Понятие аффекта виды аффекта: Виды аффекта и их значение

Виды аффекта.

Основными двумя выделяют патологический и физиологический аффекты.

Патологический аффект – кратковременное переживание, достигшее такой степени, при котором наступает полное помрачение сознания и парализация воли. Патологический аффект – такой вид аффекта, который полностью исключает вменяемость, а, следовательно, и уголовную ответственность за совершенное деяние, который представляет собой временное расстройство психики. При нем наступает глубокое помрачение сознания и человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым, а значит и не может нести уголовную ответственность.

Также различают физиологический аффект – такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличии от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия и может ими управлять. Именно поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта подлежит уголовной ответственности.

Физиологический аффект характеризуется как эмоциональная вспышка высокой степени. Он выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль, лишает человека возможности твердо и всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность сознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее общественно опасным, чем преступление, совершенное при «спокойном» состоянии психики.

Наряду с основными видами аффекта также выделяют следующие:

Классический аффект – стремительно бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Следует непосредственно за противоправным действием потерпевшего, длится крайне малый период времени, после чего наступает спад.

Кумулятивный (аккумулятивный) аффект . В отличие от классического аффекта первая фаза кумулятивного аффекта обычно растянута во времени – от нескольких месяцев до нескольких лет. В течении этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли». Данный вид может возникать у личностей робких, нерешительных, склонных выражать агрессию в социально допустимой форме. Указанное эмоциональное состояние возникает при условии затяжного течения конфликтной ситуации, накопление эмоционально напряжения в течении нескольких лет, как правило, в сфере службы. Нередко на протяжении течения конфликтной ситуации у человека наличествует депрессия, суицидальные попытки, иные попытки ухода из ситуации. На таком фоне пик эмоционального возбуждения может быть спровоцирован даже незначительными воздействиями.

Аффективность личности, склонность к бурным эмоциональным реакциям зависит не только от темперамента, холерики в этом отношении резко отличаются от флегматиков, но и уровня ее моральной воспитанности, которая предполагает самообладание.

Виды и значение аффекта в уголовном праве

Для того, чтобы квалифицировать конкретное преступление как совершенное в состоянии аффекта необходимо наличие определенного ряда условий, в частности, факта нахождения виновного в момент совершения преступления в состоянии сильного душевного волнения, которое, в свою очередь, вызвано именно противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Важно, что при этом должна прослеживаться четкая взаимосвязь между поведением потерпевшего и внезапно возникшим аффектов виновного.

Традиционно в теории уголовного права выделяются два вида аффекта.

1. Физиологический. Данный вид имеет большую силу воздействия на психику человека, но не лишает его возможности осознавать и контролировать свои действия, а следует, нести ответственность за них. При совершении преступления в состоянии физиологического аффекта не исключается применение к лицу уголовной ответственности с учетом смягчающих вину обстоятельств.

Физиологический аффект характеризуется рядом особенностей:

  • Внезапность его возникновения;
  • критическая динамика, предполагающая достижение предельной точки за короткий промежуток времени;
  • кратковременность протекания;
  • интенсивность протекания, сопровождающаяся напряженностью;
  • разрушающее влияние на психическую деятельность;
  • усиление двигательной активности;

Одной из особенностей данного состояния является то, что его результатом может стать, например, частичная потеря памяти – амнезия, которая характеризуется тем, что виновный не может вспомнить каких-то отдельных деталей совершенного им преступления.

2. Патологический аффект определяется глубоким помрачнением сознания и совершаемыми лицом бесцельными, опасными действиями, совершаемыми автоматически.

Данная разновидность аффекта встречается в судебной практике довольно редко, что скорее связано с исключительностью такого рода состояния. Для того, чтобы установить патологический аффект, судебно-медицинскими экспертами проводятся комплексные психолого-психиатрические экспертизы. По заключению судебно-психиатрической экспертизы лицо, совершившее убийство в состоянии патологического аффекта может быть признано невменяемым, что влечет применение к нему только принудительных мер медицинского характера.

Аффекты дифференцируются так же по моменту их возникновения. Аффект может возникать в ответ на неожиданный одномоментный раздражитель — классический аффект. В этом случае отсутствует разрыв во времени между факторами, приведшими к возникновению состояния сильного душевного волнения и последовавшим за ними совершенным преступлением. Напротив, аффект может стать и результатом длительного развития психотравмирующей ситуации путем накопления переживаний – кумулятивный аффект. Последний возникает в процессе длительного воздействия на психику человека конкретных негативных факторов, приводящих к накоплению психической напряженности, в конечном счете, провоцирующих эмоциональный взрыв.

Если говорить о значении аффекта в уголовном праве, то следует отметить, что возникший в результате конкретных противоправных или аморальных действий (бездействия) потерпевшего – физиологический аффект, в свою очередь, является обстоятельством, смягчающим уголовную ответственность, тем временем как другой вид аффекта – патологический – является обстоятельством исключительным, его наступление влечет применение к лицу, совершившему преступление, принудительных мер медицинского характера.

Проблемы назначения наказания за подобного рода преступления и применения законодательства об ответственности за убийство в состоянии аффекта в судебной практике характеризуются, как правило, допущением ошибок со стороны следственных и судебных органов, которые связаны непосредственно с установлением аффекта. Так, анализируя статистику, можно сказать, что лишь в 26,2 % случаев наличие аффекта было правильно установлено на стадии предварительного расследования; в 62,2 % случаев неправильная квалификация деяния была исправлена судом при вынесении приговора; в 11,6 % случаев ошибка была исправлена лишь при пересмотре дела вышестоящей судебной инстанцией[1].

Проблемы при квалификации преступления, совершенного в состоянии аффекта, во многом объясняются несовершенством той или иной уголовно-правовой нормы, а также стремлением законодателя упростить уголовно-правовую норму, что приводит к неточному истолкованию аффектированного состояния. Для правильной квалификации преступления, совершенного в состоянии аффекта необходимо, в первую очередь, исследовать всю совокупность субъективных и объективных признаков, дать им правильную оценку.

[1] Аналитические материалы. Портал правовой статистики. [Электронный ресурс] // Сайт Портал правовой статистики. URL: http: //crimestat.ru/analytics. (дата доступа: 10. 06.2019).

Что нами движет • Психотерапия Тима Хилла

В последние годы произошел захватывающий скачок в понимании того, как работают наши эмоции и как мы можем лучше понять себя.

© Annie Spratt — unsplash.com

Что мы чувствуем и почему мы это чувствуем

Один исследователь-новатор, Сильван Томкинс, сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы помочь нам понять, что мы чувствуем и почему мы это чувствуем. Его исследования показали, что наши эмоции тесно связаны с «аффектами» — нормальными, автоматическими реакциями нашего тела, которые мы считаем связанными с нашими чувствами. Наши чувства — это внутренние сигналы о том, что аффект запущен.

Возьмем в качестве примера страх. Просто, когда мы «чувствуем» страх в своем теле — ощущение тяжести в желудке, приступы тошноты — это внутренний признак того, что активирован аффект «страх-ужас». Мы вообще не контролируем свои аффекты; если они достаточно сильны, они могут почти взять нас.

Но зачем они? Какой цели они служат? По мнению Томпкинса, наши аффекты помогают нам быстро разбираться в сложных стимулах. Когда окружающая среда подает нам сложные сигналы, наши аффекты помогают нам сосредоточиться на том, на что стоит обратить внимание — например, отделить сигналы опасности от других раздражителей. Строго говоря, чтобы мы осознавали что-то в окружающей среде, это должно стимулировать нашу систему аффектов и один из девяти ее аффектов. Тогда стимул становится невозможно игнорировать.

 

Девять аффектов

Девять аффектов, которые идентифицирует Томпкинс, следующие:

Положительные аффекты:
•    Интерес – волнение
•    Удовольствие – радость

Нейтральный аффект:
•    Удивление – испуг

900 21 Отрицательные аффекты:
•    Страх – ужас
•    Бедствие – тоска
•    Гнев – ярость
•    Отвращение
•    Отвержение
•    Стыд – унижение

Вам, вероятно, интересно, почему существует только два положительных аффекта и пять отрицательных. Одно из объяснений заключается в том, что аффективная система выполняет функцию защиты нас от неприятностей; по этой причине он ориентирован на опасные для нас вещи. Вам также может быть интересно, почему для описания некоторых из них используются два слова — потому что они представляют собой диапазон; Например, от легкого интереса до сильного возбуждения.

 

Выражение лица

Интересно, что каждый аффект связан с определенным выражением лица, которое, как показывает исследование Томпкин, распространено в разных культурах. Это очень важно: в то время как наши чувства являются внутренними сигналами того, что мы испытываем аффект, наша мимика является внешними сигналами того, что мы испытываем аффект. Живя в группах, как мы, это ключевой актив для выживания — если мы видим, что другой член нашей культуры испытывает определенный аффект, мы можем узнать это с первого взгляда — и принять соответствующие меры.

Исследования Томпкина показывают, что аффекты связаны с мозговой активностью и связаны с тремя основными паттернами мозговой активности: активность мозга увеличивается, активность мозга остается стабильной и активность мозга снижается.

В последующих постах я буду обсуждать каждый из девяти аффектов; как они возникают, что они означают и что вы можете с ними сделать.

Ссылка: Келли В. К. (2009) «Учебник по психологии аффекта»

 

Что такое теория аффектов? | Донован Шефер, Пенсильванский университет

Теория аффектов — это подход к культуре, истории и политике, который фокусируется на неязыковых силах или аффектах. Аффекты делают нас такими, какие мы есть, но они не находятся ни под нашим «сознательным» контролем, ни даже обязательно в пределах нашего сознания — и лишь иногда их можно выразить языком. Теория аффектов может быть связана с другими дискуссиями, происходящими в гуманитарных науках, включая «аналитику власти» Мишеля Фуко, новое внимание к животным, изучение секуляризма и мою родную область религиоведения. Теория аффектов помогает нам понять власть, побуждая думать о власти как о театре.

Один из основоположников теории аффекта, психолог из Принстона Сильван Томкинс, начинал не как психолог, а как драматург. Этот интерес к театру остался с Томкинсом, пока он выдвигал идеи, которые впоследствии стали теорией аффекта. В душе он драматург, а теория аффекта — это его понимание людей и их взаимоотношений. Детям драмы известно, что актерское мастерство — это не запоминание слов на странице. Хотя выучить 300 строк текста может показаться трудным, на самом деле это самая легкая часть актерской работы. Актерское мастерство заключается в том, чтобы взять эти строки и наполнить каждое слово — и промежутки между словами — эмоциональными нюансами.

Инструмент актера — не сценарий, а тело. Успешные актеры тщательно используют каждый аспект своего тела — голос, руки, лицо, позу, походку, взгляд, походку и мускулы — для создания эмоциональной симфонии. Режиссеры тоже используют невербальный репертуар, включая тайминг, постановку и перспективу, чтобы сплести толстый узел аффектов через свой сценарий. Даже самый искусно написанный сценарий может быть испорчен неуклюжей актерской игрой, неуклюжей режиссурой или запутанной постановкой.

Дело в том, что работа по приведению тел в движение осуществляется не только словами или даже главным образом словами. Драматические дети думают не только о сценарии, но и о выражении, речи, жестикуляции, блокировке, постановке, звуке, атмосфере и целом воплощенном наборе движений и жестов. Эти элементы собраны в тонко настроенные машины распределения аффектов. Успех пьесы измеряется ее способностью доставлять пиршество аффектов.

Теория аффектов рассматривает власть в тех же терминах. Как пишет антрополог Кэтлин Стюарт, «сила зависит от чувств». ( Обычные аффекты , 84) Вместо того, чтобы думать о политике как о наборе предложений, которые вдумчиво рассматриваются рациональными людьми, выбирая предметы («Голосуйте за x, если хотите мосты. Голосуйте за y, если хотите бомбардировщики»), аффективную теорию видит это как производительность . Religious Affects  говорит об этом конкретно со ссылкой на религию, исследуя такие примеры, как глобальный христианский евангелизм, американскую исламофобию и современный секуляризм, но религия является лишь одним из многих формаций власти, и поэтому метод аффекта может быть применен ко всему, что мы, люди, делаем. Все, что требуется, — это признать, что власть — это прежде всего то, что Сара Ахмед называет «аффективной экономикой», а не набор идей. Теория аффектов помогает нам избежать «лингвистической ошибки», веры в то, что власть в основном определяется мыслями и языком. Наоборот, власть как «чувственная вещь» чувствует раньше, чем думает. Он привязан не к нашему трансцендентному рациональному сознанию, а к нашей животности.

Эксперты любят говорить о политике как будто она делается сверху вниз. Подлые политики создали прикрытие, чтобы обманом заставить «массы» делать то, что они хотят. Но сторонники теории аффекта рассматривают власть как перформанс, динамическую связь между актером и аудиторией. Политики могут «использовать» избирателей, чтобы добиться цели, но избиратели также «используют» политиков, чтобы обеспечить определенный опыт — вечер в театре. (И политики, несомненно, «используют» избирателей таким же образом.) В то время как риторический анализ спрашивает, как возникают аффекты для достижения политических целей, теоретики аффектов утверждают, что политика делается для усиления аффектов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts