что такое дисграфия у детей, основные виды и классификация
Общие сведения о дисграфииДисграфия – это частичное расстройство процесса письма. Особенность связана с недостаточной сформированностью либо распадом психофункций, которые участвуют в реализации и контроле письменной речи. Иными словами, дисграфик имеет стойкие повторяющиеся ошибки на письме. Эти ошибки не могут исчезнуть самостоятельно без системной профессиональной коррекции.
Также нужно понимать, что дисграфия у детей никоим образом не связана с их интеллектуальным развитием, а также с нарушениями слуха и/или зрения.
Очевидна также и взаимосвязь дислексии (стойкого нарушения в овладении навыков чтения) и дисграфии.Дело в том, что одно нарушение зачастую сопровождается другим, так как схожи причины возникновения данных особенностей. Письмо и чтение по своей структуре неразрывно связаны между собой. Плюс овладение письмом идёт параллельно с формированием устной речи и всех её сторон, в том числе со звукопроизношением, фонематическим восприятием, лексико-грамматической стороной речи, связной речью.
Дисграфия у детей чаще всего проявляется в начальной школе (1-4 классы), когда начинается систематические уроки и обучение письму. Однако не редко можно выявить трудности в овладении письменной речью и в более раннем возрасте. Дисграфия у дошкольников встречается в случае, если ребёнок учится читать и писать непосредственно до школы и имеет предрасположенность к наличию таковой.
Как и в случае с дислексией, нужно помнить: дисграфия как избирательное нарушение, связанное с трудностью освоения письменной речи, наблюдается у очень небольшого количества людей с трудностями обучения. В подавляющем большинстве случаев с дисграфией будет также проявляться в той или иной степени дислексия, дискалькулия, СДВГ и иные особенности, т.е будет наблюдаться комплекс особенностей, выраженный в трудностях обучения чтению, письму, счёту.
Европейская ассоциация дислексии приводит следующие наблюдения:
- 20-40% людей с дислексией имеют дискалькулию;
- 10-20% людей с дислексией страдают тревожным расстройством;
- 2-14% людей с дислексией страдают от депрессии;
- 8-18% людей с дислексией имеют синдром дефицита внимания и/или гиперактивности.
Причины дисграфии
На сегодня можно определить следующие причины возникновения дисграфии у детей:
- Биологические
- Социально-психологические
Дисграфия у детей, школьников — что это, как исправить, виды
Когда ребенок начинает учиться в начальных классах, родители могут с удивлением узнать от учительницы, что их малыш испытывает серьезные сложности с письмом. Достаточно часто новоиспеченный школьник при написании слов совершает множество специфических ошибок и, несмотря на все свои старания, выполняет письменные задания крайне медленно и неаккуратно. Именно так проявляется специфическая логопедическая патология – дисграфия.
Как понять, что у ребенка дисграфия?
По своей сути, дисграфия – это достаточно распространенный логопедический дефект, при котором нарушается письменная речь. Данное отклонение диагностируется практически у 30% учеников. Наличие патологии у младших школьников связано с недостаточной зрелостью психической системы, а также с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.
Наиболее часто наличие дисграфии обнаруживается именно в начале школьного обучения, когда происходит целенаправленное освоение данных навыков. В прописях ребенок делает фонетические ошибки различного характера.
Например, не различает схожие по звучанию буквы («з» и «с», «ж» и «ш», «т» и «д»), добавляет лишние или пропускает необходимые («весена» вместо «весна», «трлка» вместо «тарелка»), пишет слитно слова и проч.
На первых порах, просматривая работы такого ученика, преподаватель может сделать вывод о его лени, безответственности или неграмотности. Однако причина кроется гораздо глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, не могут справиться с правильным написанием слов.
Например, если сравнить ошибки двух учеников в написании слова «предложение», то ребенок с простым незнанием грамматических правил напишет «придложение», а малыш с дисграфией – «бретлошение». В таких нюансах и просматривается наличие данной патологии.
Более того, как правило, дисграфики пишут очень неаккуратно и криво. Как бы они не старались, им не удается успевать за более быстрыми одноклассниками, что становится причиной постоянной раздражительности, недовольства, подавленного настроения и пониженной самооценки. При этом довольно часто дисграфия дополняется дислексией (сложностями с чтением) и речевыми нарушениями.
Основные виды дисграфии
Исходя из особенностей письменных нарушений, специалисты выделяют пять основных видов дисграфии. Рассмотрим подробнее, как проявляется каждый из них.
Акустическая дисграфия
Ребенок правильно выговаривает слова и не испытывает сложностей со слухом, однако, при отображении информации на бумаге заменяет буквы на схожие с ними по звучанию. Это могут быть гласные или согласные буквы, звонкие или глухие, шипящие или свистящие. Ученик может также испытывать затруднения с правильным отображением букв в мягкой форме.
Например: «дикданд» – «диктант», «масина» – «машина», «сыпленок» – «цыпленок», а также «лублу» – «люблю», «сьюртук» – «сюртук».
Артикулярно-акустическая дисграфия
Проблемы с написанием слов являются результатом неправильного их произношения. Ребенок, который имеет логопедические дефекты и делает ошибки во время разговора, не может правильно перенести звуки на бумагу. То есть, как ученик говорит, так он и записывает. Соответственно, если у малыша неправильное произношение, то и написание будет таким же.
Например: «лыба» – «рыба», «лабота» – «работа», «заяс» – «заяц», «сапка» – «шапка», «наса скола» – «наша школа».
Оптическая дисграфия
У ребенка возникают трудности с визуальным отображением письменных знаков. Ученик может присваивать буквам дополнительные детали, петельки, галочки или крючочки, либо же терять необходимые их элементы. Довольно часто наблюдается зеркальное написание букв, особенно в тех случаях, когда школьник – левша.
Пример: наиболее часто ребенок путает написание схожих букв «и» – «ш», «о» – «а», теряет элементы символов «» – «А» или же отображает их зеркально «Е» – «З».
Читайте также: Оптическая дисграфия: как определить и исправить
Аграмматическая дисграфия
Становится заметной лишь после того, как учащиеся осваивают основные грамматические правила. Наиболее часто это происходит это во 2 или 3 классе. Ребенок при этом делает множество ошибок при склонении слов или согласовании всех членов предложения, неправильно образовывает множественное число и неуместно его использует. Возникают сложности во время конструирования сложных предложений. Также наблюдаются проблемы при формировании уменьшительной формы слов и относительных прилагательных.
Например: «хороший девочка» – «хорошая девочка», «доброму мальчик» – «добрый мальчик», «дерева» – «деревья», «рукавы» – «рукава», «котенки» – «котята», «одна чашки» – «одна чашка», «кожевый» – «кожаный», «машины ехала на дороге» – «машина ехала по дороге».
Такой вид дисграфии наиболее распространен среди у детей, растущих в двуязычных семьях. Если малыш параллельно учится разговаривать на разных языках, то вполне возможно, что в будущем возникнут сложности с письмом на одном из них.
Нарушения языкового анализа и синтеза
Ученик двукратно прописывает одно и то же слово либо же наоборот, пропускает составляющие предложения. Имеет место также произвольная перестановка слогов, написание нескольких слов или их частей слитно. Школьнику сложно разделить слова на слоги или звуки, в результате чего он может упускать некоторые буквы или ставить их в неправильном порядке. Наблюдаются пропуски слогов, их перестановка или добавление. В целом, при данном виде дисграфии формируются сложности с делением текста на отдельные слова, слов – на слоги, слогов – на звуки.
Например: «лодк» – «лодка», «магази» – «магазин», «лес ник» – «лесник», «вскоч ил» – «вскочил», «кулбок» – «клубок», «весена» – «весна», «моцикл» – «мотоцикл», «казерло» – «зеркало», «глва» – «голова».
Читайте также: Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?
Можно ли устранить дисграфию у ребенка?
Дисграфия – это дефект, который поддается коррекции. Дети с такой патологией успешно развиваются, вырастают и достигают успехов. Подтверждением этому могут послужить известные люди, у которых в детском возрасте была диагностирована дисграфия, среди которых Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Мерлин Монро, Владимир Маяковский и многие другие.
Ключевая задача родителей такого ребенка – привлечь грамотного логопеда-дефектолога для решения данной задачи. Коррекционный курс разрабатывается после определения вида дисграфии и тяжести патологии. Логопед составляет упражнения, которые позволяют восполнить дефекты в произношении звуков, скорректировать речь, сформировать распознавание звуков и букв, развить моторику и другие психические функции ребенка.
Дата публикации: 25.02.2019. Последнее изменение: 18.07.2022.
Что это такое, типы, симптомы, тесты и многое другое
Дисграфия — это нарушение обучаемости, характеризующееся трудностями при письме, такими как нарушение почерка, неправильное написание и проблемы с выбором правильных слов для использования.
Дисграфия может поражать детей и взрослых. У детей с дисграфией иногда могут быть другие нарушения способности к обучению или расстройства. Когда это происходит во взрослом возрасте, оно обычно следует за травмой, такой как инсульт, и врачи могут называть это аграфией.
В этой статье мы обсуждаем симптомы и диагностику дисграфии, а также предлагаем методы лечения и лечения.
Поделиться на PinterestЛюдям с дисграфией может помочь трудотерапия, которая помогает улучшить мелкую моторику.Различные типы дисграфии включают:
Дислексия дисграфия
При этой форме дисграфии написанные слова, которые человек не скопировал из другого источника, неразборчивы, особенно по ходу письма. Скопированные записи или рисунки, с другой стороны, могут быть четкими.
Правописание плохое, хотя мелкая моторика человека нормальная. Несмотря на название, человек с дисграфией дислексии не обязательно страдает дислексией.
Моторная дисграфия
Эта форма дисграфии возникает, когда у человека плохая мелкая моторика. У человека с моторной дисграфией также может быть плохая ловкость.
Письменные работы, включая копии и рисунки, как правило, некачественные или неразборчивые. При очень больших усилиях ученика короткие образцы письма могут быть несколько разборчивыми. Орфографические способности обычно находятся в пределах нормы.
Пространственная дисграфия
Пространственная дисграфия возникает в результате проблем с пространственным восприятием. Это может проявляться в том, что вам трудно оставаться в пределах линий на листе бумаги или использовать правильный интервал между словами.
Все формы почерка и рисунков лиц с этим типом дисграфии обычно неразборчивы. Навыки правописания обычно не нарушены.
Дисграфия может вызывать разные симптомы у детей разного возраста.
Симптомы также зависят от типа дисграфии, с которой сталкивается человек. У некоторых людей может быть только нарушение почерка или только нарушение правописания, в то время как у других могут быть и те, и другие.
Признаки и симптомы могут включать:
- плохой или неразборчивый почерк
- неправильное или странное написание
- неправильное написание заглавных букв
- сочетание рукописного и печатного стилей письма
- использование неправильных слов 90 035 пропуск слов из предложений
- медленное письмо скорость
- усталость после написания коротких статей
- неподходящий размер букв
- неподходящий интервал между буквами
- трудности с грамматикой и структурой предложения
- необычное положение тела или рук при письме
- произнесение слов вслух при их записи
- наблюдение за руками во время письма
- жесткий или необычный захват карандаша
- избегание заданий, связанных с письмом или рисованием
- трудности с конспектированием в школе или work
Люди с дисграфией часто имеют другие проблемы с обучаемостью или проблемы с психическим здоровьем. Иногда проблема жизни с дисграфией может привести к беспокойству и низкой самооценке.
В диагностике дисграфии часто участвуют несколько специалистов, включая семейного врача или педиатра, трудотерапевта и психолога.
Врачу необходимо исключить другие заболевания, которые могут вызывать трудности с письмом. После этого психолог, специализирующийся на расстройствах обучения, может диагностировать дисграфию. Для этого они могут использовать:
- академические тесты
- задания на развитие мелкой моторики
- тесты IQ
- письменные тесты, такие как написание предложений или копирование слов
Во время этих тестов специалист будет наблюдать за захватом карандаша, положением рук и тела, а также процессом письма. Они также проверят готовую работу на наличие признаков дисграфии.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации устанавливает критерии для диагностики конкретных расстройств обучения, таких как дисграфия.
Одним из критериев является то, что набор симптомов должен присутствовать в течение как минимум 6 месяцев, пока проводятся соответствующие вмешательства.
Лекарства от дисграфии не существует, но люди могут научиться справляться со своими симптомами, чтобы сделать учебу и жизнь менее сложной.
Методы лечения и ведения могут включать:
Лекарства от сопутствующих состояний
Те, у кого одновременно дисграфия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут заметить улучшение обоих состояний при приеме лекарств от СДВГ.
Узнайте больше о лечении СДВГ здесь.
Трудотерапия
С помощью трудотерапии люди могут освоить определенные навыки и приемы, облегчающие письмо. Они могут научиться улучшать свои навыки мелкой моторики и могут заново научиться держать ручку или карандаш, чтобы лучше писать.
Стратегии управления обучением
Как дети, так и взрослые с дисграфией могут извлечь пользу из стратегий обучения для управления своим состоянием. Стратегии, которым человек учится, могут зависеть от его возраста и способностей.
Следующие стратегии могут помочь людям всех возрастов научиться делать заметки в классе:
Стратегии с использованием материалов для занятий
Учащиеся могут извлечь пользу из нескольких приспособлений в классе, которые помогут им писать, в том числе:
- пробовать различные типы ручек, карандашей и держателей карандашей
- использовать бумагу с выпуклыми линиями, чтобы оставаться в пределах линий
- использование распечатанных планов урока в классе для облегчения ведения записей
Стратегии предоставления инструкций
То, как учитель проводит урок или представляет задание, может повлиять на понимание и результат. Учащиеся могут ознакомить своих учителей со следующими полезными методами:
- предоставление достаточного количества времени для выполнения заданий
- предварительное заполнение имени, даты и названия заданий
- подробное объяснение того, как оценивается каждый элемент
- обмен предыдущими заданиями и оценками
- предложение альтернатив письменным заданиям
Стратегии для выполнения заданий
Учащиеся могут использовать технологии и вспомогательные системы, помогающие им выполнять задания наилучшим образом, в том числе:
- использование программного обеспечения для диктовки при письме
- обращение к корректору для проверки работы
- использование компьютера для набора задания
- просьба о продлении времени на тесты
Диагностика дисграфии и других нарушений обучаемости позволяет человеку получить доступ лечения, поддержки и учебных помещений.
Поддержка близких, учителей и работы может сильно изменить жизнь людей с дисграфией. Многие школы, например, предлагают специальные условия для обучения и оценки лиц с дисграфией.
Чем раньше человеку поставят диагноз, тем раньше он сможет получить лечение и реализовать стратегии, направленные на снижение влияния на обучение и повседневную жизнь.
Без лечения дисграфия может повлиять на перспективы, самооценку и психическое здоровье человека.
Некоторые люди с дисграфией улучшают свои навыки письма при лечении. Для других расстройство будет сохраняться, но стратегии лечения могут уменьшить его влияние на их жизнь.
Людям следует обратиться к специалисту, если они считают, что у них или у ребенка проявляются признаки дисграфии.
Возможно, сначала потребуется обратиться к семейному врачу, который может дать направление к специалисту. Или же дети могут получить доступ к специализированной помощи непосредственно в своей школе.
Дисграфия — это неспособность к обучению, которая вызывает проблемы с почерком и правописанием. Это может оказать существенное влияние на жизнь людей.
Однако лечение и соответствующие вмешательства могут помочь людям справиться со своими симптомами и уменьшить влияние дисграфии на их жизнь.
Что это такое, типы, симптомы, тесты и многое другое
Дисграфия — это нарушение обучаемости, характеризующееся трудностями при письме, такими как нарушение почерка, неправильное написание и проблемы с выбором правильных слов для использования.
Дисграфия может поражать детей и взрослых. У детей с дисграфией иногда могут быть другие нарушения способности к обучению или расстройства. Когда это происходит во взрослом возрасте, оно обычно следует за травмой, такой как инсульт, и врачи могут называть это аграфией.
В этой статье мы обсуждаем симптомы и диагностику дисграфии, а также предлагаем методы лечения и лечения.
Поделиться на PinterestЛюдям с дисграфией может помочь трудотерапия, которая помогает улучшить мелкую моторику.Различные типы дисграфии включают:
Дислексия дисграфия
При этой форме дисграфии написанные слова, которые человек не скопировал из другого источника, неразборчивы, особенно по ходу письма. Скопированные записи или рисунки, с другой стороны, могут быть четкими.
Правописание плохое, хотя мелкая моторика человека нормальная. Несмотря на название, человек с дисграфией дислексии не обязательно страдает дислексией.
Моторная дисграфия
Эта форма дисграфии возникает, когда у человека плохая мелкая моторика. У человека с моторной дисграфией также может быть плохая ловкость.
Письменные работы, включая копии и рисунки, как правило, некачественные или неразборчивые. При очень больших усилиях ученика короткие образцы письма могут быть несколько разборчивыми. Орфографические способности обычно находятся в пределах нормы.
Пространственная дисграфия
Пространственная дисграфия возникает в результате проблем с пространственным восприятием. Это может проявляться в том, что вам трудно оставаться в пределах линий на листе бумаги или использовать правильный интервал между словами.
Все формы почерка и рисунков лиц с этим типом дисграфии обычно неразборчивы. Навыки правописания обычно не нарушены.
Дисграфия может вызывать разные симптомы у детей разного возраста.
Симптомы также зависят от типа дисграфии, с которой сталкивается человек. У некоторых людей может быть только нарушение почерка или только нарушение правописания, в то время как у других могут быть и те, и другие.
Признаки и симптомы могут включать:
- плохой или неразборчивый почерк
- неправильное или странное написание
- неправильное написание заглавных букв
- сочетание рукописного и печатного стилей письма
- использование неправильных слов 90 035 пропуск слов из предложений
- медленное письмо скорость
- усталость после написания коротких статей
- неподходящий размер букв
- неподходящий интервал между буквами
- трудности с грамматикой и структурой предложения
- необычное положение тела или рук при письме
- произнесение слов вслух при их записи
- наблюдение за руками во время письма
- жесткий или необычный захват карандаша
- избегание заданий, связанных с письмом или рисованием
- трудности с конспектированием в школе или work
Люди с дисграфией часто имеют другие проблемы с обучаемостью или проблемы с психическим здоровьем. Иногда проблема жизни с дисграфией может привести к беспокойству и низкой самооценке.
В диагностике дисграфии часто участвуют несколько специалистов, включая семейного врача или педиатра, трудотерапевта и психолога.
Врачу необходимо исключить другие заболевания, которые могут вызывать трудности с письмом. После этого психолог, специализирующийся на расстройствах обучения, может диагностировать дисграфию. Для этого они могут использовать:
- академические тесты
- задания на развитие мелкой моторики
- тесты IQ
- письменные тесты, такие как написание предложений или копирование слов
Во время этих тестов специалист будет наблюдать за захватом карандаша, положением рук и тела, а также процессом письма. Они также проверят готовую работу на наличие признаков дисграфии.
Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (DSM-5) Американской психиатрической ассоциации устанавливает критерии для диагностики конкретных расстройств обучения, таких как дисграфия.
Одним из критериев является то, что набор симптомов должен присутствовать в течение как минимум 6 месяцев, пока проводятся соответствующие вмешательства.
Лекарства от дисграфии не существует, но люди могут научиться справляться со своими симптомами, чтобы сделать учебу и жизнь менее сложной.
Методы лечения и ведения могут включать:
Лекарства от сопутствующих состояний
Те, у кого одновременно дисграфия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), могут заметить улучшение обоих состояний при приеме лекарств от СДВГ.
Узнайте больше о лечении СДВГ здесь.
Трудотерапия
С помощью трудотерапии люди могут освоить определенные навыки и приемы, облегчающие письмо. Они могут научиться улучшать свои навыки мелкой моторики и могут заново научиться держать ручку или карандаш, чтобы лучше писать.
Стратегии управления обучением
Как дети, так и взрослые с дисграфией могут извлечь пользу из стратегий обучения для управления своим состоянием. Стратегии, которым человек учится, могут зависеть от его возраста и способностей.
Следующие стратегии могут помочь людям всех возрастов научиться делать заметки в классе:
Стратегии с использованием материалов для занятий
Учащиеся могут извлечь пользу из нескольких приспособлений в классе, которые помогут им писать, в том числе:
- пробовать различные типы ручек, карандашей и держателей карандашей
- использовать бумагу с выпуклыми линиями, чтобы оставаться в пределах линий
- использование распечатанных планов урока в классе для облегчения ведения записей
Стратегии предоставления инструкций
То, как учитель проводит урок или представляет задание, может повлиять на понимание и результат. Учащиеся могут ознакомить своих учителей со следующими полезными методами:
- предоставление достаточного количества времени для выполнения заданий
- предварительное заполнение имени, даты и названия заданий
- подробное объяснение того, как оценивается каждый элемент
- обмен предыдущими заданиями и оценками
- предложение альтернатив письменным заданиям
Стратегии для выполнения заданий
Учащиеся могут использовать технологии и вспомогательные системы, помогающие им выполнять задания наилучшим образом, в том числе:
- использование программного обеспечения для диктовки при письме
- обращение к корректору для проверки работы
- использование компьютера для набора задания
- просьба о продлении времени на тесты
Диагностика дисграфии и других нарушений обучаемости позволяет человеку получить доступ лечения, поддержки и учебных помещений.
Поддержка близких, учителей и работы может сильно изменить жизнь людей с дисграфией. Многие школы, например, предлагают специальные условия для обучения и оценки лиц с дисграфией.
Чем раньше человеку поставят диагноз, тем раньше он сможет получить лечение и реализовать стратегии, направленные на снижение влияния на обучение и повседневную жизнь.
Без лечения дисграфия может повлиять на перспективы, самооценку и психическое здоровье человека.
Некоторые люди с дисграфией улучшают свои навыки письма при лечении. Для других расстройство будет сохраняться, но стратегии лечения могут уменьшить его влияние на их жизнь.
Людям следует обратиться к специалисту, если они считают, что у них или у ребенка проявляются признаки дисграфии.
Возможно, сначала потребуется обратиться к семейному врачу, который может дать направление к специалисту. Или же дети могут получить доступ к специализированной помощи непосредственно в своей школе.
Дисграфия — это неспособность к обучению, которая вызывает проблемы с почерком и правописанием.