Понятие психического развития. Соотношение понятий «развитие», «рост», «созревание». Виды и свойства психического развития
- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА >
- ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ», «РОСТ», «СОЗРЕВАНИЕ». ВИДЫ И СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Добавить в конспект
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
Верно ли утверждение?
Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.
Верно!
Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.
Верно ли утверждение?
Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.
Верно!
Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.
Психическое развитие — это процесс количественных и качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания, т.е. необратимый процесс во времени.
Развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.
Рост — количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей отдельных органов, их системы, организма в целом.
Развитие — процесс качественного изменения, преобразования структуры. Объект развития- система, а не изолированный элемент. Развитие не всегда прогресс: может быть и регресс.
Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост — изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.
Основными свойствами развития являются:
необратимость — способность к накоплению изменений, «настраиванию» новых изменений над предшествующими;
направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития;
закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Виды развития психики.
Филогенетическое развитие показывает формирование структуры психики в процессе эволюции вида или исторических социальных перемен в человечестве.
Онтогенетическое развитие
Функциональное развитие показывает формирование личности в процессе решения интеллектуальных и логических задач, овладение новыми мыслительными категориями и понятиями. Данный вид развития является составной частью онтогенетического развития психики в человеке.
В современной психологии выделяют также следующие виды психического развития:
Нормативное развитие соответствует общим переменам, присущим возрастным изменениям в характере людей. Норма подразумевает идеальный и наивысший уровень из возможных состояний в процессе психического развития личности.
Индивидуальное развитие показывает вариативность нормы с учетом уникальных характеристик личности и разнообразием некоторых способностей человека.
Верно ли утверждение?
Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.
Верно!
Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.
Верно ли утверждение?
Тупая зубрёжка работает. Даже когда надо выучить массу новых сведений. Поэтому если готовиться к экзамену в ночь перед экзаменом, можно легко получить наивысший балл.
Верно!
Такой подход – прямой билет на станцию «пересдача». Освой метод флэш-карточек, и тогда к экзаменам не придётся открывать конспект с ощущением, что всё забыто.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Как рост, развитие и зрелость влияют на обучение?
FutureLearn использует куки-файлы для повышения удобства использования веб-сайта. Все файлы cookie, кроме строго необходимых, в настоящее время отключены для этого браузера. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.
Для того, чтобы ученики могли учиться, им необходимо иметь основу навыков, которая позволяет получать информацию и помогает им понять, что с ней делать
© University of Reading
Для того чтобы ученики могли учиться, они должны иметь базовые навыки, которые не только позволяют получать информацию, но и помогают им понять, что делать с этой информацией.
Есть три важных аспекта, когда ребенок становится взрослым: рост , развитие и зрелость .
Какой бы аспект взросления вы ни рассматривали — будь то умение говорить, учиться двигаться, учиться ладить с другими — эти три аспекта всегда будут взаимосвязаны.
Что такое рост?
Рост означает увеличение тела с течением времени, что включает не только размер (например, рост), но и состав тела (например, прорезывание зубов) и пропорции (например, развитие мышц).
Вы когда-нибудь замечали, что ножки младенца маленькие по сравнению с остальным телом? Это потому, что ребенку не нужны ноги, когда он только рождается. Для детей рост может быть запутанным и трудным, и вы должны принять во внимание следующие вещи:
- Рост может быть болезненным и может продолжаться вплоть до взрослой жизни — подумайте о прорастании зуба мудрости.
- Дети и подростки могут иметь скачки роста и могут внезапно стать неуклюжими и неуклюжими.
- Детские мышцы имеют более высокое содержание воды, чем мышцы взрослых, что означает, что они могут быстрее утомляться, но это также объясняет их беспокойство [1].
Что такое разработка?
Развитие связано с изменением и адаптацией тела с течением времени, поэтому все части работают вместе более эффективно и продуктивно. Пути коммуникации, передающие информацию от мозга к мышцам, коже и другим структурам тела, постоянно формируются по мере того, как ребенок получает новый опыт. Это означает, что навыки становятся встроенными и более автоматическими.
Например, когда ребенок учится ходить, это все, о чем он может думать. Мозг полностью занят тем, что помогает телу двигаться, и ни о чем другом не может быть и речи. В конце концов, со временем и практикой, ребенок сможет ходить без посторонней помощи и бегать, не думая об этом сознательно.
Другим примером является способность произносить определенные звуки, которые зависят от языка, на котором говорит человек.
Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание, каково это для молодого человека:
- Людям нужно невероятное количество практики, чтобы заставить мозг работать более эффективно.
- В любом возрасте люди могут разочароваться в том, что, по их мнению, они могут сделать, и в том, что они могут сделать на самом деле.
- Способность двигаться автоматически, не думая, имеет решающее значение, поэтому, если человек не может выполнить задачу, требующую этого действия, например, написать почерк, вам нужно обратить внимание на двигательные навыки и координацию, чтобы попытаться понять, почему они имеющие трудности.
3 Что такое зрелость?
Зрелость – это приближение тела к взрослой жизни. Уильям Шекспир (в «Зимней сказке») и Сара Джейн Блейкмор (профессор когнитивной неврологии в Университетском колледже Лондона) считают, что детство или, по крайней мере, юность не заканчиваются примерно до 23 лет.
Хотя последовательность изменений одинакова для большинства людей, скорость развития будет разной. Например, прорезывание зубов происходит до полового созревания, но в какой месяц это происходит, может быть по-разному. Другим примером может служить то, что у одних девочек месячные начинаются в начальной школе, а у других — в средней.
Зрелость также подразумевает взрослое качество мышления и поведения. Например, иногда взрослые отмечают, что ребенок очень высокий для своего возраста или очень зрелый в отношении к себе. Однако эти мысли могут содержать необоснованные ожидания, например, если ребенок высокий, его считают более сильным, или если ребенок взрослый, от него ожидают определенного поведения.
Учитывайте следующие моменты, когда речь идет о взрослении детей:
- Тот факт, что молодой человек высок для своего возраста или кажется более зрелым, не означает, что у него все еще нет потребностей и мыслей молодого человека — всегда четко осознавайте свой настоящий возраст.
- Будьте терпеливы, созревание занимает много времени.
- Если ожидания от поведения и взглядов взрослых не оправдываются, подумайте, почему вы применяете те же принципы к ученикам.
- Позвольте ученикам делать ошибки, они всего лишь молодые люди, которые пытаются во всем разобраться за короткий промежуток времени.
Ссылки
- Би, Х. и Бойд, Д. Развивающийся ребенок. 11-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон; 2007.
Дальнейшее чтение
- Берк, Л.Э. Развитие ребенка. 9-е изд. Лондон: Аллин и Бэкон; 2013. Соответствующие разделы глав 3 и 5 для справки [1]
- Смит П.К., Коуи Х. и Блейдс М. Понимание развития детей. 6-е изд. Лондон: Издательство Блэквелл; 2015. Соответствующий раздел главы 3 для справки [1]
© Университет Рединга
Эта статья взята из бесплатного онлайн-ресурса
Поддержка успешного обучения в средней школе
Создано
Присоединяйся сейчас
Наша цель — изменить доступ к образованию.
Мы предлагаем широкий выбор курсов ведущих университетов и учреждений культуры со всего мира. Они предоставляются поэтапно и доступны на мобильных устройствах, планшетах и компьютерах, поэтому вы можете приспособить обучение к своей жизни.
Мы считаем, что обучение должно быть приятным, социальным опытом, поэтому наши курсы дают возможность обсудить то, что вы изучаете, с другими, помогая вам делать новые открытия и формировать новые идеи.
Вы можете открыть новые возможности с неограниченным доступом к сотням кратких онлайн-курсов в течение года, подписавшись на наш безлимитный пакет. Развивайте свои знания в ведущих университетах и организациях.
Узнайте больше о том, как FutureLearn меняет доступ к образованию
Связь между ростом, взрослением и обучением
Статьей поделились
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о взаимосвязи между ростом, созреванием и обучением.
Рост тела является важным фактором, определяющим модель поведения. Нормальный рост необходим для нормального поведения. Люди с задержкой роста, задержкой роста или ускоренным ростом демонстрируют разные модели поведения. Таким образом, у человека, у которого мозг недостаточно вырос, поведение также оказывается недоразвитым.
Процесс созревания тесно связан с процессом роста. Нервы и мышцы человека должны вырасти до определенной стадии и быть готовыми к определенной деятельности, прежде чем можно будет проявить конкретное поведение. Например, трудовая деятельность и речь не появляются до определенного возраста.
РЕКЛАМА:
Также было замечено, что люди различаются по скорости своего взросления. Было обнаружено, что любое количество стимуляции или практики бесполезно, если человек не достигает определенного оптимального уровня зрелости. На самом деле любая попытка преждевременного обучения и практики может быть даже вредной. Таким образом, рост и созревание, а также процессы, создающие или не создающие необходимые базовые внутренние условия для возникновения различных моделей поведения, являются врожденными процессами и устанавливают границы поведения.
Хотя рост и созревание представляют собой предопределенные или предрасполагающие факторы, сами по себе они не могут обеспечить появление различных моделей поведения. В то время как рост и созревание обеспечивают основные условия готовности, фактический уровень и тип поведения, по-видимому, определяются факторами окружающей среды, такими как опыт, стимулы, возможности и т. д.
Изменения, вызванные этими факторами в поведении, описываются как обучение. Таким образом, процесс обучения относится к тем изменениям в поведении, которые можно отнести к опыту, практике и стимуляции.
Можно с уверенностью заключить, что поведение конкретного человека в определенный момент является продуктом взаимодействия между ростом, созреванием и обучением. Есть много детей и взрослых, которые выросли и повзрослели, но плохо владеют определенными аспектами поведения. Точно так же есть люди, которые менее зрелы и развиты, но поведение которых свидетельствует о более высоком уровне развития в определенных аспектах.
РЕКЛАМА:
Примеры, подобные этим, подчеркивают сложную природу развития поведения и трудности, связанные с предсказанием реакций и действий человека.