32. Общее понятие о мышлении. Типы и виды мышления
Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:
Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;
Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи.
Основные формы мышления.
Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:
Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;
Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу.
Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.Основные виды мышления.
В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:
Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида.
Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.
Эмпирическое мышление (от греч. empeiria — опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.
Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания — временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части — на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.
Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.
Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат — построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.
Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное (от лат. discursus — рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление (от греч. heuresko — нахожу) — это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.
Творческое мышление — мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.
Репродуктивное мышление — воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Продуктивное мышление — мышление, приводящее к новым познавательным результатам.
Общие понятия о мышлении
- Информация о материале
- Общая психология
- Просмотров: 21061
- Предыдущая статья Мыслительные операции
- Следующая статья Виды мышления
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.
Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны.
Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.
Мышление как особый психический процесс имеет свои особенности протекания – ряд специфических характеристик и признаков.
Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности, поскольку мышление есть отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям. Например, что будет, если к листу бумагу поднести зажженную спичку? Конечно, он загорится. Но почему мы знаем об этом? Потому, что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся у нас информации, сделали логичный вывод.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности. Суть опосредованного познания заключается в том, что мы в состоянии выносить суждения о свойствах или характеристиках предметов и явлений без непосредственного контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Например, для того чтобы узнать, какая сегодня погода, можно выйти на улицу. Однако чаще всего мы поступаем по-другому – пользуемся наружным термометром или слушаем сводку погоды и на основе информации о температурных характеристиках внешней среды делаем вывод о том, тепло на улице или холодно.
Обобщение позволяет выявить не только существенные свойства окружающих нас вещей, но и основные закономерные связи предметов и явлений. Кроме этого, опосредованный характер мышления дает нам возможность не только углубить имеющуюся у нас информацию, но и расширить ее, поскольку область мышления шире, чем область того, что мы воспринимаем. Например, опираясь на чувственное восприятие, но выходя за его пределы, в процессе мышления мы в состоянии познать прошлое Земли и с определенной степенью достоверности предсказать даже ее будущее.
Таким образом, можно сказать, что мышление – это процесс обобщенного и опосредованного познания (отражения) окружающего мира.
К основным понятиям мышления относятся: виды мышления, формы мышления, мыслительные операции.
1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 173.
- Предыдущая статья Мыслительные операции
- Следующая статья Виды мышления
Что такое мышление? Определение, элементы и как это работает?
Содержание страницы
Что такое мышление?
Мышление — это познавательный процесс, использование всего, что связано с долговременной памятью, для достижения цели или решения проблемы.
В повседневном языке мы используем термин «мышление» в самых разных значениях. Фраза думает лучше означает для более благоприятного мнения, дважды подумай, чтобы пересмотреть, или подумай еще раз, придумай, чтобы изобрести, придумать план и т. д. Webster’s New World Dictionary (19).88) определяет слово «думать» как общее слово, означающее «тренировать умственные способности, формировать идеи, делать выводы и т. д.». Слово причина подразумевает логическую последовательность мыслей, начиная с того, что известно или предполагается, и продвигаясь к определенному заключению посредством сделанного вмешательства. Например, он рассудил, что она примет предложение. Cogitate иногда используется с юмором для описания человека, который думает или, кажется, напряженно думает. Например, я размышлял, а не мечтал. Отражение подразумевает возвращение мыслей к предмету или серию непрерывных мыслей.
Мышление — невероятно сложный процесс, и его трудно определить и объяснить в психологии. Философ уже целое поколение спорит о значении мышления. В области психологии мышление относится к активному психическому процессу. Психологи определили мышление как манипулирование (обработку) мысленным представлением информации.
Ментальное представление может принимать форму слова, зрительного образа, звука, данных любой другой сенсорной модальности, хранящейся в памяти. Мышление преобразует конкретное представление информации в новую и другую форму, позволяя нам отвечать на вопросы, решать проблемы или достигать целей.
Мышление можно определить по-разному:
Мышление — это символический процесс
Мышление определяется как представление памяти или символов для определенной цели. При выполнении умственных действий и реализации решений люди пользуются визуальными представлениями или мысленными образами людей или объектов. Ментальные образы или визуальные представления могут быть в форме прошлых знаний, понимания знаков, символов, понятий, идей, визуальных образов, слов, языков, чисел и диаграмм, а не в форме открытой деятельности.
Систематическое пробуждение символов помогает организовать мышление. Например, если нам нужно пронести большой стол через узкий дверной проем, мы вращаем зрительный образ стола в уме, определяя, что стол не влезет, если его не повернуть боком. Дэвис С.Ф. и Палладино (2004) определяют «мышление как умственный процесс, связанный с манипулированием информацией в форме образов или понятий, которые выводятся из нашего поведения».
Мышление — высший психический процесс
Мышление относится к когнитивной психологии. Когнитивная психология — это раздел психологии, который занимается высшими психическими процессами, которые исследуют мышление, знание и рассуждение, решение проблем, принятие решений и понимание мира, передачу наших мыслей другим, используя нашу память и текущий опыт. Только посредством мышления мы кодируем, обрабатываем, храним, извлекаем и анализируем информацию.
Мышление делает человека более высоким организмом, чем животное. Это делает человека способным выиграть приз Романа, исследовать вселенную, мгновенно решать сложные проблемы или быть умственно отсталым. Это процесс, который продолжается до самой смерти. Люди думают даже во сне и во сне.
Мышление — это субвокальная речь
Мышление — это частный процесс, внутренняя работа человека, а также механическая деятельность человека. Мышление не является ни деятельностью, ограниченной головой, ни непосредственно наблюдаемой. Он включает в себя имплицитное или внутреннее поведение, ментальные образы и некоторые легкие мышечные движения.
Мы можем мыслить не только словесными и математическими символами, но и жестами рук, кистей и головы, а также самыми разнообразными выразительными движениями, такими как пожимание плечами, нахмуривание бровей, улыбка и т.п. Таким образом, весь организм участвует в мышлении. Если мы наблюдаем, как дети решают головоломку, мы можем наблюдать за их движениями. По этим движениям мы можем определить, о чем они думают. Таким образом, это называется субвокальной речью.
Мышление — это удовлетворение потребности или решение проблемы
Всегда начинается с проблемы и заканчивается ее решением. Это очевидно, когда мы создаем новые значения, убеждения и планы для решения проблем или принятия решений. Одни проблемы решить легко, другие требуют больших усилий, концентрации, терпения и размышлений. Некоторые могут быть неразрешимыми, но тем не менее, мы думаем. Мышление продолжается, чтобы проследить необходимый путь для достижения цели, мысленно устраняя препятствия. Этот процесс помогает понять природу проблемы, определить необходимую информацию для ее решения, а затем создать список решений.
Мышление можно увидеть в опыте «ага» (я получил ответ), когда люди внезапно находят решение проблемы, которая была в их уме в течение нескольких часов или дней, позже, тем самым удовлетворяя потребность человека. Уоррен, Х.К. и Л. Кармайкл (1930) определяют мышление как «это символическое, инициированное проблемой или задачей, стоящей перед индивидуумом, включающее некоторые пробы и ошибки, но находящееся под направляющим влиянием этой проблемы и в конечном итоге ведущее к заключению или решению проблемы». проблема.
Элементы Мысли
Мышление использует различные инструменты и инструменты. Это элементы, которые помогают эффективно работать нашему мышлению. Некоторые из них представляют собой мысленные образы, концепции и предложения.
Ментальные образы
Ментальные образы — это ментальные картины нашего прошлого опыта. Всякий раз, когда мы думаем об определенных объектах или событиях, мы визуализируем их в их отсутствие. Образы могут быть слуховыми, обонятельными, визуальными, вкусовыми, кожными или кинестетическими. Например, вы можете вспомнить мысленные картины пикника с друзьями, когда вы слушали хорошую музыку (слуховые), наслаждались вкусной едой (вкусовые), нюхали цветы вокруг места пикника (обонятельные), красивые пейзажи (зрительные), танцевали. с друзьями друг другу руки (кожные) и так далее.
Мысленные образы широко используются в спорте и музыке. Спортсмены используют их на тренировочном этапе. Спортивные психологи выступают за визуальные образы как метод практики для повышения спортивных результатов и реабилитации после травм. Данные исследований показывают, что умственная практика может активировать структуру мозга, которая способствует производительности. Таким образом, образы помогают нам планировать действия, если мы просматриваем информацию, хранящуюся в памяти. Это также помогает в задаче для достижения лучших результатов.
Хотя образы играют важную роль в мышлении, не все из них связаны с образами. Образы могут не быть необходимыми для абстрактного мышления. Многое из этого связано с формированием и использованием понятий.
Понятия
Понятия — это мысленное представление класса объектов, людей, событий и вещей, имеющих общие характеристики. например животные, мебель, овощи и т. д. Цветная капуста, бобы и кочанная капуста являются примерами понятий овощей. Красный, зеленый и белый — это понятия цветов. Цветок — это понятие, но отдельный цветок — не понятие. Слово «мать» — это концепция, но моя мать — не концепция. Точно так же солнце и луна не являются понятиями.
Понятия помогают уменьшить наши мыслительные усилия и относительно легко облегчают общение. Они организуют сложные явления в более простые, понятные и удобные категории и помогают решать наши проблемы.
Предложения
Мышление включает языки, восприятия и символы, чтобы придать смысл нашему мыслительному процессу. Предложения описывают умственное манипулирование этими когнитивными навыками (языки, мысленные образы, концепции) для осмысленных отношений с тем, что мы думаем. Предложения формируют ментальные модели, которые направляют нашу структуру знаний с объектами, местами и событиями окружающего нас мира.
Пока неправильная модель приводит к ошибкам в мышлении и бездействии. Например, предложение «Я скучал по тебе» передает близость между двумя лучшими друзьями. Если ваша ментальная модель неверна в отношении этого друга, вы можете думать о нем/о ней негативно. Эта пропорция создает связь между нашими психическими процессами.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Наша концепция критического мышления
Почему критическое мышление? Проблема A Определение Для анализа мышления Для оценки мышления Результат
Этимология и словарь определения «критического мышления»Концепция критического мышления, которой мы придерживаемся, отражает концепцию, встроенную не только в основную часть исследования за последние 30–50 лет, но также восходят к древнегреческому языку. Слово «критический» этимологически происходит от двух греческих корней: «критикос» (означает проницательное суждение) и «критерион» (означает стандарты). Таким образом, этимологически это слово подразумевает развитие «проницательного суждения, основанного на стандартах». В словаре Webster’s New World Dictionary соответствующая запись гласит: «характеризуется тщательным анализом и суждением», после чего следует пояснение: «критический — в самом строгом смысле — подразумевает попытку объективного суждения, чтобы определить как достоинства, так и недостатки. » Таким образом, применительно к мышлению мы можем условно определить критическое мышление как мышление, которое явно направлено на хорошо обоснованное суждение и, следовательно, использует соответствующие оценочные стандарты в попытке определить истинную ценность, достоинство или ценность чего-либо. Традиция исследования критического мышления отражает распространенное мнение, что человеческое мышление, предоставленное самому себе, часто тяготеет к предрассудкам, чрезмерному обобщению, распространенным заблуждениям, самообману, жесткости и ограниченности. Традиция критического мышления ищет способы понять разум, а затем тренировать интеллект, чтобы такие «ошибки», «промахи» и «искажения» мышления были сведены к минимуму. Он предполагает, что способность людей к правильному мышлению может быть взращена и развита с помощью образовательного процесса, направленного непосредственно на эту цель. История критического мышления документирует развитие этого понимания в различных предметных областях и в различных социальных ситуациях. Каждое основное измерение критического мышления формировалось в ходе интеллектуальных дебатов и споров на протяжении 2400 лет интеллектуальной истории. Эта история позволяет нам различать две противоречивые интеллектуальные тенденции: тенденцию подавляющего большинства некритически принимать то, во что в настоящее время верят, как более или менее вечную истину, и противоречивую тенденцию небольшого меньшинства — тех, кто считал критически — систематически подвергать сомнению то, что было общепринятым, и стремиться в результате установить более здравые, более отражающие критерии и стандарты для суждения о том, что это делает и что не имеет смысла принимать за истину. Наша основная концепция критического мышления в корне проста. Мы могли бы определить это как искусство брать на себя ответственность за свой собственный разум. Его ценность также в корне проста: если мы можем управлять своим собственным разумом, мы можем управлять своей жизнью; мы можем улучшить их, взяв их под свое собственное управление и руководство. Конечно, это требует, чтобы мы научились самодисциплине и искусству самоанализа. Это включает в себя интерес к тому, как работает наш разум, как мы можем отслеживать, настраивать и изменять его работу к лучшему. Это включает в себя привычку рефлексивно исследовать наши импульсивные и привычные способы мышления и действия во всех измерениях нашей жизни. Все, что мы делаем, мы делаем исходя из каких-то побуждений или причин. Но мы редко анализируем свои мотивы, чтобы увидеть, имеют ли они смысл. Мы редко подвергаем свои доводы критическому анализу, чтобы убедиться, что они рационально обоснованы. Как потребители, мы иногда покупаем вещи импульсивно и некритично, не останавливаясь, чтобы определить, действительно ли нам нужно то, что мы склонны покупать, можем ли мы себе это позволить, полезно ли это для нашего здоровья и конкурентоспособна ли цена. Как родители, мы часто реагируем на наших детей импульсивно и некритично, не останавливаясь, чтобы определить, согласуются ли наши действия с тем, как мы хотим действовать как родители, или способствуем ли мы их самооценке, или мы отговариваем их от размышлений или от ответственности. за собственное поведение. Как граждане мы слишком часто голосуем импульсивно и некритично, не тратя время на ознакомление с соответствующими вопросами и позициями, не задумываясь о долгосрочных последствиях того, что предлагается, не обращая внимания на то, как политики манипулируют нами, лесть или расплывчатые и пустые обещания. Как друзья, мы слишком часто становимся жертвами своих собственных инфантильных потребностей, «связываясь» с людьми, которые пробуждают в нас худшее или побуждают нас действовать так, как мы пытаемся измениться. Как мужья или жены мы слишком часто думаем только о своих собственных желаниях и точках зрения, некритически игнорируя потребности и точки зрения наших супругов, предполагая, что то, что мы хотим и что мы думаем, ясно оправдано и верно, и что, когда они не согласны с нам они неразумны и несправедливы. Будучи пациентами, мы слишком часто позволяем себе быть пассивными и некритичными в своем здоровье, не вырабатывая хороших привычек в еде и физических упражнениях, не подвергая сомнению то, что говорит наш врач, не разрабатывая и не следуя хорошим планам для собственного благополучия. Как учителя, мы слишком часто позволяем себе некритически учить так, как нас учили, давая задания, которые ученики могут выполнять бездумно, непреднамеренно препятствуя их инициативе и независимости, упуская возможности развивать свою самодисциплину и вдумчивость. Вполне возможно и, к сожалению, вполне «естественно» жить непроверенной жизнью; жить более или менее автоматизированным, некритичным образом. Другими словами, можно жить, не заботясь о тех людях, которыми мы становимся; без развития или действия на основе навыков и идей, на которые мы способны. Однако, если мы позволим себе стать нерефлексивными людьми — или, скорее, в той степени, в которой мы это делаем, — мы, вероятно, причиним вред себе и другим и упустим много возможностей сделать свою жизнь и жизнь других людей более полной. , счастливее и продуктивнее. С этой точки зрения, как видите, критическое мышление является в высшей степени практической целью и ценностью. Он ориентирован на древнегреческий идеал «жить осознанной жизнью». Он основан на навыках, знаниях и ценностях, необходимых для достижения этой цели. Это способ жить и учиться, который дает нам и нашим ученикам весьма практические возможности. При серьезном подходе она может изменить все аспекты школьной жизни: то, как мы формулируем и провозглашаем правила; как мы относимся к нашим студентам; как мы поощряем их отношение друг к другу; как мы развиваем их чтение, письмо, говорение и слушание; что мы моделируем для них в классе и за его пределами, и как мы делаем каждую из этих вещей. Конечно, мы можем сделать критическое мышление основной ценностью в школе только в той мере, в какой мы делаем его основной ценностью в нашей собственной жизни. Поэтому, чтобы научиться преподавать и развивать критическое мышление, мы должны научиться критически и вдумчиво думать о своей собственной жизни и жизни окружающих нас людей. Мы должны стать активными, ежедневными практиками критического мышления. Мы должны регулярно показывать нашим ученикам, что значит вдумчиво исследовать, критически оценивать и эффективно улучшать свой образ жизни. Критическое мышление — это способ мышления о любом предмете, содержании или проблеме, при котором мыслитель улучшает качество своего мышления, умело анализируя, оценивая и реконструируя его. Критическое мышление — это самонаправленное, самодисциплинированное, самоконтролируемое и самокорректирующее мышление. Это предполагает согласие со строгими стандартами совершенства и осознанное владение ими. Это влечет за собой способность к эффективному общению и решению проблем, а также стремление преодолеть наш врожденный эгоцентризм и социоцентризм. Верхнее |
|