Эмоциональный интеллект: что это такое, как развить свой EQ
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность личности осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими. Как развить эмоциональный интеллект, по каким признакам можно определить уровень EQ, что относится к его составляющим и как научиться контролировать свои эмоции — в материале Forbes Life
Как наука определяет понятие эмоционального интеллекта
Эмоциональным интеллектом современная психология называет умение человека распознавать, понимать и управлять собственными эмоциями, а также его способность считывать, понимать и влиять на эмоции другого человека. В практическом смысле это совокупность навыков, благодаря которым человек понимает, что его эмоции могут управлять его поведением и влиять на окружающих — причем не только позитивно, но и негативно.
Впервые об этом навыке в психологическом сообществе заговорили в начале ХХ века. «Эмоциональный интеллект появился в концепции «социального интеллекта» Эдварда Ли Торндайка в 1920 году. Затем эту идею развивал психолог Говард Гарднер, который в 1983 году подробно разрабатывал теорию множественного интеллекта, утверждая, что интеллект включает в себя восемь различных форм», — поясняет психолог, специалист сети клиник доказательной медицины DocMed и DocDeti Никита Прилепский.
Вклад в развитие теории эмоционального интеллекта в начале девяностых внесли и исследователи Питер Саловей и Джон Майер — согласно их определению, эмоциональный интеллект представляет собой «форму социального интеллекта, которая включает в себя способность отслеживать свои и чужие эмоции и чувства, различать их и использовать знания о них для того, чтобы управлять своим мышлением и действиями». Изучая это явление, Саловей и Майер также провели эксперимент и показали группе людей трогательный фильм: те зрители, кто умел определять и корректно называть свои эмоции, оправился после его просмотра быстрее тех, у кого таких навыков не было. Таким образом, исследователи подтвердили выдвинутую ими гипотезу, согласно которой люди, способные различать психологические ощущения, в сравнении с остальными более приспособлены к управлению собственными эмоциями.
Позднее к изучению нового понятия подключился и американский психолог и научный журналист Дэниел Гоулман, выпустивший в 1995 году книгу «Эмоциональный интеллект». В ней он выдвинул радикальное предположение: успеху в карьере человека способствует в большей степени не столько набор знаний, полученных благодаря высшим учебным заведениям, и общая образованность, сколько развитость именно эмоционального интеллекта и умение различать свои эмоции.
Материал по теме
От импульсивности к контролю: из чего состоит эмоциональный интеллект
По мнению психолога Никиты Прилепского, в современной доказательной медицине эмоциональный интеллект корректно разбивать на девять составных компонентов, которые выделили исследователи Атанасиос Дригас и Кара Папуци. «Эта модель в виде пирамиды из девяти уровней приводит к эмоциональному единству в своей вершине: человек пытается достичь последнего уровня пирамиды, потому что на каждой ступени он культивирует значительные эмоциональные, когнитивные и метакогнитивные навыки. Все они являются важными ресурсами для успеха в личной и профессиональной сферах, межличностных отношениях и в жизни в целом», — комментирует психолог.
Согласно теории, основа эмоционального интеллекта — это эмоциональные стимулы. «Каждый день мы получаем много информации — стимулов из окружающей нас среды, ее событий или явлений. Нам нужно включить эту информацию и различные стимулы в категории, потому что они помогают нам лучше понять мир и людей, которые нас окружают, — объясняет Прилепский. — Когда происходит то или иное событие, наше сознание получает сенсорный стимул. Мысли обрабатывают его и производят отдельные эмоциональные стимулы для каждой из эмоций, которые будут затронуты. Эмоциональные стимулы обрабатываются мыслительным механизмом, который определяет, какие эмоции чувствовать, и вызывает эмоциональную реакцию, которая может повлиять на наше поведение. Эмоциональные стимулы, как правило, приоритезируются в восприятии, обнаруживаются быстрее и получают доступ к сознательному пониманию».
Следующая ступень — распознавание эмоций, нередко даже нескольких и выраженных одновременно. «Распознавание эмоций — это способность точно расшифровывать выражения чужих чувств, обычно передаваемых по невербальным каналам — мимикой, движениями тела. Этот навык связан с социальными способностями и взаимодействием, так как невербальное поведение является надежным источником информации об эмоциональных состояниях других. Способность выражать и распознавать эмоции в других является важной частью ежедневного человеческого взаимодействия и межличностных отношений, поскольку она представляет собой критический компонент социально-когнитивных способностей человека», — поясняет психолог.
Третью ступенью исследователи считают самосознание — четкое восприятие вашей личности, включая ее сильные и слабые стороны, мысли, убеждения, мотивы и чувства. Чем выше уровень самосознания, тем сильнее способность человека корректировать собственные мысли, эмоции и, следовательно, свое поведение.
Вслед за самосознанием идет самоуправление — то есть умение контролировать свои реакции так, чтобы они не были импульсивными и внезапными. «Самоуправление помогает человеку стать более гибким, экстравертным, восприимчивым и в то же время — менее критическим к ситуациям и менее реакционным на отношение людей, — говорит Прилепский. — Когда вы узнали свои чувства и приняли их, вы сможете лучше управлять ими, использовать их продуктивно для вас самих. Это не означает, что вы должны сдерживать негативные эмоции, но если вы их осознаете, вы можете изменить свое поведение и внести изменения в то, как вы реагируете и управляете своими чувствами, даже если последние негативны».
Пятой частью эмоционального интеллекта исследователи считают социальную осведомленность — то есть понимание человеком, как он реагирует на различные социальные ситуации, и его способность эффективно менять свое взаимодействие с другими людьми, чтобы достичь наилучших результатов.
Такого рода осведомленность невозможна без эмпатии, благодаря которой мы можем ставить себя на место окружающих, понимать другого человека как личность, распознавать его чувства и эмоции.«С сочувствием мы можем ментально воспринимать других с их собственной точки зрения и играть активную роль в их проблемах. Конечным результатом социальной осведомленности является постоянное развитие социальных навыков и процесс постоянного совершенствования личности», — рассказывает психолог. Он добавляет: «После развития социальной осведомленности следующим уровнем в пирамиде эмоционального интеллекта является уровень социальных навыков. Эти способности варьируются от возможности настроиться на чувства другого человека и понять, как он себя чувствует и думает о вещах, быть отличным сотрудником и командным игроком до опыта в эмоциях других и на переговорах. Все дело в способности получать лучшее от других, вдохновлять и влиять на них, общаться и строить связи с ними, а также помогать им меняться, расти, развиваться и разрешать конфликты».
«Как только все шесть из этих уровней были достигнуты, человек готов к самореализации — осуществлению личного потенциала. Важно отметить, что самореализация — это непрерывный процесс становления, а не совершенное состояние, которого человек достигает и останавливается», — говорит Прилепский. Он также отмечает: самореализация — одно из важнейших элементов EQ. «Это мера вашего чувства, что у вас есть существенная личная приверженность жизни и что вы предлагаете миру что-то такое, что очень важно для вас», — поясняет психолог. Именно самореализация, в свою очередь, становится стартом следующего, восьмого уровня пирамиды — трансцендентности, которая подразумевает способность человека помочь другим самореализоваться и найти способы для этого. «Трансцендентность, или самопревосхождение, тесно связана с самооценкой, эмоциональным благополучием и глобальным сопереживанием. Самопревосхождение — это опыт видеть себя и мир таким образом, чтобы не препятствовать границам идентичности эго. Это включает в себя повышенное чувство смысла и актуальности для других и для мира», — разъясняет специалист. Самопревосхождение может быть выражено различными способами, поведением и перспективами, такими как обмен мудростью и эмоциями с другими, интеграция физических/естественных изменений старения, принятие смерти как части жизни, заинтересованность в том, чтобы помогать другим узнавать о мире, способность оставить потери позади и поиск духовного значения в жизни.
Вершиной же этой пирамиды компонентов эмоционального интеллекта, по версии исследователей, является эмоциональное единство. «Это намеренно позитивно ориентированная динамика в том смысле, что она направлена на достижение и сохранение доминирования эмоций, которые информируют субъекта о том, что он или она контролирует ситуацию или обстановку в общепринятой форме», — рассказывает Прилепский. «Эмоциональное единство — это внутренняя гармония. В эмоциональном единстве человек чувствует сильную радость, мир, процветание и сознание высшей истины и единства всего. В симбиотическом мире то, что вы делаете для себя, вы в конечном итоге делаете для другого. Все начинается с нашей любви к себе, чтобы мы могли направить это важное чувство на все, что существует вокруг нас», — поясняет психолог.
Материал по теме
Как развить свой EQ: способы, подсказки и советы
Понять, насколько развит ваш эмоциональный интеллект, помогает рефлексия его компонентов: чем большее их число вам знакомо и освоено на практике, тем выше уровень EQ. «Совершенствование эмоционального интеллекта может принести много положительных преимуществ жизни людей, которые занимаются его развитием. Когда дело доходит до счастья и успеха в жизни, эмоциональный интеллект имеет такое же значение, как и интеллектуальные способности, или IQ», — объясняет Прилепский. «С помощью EQ вы признаете, принимаете и контролируете свои эмоции и эмоциональные реакции, а также понимаете эмоции других людей. Вы больше узнаете о себе и переходите к пониманию себя в глазах других людей, учитесь сосуществовать с окружающими», — добавляет специалист. Эмоциональный интеллект, по его словам, учит человека контролировать свои импульсы, выживать, несмотря на невзгоды и трудности, надеяться и испытывать сопереживание. Эмоциональный интеллект включает в себя еще и когнитивные функции, такие как внимание, память, регулирование, рассуждения, осведомленность, мониторинг и принятие решений, — и развитие каждого из них способствует в том числе и совершенствованию самого EQ.
Чтобы развить собственный эмоциональный интеллект, психологи рекомендуют чаще заниматься самоанализом. Определить уровень развития EQ, по словам экспертов, можно благодаря онлайн-тестам, однако забывать о необходимости его повышения все равно не рекомендуется. Специалисты медицинского портала MindTools советуют чаще прибегать к следующим практикам, помогающим лучше осознать свою эмоциональность и научиться распознавать собственные психоэмоциональные состояния:
- Наблюдайте за своей реакцией на окружающих: проанализируйте, какие эмоции у вас возникают от коммуникации с ними, попробуйте поставить себя на место другого человека и понять, какие эмоции он испытывает, что чувствует и каких целей пытается достигнуть;
- Проследите, как вы реагируете на стрессовые ситуации. Старайтесь сдерживать свои эмоции или, по крайней мере, не давать им брать верх над вами и толкать к импульсивным поступкам. Анализируйте, что именно у вас вызывает то или иное чувство и почему;
- Принимайте ответственность за свои действия. Учитесь понимать, что ваши поступки могут оказывать влияние на окружающих, и, если они приносят отрицательный эффект, постарайтесь честно признаться в собственной ошибке. Для того чтобы это случалось реже, попробуйте поставить себя на место другого человека и предугадать, какое значение будет иметь для него то или иное ваше действие.
Академической диагностикой эмоционального интеллекта занимаются и специалисты Гарвардского университета: согласно их исследованиям, людей с низким уровнем EQ отличают неуверенность в себе, склонность расстраиваться или быть ведомыми собственными эмоциями, а также постоянное ощущение, что их не понимают окружающие. Тех, у кого EQ развит на высоком уровне, выделяет понимание связи своих эмоций и поступков, умение оставаться «в трезвом уме» при стрессовых ситуациях, способность влиять на других ради достижения цели и навык находить общий язык с «трудными» людьми. Исследователи также предлагают три способа, которые могут помочь развить эмоциональный интеллект самостоятельно:
- Распознавайте свои эмоции и обозначайте их. Проследите, какие чувства у вас возникают при стрессе, к каким действиям они приводят, насколько эффективны эти действия и как их можно изменить так, чтобы они принесли положительный результат;
- Не бойтесь спрашивать мнения окружающих. Коллеги, друзья или родственники могут подсказать вам, как со стороны выглядит ваши действия и как на них влияет ваша эмоциональность, насколько вы эмпатичны, как ведете себя во время конфликтов. Их оценка позволит посмотреть вам на себя извне и лучше понять, как вы выстраиваете отношения с людьми вокруг вас;
- Читайте произведения, персонажи которых отличаются многогранным и неоднозначным характером. Такой метод позволяет вам увидеть мир глазами другого человека, изучить его ментальность, понять его мысли и мотивации и развить вашу собственную эмпатию в реальной жизни.
Материал по теме
Как помочь ребенку повысить его эмоциональный интеллект
Если взрослые могут «прокачать» собственный EQ самостоятельно, то детям в развитии эмоционального интеллекта не обойтись без помощи родителей. Начинать развивать эмоциональный интеллект ребенка можно еще с дошкольного возраста, так как главное в этом вопросе — доверие между ним и родителями. Специалисты американского Института Готтмана, который занимается исследованием семейных отношений, предлагают следующие шаги, которые могут помочь взрослым развить эмоциональный интеллект детей и научить их управлению собственными чувствами:
- Рассматривайте эмоции свои детей как возможность коммуникации с ними. Наблюдайте за их чувствами и попробуйте вместе обсуждать их;
- Слушайте и валидируйте эмоции детей. Говорите, что вы понимаете их чувства, проявляйте поддержку;
- Помогайте детям выражать свои эмоции словесно: внимательно выслушайте, что описывает ребенок, дайте ему подсказку в том, как охарактеризовать его чувства, объясните, что это такое и как может проявляться;
- Помните, что любые эмоции допустимы, но не каждое поведение должно быть приемлемым. Помогите ребенку справляться с его чувствами самостоятельно, научите его вести себя таким образом, чтобы он не навредил себе или окружающим — например, используя ограничения и заранее обговорив, что можно делать при ощущении определенного чувства, а что — нельзя.
Специалисты напоминают: когда эмоции «зашкаливают», взрослые могут делать то, чего обычно себе не позволяют. В случае же с ребенком пик эмоций не так обязателен — даже не переживая сильного стресса, он может вести себя так, как не хотели бы взрослые. Уже с четырех лет они могут затыкать уши, когда слышат гром, или закрывать глаза, если им страшно, — такое поведение нормально для детей, но странно для взрослых. Именно поэтому уже в этом, дошкольном возрасте взрослым важно выстраивать с детьми коммуникацию таким образом, чтобы они учились не давать эмоциональности брать верх над своим поведением и выражать свои чувства так, чтобы решать какую-либо проблему или ее источник, а не убегать от него.
Что есть любовь?..
Почему о любви так много говорят и пишут? Может быть потому, что понятие это очень многогранное. Это одна из фундаментальных тем в мировой культуре и искусстве, а сложность и диалектическая многоплановость этого понятия породила значительное количество трактовок чувства любви в различных языках и культурах.
Рассуждения о любви и ее анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным личностям. Мы же в преддверии праздника всех влюбленных – Дня Святого Валентина – не только узнали у студентов Политеха, какой же смысл они вкладывают в это понятие, но и попытались найти научную основу этого феномена.
Александра Шалакитская, ИКНТ, 2-й курс:
— Любовь в моем понимании – это что-то осознанное, над чем надо постоянно работать. Чувство влюбленности похоже на счастье: оно приходит, окрыляет – и ты пребываешь в состоянии какой-то эйфории. А любовь – осознанный выбор, над любовью надо трудиться, причем вдвоем. Ты видишь недостатки человека, видят твои недостатки – неизвестно, что хуже (Смеется.). Любовь – когда вы вдвоем готовы это переживать и совершенствовать себя, чтобы избавиться от этих недостатков, или просто смириться с ними.
А еще я хочу сказать о другой любви, которую в контексте Дня Святого Валентина не всегда имеют в виду, – о любви к родным и близким. Недавно у меня родилась племянница – это такое счастье! Прямо наслаждение с ней нянчиться, я очень ее люблю! То есть любовь можно охарактеризовать как особое чувство к другому человеку. И когда мы испытываем это особое чувство, мы счастливы, и мы желаем в этот миг другому человеку всего самого хорошего и сами тоже наполняемся любовью.
Анастасия Федорова, Студотряд «Созвездие»:
— Я не верю в любовь. Считаю, что любовь – это какая-то болезненная зависимость. Вот как развиваются отношения? Люди общаются, в определенный момент появляется симпатия, затем – влюбленность, а уже через пару лет это становится обыденностью. По моему мнению, сначала любовь между мужчиной и женщиной – это привязанность, а потом – рутина. Хотя, может быть, это последствия моего личного, к сожалению, печального опыта…
Анатолий Власевский, ИММиТ, 2-й курс
— Трудно сформулировать. Наверное, любовь – это когда ты живешь для другого человека, живешь его жизнью и дорожишь каждой минутой с ним, тебе с ним хорошо всегда, даже когда его поступки и он сам неидеален. Я пока не любил – была привязанность, были просто приятные моменты, но не любил. А когда полюблю по-настоящему, тогда и женюсь.
Шан де Сильва, ИЭиТС, 4-й курс
— Любовь – это особое чувство, которое я бережно храню в душе. Я уже нашел свою девушку, и любовь к ней наполнила мою жизнь особым смыслом. Мне очень нравится эта традиция, этот праздник – День влюбленных! Все дарят подарки своим близким и говорят им добрые слова. Я родом из Шри-Ланки, и у нас в этот день принято дарить девушкам золотые украшения, которые потом передаются по наследству.
М.Н. Карпенко, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Биофизика» ИФНиТ:
— Для меня стало неожиданностью, что тема любви как биохимического процесса столь популярна. Берутся анализы, измеряются пульс и давление, поведение людей анализируется и сравнивается – и все это делается для того, чтобы объяснить эмоции и ощущения влюбленных с научной точки зрения. Сколько постов в Сети, восторженных рассуждений романтиков и скептических высказываний! Однако нельзя поспорить с тем, что любовь – это физиологическое явление. Формально, в основе всех физиологических процессов лежат биохимические реакции, но возможно ли с помощью химических соединений вызвать весь комплекс социально-психологических и индивидуально-личностных изменений, наблюдаемых у влюбленных? Однозначно – нет! Почему? Все очень просто: человек не является жестко детерминированной системой – ни наследственность, ни влияние окружающей среды не предопределяют развитие личности. Искусственно можно вызвать лишь повышение частоты сердечных сокращений, стимулировать потоотделение, лишить человека сна, заставить сосредоточится на одном объекте, то есть смоделировать признаки влюбленности. Кроме этого, когда мы кого-то всерьез любим, даже хорошее знание молекулярных процессов, лежащих в основе чувства влюбленности и любви, не позволяет контролировать свои эмоции – иначе бы физиологи и нейрохимики не размножались.
Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ
Эмоции | Определение, примеры, область применения, структуры и факты
Рембрандт: Аристотель созерцает бюст Гомера
Просмотреть все медиа
- Ключевые люди:
- Ван Би Джейкоб Молешотт Марта Нуссбаум
- Похожие темы:
- счастье депрессия одиночество злорадство ангедония
Просмотреть весь связанный контент →
эмоция , сложный опыт сознания, телесных ощущений и поведения, отражающий личную значимость вещи, события или положения дел.
«Эмоции,— писал Аристотель (384–322 до н. Таковы гнев, жалость, страх и тому подобное с их противоположностями». Эмоции действительно являются гетерогенной категорией, охватывающей широкий спектр важных психологических явлений. Некоторые эмоции очень специфичны, поскольку относятся к конкретному человеку, объекту или ситуации. Другие, такие как дистресс, радость или депрессия, носят очень общий характер. Некоторые эмоции очень кратковременны и едва осознаются, например внезапный прилив смущения или вспышка гнева. Другие, такие как длительная любовь или кипящая обида, носят затяжной характер, длятся часы, месяцы или даже годы (в этом случае они могут стать устойчивой чертой личности человека). Эмоция может иметь выраженное физическое сопровождение, такое как выражение лица, или может быть невидимой для наблюдателей. Эмоция может включать в себя сознательное переживание и размышление, например, когда кто-то «погрязает» в ней, или она может пройти практически незамеченной и неосознанной субъектом. Эмоция может быть глубокой в том смысле, что она необходима для физического выживания или психического здоровья, или она может быть тривиальной или дисфункциональной. Эмоция может быть социально уместной или неуместной. Это может быть даже социально обязательным — например, чувство раскаяния после совершения преступления или чувство горя на похоронах.
Соответственно, существует огромный диапазон эмоций, и даже внутри одних и тех же «семейств эмоций» существуют значительные различия. Панику и страх, например, часто считают родственными эмоциями, но есть существенная разница между паникой, проявляющейся в иррациональном страхе или фобии, и разумным страхом, таким как страх перед ядерной войной, который требует много информации и анализа. Ужас и ужас, две другие родственные эмоции, тем не менее отличны от страха. Или рассмотрим огромное семейство враждебных эмоций, родственных гневу: ярость, ярость, ненависть, негодование, презрение, ненависть и презрение, и это лишь некоторые из них. Интересно, что все эти эмоции отличаются по своей структуре и соответствующему контексту, как и члены «самокритичной семьи», в которую входят стыд, смущение, вина, раскаяние и сожаление. Большое разнообразие и обилие эмоций предполагает, что категория эмоций может быть не отдельным классом психологических явлений, а большим семейством свободно связанных психических состояний и процессов.
Для простоты исследователи и непрофессионалы часто делят эмоции на «положительные» и «отрицательные». (Научные исследователи называют эти качества эмоции ее «аффективной валентностью».) Но сложность эмоций делает подобные оппозиции подозрительными. Хотя любовь и ненависть, например, часто воспринимаются как полярные противоположности, стоит отметить (как показывают сюжеты многих романов и драм), что они часто сосуществуют не как противоположности, а как дополнения. Более того, любовь часто бывает болезненной и разрушительной, а ненависть иногда может быть и положительной. (Как спросила американский психолог Шула Соммерс: «Является ли ненависть ко злу отрицательной эмоцией?») Но такая эмоция, как гнев, другая так называемая отрицательная эмоция, показывает тщетность такой классификации. Гнев действительно является негативным чувством (если не враждебным), направленным на другого человека, но он может быть поучительным для человека, который сердится, и в соответствующем контексте — в контексте, в котором следует злиться, — он может иметь благотворное влияние на ситуацию или отношения. Таким образом, феминистское движение сделало большой шаг вперед, когда женщины осознали, что у них есть право злиться и на что злиться. Возможно, как заметил Аристотель, эмоции сопровождаются удовольствием или болью (часто и тем, и другим), но они слишком сложны и часто слишком тонки, чтобы классифицировать их только на этом основании.
Викторина «Британника»
Назовите эту эмоцию! Викторина по лексике
Изучение эмоций долгое время было прерогативой этики. Эмоции занимали центральное место в этике добродетели Аристотеля и являлись неотъемлемой частью заботы средневековых схоластов о пороках, добродетелях и грехах. Для Аристотеля наличие нужного количества правильных эмоций в правильных обстоятельствах является ключом к добродетельному поведению. Святой Фома Аквинский ( г. ок. 1224–1274 гг.) различал «высшие» и «низшие» эмоции, причем первые представлены верой и любовью, а вторые — гневом и завистью. Хотя моральное размышление об эмоциях всегда было связано с эмоциональными крайностями и уродствами, как в психопатологии и безумии, эти явления никогда не были основной причиной интереса к эмоциям. Как прекрасно понимали Аристотель и средневековые моралисты, эмоции необходимы для здорового человеческого существования, и именно поэтому их нарушение так серьезно.
Правильное развитие и функционирование эмоций позволяют людям жить хорошо и быть счастливыми. Любовь, уважение и сострадание, например, являются важными эмоциональными составляющими межличностных отношений и забот. Эмоции мотивируют нравственное (а также аморальное) поведение и играют существенную роль в творчестве и научном любопытстве. Для многих людей эмоции стимулируются и провоцируются красотой в искусстве и природе, а без эмоций нет эстетической чувствительности. Эмоции, так же как и физические чувства, формируют основные процессы восприятия и памяти и влияют на то, как люди воспринимают и интерпретируют окружающий мир (психологи давно знают, что то, что человек замечает и запоминает, в значительной степени зависит от того, о чем он заботится). ). Хотя некоторые эмоции могут выйти из-под контроля и нанести ущерб личному благополучию и социальным отношениям, большинство эмоций являются функциональными и адаптивными. Тем не менее тот факт, что так много людей в течение жизни страдают от «эмоциональных проблем», делает понимание патологии эмоций постоянной социальной проблемой.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Разработанные концепции чувств – мыслимость
Во многих культурах люди превратили основные человеческие чувства и эмоции в сложные формы искусства.
Иногда чувствам и эмоциям давали имена, такие как Блюз в Северной Америке, Саудаде в португальской культуре, Дуэнде в испанской культуре и чувство танго. Эти имена не имеют прямого перевода на английский язык, но представляют собой понятия, которые пытаются описать трудно поддающиеся определению сложности чувств.
Термин «блюз» относится к «синим дьяволам», означающим меланхолию и печаль. В текстах песен эта фраза часто используется для описания депрессивного настроения. Согласно Википедии, происхождение термина, скорее всего, произошло от мистицизма, связанного с синим индиго, который использовался во многих западноафриканских культурах в церемониях смерти и траура, когда вся одежда скорбящих была окрашена в синий цвет, чтобы обозначить страдания. Эта мистическая ассоциация с растением индиго, выращиваемым на многих плантациях рабов на юге США, в сочетании с западноафриканскими рабами, которые воспевали свои страдания, работая над хлопком, окрашенным индиго, в конечном итоге привела к тому, что эти выраженные песни стали известны как «Блюз». .
Как вы можете сделать вывод, просмотрев Википедию, необходимо много страниц, чтобы объяснить концепцию чувства «блюза». Однако вы можете обратиться к другому способу понимания, возможно, более непосредственно связанному с чувствами.
Нажмите на ссылку, чтобы послушать классическую «Blues shuffle».
Можете ли вы «почувствовать» это?
Эль-Дуэнде — дух призыва. Это приходит изнутри как физическая/эмоциональная реакция на музыку. Это то, что вызывает у вас мурашки по коже, заставляет вас улыбаться или плакать как телесная реакция на особенно выразительное художественное исполнение. Народная музыка в целом, особенно фламенко, имеет тенденцию воплощать аутентичность, исходящую от людей, чья культура обогащена диаспорой и лишениями; vox populi, человеческое состояние радостей и печалей.
Закройте глаза, слушайте и следите за своими чувствами и мыслями: Каковы ваши ответы? Эль Дуэнде овладевает тобой?
Саудаде описывается как «…смутное и постоянное желание чего-то, чего нет и, вероятно, не может существовать… обращение к прошлому или к будущему. Более сильная форма saudade может ощущаться по отношению к людям и вещам, местонахождение которых неизвестно, например, к потерянному любовнику или пропавшему без вести члену семьи. Его также можно перевести как глубокое стремление или стремление к чему-то, чего не существует или недостижимо.
Ощущение Saudade тесно связано с фаду, португальским музыкальным стилем, который обычно исполняется одним человеком (фадиста) под португальскую гитару.