Понятие об восприятии и ощущении: Ощущение и восприятие

Содержание

Общая психология — Понятие о восприятии. Виды восприятия

« Предыдущий вопрос

Свойства ощущений

Выделяются следующие свойства ощущений:
1) пороги ощущений и их чувствительность
2) а

Загрузка

СкачатьПолучить на телефон

например +79131234567

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Что это

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.

д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по общей психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по общей психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Сообщество

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Следующий вопрос »

Предметность

Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целост

Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека.

Виды восприятия.

Рассмотрим две существующие классификации.

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

2. В основе классификации лежит объект восприятия Выделяются следующие виды

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах минутах, часах, сутках и т. д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время.

Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени.

Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер.

Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени.

Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»).

Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка.

Ощущение и восприятие (семинар)

Ощущение и восприятие (семинар)
Лекции и практикум по психологии — Общая психология

Цели занятия:
1. Раскрыть сущность ощущений и восприятия, представить их сравнительную характеристику, описать их физиологическую основу.
2. Описать виды, свойства ощущений и восприятия.
3. Охарактеризовать психофизиологические законы ощущений и законы перцепции.
4. Дать краткую характеристику видам нарушений ощущений.
5. Описать иллюзии восприятия.

Учебные вопросы:

1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы семинара, разъясняется порядок проведения занятия, регламент выступлений и процедуры их обсуждения. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной работы и обсуждение учебных вопросов. Педагогический работник обращает внимание на ошибочность отдельных суждений обучающихся, уточняет содержание наиболее сложных для понимания учебных вопросов и показывает взаимосвязь изучаемой темы с практической деятельностью органов внутренних дел.

Этап 2. Практический. Заслушивание сообщений обучающихся. К своему выступлению каждый докладчик готовит демонстрационные материалы и мультимедиапрезентации. Активное участие каждого обучающегося обеспечивается обязательным конспектированием и групповой дискуссией по материалам выступления.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации выступлений обучающихся, в дополнении и уточнении излагаемого материала, оценке их работы, в обобщении результатов.
Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия: выставление оценок обучающимся с их обоснованием; формулировка выводов по теме занятия; постановка задач по самостоятельному дополнительному изучению отдельных вопросов темы.


Методические рекомендации обучающимся для самостоятельной подготовки:


При подготовке к первому учебному вопросу важно учесть, что ощущения рассматриваются как первичные по отношению к более сложным психическим процессам (восприятию, мышлению, воображению). Процесс ощущения возникает при воздействии на органы чувств различных материальных факторов. Раздражение вызывает возбуждение в нервной системе (иннервацию), которое по центростремительным (афферентным) нервным волокнам поступает в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, формирование ощущений является рефлекторным актом, который заключается в чувственном отображении объективной реальности.
Ощущение — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.


При подготовке второго учебного вопроса следует обратить внимание на то, что существуют различные классификации ощущений. По модальности выделяют следующие виды ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух. Но также имеются интермодальные ощущения, например, вибрационные.
По принципу уровня построения ощущения делятся на экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивпые. Следует отметить, что перечисленные классификации ощущений не являются исчерпывающими, их разнообразие будет зависеть от того, какие классификационные основания будут применены для анализа ощущений.
Изучая третий учебный вопрос, необходимо усвоить, что к основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность, адаптация, контраст, сенсибилизация, синестезия, последовательные образы, пороги ощущений (верхний, нижний, различий). Все свойства ощущений отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия органов чувств с предметами и явлениями окружающего мира.

При подготовке четвертого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что формулирование первых психофизиологических законов ощущений стало возможным благодаря исследованию порогов ощущений. Начало их изучению было положено немецким физиком, психологом и философом Г. Т. Фехнером. Он указывал, что люди не могут количественно измерить свои ощущения, поэтому он свои усилия направил на разработку «косвенных» методов, которые позволяют количественно представить отношения между величиной раздражителя и интенсивностью вызванного им ощущения. Далее работу по количественному изучению ощущений продолжили П. Бугер, Э. Вебер, С. Стивенс. Результатом объединения их достижений является формулирование законов ощущений (закон Бугера — Вебера, закон Вебера — Фехнера, закон Стивенса).
При подготовке пятого учебного вопроса следует рассмотреть следующие виды патологических изменений порогов чувствительности (нарушения ощущений): гиперестезия, гипестезия, анестезия, се- нестопатия. Данные нарушения имеют биологическую обусловленность и связаны с расстройством здоровья.
При подготовке шестого учебного вопроса следует принять во внимание, что процесс восприятия позволяет упорядочить и объединить отдельные ощущения в целостные образы предметов или явлений. Таким образом, восприятие представляет собой качественно новое образование и не сводится к сумме отдельных ощущений.
Восприятие — это познавательный психический процесс, который заключается в отражении в сознании человека предметов или явлений в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Физиологической основой возникновения восприятия является появление временных нервных связей, образующихся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлении окружающего мира. Таким образом, предметы или явления выступают в качестве комплексных, совокупных раздражителей.
Изучая седьмой учебный вопрос, необходимо рассмотреть следующие классификации восприятия. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, выделяют следующие виды восприятия: зрительные, слуховые, осязательные, кинестезические, обонятельные, вкусовые. Различные виды восприятия редко бывают одиночными, чаще они объединяются и становятся сложными видами. Сложными видами восприятия являются: восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения. По участию воли в совершении акта восприятия выделяют следующие виды: произвольное, непроизвольное, подпороговое.
При подготовке восьмого учебного вопроса следует рассмотреть следующие свойства восприятия: избирательность, предметность, осмысленность, целостность, апперцепция, объем, точность, полнота, быстрота, константность. Все свойства восприятия отражают своеобразие проявления данного познавательного процесса в разных условиях взаимодействия человека с предметами окружающего мира.
При подготовке девятого учебного вопроса следует обратить внимание на следующие особенности восприятия: тенденцию к заполнению пробелов; тенденцию к объединению разных элементов в целое; независимость образованной целостности (в определенных границах, разумеется) от качества элементов, но при этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Данные особенности восприятия были наиболее полно описаны представителями гештальтпсихологии, которые сформулировали на их основе такие закономерности восприятия, как закон фигуры и фона; закон транспозиции; закон константности; закон близости; закон замыкания.
При подготовке десятого учебного вопроса следует обратить внимание на то, что иллюзии восприятия являются важным феноменом в психологии, они приводят к ошибкам в отражении окружающей действительности. Иллюзии восприятия — это искажение восприятия реальных предметов или явлений.
Наибольшее число иллюзий наблюдается в области зрения. Виды иллюзий многообразны. Их причины в одних случаях объясняются особенностями анатомического строения человека и его физиологией, в других — особенностями наблюдения.


Научные публикации, предполагающие их конспектирование всеми обучающимися и рекомендуемые для подготовки в виде сообщений:
1. Леонтьев А. Н. Чувственная ткань сознания.
2. Петухов В. В. Основные определения собственно познавательных и универсальных психических процессов.
3. Олпорт Ф. Феномены восприятия.
4. Сийпола Е. Установка в восприятии.
5. Уоллах X. Насыщение при восприятии движения. Творчество восприятия.


Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите познавательные психические процессы.
2. Дайте определение понятию «ощущение».
3. Опишите физиологическую основу ощущений.
4. Приведите классификации видов ощущений.
5. Перечислите свойства ощущений и дайте им краткую характеристику.
6. Назовите психофизические законы, описывающие ощущения.
7. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Бугера — Вебера.
8. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Вебера — Фехнера.
9. Опишите закономерность, представленную в психофизическом законе Стивенса.
10. Перечислите патологические изменения порогов чувствительности и дайте им краткую характеристику.
11. Назовите отличительные признаки восприятия и ощущений.
12. Раскройте физиологическую основу восприятия.
13. Приведите классификации видов восприятия.
14. Перечислите свойства восприятия и дайте им краткую характеристику.
15. Опишите законы перцепции.
16. Охарактеризуйте иллюзии восприятия.

Практическое занятие


Цели занятия:
1. Расширить знания обучающихся в области научного исследования ощущений и восприятия у человека.
2. Научить обучающихся анализировать практические ситуации, связанные с проявлением свойств ощущений и восприятия.
3. Способствовать развитию мышления и творческой активности обучающихся.
4. Сформировать умения и навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, ведения дискуссии и публичного выступления.
5. Осуществить контроль процесса изучения и усвоения учебного материала.


Учебные вопросы:
1. Понятие ощущения и его физиологическая основа.
2. Виды ощущений.
3. Свойства ощущений.
4. Психофизиологические законы ощущений.
5. Нарушения ощущений.
6. Понятие восприятия. Отличие восприятия от ощущения и его физиологическая основа.
7. Виды восприятия.
8. Свойства восприятия.
9. Законы перцепции.
10. Иллюзии восприятия.


Учебно-материальное обеспечение:
— классная доска, мел;
— выставка литературы по теме занятия;
— ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
— мультимедиапрезентация по теме занятия.


Порядок работы:
Этап 1. Информационный. На данном этапе обучающимся объявляются тема, цели и учебные вопросы, разъясняется порядок проведения практического занятия. Осуществляется проверка выполнения заданий для самостоятельной подготовки. В целях актуализации теоретических знаний педагогический работник проводит опрос обучающихся по вопросам практического занятия, обращая особое внимание на корректность и содержательность используемых научных понятий по изучаемой теме.
Этап 2. Практический. Обучающиеся под руководством педагогического работника самостоятельно выполняют практические задания. Выполнение заданий может быть организовано в подгруппах, состоящих из 2, 3 или 4 человек, с последующим групповым обсуждением полученных результатов. В целях повышения познавательного интереса у обучающихся в процессе выполнения практических заданий может использоваться соревновательный метод обучения.
Руководящая роль педагогического работника заключается в организации самостоятельной индивидуальной работы обучающихся или работы в составе подгрупп, в определении порядка обсуждения полученных результатов в группе, в дополнении и уточнении подготовленных обучающимися ответов.
Этап 3. Заключительный. На данном этапе педагогическим работником осуществляется подведение итогов занятия: дается общая оценка результативности занятия, указывается на достижение или частичное достижение поставленных целей, формулируются выводы по теме занятия, выставляются оценки обучающимся с их обоснованием, даются рекомендации по дополнительному самостоятельному выполнению отдельных практических заданий.


Практический материал для занятия:
Задание 5.1. Составьте таблицу свойств ощущений и свойств восприятия.
Задание 5.2. Приведите по два примера проявления каждого из свойств ощущений.
Задание 5.3. Приведите по два примера проявления каждого из свойств восприятия.
Задание 5.4. Напишите по пять примеров результатов собственных ощущений и результатов восприятия.
Задание 5.5. Опишите примеры проявления психофизиологических законов ощущений в социальной практике.
Задание 5.6. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере:
а) длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться;
б) после погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 °С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки;
в) после слабого (близкого к пороговому) раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному, цвету оказывалась в течение долгого времени повышенной;
г) под воздействием вкуса сахара снижается цветовая чувствительность к оранжево-красным лучам;
д) под воздействием предшествующего раздражения глаза красным светом чувствительность зрения в темноте возрастает;
е) под влиянием некоторых запахов (гераниола, бергамотового масла) наблюдается обострение слуховой чувствительности;
ж) из обыденной жизни и данных экспериментов следует, что место слышимого звука для нас обычно смещается по направлению к объекту, который мы видим и который способен издавать звук (например, при восприятии озвученных кинокартин).
Задание 5.7. При исследовании остроты зрения воздушного наблюдателя, стоявшего на посту в летнее время, оказалось, что обтирание лица водой комнатной температуры значительно изменяет остроту зрения.
Уменьшается или увеличивается острота зрения в описанном факте? Какая закономерность ощущений здесь проявляется? Каков физиологический механизм такого изменения?
Задание 5.8. Решите ситуационные задачи:
1. Свидетель Поляков в ходе опроса рассказал оперуполномоченному, что из примет преступника может описать только признаки его одежды, так как по роду деятельности связан с показом моды. На другие приметы Поляков внимания не обратил.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
2. В ходе повторного допроса потерпевший Устинов пояснил, что на первом допросе он указал массу деревянного ящика, учитывая его форму и материал из которого он сделан, но ящик в руках не держал, поэтому его показания оказались неточными.
Какое свойство восприятия проявляет себя в описанной ситуации?
3. Участники следственно-оперативной группы осуществляли осмотр места происшествия в условиях слабого освещения, в связи с чем некоторые изменения обстановки были ими замечены только после 20 минут осмотра.
Какое свойство ощущений проявляет себя в описанной ситуации?
4. Во время проведения следственного эксперимента потерпевшему показали три крыла от автомобиля «Лада», цвет которых отличался по оттенкам. Потерпевший указал, что различий не видит.
Слабое развитие какого свойства ощущения не позволило потерпевшему различить оттенки цвета?
5. Потерпевшая заявляет об ограблении в декабрьскую ночь на пустыре на окраине города и при этом подробно описывает цвет глаз, одежду и прочие данные преступника.
П. заявил, что он видел на расстоянии 14 метров, как некий гражданин передал другому сверток с деньгами, завернутый в газету «Вечерний город».
Граждане, у которых похитили из кармана кошелёк, срезали с рук часы, заявляют следователям, что они не чувствовали, когда подвергались указанным «процедурам».
Потерпевшие, получившие ножевые ранения на месте групповой драки, не могут объяснить, в какой момент они были ранены.
В чем заключается противоречивость показаний потерпевших и очевидцев? Какие закономерности лежат в основе их заявлений?
Источник: Душкин А. С., Рожков А. А. Общая психология: учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. — 132 с.

pel4e_ch5

5.1 Основные понятия ощущения и восприятия

134

LOQ LearningObjectiveQuestion

5- 1 Что такое ощущение и восприятие? Что мы подразумеваем под обработкой снизу- вверх, и сверху- вниз?

ощущение процесс, посредством которого наши сенсорные рецепторы и нервная система получают и представляют энергию стимула из окружающей среды.

восприятие процесс, посредством которого наш мозг организует и интерпретирует сенсорную информацию, преобразуя ее в осмысленные объекты и события.

Любопытное сочетание «идеального зрения» и лицевой слепоты у Селлерса иллюстрирует различие между ощущением и восприятием . Когда она смотрит на друга, ее ощущения в норме. Ее чувства обнаруживают ту же информацию, что и ваши, и передают эту информацию в ее мозг. А ее восприятие — процессы, с помощью которых ее мозг организует и интерпретирует сенсорную информацию — это почти нормально. Таким образом, она может узнавать людей по их волосам, походке, голосу или особенному телосложению, но не по лицу. Ее опыт очень похож на борьбу любого человека, пытающегося узнать конкретного пингвина.

Рисунок 5.1: РИСУНОК 5.1 Что здесь происходит? Наши сенсорные и перцептивные процессы работают вместе, чтобы помочь нам разобраться в сложных образах, включая скрытую пару на рисунке Сандро Дель- Прете, Цветение любви.

© Сандро Дель-Прете/ www.sandrodelprete.com

В нормальных условиях ваши сенсорные и перцептивные процессы работают вместе, помогая вам расшифровывать окружающий мир.

обработка снизу- вверх анализ, который начинается с сенсорных рецепторов и продолжается до интеграции сенсорной информации в мозг.

  • Восходящая обработка начинается на самом базовом уровне сенсорных рецепторов (подробнее о них позже) и доходит до более высоких уровней обработки.

    верхняя- нисходящая обработка обработка информации, управляемая умственными процессами более высокого- уровня, например, когда мы конструируем восприятие, опираясь на наш опыт и ожидания.

  • Top- Обработка пуха создает смысл из сенсорного ввода, опираясь на ваш опыт и ожидания.

По мере того, как ваш мозг усваивает информацию, представленную на РИСУНКЕ 5.1, восходящая обработка позволяет вашим сенсорным системам обнаруживать линии, углы и цвета, образующие цветок и листья. Используя топ- вниз обрабатывая, вы интерпретируете то, что обнаруживают ваши чувства.

Но как это сделать? Как вы создаете смысл из вихря сенсорных стимулов, бомбардирующих ваше тело 24 часа в сутки? Между тем, в безмолвном, мягком внутреннем мире ваш мозг плавает в кромешной тьме. Сам по себе он ничего не видит. Ничего не слышит. Ничего не чувствует. Итак, как туда попадает внешний мир?

Если сформулировать вопрос с научной точки зрения: как мы строим наши представления о внешнем мире? Как мерцание, потрескивание и запах дыма у костра активируют пути в нашем мозгу? И как из этой живой нейрохимии мы создаем наш сознательный опыт движения и температуры огня, его аромата и красоты? В поисках ответов давайте рассмотрим некоторые процессы, затрагивающие все наши сенсорные системы.

От внешней энергии к внутренней деятельности мозга

LOQ 5- 2 Какие три шага являются основными для всех наших сенсорных систем?

Каждую секунду каждого дня ваши сенсорные системы совершают удивительный подвиг: они преобразуют одну форму энергии в другую. Зрение обрабатывает световую энергию. Слух обрабатывает звуковые волны. Все ваши чувства

  • получают сенсорную стимуляцию, часто с помощью специализированных рецепторных клеток.

  • преобразовать эту стимуляцию в нервные импульсы.

  • доставить нейронную информацию в ваш мозг.

трансдукция превращение одной формы энергии в другую. В ощущении преобразование стимулирующих энергий, таких как образы, звуки и запахи, в нервные импульсы, которые наш мозг может интерпретировать.

Процесс преобразования одной формы энергии в другую форму, которую может использовать ваш мозг, называется преобразованием. Позже в этой главе мы сосредоточимся на отдельных сенсорных системах. Как мы видим? Слышать? Чувствовать боль? Вкус? Запах? Сохранить наш баланс? В каждом случае мы рассмотрим эти три шага — получение, преобразование и доставка информации в мозг.

Однако сначала давайте рассмотрим некоторые сильные и слабые стороны нашей способности обнаруживать и интерпретировать стимулы в безбрежном море энергии вокруг нас.

Получить + Запомнить

Вопрос 5.1

• В чем грубое различие между ощущением и восприятием?

ОТВЕТ: Ощущение — это восходящий процесс, посредством которого ваши сенсорные рецепторы и нервная система получают и представляют раздражители. Восприятие — это нисходящий процесс, посредством которого ваш мозг создает смысл, организуя и интерпретируя то, что обнаруживают ваши органы чувств.

Пороги

LOQ 5- 3 Чем отличаются абсолютные пороги и разностные пороги?

В данный момент нас поражают лучи X- и радиоволны, ультрафиолетовое и инфракрасное излучение, а также звуковые волны очень высоких и очень низких частот. Ко всему этому мы слепы и глухи. Другие животные с другими потребностями обнаруживают мир за пределами нашего человеческого опыта. Перелетные птицы остаются на курсе благодаря внутреннему магнитному компасу. Летучие мыши и дельфины находят добычу с помощью сонара, отражающего звуки от объектов. Пчелы ориентируются в пасмурные дни, обнаруживая аспекты солнечного света, которые мы не видим.

Наши органы чувств чуть приоткрывают тени, давая нам лишь крошечный проблеск энергии вокруг нас. Но для наших нужд этого достаточно.

Абсолютные пороги

135

К некоторым видам раздражителей мы удивительно чувствительны. Стоя на вершине горы темной ясной ночью, большинство из нас могли видеть пламя свечи на вершине другой горы в 30 милях от нас. Мы чувствовали, как крыло пчелы падает на нашу щеку. Мы чувствовали запах одной капли духов в три-девять минут.0013 комнатная квартира (Галантер, 1962).

абсолютный порог минимальная энергия стимула, необходимая для обнаружения определенного стимула в 50% случаев.

Наша осведомленность об этих слабых раздражителях иллюстрирует наши абсолютные пороги — минимальную стимуляцию, необходимую для обнаружения определенного света, звука, давления, вкуса или запаха в 50% случаев. Чтобы проверить ваш абсолютный звуковой порог, специалист по слуховым аппаратам будет посылать тоны разной громкости в каждое из ваших ушей и записывать, слышите ли вы каждый тон. Результаты теста покажут точку, в которой для любой звуковой частоты в половине случаев вы можете обнаружить звук, а в половине — нет. Это 50- 50 баллов определяют ваш абсолютный порог.

подсознательный ниже абсолютного порога сознания человека.

См. видеоролик LaunchPad: Experiments , в котором содержится полезная обучающая анимация об экспериментальном методе исследования.

Стимулы, которые вы не можете обнаружить в 50% случаев, являются подсознательными — ниже вашего абсолютного порога (РИСУНОК 5.2). Чтобы рассмотреть их влияние, см. Критическое мышление о: подсознательном ощущении и подсознательном убеждении.

Рисунок 5.2: РИСУНОК 5.2 Абсолютный порог Могу ли я обнаружить этот звук? Абсолютный порог — это интенсивность, при которой человек может обнаружить стимул в половине случаев. Слуховые тесты обнаруживают эти пороги для различных частот. Стимулы ниже вашего абсолютного порога действуют подсознательно.

Дэн Данкли/Science Source

Различие порогов

Чтобы функционировать эффективно, нам нужны абсолютные пороги, достаточно низкие, чтобы позволить нам обнаруживать важные образы, звуки, текстуры, вкусы и запахи. Многие важные жизненные решения также зависят от нашей способности обнаруживать небольшие различия между раздражителями. Музыкант должен обнаруживать крошечные различия при настройке инструмента. Родители должны различать звук голоса своего ребенка среди голосов других детей. Даже после того, как я [DM] прожил два года в Шотландии, все ягнята baa s звучали одинаково для моих ушей. Но не к их матери, как я заметил. После стрижки каждая овца мчалась прямо к баа своего ягненка среди хора других бедствующих ягнят.

ПОРОГ РАЗНИЦЫ В этом классическом стихотворении, Двадцать- третьем псалме, каждая строка шрифта немного увеличивается в размере. Сколько строк вы прочитали, прежде чем почувствовали едва заметную разницу ?

порог различия минимальная разница между двумя стимулами, необходимая для обнаружения в 50% случаев. Мы воспринимаем порог разницы как просто заметна разница (или jnd ).

Порог различия (или просто заметная разница [jnd] ) — это минимальная разница, которую человек может обнаружить между двумя стимулами в половине случаев. Эта обнаруживаемая разница увеличивается с размером стимула. Если мы слушаем нашу музыку на уровне 40 децибел, мы можем обнаружить дополнительные 5 децибел. Но если мы увеличим громкость до 110 децибел, мы, вероятно, не обнаружим дополнительных изменений на 5- децибел.

136

LOQ 5- 4 Как на нас влияют подсознательные раздражители?

прайминг активация, часто бессознательная, ассоциаций в нашем уме, тем самым настраивая нас на восприятие, запоминание или реакцию на объекты или события определенным образом.

137

Закон Вебера принцип, согласно которому, чтобы восприниматься как разные, два стимула должны отличаться на постоянный минимальный процент (а не на постоянную величину).

Eric Isselée/Shutterstock

В конце 1800-х годов Эрнст Вебер заметил нечто настолько простое и настолько полезное, что мы до сих пор называем это законом Вебера. В нем говорится, что для того, чтобы средний человек почувствовал разницу, два стимула должны отличаться на постоянный минимум процентов (не постоянная величина). Точный процент варьируется в зависимости от стимула. Два источника света, например, должны отличаться по интенсивности на 8 процентов. Два предмета должны отличаться по весу на 2 процента. А два тона должны отличаться по частоте всего на 0,3 процента (Техцунян, 19 лет).71).

Получить + Запомнить

Вопрос 5.

2

• На примере звука покажите, чем отличаются эти понятия: абсолютный порог, подсознательная стимуляция и разностный порог.

ОТВЕТ: Абсолютный порог — это минимальная стимуляция, необходимая для обнаружения определенного звука (например, приближающегося мотоцикла по тротуару позади вас) в 50% случаев. Подсознательная стимуляция происходит, когда ваша сенсорная система без вашего ведома обрабатывает звук ниже вашего абсолютного порога. А порог различия — это минимальная разница, необходимая для различения двух стимулов (например, между звуком велосипеда и звуком бегуна, приближающегося сзади вас).

Сенсорная адаптация

LOQ 5- 5 Какова функция сенсорной адаптации?

сенсорная адаптация снижение чувствительности в ответ на постоянную стимуляцию.

Сидя в автобусе, вы чувствуете запах тяжелых духов вашего соседа. Вы удивляетесь, как она это выдерживает, но через несколько минут уже не замечаете. На помощь пришла сенсорная адаптация. Когда мы постоянно подвергаемся воздействию неизменного раздражителя, мы меньше осознаем его, потому что наши нервные клетки возбуждаются реже. (Чтобы испытать сенсорную адаптацию, засучите рукав. Вы это почувствуете — , но только на несколько мгновений.)

«Нам нужно прежде всего знать об изменениях; никто не хочет и не нуждается в том, чтобы ему напоминали по 16 часов в день, что он надет».

Нейробиолог Дэвид Хьюбел (1979)

Почему же тогда, если мы смотрим на объект, не моргая, он не исчезает из поля зрения? Потому что, незаметно для нас, наши глаза всегда двигаются. Это постоянное перескакивание с одного места на другое гарантирует, что стимуляция рецепторов глаз постоянно меняется.

Что, если бы мы действительно могли остановить движение глаз? Не исчезнут ли достопримечательности, как исчезают запахи? Чтобы выяснить это, психологи разработали умные инструменты, которые сохраняют постоянное изображение на внутренней поверхности глаза. Представьте себе, что мы снабдили добровольца Мэри таким инструментом — миниатюрный проектор, закрепленный на контактной линзе (РИСУНОК 5.3а). Когда глаз Мэри двигается, изображение с проектора тоже двигается. Так что куда бы Мэри ни посмотрела, сцена обязательно будет.

Если мы проецируем изображения через этот инструмент, что увидит Мария? Сначала она увидит полное изображение. Но через несколько секунд, когда ее сенсорная система начнет уставать, все станет странно. Постепенно изображение будет исчезать, появляться снова и затем исчезать — часто фрагментарно (РИСУНОК 5.3b).

РИСУНОК 5.3: РИСУНОК 5.3 Сенсорная адаптация: теперь вы это видите, теперь нет (a) Проектор, установленный на контактную линзу, заставляет проецируемое изображение двигаться вместе с глазом. б) Сначала человек видит изображение целиком. Затем, по мере того как глаз привыкает к неизменному раздражителю, образ начинает распадаться на фрагменты, которые исчезают и появляются снова. (Из книги «Стабилизированные изображения на сетчатке» Р. М. Причарда. Copyright © Scientific American, Inc., 1961. Все права защищены.)

(Из книги Р. М. Притчарда «Стабилизированные изображения на сетчатке». Copyright © 1961 Scientific American, Inc. Все права защищены.)

ДРЕСС-КОД ВАШЕГО МОЗГА Как одно платье может привлечь внимание всего мира? В 2015 году женщина сфотографировала платье, которое планировала надеть на свадьбу. То, что началось как пост в социальной сети, стало мировой сенсацией, заставив миллионы людей задаться вопросом: какого цвета платье? Хотя платье на самом деле сине-черное, исследование мозга 1400 человек показало, что 43% видели платье либо бело-золотым, либо сине-коричневым, либо сине-золотым (Lafer-9).0013 Соуза и др., 2015). Эти представления показывают, как люди по-разному обрабатывают информацию о цвете (Schlaffke et al., 2015).

Хотя сенсорная адаптация снижает нашу чувствительность, она дает важное преимущество. Это позволяет нам сосредоточиться на информативных изменениях в нашем окружении, не отвлекаясь на фоновую болтовню. Привлекательная сила смены стимуляции помогает объяснить, почему телевизионные кадры, монтаж, масштабирование, панорамирование и внезапные шумы так трудно игнорировать. Один телевизионный исследователь восхищался способностью телевидения отвлекать даже во время интересных разговоров: «Я не могу перестать периодически поглядывать на экран» (Танненбаум, 2002).

Сенсорная адаптация также влияет на наше восприятие эмоций. Создав 50- 50 трансформированную смесь сердитого и испуганного лица, исследователи показали, что наша зрительная система адаптируется к неизменному выражению лица, становясь менее восприимчивой к этому выражению (Butler et al., 2008) (РИСУНОК 5.4). Эффект создается нашим мозгом, а не нашей сетчаткой. Откуда нам это знать? Потому что иллюзия также работает, когда мы смотрим на одно из боковых изображений одним глазом, а на центральное изображение — другим глазом.

РИСУНОК 5.4: РИСУНОК 5.4 Адаптация эмоций Посмотрите на сердитое лицо слева в течение 20-30 секунд, затем посмотрите на центральное лицо (выглядит испуганным, да?). Затем посмотрите на испуганное лицо справа в течение 20–30 секунд и снова вернитесь к центральному лицу (теперь оно выглядит злым, да?). (Из Батлера и др., 2008 г.)

Scientific American Mind Андреа Батлер, Ипек Орук, Кристофер Дж. Фокс, Джейсон Дж. С. Бартон. Brain Research, 29 января 2008 г.

138

Важно помнить: наши сенсорные рецепторы готовы к новизне; утомляют их повторением и освобождают наше внимание для более важных вещей. Мы будем видеть этот принцип снова и снова: Мы воспринимаем мир не так, как он есть, а так, как нам полезно его воспринимать.

Получить + запомнить

Вопрос 5.3

•Почему после того, как вы какое-то время носите обувь, вы перестаете ее замечать (пока подобные вопросы не вернут к ней ваше внимание)?

ОТВЕТ: Обувь обеспечивает постоянную стимуляцию. Благодаря сенсорной адаптации мы склонны сосредотачиваться в первую очередь на изменяющихся раздражителях.

Перцепционный набор

LOQ 5- 6 Как наши ожидания, обстоятельства, мотивация и эмоции влияют на наше восприятие?

набор восприятия умственная предрасположенность воспринимать одно и не воспринимать другое.

Когда была показана фраза

Мэри была

барашек

многие люди воспринимают то, что ожидают, и пропускают повторяющееся слово. Вы?

Увидеть — значит поверить. Поскольку мы менее полно понимаем, верить — значит видеть. Благодаря опыту мы начинаем ожидать определенных результатов. Эти ожидания могут дать нам набор восприятия, набор ментальных тенденций и предположений, которые воздействуют сверху вниз на то, что мы слышим, пробуем на вкус, чувствуем и видим. В 1972 году британская газета опубликовала «самые удивительные фотографии, когда-либо сделанные» — озерного «чудовища» в шотландском Лох-Нессе. Если эта информация вызывает у вас те же ожидания, что и у большинства читателей газеты, вы тоже увидите монстра на похожей фотографии на РИСУНОК 5.5. Но когда скептически настроенный исследователь подошел к фотографиям с другими ожиданиями, он увидел изогнутую ветку дерева — , как и другие в день, когда была сделана фотография (Campbell, 1986). Какое значение имеет новый набор восприятия.

139

РИСУНОК 5.5: РИСУНОК 5.5 Верить значит видеть Что вы воспринимаете? Это Несси, лохнесское чудовище или бревно?

Keystone/Hulton Archive/Getty Images

Верить значит также слышать. Рассмотрим добродушного пилота авиакомпании, который во время разбега посмотрел на своего несчастного напарника и сказал: «Не унывайте». Ожидая услышать обычное «Gear up», со-9Пилот 0013 быстро поднял колеса — , прежде чем они оторвались от земли (Reason & Mycielska, 1982).

Наши ожидания также могут влиять на наше вкусовое восприятие. В одном эксперименте дети дошкольного возраста с разницей от 6  до  1 считали, что картофель фри вкуснее, если его подавать в пакете McDonald’s, а не в простом белом пакете (Robinson et al., 2007). В другом эксперименте посетителей бара приглашали попробовать бесплатное пиво — обычное пиво и пиво известной марки (Lee et al., 2006). Бренд- 9Образцы пива 0013 были тайно обработаны несколькими каплями уксуса. Какое пиво предпочли дегустаторы? Пиво торговой марки — , за исключением случаев, когда им заранее сказали, что они будут пить пиво с добавлением уксуса — . Затем они ожидали и обычно испытывали худший вкус. В обоих случаях прошлый опыт людей (вкусы, которые им нравились или не нравились) привел их к формированию концепций или схем, которые они затем использовали для интерпретации новых стимулов.

Коллекция жителя Нью-Йорка, 2002 г., Лео Каллум с сайта cartoonbank. com.

Контекст, мотивация и эмоции

Набор восприятия влияет на то, как мы интерпретируем стимулы. Но наш непосредственный контекст, а также мотивация и эмоции, которые мы привносим в ситуацию, также влияют на наши интерпретации.

ЭФФЕКТЫ КОНТЕКСТА Социальный психолог Ли Росс предложил нам вспомнить собственное восприятие в различных контекстах: «Вы когда-нибудь замечали, что, когда вы едете за рулем, вы ненавидите пешеходов, то, как они прогуливаются по пешеходному переходу, почти осмеливаясь вас сбить их, но когда вы идете пешком, вы ненавидите водителей?» (Джаффе, 2004).

Некоторые другие примеры силы контекста:

  • Когда люди держат в руках оружие, люди с большей вероятностью воспринимают другого человека как вооруженного— восприятие, которое привело к стрельбе по некоторым безоружным людям, которые были на самом деле держат свой телефон или бумажник (Witt & Brockmole, 2012).

  • Представьте, что вы слышите шум, прерываемый словами «угорь в повозке». Скорее всего, вы на самом деле воспримете первое слово как колесо. Учитывая «угорь на апельсине», вы, скорее всего, услышите кожура. В каждом случае контекст создает ожидание, которое сверху вниз влияет на наше восприятие (Grossberg, 1995). В зависимости от нашего набора восприятия «рапсодия» может стать «рэп-сити», «секты» могут стать «сексом», а «метеоролог» может звучать как мускулистый «мясистый уролог».

  • Культурный контекст помогает формировать наше восприятие, поэтому неудивительно, что люди из разных культур смотрят на вещи по-разному, как показано на РИСУНОК 5.6.

  • Как себя чувствует женщина на РИСУНКЕ 5.7?

РИСУНОК 5.6: РИСУНОК 5.7 Что это за эмоция? (см. РИСУНОК 5.8.)

Крейг Кломпаренс

Рисунок 5.7: РИСУНОК 5.6 Влияние культуры и контекста Что находится над головой женщины? В одном классическом исследовании большинство опрошенных сельских жителей Восточной Африки сказали, что женщина балансировала на голове металлической коробкой или банкой (типичный способ ношения воды в то время). Они также воспринимали семью как сидящую под деревом. Жители Запада, привыкшие к проточной воде и коробчатым домам с углами, чаще воспринимали семью как находящуюся в помещении, а женщину, сидящую под окном (Грегори и Гомбрич, 19 лет).73).

МОТИВАЦИЯ Мотивы дают нам энергию, когда мы работаем для достижения цели. Как и контекст, они могут искажать наши интерпретации нейтральных стимулов. Рассмотрим эти выводы.

  • Желаемые объекты, такие как бутылка с водой, которую видит испытывающий жажду человек, кажутся ближе, чем они есть на самом деле (Balcetis & Dunning, 2010).

    140

  • Софтбол кажется больше, когда игроки хорошо бьют (Witt & Proffitt, 2005).

РИСУНОК 5.8: РИСУНОК 5.8 Контекст проясняет ситуацию Волейбольная команда колледжа Хоуп празднует победу в национальном чемпионате.

Крейг Кломпаренс

ЭМОЦИИ Другие умные эксперименты продемонстрировали, что эмоции могут толкать наше восприятие в том или ином направлении.

  • Услышав грустную музыку, вы можете склонить разум к восприятию произнесенного слова как траура вместо утро, как умирают вместо краситель, как боль вместо стекло (Halberstadt et al., 1995).

  • Холм кажется менее крутым людям, которые чувствуют, что другие их понимают (Oishi et al., 2013).

  • Вредоносное действие, такое как ограбление, кажется более серьезным тем, кто только что прослушал раздражающую (и вызывающую гнев) музыку (Seidel & Prinz, 2013).

Мораль всех этих примеров? Многое из того, что мы воспринимаем, исходит не только от того, что находится «снаружи», но и от того, что находится за нашими глазами и между нашими ушами. Посредством обработки сверху вниз наш опыт, предположения и ожидания — и даже наш контекст, мотивация и эмоции — могут формировать и окрашивать наши взгляды на реальность.

Получить + Запомнить

Вопрос 5.4

• Имеет ли перцептивный набор включает обработку снизу- вверх или сверху- вниз? Почему?

ОТВЕТ: Он включает в себя обработку сверху вниз , потому что при интерпретации стимулов он опирается на наш опыт, предположения и ожидания.

* * *

Процессы, которые мы обсуждали до сих пор, являются общими для всех наших сенсорных систем. Давайте теперь обратимся к тому, чем эти системы уникальны. Мы начнем с нашего самого ценного и сложного чувства, зрения.

Ощущение, восприятие и воображение | Как Homo стал Sapiens: об эволюции мышления

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Homo стал разумным: об эволюции мышленияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Homo стал разумным: об эволюции мышленияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Gärdenfors, Peter,

‘Sensation, восприятие и воображение’

,

Как Homo стал Sapiens: On Evolution of the Nelling

(

, Oxfor

Oxford Academic

, 22 марта 2012 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198528517.003.0002,

по состоянию на 4 января 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Homo стал разумным: об эволюции мышленияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак Homo стал разумным: об эволюции мышленияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Рост лобной доли мозга, которая, как считается, является местом высших когнитивных функций, важен для изучения человеческого мышления. В этой главе обсуждаются различные элементы сознания: ощущение, восприятие и воображение. Ощущение — это чувственное впечатление — видеть, слышать, ощущать вкус, обонять и чувствовать. Ощущение — самый изначальный компонент сознания. Это приводит к осознанию людьми мира, в котором они перемещаются. Восприятие – это чувственная интерпретация ощущения. Он предоставляет информацию о пространственной структуре мира и о том, какие физические объекты в нем находятся. В этой главе выдвигается гипотеза о том, что восприятие построено на симуляторе. Воображение не управляется непосредственно ощущением, а представляет собой скорее отстраненное представление. И воображение, и восприятие являются элементами, из которых строится внутренний мир.

Ключевые слова: лобная доля, когнитивные функции, сознание, ощущение, восприятие, воображение, симулятор, внутренний мир

Субъект

Когнитивная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts