Понятие психической нормы: Психическая норма и патология — все самое интересное на ПостНауке

Содержание

Психологический, клинический и социальный аспекты» онлайн полностью📖 — Коллектива авторов — MyBook.

© Московский институт психоанализа, 2015

***

Предисловие

Во все времена в общественном сознании существовала проблема определения нормативности отдельного субъекта или группы лиц, наделенных неким общим обликом, образом жизни или идеей. Нетипичность, аномальность устанавливались на основе негативного восприятия каких-либо внешних качеств, высказываний или поступков, глубоко отличных от привычек и правил большинства.

Конечно, понятие психическая «норма» весьма относительно. Существует огромное количество индивидуальных различий, которые создают уникальность отдельной личности. Однако, не смотря на индивидуальные различия людей, представления о норме содержат, как правило, общие характеристики, присущие большей части выборки.

Обыденное понятие «нормы» формируется у человека в основном неосознанно, под влиянием его ближайшего окружения, этнической принадлежности, культурной среды, образа жизни. При этом всегда существует некая согласованная в конкретной общности грань, позволяющая судить о нормальности и анормальности поведения тех или иных людей.

Научное понятие нормы, психической нормы в частности, должно основываться на более фундаментальном знании, хотя и оно, безусловно, сохраняет свою культурную обусловленность. Для специалистов в области клинической психологии и психиатрии вопрос о психической норме имеет наиважнейшее значение потому, что он связан с оценкой психического здоровья человека и, соответственно, с официальной фиксацией состояния психической аномальности. Психологическая, клиническая и клинико-психологическая диагностика должна располагать четкими критериями нормативности развития современного ребенка и подростка и критериями оценки нормативности психического здоровья взрослого человека на различных этапах его жизненного пути. Однако до сих пор эти критерии сформулированы весьма расплывчато и имеют разные основания в психиатрии, психологии и социальных науках.

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой первую попытку, всестороннего, мультидисциплинарного рассмотрения данной проблемы. Книга состоит из пяти разделов, в которых рассматриваются общие вопросы диагностики психической нормы и патологии, вопросы диагностики поведенческих и стрессовых расстройств, социальные аспекты формирования анормальной личности, соматопсихические и психосоматические расстройства, психотерапия и психопрофилактика здоровой и проблемной личности.

В книге собраны работы ведущих отечественных специалистов, дающие представление о разнообразии существующих в науке точек зрения относительно психической нормы и патологии и содержащие интересный фактологический и экспериментальный материал, который, несомненно, может стать основанием для построения новых, более широких обобщений.

Н. Л. Белопольская, доктор психологических наук, профессор

Раздел 1


Современная психологическая диагностика нормативного и нарушенного психического здоровья

Экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности в психотерапии


С. А. Капустин
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Введение

Проблема нормальной и аномальной личности – это одна из важнейших фундаментальных научных проблем психологии, от решения которой зависит успешность разработки целого ряда задач, стоящих как перед прикладной психологической наукой, так и перед психологической практикой. Самой важной из них, имеющей отношение к жизни каждого человека, является задача разработки научно обоснованных ценностных ориентиров и практических рекомендаций для воспитания нормальной личности. Не менее важной задачей является использование критериев нормальной и аномальной личности для диагностики ее развития у детей разных возрастов; при отборе и оценке персонала для работы с людьми; в клинической практике. Знания о нормальной и аномальной личности крайне необходимы для квалифицированного оказания психологической помощи человеку, особенно в практике психотерапии и психологического консультирования.

Несмотря на актуальность, проблема нормальности и аномальности личности пока не имеет удовлетворительного решения. В обзорных публикациях по этой проблеме уже стало традицией указывать на наиболее известные критерии нормальности и аномальности, основной перечень которых представлен в таблице 1, подвергать их обоснованной критике и зачастую предлагать их усовершенствования, которые также не являются бесспорными (Братусь, 1988; Перре, Бауманн, 2012; Baron, 1995; Carlson, Buskist, 1997; Coon, 1995; Davison, Neale, 1994; Halgin, Whitbourne, 2010; Mahoney, 1980; Sarason, Sarason, 1989).

Цель и задачи

В настоящей работе мы отступим от указанной традиции. С нашей точки зрения, для решения проблемы нормальной и аномальной личности требуются принципиально новые теоретические идеи, позволяющие выйти за обсуждение традиционных критериев. Поэтому основная цель этой работы состоит в том, чтобы обратиться к анализу классических трудов авторов всемирно известных теорий личности, разработанных в рамках различных направлений психологии и психотерапии – трудов Э. Фромма, 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла, – и на основе этого анализа предложить принципиально новый критерий нормальности и аномальности личности.

Таблица 1
Перечень обсуждаемых в психологии основной критериев нормальности и аномальности личности

Достижение этой цели сводится в настоящей работе к решению двух задач.

1. На основе анализа работ Э. Фромма предложить новый критерий нормальной и аномальной личности, который содержится в его работах в неявном виде.

2. Показать, что в теориях личности 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла этот критерий также в неявном виде присутствует, но в более частных вариантах.

Описание экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности на основе анализа работ Э. Фромма

Свои теоретические представления о личности Э. Фромм разрабатывает, основываясь на объективистской гуманистической этике (Фромм, 1990а, б, 1993). К представителям этого направления он относит, в первую очередь, Аристотеля, Спинозу и Дьюи.

В самом общем виде эта точка зрения состоит в следующем. Во-первых, человек безоговорочно признается способным к самоопределению в ценностях своей жизни на основе собственного жизненного опыта и разума, т. е. на рациональной основе. Более того, никто другой не имеет морального права решать эту проблему за него. Во-вторых, высшей и абсолютной ценностью для каждого человека является проживание им собственной жизни в соответствии с природой человека. Таким образом, с точки зрения объективистской гуманистической этики, высший моральный долг человека, исполнение которого должно считаться нормой его жизни, заключается в его самоопределении на рациональной основе в таких ценностях, которые способствуют проживанию им своей жизни в соответствии с природой человека.

Основываясь на этом философском направлении, Э. Фромм формулирует собственные теоретические представления о природе человека, которой свойственны две характеристики. В его работах им придается статус сущностных. Первая характеристика состоит в том, что в жизни человека присутствуют так называемые экзистенциальные дихотомии, которые представляют собой объективно существующие неустранимые двухальтернативные противоречия между разными ее сторонами, предстающие перед человеком как проблемы, требующие разрешения. Наличие в жизни человека экзистенциальных дихотомий означает, что его жизнь в своей сущности никем и ничем полностью не задана и не определена. Если и можно говорить о заданности человеческой жизни, то только лишь в том смысле, что она задана как проблема, как ряд экзистенциальных дихотомий, требующих разрешения. В качестве второй характеристики выступает базовое положение объективистской гуманистической этики о том, что человек обладает способностью к самоопределению в ценностях собственной жизни на рациональной основе, опираясь на собственный жизненный опыт и разум. С нашей точки зрения, эти две характеристики неразрывно связаны друг с другом, поскольку проявление человеком рационального самоопределения возможно только тогда, когда его жизнь никем и ничем полностью не задана и не определена.

Важнейшими понятиями в работах Э. Фромма являются понятия продуктивной и непродуктивной личности, которые характеризуются особенностями содержания и формирования ее позиции по отношению к указанным двум сущностным характеристикам. Эта позиция обозначается Э. Фроммом как схема ориентации и поклонения, поскольку она содержит общие представления о мире и о себе, которые человек считает для себя значимыми (поклоняется им) в такой степени, что руководствуется ими (ориентируется на них) в своей жизни. Если эта позиция личности и по содержанию, и по способу формирования такова, что способствует реализации в жизни человека его сущностных характеристик, то такую личность Э. Фромм обозначает как продуктивную, если нет, то как непродуктивную. Учитывая то, что, с точки зрения объективистской гуманистической этики, способ жизни продуктивной личности является нормой, поскольку он соответствует природе человека, в этом смысле продуктивную личность можно квалифицировать как нормальную, а непродуктивную – как отклоняющуюся от этой нормы, т. е. как аномальную личность.

Таким образом, логика обоснования правомерности использования нами для характеристики продуктивной и непродуктивной личности терминов «нормальная» и «аномальная» заключается в следующем. Одним их центральных вопросов этики является вопрос о том, как должен жить человек, какова этическая норма его жизни. На этот вопрос сторонники объективистской гуманистической этики дают однозначный ответ: человек должен жить в соответствии со своей природой. Следовательно, с точки зрения объективистской гуманистической этики, продуктивную личность можно рассматривать как нормальную. Точно так же нетрудно логически обосновать использование термина «аномальная» для непродуктивной личности.

Из указанных сущностных характеристик человека следуют два основных требования, которым должна удовлетворять продуктивная (т. е. нормальная) личность.

Во-первых, поскольку сущности человека, по Э. Фромму, свойственны экзистенциальные дихотомии, то позиция продуктивной (т. е. нормальной) личности, занимаемая ею по отношению к экзистенциальным дихотомиям, по содержанию должна соответствовать противоречивому устройству человеческой жизни в виде экзистенциальных дихотомий и ориентировать на поиск компромисса в их разрешении. Во-вторых, поскольку сущности человека, по Э. Фромму, свойственно самоопределение в ценностях собственной жизни на основе собственного жизненного опыта и разума, то формироваться она должна самим человеком с опорой на его собственный жизненный опыт и разум, т. е. на рациональной основе.

Напротив, позиция непродуктивной (т. е. аномальной) личности, занимаемая ею по отношению к экзистенциальным дихотомиям, по своему содержанию не соответствует этой сущностной характеристике. Она субъективно отрицает противоречивую заданность человеческой жизни в виде экзистенциальных дихотомий, ориентируя человека на непротиворечивый, безальтернативный и, следовательно, односторонний способ жизни. Особенность формирования этой позиции состоит в том, что она навязывается человеку другими людьми, на основе его желаний или чувств, которые он испытывает по отношению к ним, т. е. на иррациональной основе.

Понимаемая таким образом аномальность непродуктивной личности является, с точки зрения Э. Фромма, одной из важнейших психологических причин возникновения у человека различного рода жизненных проблем и психических расстройств, прежде всего неврозов.

Так как в работах Э. Фромма критерием различения нормальности и аномальности личности являются особенности ее позиции по отношению к экзистенциальным дихотомиям, то этот критерий и был нами обозначен как экзистенциальный.

В компактном виде этот критерий можно представить в виде трех основных различений, указанных в таблице 2, которые касаются характеристик содержания и формирования позиции, занимаемой человеком по отношению к экзистенциальным дихотомиям. Более подробный анализ работ Э. Фромма приведен в нашей монографии (Капустин, 2014).

Таблица 2
Экзистенциальный критерий нормальности и аномальности личности

Экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности в теориях личности 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла

Анализ теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла, проведенный в нашей монографии (Капустин, 2014), позволил сделать вывод о том, что разработанный нами на основе анализа работ Э. Фромма экзистенциальный критерий также содержится в них в неявном виде в описаниях личности предрасположенной и не предрасположенной к возникновению жизненных проблем или психических расстройств, но в более частных вариантах, т. е. по отношению к более конкретным дихотомиям, характеризующим природу человеческой жизни. Перечень этих более конкретных дихотомий представлен в таблице 3.

Поясним коротко содержание каждой из этих дихотомий.

Как указывает 3. Фрейд, с одной стороны, человек, будучи природным существом, должен жить в соответствии со своей биологической природой, подчиняясь естественным требованиям сексуальных влечений, а с другой стороны, как член общества, он должен жить в соответствии со своей социальной природой, подчиняясь моральным и эстетическим требованиям, предъявляемым обществом к объектом этих влечений и способам их удовлетворения.

С точки зрения А. Адлера, в соответствии с мотивом достижения превосходства над другими людьми, возникающем у человека в качестве компенсации чувства неполноценности, его жизнь направлена на достижение этого превосходства, на конфронтацию с другими людьми, на получение различного рода преимуществ для себя лично, а в соответствии с врожденным мотивом чувства общности, он должен жить в единении с другими людьми, во имя их блага, подчиняя свои личные интересы интересам общества.

Таблица 3
Характеристика природы человеческой жизни в различных теориях личности

В работах К. Юнга отмечается, что жизнь человека задана как единство противоположностей. Поскольку противоречия могут возникать не только между противоположными, но и любыми другими несовместимыми сторонами действительности, то из этого следует, что дихотомии противоположностей составляют более узкий класс экзистенциальных дихотомий. Наиболее общим примером такого рода противоречия между противоположностями может служить противоречие межу сознательными установками человека и противоположными, компенсирующими эти установки требованиями со стороны его бессознательного.

По мнению К. Роджерса, с одной стороны, человек должен реализовывать в своем личностном развитии врожденную ему тенденцию к самоактуализации, а с другой – соответствовать условным ценностям, навязываемым ему другими людьми, что является условием удовлетворения его потребности в положительном к нему отношении со стороны других людей.

И наконец, В. Франкл пишет о том, что, с одной стороны, человек должен жить в соответствии со своей биологической и социальной природой, подчиняясь различного рода природным, психологическим и общественным влияниям, а с другой стороны, он должен жить в соответствии со своей духовной природой, как существо, ответственное за самоопределение в смыслах своей жизни.

Результаты анализа этих теорий показали, что во всех них (см. таблицу 4) содержание позиции нормальной личности ориентирует человека на противоречивую заданность его жизни в отношении какой-то более конкретной дихотомии и необходимость поиска компромисса в ее разрешении, а позиция аномальной личности ориентирует человека односторонне на реализацию в его жизни только какой-то одной стороны этой дихотомии, отрицая необходимость реализации другой, тем самым направляя человека на бесконфликтный и безальтернативный способ жизни.

Также результаты анализа этих теорий показали, что во всех них (см. таблицу 5) позиция нормальной личности вырабатывается человеком самостоятельно и на рациональной основе. Вместе с тем в каждой из этих теорий дополнительно указывается на важную роль в ее формировании самопознания и делаются акценты на специфике направленности самопознания.

Таблица 4
Критерий различения нормальной и аномальной личности в различных теориях личности по содержанию позиции человека, занимаемой им по отношению к экзистенциальным дихотомиям
Таблица 5
Критерий различения нормальной и аномальной личности в различных теориях личности по формированию позиции человека, занимаемой им по отношению к экзистенциальным дихотомиям

В теориях К. Юнга и В. Франкла мы не нашли прямых сведений о формировании позиции аномальной личности. Но в остальных теориях, где они присутствуют, отмечается, что эта позиция навязывается человеку на иррациональной основе либо внешними, либо внутренними источниками, при этом дополнительно указывается, что ее навязывание происходит в раннем детстве, и раскрывается конкретное содержание этой иррациональной основы.

Выводы

Результаты проведенного теоретического анализа работ Э. Фромма, 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла позволяют сделать следующие выводы.

1. На основе анализа работ Э. Фромма разработан новый, так называемый экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности.

2. На основе анализа теорий личности 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла показано, что этот критерий содержится в них в неявном виде в описаниях личности предрасположенной и не предрасположенной к возникновению жизненных проблем или психических расстройств, но в более частных вариантах по отношению к более конкретным дихотомиям, характеризующим природу человеческой жизни.

3. Тот факт, что данный критерий обнаружен в шести теориях личности, разработанных в рамках самых разных направлений психологии и психотерапии, свидетельствует о достаточно высокой степени его теоретической обоснованности.

Норма в психологии. Различие между статистической и психологической нормами. Критерии психической нормы

Похожие презентации:

Темперамент. Типы темперамента

Воображение и его виды

Вербальные и невербальные средства общения

Конфликты и способы их разрешения

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского

Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого)

Гуманистическая психология

Анализ воздействия социальных сетей на формирование зависимого поведения у молодежи

Деловая коммуникация. Формы деловой коммуникации. (Лекция 2)

Технологии нейрокоррекции нарушений письменной речи младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

1. Понятие нормы в психологии. Различие между статистической и психологической нормами. Критерии психической нормы. Социальные и

биологические
нормы.
Соотношение нормы и патологии.
ТОЛКУНОВА АЛИНА, 29П153

2. Понятие нормы

По-латыни норма означает: правило, образец, руководящее
начало.
Термин «норма» используется для обозначения здоровья как
противоположности
патологии
(болезни,
расстройства,
нарушения).
Норма – статистическое понятие. Нормальным признается то, чего
много, что относится к середине распределения.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.

3. Виды норм

Статистическая норма характеризует статистическое большинство описываемых объектов, т.е.
определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Например,
интеллект среднего уровня (IQ=80-119 баллов) имеет 80% людей, небольшие дефекты интеллекта – 6%,
умственную отсталость – 2-3%, повышенный интеллект – 9-12%.
Функциональная (физиологическая) норма характеризует процессы и состояния здорового организма.
Определяется по отношению к выполнению или невыполнению функции какой-либо системы.
Социальные нормы. Контролируют поведение человека, заставляя его соответствовать некоторому
желаемому (предписываемому со стороны окружения) или установленному властью образцу.
Индивидуальная норма – мера отклонения от статистической и физиологической нормы.
Нормативная норма – предварительно идеально установленный образец; то, что должно быть.
Нормативную норму можно рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к
психическому и личностному развитию каждого из его членов. То, что в одном обществе считается
нормальным, в другом признается отклоняющимся от нормы, поэтому эти нормы историчны, они
меняются вместе с развитием общества. Нормативные нормы присутствуют в образовательных
программах, квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении
учителей, воспитателей, родителей.

4. Подходы к понятию психологической нормы

Статистически-адаптационный подход:
«Норма – это образец типичного, широко распространённого и
задаётся совокупностью средних показателей по ключевому
критерию. Здесь в качестве эталона выступает популяция людей».
Медицинский подход:
«Норма – это синоним отсутствия болезни, исключение
отклонений в состоянии и поведении человека».
Описательный подход:
«Норма – это норма развития, актуализация собственно
человеческого в человеке».

5. Критерии психического здоровья

сознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего
физического и психического «Я»
критичность к себе и своей
(деятельности) и ее результатам
соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых
воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям
способность самоуправления поведением в соответствии с социальными
нормами, правилами, законами
способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать
эти планы
способность изменять способ поведения
жизненных ситуаций и обстоятельств
собственной
в
психической
зависимости
продукции
от
смены

6. Соотношение нормы и патологии

Уловить переход от нормы к патологии иногда очень сложно,
а на основании оценки лишь одной грани поведения
человека, в отрыве от всего комплекса его психической
деятельности, как правило, вообще невозможно.
Это связано с тем, что граница нормальной и
патологической психической деятельности не похожа на
тонкую линию. Она достаточно широка, и определяющие ее
механизмы имеют большой диапазон функциональных
возможностей.

English     Русский Правила

Что такое социальные нормы?

FutureLearn использует куки-файлы для повышения удобства использования веб-сайта. В настоящее время для этого браузера отключены все файлы cookie, кроме строго необходимых. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.

Многие из этих социальных правил негласны, и если определенное ожидаемое поведение не соблюдается, такой человек считается плохим или больным

© Университет Ковентри. CC BY-NC 4.0

Необычное поведение, отличное от нормы или не соответствующее социальным ожиданиям или требованиям, рассматривается при определении аномалии.

Аномалия в разных культурах

Аномалия иногда описывается как отклонение от социальных норм в обществе. Людей можно назвать ненормальными, если их поведение отличается от того, что принято в качестве норм общества. Однако культуры различаются, и поэтому невозможно установить универсальный набор социальных правил. То, что считается ненормальным в одной культуре, будет совершенно нормальным в другой культуре из-за различного определения социальной нормы.

Социальные нормы — это социальные правила в обществе, многие из которых негласны. Они несут в себе «должность» (Gross 2015). Социальные нормы зависят от контекста и степени поведения и со временем меняются.

Если определенное поведение, которое ожидается, не выполняется, такое поведение считается плохим или нездоровым. Социальные нормы могут меняться со временем и изменять классификацию того, что считается «ненормальным». Например, однополые партнерства до сих пор считаются «ненормальными» в некоторых частях мира. Совсем недавно в 1974, гомосексуальность был классифицирован как психическое расстройство (Faudemer et al. 2015).

Этот диагноз был удален, поскольку отношение общества к гомосексуализму изменилось, поэтому считать его «ненормальным» больше не было социальной нормой для большинства людей в западных странах, таких как Великобритания (Marshall 2017). Как следствие, влечение к представителям своего пола больше не используется в качестве симптома проблемы психического здоровья.

Еще одна проблема с подходом социальных норм к определению аномалии заключается в том, что его можно использовать для облегчения исключения из общества определенных групп людей, считающихся «проблемными» или «нежелательными» (Faudemer et al. 2015). В Советском Союзе в 19В 70-х и 80-х годах политическим нонконформистам, выступавшим против коммунистического режима, регулярно ставили диагноз шизофрения и помещали в психиатрические больницы.

Согласно этому определению, любой, кто нарушает социальную норму, является ненормальным, и, следовательно, это очень сложный способ определения ненормальности.

Ссылки

Фаудемер, К., Хейден, К., Макхейл, К., и Симсон, К. (ред.) (2015)

Психология A-Level: AQA Complete Revision and Practice. Ньюкасл-апон-Тайн: Книги CGP

Гросс Р. (2015) Психология: наука о разуме и поведении. 7-е изд. Лондон: Hodder Education

Маршалл, Л. (2017) «Британское исследование социального отношения: как общественное мнение влияет на политику в Великобритании», Блог LSE Impact [онлайн]. доступно по адресу http://blogs.lse.ac.uk/impactofsocialsciences/2017/01/31/the-british-social-attitudes-survey-how-public-opinion-drives-policy-in-the-uk/ [11th январь 2019 г.]

© Университет Ковентри. CCBY-NC 4.0

Эта статья взята из бесплатного онлайн-ресурса

Определение психического здоровья: краткое введение

Создано

Присоединяйся сейчас

Достигните своих личных и профессиональных целей

Разблокируйте доступ к сотням экспертных онлайн-курсов и степеней от ведущих университетов и преподавателей, чтобы получить аккредитованные квалификации и профессиональные сертификаты для составления резюме.

Присоединяйтесь к более чем 18 миллионам учащихся, чтобы начать, сменить или развить свою карьеру в своем собственном темпе в широком диапазоне тем.

Начать обучение сейчас

Что такое психологические расстройства? | Введение в психологию – Brown-Weinstock

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Понимать проблемы, связанные с определением концепции психологического расстройства
  • Опишите, что подразумевается под вредной дисфункцией
  • Определите формальные критерии, которым должны соответствовать мысли, чувства и поведение, чтобы считаться ненормальными и, следовательно, симптомами психологического расстройства

 

Психологическое расстройство — это состояние, характеризующееся ненормальными мыслями, чувствами и поведением. Психопатология — это изучение психологических расстройств, включая их симптомы, этиологию (то есть их причины) и лечение.

Термин психопатология также может относиться к проявлению психологического расстройства. Хотя консенсус может быть трудным, для специалистов в области психического здоровья чрезвычайно важно договориться о том, какие виды мыслей, чувств и поведения действительно ненормальны в том смысле, что они действительно указывают на наличие психопатологии. Определенные модели поведения и внутренних переживаний легко могут быть названы ненормальными и явно означают какое-то психологическое расстройство. Человек, который моет руки 40 раз в день, и человек, который утверждает, что слышит голоса демонов, демонстрируют поведение и внутренние переживания, которые большинство сочтет ненормальными: убеждения и поведение, которые предполагают существование психологического расстройства. Но подумайте о нервозности, которую испытывает молодой человек, разговаривая с привлекательными женщинами, или об одиночестве и тоске по дому, которые испытывает первокурсник в течение первого семестра колледжа — эти чувства могут проявляться нерегулярно, но они находятся в пределах нормы.
Итак, какие мысли, чувства и поведение представляют собой истинное психологическое расстройство? Психологи работают над тем, чтобы отличить психологические расстройства от внутренних переживаний и поведения, которые являются просто ситуативными, идиосинкразическими или нетрадиционными.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА

Возможно, самый простой подход к концептуализации психологических расстройств состоит в том, чтобы обозначить поведение, мысли и внутренние переживания, которые являются нетипичными, вызывающими стресс, дисфункциональными, а иногда даже опасными, признаками расстройства. Например, если вы пригласите одноклассника на свидание, а вам отказали, вы, вероятно, почувствуете себя немного подавленным. Такие чувства были бы нормальными. Если вы чувствовали себя крайне подавленным — настолько, что теряли интерес к деятельности, испытывали трудности с едой или сном, чувствовали себя совершенно бесполезными и подумывали о самоубийстве, — ваши чувства были бы нетипичными, отклонялись от нормы и могли бы свидетельствовать о наличии психологического расстройства. расстройство. Однако то, что что-то нетипично, не обязательно означает, что оно ненормально.

Например, только около 4% людей в Соединенных Штатах имеют рыжие волосы, поэтому рыжие волосы считаются нетипичным признаком ([ссылка]), но они не считаются беспорядочными, они просто необычны. И это менее необычно для Шотландии, где примерно 13% населения имеют рыжие волосы («Цели проекта ДНК», 2012 г.). Как вы узнаете, некоторые расстройства, хотя и не совсем типичные, далеко не атипичны, и частота их появления в популяции на удивление высока.

Рыжие волосы считаются необычными, но не ненормальными. (а) Исла Фишер, (б) принц Гарри и (в) Марсия Кросс — три рыжеволосых от природы. (кредит a: модификация работы Ричарда Гольдшмидта; кредит b: модификация работы Глина Лоу; кредит c: модификация работы Кирка Уивера)

Если мы можем согласиться с тем, что просто нетипичность является недостаточным критерием наличия психологического расстройства, то разумно ли считать расстройством поведение или внутренние переживания, которые отличаются от широко ожидаемых культурных ценностей или ожиданий? По этому критерию женщину, которая в июле ходит по платформе метро в теплом зимнем пальто и выкрикивает нецензурные выражения в адрес незнакомцев, можно рассматривать как имеющую симптомы психического расстройства. Ее действия и одежда нарушают общепринятые правила, регулирующие соответствующую одежду и поведение; эти характеристики нетипичны.

КУЛЬТУРНЫЕ ОЖИДАНИЯ

Нарушение культурных ожиданий само по себе не является удовлетворительным средством выявления наличия психологического расстройства. Поскольку поведение варьируется от одной культуры к другой, то, что можно ожидать и считать приемлемым в одной культуре, может не рассматриваться как таковое в других культурах. Например, в Соединенных Штатах ожидается ответная улыбка незнакомца, потому что широко распространенная социальная норма требует, чтобы мы отвечали взаимностью на дружеские жесты. Человека, который отказывается признавать такие жесты, можно считать социально неуклюжим — возможно, даже ненормальным — за нарушение этого ожидания. Однако такие ожидания разделяют не все. Культурные ожидания в Японии включают в себя проявление сдержанности, сдержанности и заботу о сохранении конфиденциальности в присутствии незнакомцев. Японцы обычно не реагируют на улыбки незнакомцев (Patterson et al., 2007). Зрительный контакт является еще одним примером. В Соединенных Штатах и ​​Европе зрительный контакт обычно означает честность и внимание. Однако в большинстве латиноамериканских, азиатских и африканских культур прямой зрительный контакт интерпретируется как грубый, конфронтационный и агрессивный (Pazain, 2010). Таким образом, кто-то, кто устанавливает с вами зрительный контакт, может считаться уместным и уважительным или наглым и оскорбительным, в зависимости от вашей культуры ([ссылка]).

Зрительный контакт — один из многих социальных жестов, которые варьируются от культуры к культуре. (кредит: Дзёи Ито)

Галлюцинации (видение или слух вещей, которых нет физически) в западных обществах являются нарушением культурных ожиданий, и человека, который сообщает о таких внутренних переживаниях, легко заклеймят как психически неуравновешенного. В других культурах видения, которые, например, относятся к будущим событиям, могут рассматриваться как нормальный опыт, положительно оцениваемый (Bourguignon, 19). 70). Наконец, важно признать, что культурные нормы меняются со временем: то, что может считаться типичным в обществе в какой-то момент, может перестать так восприниматься позже, подобно тому, как модные тенденции одной эпохи могут вызывать насмешливые взгляды спустя десятилетия — представьте себе. как повязка на голову, гетры и длинные волосы 1980-х выглядели бы сегодня в вашем кампусе.

Копать глубже: миф о психических заболеваниях

В 1950-х и 1960-х годах концепция психических заболеваний подвергалась широкой критике. Одно из основных критических замечаний было сосредоточено на представлении о том, что психическое заболевание — это «миф, который оправдывает психиатрическое вмешательство при социально не одобряемом поведении» (Wakefield, 19).92). Томас Сас (1960), известный психиатр, был, пожалуй, самым большим сторонником этой точки зрения. Сас утверждал, что понятие психического заболевания было изобретено обществом (и учреждениями психического здоровья) для стигматизации и подчинения людей, чье поведение нарушает общепринятые социальные и правовые нормы. Действительно, Сас предположил, что то, что кажется симптомами психического заболевания, правильнее охарактеризовать как «проблемы в жизни» (Szasz, 1960).

В своей книге 1961 года Миф о психических заболеваниях: основы теории личного поведения , Сас выразил презрение к концепции психических заболеваний и к области психиатрии в целом (Oliver, 2006). Основанием для атаки Саса было его утверждение о том, что поддающиеся обнаружению аномалии в структурах и функциях организма (например, инфекции и повреждение или дисфункция органов) представляют собой определяющие признаки подлинной болезни или болезни, и поскольку симптомы предполагаемого психического заболевания не сопровождаются такими поддающимися обнаружению аномалиями. , так называемые психологические расстройства вовсе не расстройства. Сас (1961/2010) провозгласил, что «болезнь или недомогание могут воздействовать только на тело; следовательно, не может быть никакой душевной болезни» (стр. 267).

Сегодня мы признаем крайний уровень психологических страданий, испытываемых людьми с психическими расстройствами: болезненные мысли и чувства, которые они испытывают, демонстрируемое ими беспорядочное поведение, а также уровни дистресса и нарушений, которые они демонстрируют. Это делает очень трудным отрицание реальности психического заболевания.

Какими бы противоречивыми ни были взгляды Саса и его сторонников, они по-разному повлияли на психиатрическое сообщество и общество. Во-первых, неспециалисты, политики и профессионалы теперь часто называют психические заболевания «проблемами психического здоровья», косвенно признавая «проблемы в жизни», описанные Сас (Buchanan-Barker & Barker, 2009).). Также влиятельным был взгляд Саса на гомосексуальность. Сас, возможно, был первым психиатром, открыто бросившим вызов идее о том, что гомосексуальность представляет собой форму психического заболевания или болезни (Сас, 1965). Оспаривая идею о том, что гомосексуальность представляет собой форму психического заболевания, Сас помог проложить путь к социальным и гражданским правам, которыми теперь обладают геи и лесбиянки (Barker, 2010). Его работа также вдохновила на правовые изменения, которые защищают права людей в психиатрических учреждениях и позволяют таким людям в большей степени влиять и нести ответственность за свою жизнь (Buchanan-Barker & Barker, 2009).).

ВРЕДНАЯ ДИСФУНКЦИЯ

Если ни один из обсуждавшихся до сих пор критериев сам по себе не является адекватным для определения наличия психологического расстройства, как можно концептуализировать расстройство? Было предпринято много попыток определить специфические аспекты психологических расстройств, но ни одна из них не является полностью удовлетворительной. Не существует универсального определения психологического расстройства, которое можно было бы применить ко всем ситуациям, в которых предполагается наличие расстройства (Zachar & Kendler, 2007). Однако одна из наиболее влиятельных концепций была предложена Уэйкфилдом (19).92), который определил психологическое расстройство как вредную дисфункцию. Уэйкфилд утверждал, что естественные внутренние механизмы, то есть психологические процессы, отточенные эволюцией, такие как познание, восприятие и обучение, выполняют важные функции, например, позволяя нам воспринимать мир так, как это делают другие, и участвовать в рациональном мышлении, решении проблем. , и общение. Например, научение позволяет нам ассоциировать страх с потенциальной опасностью таким образом, что интенсивность страха примерно равна степени реальной опасности. Дисфункция возникает, когда внутренний механизм выходит из строя и больше не может выполнять свою нормальную функцию. Но наличие дисфункции само по себе не определяет расстройство. Дисфункция должна быть вредной в том смысле, что она приводит к негативным последствиям для человека или для других, если судить по стандартам культуры человека. Вред может включать значительные внутренние страдания (например, высокий уровень тревоги или депрессии) или проблемы в повседневной жизни (например, в социальной или рабочей жизни).

Например, Джанет ужасно боится пауков. Страх Джанет можно рассматривать как дисфункцию, поскольку он сигнализирует о том, что внутренний механизм обучения работает неправильно (т. е. ошибочный процесс не позволяет Джанет правильно связать масштабы своего страха с реальной угрозой, исходящей от пауков). Страх Джанет перед пауками оказывает значительное негативное влияние на ее жизнь: она избегает всех ситуаций, в которых она подозревает присутствие пауков (например, подвал или дом друга), и в прошлом месяце она уволилась с работы, потому что увидела паука в доме. туалет на работе и теперь безработный. В соответствии с моделью вредной дисфункции состояние Джанет будет означать расстройство, потому что (а) имеет место дисфункция внутреннего механизма и (б) дисфункция привела к вредным последствиям. Подобно тому, как симптомы соматического заболевания отражают дисфункции биологических процессов, симптомы психологических расстройств предположительно отражают дисфункции психических процессов. Компонент внутреннего механизма этой модели особенно привлекателен, поскольку он подразумевает, что расстройства могут возникать из-за нарушения биологических функций, управляющих различными психологическими процессами, что поддерживает современные нейробиологические модели психологических расстройств (Fabrega, 2007).

АМЕРИКАНСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (АПА) ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Многие черты модели вредной дисфункции включены в формальное определение психологического расстройства, разработанное Американской психиатрической ассоциацией (АПА). Согласно APA (2013), психологическое расстройство — это состояние, которое, как говорят, состоит из следующего:

  • Значительные нарушения мыслей, чувств и поведения . Человек должен испытывать внутренние состояния (например, мысли и/или чувства) и демонстрировать явно нарушенное поведение, то есть необычное, но негативное, обреченное на провал. Часто такие расстройства беспокоят окружающих человека, который их испытывает. Например, человек, который неконтролируемо озабочен мыслями о микробах, ежедневно часами купается, испытывает внутренние переживания и демонстрирует поведение, которое большинство сочло бы нетипичным и негативным (нарушением) и которое, вероятно, будет беспокоить членов семьи.
  • Нарушения отражают какую-то биологическую, психологическую дисфункцию или дисфункцию развития . Нарушенные паттерны внутренних переживаний и поведения должны отражать какой-то изъян (дисфункцию) во внутренних биологических, психологических и эволюционных механизмах, ведущих к нормальному, здоровому психологическому функционированию. Например, галлюцинации, наблюдаемые при шизофрении, могут быть признаком аномалий головного мозга.
  • Нарушения приводят к значительному дистрессу или инвалидности в жизни . Внутренние переживания и поведение человека считаются отражением психологического расстройства, если они причиняют человеку значительные страдания или значительно ухудшают его способность функционировать как нормальный человек (часто называемые функциональными нарушениями или профессиональными и социальными нарушениями). Например, страх человека перед социальными ситуациями может быть настолько неприятным, что заставляет его избегать всех социальных ситуаций (например, мешать этому человеку посещать занятия или устраиваться на работу).
  • Беспорядки не отражают ожидаемую или культурно одобренную реакцию на определенные события . Нарушения в мыслях, чувствах и поведении должны быть социально неприемлемой реакцией на определенные события, которые часто происходят в жизни. Например, совершенно естественно (и ожидаемо), что человек испытывает сильную печаль и может захотеть остаться в покое после смерти близкого члена семьи. Поскольку такие реакции в некотором роде ожидаемы в культурном отношении, нельзя предполагать, что человек имеет психическое расстройство.

Некоторые считают, что не существует существенного критерия или набора критериев, которые могли бы окончательно отличить все случаи расстройства от отсутствия расстройства (Lilienfeld & Marino, 1999). По правде говоря, ни один из подходов к определению психологического расстройства сам по себе не является адекватным, равно как и нет единого мнения о том, где проходит граница между расстройством и отсутствием расстройства. Время от времени все мы испытываем тревогу, нежелательные мысли и моменты грусти; наше поведение в другое время может не иметь особого смысла ни для нас самих, ни для других. Эти внутренние переживания и поведение могут различаться по своей интенсивности, но считаются расстройствами только в том случае, если они сильно беспокоят нас и/или других, предполагают дисфункцию нормального психического функционирования и связаны со значительным дистрессом или инвалидностью в социальной или профессиональной деятельности.

Резюме

Психологические расстройства — это состояния, характеризующиеся ненормальными мыслями, чувствами и поведением. Несмотря на сложность, психологам и специалистам в области психического здоровья важно договориться о том, какие виды внутренних переживаний и поведения определяют наличие психологического расстройства. Внутренние переживания и поведение, которые нетипичны или нарушают социальные нормы, могут указывать на наличие расстройства; однако каждый из этих критериев сам по себе недостаточен.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts