Понятие одаренность: Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий

Содержание

Одаренность. Что такое «Одаренность»? Понятие и определение термина «Одаренность» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Одаренность – наличие способностей, которые могут обеспечить достижение успеха в определенной области.

Одаренность принято отличать от таланта – талантливым называют, как правило, человека, который уже достиг каких-либо высот. Одаренность, напротив, обычно присуща детям и не гарантирует того, что ребенок станет успешным, хотя в значительной мере увеличивает его шансы.

При этом важно подчеркнуть, что одаренность, не подкрепленная соответствующими знаниями и навыками, никак не влияет на улучшение потенциала. Например, ребенок, имеющий музыкальную одаренность, но не обладающий по крайней мере базовыми знаниями игры на инструменте, скорее всего, не сможет стать талантливым исполнителем.

По этой причине детские психологи настоятельно рекомендуют родителям обращать внимание на способности ребенка с ранних лет – с тем, чтобы не упустить возможность дать ему соответствующие навыки.

Также стоит отметить, что одаренность может быть специальной (предрасположенность к одному определенному виду деятельности) или общей (ориентированность сразу на несколько сфер). Общей одаренностью обладают, к примеру, композиторы, которые, помимо написания музыки, прекрасно рисуют или пишут стихи. Еще один уровень оценки способностей – гениальность, которая значительно превосходит другие уровни. Одаренных и талантливых людей достаточно много, но действительно гениальных – единицы.

< Объективность

Одержимость >

Популярные термины

    Одаренность

    Как развить свой талант

    Чтобы достичь успеха, надо развивать свои природные способности. Талантом наделен каждый из нас, просто не все знают, как его обнаружить и развить. Вот несколько рекомендаций от психолога по развитию творческого потенциала.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • Сапиосексуалы: влюбленные в интеллект
    • Я, он и его бывшая: реальные истории о манипуляциях и эмоциональной зависимости
    • 11 вещей в доме, которые угрожают вашему ментальному здоровью
    • «Вернулась в отчий дом и стала для мамы рабыней и горничной»
    • 11 книг разной степени терапевтичности, которые можно купить на ярмарке non/fiction
    • Эффект акрасии: что и как заставляет нас действовать вопреки здравому смыслу
    • Проговаривайте вслух и играйте в ассоциации: 5 эффективных способов запомнить все — научные рекомендации
    • «Рассказала маме о домогательствах брата, а она меня чуть не избила»

    Сегодня читают

    • «Меня как будто изнасиловали»: что такое акушерское насилие и почему оно происходит. Часть 1. Беременность
    • «Муж подал на развод, но уходить не собирается и спит в моей постели. Как быть?»
    • «Рассказала маме о домогательствах брата, а она меня чуть не избила»
    • «Мы вместе 10 лет. Почему он решил брать ипотеку один и не хочет говорить о браке?»
    • Что сделать, чтобы муж перестал пить? Как психолог отвечает на такой запрос
    • Витамин D: почему он так важен и как не пропустить его дефицит — советы нутрициолога

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    «Одаренность – это способность к творчеству» – Новости – Институт образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

    Представляем итоги круглого стола «Детская одаренность как предиктор академической и жизненной успешности»

    Терминология: одаренные дети, детская одаренность и успешность

    Существует проблема соотношения понятий успешности, детской одаренности и одаренных детей. Например, большинство специалистов, педагогов и психологов интересуется теми детьми, которым удалось достичь высоких результатов в учебе, показать свою академическую успешность. Для них создаются специализированные школы: средние физико-математические школы при университетах, средние музыкальные школы при ведущих консерваториях, средние художественные школы и другие образовательные проекты. Успех воспринимается как грань одаренности, при этом вынуждает рассматривать ее под социально-политическим углом.

    Доля одаренных детей на сегодняшний день по разным оценкам составляет 2-5%, и основной интерес к ним проявляет лишь узкая группа психологов. Детская одаренность же означает интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка. Наиболее распространенная концепция одаренности по модели американского психолога Дж. Рензулли включает в себя три фактора – интеллект, креативность и мотивация. 

    Александр Ильич Савенков,
    член-корреспондент РАО, д.психол.н., д.п.н., профессор, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ

    Презентация Савенкова А. И. (PPTX, 932 Кб) 

    Одаренность – высокий творческий потенциал, единая и целостная характеристика ребенка в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых и других личностных свойств и социокультурного окружения, составляющая особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития.  

    Елена Игоревна Щебланова,
    заведующая лабораторией одаренности Психологического института РАО, д.псих.н.

    Презентация Щеблановой Е. И. (PPTX, 1.82 Мб)  

    Прогнозирование развития одаренности

    Предсказательная сила показателей одаренности снижается по мере взросления. Если ребенок в определенном возрасте опережает сверстников по показателям школьной успеваемости или демонстрирует высокие результаты IQ-тестов, это не значит, что он сможет сохранить это преимущество через 15-20 лет. 

    Наталья Борисовна Шумакова,
    проф., д.псих.н. научный руководитель ГБОУ Школа №1569 «Созвездие»
     

    Презентация Шумаковой Н. Б. (PPTX, 2.63  Мб)

    Творчество и интеллект 

    Одаренность – это способность к творчеству. Если мотивом является успешность, то никакого развития не будет, важна именно способность развития деятельности по своей инициативе, доминирование познавательной мотивации

    Традиционное тестирование по тестам IQ не способно выделить творческих людей.  

    Понимание одаренности как уровня умственных способностей не включает оценку способности человека к творчеству. Для решения проблемы исследования креативности американский ученый Дж. Гилфорд ставил перед собой задачу по построению структуры интеллекта. Им был дополнительно внедрен в диагностические исследования, помимо уровня интеллекта, коэффициент творчества или креативности, а термин «творческая одаренность» получил широкое распространение. 

    В России во второй половине ХХ века сформировалась школа мышления Рубинштейна. Разработанный им принцип творческой самодеятельности или принцип метода креативного поля заключается в том, что творчество проявляет себя там, где субъект развивает свою деятельность по собственной инициативе. 

    Диана Борисовна Богоявленская,
    почетный член РАО, д.психол.н., профессор кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ

     
    Измерение интеллектуальной одаренности

    Необходимые факторы для оценки интеллектуальной одаренности: 

    • Учет комплекса признаков для определения психологического содержания интеллекта: показателей когнитивных, креативных, понятийных, метакогнитивных и эмоциональных способностей;
    • Проявление интеллектуальной одаренности в динамике – лонгитюдное измерение индивидуальных способностей;
    • Исследование в специфичной среде конкретной предметной области.  

    Интеллект – сложная, многомерная система, но однозначно – не линейная. Очевидно, что в случае, если к диагностике, анализу и прогнозу нелинейной системы применяются линейные методы, вероятность ошибки оценки – крайне велика. 

    Полная версия семинара

    Что такое одаренность? | Одаренность Определение и значение

    Определение и значение понятия «одаренность»

    Одаренные дети определяются как те, кто демонстрирует передовые способности или потенциал в одной или нескольких конкретных областях по сравнению с другими людьми того же возраста, опыта или окружения. Эти одаренные люди отличаются своей способностью мыслить, рассуждать и судить, поэтому им необходимо получать специальные образовательные услуги и поддержку, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал и таланты.

    Одаренные дети принадлежат к разным расам и этническим группам, а также к разным экономическим условиям. Хотя нет двух одинаковых одаренных детей, у многих есть общие одаренные характеристики и черты, такие как:

    • Развитое мышление и понимание выше, чем у их сверстников
    • Эмоциональная напряженность в молодом возрасте
    • Повышенное чувство самосознания
    • Сильно развитое любопытство
    • Отличная память
    Определение одаренных

    Существует множество определений одаренности, ни одно из которых не является общепризнанным. В зависимости от контекста, определения часто определяют и влияют на ключевые решения в школах, такие как определение приемлемости и критериев для образовательных программ и услуг для одаренных, какие области одаренности будут рассматриваться (например, конкретные способности в предметной области, такой как математика) и когда будут предложены услуги. Как родители одаренных учащихся или специалисты, работающие с одаренными детьми, важно понимать различные определения и их значение, чтобы обеспечить надлежащее руководство и поддержку, необходимые для социально-эмоционального развития.

    Определения одаренности штата

    Определения одаренности в отношении учащихся школ варьируются от штата к штату. Большинство штатов основывают свое определение одаренности на сравнении с другими детьми того же возраста или на потребностях, которые не обеспечиваются в обычном классе. В некоторых штатах есть определенные критерии для идентификации одаренных. В случае Иллинойса, например, одаренные учащиеся считаются одаренными и талантливыми, если они входят в 5% лучших на местном уровне в любой области способностей, особенно в языковых искусствах и математике. Однако не все штаты требуют, чтобы школьные округа следовали определению штата.

    Для получения дополнительной информации см. список определений одаренности штата, предоставленный NAGC (Национальной ассоциацией одаренных детей).

    Федеральное определение одаренности

    Согласно статье NAGC об определениях одаренности, «термин одаренный и талантливый означает учащихся, детей или молодежь, которые демонстрируют высокие способности к достижениям в таких областях, как интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности. или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах или мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти способности».

    Что делает ребенка одаренным?

    На базовом уровне дети классифицируются как одаренные, если они демонстрируют высокий уровень интеллектуальных способностей. Как правило, идентификация может быть проведена с помощью комбинации одаренных тестов и оценок. Поскольку федеральное правительство не вводит в обязательном порядке программы для одаренных в школах, критерии одаренности зависят от того, в каком штате вы живете, в каком школьном округе вы находитесь и т. д.

    Во многих случаях для определения того, является ли ребенок одаренным или нет, поскольку успеваемость по сравнению со сверстниками является важным способом оценки академических способностей ребенка. Они могут включать тесты достижений, такие как ACT или тесты достижений Вудкока-Джонсона. Профессиональные оценки также могут использоваться для выявления одаренных – они более дорогостоящие, но гораздо более полные. Этот метод включает в себя определение сильных сторон ребенка, проблем, стиля обучения и образовательных потребностей. Они часто включают тесты на коэффициент интеллекта (IQ), такие как Стэнфорд-Бине или шкала интеллекта Векслера для детей (WISC).

    Какой IQ у одаренного ребенка?

    IQ большинства населения находится в пределах от 85 до 115. Средний, или средний, IQ равен 100. IQ одаренных детей попадает в следующие диапазоны:

    • Слабо одаренные: от 115 до 130
    • Умеренно одаренные: от 130 до 145
    • Высоко одаренные: от 145 до 160
    • Глубоко одаренный: 160 или выше

    Эти диапазоны IQ для одаренных основаны на стандартной кривой нормального распределения. Однако разные тесты IQ могут влиять на этот диапазон, поскольку некоторые тестовые потолки ограничиваются 145. Кроме того, разные одаренные профессионалы использовали другие термины, такие как «исключительно» одаренный. Хотя всеобщий консенсус в отношении этих диапазонов и меток может быть не достигнут, понятно, что учащиеся, средний IQ которых отклоняется от 100, нуждаются в специальных образовательных приспособлениях для удовлетворения своих потребностей.

    Является ли одаренность инвалидностью?

    Одаренность не считается инвалидностью, хотя некоторые одаренные учащиеся могут также иметь нарушения обучаемости, такие как дислексия, СДВГ или аутизм. Эти учащиеся известны как дважды исключительные учащиеся (также известные как 2e дети или студенты). Для выявления таких учащихся часто требуется профессионал, способный оценить и определить две области исключительности, которые часто могут маскировать друг друга, что затрудняет идентификацию. Из-за своих уникальных способностей и характеристик учащимся 2e требуется особое сочетание образовательных программ и поддержки.

    Проходит ли одаренность?

    Одаренность никуда не делась. Однако дары и таланты одаренного ребенка могут быть подавлены или остаться незамеченными. Это может быть вызвано неточной идентификацией или «маскировкой», когда ребенок прячется за некоторыми аспектами своей одаренности, которые могут привести к тому, что его не идентифицируют. Вот некоторые одаренные характеристики, которые могут затруднить идентификацию:

    Асинхронное развитие
    Асинхронное развитие относится к неравномерному развитию. Что касается одаренных детей, то многие из них достигают высокого уровня в одной или нескольких областях, но они могут функционировать на гораздо более низком социальном и эмоциональном уровне. Одаренные дети могут вести себя незрелыми из-за своих способностей.

    Недостаток навыков обучения
    Одаренные дети часто испытывают трудности в школе, потому что у них, как правило, плохие навыки обучения. Они могут пройти начальную и среднюю школу без необходимости много учиться, но как только они поступят в среднюю школу и колледж, одаренные ученики могут быть не готовы справиться с трудностями курсовой работы более высокого уровня.

    Неуспеваемость

    Одаренные учащиеся могут показывать большие успехи в учебе, но по-прежнему успевать ниже того, что ожидается в зависимости от способностей ребенка. Есть много причин, по которым одаренные ученики могут не успевать. Вот некоторые из причин:

    • Особые потребности или двойная исключительная потребность
    • Отсутствие мотивации
    • Психологические проблемы, такие как перфекционизм и тревога
    • Депрессия

    Часто требуется вмешательство, чтобы обратить вспять неуспеваемость одаренных. Важно работать с одаренным ребенком, чтобы выяснить, что именно вызывает неуспеваемость. Если перед ребенком не стоят адекватные задачи, сосредоточьтесь на развитии его сильных сторон и талантов. Консультационные услуги также могут быть полезными, позволяя ребенку довериться тому, кому он может доверять. Родители также должны работать с учителями, чтобы понять стили обучения и предпочтения одаренных учеников и бросить им вызов, чтобы максимально использовать их потенциал.

    Как вы поддерживаете одаренных детей?

    Одаренные дети нуждаются в поддержке как для академического, так и для социально-эмоционального развития. Традиционный класс может не подойти, если одаренные ученики не будут должным образом ставить перед собой задачи. Вот почему важно искать одаренные услуги в вашем районе. В зависимости от того, где вы живете и в каком школьном округе вы находитесь, это может включать группировку по способностям, выпускные классы для одаренных или доступ к одаренным государственным школам. Вне школы программы для одаренных могут предложить одаренным учащимся возможность дальнейшего изучения уникального предмета, представляющего интерес, или они могут предоставить место для установления социальных связей с интеллектуально схожими сверстниками. Ознакомьтесь с нашей статьей об образовании для одаренных, чтобы получить дополнительную информацию о доступных вариантах обучения и поддержки.

    Ресурсы для одаренных детей

    Хотите узнать больше по теме для одаренных детей? Наша библиотека ресурсов предлагает бесплатные статьи для одаренных, руководства, исследования и многое другое, чтобы информировать и поддерживать одаренных учащихся и их семьи. Чтобы помочь вам начать работу, вот несколько статей, которые могут вас заинтересовать:

    • Характеристики и черты одаренных
    • Мой ребенок одаренный?
    • Тестирование и оценка одаренных
    • дважды отличников: определение, характеристики и идентификация
    • Варианты обучения и поддержки для одаренных

    5 Определения одаренности — Институт повышения квалификации

    Вам говорят, что ваш ребенок одаренный, но что это на самом деле означает? Существует множество определений одаренности. Ни один из них не является общепризнанным, но многие имеют определенные определяющие характеристики. Вот некоторые из них:

    1. Некоторые определения касаются «асинхронного развития» у одаренных детей. Одно такое определение исходит от Columbus Group (1991):
      «Одаренность — это асинхронное развитие, при котором развитые когнитивные способности и повышенная интенсивность сочетаются, создавая внутренние переживания и осознания, качественно отличающиеся от нормы. Эта асинхронность увеличивается с увеличением интеллектуальных способностей. Уникальность одаренных делает их особенно уязвимыми и требует изменений в воспитании, обучении и консультировании для их оптимального развития».
      Это определение мы используем в МЭА.
    2. В соответствии с Законом Джейкоба Джавитса об образовании одаренных и талантливых учащихся, который является частью Закона о начальном и среднем образовании, федеральное правительство в настоящее время определяет одаренных учащихся как: интеллектуальные, творческие, художественные или лидерские способности или в определенных академических областях, и которые нуждаются в услугах и мероприятиях, которые обычно не предоставляются школой, чтобы полностью развить эти возможностей».
    3. В книге Одаренные дети: мифы и реальность Эллен Виннер определяет одаренность с помощью следующих трех нетипичных характеристик:
      • Скороспелость – «Они начинают делать первые шаги в освоении какой-либо области в более раннем, чем средний возраст. Они также добиваются более быстрого прогресса в этой области, чем обычные дети, потому что обучение в этой области дается им легко».
      • Настойчивое стремление маршировать под собственного барабанщика — «Одаренные дети не только учатся быстрее, чем средние или даже способные дети, но и учатся количественно другим способом».
      • Ярость к мастерству – «Одаренные дети внутренне заинтересованы в том, чтобы понять область, в которой они проявляют не по годам развитие».
    4. Национальная ассоциация одаренных детей (NAGC) определяет одаренность следующим образом:
      «Одаренные люди — это те, кто демонстрирует выдающиеся уровни способностей (определяемые как исключительная способность рассуждать и учиться) или компетенции (документально подтвержденные результаты или достижения в первой десятке). % или реже) в одном или нескольких доменах. Домены включают любую структурированную область деятельности со своей собственной системой символов (например, математика, музыка, язык) и/или набором сенсомоторных навыков (например, рисование, танец, спорт)».
    5. В большинстве штатов также есть собственное определение «одаренных» для программ и целей финансирования. Чтобы увидеть определение вашего штата, посмотрите здесь: http://www.ecs.org/clearinghouse/52/28/5228.htm. Важно отметить, что лишь немногие районы различают разные уровни одаренности. Ребенок, набравший в тесте IQ от 130 до 140 баллов, сильно отличается от ребенка, набравшего от 150 до 180 баллов.

     

    Хотя нет двух одинаковых определений, есть несколько руководящих принципов, которые могут помочь структурировать наше представление об одаренности.

    • Аннемари Ропер, разработавшая модель качественной оценки Аннемари Ропер, помогает объединить множество различных теорий с ее концепцией о том, что «одаренность — это большее осознание, большая чувствительность и большая способность понимать и преобразовывать восприятие в интеллектуальное. и эмоциональные переживания».
    • Некоторые считают, что есть много областей одаренности, не все из которых мы обычно считаем интеллектуальными. Ниже приведены шесть категорий одаренности, к которым часто относятся эксперты и определения:
      1. Общие интеллектуальные способности
      2. Особые академические способности
      3. Творческие способности
      4. Способность к лидерству
      5. Способность к изобразительному и исполнительскому искусству
      6. Психомоторные способности
    • В то время как некоторые определяют одаренность на основе показателя IQ, тесты IQ не всегда раскрывают всю картину, и выявление исключительно на основе тестов IQ может игнорировать многих детей, считающихся одаренными по другим критериям.
    • «Одаренные» — не единственное слово, которым можно описать этих невероятно ярких и талантливых молодых людей. (Чтобы изучить различные наиболее часто используемые термины, взгляните на пост Стефани Толан «Что в имени?») Само слово не имеет значения.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts