Понятие о личности в психологии кратко: определение, структура и основные теории развития.

ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Психологическая библиотека


 

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.

 



ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью -субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя.

Индивид и личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки — перспективу использования орудий труда и т.

д., и этим младенец — уже человек по сумме своих возможностей — отличается от» детеныша животного. Таким образом доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии индивид (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка).

Далее, «…личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [1].

Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому «сверхчувственное»»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д. Каким же образом у человека обнаруживаются качества, которые не могут быть усмотрены в своей непосредственной чувственной форме? Подобно тому как прибавочная стоимость есть некоторое «сверхчувственное» качество, которое в изготовленном предмете ни через какой микроскоп не увидишь, но в котором оказывается воплощен не оплаченный труд рабочего, личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество. Открыть их может лишь научный анализ, чувственному восприятию они не доступны.

Воплощать в себе систему социальных отношений означает быть их субъектом. Ребенок, включенный во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают как ведущую для его развития, например обучаясь, становится в свою очередь субъектом этих взаимоотношений.

Общественные отношения не суть нечто внешнее для их субъекта, они выступают как часть, сторона, аспект личности, являющейся социальным качеством индивида.

Если родовую сущность человека, в отличие от всех других живых существ, составляет совокупность всех общественных отношений, то сущность каждого конкретного человека как личности составляет совокупность конкретных социальных связей и отношений, в которые он оказывается включен как субъект. Они, эти связи и отношения, вне его, т.е. в общественном бытии, и поэтому безличны, объективны (раб находится в полной зависимости от рабовладельца), и вместе с тем они внутри, в нем самом как личности и поэтому субъективны (он ненавидит рабовладельца, покорствует или восстает против него, вступает с ним в социально обусловленные связи).

Утверждение единства, но не тождественности понятий «индивид» и «личность» предполагает необходимость ответить на возможный вопрос: может ли быть указан факт существования индивида, который не являлся бы личностью, или же личности, которая бы существовала вне и без индивида как ее конкретного носителя? Гипотетически может быть и то и другое.

Если представить себе индивида, выросшего вне человеческого общества, то, впервые столкнувшись с людьми, он не обнаружит, помимо индивидуальных особенностей, присущих и биологической особи, никаких личностных качеств, происхождение которых, как было сказано, имеет всегда общественно-исторический характер. Перед нами будет индивид, который еще не состоялся как личность, он располагает только природными предпосылками для ее появления в том случае, если окружающим людям удастся «втянуть» его в совместную деятельность и общение. Опыт изучения детей, воспитанных животными, свидетельствует об исключительной сложности осуществления этой задачи.

Допустимо, при известных оговорках, и признание возможности появления личности, за которой не стоит реальный индивид. Однако это будет квазиличность.

Таков, например, Козьма Прутков, созданный в результате сотворчества А.К. Толстого и братьев Жемчужниковых. О биографии личности никогда в действительности не существовавшего индивида повествуется в рассказе Ю. Тынянова «Подпоручик Киже».

Обращение к ситуации «индивид без личности» или «личность без индивида» подобно мысленному эксперименту, небесполезному для понимания проблем единства и нетождественности личности и индивида.

Личность как субъект межиндивидуальных отношений. Итак, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако при более глубоком рассмотрении выясняется, что непосредственные субъект-субъектные связи существуют не столько сами по себе, сколько в опосредствовании какими-либо объектами (материальными или идеальными).

Это значит, что отношение индивида к другому опосредствуется объектом деятельности (субъект — объект — субъект).

В свою очередь, то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности. Для того чтобы решить волнующий вопрос, я обращаюсь к другому человеку (субъект-субъект-объектное отношение).

Все сказанное позволяет понять личность в качестве субъекта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъект-объект-субъектных и субъект-субъект-объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность и индивидуальность. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д.

Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности.

Подобно тому как понятие «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития.

Как собственно личностные выступают только те индивидуальные качества, которые в наибольшей степени «втянуты» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Так, например, ловкость и решительность, будучи чертами индивидуальности подростка, не выступали до поры до времени чертами его личности, пока он не был включен в спортивную команду или пока в дальнем туристском походе он не взял на себя обеспечение переправы через быструю и холодную речку. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Итак, индивидуальность есть только одна из сторон личности человека [2]. Поэтому выделяя значимую для педагога задачу осуществления индивидуального подхода к учащимся, который предполагает учет их дифференциально-психологических особенностей (памяти, внимания, типа темперамента, развитости тех или иных способностей и т.п.), необходимо понимать, что индивидуальный подход — это всего лишь аспект более общего, личностного подхода к школьнику, который строится на изучении условий и обстоятельств включенности подростка или юноши (девушки) в систему межиндивидных отношений со взрослыми, учителями и родителями, со сверстниками обоего пола, соучениками и соученицами, приятелями на улице и др. Только при хорошо налаженном педагогическом общении учеников и учителя последнему удается выяснить, как «вписывается» этот мальчик или эта девочка в классный коллектив, какое место они занимают в иерархии межиндивидных отношений, что побуждает их поступать так или иначе, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированная в коллективе или вообще не сумевшая в нем адаптироваться. При этих условиях и реализуется личностный подход к школьнику. Только такой подход, не ограничивающийся учетом индивидуальных особенностей мышления, воли, памяти, чувств школьника, а нацеленный на выявление того, как представлен индивид в коллективе и как коллектив представлен в его личности, может рассматриваться как личностный. Он отвечает пониманию человеческой сущности, в которой как в личности проявляется система социальных связей.

Если индивидуальный подход в педагогике и психологии оказывается оторванным от личностного подхода, то он ведет к «коллекционированию» черт индивидуальности ребенка без должного понимания того, какие выводы можно сделать на основании составления такой «коллекции». А.С. Макаренко, который умел мастерски использовать личностный подход в воспитании, писал: «…человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, но потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает» [3].

Личность ученика, включенного в систему действительных ее отношений, должна оставаться постоянно в поле зрения педагога, задачей которого всегда остается обогащение духовного мира учащихся.


1 Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. — Т. 1. — С. 385.

2 Развернутому рассмотрению психологических черт индивидуальности посвящена часть IV.

3 Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 т. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т. V. — С. 363.





НАВЕРХ

Общее понятие о личности в отечественной и зарубежной психологии – кратко.

Многозначность понятия «личность» неоспорима. Происхождение термина восходит еще к античной культуре, и до сих пор нет единого определения. В современных реалиях определение пытаются дать различные учения, понятие рассматривается и в педагогике, и в философии, и в правовой науке, и конечно в психологии, где этот термин остается всегда главным и ключевым. Чтобы разобраться и понять, что же такое личность, необходимо изучить основные понятия и теории в психологии, которые связаны с личностной структурой индивидуальности.

Для обозначения и пояснения человеческой сущности в психологии существует несколько понятий:

  • субъект — рассматривается через призму участника общественной деятельности, в том числе и в историческом плане;
  • индивид – указывает на причастность человека, как биологического вида к определенному типу живых существ, которому свойственны уникальные особенности в психике и поведении;
  • личность – это термин, подразумевающий конкретного человека, который обладает индивидуальными качествами, сознанием и самосознанием. При этом проблема социальной психологии состоит в том, что личность не может сформироваться вне общества, т.к. именно социум становится определяющим компонентом при создании личностных параметров.

В отечественной и зарубежной психологии существует множество определений для термина «личность». Если говорить кратко, то общее и 1 понятие личности подразумевает перечень свойств индивида, которые отличают его от остальных людей. Именно психологическая индивидуальность становится тем определяющим компонентом в структуре свойств.

Структура личности способна показать более конкретно, что из себя представляет индивид. Таким образом, согласно психологии в состав понятия входят:

  1. Темперамент – врожденные базовые качества и черты, на основании которых строится индивидуальность;
  2. Характер – приобретенные качества человеческой сущности, сформированные в процессе общения и взаимодействия с окружающими людьми;
  3. Направленность – действия и желания, которые побуждают человека, к свершению задуманного, порождают мотивацию и волевые качества;
  4. Способности – могут быть, как врожденные, так и приобретенные, по мере появления жизненного опыта и коммуникативной деятельности;
  5. Самосознание – психический процесс, который становится залогом целостности и постоянства личности, и выражается посредством осознанности себя и собственного образа «Я».

В соответствии с различными психологическими теориями структура личности может несколько видоизменяться, но общие принципы всегда остаются одинаковыми.

Понятие личности в психологии изучается различными психологами. Например, А. Адлер говорил, что личностное начинается с чувства общности, а Дж. Мид помимо социальной роли индивида подразумевал еще и самосознание. У. Джеймс описывал термин «личность», как триаду физического, духовного и социального, а Зигмунд Фрейд с его известным психоанализом воспринимал индивидуальность, через сексуальность.

Зарождение разнообразных теорий и понятий связано с тем, что существует великое множество психологических направлений, как науки (семейная, патопсихология, конфликтология и другие). Но всегда можно выделить общие черты и понятия. Так, понятие личности – это некая неповторимая и относительно устойчивая совокупность характеристик и свойств, принадлежащих конкретному индивиду. При этом некоторые черты могут изменяться и совершенствоваться, в процессе жизни и под влиянием окружающей среды.

10.1 Что такое личность? – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Давать определение личности
  • Опишите ранние теории развития личности

 

   Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Уникальное сочетание того, как мы подходим к миру, интерпретируем события и последовательно действуем в разных ситуациях, — это наша личность. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой он или она взаимодействует с другими людьми и окружающим миром. Считается, что наша личность долговременна, стабильна и ее нелегко изменить. Учитывая широту человеческого опыта и разнообразие вещей, которые делают каждого из нас уникальным, неудивительно, что было предложено множество различных точек зрения для эмпирического изучения личности. Каждая точка зрения хорошо объясняет аспекты того, что делает каждого из нас уникальным, но также ограничена предположениями, лежащими в основе подхода. Только пробуя каждую точку зрения, мы можем по-настоящему понять, что на самом деле означает личность. Слово личность  происходит от латинского слова  persona . В древнем мире персоной была маска, которую носил актер. В то время как мы склонны думать, что маску носят, чтобы скрыть свою личность, театральная маска изначально использовалась либо для представления, либо для демонстрации определенной черты характера персонажа (рисунок ниже).

Счастливый, грустный, нетерпеливый, застенчивый, боязливый, любопытный, полезный. Какие характеристики описывают вашу личность? (кредит: Викисклад)

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

   Понятие личности изучалось не менее 2000 лет, начиная с Гиппократа в 370 г. до н. э. (Fazeli, 2012). Гиппократ предположил, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах, связанных с четырьмя жидкостями («гуморами») тела: холерический темперамент (желтая желчь из печени), меланхолический темперамент (черная желчь из почек), сангвинический темперамент ( красная кровь из сердца) и флегматический темперамент (белая слизь из легких) (Clark & ​​Watson, 2008; Eysenck & Eysenck, 19). 85; Леччи и Магнавита, 2013 г.; Нога, 2007). Эта точка зрения предполагает, что личность исходит изнутри и основана на биологических причинах. Столетия спустя влиятельный греческий врач и философ Гален опирался на теорию Гиппократа, предположив, что как болезни, так и личностные различия можно объяснить дисбалансом юмора и что каждый человек демонстрирует один из четырех темпераментов. Например, холерик страстный, честолюбивый и смелый; меланхолик сдержан, тревожен и несчастлив; сангвиник радостен, нетерпелив и оптимистичен; а флегматик спокоен, надежен и вдумчив (Clark & ​​Watson, 2008; Stelmack & Stalikas, 1991). Теория Галена преобладала более 1000 лет и оставалась популярной в Средние века.

В 1780 году немецкий врач Франц Галль предположил, что расстояния между бугорками на черепе раскрывают черты личности, характер и умственные способности человека (рисунок ниже). По словам Галла, измерение этих расстояний выявило размеры областей мозга под ним, предоставив информацию, которую можно было использовать для определения того, был ли человек дружелюбным, гордым, кровожадным, добрым, хорошо владел языками и так далее. Первоначально френология была очень популярна; однако вскоре она была дискредитирована из-за отсутствия эмпирической поддержки и долгое время низводилась до статуса лженауки (Fancher, 19).79).

 

Псевдонаука измерения площадей черепа человека известна как френология. (а) Галл разработал схему, на которой показано, какие области черепа соответствуют определенным чертам или характеристикам личности (Hothersall, 1995). (б) Литография 1825 года изображает Галла, исследующего череп молодой женщины. (кредит b: модификация работы Wellcome Library, Лондон)

 

  В течение столетий после Галена другие исследователи внесли свой вклад в развитие его четырех основных типов темперамента, в первую очередь Иммануил Кант (в 18 веке) и психолог Вильгельм Вундт (в 19 веке).век) (Айзенк, 2009; Стелмак и Сталикас, 1991; Вундт, 1874/1886) (рисунок ниже). Кант соглашался с Галеном в том, что каждого можно отнести к одному из четырех темпераментов и что между четырьмя категориями нет совпадения (Eysenck, 2009). Он разработал список черт, которые можно использовать для описания личности человека с каждым из четырех темпераментов. Однако Вундт предположил, что лучшего описания личности можно добиться, используя две основные оси: эмоциональность/неэмоциональность и изменчивость/неизменность. Первая ось отделяла сильные эмоции от слабых (меланхолический и холерический темпераменты от флегматичного и сангвинического). Вторая ось отделяла изменчивые темпераменты (холерики и сангвиники) от неизменных (меланхоликов и флегматиков) (Айзенк, 2009).).

 

Разработанный на основе теории Галена о четырех темпераментах, Кант предложил слова-характеристики для описания каждого темперамента. Позже Вундт предложил расположить признаки по двум основным осям.

 

  Психодинамическая точка зрения Зигмунда Фрейда на личность была первой всеобъемлющей теорией личности, объясняющей большое разнообразие как нормального, так и ненормального поведения. На Фрейда повлияли идеи Чарльза Дарвина, и он включил понятие полового влечения во все аспекты своей теории личности. Согласно Фрейду, бессознательные влечения, на которые влияют секс и агрессия, а также наши детские переживания, являются силами, влияющими на нашу личность. Фрейд привлек много последователей, которые модифицировали его идеи для создания новых теорий о личности. Эти теоретики, которых называют неофрейдистами, в целом соглашались с Фрейдом в том, что детские переживания имеют значение, но они уменьшили акцент на сексе, приняв понятие психической энергии, и сосредоточились больше на социальной среде и влиянии культуры на личность. Перспектива личности, предложенная Фрейдом и его последователями, была доминирующей теорией личности в первой половине 20 века.

Затем появились другие основные теории, в том числе обучающая, гуманистическая, биологическая, эволюционная, личностная и культурная перспективы. В этой главе мы подробно рассмотрим эти различные взгляды на личность.

 

ОБЗОР

   Личность изучается более 2000 лет, начиная с Гиппократа. Были предложены более поздние теории личности, в том числе психодинамическая точка зрения Фрейда, согласно которой личность формируется в результате переживаний раннего детства. Затем в ответ на психодинамическую точку зрения возникли другие точки зрения, включая обучающую, гуманистическую, биологическую, личностную и культурную точки зрения.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology

 

 

Упражнения

Контрольные вопросы:

1. Считается, что личность ________ .

а. краткосрочный и легко заменяемый

b. модель краткосрочных характеристик

в. нестабильный и краткосрочный

d. долгосрочные, стабильные и не легко изменяемые

 

2. Давние черты и модели, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом, известны как ________.

а. психодинамический

б. темперамент

в. юмор

d. личность

 

3. ________ приписывают первую всеобъемлющую теорию личности.

а. Гиппократ

б. Галл

гр. Вундт

д. Фрейд

 

4. Ранняя наука, которая пыталась сопоставить личность с измерениями частей черепа человека, известна как ________.

а. френология

б. психология

c. физиология

d. психология личности

 

Вопросы критического мышления:

1. Что делает личные качества частью личности?

 

Личные вопросы:

1. Как бы вы описали свою личность? Как вы думаете, друзья и семья описали бы вас примерно так же? Почему или почему нет?

2. Как бы вы описали свою личность в профиле онлайн-знакомств?

3. Каковы некоторые из ваших положительных и отрицательных качеств личности? Как вы думаете, как эти качества повлияют на ваш выбор профессии?

 

Глоссарий:

личность

Ответы на упражнения

ОБЗОР Вопросы:

1. D

2. D

3. D

4. A

Вопросы о критическом мышлении:

1. Качество или черта. должно быть частью устойчивой модели поведения, чтобы оно было постоянным или предсказуемым качеством.

Глоссарий:

личность: давние черты и модели, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом

 

Что такое личность? Это определения, природа, характеристики

Главная »Психология фиба»Что такое личность? Это определения, природа, характеристики

Опубликовано АвторBalaji NiwlikarОставить комментарий

Содержание

  • 1 Значение.
  • 2 Определения личности в психологии
  • 3 Природа личности в психологии или характерные черты.
  • 4 Детерминанта личности в психологии
  • 5 Методы изучения личности в психологии
  • 6 Характеристики «хорошей» теории личности
  • 7 Подходы к изучению личности в психологии
  • 8 Культура и теории личности

    7 90 .

    • 9.1 Теории черт личности-

Значение.

Слово «Личность » произошло от латинского слова « персона» , что означает маску , которую носит актер.

Определения личности в психологии 
  1. «Личность – это динамическая организация внутри индивидуума тех психофизических систем, которые характеризуют его/ее характерную приспособленность к окружающей среде» Allport (наиболее полное определение)
  2. «Это относится к уникальному и последовательному образцу мышления, чувств и поведения» — Первин
  3. Рэймонд Кеттелл определяет личность как черты, которые предсказывают поведение человека.
  4. Согласно Американской психологической ассоциации , « Личность относится к индивидуальным различиям в характерных моделях мышления, чувств и поведения».
  5. Мортон Принц (1924) определяет: «Это сумма всех биологических, врожденных предрасположенностей, побуждений, склонностей, влечений и инстинктов индивидуума, а также приобретенных предрасположенностей и наклонностей, приобретенных в результате опыта».
  6. Именно более или менее стабильная и устойчивая организация характера, темперамента, интеллекта и телосложения человека определяет его уникальную приспособленность к окружающей среде. (Айзенк, 1952).
  7. Личность обычно относится к отличительным образцам поведения (включая мысли и эмоции), которые характеризуют адаптацию каждого человека к ситуациям его жизни или ее жизни. (Вальтер Мишель, 19 лет)81).
  8. Обычно определяется как уникальные и относительно стабильные образцы поведения, мыслей и эмоций человека. (Барон, 1993).

(Примечание: за хорошие оценки на экзамене набирайте первое)  

Природа личности в психологии или характерные черты.
  1. Динамическая организация- Психологические элементы системы независимы, но функционируют связующим образом. это может измениться
  2. Психофизические системы –  Психологические элементы системы – это черты, эмоции, интеллект, темперамент, характер, основанные на неврологии и эндокринологии организма.
  3. Уникальный-  У каждого человека свой характер.
  4. Постоянный образец — человек ведет себя одинаково в разных ситуациях.
  5. Мышление (познание), Чувство (аффект), Поведение (поведение)

Детерминант Личности в психологии

1 Биологические факторы —

  1. Телосложение,
  2. Физический дефект,
  3. Физическая привлекательность,
  4. Состояние здоровья

2 Психологические факторы

1 Интеллектуальные детерминанты
2 Эмоциональные детерминанты
3 Чрезмерная любовь и привязанность
4 Самораскрытие
5 Стремление и достижения
6 Достижения
7 Целеполагание

3 Факторы среды
1 Социальное принятие
2 Социальная депривация
3 Воспитательные факторы
4 Семейные детерминанты
5 Эмоциональный климат дома и обычное положение
6 Размер семьи в исследованиях12 9024 Методы

9024 Психология

  1. Самостоятельный опрос
  2. Тесты Q-сортировки
  3. Рейтинговые шкалы
  4. Поведенческие наблюдения
  5. Интервью
  6. Проективные методы
  7. Биологические меры
  8. Анализ документов

Характеристики «хорошей» теории личности
  1. Она должна помочь нам понять и объяснить индивидуальные различия
  2. Это должно помочь нам в прогнозировании поведения человека дома, в школе, на работе и в других социальных условиях
  3. Должен быть проверен эмпирически
  4. Со временем он должен расширяться за счет включения результатов исследований и конструктивной критики
  5. Должен быть широко применим

Подходы к изучению личности в психологии 

A. Подход, основанный на взаимодействии человека и ситуации . Этот подход утверждает, что если поведение людей так резко меняется от одной ситуации к другой, мы должны сосредоточиться на ситуациях, а не на чертах.

B. Идиографический подход к личности – Идиографический метод предполагает изучение отдельного человека как целостной, сложной, взаимодействующей системы.

C. Номотетический подход к P личности  — Номотетические исследования — это исследования, в которых характеристика (например, агрессия) изучается у большого числа людей, которые могут быть похожи только тем, что разделяют эту единственную черту.

Культура и личность

Культурные эффекты – Общее поведение и обычаи, которым мы учимся у различных институтов нашего общества. например религия, система образования, государственная политика и идеология, национальность, раса, каста, этническая группа

Emic VS Etic Approaches — подход emic зависит от культуры. Он ориентирован на одну культуру. Но этический подход является межкультурным. Он ищет сходство между культурами.

Индивидуалистические и коллективистские культуры – Разница в центральности или фокусе, являющемся автономным индивидуумом, по сравнению с фокусом, являющимся коллективным целым. Например, западная культура поощряет независимость и индивидуальное развитие, тогда как восточные культуры поощряют групповую деятельность и коллективное развитие

Классификация теорий личности.

Теории черт личности-

Группа теоретиков считала, что наша личность представляет собой комбинацию черт, определяющих наше поведение.

Теория черт Олпорта – Согласно теории, нашей личностью управляют три типа черт. Они назвали эти три категории черт кардинальными чертами, центральными чертами и вторичными чертами.

Теория черт Кеттелла- Кеттелл определил «исходные черты» как наиболее важные, а « поверхностные черты » как менее важные черты. Кеттел также определил между общими чертами и уникальными чертами.  Он выделил шестнадцать черт человеческой личности.

Теория черт характера Айзенка — . Он предположил, что наша личность состоит из двух основных измерений: Экстраверсия и экстраверсия. интроверсия ; и Нейротизм против. Стабильность . Согласно его теории, разные комбинации этих измерений приводят к развитию разных личностей. Позже он добавил к своей модели третье измерение и назвал его 9.0021 Психоз против. Социализация.

Теория пяти факторов (Большой пятерки) МакКрэя и Косты. МакКрэй и Коста считали, что все черты человеческой личности можно свести только к пяти факторам: Открытость опыту, Сознательность, Экстраверсия, Доброжелательность и Нейротизм.

Хотите проверить свою личность ? Щелкните здесь

Категорииfyba психология, уведомления, Психология SYBA, Теории личностиТегиПодходы к изучению личности в психологии, Характеристики «хорошей» теории личности, Характеристики личности, Классификация теорий личности.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts