Понятие личности в психологии: определение, структура и основные теории развития.

Понятие личности в психологии — презентация онлайн

1. ТЕМА ЗАНЯТИЯ:

Понятие
личности в
психологии
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Обеспечить условия для формирования у студентов
общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным
традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные
различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по
отношению к природе, обществу и человеку.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Обеспечить условия для усвоения студентами
вопросов лекционного материала;
Создать условия для формирования понятия у
студентов о личности, о её структуре и психических
свойствах, о движущих силах её психического развития, об
уровнях развития личности;
Обеспечить условия усвоения студентами учебной
информации о культуральном, психологическом, социальном
аспекте личностной организации человека, об основных
факторах его личностного развития;
Создать условия для развития у студентов
познавательного интереса к изучаемой дисциплине;
Создать условия для воспитания у студентов
ответственного отношения к вопросам самообразования,
профессионального и личностного развития.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
Личность и три её основных смысла в культуре;
Психологическое и личностное;
Психотип и тип личности;
Психологический профиль и психологический портрет личности;
Структура личности;
Черта личности;
Сущностная характеристика личности;
Ядро и периферия личности;
Психические свойства личности;
Тип ВНД, темперамент, характер, направленность, способности;
Развитие личности;
Движущие силы, предпосылки, факторы, уровни психического развития личности;
Базовые понятия психологии личности;
Индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Общее понятие о личности в культуре.
«Психологическое» и «Личностное»
Подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии
Психология личности
1) Психотип и тип личности
2) Психологический профиль и психологический портрет личности
5. Структура личности
1) Теория личностных черт
2) Сущностная характеристика личности
3) Ядро и периферия личности
4) Личностная база
5) Психологическая структура личности
6. Психические свойства личности
1) Психологическая характеристика темперамента
2) Сущность характера
3) Направленность личности
4) Сущность способностей
7. Развитие личности
1) Движущие силы психического развития личности
2) Уровни развития личности
3) Управление собой
4) Человек организм и человек личность
5) Классификация базовых понятий: индивид, субъект, личность,
индивидуальность как уровней развития человека
1.
2.
3.
4.
Не видеть за деревьями леса
значит обращать внимание лишь на
второстепенное, не замечая главного.
Частное, второстепенное не должно
заслонять существенное, главное. Частный
факт, частный случай должен быть увязан с
общим взглядом на мир.
САМОЕ ГЛАВНОЕ ЭТО ТО
ЧТО ПРОИСХОДИЛО
КОГДА ВЫ СТАРАЛИСЬ ПОНЯТЬ
ТО НА ЧТО СМОТРИТЕ
ГЛАВНОЕ ЭТО ТО ЧТО ВЫ ПРИОБРЕЛИ ВО ВСЁМ
ЭТОМ ПРОЦЕССЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.
Личность — это совокупность психобиологических и
социально-психических
особенностей
конкретного
человека,
живущего
в
определенных
социальноисторических
условиях;
это
человеческая
индивидуальность, выступающая как субъект познания и
преобразования мира.
ТРИ СМЫСЛА ЛИЧНОСТИ В
КУЛЬТУРЕ.
Как характеристика внутренней жизни
человека, личность — это то внутреннее,
которое организует и объясняет
внутреннюю жизнь и поведение человека.
Личность — это просто индивид,
описываемый в рамках психологии
индивидуальных различий.
«Личность» — это понятие ценностное,
личностью называют человека за те или иные
заслуги.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ
«Психологическое», как понятие, задается
тремя ключевыми словами:
— внутреннее,
— не рациональное,
— ситуативное.
«Личностное», как понятие, задается
следующими ключевыми словами:
— социальное,
— глубинное,
— направленность жизни,
— автор.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ В
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Социогенетический подход
старается объяснить особенности личности исходя
из структуры общества, способов социализации,
взаимоотношений с окружающими людьми.
Биогенетический подход
ставит в основу развития личности биологические
процессы созревания организма.
Психогенетический подход
не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на
первый план выдвигает развитие собственно
психических процессов.
4. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология личности
раздел психологии, изучающий личность
и различные индивидуальные процессы:
всё то, что делает нас личностью.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Психология
индивидуальных
различий
Развитие
личности
Структура
личности
Саморегуляция
личности
Психология индивидуальных различий
раздел дифференциальной психологии, изучающий индивидуальные
внутренние особенности людей и их проявления.
Психотип (психологический тип)
характеристика человека с точки зрения психологии.
Тип личности
психологические и социальные особенности (черты) личности (образ
жизни человека, его философия, ценности и его привычки),
определяющие направленность, способ и стиль его жизни.
КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОТИПОВ
Типы темпераментов по Гиппократу:
холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
• Типы характера по Э. Кречмеру:
астеник, атлетик, пикник.
• Личностные типы по Карлу Юнгу:
экстраверт — интроверт.
Психотипы по А. Е. Личко:
Параноик, Эпилептоид, Шизоид, Истероид, Гипертим, Психастеник,
Сенситив и другие.
КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ЛИЧНОСТЕЙ
Э. Шпрангер
1) теоретический тип – ориентированность на
получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения
выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению,
направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям,
переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к господству и
распределению социальных ролей, а также
склонность к подчинению;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего
смысла жизни, общение с Богом.
Психологический профиль личности — совокупность основных,
типичных
черт,
характеризующих
индивидуальные
психологические особенности конкретной личности.
Психологический портрет
это комплексная психологическая характеристика человека,
содержащая описание его внутреннего склада и возможных
поступков в определенных значимых обстоятельствах.
Компоненты психологического портрета личности
темперамент
характер
способности
направленность
эмоциональность
волевые качества
умение общаться
самооценка
уровень самоконтроля
5. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Черты личности (свойства личности, личностные черты) черты и характеристики человека, описывающие его
внутренние (а еще точнее — глубинные) особенности.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ЛИЧНОСТИ
«Личность

это
динамическая
организация психофизических систем
индивида,
которая
обусловливает
характерное для него поведение и
мышление».
Под общими чертами понимаются такие
универсальные
признаки,
которые
присущи всем людям, но в различной
степени, по которым людей можно
сравнивать друг с другом, которые можно
измерять номотетическими методами.
Личностные диспозиции — такие
уникальные
индивидуальные
особенности
поведения,
которые
устойчиво
повторяются
у
данной
личности,
но
отсутствуют
у
подавляющего
большинства
других
людей.
Го́рдон Уи́ллард О́лпорт
(1897 — 1967)
американский психолог,
разработчик теории черт
личности.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
Г. Олпорт предложил выделять три типа диспозиций:
кардинальные, центральные и вторичные.
Кардинальные диспозиции
выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное
влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом
действии можно проследить её влияние.
Центральные диспозиции
(такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном
спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов.
Вторичные диспозиции
представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и
согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики.
Личные диспозиции
помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и
своеобразие.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ
ЛИЧНОСТИ
Черта — это некоторая ментальная
сущность,
отвечающая
за
согласованность
наблюдаемого
поведения.
Личность – это то, что позволяет нам
предсказать поведение человека в
данной ситуации.
R = f (S, Р)
Природа специфической ответной
реакции человека (R), означающей, Рэ́ймонд Бе́рнард Кэ́ттелл
что он делает, или думает, или (1905 — 1998) британский
и американский психолог
выражает
словами,
есть
некая внесший
существенный вклад
неопределенная
функция
(f)
от
в развитие
дифференциальной
стимулирующей
ситуации
(S)
в
конкретный момент времени и от психологии в областях черт
личности, способностей и
структуры личности (P).
мотивации.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ
Классификация личностных черт по Кеттеллу Р. Б.
Поверхностные черты – исходные черты.
Поверхностная черта
представляет собой совокупность поведенческих характеристик, которые при
наблюдении выступают в «неразрывном» единстве.
Исходные черты,
напротив, представляют собой основополагающие структуры, которые, как
считает Кеттелл, образуют блоки самого здания личности.
исходные черты можно разделить на два подтипа – в зависимости от их источника.
На конституциональные черты которые развиваются из биологических и
физиологических данных индивидуума
и черты, сформированные окружающей средой
С модальной точки зрения ученый различает черты:
Динамические (приводящие к действию в определённом направлении), чертыспособности (определяющие эффективность достижения цели) и
темпераментальные (связанные с внутренними мотивами личностных реакций).
Основные исходные черты, выявляемые с помощью опросника Кеттела
«Шестнадцать личностных факторов» (16 PF)
Обознач
ение
фактора
Название фактора по Кеттелу
Качество, соответствующее
высокой оценке по фактору
Качество, соответствующее
низкой оценке по фактору
A
Отзывчивость-отчужденность
Добродушный, предприимчивый,
сердечный
Циничный, жестокий, безразличный
B
Интеллект
Сообразительный, абстрактно мыслящий
Глупый, конкретно мыслящий
C
Эмоциональная устойчивость –
эмоциональная неустойчивость
Зрелый, реалистичный, спокойный
Неустойчивый, нереалистичный,
неконтролируемый
E
Доминантность-подчиненность
Уверенный, конкурирующий, упрямый
Застенчивый, скромный, покорный
F
Рассудительность-беспечность
Серьезный, молчаливый
Беззаботный, полный энтузиазма
G
Сознательность-безответственность
Ответственный, моралистический,
стоический
Пренебрегающий правилами, нерадивый,
непостоянный
H
Смелость-робость
Предприимчивый, раскованный
Неуверенный, замкнутый
I
Жесткость-мягкость
Опирающийся на свои силы, независимый
Цепляющийся за других, зависимый
L
Доверчивость-подозрительность
Принимающий условия
Упорный на грани глупости
M
Мечтательность-практичность
Творческий, артистичный
Консервативный, приземленный
N
Дипломатичность-прямолинейность
Социально опытный, сообразительный
Социально неуклюжий, непретенциозный
O
Склонность к опасениям – спокойствие
Беспокойный, озабоченный
Спокойный, самодовольный
Q1
Радикализм-консерватизм
Вольнодумно либеральный
Уважающий традиционные идеи
Q2
Самодостаточность-конформизм
Предпочитающий собственные решения
Беспрекословно следующий за другими
Q3
Недисциплинированностьконтролируемость
Следующий собственным побуждениям
Пунктуальный
Q4
Расслабленность-напряженность
Сдержанный, спокойный
Переутомленный, возбужденный
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Для
объяснения
большей
части
поведенческих проявлений человека
необходимо не более трех суперчерт
(которые он называет типами).
Каждая из этих суперчерт построена из
нескольких составных черт.
Элементы
личности
могут
расположены иерархически.
быть
Черты состоят из многочисленных
привычных реакций, которые, в свою
очередь, формируются из множества
специфических реакций.
Ганс Юрген Айзенк
(1916-1997,) — британский
учёный-психолог, один из
лидеров биологического
направления в
психологии, создатель
факторной теории
личности, автор
популярного теста
интеллекта.
ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Трёхфакторная теория личности
Интроверт
Экстраверт
Стабильный
Невротичный
Спокойный,
уравновешенный,
надежный,
контролируемый,
миролюбивый,
внимательный, заботливый,
пассивный
Легко поддающийся
переменам настроения,
тревожный, ригидный,
рассудительный,
пессимистичный,
замкнутый,
необщительный, тихий
Лидер, беззаботный,
Ранимый, беспокойный,
веселый, покладистый,
агрессивный, возбудимый,
отзывчивый, разговорчивый,
непостоянный,
дружелюбный,
импульсивный,
общительный
оптимистичный, активный
Не так давно Айзенк описал и ввел в свою теорию третий тип измерения
личности, который он назвал психотизм – сила Сверх-Я (1976)
Психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать
психотической либо психопатической личностью.
Сущностная характеристика личности
ЯДРО И ПЕРИФЕРИЯ ЛИЧНОСТИ
В структуре личности удобно
выделять следующие
(метафорические) части:
• Ядро личности — те структуры в
человеке, которые являются
источником собственных мотивов,
внутренней активности и
самостоятельности личности.
• Периферия личности инструментарий или обоз
личности.
• Обстоятельства жизни личности
— человеческое окружение и
жизненные обстоятельства
.
РАЗВИТИЕ ЯДРА ЛИЧНОСТИ
КУЛЬТУРНОЕ
ЯДРО
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО
БИОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯДРО
Нет никаких оснований
утверждать, что у человека есть
только одно его личностное ядро.
У человека может быть несколько
его биологических ядер
(врожденных черт характера,
утверждающих его как личность)
и несколько, сменяющих друг
друга с возрастом и развитием
его культуры – культурных ядер.
Изначально ядром личности
(будет выполнять функцию ядра)
является Биологическое Я, далее
по мере развития к этому ядру
добавляется Психологическое Я,
затем Культурное Я.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЗИГМУНДУ ФРЕЙДУ
Зи́гмунд Фрейд (18561939) — австрийский
психолог, психиатр и
невролог. Основатель
психоанализа, который
оказал значительное
влияние на психологию,
медицину, социологию,
антропологию,
литературу и
искусство XX века.
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ЭРИКУ БЕРНУ
Берн сосредоточил внимание на
«трансакциях» (от англ. trans- —
приставки,
обозначающей
движение от чего-то к чему-либо,
и англ. action — «действие»),
лежащих
в
основе
межличностных отношений.
• «Родитель» представляет собой
авторитарные тенденции
индивида;
• «Ребенок» — подчиненную
позицию;
• «Взрослый» — умение
отстаивать собственное мнение
и организовать взаимоотношения
с другими на основе
равноправного партнерства.
Э́рик Ле́ннард Берн
(1910, Монреаль, 1970)
— американский
психолог и психиатр.
Известен, прежде
всего, как
разработчик
трансакционного
анализа и сценарного
анализа.
Психологическая структура личности
(Крысько В. Г.)
Структура личности по Козлову Н. И.
6. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
темперамент
ХАРАКТЕР
НАПРАВЛЕННОСТЬ
СПОСОБНОСТИ
Психологическая характеристика темперамента
Темперамент — это психическое свойство личности, характеризующееся
динамикой протекания психических процессов.
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
ИНТРОВЕРСИЯ
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
СТАБИЛЬНОСТЬ
ЭКСТРАВЕРСИЯ
И.П. Павлов считал, что темперамент это — генотип, т.е.
прирожденная,
природная
особенность
нервной
системы.
Высшая нервная деятельность характеризуется
различным соотношением двух основных процессов:
возбуждения и торможения.
Возбуждение — это функциональная активность нервных
клеток и центров коры головного мозга.
Торможение- это затухание активности нервных клеток и
центров коры головного мозга.
Ива́н Петро́вич
Па́влов (18491936) русский учёный,
первый русский
нобелевский
лауреат, физиолог,
создатель науки
о высшей нервной
деятельности
Нервные процессы возбуждения и торможения
характеризуются силой, уравновешенностью и
подвижностью.
Сила нервных процессов характеризует нервную
систему человека
с точки зрения способности
выдерживать влияние раздражителей внешней среды.
Уравновешенность нервных процессов указывает на
особенности соотношения процессов возбуждения и
торможения у человека.
Подвижность
нервных
способность
возбуждения
сменяться один другим.
процессов
показывает
и
торможения
быстро
Четыре типа ВНД по Павлову И. П.
Типы высшей
нервной
Характеристика нервных процессов
возбуждения и торможения
по
подвижности
Вид
темперамента
деятельности
по силе
по
уравновешенности
Сильный
Сильный
Уравновешенный
Подвижный
Сангвинический
Безудержный
Сильный
Неуравновешенный
Подвижный
Холерический
Инертный
Сильный
Уравновешенный
Малоподвижный
Флегматический
Слабый
Слабый
Неуравновешенный
Малоподвижный
Меланхолический
Сущность характера
Характер
— это психическое свойство личности, определяющее
линию поведения человека и выражающееся в его
отношениях: к окружающему миру, труду, другим людям,
к самому себе.
Характер представляет собой совокупность
сравнительно устойчивых и постоянных проявляющихся
черт и качеств личности, которые обусловливают
особенности его индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.
Направленность личности
это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности,
мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.
Сущность способностей
Способности — это психическое свойство личности, отражающее
проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно
заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.
7. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Развитие
это процесс, направленный на изменение материальных и
духовных объектов с целью их усовершенствования.
Развитие личности
это изменение ее количественных и качественных свойств.
Развитие личности — это развитие ее мировоззрения,
самосознания, отношений к действительности, характера,
способностей, психических процессов, накопление опыта.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют
друг
друга
этапами.
Это
напоминает
чередование
горизонтального и вертикального движения: происходит
накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом
происходит резкий скачок, переход на новый уровень
(произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого
уровня (рост как горизонтальное движение)
Основные вопросы
психологии развития личности
Каковы механизмы и динамика развития личности?
(развитие личности как процесс)
Что достигает личность в своем развитии?
(уровень развития личности, результат развития)
Какими способами и средствами родители и
общество могут формировать из ребенка личность?
(Формирование личности)
Как, какими способами человеку развивать себя, как
личность?
(самосовершенствование личности)
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТИ
УРОВНИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Уровень развития личности
определяется двумя основными характеристиками:
направленностью личности и ресурсами личностной базы
человека.
Основные показатели
способности быть личностью:
Показателям развитости
личностной базы личности:
Выбор и развитость авторской
жизненной позиции.
Уровень душевного здоровья
Развитость позиций восприятия
Уровень ответственности
Уровни взрослости
Способы жизни
Уровень культуры
Уровень интеллекта
Уровень эмоционального
интеллекта
Саморегуляция личности
это управление человеком своим собственным
физическим и психическим состоянием и поступками
(поведением, деятельностью).
Саморегуляция личности
это волевое изменение отдельных действий, мыслей,
мотивов, чувств, настроений.
Этому вполне можно научиться
через
самоконтроль, самоанализ, самооценку,
самовнушение, самодетерминацию, самодисциплину.
Саморегуляция личности заканчивается,
когда не человек управляет своим состоянием, а состояние управляет
им, когда ощущения, эмоции, мысли овладели человеком настолько,
что он уже не способен себя контролировать.
Взаимодействуя с внешним миром,
человек иногда ведет себя как организм, иногда проявляет себя как личность.
ЧЕЛОВЕК- ОРГАНИЗМ
Организм — это более простой способ
существования, как по функциям, так и по
используемому инструментарию.
Основная задача организма поддерживать свою жизнедеятельность
Дополнительные задачи — безопасность
(выживание) и комфорт
ЧЕЛОВЕК- ЛИЧНОСТЬ
Человек как личность — это человек,
имеющий свое, живущий по-своему.
Это человек, который сам строит и
контролирует свою жизнь, человек как
ответственный субъект волеизъявления.
У человека-личности, кроме эмоций и
потребностей, есть разум и воля, он
думает и принимает решения.
Жизнь человека, как организма,
определяется привычками и
обстоятельствами, внешними и
внутренними, а именно потребностями,
чувствами и состояниями.
Чувства, эмоции и потребности для
личности – это только фон, который может
помогать, может мешать, но не более.
Внешняя среда задает организму рамки,
человек-организм к внешней среде
приспосабливается, адаптируется.
Для человека-личности свою внутреннюю
жизнь осознавать – мало, свою внутреннюю
жизнь нужно налаживать.
Человек как организм — не свободен, им
управляют его потребности.
У развитой личности есть то, что ей дорого:
ее ценности, из ценностей вытекают ее
цели,
цели разворачиваются в планы,
планы конкретизируются в порядок дел,
после чего личность – действует.
КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, СУБЪЕКТ,
ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, УНИВЕРСУМ.
Индивид — человек,
как отдельный
представитель
человеческого
рода, имеющий
врождённые
природные
свойства; телесное
бытие человека.
Субъект — человек,
как носитель
предметнопрактической
деятельности,
распорядитель
своих физических,
психических и
духовных сил.
личность
человек
Личность — человек,
как представитель
общества,
определяющий
свободно и
ответственно свою
позицию среди
других.
Индивидуальность человек, как
уникальная,
самобытная
личность,
реализующий себя
в творческой
деятельности.
Универсум высшая ступень
духовного развития
человека,
осознающего своё
бытие и место в
мире.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Найти и повторить основные понятия
лекции в рекомендованных источниках.

Критерии психотехнического понятия личности: постановка проблемы — Консультативная психология и психотерапия — 2016. Том 24. № 2

Аннотация

В статье ставится проблема наличия адекватного понятия личности в контексте современной психотехники и обосновывается необходимость исследования этой проблемы. Для того чтобы от имеющихся в мировой психологии различных представлений о личности перейти к понятию личности в психотехническом контексте, проанализированы параметры различения естественнонаучной парадигмы и психотехнической [2]. Для удобства соотнесения понятий с психотехническими требованиями параметры различения сведены к четырем критериям психотехничности. Далее в статье обоснована необходимость (и предложено определение) промежуточного для понимания динамики личности в психотехническом контексте понятие — совокупный субъект. В заключении сформулированы общие представления о психотехническом понятии личности, основанные на проведенном сравнительном анализе естественнонаучной и психотехнической концепций. Так же в заключении сформулировано гипотетическое определение личности для психотехнической парадигмы и поставлены вопросы для дальнейшего исследования.

Ключевые слова: личность, развитие, психотехника, совокупный субъект , субъектность, диалогичность, критерии психотехничности

Рубрика издания: Дебют

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi. org/10.17759/cpp.2016240207

Для цитаты:

Желябин А.В. Критерии психотехнического понятия личности: постановка проблемы // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 106–114. DOI: 10.17759/cpp.2016240207

Фрагмент статьи

В современном психотехническом контексте, подробно рассмотренном автором в статье «Категория развития в современном психотехническом контексте» [5] уникальная деятельная сущность, которая осуществляет целенаправленную осмысленную субъектную активность и сталкивается с критическими ситуациями, играет значимую роль. Иными словами в современной психотехнике [1; 5; 8], которая неотделима от психологической практики, представленной в наибольшей степени Понимающей психотерапией Ф.Е. Василюка [3; 7; 12], подразумевается, а значит, необходима, но отсутствует категория психотехнической личности.

Литература

  1. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критиче- ских ситуаций // Психологический журнал. 1995. № 16 (3). С. 90—101.
  2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, Смысл, 2003. 240 с.
  3. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
  4. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.
  5. Желябин А.В. Категория развития в современном психотехническом контек- сте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru 2014, 6 (4), 219— 231. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zhelyabin.phtml
  6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
  7. Молостова А.Н. Психотехника помощи при решении творческих задач // Психологическая наука и образование.
    2008. № 5. С.120—132.
  8. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  9. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образова- ния: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008. 416 с.
  10. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура: Коллективная монография / Отв. ред. Л.П. Киященко и В.С. Степин. СПб.: Мiръ. 2009. С. 249—295.
  11. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М. : Просвещение, 1980. 160 с.
  12. Шведовский О.В. Исследование микродинамики изменений личности в про- цессе понимающей психотерапии // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 89—98.

Желябин Антон Валерьевич, Московский государственный психолого-педагогический университет, аспирант кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета клинической и консультативной психологии, ООО Неформально, Москва, Россия, e-mail: zhelyabinav@gmail.

com

Теории личности, концепции и приложения

Введение

Личность определяется как динамическая система, состоящая из набора характеристик, которыми обладает человек. Указанный набор формируется различными психологическими силами и влияет на восприятие реальности человеком, а также на его эмоции, поведение и познание. Как подполе теория личности имеет долгую историю, восходящую к 19 веку. Со временем отрасль стала диверсифицированной, что привело к появлению различных направлений мысли. Научные достижения также внесли ощутимый вклад в развитие психологии личности, способствуя переходу от рассуждений к более объективным методам исследования. В этой статье делается попытка представить ключевые понятия из поведенческих, межличностных и самопсихологических теорий личности. Кроме того, в статье объясняется их пригодность для оценки и карьерного коучинга, а также дается представление об их значимости для моей собственной жизни.

СКИДКА 15% на первый заказ

Мы предоставим индивидуальную Личность бумагу с учетом ваших требований с хорошей скидкой Психология: социальное обучение

Социальное обучение — это концепция, описывающая процесс изучения социальных и индивидуальных норм посредством наблюдения и повторения (Bandura, 2014). Концепция была выдвинута психологом Альфредом Бандурой в XIX веке.70-е годы. Исследователь построил свою теорию на предыдущих открытиях, сделанных бихевиористами, таких как классическое и оперантное обусловливание. Хотя Бандура в значительной степени согласился с бихевиористами, он добавил еще две важные идеи, которые изменили то, как сегодня рассматривается социальное обучение. Во-первых, он отрицал представление о линейной зависимости между стимулами и реакциями, лежащее в основе классического обусловливания. Вместо этого, согласно Бандуре, ответы формировались определенными посредническими процессами в «черном ящике» человеческой психики. Во-вторых, психолог утверждал, что поведение усваивается из окружающей среды в результате процесса, называемого «обучение наблюдением».

Бандура (2014) определил три основных этапа социального научения, начало которых начинается в раннем детстве. Сначала ребенок наблюдает за так называемыми моделями или примерами – очевидно, своими родителями и другими близкими родственниками, но также сверстниками и общественными деятелями. Маленький ребенок еще не может применить критическое мышление к тому, что он видит, поэтому он «впитывает» без разбора. Через некоторое время дети начинают подражать поведению тех, за кем наблюдают. На этом этапе они довольно быстро узнают, что одни действия поощряются обществом, а другие рассматриваются как неприемлемые. Как правило, родители показывают детям, насколько их поведение соответствует норме, посредством наказания или оценки. Таким образом, по Бандуре, социальная обусловленность происходит посредством постоянного подкрепления. Однако третий этап характеризуется развитием индивидуальности в человеке. Бывшие дети начинают критически оценивать поведение других, особенно с учетом того, что теперь у них было достаточно времени, чтобы увидеть последствия чужого выбора. Это означает, что концепция Бандуры не совсем детерминистская по своей природе, поскольку она допускает переизобретение себя.

Как и любая другая теория, концепция социального обучения Бандуры имеет ряд ограничений. Например, его критикуют за слишком свободную структуру, поскольку он не предлагает какого-либо объединяющего принципа или модели. Кроме того, социальное обучение может игнорировать биологическую реальность и строго гормональные реакции на стимулы. Однако при всех своих недостатках теория Бандуры доказала свою состоятельность и применимость во многих областях. Она доказательна: знаменитый эксперимент с куклой Бобо показал механизмы агрессии у детей. На данный момент концепция социального обучения применяется как в образовании, так и на рабочем месте.

Межличностная психология: самосистема

Самосистема — одна из фундаментальных концепций, выдвинутых Гарри Стэком Салливаном, отцом межличностной психологии. Салливан определил так называемые динамизмы – черты – это характеристики, которые не являются постоянными, а изменчивыми и связаны с активной деятельностью. По мнению исследователя, многие элементы человеческой психики можно представить как динамизм, при этом самосистема является наиболее сложной и всеобъемлющей из них. Салливан определил самосистему как систему, состоящую из последовательного поведения (Stern, Mann, Kantor, & Schlesinger, 2015). Основная цель здоровой самосистемы — обеспечить межличностную безопасность людей и защитить их от беспокойства. Последнее рассматривалось Салливаном как своего рода внутри- и межличностное напряжение. В отличие от потребности тревога считалась смутным ощущением, не имеющим конкретного направления. Потребность заставит человека действовать, в то время как в случае беспокойства он или она просто шатается в чувстве беспокойства. Салливан утверждал, что каждая функциональная самосистема имеет встроенный механизм предупреждения, который будет отслеживать уровень тревожности человека.

Я-система начинает развиваться в раннем детстве и формируется по мере взросления человека. Он или она выстраивает последовательный образ себя и в то же время решает, каковы их страхи и желания. Чем старше становится человек, тем жестче и статичнее становится его я-система. Таким образом, как сказал Салливан, наличие хорошо организованной системы — это одновременно и благословение, и проклятие. С одной стороны, если тревожность превысит порог, система убережет человека от занятия потенциально опасной деятельностью. С другой стороны, многие виды деятельности с отсроченным удовлетворением или неочевидной пользой вызывают прямо-таки стресс. Например, открытие себя для новых возможностей, таких как поиск работы в другой области, может и обычно вызывает у людей стресс. Тем не менее, игнорирование возможности за пределами своей зоны комфорта может означать застой и плохие долгосрочные результаты.

Своевременная доставка!

Получите свою 100 % свободную от плагиата бумагу всего за 3 часа

Начнем

322 Специалисты онлайн

Самостоятельно легко увидеть, как система может работать самостоятельно развитие человека. Что делает концепцию Салливана особенно актуальной, так это то, что ее автор описал типичные защитные механизмы и способы их преодоления. Первым защитным механизмом является диссоциация — обычно бессознательная деятельность, во время которой человек отказывается допустить что-либо в свое сознание. Однако эти импульсы и желания не исчезают просто так: они проявляются в фантазиях, мечтах и ​​грезах человека. Привлечение к ним внимания может помочь человеку понять свои «скрытые» слои психики и восстановить связь с ними. Второй защитный механизм — избирательное невнимание, когда человек целенаправленно игнорирует ту или иную информацию. Обычно причиной этого является способность информации подорвать систему убеждений и убеждений человека.

Самопсихология: перенос

Одной из характеристик самосистемы является ее способность экстраполировать убеждения на других людей. В области самопсихологии существует понятие, описывающее подобное явление – перенос. Истоки концепции восходят к Фрейду и Юнгу, основавшим школу психоанализа. В настоящее время практикующие психологи распознают перенос и следят за ним, поскольку он может как препятствовать, так и продвигать процесс терапии. В широком смысле перенос можно определить как проекцию собственных чувств и эмоций человека на его или ее терапевта, при условии, что терапевт не вызывал эти чувства и эмоции напрямую (Racker, 2018). Наиболее часто упоминаемым примером переноса является увлечение собственным терапевтом, включая романтические чувства или сексуальное влечение. Однако перенос не ограничивается ими и может также повлечь за собой ярость, гнев и обиду. Связывая два понятия воедино, можно предположить, что перенос – это проявление подавленных эмоций человека, прошедших защитные механизмы.

Понятие переноса имеет практическое значение и ценность, поскольку терапевт может использовать его на благо клиента. Следует признать, что иногда перенос прерывает сеанс, если негативные эмоции клиента настолько переполняют его, что он или она полностью отказывается от процесса. Однако хороший терапевт может использовать эти возможности, чтобы обратиться к реальным проблемам клиента, о которых он или она, возможно, еще не говорил. Таким образом, перенос дает ценные сведения о подсознании пациента. Другой пример хорошего использования переноса — когда он положительный. Если по какой-либо причине клиент ассоциирует своих терапевтов с чувством безопасности, радости и счастья, терапевт может установить лучший раппорт.

Роль наследственности и среды

Сегодня психология признает, что на формирование индивидуальности человека влияет множество факторов. Хотя каждая школа мысли подчеркивает определенный аспект, ни одна из них не является более важной, чем другие. Я думаю, что биологическую психологию часто неправильно понимают, потому что она кажется слишком детерминированной по своей природе. Однако эта область имеет многообещающие перспективы в ответах на многие загадочные вопросы о человеческом поведении. Биологические факторы следует принимать во внимание при исследовании таких психических заболеваний, как депрессия или биполярное аффективное расстройство. В настоящее время установлено, что люди, у которых есть близкие родственники, страдающие этими расстройствами, сами подвержены риску их развития. Помимо аномалий, биология объясняет такие природные явления, как интроверсия и экстраверсия. Недавние исследования показали, что интроверты и экстраверты различаются на неврологическом уровне, что, я думаю, может послужить облегчением для тех, кто не может принять в себе определенные черты.

Получите заказную академическую работу

Всего за $13,00   $11/страница вы можете получить заказную академическую работу в соответствии с вашими инструкциями

Позвольте нам помочь вам

322 специалисты онлайн

Все пункты приняты во внимание, нельзя игнорировать и ту часть спора о природе и воспитании, которая связана с воспитанием. Например, Monroe, Slavich и Katholiki (2014) описывают механизм возникновения депрессии. Исследователи утверждают, что, хотя плохие жизненные события вызывают стресс у всех людей, только у некоторых из них развивается клиническая депрессия. Это правда, что у каждого человека есть естественные склонности, но некоторые из них молчат всю жизнь, а другие вызваны внешними факторами.

Оценка в теории личности

На данный момент существует множество методов оценки личности, эффективность которых вызывает споры. Эти методы используются не только терапевтами, но и специалистами по персоналу в процессе трудоустройства. Вероятно, самым популярным тестом для оценки личности является индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI). Теория теста, разработанная в первой половине 20-го века, опирается на концепции Юнга об экстраверсии, интроверсии, ощущении, интуиции, мышлении и чувстве (Emre, 2018). Майерс и Бриггс создали систему из 16 типов личности, которые, по сути, представляют собой комбинации концепций Юнга. Некоторые другие методы оценки очень похожи на метод, разработанный Майерсом и Бриггсом. Тест «Большая пятерка», который популярен во многих отраслях промышленности в Северной Америке, включает в себя пять пар характеристик, противоположных друг другу. В зависимости от того, к какой стороне спектра ближе человек, ему или ей присваивается определенная черта (Sampaio, Soares, Coutinho, Sousa, & Goncalves, 2014). Наконец, сортировщик темпераментов Кейрси упрощает систему, созданную Майерсом и Бриггсом, определяя четыре ключевые группы личностей: идеалисты, стражи, ремесленники и рациональные люди. Утверждается, что по темпераменту можно точно определить профессиональные склонности человека и помочь ему выбрать подходящий карьерный путь.

Личные приложения

В ходе этого курса я обнаружил, что модель социального обучения лучше всего описывает мой жизненный опыт. Я думаю, что могу выделить все три стадии, описанные Бандурой, хотя многих детских событий я, возможно, не помню. Я считаю, что с рождения мне был укоренен определенный набор убеждений, характерный для старшего поколения. Не могу сказать, что мои родители были особенно суровы; однако они всегда будут придерживаться линии и следовать правилам до буквы Т, даже если они не имеют большого практического смысла.

В детстве я иногда вел себя непослушно и пытался раздвинуть границы. За это меня часто ругали, что укрепляло идею авторитета, который нельзя было подвергнуть сомнению. Таким образом, закодировав поведение других, я начал делать то же, что и они, то есть воспроизводить социальные нормы. Однако теперь, когда я стал более зрелым, я могу отличить разумное правило от бессмысленного. Я чувствую, что сильно вырос как личность: я могу мыслить независимо и взять свою жизнь под контроль. Конечно, я не полностью свободен от социальной обусловленности, но я достаточно саморефлексивен, чтобы не делать что-то исключительно из-за общественного давления.

Карьерные приложения

Психология личности используется в карьерном коучинге не зря. Теперь, когда мир предлагает так много возможностей, люди часто чувствуют себя потерянными или на распутье, не зная, какую карьеру выбрать. Если раньше развитие карьеры было в значительной степени линейным и предсказуемым, то сегодня многие люди рассматривают возможность расширения или смены сферы деятельности. Я убежден, что правильное применение психологии личности может помочь мне и другим людям найти свое призвание. Для меня самопознание было ценным инструментом, помогающим понять мое истинное «почему». Очевидно, что занятость является средством выживания, поскольку она обеспечивает нас необходимыми ресурсами для удовлетворения наших самых основных потребностей. Тем не менее, есть более высокие планы, которых может достичь человек, когда он выясняет свои склонности и честно говорит о своих намерениях.

Психология привлекает людей разных мировоззрений, жизненных путей и характеров. Думаю, теория личности помогла мне понять, почему именно меня тянет в эту область. Я предполагаю, что метод оценки, который был наиболее открытым в этом отношении, — это сортировщик темперамента Кейрси. По тесту я идеалист, ценю людей и идеи. Кажется, это согласуется с моими взглядами на современную психологию: я убежден, что она должна преследовать большую цель и служить человечеству. Теперь, когда я понял свое «почему», я надеюсь быть более целеустремленным в своем стремлении к знаниям и мастерству.

Заключение

Психология личности — это раздел психологии, изучающий личность и ее вариации у отдельных людей. Основная цель этой ветви — показать, насколько разные личности людей обусловлены множеством факторов, таких как генетика, воспитание и окружающая среда. Области внимания в психологии личности включают создание целостной картины психики человека и описание его основных психологических процессов. Некоторые теории в этой области уделяют больше внимания исследованию психологических различий, в то время как другие стремятся определить сходство между людьми. Концепции, которые больше всего выделялись для меня во время этого курса, — это самосистема, перенос и социальное обучение. Больше всего я отождествляю себя с концепцией социального научения, поскольку могу обнаружить все этапы, описанные Бандурой, в своей собственной жизни. Методы оценки личности были весьма убедительны — я нашел их применимыми к карьерному коучингу и развитию, в том числе и к моему собственному.

Ссылки

Бандура, А. (2014). Социально-когнитивная теория морального мышления и действия. В Справочник по нравственному поведению и развитию (стр. 69-128). Абингдон-на-Темзе, Великобритания: Psychology Press.

Эмре, М. (2018). Брокеры личности: странная история Майерс-Бриггс и рождение тестирования личности . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Doubleday.

Монро, С. М., Славич, Г. М., и Георгиадес, К. (2014). Социальная среда и депрессия: роль жизненного стресса. В IH Gotlib & CL Hammen (Eds.), Справочник по депрессии (стр. 296-314). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Guilford Press.

Ракер, Х. (2018). Перенос и контрперенос . Рутледж.

Сампайо, А., Соареш, Х.М., Коутиньо, Х., Соуза, Н., и Гонсалвеш, О. Ф. (2014). Мозг по умолчанию Большой пятерки: функциональные доказательства. Структура и функции мозга , 219 (6), 1913-1922 гг.

Стерн, Д. Б., Манн, К., Кантор, С., и Шлезингер, Г. (2015). Пионеры межличностного психоанализа. Абингдон, Великобритания: Рутледж.

Личность — IResearchNet

Несмотря на то, что многие ученые предлагали формальные определения личности на протяжении почти 100 лет, единого мнения по поводу какого-либо единого определения достигнуто не было. На самом деле, обзор 50 учебников, посвященных изучению личности, вполне вероятно приведет к 50 различным определениям этого термина. Возможно, причина того, что ученые не пришли к единому определению, заключается в широком охвате понятия человеческой личности. Клайд Клакхон и Генри А. Мюррей предположили, что человеческую личность можно рассматривать на трех различных уровнях:

  1. Чем мы похожи на всех людей
  2. Чем мы похожи на некоторых других людей
  3. Чем мы не похожи на других людей

В самом широком смысле схема Клакхона и Мюррея предполагает, что существуют некоторые аспекты поведения, общие для всех представителей человеческого вида. Мюррей, например, в свою классическую таксономию потребностей включил набор висцерогенных потребностей, общих для всех людей. Эта категория потребностей, представляющая те вещи, которые необходимы людям для выживания, включает потребность в воздухе, потребность в воде и потребность в избегании жары. Точно так же Абрахам Маслоу в своем описании иерархии потребностей предположил, что психологические потребности человека не могут быть удовлетворены, если не удовлетворены основные физиологические потребности (например, в еде, воде) и потребности в безопасности (например, в безопасности, избегании боли).

На втором уровне — то, как мы похожи на некоторых других людей — Клакхон и Мюррей предположили, что при рассмотрении конкретных аспектов личности люди будут иметь сходство с некоторыми, но не со всеми людьми. В современной психологии личности на этом уровне описания личности находится понятие личностных черт. Черты можно определить как характерное поведение, мысли и чувства человека, которые имеют тенденцию проявляться в различных ситуациях и относительно стабильны во времени. Признак, однажды идентифицированный, является чем-то, что есть у всех людей, но в разной степени. Например, хотя всех людей можно описать с точки зрения их экстраверсии, некоторые люди общительны и общительны, тогда как другие, как правило, более интровертны и сдержанны. Таким образом, о нас можно сказать, что мы похожи на некоторых других людей.

На третьем уровне описания личности находится то, чем мы не похожи на других людей. Этот уровень объяснения включает в себя те аспекты нашей личности, которые делают нас уникальными личностями. Таким образом, этот уровень включает в себя опыт, который мы получили в нашей собственной истории, который сформировал то, как мы думаем, чувствуем и действуем. В своих работах об этом уровне описания личности Дэниел П. МакАдамс предположил, что цель изучения личности на этом уровне состоит в том, чтобы понять людей в контексте их личных жизненных историй.

Идиографическая наука против номотетической

Среди исследователей личности ведутся споры о наилучшем подходе к изучению личности. Многие ученые утверждают, что личность лучше всего изучать на третьем уровне схемы Клакхона и Мюррея. Наука на этом уровне идиографична, и знания о личности приобретаются путем углубленного изучения конкретных людей. Однако другие ученые утверждают, что личность лучше всего изучать на втором уровне Клакхона и Мюррея. Наука на этом уровне номотетична, она включает изучение общих принципов путем изучения и сравнения многих людей. Споры о том, какой из этих подходов дает лучшую информацию о природе человеческой личности, временами носили весьма враждебный характер. Хотя дебаты в основном ведутся с точки зрения методологических вопросов (т. е. преимуществ и ограничений идиографической и номотетической науки), суть аргумента заключается в том, какой уровень наиболее подходит для понимания личности. Таким образом, дебаты во многих отношениях бессмысленны, поскольку информация с обоих уровней личности необходима для развития полного понимания сложности человеческой личности.

Уровни описания личности и промышленная/организационная психология

Все три уровня описания Клакхона и Мюррея важны для понимания поведения человека на рабочем месте. Например, если основные потребности человека не удовлетворяются, мы можем прийти к пониманию того, почему этот человек больше не стремится к успеху на работе. Точно так же, если бы мы знали личную историю человека, мы могли бы лучше понять проблемы человека с властью от руководителя. Однако, несмотря на применимость первого и третьего уровней описания личности, почти все приложения личности к производственно-организационной психологии связаны со вторым уровнем описания личности (т. е. чем мы похожи на некоторых других людей), а точнее, с понятием личностных качеств.

Что такое черта?

Существует два взгляда на концепцию черт личности. Первая точка зрения состоит в том, что черты являются внутренними механизмами, которые вызывают поведение. С этой точки зрения приятность, например, является чем-то внутри человека, что заставляет человека вести себя приятным образом. Теория экстраверсии Ганса Й. Айзенка является примером этой точки зрения. В частности, он предположил, что интроверты имеют более высокий базовый уровень возбуждения, чем экстраверты. При помещении в социальную ситуацию со значительной стимуляцией интроверт (с уже высоким уровнем возбуждения) может легко перевозбудиться. В попытке уменьшить это чрезмерное возбуждение интроверт прибегал к интровертному поведению, например, отстранялся от ситуации. Напротив, экстраверт с более низким исходным уровнем возбуждения будет вести себя экстравертно, чтобы получить стимуляцию от окружающей среды, тем самым повышая уровень возбуждения (т. Е. Чтобы избежать недостаточного возбуждения). Таким образом, согласно Айзенку, черта экстраверсии — это внутренний биологический процесс, который вызывает поведение. Данные подтвердили этот подход внутреннего механизма к чертам личности. Кроме того, генетическое исследование поведения, которое показало, что примерно 50% вариаций многих черт можно объяснить генетическими влияниями, также указывает на причинно-следственный механизм, лежащий в основе поведения, связанного с чертами.

Вторая точка зрения, типичная для подхода, основанного на частоте действий, заключается в том, что черты личности — это не что иное, как описательные категории поведения. Таким образом, черта — это ярлык для набора связанных поведений или действий. Действия, которые подпадают под черту общительности, включают разговор с незнакомцем в лифте, звонки друзьям просто для того, чтобы поздороваться, разговор с коллегами в коридоре или разговор с продавцом в магазине. Под эту классификацию черт могут подпадать сотни действий. Человек с высокой репутацией по этой черте совершает действия этого класса в различных ситуациях чаще, чем другие люди. Этот подход является полностью описательным; нет утверждений о психологических процессах, которые заставляют людей вести себя так, как они себя ведут. Хотя действия, в которые вовлечены люди, могут быть вызваны внутренними причинными механизмами, частотный подход не определяет эти механизмы.

Структура черт личности

Исследователи личности пытались разработать структуру черт личности почти 100 лет. Большая часть этой работы была основана на исследованиях слов в английском языке, так называемой лексической гипотезе. Центральная идея этой гипотезы состоит в том, что важные аспекты человеческого поведения будут закодированы в языке. Таким образом, было высказано мнение, что всестороннее понимание черт личности может быть получено из изучения языка. Кульминацией изучения английской лексики является структура личности, известная как Большая пятерка. Таксономия личности «Большой пятерки» представляет собой иерархическое представление домена признаков с пятью широкими признаками, представляющими самый высокий уровень классификационной структуры. Эти пять черт включают следующее:

  1. Нейротизм: тревожный, темпераментный, нервный, капризный или уверенный в себе, расслабленный, невозбудимый
  2. Экстраверсия: общительный, энергичный, активный, напористый в сравнении с застенчивым, сдержанным, замкнутым, без приключений
  3. Открытость: интеллектуальная, новаторская, артистичная, сложная в сравнении с лишенной воображения, простой, бесхитростной
  4. Приятие: доверчивый, доверчивый, отзывчивый, щедрый против холодного, резкого, грубого, несимпатичного
  5. Добросовестность: организованный, аккуратный, тщательный, систематический, эффективный в сравнении с небрежным, ненадежным, случайным, неаккуратным

Хотя противники Большой пятерки остаются и вызывают заметную критику, Большая пятерка является доминирующим взглядом на организацию черт личности в современной психологии личности.

Ожидается, что наборы более узко определенных признаков лежат в основе каждого из этих широких признаков. Например, было предложено разбить общую черту добросовестности на более узко определенные черты надежности и стремления к достижениям. Однако исследователи личности далеки от достижения консенсуса относительно точного количества или характера этих узко определенных черт на следующем уровне иерархии.

Составные признаки

Поведение явно сложное, и многие виды поведения, особенно относящиеся к контексту ввода-вывода, не являются функцией какой-либо отдельной характеристики. В соответствии с этим направлением мышления часто обнаруживается, что более чем одна черта связана с особенно важным поведением, связанным с работой. В этих случаях исследователи предложили понятие составных черт, которые включают комбинацию фундаментальных личностных переменных в новую личностную переменную, способную предсказать определенный критерий. Возможно, самым известным примером составной переменной личности является честность. Исследования показали, что результаты тестов на честность, предназначенных для прогнозирования контрпродуктивного поведения сотрудников, в значительной степени связаны с чертами Большой пятерки: добросовестностью, покладистостью и (отрицательно) невротизмом. Таким образом, черту целостности можно рассматривать как, по крайней мере частично, слияние этих трех измерений Большой пятерки. Другие составные личностные переменные включают ориентацию на обслуживание клиентов и управленческий потенциал. Уникальный аспект сложных личностных черт заключается в том, что они, как правило, приводят к более высокой достоверности, связанной с критериями, чем валидность основных личностных черт, из которых они состоят. Мета-анализ показал, например, что тесты на честность, как правило, имеют большую прогностическую ценность, чем индивидуальные черты добросовестности, покладистости или невротизма.

Личность и психология ввода-вывода

Роль личности в психологии ввода-вывода имеет довольно бурную историю. Однако сегодня личность представляет значительный интерес как для исследователей, так и для практиков.

Исследования

Большая часть исследований личности в контексте ввода-вывода была направлена ​​на определение того, связаны ли и какие черты личности значимым образом с важным организационно значимым поведением. Первичное исследование и последующий мета-анализ показали, что личностные черты связаны с такими формами поведения в организации, как выполнение задач, контекстуальная производительность, эффективность обучения, выбор работы, лидерство, удовлетворенность работой и восприятие организационной справедливости, среди прочего. Это исследование привело к лучшему пониманию личных характеристик, связанных с важным рабочим поведением. Например, изучение того, как личностные черты связаны с лидерством, позволило лучше понять те индивидуальные характеристики, которые связаны с эффективным лидерством.

Большинство исследований (и приложений), связанных с личностью в рамках психологии ввода-вывода, связаны с подходом частоты действий к личностным чертам. Связь между чертой личности и критерием, интерпретируемая с точки зрения частоты действий, предполагает только то, что поведение, связанное с классификацией черты, также важно для критерия. Например, интерпретация частоты действий отношения между экстраверсией и лидерством предполагает, что некоторые из действий, связанных с чертой экстраверсии, также связаны с эффективным лидерством. Хотя это исследование, безусловно, полезно и информативно, оно носит описательный характер; нет идентификации или объяснения механизмов, посредством которых личностные черты вызывают организационно значимое поведение.

Приложение

Основное применение личности в контекстах ввода-вывода — это оценка личностных качеств для целей подбора персонала. Цель тестирования перед приемом на работу — сделать выводы о будущем поведении человека на рабочем месте. Большинство оценок личностных качеств для отбора персонала проводится с помощью анкет самоотчетов, но для оценки качеств могут использоваться и другие методы. Если бы соискатель должен был заполнить самооценку качества добросовестности и получить высокий балл, работодатель мог бы предположить, что этот человек склонен к добросовестному поведению в разных ситуациях, и сделать вывод, что человек будет делать это на рабочем месте. также. Если работа требует поведения, связанного с сознательными действиями, этот кандидат может быть желательным для этой должности. Метааналитические исследования показали, что оценки личностных качеств могут предсказывать эффективность работы для ряда профессиональных групп и по целому ряду критериев эффективности, причем самые убедительные результаты получены для черты добросовестности.

При попытке предсказать поведение, связанное с работой, с помощью оценок личностных качеств необходимо соблюдать осторожность при выборе подходящего критерия. Дискуссия о характере и ситуации многому научила исследователей личности в отношении того, что является подходящим критерием. Дебаты о чертах и ​​ситуациях возникли, когда ученые начали утверждать, что в поведении в разных ситуациях нет последовательности. Исследования показали, например, что, когда детей помещали в различные ситуации, где они могли вести себя честно или нечестно, дети вели себя по-разному в разных ситуациях. В частности, ребенок, списавший на тесте в одной ситуации, может превратиться в потерянный доллар в другой. Это отсутствие наблюдаемой согласованности в поведении, связанном с чертами, в разных ситуациях привело этих ученых к утверждению, что черты были удобными фикциями, а ситуации были более сильным детерминантом поведения. В подтверждение своей точки зрения эти ситуационисты утверждали, что оценки личностных качеств не сильно связаны с наблюдаемым поведением. Хотя личностным психологам потребовалось некоторое время, чтобы отреагировать на эти аргументы, в конце концов они нашли свой голос в принципе агрегации. Принцип агрегации предполагает, что если рассматривать поведение во многих ситуациях, то появятся последовательности. Эти соответствия были интерпретированы как предоставление доказательств в поддержку существования признаков. Точно так же исследователи личности утверждали, что, если поведение агрегируется по ситуациям, оценки личностных черт будут предсказывать это агрегированное поведение и фактически будут учитывать столько же вариаций поведения, сколько и ситуаций.

Урок, извлеченный из дебатов о характеристике и ситуации, и вытекающий из этого принцип агрегации важны для психологии ввода/вывода. В частности, для того чтобы личность могла предсказывать организационно значимое поведение, это поведение должно быть агрегировано по ситуациям. Невозможно, например, предсказать, опоздает ли сотрудник в следующий вторник, на основе оценки добросовестности. Однако должна быть возможность сделать прогноз относительно склонности этого человека опаздывать в течение года. Короче говоря, личность плохо предсказывает конкретные примеры поведения, но она может предсказывать законные модели поведения. Это момент, который должны иметь в виду исследователи и практики ввода-вывода. В опубликованной литературе есть несколько случаев, когда исследователи использовали один пример поведения в качестве критерия и, что неудивительно, не смогли найти ожидаемую связь между показателями личностных качеств и мерой критерия.

Хотя оценка личностных качеств для целей отбора персонала традиционно проводилась в бумажно-карандашном формате, все чаще личностные тесты перед приемом на работу проводятся с помощью компьютера. Многие компании даже начинают использовать веб-администрирование, когда испытуемый может пройти тест в среде без надзора. Хотя исследования, оценивающие этот способ проведения тестов, все еще появляются, первоначальные данные свидетельствуют о том, что средние баллы одинаковы в средах с наблюдением и без наблюдения и что достоверность оценок, связанная с критериями, одинакова.

Резюме

Личность — это широкая область психологии, изучаемая на разных уровнях, от отдельных людей до групп людей и людей в целом. В рамках психологии ввода-вывода почти вся работа над личностью была сосредоточена на личностных чертах или устойчивых тенденциях вести себя определенным образом. Было обнаружено, что личностные черты связаны с широким спектром поведения сотрудников на работе. Появляется понятие о сложных чертах или широких параметрах личности, которые связаны с несколькими более фундаментальными параметрами личности и предсказывают важное поведение, связанное с работой. Основное применение личности в контекстах ввода-вывода — это тестирование перед приемом на работу, когда баллы по тестам личности используются для прогнозирования будущего поведения людей на работе. Пытаясь предсказать поведение по личностным чертам, исследователям и практикам ввода-вывода важно помнить о принципе агрегирования.

Ссылки:

  1. Баррик, М. Р., и Маунт, М.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts