Понятие мышления в психологии: Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

Вопрос 41. Понятие мышления. Виды мышления и возможности их классификации.

Понятие мышления.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых закономерных свойств и отношений действительности, осуществленных для решения познавательных проблем, систематической ориентации в конкретных ситуациях. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.

Существуют разные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбюргской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, приобретая характер внутренних «умственных» действий.

Мышление — высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Проблемный характер мышления. Фазы мыслительного процесса.

Мышление носит активный и проблемный характер. Оно направлено на решение проблем. Выделяют такие фазы мыслительного процесса:

  1. Осознание проблемной ситуации – возникает осознание наличия информации о дефиците.

    Не стоит думать, будто это есть начало мышление, ведь осознание проблемной ситуации уже включает в себя предварительный мыслительный процесс.

  2. Осознание наметившегося решения как гипотезы – включает в себя поиск вариантов решения.

  3. Фаза проверки гипотез – ум тщательно взвешивает все «за» и «против» своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.

  4. Решение проблемы – получение ответа на поставленный вопрос или решение поставленной задачи. Решение фиксируется в суждении по данному вопросу.

Мыслительные операции. Формы мышления.

1. Анализ – разложение целого на части или свойства (форма, цвет и т.д.)

2. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в единое целое

3. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам

5. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

6. Конкретизация — это процесс противоположный абстракции. Мы используем конкретные явления.

Эти операции не просто различные рядоположные и независимые варианты умственных действий, а между ними существуют отношения координации, поскольку они являются частными, видовыми формами основной, родовой мыслительной операции опосредования. Более того, произвольная регуляция мышления создает возможность обратимости операций: расчленение и соединение (анализ и синтез), установление сходства и выявление различий (или сравнение: если A>B, то B<A), обобщение и конкретизация (родо-видовые отношения)

Понятие и научное познание. Наше мышление будет тем точнее, чем более точные и бесспорные понятия мы связываем. Понятие возникает из обычного представления путем уточнения, оно является результатом процесса мышления, с помощью которого и ребенок и взрослый открывает взаимосвязи между предметами и событиями.

Формы – суждение, умозаключение, понятие, аналогия.

Обобщенность и опосредованность мысли.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека, позволяет отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отклонения между предметами и явлениями. Обобщенность мысли представлена вычленением общих отношений посредством операции сопоставления. Мышление – это движение мысли, раскрывающей связь, которая ведет от отдельного (частного) к общему. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Мышление опосредованно действием.

Виды мышления.

Абстрактное мышление – мышление с использованием понятий, сопутствующих символизацией.

Логическое мышление – вид мыслительного процесса, в котором используются логические конструкции и готовые понятия. Соответственно, абстрактно – логическое мышление – это особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании символичных понятий и логических конструкций.

Дивергентное мышление – особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов.

Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы. (может быть синонимом «консервативного» и «ригидного» мышления)

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Наглядно – образное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с образами. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. Образное мышление – это мышление, в котором используются образы.(образная логика играет ведущую роль)

Практическое мышление – вид мыслительного процесса, который направлен на преобразование окружающей действительности на основе постановки цели, выработки планов, а также восприятия и манипулирования реальными предметами.

Теоретическое мышление – один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов. Теоретическое мышление – это не только оперирование теоретическими понятиями, но и тот мысленный путь, который позволяет прибегнуть к этим операциям в конкретной ситуации. Пример теоретического мышления – фундаментальные научные исследования.

Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующейся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок и смыслов. Мышление творческое отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых мышлением

репродуктивным.

Критическое мышлениепредставляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Пралогическое мышление— понятие, введенное Л.Леви-Брюлем для обозначения раннего этапа развития мышления, когда формирование его основных логических законов еще не завершено – существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме. Явления соотносятся по признаку причины-следствия и тогда, когда просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий смежных во времени и пространстве служит основой для объяснения большинства событий, происходящих в мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром.

При мышлении пралогическом природные и социальные ситуации осознаются как процессы, идущие под покровительством и при противодействии незримых сил – магическое мировоззрение. Леви-Брюль не связывал пралогическое мышление исключительно с ранними этапами формирования общества, допуская, что его элементы проявляются в сознании обыденном и в более поздние периоды (бытовые суеверия, ревность, страх, возникающие на основе парципации, а не логического мышления)

Вербально логическое мышление один из видов мышления с использованием понятий, логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений.

Пространственное мышлениесовокупность мысленных последовательно-операциональных пространственных преобразований и симультанного образного виденья объекта во всем многообразии и изменчивости его свойств, постоянное перекодирование этих различных мысленных планов.

Интуитивное мышление один из видов мышления. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.

Реалистическое и аутическое мышление. Последнее связано с уходом от действительности во внутренние переживания.

Также существует непроизвольное и произвольное мышление.

Возможности классификации.

(Л.Л. Гурова) принятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует. Так, неверно устанавливать разделительную границу между теоретическим и практическим мышлением, образным и понятийным, как это делается в старых учебниках психологии. Виды мышления следует различать по содержанию совершаемой деятельности – решаемых в ней задач, а формы мышления, по-разному связанные с содержанием, — по характеру выполняемых действий и операций, их языку.

Могут выделять таким образом:

  • по форме: наглядно-действенное, наглядно-образное – абстрактно-логическое;

  • по характеру решаемых задач: теоретическое – практическое;

  • по степени развернутости: дискурсивное – интуитивное

  • по степени новизны: репродуктивное – продуктивное.

Мышление – Гуманитарный портал

Мышление — это процесс функционирования сознания, определяющий познавательную деятельность человека и его способность выявлять и связывать образы, представления, понятия, определять возможности их изменения и применения. В мышлении человек рассматривает интересующий его предмет в связях, которые не даны ему в непосредственном восприятии. В этом плане мышление представляет собой особого рода «реконструкцию» форм функционирования или изменения предмета, выходящую за рамки его непосредственной данности. В мышлении человек сопоставляет своё поведение с поведением других людей, он может рассматривать себя и свои возможности с позиций и точек зрения других людей, использовать такое рассмотрение для применения своих действий, и для конструирования связей своего бытия. Мышление есть деятельная способность, с помощью которой человек может осуществлять особого рода преобразования объектов, не производя в них реальных изменений и не совершая реальных действий с ними. Такая — «идеальная» (по терминологии Э. В. Ильенкова) — деятельность мышления является условием функционирования социальных структур, воспроизводства социальных связей, сохранения и развития культуры.

Мышление может выражаться разными способами с точки зрения взаимодействия внутренних процессов и внешних действий, а также синтеза и взаимодействия чувственных и нечувственных компонентов:

  1. Мышление на основе восприятия. Оно выражается в переструктурировании поля восприятия, как с помощью перцептивных действий, так и посредством внешних действий субъекта. Восприятие может относиться как к обычным предметам опыта, так и к искусственно созданным предметам.
  2. Мышление на основе наглядных представлений. Комбинирование этих представлений, их разделение и синтез могут выступать средствами решения проблем, а в некоторых случаях играют ведущую роль.
  3. Мышление на основе языка. Оно может выражаться как в виде внешне выраженной речи, (диалога, полилога), так и в виде внутренней речи, размышления «про себя». Мышление такого рода может быть ненаглядным, использовать понятия, непосредственно не соотносимые с восприятием или представлением. Исторически именно этот частный вид мышления — ненаглядное мышление «про себя» — считался выражением существа мышления.

Мышление является одним из основных предметов философствования, присутствуя в его структуре с момента возникновения философии как таковой (см. Философия), а его проблематика часто оказывается в центре философских дискуссий между различными школами, подходами и в периоды смены философских и научных парадигм. В философской традиции, изначально разделяющей познание на чувственное и рациональное (логическое), мышление противопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение реальности непосредственному (см. Знание). Мышление изучается логикой, психологией, лингвистикой и многими другими науками. Философские исследования мышления так или иначе всегда были связаны с вопросом о логике мышления. В отличие от логики как самостоятельной дисциплины (см.  Логика), занимающейся структурами мышления, выраженными в рассуждениях, философию интересовали вопросы связи мышления с бытием и деятельностью человеческого индивида, с развитием общества, с функционированием культуры.

Основоположник Афинской философской школы Анаксагор в рамках своего учения о вечных элементах мира вводит категорию с близким мышлению семантическим содержанием — нус, которая выступает как первоначало мирового порядка. Анаксагоровская категория больше не встречается в философии, но этим было положено начало традиции мыслить мышление как субстанцию, какими бы терминами оно в дальнейшем ни именовалось: логос, софия, чистый разум и тому подобные. Идея субстанциональности мышления была органична для «физики» досократовского периода античной философии, затем менялись формы представления субстанции мышления в метафизических системах. Наиболее популярными были системы, разделившие мир на умопостигаемый и нравственный (Платон) или как состоящий из двух субстанций (мышление и материя) у Р.  Декарта, как вариант — два модуса одной субстанции у Б. Спинозы. Аристотель впервые обратился к мышлению не с метафизической установкой, а с технической. Имея дело с софистикой и с развитым мышлением платоновской философии Аристотель предпринял попытку формализации мышления через нормировку и задание системы правил. Так был сформирован корпус «Органона» с «Аналитиками, «Топикой» и «Метафизикой». После Аристотеля появилась возможность говорить о правильном мышлении, и о правильном и неправильном в самом мышлении. До «Аналитик» и «Метафизики» можно было объявлять правильным или неправильным только результат мысли или вывод, противопоставляя другой результат или вывод. В античной математике был принят методологический принцип доказательства, а сами аристотелевские «Аналитики» были положены в основание нормативной формальной логики (см. Логика формальная). Далее нормировкой правильного мышления занималась логика, в основе которой лежала силлогистика Аристотеля, совершенствовавшаяся и формализуемая многими поколениями античных и средневековых логиков. Начиная с Нового времени техническое отношение к мышлению находило выражение в изобретениях новых форм доказательств, в построении иных, неаристотелевских логик.

Рассмотрение в философии мышления, прежде всего с точки зрения его логики, естественно выдвигало на первый план исследование связей между понятиями. Связи между другими образами и формами, фактически обеспечивающими переживание индивидами своего бытия, возможность их общения, воспроизведение и изменение их предметной обстановки, в философии учитывались явно недостаточно. Структуры повседневного опыта людей — причём структуры весьма различные, — ориентирующие взаимодействия людей и их самоопределение, трактовались сквозь призму общих форм как более или менее логичные. Мышление в разных вариациях философствования (здесь имеется в виду главным образом европейская «классическая» философия) оказывалось обобщением человеческого опыта или приобщением человека к неким всеобщим формам разумной деятельности. Тема развития мышления, предполагавшая сопоставление различных мыслящих субъектов, также развёртывалась на основе признания универсальных форм познания и логики, которые может осваивать (или не осваивать) человеческий разум, присоединять (или не присоединять) к своей деятельности человеческий субъект. Различия мышления научного и профанного, культурного и «варварского» во многом определялись убеждением в том, что единство мышления зиждется на универсальных формах.

Мышление, структурированное всеобщими категориями и законами, рассматривалось не только как средство проникновения человека в различные сферы бытия, но и как связь (точнее, социальная связь), обеспечивающая преемственность культуры, сохранение её норм, а следовательно — и возможности взаимопонимания между людьми, взаимосогласованного их поведения. Воспроизведение европейской культуры в значительной мере понималось именно как сохранение логики мышления с помощью общих категорий, понятий, определений. Мышление же по большей части выступало в роли логики обобщения, сводящего различия индивидуальных явлений к правилу, закономерности, тенденции. Понятие, вырастающее из обобщения, оказывалось вместе с тем и культурной формой, общезначимой нормой, соединяющей поведение и мышление людей. Эта традиция фактически воспрепятствовала развитию в философии логики индивидуального, особенного, конкретного, идеи, к развёртыванию которой были близки В.  Дильтей, В. Виндельбанд и Г. Риккерт. Вопрос о мысли, вырастающей в мышление о конкретном, особенном, целостном был фактически сформулирован уже к середине XIX века в немецкой классической философии (Г. В. Лейбниц, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегель, Ф. В. Й. Шеллинг, К. Маркс). Однако в распространившихся в конце XIX века вульгарных версиях гегельянства и марксизма идея мышления о конкретном была сведена к идее диалектики как логики всеобщего. Так эта традиция сомкнулась с традицией понимания мышления как оперирования общими понятиями и всеобщими определениями, в крайних догматических вариантах — как использования готовых мыслительных форм в познании, образовании, построении практических действий. Реакцией на эту традицию явились попытки рассматривать и формулировать мышление на основе идей, что были определены Дильтеем, Риккертом и Виндельбандом, и, соответственно, — потребностями понимания конкретных индивидов, событий, групп, субкультур.

Хотя «понимание» на первых порах трактовалось по преимуществу психологически, как взаимодействие индивидов на уровне «обмена» чувствами, мотивациями, предпочтениями, в дальнейшем его истолкование стало сближаться с философской традицией описания мышления. Поскольку наиболее важным моментом понимания оказывается подстановка субъектом себя на место другого (как средство «вживания» в структуры его психики и мышления), постольку выявляются непсихологические моменты понимания, необходимость мыслительного, рационального, логического определения среды понимания, его конкретного контекста. Мышление в этом плане выступает в роли инструмента, определяющего временные и пространственные формы, задающие систему понимания, его общезначимые параметры, «картину» ситуации, которой пользуются взаимодействующие субъекты. Под знаком этой задачи возникает традиционный вопрос о категориях мышления, но подход к категориям оказывается нетрадиционным, ибо суть вопроса — не всеобщая природа категорий, а их «естественное» функционирование во взаимодействиях субъектов, их роль в упорядочивании или выстраивании контекста межсубъектных связей. В понимании, трактуемом достаточно широко, образ «другого» оказывается нетождественным образу другого индивида: в разных познавательных и практических ситуациях в этом качестве могут выступать группы, субкультуры, художественные или религиозные направления, предельные мыслительные характеристики мироздания, доступные человеку. Возникает естественная потребность преобразования мыслительных форм, их выведения за пределы обычного опыта, а стало быть — использования рационально-логических средств и культуры оперирования этими средствами, созданной философией.

Вплоть до XX века мышление представлялось философам гомогенным и гомоморфным процессом. Поэтому всегда предпринимались попытки либо искусственно выработать единые его правила, либо установить законы процесса мышления и на их основе определить для него соответствующие нормы (классическая логика, математика, грамматика). В XX веке основная проблематика мышления перемещается из плоскости соотнесения мысли индивида с универсальными формами разумности в многомерное пространство взаимодействия человеческой мысли с разными способами практического и духовного освоения мира, с разными, характеризующимися собственной логикой бытия, «классическими» и «неклассическими» объектами и процессом их познания. Культура перестаёт быть внешним ориентиром мышления и становится его внутренней формой. Более того, этот «поворот» обнаруживает, что и прежде культура была «внутренней формой», «настраивающей» и «выстраивающей» мышление, хотя она иногда — как, например, в европейской рациональности, — и выступала в превращённой форме некоей привилегированной или универсальной логики.

Переход от одномерного к многомерному и плюралистическому представлению о мышлении выявил проблему его эволюции, периодизации этого процесса, выделения типов мышления и разных способов их взаимодействия. Вопрос о мышлении включается в исследования, описывающие разные типы социальности и связанные с ними культуры мышления. Однако предметная и дисциплинарная организация науки, философии и европейской рациональности в целом оказалась устаревшей перед лицом задач исследования мышления. Требовались новые формы синтеза и конфигурирования областей знания и методов. Продолжение исследований мышления в рамках одного предмета (например психологии, логики или кибернетики) вели к очевидному редукционизму. В свою очередь, сами объекты и предметы конкретных наук стали трактоваться не как объекты природы, а как организованности мышления, а само мышление выступать как центральный момент познавательной деятельности. Не подвергавшиеся ранее критике представление о спонтанности и естественности мышления, его индивидуальном характере, о локализации его в сознании или в психике перестали быть адекватными поставленным проблемам. Наряду с этим стало понятно, что мышление может быть специально организовано как трансперсональный процесс в деятельности, диалоге (полилоге) или в игре. Предпринимались разные попытки организации мышления без преодоления редукционизма (разнообразные технологии мышления), разрабатывались различные программы для решения прикладных задач, в которых мышление организовывалось (или «улавливалось») теми или иными косвенными способами (Think Thanks, Манхэттенский проект, Римский клуб, Тэвистокские сессии, Кремниевая долина и другие).

Отдельная линия в исследовании процессов мышления проводилась в психологии, которая претендовала на выявление его закономерностей как реально протекающего процесса. До начала XX века в целом считалось, что мышление не может исследоваться методами научной психологии, поскольку рефлексия и интроспекция нивелируют сам процесс мышления, а исследователю доступны только знаки уже осуществлённого мышления, что, таким образом, выходит за пределы предмета психологии. Современные психологические школы имеют несомненные достижения в исследовании феноменальной стороны процесса мышления (О. Кюльпе, М. Вертхеймер, К. Дункер, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, когнитивная психология и гештальтизм).

В течение многих лет мышление было предметом интенсивного изучения в Советском Союзе, особенно в 1960–1980-х годах. Оригинальная программа, синтезирующая знания и подходы разных предметов и дисциплин под задачу исследования мышления была сформулирована в 1950-х годах в Московском методологическом кружке (Г. П. Щедровицкий, Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили) в процессе разработки содержательно-генетической логики. С конца 1970-х годов эта программа разрабатывается как системо-мыследеятельностная методология (см. СМД-методология) на основе онтологических и организационных представлений о мыследеятельности. Влиятельные школы сложились также в российской психологии, где проблематика мышления разрабатывалась на основе разных теоретических программ и экспериментальных исследований. Толчок для многих таких разработок дал в начале 1930-х годов в своей книге «Мышление и речь» Л. С. Выготский. Отталкиваясь от ряда идей Л. С. Выготского, А Н. Леонтьев сформулировал программу экспериментального исследования мышления. Эта линия была продолжена в работах П. Я. Гальперина (концепция формирования умственных действий), В. В. Давыдова (исследование формирования разных видов обобщения в обучении), О. К. Тихомирова (проблема целеполагания в процессе мышления) и других. С. Л. Рубинштейн развил теорию мышления как аналитико-синтетической деятельности и как процесса. Эта программа получила дальнейшее развитие в теоретических и экспериментальных исследованиях А. В. Брушлинского, К. А. Славской и других.

  • Абульханова-Славская К. А. Мысль в действии. — М., 1967.
  • Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979.
  • Брунер Дж. Мышление. — В книге: Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
  • Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям. — М., 1982.
  • Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления. Логико-гносеологический анализ. — М., 1989.
  • Выготский Л. С. Мышление и речь. — В книге: Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 тт., т. 2. — М., 1982.
  • Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — В книге: Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966.
  • Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972.
  • Ильенков Э. В. Диалектическая логика. — М., 1984.
  • Кедров Б. М. Проблемы логики и методологии наук. — Избранные труды. — М., 1990.
  • Копнин П. В. Диалектика, логика, наука. — М., 1973.
  • Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М., 1980.
  • Леонтьев А. Н. Мышление. — В книге: Философская Энциклопедия, т. 3. — М., 1964.
  • Лефевр В. А. Формула человека. Контуры фундаментальной психологии. — М., 1991.
  • Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. — М., 1968.
  • Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. Беседы. — М., 2000.
  • Михайлов Ф. Т. Общественное сознание, самосознание индивида. — М., 1980.
  • Ньюэлл А., Саймон Г. GPS — программа, моделирующая процесс человеческого мышления. — Вычислительные машины и мышление. — М., 1967.
  • Пиаже Ж. Психология интеллекта. — М., 1969.
  • Пятигорский А. М. Мышление и наблюдение. Четыре лекции по обсервационной философии. Рижский Философский симпозиум. — Liepnieks & Ritups, 2002.
  • Райл Г. Понятие сознания. — М., 2000.
  • Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. — М., 1958.
  • Сёрль Дж. Р. Сознание, мозг и наука. — М., 1993.
  • Сёрль Дж. Р. Проблема сознания. — М., 2003.
  • Стёпин В. С. Теоретическое знание. — М., 2000.
  • Садовский В. Н. К целостной концепции искусственного интеллекта. — В книге: Искусственный интеллект и проблемы организации знаний. Сборник трудов ВНИИСИ, выпуск 8. — М., 1991.
  • Таванец П. В. Вопросы теории суждения. — М., 1955.
  • Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 2002.
  • Тихомиров О. К. Структура мыслительной деятельности человека. — М., 1969.
  • Туровский М. Б. Труд и мышление. — М., 1963.
  • Уинстон П. Искусственный интеллект. — М., 1980.
  • Финн В. К. Интеллектуальные системы: проблемы их развития и социальные последствия.  — В книге: Будущее искусственного интеллекта. — М., 1991.
  • Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — М., 1977.
  • Хант Э., Ховленд К. Машинная модель формирования человеческих понятий. — Вычислительные машины и мышление. — М., 1967.
  • Хант Э. Искусственный интеллект. — М., 1978.
  • Швырёв В. С. Методологический анализ науки. — В книге: Философия, методология, наука. — М., 1972.
  • Швырёв В. С. Живое созерцание и абстрактное мышление, эмпирическое и теоретическое знание и познание. — В книге: Теория познания в 4-х тт., т. 3. — М., 1993.
  • Шенк Р., Хантер Л. Познать механизмы мышления. — Реальность и прогнозы искусственного интеллекта.  — М., 1987.
  • Щедровицкий Г. П. Избранные труды. — М., 1995.
  • Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М., 1997.
  • Щедровицкий Г. П. Процессы и структуры в мышлении. Цикл лекций. — В книге: Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 6. — М., 2003.
  • Эндрю А. Искусственный интеллект. — М., 1985.
  • Юлов В. Ф. Мышление в контексте сознания. — М., 2004.
  • Юм Д. Исследования о человеческом познании. — Сочинения в 2-х тт., т. 2. — М., 1965.
  • Юнгер Ф. Г. Язык и мышление. — СПб., 2005.

Концепции мышления: определение и психология

Что такое мышление? Как мы мыслим мозгом? Наш разум — это бесконечные загадки мыслей, проблем и решений. Как работает все это мышление?

  • Какие понятия мышления в психологии?
  • Что такое определение мышления в психологии?
  • Какие концептуальные инструменты мышления существуют в психологии?
  • Каковы некоторые примеры и характеристики мышления в психологии?

Концепции мышления в психологии

Мышление — это широкая тема, и существуют разные типы, способы и характеристики мышления. В центре этой темы находится то, что мы называем познанием.

Познание — это все умственные способности и действия, связанные с запоминанием, мышлением, общением и знанием.

Концепции

Как мы организуем всю информацию, о которой думаем? Мы мысленно распределяем информацию по категориям. Понятия — это мысленные группировки событий, сходных объектов, идей и людей. Фрукты являются примером концепции. Есть много видов фруктов, которые вписываются в эту категорию в нашем сознании. Более того, концепция желтых фруктов, вероятно, заставляет вас думать о бананах и ананасах.

Группировка информации в концепции дает нашему уму меньше работы. Без такой организации информации нам пришлось бы придумывать новое слово для всего! Как мы создаем концепцию в уме? Создание концепции начинается с прототипа!

Прототипы

Прототипы — это просто репрезентативные мысленные образы или примеры концепции. Когда мы сопоставляем новый элемент с прототипом, это создает путь для быстрой сортировки, чтобы потом его было легче вспомнить. Когда вы думаете о фруктах, какие фрукты первыми приходят на ум? Это яблоко? Если да, то, вероятно, это ваш фруктовый прототип! Он говорит вам, что квалифицируется как фрукты и должно быть отсортировано в эту категорию.

Когда мы сталкиваемся с новым для нас объектом, нам может понадобиться новый прототип. Мы можем создать в уме совершенно новую категорию для объекта или узнать больше об объекте, чтобы увидеть, можем ли мы поместить его в существующую категорию. Может быть, мы полностью изменим наше понимание концепции и прототипа, чтобы соответствовать новому примеру!

Знаете ли вы, что помидоры — это фрукты? Фрукты содержат мякоть и семена, и помидоры идеально подходят под эту категорию. Огурцы, авокадо, оливки и кукуруза также являются фруктами. Бамия и стручковая фасоль также технически являются фруктами. Нужно ли изменить вашу концепцию и прототип фруктов, чтобы приспособить их к этим продуктам питания?

Концепция и прототип, StudySmarter Original

Определение мышления в психологии

Когда мы намеренно и тщательно применяем наши мысли к окружающему миру, чтобы понять, связать и решить проблемы, наше познание превращается в критическое мышление . Джон Дьюи (1910) ввел термин критическое мышление и описал его как применение понимания . Он также называл критическое мышление рефлексивным мышлением или рефлексивным мышлением.

Критическое мышление Джона Дьюи

Джон Дьюи заявил, что критическое или рефлексивное мышление начинается с желания решить проблему . Дьюи говорит, что поиск ответа на основе имеющихся данных является абсолютной сущностью научного подхода. Ответ на вопрос с использованием научного подхода требует творчества, интеллектуальная честность и надежное суждение.

I интеллектуальная честность — решение проблем с беспристрастным и честным отношением.

Исследователь пришел к выводу об исследовании. Позже исследователь просматривает исследование и понимает, что допустил ошибку. Если они интеллектуально честны, они признают ошибку и исправят ее.

Критическое мышление требует более высокой формы обработки мысли и утонченной когнитивные способности . Критическое мышление требует таких навыков, как концептуализация, интерпретация и анализ . Как мы мыслим критически? Например, когда мы сдаем тест по математике, какие когнитивные инструменты или концепции мы можем использовать, чтобы ответить на вопросы?

Концепции и инструменты мышления в психологии

Точно так же, как вам нужны инструменты для создания вещей в реальной жизни, мы используем когнитивные инструменты для решения проблем и понимания новой информации.

Инструменты мышления в таксономии Блума

Бенджамин Блум (1956) разработал иерархию когнитивных инструментов, названную таксономией Блума . Он включает в себя 6 уровней когнитивных инструментов, которые переходят от простого к сложному. Эти уровни (по порядку): запоминание, понимание, применение, анализ, оценка, и создание . Если вы хотите узнать, насколько хорошо вы понимаете тему, посмотрите, сколько инструментов Блума вы можете использовать, когда думаете и говорите на эту тему.

Таксономия Блума, StudySmarter Original

Подумайте о предмете или теме, которую вы очень хорошо знаете. Мы будем использовать цветы в качестве примера. Что вы помните о цветах? Какие факты вы можете легко извлечь из своего ума? Как хорошо ты разбираешься в цветах? Понимание может выглядеть как суммирование частей цветка, сравнение различных видов цветов, классификация цветов по группам, объяснение того, как функционируют части цветка, и интерпретация научного языка о цветах.

Основываясь на своем понимании, вы можете применить свои знания о цветах. Если вам показывают определенный цветок, можете ли вы рассказать о нем кому-нибудь? Подача заявки часто также включает в себя анализ. Можете ли вы отличить разные цветы, организовать их и приписать им разные функции? Если вы можете применить и проанализировать тему, вы готовы приступить к ее оценке. Имеет ли смысл то, что вы уже узнали о цветах?

Возможно, раньше вы узнали о цветах что-то, что теперь известно только для определенных видов цветов. Вы критикуете учебники, которые чрезмерно обобщают этот аспект цветов. Чем больше вы знаете о такой теме, как цветы, тем больше вы можете оценить, что другие люди говорят и пишут о них. Создание — высший уровень таксономии Блума. Сможете ли вы со всеми своими знаниями о цветах составить реалистичный план цветочной фермы? Можете ли вы предложить решения проблем в выращивании цветов? Можете ли вы найти новые способы дольше сохранять свежесть срезанных цветов?

Цветочная ферма, pexels

Примеры концепций мышления в психологии

Мы в значительной степени полагаемся на различные виды мышления, чтобы найти ответы на многие вопросы и проблемы в жизни. Каковы примеры использования различных видов мышления в реальной жизни?

Алгоритмы

На уроках естествознания или математики нас учат алгоритмам, которые помогают нам находить решения. Алгоритм — это метод или процедура поиска решения проблемы. Примером этого является PEMDAS или порядок операций в математике. Ответ на математическую задачу будет разным в зависимости от того, какой порядок операций вы используете для ее решения! Алгоритмы гарантируют правильный ответ, если они используются правильно.

Эвристическое мышление

Более простой тип мышления называется эвристическое мышление . Хотя эта стратегия проста и быстра, в ней также много места для ошибок. Вы можете думать об эвристическом мышлении как о методе проб и ошибок для решения проблем.

Вам нужно поменять лампочку в доме, но вы не знаете, какую лампочку купить. Вы идете в магазин и покупаете тот, который похож на тот, что дома. Пробуя новую лампочку, вы понимаете, что это не тот тип лампочки. Вы повторяете процесс похода в магазин в поисках того, который, похоже, будет работать. В конце концов, вы найдете тот, который работает!

Что произойдет, если эвристическое мышление не даст вам решения? Часто мы уходим от проблемы и занимаемся своими делами. Проходя тест, мы можем пройти мимо вопроса, на который не можем ответить. Внезапно, без предупреждения, кажется, что ответ просто всплывает в вашей голове! Это называется прозрением , часто называют «Ага!» момент.

Характеристики мышления в психологии

Ментальные установки, интуиция и метапознание являются некоторыми характеристиками мышления в психологии. Подходим ли мы к проблеме каждый раз одинаково? Следуем ли мы внутреннему инстинкту или интуиции, чтобы ответить на вопрос? Что такое метапознание?

Ментальная установка означает подход к решению проблемы таким же образом, как и в прошлом. Это сработало для нас в прошлый раз, так почему бы не попробовать еще раз? Всегда ли этот подход или способ мышления работает для любого вида проблем? Нет, но ментальные установки все же могут быть полезны в качестве быстрого мышления. Если на улице идет дождь, мы автоматически берем с собой зонт, потому что зонт оказался полезным в прошлом.

А как насчет нашей интуиции ? Это мысли или чувства, интуиция, которые могут быть оторваны от разума или основаны на наших эмоциях. Интуиция означает, что вы просто знаете, что делать. Когда нам нужно действовать или решить проблему быстро, мы можем использовать интуицию, чтобы найти решение. Часто наша интуиция коренится в эвристическом мышлении.

Метапознание думает о вашем мышлении. Это то, как мы планируем, оцениваем и контролируем нашу работу по заданию, пониманию определенного предмета или решению проблем. Метапознание помогает человеку переупорядочить свои мысли о конкретной задаче или проблеме. Обучение, понимание и другие стратегии мышления укрепляют ваши когнитивные способности. В конечном счете, они помогают вам глубже размышлять о разных темах и развивать метапознание.

Вчера Мэдди и ее парень сильно поссорились. Они оба были уставшими и эмоционально реактивными. Мэдди думает о сегодняшней драке и понимает, что отреагировала, основываясь на своих эмоциях, и позволила эмоциям руководить своими мыслями. Она думает о своем мышлении и надеется использовать то, что она узнала из этого боя, чтобы помочь ей лучше реагировать в будущем.

Концепции мышления – основные выводы

  • Познание – это умственные способности и действия, которые мы связываем с запоминанием, мышлением, общением и знанием.
  • Концепты — это ментальные группировки событий, похожих объектов, идей и людей, а прототип — это просто репрезентативный мысленный образ или пример концепции.
  • Джон Дьюи (1910) ввел термин критическое мышление и описал его как применение понимания или рефлексивного мышления.
  • Шесть уровней таксономии Блума (по порядку): запоминание, понимание, применение, анализ, оценка и создание.
  • Ментальные установки, интуиция и метапознание — некоторые характеристики мышления в психологии.

Типы, разработка и инструменты| Психология

РЕКЛАМА:

В этой статье мы обсудим:- 1. Введение в мышление 2. Типы мышления 3. Развитие 4. Инструменты 5. Ошибки.

Введение в мышление :

Когнитивные способности, такие как мышление, рассуждение и решение проблем, можно считать одними из основных характеристик, отличающих людей от других видов, включая высших животных.

Вызовы и проблемы, с которыми сталкивается человек или общество в целом, решаются посредством ряда усилий, включающих размышления и рассуждения. Таким образом, способность мыслить и рассуждать может рассматриваться как важнейшие инструменты для благополучия и осмысленного существования как личности, так и общества.

РЕКЛАМА:

A. Мышление :

1. Росс:

«Мышление – это умственная деятельность в ее когнитивном аспекте или умственная деятельность в отношении психологических аспектов».

2. Garrett:

РЕКЛАМА:

«Мышление — это поведение, которое часто неявно и скрыто, и в котором обычно используются символы».

3. Гилмер:

«Мышление — это процесс решения проблем, в котором мы используем идеи или символы вместо открытой деятельности».

4. Мохсин:

«Мышление — это имплицитное поведение при решении проблем».

Типы мышления :

Мышление можно классифицировать следующим образом:

1. Перцептивное или конкретное мышление:

интерпретация ощущения в соответствии с собственным опытом. Его также называют конкретным мышлением, так как оно осуществляется при восприятии реальных или конкретных объектов и событий.

2. Концептуальное или абстрактное мышление:

РЕКЛАМА:

Здесь используются понятия, обобщенные объекты и языки, считается, что оно превосходит перцептивное мышление, поскольку экономит усилия на понимании и решении проблем.

3. Рефлексивное мышление:

Этот тип мышления направлен на решение сложных проблем, поэтому он требует реорганизации всего соответствующего опыта в ситуации или устранения препятствий вместо связи с этим опытом или идеями.

Это проницательный когнитивный подход к рефлексивному мышлению, поскольку умственная деятельность здесь не связана с механическими усилиями проб и ошибок.

В этом типе мыслительные процессы принимают во внимание все релевантные факты, расположенные в логическом порядке, чтобы прийти к решению проблемы.

4. Креативное мышление:

Этот тип мышления связан со способностью создавать или конструировать что-то новое, новое или необычное. Он ищет новые отношения и ассоциации для описания и интерпретации природы вещей, событий и ситуаций. Здесь индивид обычно сам формулирует доказательства и инструменты для ее решения. Например; ученых, художников или изобретателей.

Скиннер, известный психолог, говорит, что творческое мышление означает, что прогнозы и выводы для человека новы, оригинальны, гениальны и необычны. Творческий мыслитель — это тот, кто выражает новые идеи и делает новые наблюдения, новые прогнозы и новые выводы.

Характеристики творческого мышления:

а. Творческое мышление во всех его видах и формах является абсолютно внутренним психическим процессом и, следовательно, должно рассматриваться как важный компонент когнитивного поведения человека.

б. Каждый из нас способен к творческому мышлению, а значит, это универсальное явление.

в. Творческое мышление приводит к созданию чего-то нового или нового, включая новую форму расположения старых элементов.

д. Креативное мышление во всех его измерениях предполагает дивергентное мышление вместо рутинных и конечных типов конвергентного мышления. У ума должна быть полная свобода блуждать, чтобы создать новую идею.

эл. Поле творческого мышления и его внешняя часть достаточно обширны и построены широко. Он охватывает все аспекты человеческих достижений, относящихся к жизни человека.

5. Критическое мышление:

Это тип мышления, который помогает человеку отойти от своих личных убеждений, предубеждений и мнений, разобраться в вере и открыть истину, даже в ущерб своим основным система убеждений.

Здесь прибегают к установлению более высоких когнитивных способностей и навыков для правильной интерпретации, анализа, оценки и вывода, а также объяснения собранной или переданной информации, что приводит к целенаправленному непредвзятому и саморегулируемому суждению.

Идеальный мыслитель обычно любознателен, хорошо информирован, непредубежден, гибок, беспристрастен в оценках, свободен от личных предубеждений и предубеждений, честен в поиске соответствующей информации, квалифицирован в надлежащем использовании таких способностей, как интерпретация, анализ , синтез, оценка и составление выводов и выводов и т. д.

Критическое мышление представляет собой хорошо дисциплинированный мыслительный процесс более высокого порядка, который включает использование когнитивных навыков, таких как концептуализация, интерпретация, анализ, синтез и оценка, для достижения беспристрастного, обоснованное и надежное суждение о собранной или переданной информации или данных как руководство к своим убеждениям и действиям.

6. Ненаправленное или ассоциативное мышление:

Бывают моменты, когда мы оказываемся заняты уникальным типом мышления, ненаправленным и бесцельным. Это отражается в сновидениях и других свободно текущих неконтролируемых действиях. Психологически эти формы мышления называются ассоциативным мышлением.

Здесь грезы, фантазии и иллюзии подпадают под категорию абстинентного поведения, которое помогает человеку убежать от требований реального мира, делая его мыслительное лицо ненаправленным и плавающим, помещая его куда-то, приказывая чему-то, не связанному с его окружение.

Мы слышали, что нет ничего серьезного в поведении, связанном с мечтами и фантазиями, но поведение, связанное с бредом, определенно указывает на ненормальность.

Человек под влиянием таких заблуждений может думать или верить, что он миллионер, правитель вселенной, великий изобретатель, известный историк или даже Бог. Напротив, человек, находящийся во власти заблуждения, может быть склонен быть самым неспособным, недостойным и нежелательным человеком, у него может развиться чувство вины или жаловаться, что он стал жертвой каких-то неизлечимых физических или психических заболеваний.

Развитие мышления:

Мышление – один из важнейших аспектов процесса обучения. Наша способность учиться и решать проблемы зависит от нашей способности правильно мыслить, что помогает нам приспосабливаться и необходимо для успешной жизни.

Только те люди, которые могут мыслить отчетливо, конструктивно и тщательно, могут внести очень большой вклад в общество.

Поскольку ни один человек не рождается мыслителем, необходимо приобретать знания техники и практиковать правильное мышление.

Существует несколько методов, помогающих развить мышление посредством тренировки.

1. Адекватность знаний и опыта:

Адекватность знаний и опыта считается основой системного мышления.

Таким образом, следует позаботиться о том, чтобы помочь детям с адекватными знаниями и опытом, что может быть сделано путем:

(a) Обучение детей улучшению процесса ощущений и восприятия, чтобы получить лучшие знания и опыт, чтобы улучшить критическое мышление .

(b) Человеку должны быть предоставлены возможности для приобретения адекватного опыта и его следует поощрять к самообучению, обсуждению и участию в здоровой и стимулирующей деятельности.

2. Адекватная мотивация и определенность целей:

Мотивация помогает мобилизовать нашу энергию для мышления. Она создает неподдельный интерес и произвольное внимание в процессе мышления и тем самым очень помогает в повышении адекватности и эффективности нашего мышления. Таким образом, нужно стараться мыслить определенным образом с определенной целью или целью, решаемые нами проблемы должны иметь тесную связь с нашими непосредственными потребностями и основными мотивами, и такое мышление должно быть направлено на творческую и продуктивную деятельность.

3. Адекватная свобода и гибкость:

Мышление не должно блокироваться наложением ненужных ограничений и сужением поля мыслительного процесса. Если прошлый опыт или привычные методы не помогают решить проблему, мы должны стремиться к новым ассоциациям, отношениям и возможностям для получения удовлетворительных результатов.

4. Инкубация:

Когда мы ставим перед собой задачу решить проблему, но не можем решить ее, несмотря на наше напряжение, прилагая больше усилий к размышлению и настойчивому мышлению, лучше отложить проблему на некоторое время. и расслабьтесь на некоторое время или займитесь какой-либо другой деятельностью. В течение этого интервала усилиями нашего бессознательного ума вырабатывается решение этой конкретной проблемы. Этот феномен инкубации полезен.

5. Интеллект и мудрость:

Интеллект определяется как способность правильно мыслить, поэтому правильное развитие интеллекта необходимо для формирования адекватного мышления. Следует проявлять должную осторожность, чтобы использовать интеллект, мудрость и другие познавательные способности для осуществления процесса мышления.

6. Правильное развитие понятий и языка:

Понятие – это слово или идея с обобщенным значением, которое представляет целый класс объектов, идей или событий; например, слово «сари» — это понятие, когда вы думаете об этом слове, оно представляет собой все виды сари длиной шесть или восемь ярдов, сари из шелка, хлопка, нейлона или их смеси. Формирование понятия начинается в раннем детстве. которые являются примером из первых рук. Это может быть +ve или -ve.

Язык — это высокоразвитая система символов, в которой слова в рамках грамматики могут быть записаны или произнесены в различных комбинациях. Большая часть мышления зависит от языка, хотя некоторые образы также присутствуют.

Понятия, символы, знаки, слова и язык являются средствами и инструментами мысли. Без их должного развития нельзя эффективно идти по пути мышления. Их развитие стимулирует и направляет мыслительный процесс.

Неправильное развитие и ошибочное формирование понятий, а равно и символическое поведение не только тормозят развитие мышления человека, но и оказываются фатальными, так как могут спровоцировать извращенное мышление и неверные выводы.

7. Адекватность процесса рассуждений:

На мышление также влияет способ рассуждений, который принимает человек. Нелогичные рассуждения часто приводят к неправильному мышлению. Логика – это наука о правильном мышлении, которая помогает мыслить правильно. Поэтому мы должны воспитывать в наших детях привычку к логическому мышлению.

Инструменты мышления :

Процесс мышления включает в себя несколько важных элементов:

1. Образы:

Поскольку мысленные образы состоят из личного опыта объектов, людей или ситуаций, услышанного и прочувствованного. Эти мысленные образы символизируют реальные объекты, переживания и действия. В мышлении мы обычно манипулируем образами, а не реальными объектами, переживаниями или действиями.

2. Концепты:

Концепт – это общая идея, обозначающая общий класс и представляющая общие характеристики всех объектов или событий этого общего класса. Понятие, как инструмент, экономит усилия в мышлении, например, когда мы слышим слово «слон», нам сразу же напоминают не только о природе и качествах слона как класса, но и приходят наши собственные переживания и понимание их. на поверхность в нашем сознании, чтобы стимулировать наше мышление в то время.

3. Символы и знаки:

Символы и знаки представляют и заменяют реальные объекты, переживания и действия. Например, светофоры, железнодорожные сигналы, школьные звонки, значки, песни, флаги и лозунги — все это символические выражения, они стимулируют и мотивируют результирующее мышление, потому что говорят нам, что делать или как действовать.

4. Язык:

Является наиболее эффективным и развитым средством осуществления процесса мышления. Когда человек читает, пишет или слышит слова или предложения или наблюдает за жестами на любом языке, у него возникает стимул думать. Таким образом, чтение и написание документов и литературы также помогают стимулировать и развивать мыслительный процесс.

5. Мышечная деятельность:

Мышление тем или иным образом свидетельствует о вовлечении некоторых зарождающихся движений групп наших мышц. Обнаружена высокая положительная связь между мышлением и мышечной деятельностью человека. Чем больше мы занимаемся мыслями, тем больше становится общее мышечное напряжение, и, наоборот, по мере продвижения к мышечным отношениям наши мыслительные процессы постепенно уменьшаются.

6. Функции мозга:

Какой бы ни была роль мышц, мышление – это прежде всего функция мозга. Наш разум считается главным инструментом мыслительного процесса. Переживания, регистрируемые нашими органами чувств, не имеют смысла и, следовательно, не могут служить стимулирующими агентами или инструментами для мышления, если эти впечатления не будут получены клетками нашего мозга и должным образом интерпретированы для получения некоторого значения.

Ментальные картинки или образы могут быть сохранены, реконструированы или использованы только после их обработки мозгом. То, что происходит в нашем мыслительном процессе, является просто функцией или продуктом деятельности нашего мозга.

Ошибки мышления :

На наше мышление, рассуждения и решение проблем в значительной степени влияют наши «установки», которые представляют собой своего рода привычку или то, как мы привыкли воспринимать определенные ситуации. .

Все, что ранее было зафиксировано в нашем восприятии или опыте, обеспечивает основу для нашего настоящего и будущего мышления. Мы не изменим предустановленного пути мышления, который ведет к жесткому поведению.

Нам случается совершать ошибки из-за нашего отношения, симпатий и антипатий, предвзятости или чрезмерного упрощения мышления, рассуждений и решения проблем и т. д. Эти ментальные установки, полученные из предыдущего опыта, несомненно, мешают нашему последующему мышлению, что приводит к неэффективному поведению.

Таким образом, наше мышление будет ущербным и вредным, если оно не основано на правильных данных или информации. Наши предубеждения, предубеждения и убеждения иногда не позволяют нам мыслить логически. Мы делаем неверные выводы из-за наших предубеждений, поэтому мы склонны игнорировать и упускать из виду те факты, которые поддерживают правильный вывод.

1. Наше мышление неполноценно, потому что мы позволили себе поддаться эмоциям. Многие люди не думают ясно и точно во время экзамена, потому что их беспокоит страх и неудача.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts