Виды дисграфии: что такое дисграфия у детей, основные виды и классификация

Содержание

что такое дисграфия у детей, основные виды и классификация

Общие сведения о дисграфии

Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма. Особенность связана с недостаточной сформированностью либо распадом психофункций, которые участвуют в реализации и контроле письменной речи. Иными словами, дисграфик имеет стойкие повторяющиеся ошибки на письме. Эти ошибки не могут исчезнуть самостоятельно без системной профессиональной коррекции.

Также нужно понимать, что дисграфия у детей никоим образом не связана с их интеллектуальным развитием, а также с нарушениями слуха и/или зрения.

Очевидна также и взаимосвязь дислексии (стойкого нарушения в овладении навыков чтения) и дисграфии.Дело в том, что одно нарушение зачастую сопровождается другим, так как схожи причины возникновения данных особенностей. Письмо и чтение по своей структуре неразрывно связаны между собой. Плюс овладение письмом идёт параллельно с формированием устной речи и всех её сторон, в том числе со звукопроизношением, фонематическим восприятием, лексико-грамматической стороной речи, связной речью.

Дисграфия у детей чаще всего проявляется в начальной школе (1-4 классы), когда начинается систематические уроки и обучение письму. Однако не редко можно выявить трудности в овладении письменной речью и в более раннем возрасте. Дисграфия у дошкольников встречается в случае, если ребёнок учится читать и писать непосредственно до школы и имеет предрасположенность к наличию таковой.

Как и в случае с дислексией, нужно помнить: дисграфия как избирательное нарушение, связанное с трудностью освоения письменной речи, наблюдается у очень небольшого количества людей с трудностями обучения. В подавляющем большинстве случаев с дисграфией будет также проявляться в той или иной степени дислексия, дискалькулия, СДВГ и иные особенности, т.е будет наблюдаться комплекс особенностей, выраженный в трудностях обучения чтению, письму, счёту.

Европейская ассоциация дислексии приводит следующие наблюдения:

  • 20-40% людей с дислексией имеют дискалькулию;
  • 10-20% людей с дислексией страдают тревожным расстройством;
  • 2-14% людей с дислексией страдают от депрессии;
  • 8-18% людей с дислексией имеют синдром дефицита внимания и/или гиперактивности.
Именно поэтому, когда мы говорим о дисграфии, мы имеем в виду целый комплекс трудностей обучения, который более корректно преодолевать вместе с несколькими специалистами, а не работая с каждым экспертом поодиночке.

Причины дисграфии

На сегодня можно определить следующие причины возникновения дисграфии у детей:

  • Биологические
Сюда относят наследственную предрасположенность, когда у одного из родителей наблюдается дисграфия, дислексия либо иные трудности обучения, а также инфекции, затрагивающие центральную нервную систему. После младенчества к дисграфии могут привести различные черепно-мозговые травмы.

  • Социально-психологические
Спровоцировать трудности овладения письменной речью может педагогическая запущенность, напряжённая обстановка в семье, а также двуязычие в семье (билингвизм).

Дисграфия у детей, школьников — что это, как исправить, виды

Когда ребенок начинает учиться в начальных классах, родители могут с удивлением узнать от учительницы, что их малыш испытывает серьезные сложности с письмом. Достаточно часто новоиспеченный школьник при написании слов совершает множество специфических ошибок и, несмотря на все свои старания, выполняет письменные задания крайне медленно и неаккуратно. Именно так проявляется специфическая логопедическая патология – дисграфия.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

По своей сути, дисграфия – это достаточно распространенный логопедический дефект, при котором нарушается письменная речь. Данное отклонение диагностируется практически у 30% учеников. Наличие патологии у младших школьников связано с недостаточной зрелостью психической системы, а также с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.

Наиболее часто наличие дисграфии обнаруживается именно в начале школьного обучения, когда происходит целенаправленное освоение данных навыков. В прописях ребенок делает фонетические ошибки различного характера.

Например, не различает схожие по звучанию буквы («з» и «с», «ж» и «ш», «т» и «д»), добавляет лишние или пропускает необходимые («весена» вместо «весна», «трлка» вместо «тарелка»), пишет слитно слова и проч.

На первых порах, просматривая работы такого ученика, преподаватель может сделать вывод о его лени, безответственности или неграмотности. Однако причина кроется гораздо глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, не могут справиться с правильным написанием слов.

Например, если сравнить ошибки двух учеников в написании слова «предложение», то ребенок с простым незнанием грамматических правил напишет «придложение», а малыш с дисграфией – «бретлошение». В таких нюансах и просматривается наличие данной патологии.

Более того, как правило, дисграфики пишут очень неаккуратно и криво. Как бы они не старались, им не удается успевать за более быстрыми одноклассниками, что становится причиной постоянной раздражительности, недовольства, подавленного настроения и пониженной самооценки. При этом довольно часто дисграфия дополняется дислексией (сложностями с чтением) и речевыми нарушениями.

Основные виды дисграфии

Исходя из особенностей письменных нарушений, специалисты выделяют пять основных видов дисграфии. Рассмотрим подробнее, как проявляется каждый из них.

Акустическая дисграфия

Ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Ученик может также испытывать затруднения с правильным отображением букв в мягкой форме.

Например: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю», «сьюртук» – «сюртук».

Артикулярно-акустическая дисграфия

Проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. Ребенок, который имеет логопедические дефекты и делает ошибки во время разговора, не может правильно перенести звуки на бумагу. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. Соответственно, если у малыша неправильное произношение, то и написание будет таким же.
Например: «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».

Оптическая дисграфия

У ребенка возникают трудности с визуальным отображением письменных знаков. Ученик может присваивать буквам дополнительные детали, петельки, галочки или крючочки, либо же терять необходимые их элементы. Довольно часто наблюдается зеркальное написание букв, особенно в тех случаях, когда школьник – левша.

Пример: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».

Читайте также: Оптическая дисграфия: как определить и исправить

Аграмматическая дисграфия

Становится заметной лишь после того, как учащиеся осваивают основные грамматические правила. Наиболее часто это происходит это во 2 или 3 классе. Ребенок при этом делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Возникают сложности во время конструирования сложных предложений. Также наблюдаются проблемы при формировании уменьшительной формы слов и относительных прилагательных.

Например: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «доброму мальчик» – «добрый мальчик», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «котенки» – «котята», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный», «машины ехала на дороге» – «машина ехала по дороге».

Такой вид дисграфии наиболее распространен среди у детей, растущих в двуязычных семьях. Если малыш параллельно учится разговаривать на разных языках, то вполне возможно, что в будущем возникнут сложности с письмом на одном из них.

Нарушения языкового анализа и синтеза

Ученик двукратно прописывает одно и то же слово либо же наоборот, пропускает составляющие предложения. Имеет место также произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Наблюдаются пропуски слогов, их перестановка или добавление. В целом, при данном виде дисграфии формируются сложности с делением текста на отдельные слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.

Например: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».

Читайте также: Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?

Можно ли устранить дисграфию у ребенка?

Дисграфия – это дефект, который поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.

Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда-дефектолога для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.

Дата публикации: 25.02.2019. Последнее изменение: 18.07.2022.

Что это такое, типы, симптомы, тесты и многое другое

Дисграфия — это нарушение обучаемости, характеризующееся трудностями при письме, такими как нарушение почерка, неправильное написание и проблемы с выбором правильных слов для использования.

Дисграфия может поражать детей и взрослых. У детей с дисграфией иногда могут быть другие нарушения способности к обучению или расстройства. Когда это происходит во взрослом возрасте, оно обычно следует за травмой, такой как инсульт, и врачи могут называть это аграфией.

В этой статье мы обсуждаем симптомы и диагностику дисграфии, а также предлагаем методы лечения и лечения.

Поделиться на PinterestЛюдям с дисграфией может помочь трудотерапия, которая помогает улучшить мелкую моторику.

Различные типы дисграфии включают:

Дислексия дисграфия

При этой форме дисграфии написанные слова, которые человек не скопировал из другого источника, неразборчивы, особенно по ходу письма. Скопированные записи или рисунки, с другой стороны, могут быть четкими.

Правописание плохое, хотя мелкая моторика человека нормальная. Несмотря на название, человек с дисграфией дислексии не обязательно страдает дислексией.

Моторная дисграфия

Эта форма дисграфии возникает, когда у человека плохая мелкая моторика. У человека с моторной дисграфией также может быть плохая ловкость.

Письменные работы, включая копии и рисунки, как правило, некачественные или неразборчивые. При очень больших усилиях ученика короткие образцы письма могут быть несколько разборчивыми. Орфографические способности обычно находятся в пределах нормы.

Пространственная дисграфия

Пространственная дисграфия возникает в результате проблем с пространственным восприятием. Это может проявляться в том, что вам трудно оставаться в пределах линий на листе бумаги или использовать правильный интервал между словами.

Все формы почерка и рисунков лиц с этим типом дисграфии обычно неразборчивы. Навыки правописания обычно не нарушены.

Дисграфия может вызывать разные симптомы у детей разного возраста.

Симптомы также зависят от типа дисграфии, с которой сталкивается человек. У некоторых людей может быть только нарушение почерка или только нарушение правописания, в то время как у других могут быть и те, и другие.

Признаки и симптомы могут включать:

  • плохой или неразборчивый почерк
  • неправильное или странное написание
  • неправильное написание заглавных букв
  • сочетание рукописного и печатного стилей письма
  • использование неправильных слов
  • 90 035 пропуск слов из предложений
  • медленное письмо скорость
  • усталость после написания коротких статей
  • неподходящий размер букв
  • неподходящий интервал между буквами
  • трудности с грамматикой и структурой предложения
  • необычное положение тела или рук при письме
  • произнесение слов вслух при их записи
  • наблюдение за руками во время письма
  • жесткий или необычный захват карандаша
  • избегание заданий, связанных с письмом или рисованием
  • трудности с конспектированием в школе или work

Люди с дисграфией часто имеют другие проблемы с обучаемостью или проблемы с психическим здоровьем. Иногда проблема жизни с дисграфией может привести к беспокойству и низкой самооценке.

В диагностике дисграфии часто участвуют несколько специалистов, включая семейного врача или педиатра, трудотерапевта и психолога.

Врачу необходимо исключить другие заболевания, которые могут вызывать трудности с письмом. После этого психолог, специализирующийся на расстройствах обучения, может диагностировать дисграфию. Для этого они могут использовать:

  • академические тесты
  • задания на развитие мелкой моторики
  • тесты IQ
  • письменные тесты, такие как написание предложений или копирование слов

Во время этих тестов специалист будет наблюдать за захватом карандаша, положением рук и тела, а также процессом письма. Они также проверят готовую работу на наличие признаков дисграфии.

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации устанавливает критерии для диагностики конкретных расстройств обучения, таких как дисграфия.

Одним из критериев является то, что набор симптомов должен присутствовать в течение как минимум 6 месяцев, пока проводятся соответствующие вмешательства.

Лекарства от дисграфии не существует, но люди могут научиться справляться со своими симптомами, чтобы сделать учебу и жизнь менее сложной.

Методы лечения и ведения могут включать:

Лекарства от сопутствующих состояний

Те, у кого одновременно дисграфия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут заметить улучшение обоих состояний при приеме лекарств от СДВГ.

Узнайте больше о лечении СДВГ здесь.

Трудотерапия

С помощью трудотерапии люди могут освоить определенные навыки и приемы, облегчающие письмо. Они могут научиться улучшать свои навыки мелкой моторики и могут заново научиться держать ручку или карандаш, чтобы лучше писать.

Стратегии управления обучением

Как дети, так и взрослые с дисграфией могут извлечь пользу из стратегий обучения для управления своим состоянием. Стратегии, которым человек учится, могут зависеть от его возраста и способностей.

Следующие стратегии могут помочь людям всех возрастов научиться делать заметки в классе:

Стратегии с использованием материалов для занятий

Учащиеся могут извлечь пользу из нескольких приспособлений в классе, которые помогут им писать, в том числе:

  • пробовать различные типы ручек, карандашей и держателей карандашей
  • использовать бумагу с выпуклыми линиями, чтобы оставаться в пределах линий
  • использование распечатанных планов урока в классе для облегчения ведения записей
Стратегии предоставления инструкций

То, как учитель проводит урок или представляет задание, может повлиять на понимание и результат. Учащиеся могут ознакомить своих учителей со следующими полезными методами:

  • предоставление достаточного количества времени для выполнения заданий
  • предварительное заполнение имени, даты и названия заданий
  • подробное объяснение того, как оценивается каждый элемент
  • обмен предыдущими заданиями и оценками
  • предложение альтернатив письменным заданиям
    Стратегии для выполнения заданий

    Учащиеся могут использовать технологии и вспомогательные системы, помогающие им выполнять задания наилучшим образом, в том числе:

    • использование программного обеспечения для диктовки при письме
    • обращение к корректору для проверки работы
    • использование компьютера для набора задания
    • просьба о продлении времени на тесты

    Диагностика дисграфии и других нарушений обучаемости позволяет человеку получить доступ лечения, поддержки и учебных помещений.

    Поддержка близких, учителей и работы может сильно изменить жизнь людей с дисграфией. Многие школы, например, предлагают специальные условия для обучения и оценки лиц с дисграфией.

    Чем раньше человеку поставят диагноз, тем раньше он сможет получить лечение и реализовать стратегии, направленные на снижение влияния на обучение и повседневную жизнь.

    Без лечения дисграфия может повлиять на перспективы, самооценку и психическое здоровье человека.

    Некоторые люди с дисграфией улучшают свои навыки письма при лечении. Для других расстройство будет сохраняться, но стратегии лечения могут уменьшить его влияние на их жизнь.

    Людям следует обратиться к специалисту, если они считают, что у них или у ребенка проявляются признаки дисграфии.

    Возможно, сначала потребуется обратиться к семейному врачу, который может дать направление к специалисту. Или же дети могут получить доступ к специализированной помощи непосредственно в своей школе.

    Дисграфия — это неспособность к обучению, которая вызывает проблемы с почерком и правописанием. Это может оказать существенное влияние на жизнь людей.

    Однако лечение и соответствующие вмешательства могут помочь людям справиться со своими симптомами и уменьшить влияние дисграфии на их жизнь.

    Что это такое, типы, симптомы, тесты и многое другое

    Дисграфия — это нарушение обучаемости, характеризующееся трудностями при письме, такими как нарушение почерка, неправильное написание и проблемы с выбором правильных слов для использования.

    Дисграфия может поражать детей и взрослых. У детей с дисграфией иногда могут быть другие нарушения способности к обучению или расстройства. Когда это происходит во взрослом возрасте, оно обычно следует за травмой, такой как инсульт, и врачи могут называть это аграфией.

    В этой статье мы обсуждаем симптомы и диагностику дисграфии, а также предлагаем методы лечения и лечения.

    Поделиться на PinterestЛюдям с дисграфией может помочь трудотерапия, которая помогает улучшить мелкую моторику.

    Различные типы дисграфии включают:

    Дислексия дисграфия

    При этой форме дисграфии написанные слова, которые человек не скопировал из другого источника, неразборчивы, особенно по ходу письма. Скопированные записи или рисунки, с другой стороны, могут быть четкими.

    Правописание плохое, хотя мелкая моторика человека нормальная. Несмотря на название, человек с дисграфией дислексии не обязательно страдает дислексией.

    Моторная дисграфия

    Эта форма дисграфии возникает, когда у человека плохая мелкая моторика. У человека с моторной дисграфией также может быть плохая ловкость.

    Письменные работы, включая копии и рисунки, как правило, некачественные или неразборчивые. При очень больших усилиях ученика короткие образцы письма могут быть несколько разборчивыми. Орфографические способности обычно находятся в пределах нормы.

    Пространственная дисграфия

    Пространственная дисграфия возникает в результате проблем с пространственным восприятием. Это может проявляться в том, что вам трудно оставаться в пределах линий на листе бумаги или использовать правильный интервал между словами.

    Все формы почерка и рисунков лиц с этим типом дисграфии обычно неразборчивы. Навыки правописания обычно не нарушены.

    Дисграфия может вызывать разные симптомы у детей разного возраста.

    Симптомы также зависят от типа дисграфии, с которой сталкивается человек. У некоторых людей может быть только нарушение почерка или только нарушение правописания, в то время как у других могут быть и те, и другие.

    Признаки и симптомы могут включать:

    • плохой или неразборчивый почерк
    • неправильное или странное написание
    • неправильное написание заглавных букв
    • сочетание рукописного и печатного стилей письма
    • использование неправильных слов
    • 90 035 пропуск слов из предложений
    • медленное письмо скорость
    • усталость после написания коротких статей
    • неподходящий размер букв
    • неподходящий интервал между буквами
    • трудности с грамматикой и структурой предложения
    • необычное положение тела или рук при письме
    • произнесение слов вслух при их записи
    • наблюдение за руками во время письма
    • жесткий или необычный захват карандаша
    • избегание заданий, связанных с письмом или рисованием
    • трудности с конспектированием в школе или work

    Люди с дисграфией часто имеют другие проблемы с обучаемостью или проблемы с психическим здоровьем. Иногда проблема жизни с дисграфией может привести к беспокойству и низкой самооценке.

    В диагностике дисграфии часто участвуют несколько специалистов, включая семейного врача или педиатра, трудотерапевта и психолога.

    Врачу необходимо исключить другие заболевания, которые могут вызывать трудности с письмом. После этого психолог, специализирующийся на расстройствах обучения, может диагностировать дисграфию. Для этого они могут использовать:

    • академические тесты
    • задания на развитие мелкой моторики
    • тесты IQ
    • письменные тесты, такие как написание предложений или копирование слов

    Во время этих тестов специалист будет наблюдать за захватом карандаша, положением рук и тела, а также процессом письма. Они также проверят готовую работу на наличие признаков дисграфии.

    Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации устанавливает критерии для диагностики конкретных расстройств обучения, таких как дисграфия.

    Одним из критериев является то, что набор симптомов должен присутствовать в течение как минимум 6 месяцев, пока проводятся соответствующие вмешательства.

    Лекарства от дисграфии не существует, но люди могут научиться справляться со своими симптомами, чтобы сделать учебу и жизнь менее сложной.

    Методы лечения и ведения могут включать:

    Лекарства от сопутствующих состояний

    Те, у кого одновременно дисграфия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут заметить улучшение обоих состояний при приеме лекарств от СДВГ.

    Узнайте больше о лечении СДВГ здесь.

    Трудотерапия

    С помощью трудотерапии люди могут освоить определенные навыки и приемы, облегчающие письмо. Они могут научиться улучшать свои навыки мелкой моторики и могут заново научиться держать ручку или карандаш, чтобы лучше писать.

    Стратегии управления обучением

    Как дети, так и взрослые с дисграфией могут извлечь пользу из стратегий обучения для управления своим состоянием. Стратегии, которым человек учится, могут зависеть от его возраста и способностей.

    Следующие стратегии могут помочь людям всех возрастов научиться делать заметки в классе:

    Стратегии с использованием материалов для занятий

    Учащиеся могут извлечь пользу из нескольких приспособлений в классе, которые помогут им писать, в том числе:

    • пробовать различные типы ручек, карандашей и держателей карандашей
    • использовать бумагу с выпуклыми линиями, чтобы оставаться в пределах линий
    • использование распечатанных планов урока в классе для облегчения ведения записей
    Стратегии предоставления инструкций

    То, как учитель проводит урок или представляет задание, может повлиять на понимание и результат. Учащиеся могут ознакомить своих учителей со следующими полезными методами:

    • предоставление достаточного количества времени для выполнения заданий
    • предварительное заполнение имени, даты и названия заданий
    • подробное объяснение того, как оценивается каждый элемент
    • обмен предыдущими заданиями и оценками
    • предложение альтернатив письменным заданиям
      Стратегии для выполнения заданий

      Учащиеся могут использовать технологии и вспомогательные системы, помогающие им выполнять задания наилучшим образом, в том числе:

      • использование программного обеспечения для диктовки при письме
      • обращение к корректору для проверки работы
      • использование компьютера для набора задания
      • просьба о продлении времени на тесты

      Диагностика дисграфии и других нарушений обучаемости позволяет человеку получить доступ лечения, поддержки и учебных помещений.

      Поддержка близких, учителей и работы может сильно изменить жизнь людей с дисграфией. Многие школы, например, предлагают специальные условия для обучения и оценки лиц с дисграфией.

      Чем раньше человеку поставят диагноз, тем раньше он сможет получить лечение и реализовать стратегии, направленные на снижение влияния на обучение и повседневную жизнь.

      Без лечения дисграфия может повлиять на перспективы, самооценку и психическое здоровье человека.

      Некоторые люди с дисграфией улучшают свои навыки письма при лечении. Для других расстройство будет сохраняться, но стратегии лечения могут уменьшить его влияние на их жизнь.

      Людям следует обратиться к специалисту, если они считают, что у них или у ребенка проявляются признаки дисграфии.

      Возможно, сначала потребуется обратиться к семейному врачу, который может дать направление к специалисту. Или же дети могут получить доступ к специализированной помощи непосредственно в своей школе.

      Дисграфия — это неспособность к обучению, которая вызывает проблемы с почерком и правописанием.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts