Эмоции. Что такое «Эмоции»? Понятие и определение термина «Эмоции» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.
Выделяют различные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) – простейшая форма
В стрессовой ситуации могут появляться аффекты– особый вид эмоциональных явлений, отличающийся большой силой и краткостью протекания. При возникновении аффекта тормозятся все другие психические реакции. Обычно состояние аффекта возникает при критическом, затруднительном положении человека или животного. Аффект навязывает особый тип «аварийного поведения», закрепленного эволюционным путем: бегство, нападение и т.п.
Собственно эмоции представляют собой особый вид. Они могут возникать как в реальном, так и воображаемом плане, то есть вызываться не только реальными событиями, но и представляемыми объектами. Обычно они не имеют каких-то внешних выражений. Эмоции привязаны к каким-либо определенным ситуациям и возникают при различной деятельности человека.
Важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека. Чувства – высшая стадия эмоций, результат их обобщения. Они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).
Большое влияние на формирование представлений об эмоциях оказали Аристотель (он полагал, что эмоции – особый вид познания мира), Рене Декарт, Борух Спиноза. В 1872 году вышла работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» об адаптивной роли эмоций. Существуют несколько известных теорий эмоций: Теория Джемса – Ланге, Кэннона – Барда, теория активации, бехивиористская теория эмоций, когнитивно-оценочная и т.д.
< Эксгибиционизм
Эмпатия >
Популярные термины
Эмоции
Эмоциональный интеллект: управлять эмоциями, чтобы добиваться цели
В нашей культуре распространено отношение к эмоциям как к чему-то стихийному, мало поддающемуся контролю. На самом деле умение проявлять чувства — важный навык, который можно и нужно развивать.
Новости СМИ2
новое на сайте
- «Панические атаки прекратились, но страх смерти никуда не делся»
- «Муж подал на развод, но уходить не собирается и спит в моей постели. Как быть?»
- О чем врут мужчины: ученые разобрались во всех преувеличениях
- Романтическая, страховочная, протестная: 6 видов измен — психологическая типология
- Насколько вы созависимый? Чек-лист от нейропсихолога
- Как соцстети помогают людям с аутизмом общаться
- «Часами не могу заснуть из-за чувства, что на меня кто-то смотрит»
- От крепкой платонической до мнимого безразличия: что не так с мужской дружбой
Сегодня читают
- «Я долго терплю, а потом разрушаю любые отношения. Почему я это делаю?»
- «Муж живет рядом с женой, но сам по себе. Надо ли разводиться, если ей 48, а ему 56?»
- «Муж выгнал из дома своих мать и сестру. А вдруг он так поступит и со мной?»
- Бум на жиротопку в соцсетях: китайское упражнение, которое сделает ваш живот плоским
- «Друзья решили пойти к моему бывшему мужу на день рождения. А как же я?»
Psychologies приглашает
Telegram-канал Psychologies
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерВЕСНА 2023 №73
Подробнее
спецпроекты
Понятие об эмоциях
Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.
Эмоции возникли как приспособительный «продукт» эволюции, биологически обобщенные способы поведения организмов в типичных ситуациях. «Именно благодаря эмоциям организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособлен к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры воздействия, может со спасительной быстротой отреагировать на него определенным эмоциональным состоянием, т. е. определить, полезно или вредно для него данное конкретное воздействие».
Эмоции возникают в ответ на ключевые особенности явлений, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида.
Эмоции двувалентны – они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение.
Эмоции – механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой. Уже элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия придают соответствующее своеобразие жизнедеятельности организма. Но и в самые трудные, роковые мгновения нашей жизни, в критических обстоятельствах эмоции выступают как основная поведенческая сила. Будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения.
Эмоции
По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляются реакции его отдаленных предков – оскал зубов, движение скул, сужение век, ритмические сокращения мышц лица и всего тела, сжимание кулаков, готовых для удара, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз.
Некоторое сглаживание эмоций у социализированного человека происходит за счет возрастания роли волевой регуляции. В критических же ситуациях эмоции неизменно вступают в свои права и нередко берут руководство «в свои руки», осуществляя диктатуру над разумным поведением человека.
Эмоциональные проявления связаны с деятельностью человека. Мы уже отмечали, что психическое отражение есть сигнальное отражение, чувствительность к тому, что так или иначе ориентирует организм в окружающей среде. Это отражение пристрастное, заинтересованное, потребностно направленное, деятельностно ориентированное. Каждый психический образ дает информацию о возможности взаимодействия с объектом отражения. Из множества вариантов поведения человек избирает тот, к которому у него «лежит душа». Все живое изначально расположено к тому, что соответствует его потребностям, и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены.
Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции и являются врожденно сформированными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ, эмоциональные процессы ориентируют избирательность поведения.
Положительные эмоции, постоянно сочетаясь с удовлетворением потребностей, сами становятся настоятельной потребностью. Длительное лишение положительных эмоциональных состояний может привести к отрицательным психическим деформациям. Замещая потребности, эмоции становятся побуждением к действию.
Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции – чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками. Исторически сформированные устои социального сотрудничества порождают у человека нравственные чувства – чувство долга, совести, чувство солидарности, сочувствия, а нарушение этих устоев – чувство возмущения, негодования и ненависти.
В практической деятельности человека сформировались практические чувства, с началом его теоретической деятельности связано зарождение его интеллектуальных чувств, а с возникновением образно-изобразительной деятельности – эстетических чувств.
Различные условия жизнедеятельности, направления деятельности индивида развивают различные стороны его эмоциональности, нравственно-эмоциональный облик личности. Формирующаяся в процессе становления личности эмоциональная сфера становится мотивационной базой ее поведения.
В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение личности. Сущность человека проявляется в том, что его радует и печалит, к чему он стремится и чего избегает.
Если чрезмерно сложная жизненная ситуация превышает приспособительные возможности индивида – происходит избыточное перевозбуждение его эмоциональной сферы. Поведение индивида при этом смещается на более низкие уровни регуляции. Избыточная энергетизация организма при блокировании высших регуляционных механизмов приводит к соматическим нарушениям и нервным срывам. (Когда «Титаник» потерпел крушение в результате столкновения с айсбергом, подоспевшие через три часа спасатели обнаружили в шлюпках множество умерших и сошедших с ума людей – взрыв эмоций страха подавил их жизнедеятельность. Запредельное эмоциональное напряжение вызвало у многих из них инфаркты и инсульты.)
Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей. Наряду с этим одна и та же потребность в различных ситуациях может вызвать различные эмоции. Так, потребность самосохранения при угрозе со стороны сильного может вызвать страх, а при угрозе со стороны слабого – гнев.
Особенно интенсивное эмоциональное обеспечение получают те стороны поведения, которые являются «слабыми местами» для данного индивида.
Эмоции выполняют функцию не только текущего, но и опережающего подкрепления. Чувство радости или тревоги возникает уже при планировании будущего поведения.
Итак, эмоции, как и ощущения, – это базовые явления психики. В ощущениях отражается материальность бытия, в эмоциях – субъективно-значимостные его стороны Познание дает знание – отражение объективных свойств и взаимосвязей действительности; эмоции придают этому отражению субъективный смысл. Спонтанно определяя значимость воздействий, они мгновенно замыкаются на импульсивные реакции.
Эмоции – механизм экстренного определения тех направлений поведения в данной ситуации, которые ведут к успеху, и блокирования бесперспективных направлений. Эмоционально воспринимать объект – значит усматривать возможность взаимодействия с ним. Эмоции как бы расставляют смысловые метки на воспринимаемых объектах и актуализируют соответствующую ориентировочную деятельность индивида, влияют на формирование внутреннего плана поведения. В многообразных жизненных ситуациях эмоции обеспечивают мгновенную первичную ориентировку, побуждая к использованию наиболее результативных возможностей и перекрывая бесперспективные направления поведения. Можно сказать, что эмоции – механизм интуитивного смыслообразования, спонтанного распознания первоочередных возможностей и необходимостей, механизм экстренного определения полезности или вредности внешнего воздействия, механизм стереотипного поведения в соответствующих ситуациях.
эмоций, чувств и настроений: в чем разница?
Хотя у большинства из нас есть общее представление о том, что значит быть в хорошем и плохом настроении, нам может быть труднее объяснить разницу между настроением, чувствами и эмоциями.
Проще говоря, эмоции могут превращаться в настроения, настроения могут влиять на эмоции, а чувства — это то, как мы интерпретируем наши эмоции.
Изучение определений настроения, чувств и эмоций — и того, как они взаимодействуют и влияют друг на друга, — может помочь нам управлять ими, когда они влияют на нашу жизнь. Начнем с некоторых определений.
Эмоции
Эмоции , возникающие как ощущения в теле, представляют собой сильные чувства (воодушевление, ужас, отчаяние), которые длятся от нескольких секунд до минут. Они контролируются химическими веществами, которые наш мозг выделяет в ответ на триггер или событие — по сути, это реакция нашего тела на все, что происходит вокруг нас. Химические вещества проходят через наше тело, образуя петлю обратной связи между нашим телом и мозгом, создавая эмоции.
Эмоции всегда основаны на внешнем раздражителе и почти всегда быстро приходят и утихают. Эмоции не только специфичны и являются реакцией на что-либо, но и имеют соответствующую и универсальную мимику и язык тела.
Чувства
В то время как эмоции начинаются как ощущения в теле, чувств рождаются из наших мыслей об этих эмоциях. Или, другими словами, чувства — это то, как мы интерпретируем эмоции и позволяем им проникнуть внутрь.
Мы используем слово «чувствовать» как для физического, так и для эмоционального состояния. Например, мы можем «чувствовать холод» как физически, так и эмоционально. Чувства могут быть разбавлены или искажены историями, которые мы бессознательно создали на основе прошлых событий или опыта.
Настроение
Настроение — это состояние ума или общее чувство, которое может влиять на ваши мысли, поведение и действия. Настроения, как правило, менее интенсивны, чем эмоции, и не обязательно зависят от события или триггера. Ваше настроение — это не то, что вы чувствуете в каждый момент, а то, как вы себя чувствуете с течением времени.
На настроение влияет окружающая среда, диета, физические упражнения, физическое здоровье и то, о чем вы думаете. Они могут длиться минуты, часы или дни, и у них нет уникальных соответствующих невербальных выражений лица или языка тела.
Как они работают вместе и почему это важно?
Эмоции, чувства и настроения работают вместе, чтобы влиять на то, как мы воспринимаем окружающий мир и живем в нем. Например, когда мы в плохом настроении, мы склонны испытывать печаль, гнев и/или страх, а когда мы в хорошем настроении, мы склонны испытывать счастье и/или надежду. Если мы грустим, злимся и боимся, мы можем чувствовать себя бесполезными и будто наша жизнь не имеет значения. (Посмотрите выпуск нашего подкаста «Почему мне грустно?»)
И наоборот, сильные чувства или эмоции могут повлиять на ваше настроение.
В конце концов, это больше о том, как вы действуете в мире, чем о понимании различий между эмоциями, чувствами и настроениями.
Если вас переполняют сильные эмоции, чувства или настроения, подумайте о том, чтобы поговорить с психотерапевтом о том, как они могут повлиять на вашу жизнь.
Эмоции — Психология эмоций
Введение
Если вы попросите кого-нибудь описать, что такое эмоция, они могут сказать, что это чувство, настроение, реакция, страсть, волнение или ощущение. Другое определение эмоции — это спонтанное чувство, возникающее из-за человека, вещи или опыта. Эмоции уникальны для каждого человека, основаны на восприятии и субъективных переживаниях. Можно утверждать, что эмоции являются единственной причиной терапевтических вмешательств.
Люди обращаются к консультантам, потому что им не нравится, как они себя чувствуют. Другими словами, их эмоции слишком сильны и расстраивают, или кажется, что у человека вообще нет эмоций. У некоторых людей слишком много одной эмоции по сравнению с тем, как они хотят себя чувствовать, например. депрессивные люди в основном грустят и хотят снова почувствовать себя счастливыми. Следовательно, каждая психологическая теория, даже когнитивный бихевиоризм, имеет целью в конечном итоге изменить эмоциональное состояние человека в положительную сторону.
Существует бесконечное количество способов описания эмоций. Вот некоторые из наиболее распространенных:
Развлечения | Отвращение | Беспомощность | Удовлетворение |
Гнев | Сомнение | Надежда | Серен |
Раздражение | восторг | больно | Позор |
Беспокойство | Смущение | Проценты | Шок |
Скука | Эмпатия | Раздражение | Стресс |
Спокойствие | Зависть | Радость | Сюрприз |
Презрение | Волнение | Удовольствие | Напряжение |
Содержание | Страх | Бессилие | Доверчивый |
Мужество | Дружелюбный | Гордость | Беспокойство |
Восторг | Разочарование | Расслабленный | |
Отчаяние | Вина | освобожден | |
Разочарование | Счастье | Грусть |
Первичные и вторичные эмоции
Первичные эмоции — это первые эмоции, которые человек испытывает в результате события. Эти эмоции часто затем маскируются вторичными эмоциями. Вторичные эмоции – это те, которые ощущаются больше всего. Они также могут затруднить обнаружение более глубокой проблемы. Роберт Плутчик считал, что существуют также третичные эмоции, которые дополняют первые и вторичные эмоции.
Вот таблица эмоций, составленная Плутчиком:
Первичная эмоция | Вторичная эмоция | Третичная эмоция |
Любовь | Любовь | Обожание, привязанность, любовь, нежность, симпатия, влечение, забота, нежность, сострадание, сентиментальность |
Похоть | Возбуждение, желание, похоть, страсть, увлечение | |
Тоска | Тоска | |
Радость | Бодрость | Веселье, блаженство, жизнерадостность, веселость, ликование, веселость, веселье, радость, наслаждение, наслаждение, радость, счастье, ликование, восторг, удовлетворение, экстаз, эйфория |
Изюминка | Энтузиазм, рвение, интерес, волнение, трепет, возбуждение | |
Довольство | Довольство, удовольствие | |
Гордость | Гордость, триумф | |
Оптимизм | Стремление, надежда, оптимизм | |
Порабощение | Порабощение, восторг | |
Рельеф | Рельеф | |
Сюрприз | Сюрприз | Изумление, удивление, изумление |
Гнев | Раздражение | Обострение, раздражение, возбуждение, досада, ворчливость, сварливость |
Раздражение | Раздражение, разочарование | |
Ярость | Гнев, ярость, возмущение, ярость, ярость, враждебность, свирепость, озлобленность, ненависть, презрение, злоба, мстительность, неприязнь, обида | |
Отвращение | Отвращение, отвращение, презрение, отвращение | |
Зависть | Зависть, ревность | |
Мучение | Мучения | |
Грусть | Страдание | Агония, страдание, боль, тоска |
Грусть | Депрессия, отчаяние, безысходность, уныние, уныние, грусть, несчастье, горе, печаль, горе, нищета, меланхолия | |
Разочарование | Тревога, разочарование, неудовольствие | |
Стыд | Вина, стыд, сожаление, раскаяние | |
Пренебрежение | Отчуждение, изоляция, пренебрежение, одиночество, неприятие, тоска по дому, поражение, уныние, незащищенность, смущение, унижение, оскорбление | |
Сочувствие | Жалость, сочувствие | |
Страх | Ужас | Тревога, шок, страх, испуг, ужас, ужас, паника, истерия, унижение |
Нервозность | Беспокойство, нервозность, напряжение, беспокойство, опасение, беспокойство, дистресс, страх |
Ключевые цифры и теории
Теории эмоций
Большинство теорий эмоций основаны на физиологии, мышлении и реальных эмоциях. Основные вопросы таковы:
- В каком порядке они возникают?
- Мы думаем определенным образом из-за эмоций, которые мы испытываем, или мы чувствуем эмоции из-за того, как мы думаем?
- С точки зрения физиологии, испытываем ли мы эмоции из-за восприятия реакций нашего тела (например, мое сердце бьется быстро, мое кровяное давление повысилось, я дышу быстрее, поэтому я напуган или встревожен) или мы имеем физическая реакция из-за эмоций, которые мы чувствуем?
У каждого из следующих психологов-теоретиков есть свои ответы на эти вопросы.
Ключевые люди и их теории (с примерами «медведя»)
Уолтер Б. Кэннон
Уолтер Б. Кэннон был американским физиологом, который придумал фразу «бей или беги» и слово «гомеостаз». «Борьба или бегство» относится к реакции животных и людей на угрожающую ситуацию. Гомеостаз – это тенденция системы оставаться в стабильном состоянии. Если в системе происходят изменения, система каким-то образом компенсирует это, чтобы восстановить этот гомеостаз.
Уолтер Кэннон и Филип Бард вместе разработали теорию эмоций Кэннона-Барда. Они считали, что эмоции на первом месте, а физические реакции — на втором. Например, человек видит медведя и боится. Затем у человека происходят физиологические изменения в виде учащенного сердцебиения и дыхания, потливости и выброса адреналина, которые подготавливают человека к борьбе или бегству.
Медведь (Событие) => Страх (Эмоция) => Реакция «бей или беги» (физическая)
Теория Джеймса-Ланге
Теория эмоций Джеймса-Ланге, предложенная Уильямом Джеймсом и Карлом Ланге, является противоположностью теории Кэннона-Барда. Эта теория утверждает, что у человека сначала возникает физиологическая реакция на стимул, а затем он испытывает эмоцию, основанную на его или ее восприятии физиологической реакции. Поэтому на том же примере, что и в предыдущем абзаце, человек видит медведя и начинает дрожать, учащенно дышать и потеть.
Человек интерпретирует эти физические симптомы как результат эмоции «страха», поэтому он или она, следовательно, испытывает страх. Джеймс и Ланге заявили, что восприятие было важной частью этой головоломки. Не у всех одинаковые эмоции по отношению к данному раздражителю, даже если они испытывают одинаковые физические реакции, например. потливость может означать нервозность, беспокойство, страх или даже страсть в зависимости от восприятия человека.
Медведь (Событие) => Реакция «Сражайся или беги» (физическая) => Эмоция (Страх)
Рональд де Соуза
Рональд де Соуза — философ, который считает, что эмоции подчиняются нормам и представлениям общества и личности. Они ни истинны, ни ложны. Эмоции определяют опыт, а опыт определяет эмоции. (Философия всегда вызывает у меня головную боль). Таким образом, в отношении сценария с медведем Соуза говорил: «Я боюсь медведя, поэтому он должен быть опасен» или «Медведь опасен, поэтому я должен бояться».
Bear (Event) => Философствовать, почему земля круглая, а медведи опасны => Run
Джесси Принц Джесси Принц — еще один философ, предложивший поправку к теории Джеймса-Ланге, названную «теорией воплощенной оценки». Напомним, что теория Джемса-Ланге утверждала, что у человека есть физиологическая реакция на событие или вещь, а затем эмоция. Это основано на интерпретации человеком своей физиологии. Я потею, поэтому мне страшно. Принц, однако, предположил, что это не просто уравнение физиологии и восприятия, а оценка, которую индивидуум дает на основе контекста события. Принц использовал следующий пример: мужчина приглашает женщину на свидание.
На эмоциональную реакцию этой женщины будет влиять ее восприятие события. Если она подумает, что мужчина преследует ее, она испугается. Если она думает, что мужчина шутит или издевается над ней, она разозлится. Если женщина считает приглашение искренним и он ей нравится, она может быть в восторге. Поэтому Принц считает, что теории эмоций не должны упускать из виду влияние мыслей и восприятий.
Медведь (Событие) => это милый медведь, я думаю, что он безопасен => регулярное сердцебиение + счастье… ИЛИ…
Медведь (Событие) => этот медведь выглядит опасным => «бей или беги» + страх… ИЛИ …
Медведь (Событие) => Я никогда раньше не видел медведя => слегка учащенное сердцебиение + любопытство
Джозеф Э. Леду
Джозеф Леду — нейробиолог, который считает, что существует эмоциональный мозг, отделенный от сознательного чувства эмоций. Например, он утверждает, что автоматические физиологические реакции на опасность жестко запрограммированы в мозгу, и сознательные чувства не имеют отношения к этим физическим реакциям на угрозы. Однако сознательные эмоции приобретаются на основе опыта и не являются врожденными или запрограммированными. Леду объясняет, что его модель объясняет эмоциональные сбои, связанные с фобиями и посттравматическим стрессом.
Люди не рождаются с иррациональными симптомами страха. Эти эмоциональные проблемы узнаются через опыт.
Медведь (Событие) => врожденная реакция «бей или беги» (запрограммировано) => мой лидер разведчиков сказал мне медведи страшные существа => страх
Ричард Лазарус (теория Лазаря)
Ричард Лазарус разработал теорию эмоций Лазаря. Его модель в основном утверждает, что мысль должна возникнуть до того, как может возникнуть эмоция или физиологический ответ. Поэтому человек видит медведя (событие), человек думает: «Меня разорвут на мелкие кусочки» (мысль), и человек одновременно испытывает страх и готовится к «бей или беги».
Медведь (Событие) => «Я умру» => Страх (Эмоция) + «Бей или беги» (Физический)
Теория Зингера-Шахтера
Теория Зингера-Шахтера была разработана Стэнли Шахтером и Джеромом Сингером. Их теорию также называют «теорией двух факторов». Их теория утверждает, что у человека есть физиологическая реакция, он думает или рассуждает об этом, а затем испытывает эмоцию. Я вижу медведя (событие), мое сердце начинает биться быстрее, и я дышу быстрее (физическая реакция), я думаю: «Хммм… этот медведь выглядит расстроенным, что я толкнул его медвежонка. Наверное, мне не следовало этого делать. хочу подумать об отступлении, пока меня не скормили львенку на обед» (подумал), и мне становится жутко.
Медведь (Событие) => «Бейся или беги» (Физический) => Медведи — родители-защитники (Рассуждение) => Страх (Эмоции)
Ключевые люди и их теории (без «медвежьих» примеров)
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд считал, что психическое заболевание возникает из-за подавленных эмоций в бессознательном уме. Фрейд считал, что освобождение и принятие этих отрицаемых или подавленных эмоций и воспоминаний жизненно важны для психического здоровья. Фрейд отмечал, что если эта эмоциональная энергия не высвобождается, это приводит к физиологическим симптомам и болезням. Эти физиологические проявления эмоций он назвал «психосоматическими». Тяжелые психосоматические случаи вытесненных воспоминаний о травмах привели к диагнозу «истерия».
Мелани Кляйн
Мелани Кляйн была британским психоаналитиком, работавшим с детьми. Она считала, что у детей и младенцев есть эмоции любви и ненависти, которые в дальнейшем перерастают в другие эмоции, основанные на привязанности к тем, кто за ними ухаживает. Как только младенец мог различать любовь и ненависть по отношению к опекуну, у него возникал страх потерять опекуна. Таким образом, спектр эмоций младенца развивается через привязанность.
Кляйн положил начало теории объектных отношений развития. Эта теория утверждает, что младенцы привязываются к самообъектам (людям или другим объектам) и что эти ранние привязанности продолжают воспроизводиться на протяжении всей жизни. Другими словами, если ранние привязанности были нездоровыми и разрушительными, человек будет продолжать создавать подобные привязанности на протяжении всего развития, пытаясь разрешить конфликт.
Роберт Плутчик
Роберт Плутчик был психологом, который изучал эмоции, самоубийства и агрессию. Он считал, что существует 8 основных категорий эмоций: гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, принятие и радость. Плутчик заявил, что все остальные эмоции произошли от этих 8 основных эмоций, и проиллюстрировал взаимосвязь одной эмоции с другой на круговой диаграмме. На этой диаграмме вы можете увидеть, как оттенки цветов меняются в зависимости от различных переживаемых эмоций.
Плутчик включил это в свое колесо, потому что он заявил, что эмоции ощущаются с разной интенсивностью, наиболее интенсивными из которых являются ярость, экстаз, бдительность, восхищение, ужас, изумление, горе и отвращение. Плутчик также заявил, что «бей или беги» играет важную роль в чувстве эмоций. И животные, и люди испытывают эмоции из-за потребностей выживания. Некоторыми примерами этого являются угрозы безопасности, нападения или даже встреча с партнером.
Плутчик считал, что целью эмоций было создание взаимодействия между человеком и стимулом (событием или человеком) таким образом, чтобы эмоция могла быть разрешена, чтобы вернуть человека в равновесие. Поэтому человек видит медведя. Они боятся. Страх служит для защиты человека и быстрого действия, такого как бегство от медведя. Цель страха — заставить человека действовать, чтобы он или она могли достичь безопасности и, таким образом, вернуться в спокойное состояние.
Пол Экман
Пол Экман — психолог, изучающий взаимосвязь между эмоциями, выражением лица и общим языком тела. Экман заявил, что эмоции универсальны и их испытывают люди всех культур. Хотя в разных культурах существуют некоторые различия в выражении эмоций, Экман считал, что существуют основные сходства, которые можно классифицировать. Экман разработал систему кодирования лицевых движений (FACS), чтобы классифицировать все типы выражений лица. Его исследования были жизненно важны для обнаружения лжи.
Клаус Шерер Клаус Шерер также является физиологом, специализирующимся на изучении эмоций. Его теория, Модель Компонентного Процесса (CPM), состоит из 5 подсистем эмоций. Этими подсистемами являются когнитивная оценка, физиологическое возбуждение, двигательная система (включая выражение лица), субъективное ощущение и мотивационная система. Функции этих систем согласно Шереру очерчены следующим образом:
- Когнитивная оценка: обрабатывать и оценивать объекты и события, происходящие внутри и вне «Я». Этот процесс состоит из использования 5 чувств, оценки последствий действий и принятия решения о том, как они применимы к человеку.
- Физиологическое возбуждение: регулирует и управляет функциями организма, такими как подготовка к «борьбе или бегству».
- Моторный компонент: процесс передачи реакций, чувств и намерений поведения с помощью мимики и других невербальных жестов.
- Мотивационный компонент: воля действовать по решению или не совершать действия.
- Субъективное ощущение: эмоций, которые испытывает человек, основаны на восприятии и индивидуальны для каждого человека.
Шерер заявил, что эти подсистемы не работали независимо друг от друга, а были частью коллективно-сотруднического процесса. Субъективные ощущения влияли и находились под влиянием других подсистем, таких как физиологическое возбуждение и так далее. Шерер не считал процесс переживания эмоции прямым, как утверждали другие теоретики, но считал, что это сложный процесс, уникальный для переживаний, субъективных чувств, выражений и т. д.
Поль Брока
Поль Брока был французским физиологом, который наиболее известен своими работами по афазии, то есть неспособности воспроизводить или понимать речь из-за травмы головного мозга. Брока обнаружил это, исследуя черепа и мозг людей с психическими отклонениями. Брока обнаружил, что мозг людей с афазией имел повреждения в определенном месте лобной доли. Эту область также относят к зоне Брока.
Брока был первым врачом, который задокументировал доказательство локальности функций мозга, то есть разные участки мозга отвечали за различные функции, такие как зрение, память и движение. Брока также идентифицировал часть лимбической системы мозга. Позже ученые обнаружили, что лимбическая система является частью мозга, отвечающей за эмоции, а также за другие функции. Таким образом, исследования Брока оказали косвенное влияние на неврологические теории эмоций. Как только исследователи смогли идентифицировать часть мозга, отвечающую за эмоции, они смогли обнаружить связанные с ними химические и физические процессы.
Ричард Дэвидсон
Ричард Дэвидсон — психолог из Висконсинского университета в Мэдисоне. Дэвидсон считает, что эмоции подобны приобретенным навыкам. Человек может научиться быть тревожным точно так же, как он может научиться быть счастливым. Как и другие навыки, Дэвидсон утверждает, что это требует терпения и практики. Поскольку мозг учится на опыте и может адаптироваться и меняться на основе опыта, его можно научить испытывать определенные эмоции, такие как счастье.
Бад Крейг
Бад Крейг утверждает, что существует два класса эмоций: классические и гомеостатические. Согласно Крейгу, классические эмоции (вожделение, гнев и страх) являются результатом внешних раздражителей. Эти эмоции подготавливают человека к совокуплению, борьбе или бегству и являются основными эмоциями выживания. Остальные эмоции, гомеостатические эмоции, являются результатом внутренних процессов и возникают для изменения поведения. Эти эмоции сигнализируют о том, что что-то не так и что необходимо что-то изменить, чтобы вернуть равновесие. Например, если человек чувствует боль, он предупреждается о необходимости что-то изменить, чтобы остановить боль.
Арли Рассел Хохшильд
Арли Хохшильд — профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли. Ее теория эмоций касается 3 новых терминов; эмоциональный труд, правила чувств и временные ограничения. Хохшильд соглашается с идеей, что эмоции познаются через опыт и основаны на социальных нормах и ожиданиях. Она определяет эмоциональный труд как попытку почувствовать правильные эмоции в нужное время и вызвать правильные эмоции у других.
Правила чувств — это социальные правила для чувствования эмоций. Например, неуместно истерически смеяться на похоронах. Привязка времени относится к противоречивому влиянию семейных ценностей и трудовой этики на время человека. Хотя многие работающие люди заявляют, что семья является самым важным аспектом их жизни, они также проводят большую часть своего времени на работе. Хохшильд утверждает, что для того, чтобы справиться с этим противоречивым притяжением, люди используют одну из трех конкретных защит:
- игнорируют личные потребности
- удовлетворить личные потребности и нанять кого-то для помощи другим
- создать воображаемый клон самого себя и представить, каким он или она были бы, если бы было только больше времени.