Общая характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов.
Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:
1. неосознаваемые механизмы сознательных действий,
2. неосознаваемые побудители сознательных действий,
3. «надсознательные» процессы.
В первый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в свою очередь три различных подкласса:
а) неосознаваемые автоматизмы;
б) явления неосознаваемой установки;
в) неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля.
Понятие «установка» заняло в психологии очень важное место, наверное, потому, что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека.
Неосознаваемые сопровождения сознательных действий: существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. Пример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается «выправить» его движение вполне бесполезными движениями рук, корпуса или кия.
Обсуждаемые процессы включены в общение между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации. Они могут быть использованы как объективные показатели различных психологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д.
Неосознаваемые побудители сознательных действий. По Фрейду, психика шире, чем сознание. Скрытые знания – это тоже психические образования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений.
«Надсознательные» процессы. Это процессы образования некоего интегрального продукта большой сознательной работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикально меняет ее течение. Вы заняты решением проблемы, о которой думаете изо дня в день в течение длительного времени и вот в один прекрасный день все проясняется – как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случается неожиданно и Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет. Он качественно новый; он остается в вас и порой ведет к важному повороту в вашей жизни.
Установка — психологическое состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явления восприятия, как отражения действительности, и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.
Ученики Д. Н. Узнадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта. Установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Общая характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов.
От 250 руб
Контрольная работа
Общая характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов.
От 250 руб
Курсовая работа
Общая характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
С этим файлом связано 11 файл(ов). Среди них: Психология 1.1.docx, Право3.docx, Деловое администрирование 1.doc, Маркетинг 1.docx, Реферат — физическая культура.docx, Сочинение.docx, Психология 2.docx, Инноватика 2.docx, Инноватика 1.docx, Физкультура.docx, Документ Microsoft Word.docx и ещё 1 файл(а). Подборка по базе: Практ. задание №4 Документационное обес.doc, практическое задание 1.rtf, Дело-во практ. задание №1.docx, Практическое задание №1.docx, учет и анализ задание 1 к теме 18.docx, Реорганизация задание 17.02..docx, Матвеева С.В. Практическое задание 5.docx, Практическое задание.docx, Матвеева С. В. Практическое задание 4.docx, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ управл.гос проектами.pdf Задание 1 Составьте классификацию неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов (не менее 10 примеров по каждому процессу) Неосознаваемые процессы Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса: Неосознаваемые механизмы сознательных действий. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Надсознательные процессы. Теперь о каждом процессе подробнее. Неосознаваемые механизмы сознательных действий. — неосознаваемые автоматизмы; Этот подкласс также делится на 2 типа Первичные автоматизмы (процессы, которые никогда не осознавались). К данной группе относятся либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, чаще в течение 1-го года жизни ребенка. Примеры таких процессов: ходьба, сосательные движения, мигание, схватывание предметов и др. Вторичные автоматизмы (прошли через сознание и перестали осознаваться). Этот самый интересный тип сознания. У нас вырабатывается странное двоякое ощущение: это действие происходит очень четко и быстро, обычно говорят «на автомате», а также у нас появляются силы и возможности на изучение более сложных действий. Примеры таких процессов: обучение игре на фортепиано — Сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавиатуре, учится «вести» мелодию, брать аккорды. И все это – лишь основа игры для перехода к задачам художественного исполнения. Благодаря простым действиям к сложным человек приобретает мастерство. А после, когда человек достигает совершенства в этом навыке, он уже не задумывается о том, что ему нужно сделать, он уже просто высвобождает музыку из инструмента, не задумываясь о постановке рук, ног, взятии аккорда и тд. Говоря об освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т. е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. контроль, конечно, остается, но он осуществляется следующим интересным образом. Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания. Надо сказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие. Еще примеры данной группы: любой олимпийский чемпион, танцор чемпионатов, Шопен, опытный врач-хирург и тд. Люди, которые достигли своего мастерства на максимум и уже не задумываются над каждым простым действием, а делает это «на автомате». «Неосознаваемые установки». Данное явление одно из важных понятий в психологии. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие или реагировать в определенном направлении. А во время того, как совершается данное действие, появляется навык. Но психологи часто считают, что это одинаковые понятия. -моторная установка (мышечная преднастройка к осуществлению физического действия). Пример: Спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку, малыш, который пытается подстроить руку под определенный предмет и схватить его. -умственная установка (готовность решать проблемы и задачи определенным способом) Пример: решение тригонометрического примера именно тригонометрическими формулами, хотя его можно решить и простыми алгебраическими. -перцептивная установка (готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом). Пример: кажущиеся звуки во время чувства страха Неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Различают немалое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие. К таким действиям относятся непроизвольные движения, изменение тона голоса, мимика и множество вегетативных движений. Эти действия – дополнительное средство коммуникации, объективные показания различных психических характеристик человека, его намерений, отношений, желаний, мыслей. Например: ребенок высовывает язык, когда пишет, на лице человека, наблюдающего за кем-то улыбающимся, появляется ответная улыбка, и он не замечает этого. Неосознаваемые побудители сознательных действий. Это те действия, которые человек делает бессознательно, но имеют осмысленный характер. Поведение человека управляется желаниями и влечениями, которые даже могут находиться глубоко в подсознании, но все же иметь влияние и даже управлять поведением человека. Данное понятие связано с одним широко известным именем З. Фрейда. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание -с крытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание. Например: Вы, например, очень хорошо знаете имя и отчество своей тети или бабушки, но до того, как я упомянула об этом, актуально их не осознавали. Точно так же вы хорошо знаете теорему Пифагора, но и она не присутствует постоянно в вашем сознании. Содержание бессознательного, по мнению З. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Это и есть побудители сознательных действий. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму (сновидения, ошибочные действия и невротические симптомы). Свойства бессознательных представлений. Таким образом, первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения и сопротивления. Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы. «Надсознательные процессы» |
Как бессознательные мысли и восприятие влияют на каждое наше бодрствование
Когда психологи пытаются понять, как работает наш разум, они часто приходят к выводу, который может показаться поразительным: люди часто принимают решения, не задумываясь, или, точнее , до того как о них подумали сознательно . Когда мы решаем, как голосовать, что купить, куда поехать в отпуск и множество других вещей, бессознательные мысли, о которых мы даже не подозреваем, обычно играют большую роль. Недавно проведенные исследования выявили, насколько глубоко наше бессознательное влияет на наши повседневные взаимодействия.
Одно из самых известных исследований, иллюстрирующих силу бессознательного, было сосредоточено на процессе принятия решения о том, подходит ли кандидат для занятия государственной должности. Группе фиктивных избирателей дали долю секунды, чтобы изучить портретные фотографии из Интернета кандидатов в губернаторы и сенаторы США из штатов, отличных от тех, где проживали избиратели. Затем, основываясь на мимолетных взглядах на каждый портрет, их попросили оценить кандидатов. Примечательно, что соломенный опрос послужил точным показателем более позднего выбора реальных избирателей в этих штатах. Рейтинги компетентности, основанные на том, что люди видят лица кандидатов меньше времени, чем требуется, чтобы моргнуть глазом, предсказали исход двух из трех выборов.
Уже более 100 лет роль бессознательного, влияющего на наши мысли и действия, занимает ученых, изучающих разум. В огромном корпусе работ Зигмунда Фрейда подчеркивалось, что сознание является местопребыванием рациональных мыслей и эмоций, а бессознательное — логовом иррационального, но современные когнитивные психологи переделали фрейдистское мировоззрение в менее поляризованную психологическую динамику. Оба типа мыслительных процессов, как выясняется, помогают нам адаптироваться к многообразным требованиям вида, который выживает, направляя ментальную огневую мощь на охоту на мастодонта каменного века, на поединок в средневековье или, в новом тысячелетии, на продажу Apple. запас короткий.
Постфрейдистская психология отложила ид и эго в сторону более прагматичного взгляда на то, что определяет наше бессознательное «я». Лауреат Нобелевской премии Даниэль Канеман описал современное различие между автоматическим и управляемым. В своем бестселлере « Думать быстро и медленно » Канеман охарактеризовал автоматические мыслительные процессы как быстрые, эффективные и, как правило, находящиеся вне области сознательного осознания, что делает их лишенными обдумывания или планирования. Для них требуется всего лишь простой стимул: например, слова на этой странице легко соединяются в вашем уме со своим значением. Контролируемые процессы противоположны. Они требуют целеустремленного и относительно медленного включения сознательного мышления — представьте себе, сколько усилий уходит на заполнение ваших налоговых деклараций.
Подобно первичному Ид и контролирующему эго Фрейда, автоматическая и контролируемая системы дополняют друг друга, но иногда и конфликтуют. Вам нужно реагировать без раздумий, чтобы увернуться от встречного автобуса, но также вам нужно сдерживать себя, чтобы не нанести удар безрассудному водителю автобуса.
Мгновенные суждения — относительно автоматические мыслительные процессы — изобилуют нашей повседневной жизнью — и не зря. За исключением относительно небольшого числа людей, которых каждый из нас действительно хорошо знает, большинство людей, с которыми мы общаемся, — это незнакомцы, которых мы можем никогда больше не увидеть — скажем, стоя в очереди в банке, — или другие люди, с которыми мы сталкиваемся в ходе своей работы. — кассиры, таксисты, официанты, страховые агенты, учителя и так далее. Бессознательное восприятие по умолчанию генерирует ожидания в отношении поведения и личности на основе минимальной информации. Мы ожидаем от официанток определенного поведения, которое отличается от того, что мы ожидаем от библиотекарей или водителей грузовиков. Эти ожидания приходят к нам сразу и без нашего размышления о них, исходя только из социального положения человека.
То, как мы бессознательно воспринимаем людей в течение дня, является рефлекторной реакцией. Мы должны приложить сознательные усилия, чтобы избавиться от необъяснимых, а иногда и необоснованных негативных чувств, которые мы можем испытывать по отношению к другим. Чем сильнее бессознательное влияние, тем больше мы должны работать сознательно, чтобы преодолеть его. В частности, это относится к привычному поведению. Алкоголик может прийти вечером домой и налить выпивку; человек с проблемами веса может потянуться за картофельными чипсами — и то, и другое легко отбрасывает уравновешивающее стремление к сдержанности.
Понимание той силы, которую бессознательное оказывает на нас, очень важно, чтобы нас не захлестнули импульсы, которые трудно понять и контролировать. Способность регулировать собственное поведение — заводить друзей, быстро осваиваться на новой работе или преодолевать проблемы с алкоголем — зависит не только от генов, темперамента и сетей социальной поддержки. Это также в немалой степени зависит от нашей способности определять и пытаться преодолевать автоматические импульсы и эмоции, которые влияют на каждый аспект нашей бодрствующей жизни. Чтобы найти свой путь в мире, нам нужно научиться примиряться со своим бессознательным «я».
Реакции кишечника
Когда мы встречаем кого-то нового, мы формируем первое впечатление еще до того, как начинаем разговор. Мы можем наблюдать расу, пол или возраст человека — черты, которые, однажды воспринятые, автоматически связываются с нашими интернализованными стереотипами о том, как склонны вести себя члены определенной группы. Эти предположения о рассматриваемой социальной группе — враждебной, ленивой, приятной, находчивой и т. д. — часто неверны для отдельного индивидуума из этой группы, стоящего перед нами, человека, который обычно ничем не заслужил какое-либо из этих впечатлений, плохо или хорошо.
Эти рефлекторные реакции часто сохраняются, даже если они противоречат нашим сознательным убеждениям. Многие люди, заявляющие о своем положительном отношении к меньшинствам, удивляются, когда социологи выявляют противоречия с помощью простого теста. Тест имплицитных ассоциаций призывает испытуемых охарактеризовать объекты на экране компьютера в соответствии с качествами, которыми они обладают: щенок может быть хорошим, а паук — плохим. После этого испытуемый видит ряд лиц людей разных рас, и его просят классифицировать их как белых, черных и так далее.
Вот в чем хитрость: одни и те же кнопки используются для задач начальной оценки и групповой классификации. Левая кнопка может быть предназначена для создания ответов хороший и белый , а правая — для ответов плохой и черный . В более позднем испытании метки кнопок меняются местами, так что левая кнопка записывает хорошие объекты и черные лица, а правая — плохие и белые. Белый респондент выявит скрытое предубеждение, если задача будет проще (измеряется более быстрой реакцией), когда кнопки настроены на плохой/черный , чем для хороший/черный состояние. Многие люди, сознательно настроенные позитивно по отношению к группам меньшинств и считающие себя мотивированными относиться ко всем людям справедливо и одинаково, тем не менее удивлены большей трудностью, на которую указывает более медленное нажатие кнопок хорошо/черно .
Эти типы реакций осложняют межличностные отношения и справедливое обращение в судах, на работе и в школах именно потому, что они возникают в бессознательном уме. Поскольку мы не осознаем их, эти чувства имеют тенденцию смешиваться с тем, на чем мы сознательно сосредотачиваемся в данный момент. Вместо того, чтобы признать непризнанные расовые предубеждения, мы отвлекаем наше внимание на какую-то отрицательную черту или характеристику рассматриваемого человека. Сотрудник приемной комиссии колледжа может сосредоточиться на менее чем звездной оценке в надежном заявлении в медицинскую школу от потенциального студента из числа меньшинств, не осознавая, что те же отрицательные черты не имеют такого большого веса для других абитуриентов.
Хотя исследования бессознательного социального восприятия часто сосредотачиваются на стереотипах и предрассудках, в действительности масштабы этого направления исследований гораздо шире. В целом люди с трудом распутывают источники различных положительных и отрицательных чувств и склонны к непониманию их истинных причин. Классическая демонстрация этого эффекта заключалась в том, что погода текущего дня влияла на то, как люди, опрошенные по телефону, оценивали, насколько хорошо прошла их жизнь до этого момента: они с большей вероятностью характеризовали все свое существование как солнечное, когда была хорошая погода. Более того, сознательное осознание этого эффекта вызвало немедленное изменение. Когда интервьюеры обращали внимание на погоду снаружи, ощущения, окрашенные присутствием солнца или облаков, уже не действовали.
Вышел из-под контроля
Бессознательные мысли и чувства влияют не только на то, как мы воспринимаем себя и окружающий мир, но и на наши повседневные действия. Влияние бессознательного на поведение вызывало споры среди психологов на протяжении десятилетий. На протяжении большей части 20-го века Б. Ф. Скиннер и бихевиористская школа психологии убедительно доказывали, что наши действия полностью контролируются тем, что мы видим, слышим и к чему прикасаемся в нашем окружении, и что сознательное намерение не играет никакой роли. Эта идея была воплощена в классическом эксперименте, в котором крыса путем проб и ошибок узнает, что каждый раз нажатие на планку приводит к тому, что животное получает пищевую гранулу. В скиннеровском мировоззрении большая часть того, что мы делаем, превращается в более изощренную вариацию на тему нажатия мордой на планку — нам просто нужно нажать на эквивалент правильной планки — возможно, вставить долларовую купюру в автомат по производству конфет — чтобы получить то, что мы хотим.
Исследования 1960-х годов опровергли бихевиоризм Скиннера. Однако противоположная крайность, когда поведение всегда находится под преднамеренным контролем и никогда напрямую не запускается сигналами из окружающей среды, в равной степени ложна. Простое наблюдение или слушание кого-то другого может заставить нас вести себя так, как мы даже не осознаем.
Люди имеют естественную склонность подражать и имитировать физическое поведение других — их эмоциональные выражения, жесты рук и кистей, позы их тела. Эти импульсы проявляются во всем мире природы плавным образом, когда косяки рыб, стада антилоп и стаи птиц координируют групповое поведение, так что они двигаются почти так, как если бы они были единым организмом. У людей склонность спонтанно имитировать то, что делают окружающие, наблюдалась у очень маленьких младенцев и малышей, и почти столетие психологи утверждали, что подражание помогает нам учиться языку и другим формам поведения у наших родителей.
Подражание, впрочем, не исчезает с детством. В так называемом эффекте хамелеона вы можете обнаружить, что принимаете позу и другое физическое поведение человека, с которым вы только что разговаривали на вечеринке, — скрещенные ноги, скрещенные на груди руки, такое же почесывание головы. Мимика продолжается до тех пор, пока вы не решите освежить свой напиток и найти нового собеседника, чью позу и жесты вы затем принимаете, как хамелеон, сливающийся с окружающей средой. Приспособление к тому же поведению других, казалось бы, имеет адаптивный смысл, особенно когда вы еще не знаете, что уместно делать в данной социальной ситуации.
Совет «будучи в Риме, поступай как римляне» имеет смысл, потому что маловероятно, что другие люди будут вести себя небезопасно или социально неприемлемо. И как показали исследования Паулы Ниденталь и Роберта Зайонца, когда они оба сотрудничали в Мичиганском университете, увлекательный долгосрочный эффект этой склонности к подражанию проявляется в том, что пары становятся более похожими друг на друга, чем дольше они вместе. , предположительно потому, что ежедневно они бессознательно принимают выражение лица и позы своего партнера.
Подражание способствует формированию социального мышления без необходимости предоставления четкого дорожного знака, который инструктирует людей, что делать дальше: терпеливое ожидание в длинной очереди побуждает других делать то же самое; придерживать дверь для соседа, обуздать свою собаку и не мусорить, настраивая других на правильные поступки. Бессознательное подражание способствует чутким чувствам по отношению к другим, «социальному клею», который создает ощущение близости даже среди совершенно незнакомых людей. Самая сильная форма мимикрии возникает, когда два или более человека одновременно занимаются одним и тем же: маршируют армии или прихожане вместе поют гимн. Исследования поведенческой синхронии показали, что она способствует расширению сотрудничества, даже если вовлеченные лица никогда раньше не встречались.
К сожалению, естественная склонность к подражанию обоюдна. Психолог Кейс Кейзер из Университета Гронингена в Нидерландах и его коллеги обнаружили в полевых исследованиях, что одно преступление ведет к другому. Исследователи разместили граффити на стене переулка, что привело к увеличению количества замусоренных брошюр, которые были размещены вокруг рулей велосипедов, припаркованных вдоль переулка. Оказывается, борьба с граффити и другими мелкими неприятными нарушениями может оказать большое влияние на улучшение качества городской жизни. Это исследование поддерживает теорию «разбитых окон», наиболее широко отстаиваемую бывшим мэром Нью-Йорка Руди Джулиани, который в середине 1990-е способствовали строгому соблюдению законов о мелких правонарушениях — мусоре, переходе улицы и вандализме; резкое падение преступности в этот период отчасти объясняется этой политикой.
Тенденция копировать других часто выходит за рамки имитации простых жестов и выражений лица и включает в себя некоторые грани чьей-либо личности. Когда мы встречаемся или вспоминаем о знакомом, может начаться бессознательный психический процесс, который «подготавливает» нас к инициированию поведения, характерного для этого человека. Некоторые исследования показали, что студенты колледжа, которым давали описания, связанные с пожилыми людьми — «Флорида», «серый», «бинго» и т. д., — после окончания эксперимента шли по коридору медленнее, в соответствии со стереотипом старшеклассников. пожилые люди медлительны и слабы. Точно так же «подготовка» слов или изображений, связанных со стереотипным представлением о медсестре, приводит к более активному поведению, а использование стереотипов, связанных с политиками, приводит к более многословным речам. Все эти эффекты, по-видимому, происходят бессознательно, при этом участники не осознают, как это повлияло на их поведение.
Исследования того, что социальные психологи называют угрозой стереотипов, показали, что простое вспоминание стереотипа, скажем, о расе или поле члена группы, который является объектом таких предубеждений, может повлиять на успеваемость в школе или на рабочем месте. Клод Стил из Стэнфордского университета задокументировал негативное влияние на результаты теста, когда учащегося из числа меньшинств перед началом экзамена просят отметить, к какой расовой или этнической группе он принадлежит. Покойная Налини Амбади, в то время работавшая в Гарвардском университете, продемонстрировала, что даже девочки дошкольного возраста в детском саду Гарварда хуже справляются с простыми математическими тестами, если им сначала ненавязчиво напоминают, что они женщины. Широко распространенные положительные стереотипы имеют противоположный эффект. В том же исследовании с девочками дошкольного возраста американцы азиатского происхождения показали лучшие результаты, чем в среднем, если им напомнили об их этническом происхождении, но споткнулись, если вместо этого в подготовительном упражнении подчеркивался их пол.
Недавно возникли разногласия по поводу невозможности воспроизвести результаты некоторых предварительных исследований. Причины, по которым исследования не могли быть повторены, сложны и частично зависят от методов, использованных для их проведения. делать. Многие люди знакомы с идеей подсознательной рекламы в кинотеатрах: когда-то считалось, что слова «ешьте попкорн», незаметно мигающие на экране, вызывают бум продаж в торговых точках. Беспокойство по поводу подсознательной рекламы возникло в 1950-е годы с бестселлером Вэнса Паккарда «Скрытые убедители» . Как оказалось, эти отчеты были в основном поддельными, но многие люди до сих пор задаются вопросом о возможности влияния подсознательных сообщений на поведение потребителей. Действительно, последующие исследования постоянно показывали, что если человек уже мотивирован на какое-то действие — например, на утоление жажды, — то подсознательное сообщение о том, что одна марка напитка предпочтительнее других, может быть эффективной.
Регулярная реклама, не обремененная скрытыми сообщениями, сама по себе оказывает сильное влияние. В одном новом исследовании, в котором изучалась обычная телевизионная реклама, участники смотрели пятиминутный фрагмент популярного комедийного шоу и получали тарелку крекеров «Золотая рыбка». Наличие любой рекламы еды во время рекламных пауз существенно увеличивало потребление снэка участниками. В рекламе еды, направленной на перекус, отсутствовали какие-либо подсознательные уловки. Ошибка, которую мы часто совершаем, заключается в том, что мы предполагаем, что можем контролировать влияние рекламы на наше поведение только потому, что полностью осведомлены о ее содержании.
Некоторые исследования бессознательного и поведения сосредоточены на том, как окружающая физическая среда влияет на наше психологическое состояние. В 1980-х годах серия экспериментов Фрица Штрака, ныне работающего в Вюрцбургском университете в Германии, и его коллег показала, что бессознательной обратной связи от собственных случайных выражений лица — улыбки или хмурого взгляда — было достаточно, чтобы заставить людей регистрировать оценочное суждение о том, нравится или нет. неприязнь к объекту, попавшему в их поле зрения. Участники исследования держали карандаши либо в зубах, активируя мышцы улыбки, либо в губах, напрягая хмурые мышцы. Физическое расположение лицевых мышц вызывало соответствующее психологическое состояние.
Воплощенное познание
Исследования в этой области исследований, известной как воплощенное познание, показали, что множество физических действий и ощущений вызывают психологические состояния, которые метафорически связаны с этим поведением и чувствами. Воспоминание о прошлом инциденте, когда вы причинили кому-то эмоциональную боль, может вызвать у вас более сильное желание помогать и сотрудничать с другими в дружеской манере — компенсация за плохой поступок. В одном известном исследовании, после того как участникам предложили вспомнить поведение, вызывающее чувство вины, им пришлось вымыть руки якобы для предотвращения распространения вируса гриппа в комнате, где проводился эксперимент. Физический акт мытья рук, казалось, «смывал» чувство вины. Любые затянувшиеся дружеские или полезные тенденции исчезли в группе, которая прошла через упражнения по мытью посуды, по сравнению с другими, которые не мыли посуду — явление, получившее название «эффект Макбета» в честь навязчивых ритуалов мытья рук леди Макбет в одноименной пьесе Шекспира.
Аналогичным образом защита от болезней, по-видимому, удовлетворяет абстрактные социальные или политические потребности. В одном исследовании политически консервативные участники, которым только что сделали прививку от вируса гриппа h2N1, сообщили о более благосклонном отношении к иммигрантам по сравнению с теми, кто не получил прививку, как будто защита от вторжения вируса гриппа переносилась на представление о том, что вновь прибывшие действуют из лучших побуждений. а не каким-то образом вторгаться и грабить их приемную культуру.
Метафоры также применимы к тому, как мы описываем людей, с которыми мы постоянно сталкиваемся. Всем известно значение «близких» отношений или «холодного» отца. Одна из недавних теорий, концептуальные леса, утверждает, что мы так легко используем эти метафоры, потому что абстрактная версия ментальной концепции тесно связана с физическим миром, в котором мы живем. В ходе экспериментов у людей, которые ненадолго держат в руках чашку с горячим кофе, создается впечатление, что другие люди «теплее», дружелюбнее и щедрее, чем если бы они держали, скажем, кофе со льдом. Связанные исследования того, как физический опыт бессознательно влияет на суждения и поведение метафорическим образом, показали, что, когда участники сидят на жестких стульях во время переговоров, они занимают «более жесткую» позицию и меньше идут на компромисс, чем те, кто сидит на мягких стульях. А когда они держат что-то грубое, они оценивают встречу как более неловкую и не прошедшую гладко.
Мы склонны неосознанно оценивать практически все, с чем соприкасаемся, грубо или плохо. Бессознательная автоматическая реакция проявляется даже в наших основных движениях, в нашей склонности приближаться к объекту или избегать его. Клинический психолог Рейнаут Вирс из Амстердамского университета недавно разработал успешное терапевтическое вмешательство для лечения алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами, основанное на этом открытии. В ходе лечения пациенты должны были по-разному реагировать на изображения, изображающие злоупотребление алкоголем, многократно отжимая рычаг, без каких-либо дополнительных инструкций о том, как оценивать значение изображений. По сравнению с контрольной группой пациентов у тех, кто отреагировал отталкиванием рычага, через год наблюдалось заметно меньшее количество рецидивов, а также более рефлекторно негативное отношение к алкоголю. Бессознательная связь между выполнением мышечных движений, связанных с избеганием, вызывала развитие как негативных психологических установок, так и висцеральной реакции кишечника, которая помогала пациентам отказаться от соблазна выпить вне клиники.
Фрейд Редукс
Самая последняя экспериментальная работа посвящена бессознательным мотивам и целям — основному вопросу «Чего хотят люди?» — который, конечно же, был центральной темой долгой карьеры Фрейда. Современные теории о том, что движет поведением, отличаются от теории, выдвинутой австрийским неврологом, потому что это мышление основано на исследованиях групп обычных людей, а не на конкретных примерах ненормальных индивидуумов. Они также указывают на наличие у всех нас единой психологической системы, которая может действовать как в сознательном, так и в бессознательном режиме, в отличие от бессознательного Фрейда, которое играет по своим собственным правилам, полностью отличным от тех, которые управляют сознательной деятельностью.
На самом деле, в современной психологии желаний исследователи обнаружили, что независимо от того, осознаем ли мы конкретную цель, которую поставили перед собой, способы, которыми мы преследуем эту цель, очень похожи. В исследовании этого явления, проведенном Матиасом Пессиглионе и Крисом Фритом, которые в то время работали в Wellcome Trust Center for Neuroimaging в Университетском колледже Лондона, участников исследования просили нажимать на рычаг так быстро, как они могли, когда их просили. Перед каждым испытанием они получали либо сознательный, либо подсознательный сигнал о награде, которую они получат. Более высокие стимулы (британские фунты по сравнению с пенсами) вызывали более быстрые толчки независимо от того, воспринимались они сознательно или нет. Более того, визуализация мозга показала, что одни и те же чувствительные к стимулам области мозга включаются как в сознательном, так и в подсознательном испытании вознаграждения. Это и другие исследования предполагают, что бессознательно воспринятого стимула может быть достаточно, чтобы заставить кого-то действительно преследовать цель, не осознавая, как она возникла — не требуется сознательного обдумывания или свободы воли.
Наше бессознательное может не только подтолкнуть нас к выбору того или иного варианта, но и помочь собрать необходимую мотивацию для его достижения. Психологам давно известно, что люди, наделенные властью в ходе социологического эксперимента, часто проявляют эгоистичное и коррумпированное поведение, ставя личные интересы на первое место. Стремление проявить власть внутри группы часто проявляется через серию тонких физических сигналов, о которых мы не знаем. Участники одного исследования, которым случайным образом поручили сесть в кресло профессора, меньше беспокоились о том, что другие люди думают о них, и меньше стеснялись выражать расистские и другие антиобщественные чувства по сравнению с участниками, которые вместо этого сидели в студенческом кресле перед столом.
К счастью, цели многих людей направлены на благо других, как в случае родителей, которые ставят интересы своего ребенка выше своих собственных. Если власть имеет общий эффект бессознательной активации важных личных целей, эти «общинно» ориентированные люди должны отреагировать тем, что будут более склонны помогать другим и менее склонны сосредотачиваться на себе. Действительно, исследования показали, что власть заставляет этих людей принимать более альтруистическую точку зрения и меньше оставлять другим делать, опять же, не осознавая своих мотивов. Эти люди также становятся более озабоченными тем, что о них думают другие, и проявляют меньшую склонность к расовым предубеждениям.
Фрейд потратил бесчисленные тысячи слов, объясняя, почему наши несбывшиеся желания выражаются в образах и историях, населяющих наши ночные сны. Последнее исследование дает более прагматичный взгляд на то, как мысли и эмоции, находящиеся чуть ниже поверхности нашего сознания, формируют то, как мы относимся к начальнику, родителю, супругу или ребенку. Это означает, что мы можем отбросить устаревшие представления об эдиповых комплексах и принять тот факт, что бессознательное утверждает свое присутствие в каждый момент нашей жизни, когда мы полностью бодрствуем, а также когда мы погружены в глубины сна.
Эта статья была первоначально опубликована под названием «Наше бессознательное» в журнале Scientific American 310, 1, 30-37 (январь 2014 г. ) Когнитивные процессы. Джон А. Барг и др. in Trends in Cognitive Sciences , Vol. 16, № 12, стр. 593–605; декабрь 2012 г.
Эгоистичная цель: автономные мотивационные структуры как непосредственная причина человеческого суждения и поведения. Джули Ю. Хуанг и Джон А. Барг в бихевиористских науках и науках о мозге (в печати).
ИЗ НАШИХ АРХИВОВ
Фрейд возвращается. Марк Солмс; май 2004 г.
Политический мозг. Майкл Шермер; Скептик, июль 2006 г.
Защита от предрассудков. Эд Йонг; Июнь 2013.
Коллективное бессознательное | Определение и факты
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.