Понятие об ощущении: Ощущения. Что такое «Ощущения»? Понятие и определение термина «Ощущения» – Глоссарий

Понятие об ощущении и восприятии. Характеристика ощущения и восприятия как психических процессов. — Студопедия

Поделись  

Восприятием в психологии называют отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности. Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств. Поскольку целостный объект обычно воздействует одновременно на различные органы чувств, восприятие является составным процессом. Оно включает в свою структуру ряд ощущений – простых форм отражения, на которые можно разложить составной процесс восприятия.

Ощущениями в психологии называются процессы отражения лишь отдельных свойств объектов окружающего мира. Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно. Например, когда человек держит в руках цветок, любуется им и наслаждается его ароматом, то целостное впечатление от цветка будет называться восприятием. А отдельными ощущениями будут аромат цветка, зрительное впечатление от него, осязательное впечатление руки, держащей стебель.

Однако в то же время, если человек с закрытыми глазами будет вдыхать аромат цветка, не касаясь его, это все равно будет называться восприятием. Таким образом, восприятие состоит из одного или нескольких ощущений, создающих на настоящий момент наиболее полное представление об объекте. Современной психологией признано, что ощущения являются первичной формой познания человеком окружающего мира. Следует также отметить, что хотя ощущение и является процессом элементарным, но на основе ощущений строятся очень многие сложные психические процессы, начиная с восприятия и заканчивая мышлением.

Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешних раздражителей), было введено академиком И. П. Павловым. Он же исследовал структуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей.

Первая, периферическая часть – рецепторы.

Это нервные окончания, расположенные в наших органах чувств, непосредственно воспринимающие внешние раздражения. Вторая часть – проводящие пути, по которым передается возбуждение от периферии к центру. Третья часть – центральная часть анализатора. Это участки головного мозга, отвечающие за распознавание соответствующего раздражителя (зрительного, вкусового, обонятельного и т. д.). Именно здесь воздействие раздражителя преобразовывается в психический процесс, который в психологии называется ощущением. Итак, классификация ощущений построена на основе перечня рецепторов, при помощи которых эти ощущения становятся доступными.

В анализаторах различают два типа рецепторов: экстерорецепторы, анализирующие сигналы, поступающие из внешнего мира, и

интерорецепторы, анализирующие внутреннюю информацию, такую как голод, жажда, боль и т. п. Основой восприятия являются экстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление о внешнем мире. Как известно, человек обладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, поскольку моторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает.

Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения. Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические.

К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны. Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями.

У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово. Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием.

Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях.

Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло или холод.

В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.Форма — один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно.

При воспоминании о событиях прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями — как короткие.

На оценке времени сказывается установка личности. Ожидание приятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного, кажется, что желанное долго не наступает. Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией.

Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера—Фехнера.

В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том, или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих.

Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же – еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы.



Понятие об ощущении и его физиологической основе

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира есть исходное. Однако ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, человек должен как-то анализировать, обобщать, конкретизировать, другими словами, мыслить о том, что отражается в ощущениях и восприятиях. Ощущения, восприятия, представления, мышление составляют познавательные процессы.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, – анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств – глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интероцепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприоцепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата.

В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

Основные характеристики анализаторов:

1. Нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается Jo). Сигналы, интенсивность которых меньше Jo, человеком не ощущаются. Верхний порог- максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax) Интервал между Jo и Jmax носит название «диапазона чувствительности)..

2. Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (ΔJ). Величина ΔJ пропорциональна интенсивности сигнала J; ΔJ/J = К – закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01, для слухового – К = 0,1.

3. Оперативный порог различимости сигналов – та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.

4. Интенсивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера-Фехнера) Е = klogJ + с.

5. Временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения – способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tg α/2 = h/2L, где α – угловой размер объекта, h – линейный размер, Е – расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов. опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40. Объем зрительного восприятия – число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) – при предъявлении не связанных между собой объектов объем восприятия составляет 4-8 элементов.

6. Латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения = 0,1 – 0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Понятие об ощущении и его физиологической основе

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Понятие об ощущении и его физиологической основе

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Понятие об ощущении и его физиологической основе

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Ключевая концепция: Структура чувства | Оли Коннер

Еще один полезный термин Рэймонда Уильямса, который играет центральную роль в этом проекте, — «структура чувства».

Перед тем, как разобраться, что это значит, будет полезно наметить карту культурных групп Уильяма, которую он разделил на три:

  • Доминирующая культура: господствующая культура
  • Остаточная культура: старые культурные практики, которые все еще оказывают влияние на доминирующую культуре, они обычно предлагают альтернативу или оппозицию доминирующей культуре
  • Эмерджентная культура: новые культурные формы, которые еще предстоит полностью артикулировать, часто подпитываемые элементами остаточной культуры Метод чувств — это способ наметить эти зарождающиеся культуры.

    Эволюция моделей поколений

    Мы засыпаны идеями о зарождающейся культуре. Обычно они представляются как исследования когорт «миллениалов» или «поколения Z».

    Это относится к «теории поколений», и это полезно. Например, мы знаем, что крупные культурные события, такие как экономический коллапс, атака на башни-близнецы, падение Берлинской стены и т. д., в значительной степени формируют мировоззрение. Мы также знаем, что молодые поколения выросли цифровыми аборигенами и в результате по-другому смотрят на мир.

    Однако этот метод упрощен. Это социологический подход, в то время как мы пытаемся понять 0027 культурный подход.

    Картографирование «структур чувств» является более творческим и гибким, чем поколенческий подход. Это помогает нам рисовать впечатления от культурных изменений, которые не за горами.

    Что такое «Структура чувства»?

    Как вы можете придать «структуру» «чувству»? «Чувства» сложны, беспорядочны и случайны. Тогда как «структуры» подразумевают разум и логику.

    Есть напряжение в термине. Противоречие или парадокс.

    Тем не менее, именно этот парадокс порождает новое мышление. Он отражает понимание того, что коллективно мы «чувствуем» вещи, прежде чем «думаем» о них. Поэтому, пытаясь структурировать чувства, мы начинаем формулировать новое мышление.

    Что такое «аффективный ландшафт»?

    «Теория аффекта» и «аффективная наука» — это растущие академические дисциплины, изучающие влияние эмоций на нас.

    «Аффективный ландшафт» — это культурологический термин, который объединяет как науку, так и теорию.

    Короче говоря, мы создаем аффективный ландшафт, артикулируя множественные структуры чувств.

    Значение для организаций очевидно. Чтобы развить более глубокую связь с культурой, они должны приступить к упражнению «аффективное картографирование ландшафта».

    Акцент здесь делается на «картографировании», приглашении концептуализировать себя как картографов.

    Можете привести пример?

    Да. Проект (dis)Connected Lives является примером «аффективного ландшафта». В рамках этого проекта есть мини-проекты, которые артикулируют множественные «структуры чувств».

    В следующем посте я поделюсь, к чему мы пришли во время последнего 5-недельного погружения со студентами UAL.

    Определение из Словаря KJV

    чувствовать

    ЧУВСТВОВАТЬ, v.t. прет. и с. войлок. Л. пальпо. первичное чувство — касаться, похлопывать, мягко ударять или нажимать, как видно из L. palpito и других производных от palp. Если это так, то это слово похоже на L. pello.

    1. Воспринимать на ощупь; иметь ощущение, возбуждаемое контактом предмета с телом или конечностями.

    Позвольте мне почувствовать столбы. Судьи 16.

    Подойди ближе, я прошу тебя, чтобы я мог чувствовать тебя, мой сын.

    Быт. 27.

    2. Иметь смысл; страдать или наслаждаться; как, чувствовать боль; испытывать удовольствие.

    3. Опыт; страдать.

    Соблюдающий заповеди не почувствует зла. Экклс. 8.

    4. Быть затронутым; воспринимать мысленно; как, чтобы чувствовать горе или горе.

    О, если бы я никогда не ступил на эту английскую землю и не почувствовал бы, как на ней растут плоские растения.

    5. Знать; быть ознакомленным; иметь реальный и справедливый взгляд.

    Ибо тогда и только тогда он чувствовал себя.

    6. На ощупь; обрабатывать; с или без о.

    Почувствуйте этот кусок шелка или почувствуйте его.

    Чувствовать или чувствовать — значит пытаться; звучать; искать; исследовать; например, чувствовать или чувствовать свое мнение или замысел.

    Ощупывать, искать; стремиться найти; искать, как человек, блуждающий в темноте.

    Если бы они могли ощупать его и найти. Деяния 18.

    ЧУВСТВОВАНИЕ, т.и.

    1. Восприятие на ощупь или при контакте любого вещества с телом.

    2. Возбуждение или возбуждение чувствительности или страстей. Хороший человек сочувствует несчастьям других.

    3. Чтобы дать восприятие; возбудить сенсацию.

    Слепые говорят, что черное кажется шероховатым, а белое — гладким.

    Итак, мы говорим, что вещь кажется мягкой или твердой, горячей или холодной.

    4. Ментальное восприятие; как, чувствовать себя обиженным; огорчаться; чувствовать нежелание.

    ЧУВСТВОВАТЬ, н. Ощущение или восприятие, вызванное прикосновением. Различие опухолей можно установить на ощупь. Глинистые камни иногда можно определить на ощупь. В Америке чаще используется чувство; но использование чувства не редкость.

    чувство

    ЧУВСТВО, стр.

    1. Осязание; имеющий восприятие.

    2. а. Выражающий большую чувствительность; воздействие; стремится разжечь страсти. Он сделал чувственное представление о своих ошибках. Он говорил с чувством красноречия.

    3. Обладающий большой чувствительностью; легко затрагивается или перемещается; как чувствующий человек; чувствующее сердце.

    4. Заметно или глубоко поражены; так как я почувствовал его благосклонность. Это использование не аналогичное, а обычное.

    ЧУВСТВО, н.

    1. Осязание; чувство, с помощью которого мы воспринимаем внешние объекты, соприкасающиеся с телом, и получаем представления об их осязаемых качествах; одно из пяти чувств. Именно по ощущениям мы знаем, твердое тело или мягкое, горячее или холодное, влажное или сухое, грубое или гладкое.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts