Понятие о деятельности внешняя и внутренняя деятельность: Соотношение внешней и внутренней форм деятельности

Содержание

Соотношение внешней и внутренней форм деятельности

10.05.2011

Различают две формы деятельности: внешнюю (практическую, видимую для других людей) и внутреннюю (мыслительную, невидимую для посторонних). Долгое время психология занималась исключительно внутренней деятельностью. Считалось, что внешняя деятельность лишь выражала внутреннюю (или «деятельность сознания»). Потребовалось много времени, чтобы прийти к выводу о том, что обе эти формы деятельности представляют собой общность, через которую человек взаимодействует с окружающим его миром. Обе формы имеют принципиально одинаковое строение, т. е. побуждаются потребностями и мотивами, сопровождаются переживаниями и направляются целями. Внутреннюю деятельность отличает от внешней лишь то, что в нее включены не реальные предметы, а их образы. Кроме того, результат внутренней деятельности выражен не в реальном продукте, а в мысленной форме.

Единство этих двух форм деятельности проявляется и в их взаимных переходах друг в друга через процессы интериоризации и экстериоризации.

Процесс интериоризации выражает способность психики оперировать образами предметов и явлений, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения человека. Такая способность появляется у человека благодаря его предыдущему опыту оперирования с предметами, познанию закономерностей взаимосвязей между предметами и явлениями реального мира. В процессе оперирования с реальными предметами (внешняя деятельность) человек на практике осваивает опыт отношений с ними, или, иными словами, формирует свой внутренний план действий с подобными предметами. В таких случаях говорят, что внешнее оперирование (или действие) интериоризируется, «вращивается» в психику человека, становится психическим (внутренним) действием. В психологической литературе имеется удачный пример интериоризации, связанный с обучением ребенка счету. Сначала он считает палочки (реальный объект оперирования), перекладывая их на столе (внешняя деятельность).

Затем он обходится без палочек, ограничиваясь лишь внешним наблюдением за ними. В конце концов палочки становятся совершенно ненужными и счет превращается в умственное действие (внутренняя деятельность). Объектом оперирования становятся числа и слова (мысленные объекты).

Благодаря интериоризации человек может прогнозировать, предвидеть будущие явления и состояния объектов окружающего мира. Тонкий механизм интериоризации в психологии еще не изучен. Но ясно одно, что внутренняя психическая деятельность есть результат интериоризации внешней физической деятельности.

Экстериоризация деятельности характеризует способность человека осуществлять внешние действия (операции) на основе преобразования сложившихся замечает интериоризации внутренних закономерностей, за счет сформированного ранее внутреннего идеального плана действий. Экстериоризация — это воплощение предшествующего опыта в физические внешние действия. Таким образом, интериоризация и экстериоризация деятельности человека — это «улица с двусторонним движением», где происходит его реальная жизнь.

Ключевые слова: Деятельность

Материалы по теме

Понятие деятельности

Творогова Н.Д., Общая и социальная психология

Психика и деятельность

Теплов Б.М., Психология

Категория деятельности в психологии

Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010

Движения, действия, деятельность

Поликарпов В.А., Психология личности

Методы анализа результатов деятельности

Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.

Язык — система и язык — деятельность

Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Альпина Нон-фикшн; Москва; 2018,. ..

Понятие ведущей деятельности ребенка

Смирнова Е.О., Детская психология

Личность в общении и деятельности

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В двух томах. Том 2

Понятие, структура и виды деятельности, ее влияние на формирование толерантности — Мегаобучалка

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности. (17, с. 45).

Деятельность имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется (конкретная потребность). В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать чтение книги.



Операцией называют способ осуществления действия. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. (6, с. 78-83).

А.Н. Леонтьев исходил из различения внешней и внутренней деятельности.

Внешняя деятельность – это чувственно-предметная, материальная деятельность. Внутренняя – это деятельность по оперированию образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания. Согласно взглядам А.Н. Леонтьева, внутренняя деятельность вторична: она формируется на основе внешней предметной деятельности. (17, с. 56).

Процесс перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность обозначается в психологии термином «интериоризация».

В. И.Слободчиков, Е.И.Исаев утверждают о том, что «интериоризация состоит не в простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания: в своем внутреннем мире (сознании) субъект строит образ, символ, знак чего-либо, с чем он устанавливает ценностно-смыловое отношение». (23, с. 129-130).

Поэтому процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через внутренний мир, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делают с ним.

Практически все отечественные психологи, изучающие процесс развития деятельности ребенка, на основе которой формируется личность, выделяют «отношение к миру вещей» и «отношение к миру людей» как две стороны существования единого, неделимого процесса деятельности.

Принимая во внимание это и учитывая, что в основе процесса воспитания толерантности заложена идея добровольного осознанно выбранного отношения к поведению и поступкам другого, полагаем, что деятельность – это необходимое условие формирования толерантного отношения.

Виды деятельности соответствует количеству имеющихся потребностей. Выделим основные виды деятельности, свойственные всем людям и которые соответствуют общим потребностям, а точнее — видам социальной человеческой активности. Это —

общение, игра, учение и труд.

Для нашего исследования важно дать определение следующим типам деятельности:

Деятельность досуговая – целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека, реализующаяся в системе культуры и досуга.

Деятельность информационная – совокупность процессов сбора, анализа, преобразования, хранения, поиска и распространения информации.

Деятельность организаторская – практическая деятельность по руководству людьми, согласованию их совместных действий и управлению ими. (24, с. 77-78).

В процессе развития деятельности происходят ее внутренние преобразования.

Во-первых, деятельность обогащается новым предметным содержанием. Ее объектом и соответственно средством удовлетворения связанных с ней потребностей становятся новые предметы материальной и духовной культуры.

Во-вторых, у деятельности появляются новые средства реализации, которые ускоряют ее течение и совершенствуют результаты. Так, например, усвоение нового языка расширяет возможности для записи и воспроизводства информации.

В-третьих, в процессе развития деятельности происходит автоматизация отдельных операций и других компонентов деятельности, они превращаются в умения и навыки.

Наконец, в-четвертых, в результате развития деятельности из нее могут выделяться, обособляться и дальше самостоятельно развиваться новые виды деятельности. Этот механизм развития деятельности описан А.Н.Леонтьевым и получил название сдвига мотива на цель. (17, с.87-94).

Действие этого механизма представляется следующим. Некоторый фрагмент деятельности — действие — поначалу может иметь осознаваемую индивидом цель, которая в свою очередь выступает как средство достижения другой цели, служащей удовлетворению потребности. Данное действие и соответствующая ему цель являются привлекательными для индивида постольку, поскольку они обслуживают процесс удовлетворения потребности, и только по этой причине.

В дальнейшем цель этого действия может приобрести самостоятельную ценность, стать потребностью или мотивом. В этом случае говорят, что в ходе развития деятельности произошел сдвиг мотива на цель и родилась новая деятельность.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точно и правильно выполнять какое-либо действие, операцию, серию действий или операций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере, в основных промежуточных пунктах и конечной цели.

Навыки — это полностью автоматизированные, инстинктоподобные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Развитие и совершенствование деятельности можно понимать, таким образом, как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Сознательный интеллектуальный контроль — это главное, что отличает умения от навыков. Это означает практическое исключение низкого качества работы, изменчивость и возможность приспособления системы навыков к изменяющимся время от времени условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Например, умение делать что-либо собственными руками означает, что обладающий таким умением человек всегда будет работать хорошо и способен сохранить высокое качество труда в любых условиях.

Многие представители отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, К.Поливанова, Д.Б. Эльконин и т.д.) признают в качестве необходимого условия развития личности возможность участвовать в разнообразных видах деятельности.

Сущность процесса развития заключается в целенаправленном накоплении информации с последующим ее упорядочением, структурированием и использованием.

По утверждению С.К. Бондыревой, «получаемая (добываемая) человеком информация используется для выработки качественных (точных и своевременных) оценок окружающего мира, выработки обоснованных отношений и построения успешного (с точки зрения удовлетворения потребностей) поведения». (8, с. 166).

Человек – социальное существо и для своего развития он нуждается в постоянной информации о себе подобных. Поскольку источником информации, которая необходима человеческому существу для того, чтобы становиться и оставаться человеком, могут быть только другие представители его вида, они выступают в качестве предмета особой его потребности.

Следовательно, существует потребность в людях и удовлетворяется она путем общения. По утверждению С.К. Бондыревой, «механизм удовлетворения потребности человека в другом человеке основан на формировании, развитии и функционировании в ядре этой потребности обобщенного (эталонного) образа другого человека». (8, 205).

На развитие личности влияет функционирование комплекса «Я», что происходит именно за счет информации, получаемой индивидом путем общения с другими людьми. Как мы уже отмечали ранее, особенности взаимодействия в психике обобщенного образа другого человека и образа своего «Я» определяют глубинную толерантность или интолерантность данного индивида.

Итак, в процессе выстраивания продуктивных взаимоотношений человека с самим собой и окружающей действительностью происходит накопление индивидуального опыта и развитие личных умений, связанных с самореализацией личности (ориентация на себя), и умений, обеспечивающих эффективную взаимосвязь с другими людьми (ориентация на других).

 

СМЕД; Разделение внешней и внутренней деятельности

Разделение внутренней и внешней деятельности по настройке

Первый этап SMED

Если кто-то сказал вам, что вы можете легко сократить время переналадки на целых 50%, не тратя денег и даже не работая очень трудно, вы, вероятно, сказали бы им, что они говорят чепуху. Но это именно то, чего большинство компаний добивается именно благодаря первоначальному анализу установки при внедрении SMED. Часто мы тратим больше половины времени на переналадку, делая то, что могли бы подготовить заранее; так почему мы это делаем – ведь мы всегда так делали!

Что такое внутренние и внешние действия по настройке?

Когда вы проводите настройку процесса или машины, некоторые части вашей настройки можно выполнять во время работы машины, а другие требуют, чтобы оборудование было остановлено. Внутренние действия по настройке — это действия, которые требуют, чтобы процесс был остановлен, прежде чем вы сможете безопасно их выполнять, в то время как внешние действия могут выполняться во время выполнения процесса.

Примеры операций внешней настройки

  • Получение нового инструмента
  • Возврат старого инструмента
  • Поиск инструментов для настройки
  • Поиск правильных документов
  • Доставка сырья

Примеры действий по внутренней настройке

  • Снятие ограждения с оборудования
  • Удаление старого инструмента
  • Установка нового инструмента
  • Подключение услуг, таких как воздух, к новому инструменту
  • Очистные бункеры / питатели материала

 

Цель разделения внешних и внутренних действий по настройке

Поскольку все ваши внешние действия могут быть выполнены во время выполнения процесса, вы можете убедиться, что все сделано, прежде чем вы дойдете до последней части текущей партия. Обычно инструменты, оборудование, документы и материалы, например, собираются, когда машина уже не работает. Если все уже подготовлено до того, как вы начнете «Внутреннюю» часть вашей установки, вы автоматически исключите все это время из своей установки. Этот первый этап вашего быстрого переключения часто позволяет сэкономить около 50% ваших настроек.

Разделение внешней и внутренней деятельности

 

Идентификация внутренней и внешней информации о настройке

 

Видеозаписывающее оборудование больше не является чем-то дорогим и сложным в использовании, поэтому возможность видеосъемки настройки с более чем одного ракурса будет относительно простым. Убедитесь, что освещение для вашей записи достаточное, и попросите человека, который записывает, рассказать о процессе, как это делается. Гораздо лучше проводить любой анализ по видео, так как это позволяет всей команде вместе просматривать этапы настройки. Видео, конечно, можно поставить на паузу и время обработки взять непосредственно из самого кадра, если требуется время.
Используя видеозапись, используйте всю команду для определения каждого шага перехода либо с помощью стикеров в виде блок-схемы, либо на рабочем листе ниже. Для каждого определенного этапа команда должна решить, является ли этот шаг либо внутренним, либо внешним, «E», что должно быть записано на листе или на каждом стикере.
На этом этапе, в зависимости от опыта и возможностей вашей команды, вы также можете определить те шаги, которые также являются ненужными. Семь потерь бережливого производства — это те этапы процесса, которые вы наблюдаете и которые не добавляют никакой ценности продукту или процессу. Таким образом, перемещение и получение будут считаться расточительством.
Если у вас более одной смены, всегда стоит снимать каждую смену на видео и повторять упражнение для каждой. Затем вы можете сравнить разные смены, чтобы увидеть, что они делают по-разному.

 

Загрузите рабочий лист быстрого переключения, который можно использовать для отображения этапов процесса переключения

 

Бесплатная загрузка рабочего листа SMED

Щелкните ссылку ниже, чтобы загрузить и использовать рабочий лист быстрого переключения

Рабочий лист быстрого переключения

7 90 

8

Пример рабочего листа SMED

 

Пример используемой формы быстрой смены

 

Использование Post It для отображения процесса смены

 

   

 

Разделение внутренних и внешних действий для следующей настройки

Затем мы используем анализ переключения, чтобы полностью разделить два списка действий, чтобы все внешние действия, такие как получение инструментов и информации, могли быть выполнены до остановки станка. для смены. Этот шаг без какой-либо оптимизации часто приводит к сокращению времени простоя оборудования не менее чем на 50%.

Разделение внутренних и внешних действий SMED

 

Разделение всех внутренних («I») и внешних («E») действий, чтобы можно было выполнять внешние действия во время работы машины.

 

SMED Этап 2

На следующем этапе нашей реализации SMED мы рассмотрим внешние действия, которые мы выделили, и стандартизируем их, чтобы они выполнялись эффективно для каждой установки. Щелкните ссылку, чтобы узнать, как стандартизировать внешние действия.

Отдельная внутренняя и внешняя деятельность

19.07.2021

0 комментариев

 

Видео выше взято из курса Quick Changeover with REDUCE компании Lean Strategies International LLC.

​  Из всех шагов по настройке или сокращению переналадки разделение внутренних и внешних действий может быть самым важным, а также самым простым шагом, который вы можете предпринять. В самом общем смысле выполнение таких действий, как подготовка инструментов, комплектов и материалов, а также транспортировка предметов во время работы линии, может сократить время настройки на целых 50%.

Различайте внутреннюю и внешнюю деятельность

Нажмите на картинку, чтобы узнать больше об улучшении настроек.

​Напоминаем, что внутренние задачи — это те задачи, которые можно выполнять только тогда, когда машина остановлена. С другой стороны, внешние задачи могут выполняться во время работы машины. Когда мы пытаемся провести различие между ними, мы пытаемся разделить рабочие элементы или задачи на группу внутренних и внешних задач.
Существует множество задач, которые можно выполнить до остановки машины. Давайте посмотрим на нашу инди-машину для нескольких типичных примеров. Вот некоторые из наиболее очевидных из них: 

  • Выстроить всех в ряд и расположить на уровне, ограничивающем движение.
  • Подготовка колес или других деталей перед остановкой автомобиля.
  • Организация и подготовка инструментов перед остановкой автомобиля.
  • Размещение оборудования, инструментов и деталей как можно ближе друг к другу, чтобы уменьшить любые чрезмерные формы отходов.
  • Использование надлежащего оборудования.

Хотя эти очевидные примеры могут показаться довольно простыми и логичными, реальность повседневной установки такова, что это может происходить не так. Просмотрите свои заметки о Гемба, посмотрите свое видео и еще раз взгляните на свой поток создания ценности. Скорее всего, вы обнаружите, что многие внешние действия выполняются после того, как машина была остановлена. Если это так, у вас может быть до 50 % времени установки, которое можно сократить прямо сейчас. как нам это сделать? Как подразумевалось ранее, нам нужно разделить действия в нашей настройке на внутренние и внешние действия. Для этого есть три широко используемых метода:

  • Используйте контрольные списки.
  • Выполните функциональную проверку.
  • Сокращение транспортных отходов, в частности, с помощью необходимых инструментов и деталей.

Вы можете узнать больше о REDUCE и сократить время настройки и переналадки в курсе Lean Strategies International LLC «Быстрая переналадка с REDUCE».

Нажмите здесь, чтобы узнать больше!

0 комментариев