Понятие «идеального» в философии
Министерство науки и образования Донецкой Народной Республики
Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Реферат
на тему: «Понятие «идеального» в философии»
выполнила: студентка 2 курса __ мед.факультета __ группы ФИО |
Донецк 2016
Понятия «материальное» и «идеальное» являются в философии наиболее фундаментальными. Понятие «материальное» отражает вещественность, зримость реальных объектов. Эта категория в истории философии прошла длительный путь своего осмысления. Противоположностью категории «материальное» выступает категория «идеальное», обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности».
Идеальное — важнейшее свойство сознания. На протяжении многих веков проблема идеального остается одной из самых актуальных и сложных в мировой философии. Именно из противоположного отношения к природе и идеальному в философской мысли рождается противостояние материализма и идеализма, а также разнообразные «прочтения» идеального и материального в различных философских школах. |
Уже философы древности исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Поэтому наряду с понятием «материя» одним из базовых философских понятий стала категория идеального. Проблема идеального, духовного мира в целом и субъективного мира человека, его индивидуального духовного мира на протяжении тысячелетий привлекала внимание философов.
Однако и сегодня духовный мир человека хранит многие тайны, по-прежнему оставаясь своего рода «вещью-в-себе». Стремясь выработать новое понимание идеального, современная философия обобщает и анализирует все сведения о нем, накопленные в разных областях теории и практики. Притом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием материальным.
Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит Платону. Именно он впервые обосновал концепцию удвоения мира, представив его как состоящий из мира вечных, неизменных сущностей — идей и мира изменчивых, конечных во времени материальных предметов.
Эти мысли Платона получили признание и дальнейшее развитие в средневековой религиозной философии, исходившей из признания существования двух миров — божественного и земного, а в человеке — двух начал, духовного и телесного.
По мере развития философской мысли внимание философов вновь и вновь обращалось к выяснению специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Причем решение этих вопросов в рамках материализма и идеализма всегда было неодинаковым. Острые споры велись вокруг следующих двух вопросов:
— какова специфика идеального, в чем состоит его отличие от материального;
— каково соотношение, субординация этих двух реальностей, какая из них является порождающей, первичной.
Позиция философов-материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой то же самое по своим свойствам, что и явления материальные. По мнению Демокрита, душа человека, как и весь окружающий мир, состоит из атомов, только более легких и подвижных.
Точка зрения философов-идеалистов, начиная с Платона, состояла в том, что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности, резко отличающийся от материального. Так, поддерживая и развивая линию Платона, немецкий философ Г. Лейбниц говорил, что, если даже можно было бы увеличить мозг до размеров большой ветряной мельницы, то и в этом случае в нем не удалось бы обнаружить каких-то носителей идеального; там нельзя было бы увидеть ничего, кроме отдельных нервных клеток. Следовательно, идеальное не есть материальное, а есть нечто иное.
И сегодня философы-идеалисты, продолжая спор с материалистами, говорят, что мнение о тождестве материального и идеального столь же безосновательно, как и утверждение, что масло есть то же самое, что и дерево, а вода есть то же самое, что и железо. Конечно, идеалисты не отрицают существующей связи, взаимодействия между двумя видами бытия, но связь и взаимодействие, подчеркивают они, далеко не то же самое, что тождество. Самые чувствительные физические приборы типа «детекторов лжи», созданные современной наукой, потому и не являются вполне точными, что они фиксируют только факт взаимодействия физического и психического, а не сам феномен идеального, в котором нет ни грамма материального, вещественного.
Идеалисты исходят из того, что идеальное, духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет совокупность наиболее общих понятий, универсалий, таких, как сущее, единое, истинное, благое, прекрасное и т. п. Концепция идеализма представляет идеальное не только, как нечто совершенно иное, чем материальное, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно и обладающее способностью порождать все материальное.
«Идеальное» — это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота, справедливость и т.п.), которые подлежат реализации в деятельности человека.
Идеальное бытие существует в двух формах — в форме духовного, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (субъективный дух), и в форме того, которое может существовать вне индивидов, то есть объективируется (объективный дух). Первая форма — это весь психический мир индивида. Сюда мы можем отнести:
— самосознание, то есть осознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своего положения в обществе, отношения к другим людям, словом, себя как особой и единой личности;
— бессознательное, понятие используемое для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются;
— сверхсознание – особая сфера человеческого сознания, к которой относятся такие компоненты высшей психической деятельности, как интуиция и озарение, то есть способность человека получать достоверные знания без предварительных логических обоснований.
Бытие субъективного духа — важнейшая сторона бытия индивида, интегральная составляющая, без которой невозможно человеческое бытие, его диалектическое развитие.
Бытие субъективного духа не оторвано от эволюции бытия как целого. Оно не существует отдельно, обособленно и от совокупной жизнедеятельности индивидуального человеческого существа, от которой во многих отношениях зависит. Оно «локализовано» в общественном человеке и по своей сущности является особой разновидностью духовного, обусловленного также бытием общества и развитием истории. Вот почему субъективный и объективный так тесно переплетены, способны «переливаться» друг в друга. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне». И тогда возникает вторая форма бытия — объективный дух .
Объективный дух принадлежат к внеиндивидуальным формам идеального бытия. Наиболее универсальными являются языковые формы существования, воплощения духовного — буквы, слова, предложения, тексты, правила, богатые варианты развитого языка выступают и как реальность, также обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей.
Объективный дух, как и субъективный дух, обязательно материализуются, причем оба вида духовного материально воплощаются в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного — это материальные предметы и процессы (книги, чертежи и формулы, проекты, холсты и краски картин, мрамор и бронза статуй, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и т. д.). Сегодня функции хранения и использования социальной памяти все чаще передаются современным машинам, что значительно повышает роль тех исследований сознания и знания, которые сконцентрированы именно вокруг объективированного духовного.
А идеи красоты, справедливости, истины? Как бы ни изменялись представления людей о красоте, благе, добре, истине, все-таки сложились обобщенные представления, критерии и нормы, регулирующие процессы художественного, нравственного, научного творчества. Такие идеи в процессе развития человечества кристаллизуются, формируя духовные сокровища общечеловеческих ценностей. Отсюда, однако, неправомерно делать вывод об абсолютной независимости бытия духовного от бытия мира природного и человеческого. Бытие идей не просто неотделимо от бытия природы и человеческого мира, но изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое.
Духовная жизнь человечества, духовное богатство цивилизации и культуры, социальная жизнь — это специфическое «место бытия» объективного духа, чем и определяется его место в целостном бытии.
Философская интерпретация идеального эволюционирует от вопроса о соотношении сознания, идеи и материи, предметов реального мира. Идеалистическая традиция рассматривает идеальное как конструктивно преобразующую сущность действительности, импульс изменения и развития вещественного мира, а мир материальных явлений как сферу реализации, выражения и проявления идеального. |
Идеальное как внепространственность, недоступность чувственному восприятию, невещественность, невидимость, неслышимость и т.п. чувственных образов и знаково-символического мышления существует лишь в восприятии, воображении чувствующего и мыслящего общественного субъекта. В этом принципиальное отличие реальности сознания от реальности материального; психического, субъективного — от физического, объективного. |
«Идеальное» обозначает как сам процесс, так и результат этого процесса, а именно процесса идеализации, психического отражения действительности, формирующего образ предмета, который, в свою очередь, является «идеальной формой бытия предмета в голове человека». Изначально идеальные образы возникают и формируются как момент практического отношения человека к миру, опосредованного формами, созданными предшествующими поколениями людей. |
Идеальное, будучи миром образов и понятий, обладает собственной логикой, относительной самостоятельностью собственного функционирования, определенным уровнем свободы, выражающейся в способности идеального порождать новое или вообще нечто, непосредственно в действительности не встречающееся и являющееся результатом духовной деятельности. |
Идеальное всегда остается личностным явлением, субъективным проявлением мозговых процессов человека. Последние актуализируют для индивида информацию в виде субъективных переживаний, знаний и т.п. Неактуализированная для личности (потенциальная) информация, хранящаяся в различных структурах головного мозга, зафиксированная в памятниках культуры, произведениях искусства, книгах, инженерных сооружениях и разработках, никак не может быть соотнесена с понятием идеального, пока не станет актуальной для сознания индивида. |
Идеальное всегда остается тождественным индивидуальному сознанию, определяющему и формирующему в свою очередь сознание общественное. Только в процессе актуализации, распредмечивания форм общественного сознания сознанием конкретных индивидов общественное сознание становится идеальным, субъективной реальностью сознания этих индивидов. |
В философской литературе встречается и точка зрения на идеальное как на творчество в широком смысле слова, т.е. его активность, конструктивность, направленность мысли на новое, избирательную интенциональность, опережающий характер отражения действительности и т.п. В этом смысле идеальное как креативность сознания представляет собой целенаправленное, контролируемое и управляемое личностью отражение внешнего и внутреннего мира. Именно поэтому идеальное включает в свое содержание эмоционально-волевые компоненты, интуицию, ценностные структуры, определяющие оценку явлений действительности и соответственно выбор желаемого будущего. Идеальное становится мысленным «проигрыванием» будущих вариантов действия, постоянно опережает в своих идеальных структурах структуры будущей практики. |
Итак, идеальное многозначно в своих сущностных характеристиках, что обусловливает и многообразие философских классификаций идеального содержания сознания. |
Литература:
http://vseshpargalki.narod.ru/shporgalki/ShporaPhilosof/Index50.html
http://www.labex.ru/page/g14_fil_lek_42.html
http://libsib.ru/filosofiya/teoreticheskie-osnovaniya-filosofii-problemi-ponyatiya-printsipi/problema-idealnogo-v-filosofii
Идеальное | Понятия и категории
«Идеальное есть не что иное, как материальное,
пересаженное в человеческую голову
и преобразованное в ней»
К. Маркс.
Д. Россетти. Благовещение.
ИДЕАЛЬНОЕ — особый способ бытия объекта, его представленности (активного отражения) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Эта философская категория часто определяется негативно — как противоположное материальному. С позиций материализма, «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс). Преобразование происходит в процессе материального и духовного производства, порождающего соответственно потребностям общества многообразные формы отражения действительности в мозге: чувственные и умственные образы, способы их построения и оперирования, духовные ценности и ориентации…
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНОЕ — понятие, выражающее природу мышления и высших психических функций и ставшее предметом многочисленных дискуссий в отечественной философии советского периода. Изучение идеального началось с конца 20-х годов не в философии, а в психологии. В культурно-исторической концепции психики Выготского впервые в советское время представлен «отрыв» культурной (идеальной) формы от ее создателя; для объяснения природы мышления использовался метод «Капитала» К. Маркса. Идеи Выготского развивали А. Н. Леонтьев, Лурия, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин и др. В 30-40-х годах в работах А. Н.
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНОЕ (от греч. idea — вид, образ). Философское понятие, выражающее собой субъективное отражение реального мира. Это понятие конкретизируется, как правило, негативно, определяясь как противоположное материальному. При этом оно может приобретать, например, такие атрибуты, как внепространственность, вневременпость, неделимость и т. д. Одним из основных идеальных объектов — часто наряду с Богом — считается душа. Существует несколько принципиально различных подходов к ее трактовке.
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНОЕ — 1) Нечто существующее не в действительности, а в сознании; отражение предмета, явления в психике. В этом смысле идеальное противопоставляется реальному. 2) Результат процесса идеализации — абстрактный объект, который не может быть дан в опыте («точка», «абсолютно чёрное тело», «идеальный газ» и т. д.). 3) Нечто совершенное, соответствующее идеалу. С точки зрения материализма, «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (К. Маркс).
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНОЕ — особый способ бытия предмета, отраженного в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Как производное от материального идеальное становится относительно самостоятельным, активным началом жизнедеятельности. Благодаря наличию идеального человек способен не только отображать действительность, но и преобразовывать ее как в сознании, так и на практике. Преобразование может вести к неадекватной реальности, иллюзорным продуктам идеального.
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНОЕ — философская категория, соотносительная с понятием материи: И. — это нематериальное. Широта понятия И. не допускает конкретизации, которая может привести к сужению его объема. И. либо определяет возникновение и поддерживает дальнейшее существование материального (в идеалистической философской традиции), либо является продуктом и «функцией» материального первоначала (в материалистической философии), либо (в дуализме) совместно с материей порождает весь мир.
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНОЕ — субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 23. С. 21). В материалистической философии до Маркса предметы рассматривались как нечто внешнее, противостоящее субъекту в виде объекта созерцания, а не деятельности. В результате идеальное оказывалось либо совокупностью реакций организма на воздействие материальных сил, либо проявлением духовной активности субъекта, при которой связь его духовных и телесных отправлений выступала как непостижимая. Идеалисты, как правило, подчеркивали сверхчувственный характер такой активности, рассматривая идеальное как характеристику, проявление особой нематериальной субстанции: «мирового разума» и т. п. При этом они абсолютизировали ту роль, которую идеальное играет в человеческой деятельности, видя в ней исходный пункт, всеобщее начало последней (нем. классический идеализм). С точки зрения марксистской философии идеальное — формы (образы) не зависящего от человека бытия и вся совокупность их общественных значений, образующих цели и мотивы его сознательной деятельности…
Tags:
Философия
ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП — одно из центральных методологических понятий в теории М. Вебера, соединяющее в своей структуре аксиологические и логические аспекты познания. И.т. — теоретическая конструкция (понятие или система понятий), представляющая определенный аспект (процесс, связь и др.) социальной реальности в индивидуальном своеобразии и логической непротиворечивости. Необходимость выработки такого понятия связана с потребностью в ориентировке исследователя в многообразном эмпирическом материале, с целью избежать предвзятого построения схем или гипотез. Сам И.т.
Tags:
Методология
ИДЕАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ В МАТЕМАТИКЕ — математические понятия, не имеющие видимой связи с объектами реального мира. Понятие И.о. в м. возникло из естественного различия межцу объектами, имеющими определенный коррелят в опыте, и объектами, у которых такой коррелят отсутствует. К этому различению приводит, в частности, введение в математику мнимых чисел и бесконечно малых величин. Лейбниц говорил о бесконечно малых величинах как о фикциях, которые ничему не соответствуют в опыте, но которые полезны в математике для ее внутренних нужд. Эти же идеи мы видим у Эйлера и Л. Карно.
Tags:
Философия
Определение, значение, назначение и использование
РЕКЛАМА:
«Идеальный тип» — один из самых известных вкладов Вебера в современную социологию. Она занимает очень важное место в его методологии. Вебер считал, что разработка концептуальных инструментов является обязанностью социологов. Важнейшим из таких концептуальных инструментов является идеальный тип.
Определение и значение :
Согласно New Websters Dictionary, «идеал» — это «концепция или эталон чего-то в его наивысшем совершенстве». Это относится к ментальному образу или концепции, а не к материальному объекту. Это модель. Термин «тип» означает род, класс или группу, отличающиеся определенным признаком. Таким образом, в общем, мы можем концептуализировать идеальный тип как вид, категорию, класс или группу объектов, вещей или людей с определенным характером, который кажется лучшим примером этого.
РЕКЛАМА:
Вебер использовал идеальный тип в особом смысле. Для него идеальный тип — это умственная конструкция, подобная модели, для тщательного изучения и систематической характеристики конкретной ситуации. Действительно, он использовал идеальный шрифт как методологический инструмент для понимания и анализа социальной реальности.
Методология – это концептуальная и логическая исследовательская процедура, с помощью которой развиваются знания. Исторически сложилось так, что большая часть методологической озабоченности социальных наук была направлена на установление их научной репутации.
Макса Вебера особенно интересовала проблема объективности в социальных науках. Поэтому он использовал идеальный тип как методологический инструмент, который объективно смотрит на реальность. Он исследует, классифицирует, систематизирует и определяет социальную реальность без субъективных предубеждений. Идеальные типы не имеют ничего общего со значениями. Его функция как исследовательского инструмента заключается в классификации и сравнении.
Процитировать Макса Вебера:
РЕКЛАМА:
«Идеальное типовое понятие разовьет наши навыки вменения в исследованиях. Это не описание реальности, но оно направлено на то, чтобы придать этому описанию недвусмысленные средства выражения». Другими словами, идеальные типы — это понятия, сформулированные на основе фактов, тщательно и аналитически собранных для эмпирического исследования. В этом смысле идеальные типы — это конструкции или концепции, которые используются в качестве методологических устройств или инструментов в нашем понимании и анализе любой социальной проблемы.
Подобно тому, как идеальная модель строится естествоиспытателями как инструмент и средство познания природы, так и обществовед создает идеальный тип как инструмент систематизации и осмысления отдельных фактов, по которым исследователь может соизмерять действительность. Это происходит из-за его отделения от эмпирической реальности и отличия от нее.
Вебер, Идеальный тип может служить мерилом реальности. Целью построения «идеальных типов» является не сравнение эмпирической ситуации с идеальным типом, а сравнение нескольких эмпирических ситуаций друг с другом; посредством идеального типа и вывести проверяемую гипотезу, объясняющую различные отклонения. Другими словами, идеальные типы помогают направлять и структурировать сравнительные исследования.
Согласно Веберу, социологическая наука могла развиваться на основе понятия идеального типа. Вебер, социология занимается социальными действиями и социальным поведением. Каждое социальное действие имеет идеал. «Идеальный тип» социального действия находится в нашем уме. Например, мы говорим, что конкретный человек «идеалист».
РЕКЛАМА:
Термин идеалист есть идея, а как можно назвать человека идеалистом? Как мы можем применить идею к конкретному человеку? Это только потому, что у нас есть представление о значении термина «идеалист», и это представление является идеей идеального типа. Именно благодаря этим теоретическим и рациональным концепциям мы можем судить о человеке как об идеалисте. Это доказывает, что каждый человек имеет в себе определенные представления о совершенном социальном действии или поведении, и этот идеальный тип субъективен, то есть находится в сознании человека.
Жюльен Фрейнд пишет: «Идеальным типом социолог способен измерить разрыв между идеальным типическим, объективно возможным действием и эмпирическим действием и установить роль иррациональности и случайности или вторжения случайных, эмоциональных и других элементов. ”
По Веберу:
«Идеальный тип образуется односторонним акцентированием одной или нескольких точек зрения и синтезом множества расплывчатых, дискретных, более или менее присутствующих, а иногда и отсутствующих, конкретных отдельных явлений, расположенных по односторонне подчеркнутые точки зрения в единую аналитическую конструкцию…. В своей концептуальной чистоте эта ментальная конструкция… нельзя найти эмпирически нигде в реальности».
РЕКЛАМА:
Несмотря на приведенное выше определение, Вебер не был полностью последовательным в том, как он использовал идеальный тип. На самом базовом уровне идеальный тип — это концепция, построенная социологом на основе его интересов и теоретической ориентации, чтобы уловить существенные черты некоторого социального явления. Идеальный тип, одно из важнейших понятий Вебера, представляет собой логическое завершение нескольких направлений веберианской мысли.
(1) Это связано с понятием понимания. В том, что каждый идеальный тип представляет собой организацию умопостигаемых отношений внутри исторической сущности или последовательности событий.
(2) Более того, Идеальный тип связан с характеристикой как нашего общества, так и нашей науки, а именно с процессом рационализации. Построение идеального типа, пишет Раймонд Арон, «является выражением попытки; Характерное для всех научных дисциплин делать предмет понятным, раскрывая или конструируя его внутреннюю рациональность.
(3) Идеальный тип также связан с аналитической и частичной концепцией причинности. Это помогает нам понять исторические элементы или объекты, но это, так сказать, частичное понимание полного целого.
РЕКЛАМА:
Конструкция идеальных типов :
Идеальные типы формулируются абстракцией и комбинацией неопределенного числа элементов, которые хотя и встречаются в действительности, но редко или никогда не обнаруживаются в конкретной форме. Поэтому Вебер не считает, что он устанавливает новый концептуальный метод. Он подчеркивает, что разъясняет то, что уже сделано на практике. Для конструирования идеальных типов социолог выбирает определенное количество черт из целого, которое иначе и неясно, чтобы составить умопостигаемую сущность.
Например:
. Если мы хотим изучить состояние демократии в Индии, то нашей первой задачей будет определение понятия демократии с помощью ее существенных и типичных характеристик. Здесь мы можем упомянуть некоторые из существенных характеристик демократии. Это наличие многопартийной системы, всеобщей франшизы для взрослых, формирование правительства. народными избранниками, участие народа в принятии решений, а также равенство перед законом.
РЕКЛАМА:
Эта формулировка концепции демократии чистого типа или идеального типа будет направлять нас и работать как инструмент в нашем анализе. Любое отклонение от нее или соответствие ей раскроет реальность. Таким образом, идеальные типы не отражают общие или средние характеристики, а фокусируются на типичных и существенных характеристиках.
Например, в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер анализирует характеристики «кальвинистской этики». Идеальные типы строятся из фактов, существующих в действительности. Они не представляют и не описывают полную реальность; они чистых типов в логическом смысле. Согласно Веберу, в своей концептуальной чистоте эта идеальная мыслительная конструкция не может быть найдена эмпирически нигде в реальности. Таким образом строятся идеальные типы.
Согласно Максу Веберу, «идеальный тип — это аналитическая конструкция, которая служит исследователю в качестве мерила для установления сходства, а также отклонений в конкретных случаях». Вебер утверждал, что основной целью идеального типа является «анализ исторически уникальных конфигураций или отдельных компонентов с точки зрения генетических концепций». Они используются как концептуальные инструменты для сравнения и измерения реальности. Они незаменимы для этой цели.
Идеальные типы следует создавать и использовать с осторожностью, — говорит Вебер. Макс Вебер предостерегает, что идеальный тип следует создавать и использовать с большой осторожностью.
РЕКЛАМА:
Он заявил:
1. Идеальные типы не являются гипотезами.
2. Идеальные типы не формулируют и не подразумевают этический идеал.
3. Не указывается средний тип.
4. Они не исчерпывают действительности, т. е. не соответствуют точно никаким эмпирическим примерам.
Назначение и использование типов Ideal :
РЕКЛАМА:
Идеальные типы не формируются из связи чисто понятийного мышления, а создаются, модифицируются и оттачиваются посредством эмпирического анализа конкретных проблем. Это, в свою очередь, повышает точность анализа. Идеальный тип, ключевой термин в мифологических эссе Вебера, использовался им как средство для понимания исторических конфигураций или конкретных исторических проблем.
Для этого он сконструировал идеальные типы, которые должны понять, как на самом деле происходили события, и показать, что если бы некоторые предшествующие или другие события не произошли или произошли по-другому, то событие, которое мы пытаемся объяснить, также было бы другим. Например, из-за реализации законов о земельной реформе и проникновения других модернизирующих сил, таких как образование, современная профессия и т. д., система совместной семьи в сельской Индии разрушилась. Это означает, что существует причинно-следственная связь между событием (земельная реформа, образование и т. д.) и ситуацией (совместная семья). Таким образом, концепция идеального типа также помогает в причинном объяснении явления.
Вебер не считает, что один элемент общества определяется другим. Он понимает причинные отношения как в истории, так и в социологии как частные и вероятные отношения. Это означает, что данный фрагмент действительности делает вероятным или невероятным, благоприятным или неблагоприятным другой фрагмент действительности.
Например:
Некоторые марксисты сказали бы, что частная собственность на средства производства делает неизбежной политическую власть меньшинства, владеющего этими средствами. Вебер сказал бы, что экономический режим тотального планирования делает определенный тип политической организации более вероятным.
У Вебера такой анализ причинно-следственных связей был связан с его интересом к мировым сравнениям или к анализу событий и установлению общего положения. То есть он использовал Идеальные типы для построения концепции конкретного исторического случая и использовал те же самые Идеальные типы для сравнительного анализа. Эта взаимозависимость истории и социологии наиболее отчетливо проявляется в веберовской концепции идеального типа. Помимо изучения любого конкретного исторического случая, Вебер также использовал идеальные типы для анализа абстрактных элементов социальной реальности и для объяснения конкретных видов социального поведения.
Объясните концепцию «идеалов» в трудах Платона
Теория идеалов, также известная как Теория форм, представляет собой платоновское объяснение того, как истинное знание (эпистемология) может быть получено посредством изучения нефизических форм. Он описывает формы как совершенные идеалы; это означает, что когда мы видим что-то (например, кошку), мы можем вспомнить, что это такое, потому что пренатальная душа уже встречалась с формой кошки в нуминальном мире. Платон верил в использование разума, а не опыта (априорно) для аргументации конкретной концепции, а также утверждал, что мир, в котором мы живем, является одним из явлений; реальный мир — это мир форм. Поскольку формы являются совершенными идеями всего, они не нуждаются в изменении и поэтому постоянны, ибо их нельзя улучшить. Это полностью отличается от физического мира, который постоянно приспосабливается и развивается, чтобы приспособиться к человеческой жизни, тем самым доказывая, что формы не принадлежат физическому миру. Кроме того, форма красоты есть только идея, а значит, никто не может знать истинного смысла красоты, так как она не может существовать в нашем мире. Платон иллюстрирует весь свой принцип форм через аналогию с пещерой в своей книге 9.0123 Республика . По аналогии Сократ (учитель Платона) просит Главкона представить себе пещеру, в которой люди были заключены в тюрьму, скованы цепями с закрепленными шеями и ногами, так что они могут только смотреть вперед, на стену пещеры. Кукловоды позади заключенных проецируют людей и других живых существ на стену пещеры; заключенные не могут видеть позади себя, поэтому они думают, что эти «тени» принадлежат реальному миру за пределами пещеры. Платон предполагает, что тени составляют реальность для заключенных, потому что они никогда не испытывали ничего другого. Если бы одного из заключенных освободили из пещеры и он вышел бы на свет, он бы сначала ослеп, поскольку его глаза привыкли, но затем увидел бы мир таким, какой он есть на самом деле. Свободный узник подумал бы, что реальный мир лучше того мира, который он испытал в пещере. Точно так же, если бы заключенный вернулся в пещеру, коррекция зрения, опять же, причинила бы ему незначительную боль, что, в свою очередь, помешало бы другим заключенным выйти на свет. Платон утверждает, что мы часто путаемся и думаем, что этот мир является миром реальности, тогда как на самом деле мир состоит из теней и тьмы (скорее мнений, чем фактов). Наш разум и душа заперты в наших телах и со временем забывают, что такое реальный мир (разум принадлежит идеальному миру). Платон хотел предположить, что только философы могут совершить путешествие к свету и, следовательно, именно философы должны нести ответственность за человечество.