признанное самосознание, имеющее уверенность в себе в другом свободном самосознании и находящее именно там свою истину; другими словами, если мы вынесем на свет этот еще внутренний и неразвитый ум как субстанцию, развившуюся в свое конкретное существование, — мы обнаружим, что в этом понятии открывается царство Социального Порядка, Этический Мир.0003 (Ситтличкейт). Ибо это последнее есть не что иное, как абсолютное духовное единство сущностной субстанции ( Wesen ) индивидуумов в их независимой реальности; это всеобщее в себе самосознание, которое сознает себя настолько конкретным и реальным в другом сознании, что это последнее имеет полную самостоятельность, рассматривается как «вещь», и всеобщее самосознание сознает именно в нем свое единство с этой «вещью» и лишь тогда есть самосознание, когда, таким образом, в единстве с этим объективным бытием ( Весен ). Эта этическая субстанция, взятая в ее абстрактной всеобщности, есть только понятие закона, закон, конституированный мыслью; но точно так же, как непосредственно действительное самосознание, это обычай (Sitte). Наоборот, единичный индивид есть только «это», данная существующая единица, поскольку он осознает всеобщее сознание как свое собственное бытие в своей собственной индивидуальности, видя, что его действие и существование есть всеобщий обычай.
Ф 350. В самом деле, понятие осуществления самосознательного разума — непосредственно постигающего полного единства с другим в его независимости: иметь своим объектом другого в виде «вещи», находящейся оторванной и обособленной от меня, и отрицание самого себя и принятие этого как своего собственного существования ( Fürmichseyn ) — находит свою полную реальность в исполнении в жизни нации. Разум выступает здесь как текучая всеобщая субстанция, как неизменная простая вещность, которая, однако, распадается на множество совершенно независимых существ, подобно тому как свет распадается на звезды, как бесчисленные светящиеся точки, каждая из которых светится сама по себе и чье абсолютное само-существование. Fürmichseyn ) растворяется не только имплицитно ( an sich ), , но явно для себя (für sich), внутри простого самостоятельного вещества. Они сознают в себе, что они являются этими индивидуальными независимыми существами, благодаря тому, что они отказываются и жертвуют своей особой индивидуальностью, и что эта всеобщая субстанция есть их душа и сущность, так как это всеобщее опять-таки есть действие их самих как индивидов и есть работа. и продукт собственной деятельности.
Ф 351. Чисто особая деятельность и занятие индивида относятся к потребностям, которые он имеет как часть природы, т. е. как просто существующую частность. То, что даже эти самые обычные его функции не исчезают, а становятся реальностью, обеспечивается универсальной поддерживающей средой, мощью всего народа.
Однако не только эту форму существования для своей деятельности вообще получает индивид во всеобщей субстанции, но также и свое содержание ; то, что он делает, это то, на что способны все, это обычай, которому все следуют. Это содержание, поскольку оно совершенно обособлено, в своей конкретной реальности заключено в пределы деятельности всех. Труд индивидуума для своих собственных нужд есть в такой же мере удовлетворение потребностей других, как и его самого, и удовлетворение своих собственных потребностей он достигает только трудом других.
Как индивидуум в своей частной работе ipso facto бессознательно выполняет универсальную работу, так и он также выполняет универсальную задачу как свой сознательный объект. Целое становится в целом его работой, ради которой он жертвует собой и именно таким образом получает от нее самого себя.
Здесь нет ничего, что не могло бы быть взаимным, ничего, в отношении чего не могла бы не быть самостоятельности индивида, рассеивающего свое существование ради самого себя (9).0003 Fürsichseyn ), отрицая себя, придают себе положительное значение существования для себя. Это единство существования для другого или превращения себя в «вещь» и существования для себя, этой всеобщей субстанции, выражает свой всеобщий язык в обычаях и законах (4) нации. Но эта существующая неизменная природа ( Wesen ) есть не что иное, как выражение отдельной индивидуальности, которая кажется ей противоположной: законы выражают то, чем является и что делает каждый индивид; индивидуум знает их не только как то, что составляет его всеобщую объективную природу как «вещь», но знает также и себя в этой форме или знает ее как обособленную в своей собственной индивидуальности и в каждом из своих сограждан. Таким образом, в универсальном уме каждый имеет уверенность только в себе самом, уверенность в том, что он не найдет в действительной реальности ничего, кроме самого себя; он так же уверен в других, как и в себе. Я понимаю и вижу во всех них, что они в своих глазах ( für sich selbst ) только такие независимые существа, как я. Я вижу в них свободное единство с другими в том смысле, что как это единство существует через меня, так оно существует и через других — я вижу их как себя, себя как их.
Ф 352. Следовательно, в свободной нации разум действительно реализуется. Это настоящий живой дух, где индивидуум не только обретает свое предназначение ( Bestimmung ), т. е. свою универсальную и особенную природу ( Wesen ), выраженную и данную ему в виде вещи, но и сам является этим сущностным бытие, а также достиг своего предназначения. По этой причине мудрейшие люди древности заявляли, что мудрость и добродетель состоят в том, чтобы жить согласно обычаям своего народа.
Ф 353. Но из этого счастливого состояния, достигшего своего предназначения и живущего в нем, вырвалось самосознание, которое в первом случае лишь непосредственно и принципиально есть дух; а может быть, оно еще не достигло ее: ибо и то, и другое можно сказать с одинаковой правдой.
Ф 354. Разум должен выйти из этого счастливого состояния и покинуть его. Ибо только имплицитно или непосредственно жизнь свободной нации является реальным объективным этическим порядком ( Sittlichkeit ). Другими словами, последний представляет собой существующий социальный порядок, и, следовательно, этот универсальный разум является также и индивидуализированным разумом. Это совокупность обычаев и законов определенного народа, специфически определенная этическая субстанция, которая сбрасывает эту ограниченность только тогда, когда достигает высшего момента, а именно, когда она осознает свою собственную природу; только с этим знанием оно обретает свою абсолютную истину, а не то, что есть непосредственно в его голом существовании. В этой последней форме оно есть, с одной стороны, ограниченная этическая субстанция, а с другой стороны, абсолютное ограничение состоит именно в том, что дух находится в форме существования.
Ф 355. Отсюда, далее, индивидуум, поскольку он непосредственно находит свое существование в действительном объективном общественном порядке, в жизни своего народа, имеет твердую невозмутимую уверенность; всеобщий дух не разложился для него на свои абстрактные моменты, и поэтому он также не мыслит себя существующим в единственности и независимости. Однако когда он однажды достигает этого знания, что он и должен сделать, это непосредственное единство с духом, это недифференцированное существование в субстанции духа, его наивная уверенность утрачивается. Изолированный сам по себе, он сам теперь является центральной сущностной реальностью, а не универсальным разумом. Элемент этой единичности самосознания, несомненно, находится в самом всеобщем духе, но только как исчезающая величина, которая, как она появляется вместе с собственным существованием, тотчас же разрешается во всеобщем и только становится сознательно ощущаемой во всеобщем. форму этой уверенности. Когда индивид обретает неподвижность в форме единичности (а каждый момент, будучи моментом сущностной реальности, должен суметь раскрыться как сущностный), индивид тем самым противопоставляет себя законам и обычаям. На эти последние смотрят только как на мысль, не имеющую абсолютно существенного значения, как на абстрактную теорию без реальности; пока он qua именно это эго, по его собственному мнению, является живой истиной.
Ф 356. Или опять [мы можем сказать, как было сказано выше, что] самосознание еще не достигло этого счастливого состояния бытия этической субстанцией, духом народа. Ибо, выйдя из процесса рационального Наблюдения, ум сначала как таковой еще не реализуется в действительности через себя; она просто утверждается как внутренняя природа и сущность или как абстракция. Другими словами, ум в первую очередь непосредственен. Однако как непосредственно существующее оно индивидуализировано. это практическое сознание, вступающее в мир, который оно находит лежащим в готовом виде, с намерением воспроизвести себя в определенной форме индивидуума, произвести себя как этого конкретного индивидуума и создать его своим собственным экзистенциальным аналогом и, таким образом, стать сознательным этого единства своей актуальной реальности с объективным миром. Самосознание обладает определенно этого единства; она считает, что единство имплицитно ( an sich ) уже наличествует, или что это соединение и согласие между собой и «вещностью» (объективным существованием) есть уже совершившийся факт и должно только стать таковым для него эксплицитно через его собственное существование. агентство; или что его создание этого единства является в то же время и в такой же мере его нахождением. Поскольку это единство означает счастье, индивидуум, таким образом, отправляется в мир своим собственным духом искать свое счастье.
Ф 357. Итак, если мы со своей стороны находим истину этого разумного самосознания этической субстанцией, то это самосознание со своей стороны находит здесь начало своего этического переживания мира. С точки зрения того, что оно еще не достигло своей этической субстанции, это движение устремляется вперед к этой цели, и в этом процессе отменяются те частные моменты, которые самосознание принимает как значимые в отдельности. Они имеют форму непосредственного волевого процесса, или импульса природы, который достигает своего удовлетворения, причем само это удовлетворение является содержанием нового импульса. Однако, рассматривая самосознание как утратившее счастье бытия в субстанции, эти естественные импульсы связаны с сознанием того, что их целью является истинное предназначение и сущностная природа самосознания. Этическая субстанция опустилась до уровня плавающего самоотверженного прилагательного, живыми субъектами которого являются индивидуумы, которые должны восполнять свою универсальность через самих себя и обеспечивать свою судьбу из того же источника.
Таким образом, взятые в первом смысле, эти формы и модусы представляют собой процесс возникновения этической субстанции и предшествуют этой субстанции; во втором они следуют за ней и раскрывают для самосознания, какова ее предназначенная природа. В первом аспекте непосредственные или грубые грубые импульсы теряются в процессе выяснения их истинности, и их содержание переходит к высшему. Однако в последнем аспекте ложная идея сознания, придающая этим импульсам свою характерную природу, переходит в более высокую идею. В первом случае целью, которую они достигают, является непосредственная этическая субстанция; в то время как в последнем целью является сознание этой субстанции, такое сознание, которое знает субстанцию как свое собственное сущностное существо; и постольку этот процесс был бы развитием нравственности ( Moralität ), более высокое состояние или отношение, чем прежнее (Sittlichkeit ). Но эти способы составляют в то же время только одну сторону развития нравственности, именно ту, которая принадлежит для-себя-бытию или в которой сознание отменяет свои цели; они не составляют ту сторону, где мораль возникает из самой субстанции. Поскольку эти моменты еще не могут иметь значения превращения в цели, противостоящие утраченному общественному порядку (Sittlichkeit), они не сомневаются здесь в своем простом некритическом содержании, и цель, к которой они стремятся, есть этическая субстанция; составляли (sittliches) жизни, и в поисках повторения этих форм они могут быть представлены в большей степени после этого последнего способа выражения.
Ф 358. Самосознание, которое до сих пор есть просто понятие духа, идет по этому пути со специфической характеристикой быть для себя сущностной реальностью.0003 qua индивидуального ума, и поэтому его цель состоит в том, чтобы актуализировать себя как индивидуальность и получать при этом удовольствие, qua индивидуальное.
Ф 359. Существуя для себя, оно осознает себя как сущностно реальное. В этом характере это негативность другого. Возникает, таким образом, в его сознании противопоставление между собой qua положительным и чем-то, что несомненно существует, но для оно не в смысле субстанциально существующего. Сознание оказывается расколотым на эту объективную реальность, лежащую в его руках, и на цель, которую оно осуществляет посредством процесса отмены этой объективности и которую оно делает действительным фактом вместо данного объекта. Его первичная цель, однако, есть его непосредственное абстрактное существование для самого себя, т. е. созерцание себя как этого конкретного индивида в другом или созерцание другого самосознания как самого себя. Опыт того, что есть истина этой цели, ставит самосознание на более высокий план, и отныне оно есть для себя цель, поскольку оно одновременно всеобще и имеет непосредственно в себе закон. Однако, проводя в жизнь этот закон своего сердца, оно узнаёт, что здесь индивидуум не может сохранить себя, а добро может совершаться только через жертву индивидуума: и таким образом он переходит в Добродетель . Опыт, через который проходит добродетель, может быть не чем иным, как обнаружением того, что ее цель уже имплицитно ( an sich ) осуществлена, что счастье заключается непосредственно в самом действии, а само действие есть благо. Принцип или понятие всей этой сферы опыта, а именно. что «вещность» есть самостоятельное само-существование духа, — становится в ходе этого опыта объективным фактом для самосознания. В том, что самосознание нашло этот принцип, оно осознает себя как реальность в смысле непосредственного самовыражения.0003 Индивидуальность , которая больше не находит никакого сопротивления в противостоящей ей реальности и чей объект и цель — просто эта функция самовыражения.
УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ
1. А именно. в описательном наблюдении за природой как таковой.
2. А именно. в наблюдении живой природы, «органического».
3. А именно. в наблюдении природы как внешней реальности разума, законов мышления, психологии, физиогномики, френологии.
4. Первое и последующие издания читаются как «seines» Volks: Lasson предлагает «eines». Это кажется правильным в контексте.
Самосознание, Private Vs. Общественный | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
Многие организмы проявляют по крайней мере рудиментарную форму самосознания, благодаря которой они ощущают себя отличными от окружающей их среды. Однако люди способны к более глубоким и последовательным формам самосознания, которые делают возможными уникальные человеческие способности, такие как самоанализ и саморефлексия. Хотя все нормально функционирующие люди иногда осознают себя, некоторые люди постоянно осознают себя. Тенденция постоянно направлять внимание на себя называется самосознанием.
Согласно Арнольду Бассу, которому приписывают фундаментальное исследование самосознания, склонность постоянно направлять внимание на себя проявляется у людей с высоким уровнем самосознания следующими способами:
- Интенсивная сосредоточенность на поведении — прошлое, настоящее и будущее
- Повышенная чувствительность к частно переживаемым чувствам
- Признание в себе положительных и отрицательных качеств
- Склонность к самоанализу
- Воображение себя
- Осознание того, как человек выглядит в глазах других
- Беспокойство по поводу оценок других и различные аспекты самости, переживаемые с этих точек зрения. Личное самосознание — это тенденция сосредотачиваться на себе с личной точки зрения и обращать внимание на аспекты себя, которые не всегда очевидны для других, такие как собственные мысли и чувства. Публичное самосознание — это тенденция сосредотачиваться на себе с воспринимаемой точки зрения реальных или воображаемых других и обращать внимание на аспекты себя, наблюдаемые другими, такие как аспекты своей внешности и поведения.
Истоки современной эмпирической литературы по самосознанию можно проследить до публикации в 1975 году Шкалы самосознания Аллана Фенигштейна, Майкла Ф. Шайера и Арнольда Х. Басса. Хотя мера включает набор элементов, отражающих социальную тревожность, в основном мера используется для наборов элементов, соответствующих двум основным формам самосознания. Эти пункты используются практически во всех эмпирических исследованиях индивидуальных различий в тенденции обращать внимание на себя. Респонденты указывают степень своего согласия или несогласия с такими утверждениями, как «в целом я внимателен к своим внутренним ощущениям» (личное) и «я обычно осознаю свою внешность» (публичное). Совокупные баллы по этим наборам элементов служат для индексации частного и общественного самосознания. Эти оценки умеренно коррелированы, предполагая, что тенденция сосредотачиваться на себе с одной точки зрения не обязательно сопровождается тенденцией сосредотачиваться на себе с другой точки зрения.
Психометрический анализ шкалы самосознания обычно выявляет раскол в наборе элементов личного самосознания. Мало того, что элементы надежно группируются в два набора, но и оценки по этим наборам элементов не сильно связаны друг с другом и по-разному связаны с другими переменными. Осознание внутреннего состояния — это рудиментарная, неоценочная форма частного самосознания, типичным примером которой является утверждение: «Я много размышляю о себе». Показатели осознания внутреннего состояния положительно коррелируют с переменными, указывающими на психологическое здоровье. Саморефлексия — это оценочная форма личного самосознания, типичным примером которой является утверждение: «Я постоянно исследую свои мотивы». Показатели саморефлексивности положительно коррелируют с набором переменных, в целом свидетельствующих о плохом психологическом здоровье. Во всеобъемлющих моделях самосознания осознание внутреннего состояния является примером объективного самосознания, мало чем отличающегося от рудиментарных форм самосознания, испытываемых нечеловеческими видами. Саморефлексия — это пример символического самосознания, уникальной человеческой формы самосознания, которая делает самооценку возможной и неизбежной.
Исследования, в которых эти формы самосознания, измеряемые по шкале самосознания, изучаются в связи с другими переменными, не позволяют оценить степень, в которой самосознание является причинным фактором. Эта оценка требует экспериментального исследования, в ходе которого людей случайным образом распределяют по манипулируемым уровням самосознания. Действительно, теперь очевидно, что лабораторные манипуляции с самосознанием создают отношения с другими переменными, которые отражают отношения, наблюдаемые при измерении самосознания с использованием шкалы самосознания. Частным самосознанием манипулировали несколькими способами. Наиболее часто используемый метод включает показ людям изображения их лица в маленьком зеркале. Другие манипуляции включают в себя то, что люди слушают свой собственный голос или собственное сердцебиение; инструктаж людей сосредоточиться на себе; и заставить людей написать историю, в которой они главные герои. Общественное самосознание привлекало меньше внимания в экспериментальных исследованиях, но им успешно манипулировали, показывая людям изображение их тела в зеркале в полный рост или заставляя людей смотреть себя на видео. Используя эти манипуляции, людей, которых заставили сосредоточить внимание на себе, можно сравнить с людьми, которые не были так вовлечены в интересующие переменные результата, чтобы оценить потенциальное причинное влияние самосознания на эти переменные.
Результаты исследований с использованием Шкалы самосознания и лабораторных экспериментов, в которых манипулируют самосознанием, показывают, что самосознание вовлечено во множество социальных отношений, эмоций и поведения. Личное самосознание связано с лучшим доступом к самопознанию и большим интересом к новому самопознанию независимо от того, является ли это знание положительным. В результате самопознание людей с высоким частным самосознанием играет более заметную роль в их поведении. Например, по сравнению с людьми с низким уровнем личного самосознания их установки более предсказуемы в отношении их поведения; они менее склонны подчиняться, когда их мнения оспариваются; и они более устойчивы к неточным предположениям о собственных ощущениях. Частное самосознание также связано с эмоциональным переживанием. Поскольку самоанализ часто приводит к самокритике, частное самосознание может вызвать негативные эмоции. Кроме того, внимание, направленное на личные аспекты себя, по-видимому, усиливает текущий эмоциональный опыт — положительный или отрицательный.
Публичное самосознание связано с явлениями, которые связаны с восприятием того, как другие люди относятся к себе. Например, общественное самосознание связано с большей заботой о внешнем виде, о чем свидетельствует ношение большего количества косметики и большее беспокойство по поводу облысения. По сравнению с людьми с низким общественным самосознанием люди с высоким общественным самосознанием с большей вероятностью подчинятся групповому давлению; они более точны в своем восприятии того, как их воспринимают другие; и они с большей вероятностью будут испытывать неприятные социальные эмоции, такие как застенчивость и социальная тревога.
Самосознание в его двух формах — личной и публичной — является фундаментальной человеческой чертой, относящейся к широкому спектру отношений, эмоций и поведения, представляющих интерес для социологов. Поскольку люди испытывают формы самосознания, которых не испытывает ни один другой организм, изучение самосознания решает фундаментальный вопрос о том, что значит быть человеком.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Отношения; Соответствие; Эмоция; Психометрия; Весы; теория самосознания; теория самовосприятия; Самопрезентация; Социальная психология; Теория черт
Басс, Арнольд. 2001. Психологические измерения личности . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.