Понятие и характеристика госпитализма: Госпитализм — Психологос

Госпитализм — Психологос

Госпитализм — замедление и искажение развития детей вследствие нахождения их в неблагоприятных условиях интернатных учреждений. Синдром тяжелой физической и психической отсталости, возникающий в первые годы жизни ребенка вследствие недостатка общения с близкими взрослыми. Проявляется в запоздалом развитии движений (особенно ходьбы), низких антропометрических показателях, а также замедленном и неполноценном формировании высших психических функций.

Исследования Р. Спица

Подобное состояние, возникавшие у воспитанников детских приютов, отмечалось педагогами с давних пор. Однако объяснение этому, как правило, искали в скудных условиях существования таких учреждений. Научное описание явления госпитализма (как и сам термин) впервые было дано в 40-х г. XX в. американским психологом Рене Арпад Спицем, изучавшим состояние и развитие воспитанников детских интернатных учреждений, а также малолетних пациентов больниц. Спиц установил, что даже при наличии хороших санитарно-гигиенических условий, удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных общения с родителями, оскудевает эмоциональная сфера, замедляется развитие мышления и речи.

Спиц и его последователи, опираясь на психоаналитическую теорию 3. Фрейда, склонны были рассматривать это явление как результат разлучения ребенка с матерью. Они также полагали, что последствия госпитализма необратимы и накладывают негативный отпечаток на все развитие ребенка. В пользу такой точки зрения свидетельствовали известные науке примеры экстремальных ситуаций, когда дети, в раннем возрасте потерявшиеся или похищенные дикими животными, но сумевшие выжить вне человеческого общества, впоследствии были возвращены к человеческому образу жизни, но так и не могли достичь уровня развития, соответствовавшего их возрасту.

Условия возникновения

Факты, выявленные Спицем, не оспариваются специалистами, однако его трактовка госпитализма претерпела существенные изменения. Было установлено, что подобные явления могут возникать не только в ситуации разлучения с матерью, но и в условиях семьи, когда ребенку не уделяется достаточно внимания. Установлено также, что хотя дефицит общения в раннем возрасте крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка, впоследствии это явление может быть частично или полностью компенсировано посредством энергичного педагогического воздействия, обогащения развивающей среды, интенсификации общения.

Во избежание возникновения госпитализма психологи рекомендуют родителям не пренебрегать общением даже с самими маленькими детьми (под тем предлогом, что ребенок еще ничего не понимает). Необходимо позаботиться, чтобы потребности ребенка в освоении окружающего мира, в насыщении познавательных интересов, в положительном эмоциональном контакте удовлетворялись в полной мере. Крайне нежелательно помещение ребенка младенческого и раннего возраста в больницу без матери, особенно если лечение связано с неприятными манипуляциями и болезненными процедурами.

Госпитализм без интерната

Эффект госпитализм может возникнуть и вне стен интерната, если ребенок был лишен общения с людьми с детства. Науке известно несколько таких примеров. Все они относятся к весьма отдаленному прошлому. В этой связи возникают сомнения: не были ли упущены какие-то возможности педагогического воздействия, которые позволили бы достичь более обнадеживающих результатов? Казалось бы, за последние десятилетия психолого-педагогическая наука настолько шагнула вперед, что окажись такой «дикарь» в руках современных специалистов, уж они-то из него «сделали бы человека». Что ж, имеется и пример сравнительно недавний. Что же он демонстрирует?

4 ноября 1970 г. работником социальной службы городка Аркадия, шт. Калифорния, было сделано страшное открытие. В убогом домишке в чулане была обнаружена девочка лет тринадцати, которая, похоже, провела в таком заточении всю свою жизнь. Ее мать, которая страдала психическим расстройством и отличалась крайне неадекватным поведением, не пожелала (или не смогла) объяснить свою «педагогическую концепцию», воплотившуюся в такой дикой форме. Кажется необъяснимым, что девочку она все-таки подкармливала, не давая ей умереть с голоду. Впрочем, если б не случайная находка социального работника, жить девочке оставалось бы недолго. Состояние ее организма было удручающим. Иного и трудно ожидать при условии отсутствия полноценного питания, солнечного света, свежего воздуха и физической активности. Но еще более плачевным было ее психическое состояние. Несчастная девочка не только не умела выражать словами свои мысли, но и мыслей никаких не имела.

Все ее поведение сводилось к примитивному набору инстинктивных рефлексов.

Естественно, бедная девочка была отнята у матери-чудовища. Заботу о Джени — таким именем ее нарекли — взяла на себя целая команда специалистов из Калифорнийского университета под руководством психолога Дэвида Риглера. Долгие годы были посвящены титаническим усилиям по «очеловечиванию» Джени. Итоги этой работы были представлены общественности в 1994 г. в рамках научно-популярной передачи по общенациональному телевидению. Увы, результаты, несмотря на весь гуманистический пафос проделанной работы, оказались неутешительны: человеком Джени так и не стала, повторив печальный опыт Виктора, Каспара и десятков других «диких детей». (Кстати, в этой связи возникают резонные вопросы к теологам. В каком состоянии пребывает душа в этом человеческом по виду теле? Можно ли вообще за набором примитивных рефлексов констатировать хоть какой-то намек на существование души? Если, согласно религиозному канону, человеческое тело в момент рождения одухотворяется свыше, то в чем это проявляется в подобных случаях?)

Впрочем, этот результат был вполне предсказуем.

Фактически перед нами оказался еще один пример, подтверждающий очевидную истину: ничто подлинно человеческое изначально в человеке не заложено, а с необходимостью должно быть привнесено, сформировано, причем начиная с самых ранних этапов развития, упущение которых невосполнимо. Сегодня на каждом шагу можно услышать пафосные декларации воспитателей-«гуманистов», призывающих «не мешать» естественному развитию ребенка. Среди них, наверное, много замечательных людей, искренне ненавидящих муштру и зубрежку. Вот только им не мешало бы сверить свои идеалистические установки с печальными примерами, один из которых носит имя Джени. Потому что дикаря можно вырастить не только в чулане.

2. Понятие и классификация госпитализма

В самом широком смысле понятие «госпитализм» можно охарактеризовать как возникновение различных заболеваний и функциональных нарушений у пациентов, персонала, всего населения, вызванных так называемыми больничными факторами.

На рисунке 1 приведена современная классификация госпитализма.

Госпитализм

(классификация)

Психический госпитализм

Физический госпитализм

Неинфекционный госпитализм

Инфекционный госпитализм

(госпитальные инфекции)

Вызванный адаптированными

госпитальными штаммами

микроорганизмов

Вызванный неадаптированными

штаммами микроорганизмов

окружающей среды

Спорадическая форма

распространения

Эндемическая форма

распространения

Эпидемическая форма

распространения

Рис. 1 — Классификация госпитализма

3. Психический (психологический) госпитализм; основные причины и проявления; направления профилактики

Составляющие психического госпитализма.

1) Существенное изменение психического и психологического статуса больных в связи с болезнью (оправданно мнение, что в 100% случаев пациенты ЛПУ – это контингент с измененным, нарушенным психическим и психологическим статусом).

2) Нарушения у персонала ЛПУ, связанные с высоким нервно-психическим напряжением в процессе профессиональной деятельности, особенно у специалистов хирургического профиля.

3) Психологическое неприятие населением, больными отдельных ЛПУ, отдельных диагностических, лечебных и профилактических процедур, специалистов.

Основные детерминанты психологического неприятия населением учреждений здравоохранения.

1) Общий неблагоприятный психологический климат в ЛПУ.

2) Врачебные ошибки, имевшиеся в отношении данного пациента ранее и приведшие к каким-либо неблагоприятным последствиям.

3) Неправильное проведение фармакотерапии (сознательное или в результате никого уровня профессиональной подготовки), приведшее ранее к неблагоприятным последствием для пациента.

4) Опыт встреч пациента с грубостью (хамством) со стороны медицинских работников.

5) Имевшие место ранее весьма неприятные ощущения в процессе диагностических, лечебных или профилактических процедур, обусловленные или непрофессионализмом медицинского работника, или неисправностью приборов, устройств, оборудования, или так называемым «избыточным лечением» или «избыточной диагностикой».

6) Низкий уровень санитарного благоустройства ЛПУ, отсутствие должного щадящего дизайна при оформлении больничных помещений, особенно палат.

7) Недопустимое по психологическим критериям расположение ЛПУ в плане населенного пункта, отдельной застройки.

8) Издержки внутренней планировки ЛПУ, в том числе палатных секций, когда не исключены случаи визуального и звукового восприятия пациентом страданий их соседей по палате.

Основные направления профилактики психического госпитализма.

1) Создание для пациентов в ЛПУ щадящего общего психологического климата: соответствующий дизайн в помещениях, особенно в палатах, учет психологических критериев при решении вопросов планировки и размещения ЛПУ, их внутренней планировки (то, что входит в понятие «психогигиена»).

2) Неформальная подготовка медицинских работников в области деонтологии и психологии на всех этапах обучения.

3) Психологический отбор при определении направления специализации будущего медицинского работника при поступлении в вуз и на заключительном этапе обучения (по результатам психологического отбора могут быть даны только рекомендации, но не более того).

4) Психологическое сопровождение диагностических, лечебных или профилактических процедур.

5) Расширение и углубление подготовки клинических психологов, увеличение их числа в штатах ЛПУ.

Что такое госпиталист? > News > Yale Medicine

Число врачей этого типа, практикующих только в больницах, растет.

Если вы или ваш близкий недавно находились в больнице, вы, вероятно, столкнулись с врачом, которого называют госпиталистом. И есть большая вероятность, что вы, возможно, не до конца поняли, кто эти врачи и чем они занимаются.

Госпиталист — это врач, который лечит стационарных пациентов, т. е. работает только в больнице. Эти врачи часто прошли резидентуру по общей внутренней медицине, педиатрии, неврологии, акушерству и гинекологии или онкологии. Они также могут быть сертифицированы в больничной медицине. Госпиталисты обеспечат своевременное внимание ко всем вашим потребностям, включая диагностику, лечение и координацию ухода со многими специалистами, которых вы можете посетить во время вашего пребывания.

Поскольку они работают только в этой обстановке, госпиталисты знают, как ориентироваться в больничном персонале и протоколах, и они являются экспертами в лечении наиболее распространенных заболеваний, которые приводят людей в больницу. Вы можете думать о госпиталисте как о штатном временном лечащем враче, сосредоточенном на вашем лечении, пока вы госпитализированы. Хотя госпиталисты иногда хорошо узнают своих пациентов, они не продолжают заботиться о них после выписки.

И точно так же, как остальная медицина становится все более специализированной, то же самое относится и к больничной медицине. Сейчас все больше медицинских специалистов, в том числе гастроэнтерологов, предпочитают работать преимущественно в больницах.

Мы поговорили с несколькими госпиталистами Йельского университета, чтобы лучше понять, чем они занимаются и как появилась эта специальность. Ниже приведены ответы на часто задаваемые вопросы.

Как появилось поле госпитализма?

Врач первичной медико-санитарной помощи (PCP) произошел от врачей, которые носили черные кожаные сумки и совершали вызовы на дом, до врачей, работающих в офисах. Офисные врачи также часто проверяли своих пациентов в больнице, если они оказывались там во время неотложной помощи, перенесли хирургическую операцию или проходили лечение у специалиста.

К началу 1990-х годов, когда накапливались административные задачи и жизнь в целом становилась все более сложной, перегруженным лечащим врачам становилось все труднее навещать своих госпитализированных пациентов до или после долгого дня, проведенного в их кабинетах. Между тем, по мере реорганизации больниц в постоянном стремлении улучшить стационарную помощь руководители поняли, что имеет смысл иметь штатных врачей общего профиля, но специализирующихся на уходе за госпитализированными пациентами.

Термин «госпиталист» был впервые введен двумя врачами, которые написали о врачах, работающих в больницах, в The New England Journal of Medicine в 1996 году. Он быстро прижился. Число практикующих госпиталистов выросло до более чем 50 000, что делает эту медицинскую специальность самой быстрорастущей в Соединенных Штатах.

Отличаются ли навыки госпиталиста от основного лечащего врача?

Медицинская подготовка и навыки госпиталиста и основного лечащего врача одинаковы. Разница заключается в обстановке, в которой они практикуют медицину. Госпиталисты работают исключительно в больницах и, следовательно, лучше знакомы с общими больничными тестами и процедурами, а также с состояниями, связанными с больницами, такими как внутрибольничная пневмония.

«Они также будут знать самые современные стандарты и протоколы инфекционного контроля для больницы, что важно», — говорит Томас Донохью, доктор медицинских наук, кардиолог Йельской медицины и директор службы госпитализма в Йельской больнице Нью-Хейвен. .

Госпиталист примет вас только на время вашего пребывания в больнице. Когда вас выпишут, вы вернетесь к своему PCP. Один из способов понять разницу между госпиталистом и PCP — это их цели: госпиталист работает, чтобы удовлетворить все ваши неотложные потребности, пока вы находитесь в больнице, и его задача — помочь вам вернуться домой. Это краткосрочные отношения. Напротив, ваш основной лечащий врач занимается лечением на протяжении всей вашей жизни, включая лечение гипертонии, диабета или других хронических заболеваний.

Сколько стоит врач-госпиталист?

Поскольку люди живут дольше и обращаются в больницу с многочисленными сложными медицинскими проблемами, возникает потребность в специалистах, обученных уходу за стационарными пациентами, объясняет д-р Донохью. Для иллюстрации он описывает два распространенных сценария больницы: рак и перелом шейки бедра.

«Онколог может лечить рак у госпитализированного пациента, но он может не так хорошо разбираться в лечении почечной недостаточности или пневмонии», — говорит доктор Донохью, добавляя, что последние два состояния распространены среди людей в больнице. «Госпиталисты обладают обширными знаниями по всем вопросам, касающимся госпитализированных пациентов, и могут решать все проблемы в фоновом режиме».

Это относится и к пациентам с переломом шейки бедра, — добавляет доктор Донохью. «Средний возраст пациентов с переломом бедра в больнице — 81 год, — говорит он. «И мало кто в этой возрастной группе приходит без других проблем со здоровьем. Это означает, что мы должны выяснить, как исправить их бедро и доставить их домой, контролируя их кровяное давление и любые другие состояния, которые у них могут быть».

Может ли госпиталист специализироваться в определенных дисциплинах?

Да, некоторые госпиталисты специализируются, например, на педиатрии. Кроме того, другие специальности охватили больничную медицину. Например, госпиталисты-гастроэнтерологи (GI) имеют сертификаты в области гастроэнтерологии и внутренних болезней и лечат только госпитализированных пациентов с острыми желудочно-кишечными проблемами.

«Гастроэнтерология по самой своей природе пересекается с множеством других областей медицины, что делает ее центром развития гастроэнтерологов», — говорит Дэррик Ли, доктор медицины, доктор медицинских наук, гастроэнтеролог Йельского университета. «Госпиталисты GI помогают пациентам получить более быстрый доступ к соответствующим консультациям и соответствующим процедурам, а также облегчают междисциплинарное принятие решений и планы лечения между собой, диетологами, хирургами и другими специалистами в больнице».

Кроме того, гастроэнтеролог будет не только лечить желудочно-кишечное кровотечение пациента и другие серьезные заболевания, но и сосредоточится на том, чтобы успокоить пациента в незнакомой обстановке, говорит Кеннет Хунг, доктор медицины, магистр медицины, желудочно-кишечный госпиталь Йельской медицины.

«Нахождение в больнице вызывает большое беспокойство. Больные не понимают, что происходит. Поэтому я стараюсь дать им возможность и объяснить все простым языком», — говорит доктор Хунг. «Полезно объяснять, что происходит, и давать людям время переварить информацию».

Интересно, что врачи-госпиталисты не являются основными лицами, осуществляющими уход за госпитализированными пациентами, объясняет д-р Хунг. Скорее, они действуют как консультанты, которые вносят свой вклад и выполняют процедуры. «Итак, мы обеспечиваем меньшую координацию ухода, чем госпиталисты, специализирующиеся на внутренних заболеваниях; они действительно являются основными лицами, осуществляющими уход за госпитализированными пациентами», — говорит доктор Хунг.

Растущее движение к госпитальной узкой специализации следует за общей тенденцией в медицине, которая идет в направлении большей специализации, добавляет Алексис Родригес, доктор медицинских наук, педиатр Йельского университета, который ухаживает за новорожденными и подростками.

«Раньше это были общие педиатры, которые заботились о детях во всех их нуждах, в больнице или в офисе», — говорит она. — Но сейчас даже дети часто посещают разных специалистов».

С новорожденными, по словам доктора Родригеса, педиатрические госпитали помогают тем, кто испытывает проблемы в первые дни жизни. «Это может включать поддержку матери и ребенка при грудном вскармливании, решение проблем с дыханием или любые другие проблемы», — говорит она. «Для детей старшего возраста мы лечим такие распространенные проблемы, как астма, грипп, обезвоживание и любые другие заболевания, от которых ребенок может оказаться в больнице. Мы пытаемся выяснить, есть ли у них какие-либо основные заболевания, и довести их до точки, когда они могут перейти к своему амбулаторному врачу. Мы делаем это быстро и эффективно».

Как педиатр, доктор Родригес говорит, что большую часть своего времени она тратит на управление семейным опытом. «Другая важная часть работы — общение со всеми задействованными командами и организация работы таким образом, чтобы семьи чувствовали себя уверенно в уходе, который получает их ребенок», — говорит она.

Как госпиталист влияет на здравоохранение?

«После того, как в 1990-х годах возникло госпиталистское движение, из многочисленных исследований стало очевидно, что использование госпиталистов улучшило различные показатели, включая продолжительность пребывания, расходы больницы, скорость, с которой пациенты получают надлежащую помощь, время, которое они проводят в больнице. больницу и общее удовлетворение», — говорит доктор Ли.

Подробнее Новости Йельской медицины

Другие новости Йельской медицины

Флойд М. Крэндалл, «Госпитализм», 1897 г. – Проект истории аутизма

Флойд М. Крэндалл, «От редакции: Госпитализм», Архивы педиатрии и подростков Медицина 14, вып. 6 (июнь 1897 г.): 448-54.

  Полный исходный код доступен здесь.

Еще до начала двадцатого века врачи заметили две важные особенности детей, находящихся в специализированных учреждениях, которые подвергали их риску. Во-первых, это отсутствие ежедневного физического контакта с конкретной женщиной, будь то мать или медсестра. Во-вторых, дети, находившиеся в приютах, были сиротами, подкидышами или «неполноценными» продуктами «пьяных и преступных родителей». Оба способствовали консенсусу, десятилетия спустя, что эмоциональная привязанность вскоре после рождения необходима для нормального развития ребенка. Исследования госпитализма помогли исследователям и клиницистам увидеть новые синдромы развития, такие как аутизм, в среде, в которой не было адекватного воспитания и особенно материнства.


Врачу общей практики этот термин может показаться расплывчатым и неопределенным. Опыт в детской больнице вскоре убедил его, что это хорошо описывает очень определенное и тяжелое состояние. Даже в больницах общего профиля лечащий персонал скоро узнаёт, что, за исключением некоторых неизлечимых болезней, длительное пребывание обычно нецелесообразно. Чем моложе больной, тем заметнее это становится. В возрасте до года смертность во всех детских больницах зашкаливает.

…. В последние годы значительно увеличилось количество больниц для младенцев и детей. Желание благотворительной организации приютить и позаботиться о больных младенцах — очень достойное… Им [благотворителям] трудно понять, почему младенцы, помещенные в комфортную и красивую обстановку, через некоторое время начинают чахнуть и постепенно чахнуть. Женщины-менеджеры нередко обвиняли врачей в больницах в том, что им казалось неуместной поспешностью отправлять детей из комфортабельной больничной палаты в неудобные и, возможно, антисанитарные дома. И все же такой курс необходим в большинстве больниц, чтобы спасти ребенка от госпитализма, болезни более смертельной, чем пневмония или дифтерия…

Многих таких детей можно было бы спасти, своевременно выписав их из больницы, несмотря на очевидное противоречие, что их жизнь была спасена всего несколько недель назад благодаря госпитализации в ее палаты….

Изучение госпитализма и странной склонности младенцев чахнуть в кажущейся благоприятной обстановке, естественно, приводит к исследованию его причин. Это, в свою очередь, приводит к исследованию условий, необходимых для успешного воспитания младенцев…

Здоровый младенец в бодрствующем состоянии находится в постоянном движении. Определенное количество манипуляций и смены положения почти необходимо для хорошего здоровья. С этим, правда, легко переборщить, но держание на руках и ласка, которые младенец получает от рассудительной матери или кормилицы, определенно полезны. Несомненно, природа никогда не рассчитывала, чтобы младенец спокойно лежал в кроватке с утра до вечера…

Отопление, освещение и санитарно-гигиенические меры [в больницах] часто настолько совершенны, насколько это позволяет мастерство. Однако личный уход зачастую недостаточен из-за недостаточного количества медсестер…

Каждого ребенка следует брать на руки во время кормления и держать до тех пор, пока кормление не будет завершено….

Неправильный уход за младенцами встречается в больницах гораздо реже, чем ненадлежащий уход. Недостаток квалифицированных медицинских сестер является одной из важных причин госпитализма…

Красивые постройки, хороший уход и адекватное кормление будут бесполезны, если младенцы живут в тесноте без достаточного пространства для воздуха и надлежащей вентиляции. Больничные младенцы будут продолжать умирать до тех пор, пока не получат в изобилии каждое из трех основных условий, необходимых для их надлежащего содержания: уход, питание и воздух…

Постояльцы детских больниц… всегда являются пациентами благотворительных организаций, ибо ни одна мать не отдаст своего ребенка, если сможет обеспечить ему надлежащий уход дома, и она не попадет с ним в больницу. Многие из младенцев сироты или подкидыши, или дети пьяных и преступных родителей. Очень немногие получали такую ​​же заботу, какую дети получают в обычной практике, и результаты слишком очевидны. Подкидыши и сироты не могут быть отправлены домой после установления выздоровления, а должны оставаться в больнице без оглядки на последствия.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts