Понятие чести в современном мире: Blog — Servitutis.Ru »

Совесть и честь в современном мире

12.05.2020

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество. Верность. Братство.
И есть еще: Совесть. Честь.
 
А. Яшин 

Совесть и честь — неразрывные понятия. Выражение «пора и честь знать» означает не что иное, как пора совесть (стыд) иметь. О связи этих понятий говорит и другая пословица: «За совесть да за честь хоть голову снесть». Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь, писал А. Шопенгауэр. Честный человек не может быть бессовестным, а бесчестный совестливым. «Мужчина скорее предпочтет пытки и истязания, скорее пожертвует жизнью, защищая честь, чем склонит голову перед лицом грубой силы. Самый ужас, сколь бы крепки ни были его объятья, отступал и рассыпался в прах во имя гордости (во имя страха перед позором) уж лучше смерть и физическое страдание, чем нравственное страдание, чем унижение от собственной трусости

» (Tomkins, 1963. Р. 132–133).

В Философском словаре[1] честь определяется как понятие морального сознания и категория этики, включающее в себя моменты осознания индивидом общественного значения и признание этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие чести аналогично понятию достоинства. Но в отличие от последнего понятия честь основывается не на принципе равенства всех людей в моральном отношении, а на их дифференцированной оценке (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации).

По С. И. Ожегову, честь — достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности; хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Во времена Средневековья понятие о чести приобрело наибольшую актуальность. Во многих государствах были созданы Кодексы чести, то есть свод правил, которых должны были придерживаться люди благородного происхождения.

Нарушение этого Кодекса могло разрушить репутацию человека, а порой и лишить всяческих титулов и даже жизни. Не случайно в рыцарских романах Средневековья воспевалось проявление чести — верность данному слову.

Дворянская честь ставилась выше не только законов государства, но и заповедей Христовых. А поскольку честь была большой ценностью, то ее следовало защищать, в том числе и на дуэлях. О поединках на шпагах Д’Артаньяна и трех мушкетеров знают теперь благодаря кино и телевидению даже младенцы. Но мало кто из взрослых представляют себе, каких масштабов приобрело дуэлянтство во Франции на пике своего развития (на рубеже XVI–XVII веков). Согласно исторической литературе, за неполные двадцать лет правления Генриха IV на поединках по разным подсчетам погибло от шести до десяти тысяч дворян, было роздано более семи тысяч королевских прощений дуэлянтам. По свидетельству Франсуа де Ла Ну, в его время от дуэлей во Франции ежегодно погибало больше дворян и солдат, чем их погибло бы в случае большого сражения[2].

В России наибольшую значимость дуэли приобрели в XIX столетии. В первую очередь это относилось к дворянству и военным (прежде всего офицерам). Жертвами дуэлей стали многие из дворян, в том числе А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Между прочим, по некоторым данным, в жизни первого было 29 состоявшихся и не состоявшихся дуэлей. Не злой по натуре человек, он вдруг, без видимых причин, начинал проявлять нелепую назойливую задиристость, часто вел себя вызывающе. Поэтому не случайно он был на одном из «почетных» мест в списках полиции, в которые включались люди, не совсем удобные для общественного спокойствия. Между прочим, Пушкин был отменным стрелком, попадал с двадцати шагов пуля в пулю. Но во время дуэлей он ни разу не пролил кровь противника и в многочисленных поединках не стрелял первым.

Конечно, не все дуэли были способом защиты своей чести и достоинства. Были любители дуэлей, как, например, граф Федор Иванович Толстой, имевший прозвище «Американец».

Биография графа Ф.  Толстого была скандальной даже для современников, привычных к дуэльным историям с детства. В чине поручика он принимал участие в шведской войне 1808 года, однако за дуэли и скандалы был дважды разжалован в солдаты.
Служа простым ратником, за проявленную храбрость был награжден Георгиевским крестом и добился возвращения офицерского чина. Выйдя в отставку, граф Толстой поселился в Москве, страстью его были карточная игра, в которой он был всегда счастлив, и дуэли.
Была у него дуэльная история и с А. С. Пушкиным, закончившаяся, впрочем, примирением. На одном вечере приятель Толстого сообщил ему, что только что был вызван на дуэль, и просил его быть секундантом. Толстой согласился, и дуэль была назначена на другой день в 11 часов утра; приятель должен был заехать к Толстому и вместе с ним ехать на место дуэли. На другой день в условленное время приятель Толстого приехал к нему, застал его спящим и разбудил. «В чем дело?» — спросонья спросил Толстой. «Разве ты забыл, — робко спросил приятель, — что ты обещал мне быть моим секундантом?» — «Это уже не нужно, — ответил Толстой.

 — Я его убил». Оказалось, что накануне Толстой, не говоря ни слова своему приятелю, вызвал его обидчика, условился стреляться в 6 часов утра, убил его, вернулся домой и лег спать. Страстный картежник и ярый дуэлист, он сам насчитывал убитых им на дуэли одиннадцать человек. Все их имена он, подобно царю Ивану Грозному, записывал в своеобразный синодик. От брака с цыганкой Авдотьей Тугаевой у графа было двенадцать детей, одиннадцать из которых умерли. По мере того как у него умирали дети, он вычеркивал из своего синодика имя очередного убитого им на дуэли человека и ставил сбоку слово «квит». Так судьба жестоко отплатила тому, кто позволил в угоду собственному самолюбию и удальству поставить под сомнение понятия чести и достоинства истинного дворянина. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил, что его дядя был столь богомолен и суеверен оттого, что его мучили угрызения совести. В старости он каялся, молился и клал земные поклоны, стараясь искупить преступления своей молодости и свои жестокие поступки.
 

Дуэль считается прерогативой отстаивания своей чести и достоинства мужчинами. Но такое мнение ошибочно. Женщины тоже были не прочь сразиться друг с другом; более того, дуэли между ними были не столь редки, и по большей части они были намного более кровавыми и изощренными.

Первые достоверные сведения о женских дуэлях относятся к XVI веку. Пик моды на дамские дуэли пришелся на середину XVII века. Во Франции, Италии, Англии и Германии женщины скрещивали шпаги или вскидывали пистолеты практически по любому поводу. Одинаковые платья, любовники, косой взгляд — лишь часть того, что было причиной для поединка. Женщины словно сошли с ума.
А жестокость, проявляемая ими на дуэлях, шокирует. Из десяти дуэлей между женщинами восемь имели смертельный исход (для сравнения: мужские дуэли завершались убийством в четырех случаях). Женские дуэли, по сути, не имели правил. По ходу дуэли к сражающимся соперницам нередко присоединялись и их секундантки; дуэлянтки смазывали кончики шпаг раздражающими составами, чтобы каждое ранение причиняло жуткую боль; дерясь на пистолетах, соперницы стреляли до тех пор, пока одна из них не оказывалась убитой или тяжело раненной.


Русские женщины тоже знали толк в дуэлях. Более того, в России активно культивировался этот вид выяснения отношений.
А началось все, что самое интересное, в неблизкой Германии. В июне 1744 года немецкая принцесса Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская получает вызов на дуэль от своей троюродной сестры, принцессы Анны Людвиги Анхальт. Неизвестно, что не поделили эти две пятнадцатилетние девочки, но, запершись в спальне первой, они принялись на шпагах доказывать свою правоту.
К счастью, принцессам не хватило духу довести дело до смертоубийства, а то бы не видать России Екатерины II, коей по прошествии времени стала Софья Фредерика.
И вот именно с восшествия на престол этой великой царицы и начался российский бум женских дуэлей. Русские придворные дамы дрались с упоением, только за 1765 год произошло двадцать дуэлей, на восьми из которых секунданткой была сама царица. К слову сказать, несмотря на пропаганду вооруженных поединков между женщинами, Екатерина была жесткой противницей смертельных исходов.
Ее лозунгом были слова: «До первой крови!», а посему во время ее правления было всего три случая гибели дуэлянток.
Российские женщины полюбили дуэли. Приютом же женских вооруженных поединков стали дамские салоны. Особенно в этом преуспели петербургские светские дамы. Так, в салоне госпожи Востроуховой (к сожалению, подробных сведений об этой женщине нет) только в 1823 году состоялось семнадцать (!) дуэлей.
Источник: Спортивная Россия. 2006. № 1.

Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец.
В. Шекспир

Сокровище на свете разве есть

Ценней, чем незапятнанная честь?
Нужнее жизни добрая мне слава:
Ее отдав, на жизнь утрачу право.
 
В. Шекспир. Ричард II, акт 1, сцена 1

При определении понятия чести различают два аспекта — объективный и субъективный, личный. Честь — это и общественная оценка, общественное признание, и стремление поддержать свою репутацию. Ее содержание является социальным, то есть не зависящим от индивидуального человека, а принадлежащим нравственным принципам. Честь прежде всего выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности.
Что же касается субъективной, личной стороны чести, то она заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Настанет день, и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.
 
Р. Бёрнс

Д. С. Лихачев указал и на некоторые различия между совестью и честью. По мнению ученого, между честью и совестью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души. Совестью очищаются. Совесть «грызет». Совесть никогда не может быть ложной. Она либо приглушенная, либо преувеличенная.
А вот представления о чести часто могут быть ложными, и они наносят огромный ущерб обществу. Такое явление, как понятие дворянской чести, исчезло в наше время, но осталась так называемая честь мундира. Ее Д. С. Лихачев называет ложной честью. Она заставляет руководителей отстаивать неудачные проекты, бороться с обществами, охраняющими памятники, и многое другое. Ученый считает, что под этим так называемым «мундиром» уже не может биться сердце честного и совестливого человека.

Таким образом, честь истинная всегда находится в гармонии с совестью. Ложная же честь является «миражом в пустыне», в нравственной пустыне человеческой души.

Личная сторона чести всегда неразрывна с социальной, подчиняется и обусловливается последней и оказывает на нее огромное воздействие, так как человек не может «уклониться» от суждений окружающих его людей, которые оценивают его поступки, от общественного мнения.

Честь как моральный феномен есть в первую очередь внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести внутренне присуще личности. Оно связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.
Субъективная, личная сторона чести заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоистические, безнравственные стремления и намерения, осуществление которых в данном обществе расценивалось бы как бесчестье, и в его способности действовать в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами.

Положительная оценка деятельности и поведения человека со стороны общества возвышает его в глазах окружающих, благотворно воздействует и на чувство собственного достоинства, придает ему силы для дальнейшего нравственного совершенствования.

Достоинство — это прежде всего внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, которые проявляются в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на индивидуальность и определенную независимость. И только потом достоинство человека нуждается в общественном признании.

 


[1] Философский словарь. М., 1980. С. 412.

[2] La None F. Discours politiques et militaries. Basel, 1587. P. 244.

Ключевые слова: Совесть, Честь

Источник: Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN 978-5-496-01970-5

Материалы по теме

Соблюдение долга как основа совести

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Честность и совесть

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN…

Стыд и совесть

Е. П. Ильин: «Психология совести: вина, стыд, раскаяние»: Питер; Санкт-Петербург; 2017 ISBN. ..

Совесть и мораль

Этика : учебник / Р.Г. Апресян. — Москва : КНОРУС, 2017. — 356 с. — (Бакалавриат и…

Совесть

Балашов, Л. Е. — Практическая философия (М., 2007)

Свойства и структура совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Виды совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Угрызения совести

Психология совести: вина, стыд, раскаяние: Питер; Санкт-Петербург; 2017

Актуально ли понятие чести для современного человека?

admin Итоговые сочинения

Трансформации в мире происходят с невероятной скоростью. Причем двигается не только технологический процесс, меняются моральные устои человека. Фактически человек меняет свой взгляд на окружающий мир. Казалось бы, такое фундаментальное понятие как «честь» измениться не может, однако сквозь столетия изменения все же случились. Отследить эти изменения можно благодаря литературным произведениям.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение 2 часов!

Связаться с нами:

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» повествует о том, что за любое оскорбление, даже самое незначительно люди дрались насмерть. К примеру, Ленский, увидев, что другой мужчина флиртует с его невестой не задумываясь, вызвал соперника на дуэль. Противник не хотел этой драки, однако, чтобы не уронить свою гордость ему пришлось. Отказаться от дуэли означало признать свою слабость и трусость. Ради своей репутации Евгений совершим убийство своей близкого друга. Именно так в прошлом веке и выражалось проявление храбрости.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение 2 часов!

Связаться с нами:

На сегодняшний день понятие чести также имеет свое место в социуме. Оно необходимо для создания морального облика человека. Примером выступает рассказ Шукшина «Срезал». Герой по имени Глеб Капустин выступает в роли провокатора и провоцирует коллегу по работе. Он сознательно пытаться начать скандал. Затем Глеб непрошено приходит в гости, тем самым испортив вечер всем. Однако, коллега по работе — Константин Иванович не отреагировал на такую провокацию и смог сохранить самообладание. Ему не хотелось вступать в конфликтную ситуацию и понять свое достоинство. Таким образом, получается, что понятие чести немного трансформировалось. И теперь оно заключается в том, чтобы всегда сохранять контроль над своими эмоциями.

Понятие «честь» имеет особое место в жизни современных людей. Для каждого это качество приобрело какое-то свое значение. На сегодняшний день следует отметить, что понятие чести — это своеобразный стержень, который необходим каждому человеку. К сожалению, многие люди утратили эту связь, у них час отсутствуют принципы.

Таким образом, можно сказать, что проблема чести была актуальна во все времена. Нельзя говорить, что эта черта характера устарела и должна остаться в прошлом. Каждый современный человек, несомненно, должен сохранять честь. Наличие принципов и убеждений поможет человеку сформулировать собственное виденье чести. Важно, чтобы каждый человек начинал со своей персоны, и тогда жизнь вокруг начнет видоизменяться. Если окружающие люди, будут иметь понятие о чести и пытаться реализовать его в обыденности, то окружающий мир заметно улучшиться. Важно сохранить понимание честь и достойно это демонстрировать на собственном примере.

Поиск для:

Что случилось с концепцией чести?

Может ли понятие чести лежать в основе многих конфликтов между различными социальными группами?

Честь — абстрактное понятие, включающее личные, индивидуальные ценности («этос»), а также нормы социального взаимодействия («кодекс поведения»). Честь — это мера качества человека, включая личную этику, например, честность, сострадание, доблесть и рыцарство. Честь лежит в основе того, кем мы являемся и кем стремимся быть, и того, как мы делаем выбор. Когда мы делаем трудный выбор, когда последствия значительны, почему мы чувствуем себя более напряженными? Может ли этот стресс быть результатом трения между нашими эгоистичными желаниями и другими потребностями, будь то практическими или социальными?

Насколько важно для каждого из нас иметь чувство чести?

Как развить и сохранить чувство чести?

Как изменится чувство чести, когда мы передадим эти ценности нашим детям?

Согласно Википедии, важность чести, кажется, снижается, вытесняясь «совестью» в индивидуальном контексте и верховенством закона, определяющим социальное поведение. По мере того, как наше понимание того, как мы функционируем как человеческие существа и в обществе, выросло, мы, безусловно, получили возможность исследовать каждый аспект нашей жизни в мучительных деталях. Мы уважаем специалистов всех мастей и направлений из-за их глубоких знаний. Они также обеспечивают язык, который помогает формировать наши мысли и то, как мы общаемся. По мере того, как мы становимся более разумными и рациональными, мы можем указывать на нашу индивидуальную совесть как на наш ориентир. Но как часто мы действительно советуемся со своей совестью, задаем себе вопросы, которые бросают нам вызов на фундаментальном этическом или моральном уровне?

Движение #MeToo — прекрасный пример того, как повышение осведомленности об изменении нравов приводит к массовым потрясениям в бизнесе и социальных структурах. Внимательно выслушайте объяснения с обеих сторон, чтобы услышать основные предположения о том, что ранее считалось «приемлемым» или, по крайней мере, «терпимым» в более раннем контексте. Что изменилось в нашем сознании? Были ли голоса нашей совести заглушены общественным давлением? Мы все жертвы предубеждений, предубеждений со стороны других и, что еще хуже, самих себя.

Что, если бы мы чувствовали себя по-настоящему свободными, более способными выражать то, что у нас на уме? На политических выборах нас постоянно призывают «голосовать по совести». Что это обозначает? Как на самом деле ведут себя люди? Насколько социальная структура влияет на то, как мы прислушиваемся к своей совести? Вспомните знаменитый эксперимент в Стэнфордском университете, где изучалось поведение студентов после того, как их сгруппировали и пометили как «тюремных охранников» или «заключенных». Очевидно, что социальный контекст может при определенных обстоятельствах взять верх над нашим сознанием. Мы буквально забываем, кто мы есть.

Предположим, мы провели такой же эксперимент с людьми, обладающими исключительно сильным чувством чести? Могли бы они так же легко поддаться влиянию, чтобы они вели себя в соответствии со своим «статусом/ярлыками»?

Разделяй и властвуй — уважаемый принцип войны. Как эта концепция будет работать для общества, целью которого является мир? Что происходит, когда общество уже раздроблено? В чем смысл мира? Что предстоит завоевать? Выражение ненависти и ненавистническое поведение? Где честь?

Чтобы создать и поддерживать необходимую лояльность, военные институты склонны придавать особое значение чести, как это определено в их собственном ограниченном контексте. Их кодекс поведения требует от членов жертвовать собой, даже своей жизнью, ради целей учреждения. Разве это не удивительно? Универсально присутствующие во всех культурах, некоторые группы людей, обычно молодые, склонны отказаться от своих навыков критического мышления и принять слепую лояльность. Позволили ли они своему чувству лояльности подавить голос своей совести? Что это говорит о том, как они чтят себя? Какова цена этой потери для общества?

Обществу нужны люди, т. е. «защитники», которые предпочитают уважать себя, решив помогать другим любой ценой. Разве не такой должна быть идеальная полиция? Почему пожарными восхищаются, а не боятся, по сравнению с полицией? Как полицейскому удается пройти тонкую грань понимания менталитета преступников, оставаясь при этом на правильной стороне закона, а также в соответствии со своими морально-этическими нормами, т. е. своей совестью?

Этот ход мыслей предполагает разный подход к поляризации среди населения США и других стран. Давайте вернемся к идее почитания всех внутренних и внешних частей себя. В частности, давайте призывать людей воссоединить свою совесть с верховенством закона. Наше умение играть в игры сделало нас остро чувствительными к мысли о том, «сколько нам может сойти с рук, когда дело доходит до буквы закона». А как насчет духа закона, справедливости, честности, равенства, свободы? Так или иначе, примерно каждые три поколения нам нужно напоминать себе, что значит уважать себя, страстно верить в то, что мы больше, чем просто потребители или производители товаров и услуг. Мы социальные существа, которые нуждаются друг в друге и в стабильной среде, в настоящей динамичной экосистеме, где наши потребности неразрывно переплетены.

Предположим, что у каждого из нас может быть личный блокчейн HONOR, который в основном записывает все наши ценности и социальные взаимодействия, демонстрируемые на протяжении всей нашей жизни. Это может быть программным эквивалентом нашей совести, находящейся под влиянием верховенства закона. Можно разработать шкалу HONOR, которая позволила бы нам отслеживать, сколько мы вкладываем в самосовершенствование. Ведь известный гуру менеджмента Питер Друкер сказал: «Если вы не можете что-то измерить, вы не можете это улучшить». Почему технология блокчейн? Ищите мою следующую статью.

Честь в современном мире

ЧестьПозор Опубликовано