Сознание в психологии — Психологос
В психологии сознание — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека, наряду с волей, вниманием, эмоциями и памятью.
Сознание в различных психологических школах трактовалось по-разному.
Психология сознания
Элементы сознания – это ощущения, представления, чувствования.
Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики:
- процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств (перцепции)
- активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов (апперцепции).
Структуралисты
В. Вундт и структуралисты искали природу сознания в самом сознании: они пытались разложить его на элементы и построить «химию души» — нечто вроде Периодической системы элементов для сознания. Однако выяснилось, что однозначное решение этой задачи невозможно — прежде всего потому, что выделение элементов сознания зависит от исходной позиции носителей сознания, пытающихся анализировать его содержание. Но даже если бы удалось преодолеть подобные методические трудности, все равно оставалось неясным: как же в сознании образуется новое знание — неужели просто новой комбинацией стандартных элементов?
Функционалисты
Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне». У. Джеймс и функционалисты выводили природу сознания из биологических потребностей организма: сознание нужно, потому что оно полезно, потому что оно решает биологически важные задачи. Им возражали, что без контроля сознания организм иногда действует быстрее и точнее и в целом лучше решает задачи адаптации. При этом У. Джеймс понимал ограниченность возможностей сознания: «Сознание — это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики».
Он же в итоге пришел к выводу, что сознание — не существующая в реальности фикция.Гештальт-психология
Сознание — результат сложных преобразований по законам гештальта. Сложный момент: неясно, Психоанализ, психоаналитический подходкак человек может, по выражению К. Левина, «встать над полем» и иногда действовать даже вопреки ситуации, в которой он находится. Ведь если содержание сознания является однозначным результатом вычислений или иных преобразований физических раздражителей, то какая-либо самостоятельная активность сознания невозможна.
Деятельностный подход в психологии
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
Психоанализ
Сознание — пространство, которое порождается бессознательным и из которого вытесняются элементы, конфликтующие с главенствующим в сознании содержанием.
Бихевиоризм
Сознание — это внутреннее поведение. Внутреннее поведение отличается от внешнего лишь тем, что в этом случае реакции столь слабы, что не могут быть замечены наблюдателем (например, мышление – это речь минус звук).
С другой стороны, в связи с тем, что никаких ясных критериев наличия психики и сознания не существует, бихевиористы отказались всерьез отказались этот предмет, как не соответствующий принципам научного познания.
Гуманистическая психология
К сознанию относились серьезно, как к научному понятию, но описывали его противоречиво. Смотри Ж.-П. Сартр: «Сознание есть то, что оно не есть, и не есть то, что оно есть».
Когнитивная психология
Сознание объясняется логикой процесса познания. Когда-то сознание самостоятельно включается в процесс переработки информации, когда-то оно лишь маркирует, т. е. специальным образом выделяет какую-то часть перерабатываемой информации. В предлагаемых ими конкретных схемах когнитивных процессов сознания, как правило, просто не фигурирует.
Культурно-историческая психология
Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку. «Конечно, жизнь определяет сознание. Оно возникает из жизни и образует только один из ее моментов. Но раз возникшее мышление само определяет или, вернее, мыслящая жизнь определяет сама себя через сознание. Как только мы оторвали мышление от жизни, от динамики и потребности, лишили его всякой действенности, мы закрыли себе всякие пути к выявлению и объяснению свойств и главнейшего назначения мышления: определять образ жизни и поведения, изменять наши действия, направлять их и освобождать их из-под власти конкретной ситуации» (Л. С. Выготский). Высшим психическим функциям «в такой же мере присуща иная интеллектуальная, как и иная аффективная природа. Все дело в том, что мышление и аффект представляют собой части единого целого — человеческого сознания». (Выготский).
Виды сознания человека
Содержание статьи
1. Понятие сознания
2. Свойства сознания
3. Виды сознания
Понятие сознания
Определение 1
Сознанием называют высшую форму отражения реального мира, свойственную людям.
Заключается в обобщении и фокусировке на отражении реальности, используя предварительное мысленное построение образов или действий и предвидении возможных результатов, а также сознательного контролирования поведения личности.
Сознанием можно назвать восприятие окружающей среды и осознанное, осмысленное отношение к людям и вещам, находящимся во внешнем мире.
Понимание сущности сознания среди психологов является неоднозначным. В общем смысле подразумевается отражение действительности на любом уровне физического мира. При этом подчеркивается его взаимосвязь с материей без обнаружения его структуры . В структуру сознания входят такие важные моменты как осознанное отношение к вещам, то есть переживание или конкретное отношение к воспринимаемому субъекту.
Сознание формируется с помощью высшего уровня психики.
Свойства сознания
Сознание обладает следующими свойствами:
- Ограниченностью. Оно охватывает определённое число воспринимаемых субъектов.
- Неоднородностью. Психологи выделяют две области сознания — мутное сознание и ясное сознание с точкой фиксации, находящийся в фокусе ясного сознания.
- Ритмичностью. Некоторые компоненты сознания стремятся к формированию групп элементов, которые взаимосвязаны друг с другом. Это происходит либо непроизвольно либо осознанно управляется вниманием. Благодаря данному свойству объем внимания увеличивается.
Замечание 1
Степень развития сознания зависит от уровня организации мозговой деятельности и формируется в процессе развития мозга, также происходит и противоположный процесс, по мере снижения активности мозговой деятельности угасают и функции сознания.
Процесс осознания всегда связан с мыслительными реакциями и тесно взаимодействует с мозгом. При этом сознание зависит от членораздельной речи, логических обобщений и абстрактных понятий, присущих человеку.
Виды сознания
В психологии различают несколько видов сознания:
Ясное или чистое — адекватное восприятие окружающих событий и людей. Характеризуется:
- активным вниманием;
- развернутым речевым контактом;
- осмысленными ответами на вопросы;
- выполнением необходимых действий;
- самопроизвольным открыванием глаз;
- быстрой и целенаправленной реакцией на любые раздражители;
- сохранностью ориентации в пространстве.
Неясное или помрачение сознания. Характеризуется:
- проявлением равнодушного и безразличного отношения к своему состоянию;
- на заданные вопросы реагирует верно, но с задержкой ответа.
Ступор. Характеризуется:
- плохой ориентацией в окружающем мире;
- при ответах на вопросы реагирует медлительно и вяло, отвечает невпопад;
- может заснуть в процессе разговора;
- в течение дня может впасть в оцепенение.
Отупление. Характеризуется:
- глубоким помрачением сознания;
- человеку свойственно находиться в спячке. При этом вывести из спячки можно громким криком или болевыми воздействиями, но на короткий промежуток времени, затем он снова погружается в спячку.
Кома
. Характеризуется:- полной утратой сознания и глубокой спячкой;.
- человек абсолютно не реагирует на крики, болевые импульсы и и физические касания;
- полностью утрачены рефлексы.
Бред. Данный вид сознания является ложным и человек искажает восприятие своей реальности. Характеризуется:
- сильным нарушением сознания;
- бредовым состоянием.
Галлюцинации. Различают две разновидности галлюцинаций: зрительные искажения и слуховые.
Сообщество экспертов Автор24
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04. 11.2021
4.1 Что такое сознание? — Психология 2e
Цели обучения
К концу этого раздела вы сможете:
- Понять, что подразумевается под сознанием
- Объясните, как циркадные ритмы участвуют в регуляции цикла сон-бодрствование и как циркадные циклы могут быть нарушены
- Обсудите концепцию дефицита сна
Сознание описывает наше осознание внутренних и внешних раздражителей. Осознание внутренних раздражителей включает в себя чувство боли, голода, жажды, сонливости и осознание наших мыслей и эмоций. Осознание внешних раздражителей включает в себя такие переживания, как видение солнечного света, ощущение тепла в комнате и слышание голоса друга.
Мы регулярно переживаем разные состояния сознания и разные уровни осознания. Мы могли бы даже описать сознание как континуум, который варьируется от полного осознания до глубокого сна. Сон — это состояние, характеризующееся относительно низким уровнем физической активности и пониженным сенсорным восприятием, которое отличается от периодов отдыха, возникающих во время бодрствования. Бодрствование характеризуется высоким уровнем сенсорного восприятия, мышления и поведения. Помимо бодрствования или сна, есть много других состояний сознания, которые люди испытывают. К ним относятся мечтательность, интоксикация и потеря сознания из-за анестезии. Мы также можем испытывать бессознательные состояния с помощью медикаментозной анестезии в медицинских целях. Часто мы не полностью осознаем, что нас окружает, даже когда мы полностью бодрствуем. Например, вы когда-нибудь мечтали по дороге домой с работы или учебы, не думая о самой поездке? Вы были способны выполнять все сложные задачи, связанные с управлением автомобилем, даже если не знали об этом. Многие из этих процессов, как и большая часть психологического поведения, уходят своими корнями в нашу биологию.
Биологические ритмы
Биологические ритмы – это внутренние ритмы биологической активности. Менструальный цикл женщины является примером биологического ритма — повторяющейся циклической модели телесных изменений.
Рисунок 4.2 Эта диаграмма иллюстрирует циркадные изменения температуры тела в течение 28 часов в группе из восьми молодых людей. Температура тела повышается в течение всего дня бодрствования, достигая максимума во второй половине дня, и падает во время сна, при этом самая низкая точка приходится на ранние утренние часы.
Этот образец колебания температуры, который повторяется каждый день, является одним из примеров циркадного ритма. Циркадный ритм — это биологический ритм, который длится около 24 часов. Наш цикл сна и бодрствования, который связан с естественным циклом света и темноты в окружающей среде, является, пожалуй, наиболее очевидным примером циркадного ритма, но у нас также есть ежедневные колебания частоты сердечных сокращений, артериального давления, сахара в крови и температуры тела.
Некоторые циркадные ритмы играют роль в изменениях нашего состояния сознания.Если у нас есть биологические ритмы, то есть ли какие-то биологические часы? В головном мозге гипоталамус, расположенный над гипофизом, является главным центром гомеостаза. Гомеостаз — это тенденция поддерживать баланс или оптимальный уровень в биологической системе.
Часовой механизм мозга расположен в области гипоталамуса, известной как супрахиазматическое ядро (СХЯ). Аксоны светочувствительных нейронов сетчатки передают информацию в СХЯ в зависимости от количества присутствующего света, позволяя этим внутренним часам синхронизироваться с внешним миром (Klein, Moore, & Reppert, 19).91; Welsh, Takahashi, & Kay, 2010) (рис. 4.3).
Рисунок 4.3 Супрахиазматическое ядро (СХЯ) служит часовым механизмом мозга. Часы настраиваются с помощью световой информации, полученной через проекции сетчатки.
Проблемы с циркадными ритмами
В целом и у большинства людей наши циркадные циклы совпадают с внешним миром. Например, большинство людей спят ночью и бодрствуют днем. Одним из важных регуляторов циклов сна и бодрствования является гормон мелатонин. Считается, что шишковидная железа, эндокринная структура, расположенная внутри мозга и вырабатывающая мелатонин, участвует в регуляции различных биологических ритмов и иммунной системы во время сна (Hardeland, Pandi-Perumal, & Cardinali, 2006). Высвобождение мелатонина стимулируется темнотой и подавляется светом.
Существуют индивидуальные различия в отношении нашего цикла сна-бодрствования. Например, некоторые люди говорят, что они жаворонки, а другие считают себя ночными совами. Эти индивидуальные различия в циркадных паттернах активности известны как хронотип человека, и исследования показывают, что утренние жаворонки и ночные совы различаются в отношении регуляции сна (Taillard, Philip, Coste, Sagaspe, & Bioulac, 2003). Регулирование сна относится к контролю мозга за переключением между сном и бодрствованием, а также к координации этого цикла с внешним миром.
Нарушения нормального сна
Будь то жаворонок, сова или нечто среднее, бывают ситуации, когда циркадные часы человека выходят из синхронизма с внешней средой. Один из способов, которым это происходит, включает в себя путешествие через несколько часовых поясов. Когда мы делаем это, мы часто испытываем смену часовых поясов. Джетлаг — это набор симптомов, возникающих в результате несоответствия между нашими внутренними циркадными циклами и окружающей средой. Эти симптомы включают утомляемость, вялость, раздражительность и бессонницу (т. е. постоянные трудности с засыпанием или сном в течение как минимум трех ночей в неделю в течение месяца) (Roth, 2007).
Люди, работающие посменно, также могут испытывать нарушения циркадных циклов. Вращающаяся сменная работа относится к графику работы, который меняется от раннего до позднего дня ежедневно или еженедельно. Например, человек может работать с 7:00 до 15:00. в понедельник с 3:00 до 11:00, во вторник с 11:00 до 19:00. в среду. В таких случаях расписание человека меняется так часто, что становится трудно поддерживать нормальный циркадный ритм. Это часто приводит к проблемам со сном и может привести к признакам депрессии и беспокойства. Такой график характерен для людей, работающих в сфере здравоохранения и сферы услуг, и связан с постоянным чувством усталости и волнения, что может сделать кого-то более склонным к ошибкам на работе (Gold et al., 19).92; Прессер, 1995).
Сменная работа оказывает глубокое влияние на жизнь и опыт людей, занятых на такой работе, что ясно показано в историях, представленных в качественном исследовании, в котором изучался опыт медсестер среднего возраста, работавших посменно (West, Boughton & Бирнс, 2009). Несколько опрошенных медсестер отметили, что их график работы влияет на их отношения с семьей. Одна из медсестер сказала:
.Если у вас был партнер, который работает на постоянной работе с 9 до 5 рабочих часов. . . возможность проводить с ними время, хорошо проводить время, когда вы не чувствуете себя абсолютно измотанным. . . это было бы одной из проблем, с которыми я столкнулся. (Уэст и др., 2009, стр. 114)
Хотя нарушения циркадных ритмов могут иметь негативные последствия, мы можем кое-что сделать, чтобы настроить наши биологические часы на внешнюю среду. Некоторые из этих подходов, такие как использование яркого света, как показано на рис. 4.4, облегчают некоторые проблемы, с которыми сталкиваются люди, страдающие от смены часовых поясов или последствий сменной работы. Поскольку биологические часы управляются светом, воздействие яркого света во время рабочих смен и темноты во время отдыха может помочь в борьбе с бессонницей и симптомами тревоги и депрессии (Huang, Tsai, Chen, & Hsu, 2013).
Рисунок 4.4 Подобные устройства предназначены для воздействия яркого света, чтобы помочь людям поддерживать регулярный циркадный цикл. Они могут быть полезны для людей, работающих в ночную смену, или для людей, подверженных сезонным колебаниям освещенности.
Недостаточный сон
Когда людям трудно заснуть из-за работы или требований повседневной жизни, у них накапливается дефицит сна. Человек с дефицитом сна постоянно недосыпает. Последствия недостатка сна включают снижение уровня бдительности и умственной работоспособности. Интересно, что с появлением электрического света количество сна, которое люди получают, уменьшилось. Хотя мы, безусловно, приветствуем удобство освещения в темноте, мы также страдаем от последствий сокращения количества сна, потому что мы более активны в ночное время, чем наши предки. В результате многие из нас спят менее 7–8 часов в сутки и накапливают дефицит сна. Несмотря на огромные различия в потребностях во сне каждого конкретного человека, Национальный фонд сна (n.d.) ссылается на исследования, согласно которым новорожденным требуется больше всего сна (от 12 до 18 часов в сутки), и что это количество снижается до 7–9 часов.часов к тому времени, когда мы стали взрослыми.
Если вы ложитесь вздремнуть и очень легко засыпаете, скорее всего, у вас дефицит сна. Учитывая, что студенты колледжей печально известны своим недостатком сна (Hicks, Fernandez, & Pellegrini, 2001; Hicks, Johnson, & Pellegrini, 1992; Miller, Shattuck, & Matsangas, 2010), скорее всего, вы и ваши одноклассники боретесь со сном. проблемы, связанные с долгами, на регулярной основе. В 2015 году Национальный фонд сна обновил часы продолжительности сна, чтобы лучше учесть индивидуальные различия. В таблице 4.1 показаны новые рекомендации, в которых описывается продолжительность сна, которая «рекомендуется», «может быть уместной» и «не рекомендуется».
Потребность во сне в разном возрасте
Возраст | Рекомендуется | Может подойти | Не рекомендуется |
---|---|---|---|
0–3 месяца | 14–17 часов | 11–13 часов 18–19 часов | Менее 11 часов Более 19 часов |
4–11 месяцев | 12–15 часов | 10–11 часов 16–18 часов | Менее 10 часов Более 18 часов |
1–2 года | 11–14 часов | 9–10 часов 15–16 часов | Менее 9 часов Более 16 часов |
3–5 лет | 10–13 часов | 8–9 часов 14 часов | Менее 8 часов Более 14 часов |
6–13 лет | 9–11 часов | 7–8 часов 12 часов | Менее 7 часов Более 12 часов |
14–17 лет | 8–10 часов | 7 часов 11 часов | Менее 7 часов Более 11 часов |
18–25 лет | 7–9 часов | 6 часов 10–11 часов | Менее 6 часов Более 11 часов |
26–64 года | 7–9 часов | 6 часов 10 часов | Менее 6 часов Более 10 часов |
≥65 лет | 7–8 часов | 5–6 часов 9 часов | Менее 5 часов Более 9 часов |
Стол 4. 1
Недостаток сна и лишение сна имеют серьезные негативные психологические и физиологические последствия Рисунок 4.5. Как упоминалось ранее, недостаток сна может привести к снижению умственной активности и когнитивных функций. Кроме того, лишение сна часто приводит к симптомам, подобным депрессии. Эти эффекты могут возникать как функция накопленного дефицита сна или в ответ на более острые периоды недосыпания. Вас может удивить тот факт, что лишение сна связано с ожирением, повышенным кровяным давлением, повышенным уровнем гормонов стресса и снижением иммунитета (Banks & Dinges, 2007). Лишенный сна человек обычно засыпает быстрее, чем если бы он не был лишен сна. Некоторым людям, лишенным сна, трудно бодрствовать, когда они перестают двигаться (например, сидеть и смотреть телевизор или водить машину). Вот почему люди, страдающие от недосыпания, также могут подвергать себя и других риску, когда садятся за руль автомобиля или работают с опасными механизмами. Некоторые исследования показывают, что лишение сна влияет на когнитивные и двигательные функции так же сильно, если не больше, чем алкогольное опьянение (Williamson & Feyer, 2000). Исследования показывают, что наиболее серьезные последствия лишения сна возникают, когда человек бодрствует более 24 часов (Killgore & Weber, 2014; Killgore et al., 2007) или после повторяющихся ночей, когда он проводит в постели менее четырех часов (Wickens, Хатчинс, Лаук, Seebook, 2015). Например, раздражительность, отвлекаемость и нарушения когнитивных и моральных суждений могут возникать при менее чем четырех часах сна. Если кто-то бодрствует 48 часов подряд, у него могут начаться галлюцинации.
Рисунок 4,5 Этот рисунок иллюстрирует некоторые негативные последствия лишения сна. Хотя когнитивный дефицит может быть наиболее очевидным, недостаток сна негативно влияет на многие системы организма. (кредит: модификация работы Микаэля Хэггстрема)
Количество сна, которое мы получаем, зависит от продолжительности жизни. Когда мы очень молоды, мы спим до 16 часов в сутки. Когда мы становимся старше, мы спим меньше. На самом деле, метаанализ, представляющий собой исследование, объединяющее результаты многих связанных исследований, проведенных в течение последнего десятилетия, показывает, что к тому времени, когда нам исполняется 65 лет, мы в среднем спим менее 7 часов в день (Ohayon, Carskadon, Guilleminault, & Vitiello, 2004).
Новое объяснение сознания
Резюме: Новая теория сознания предполагает, что решения принимаются бессознательно, а через полсекунды они становятся сознательными.
Источник: Бостонский университет
Сознание — это ваше осознание себя и окружающего мира. Это осознание субъективно и уникально для вас.
Исследователь Школы медицины Чобаниана и Аведисяна Бостонского университета разработал новую теорию сознания, объясняющую, почему оно возникло, для чего оно полезно, какие расстройства на него влияют и почему так сложно соблюдать диету (и сопротивляться другим побуждениям).
«Короче говоря, наша теория заключается в том, что сознание развилось как система памяти, которая используется нашим бессознательным мозгом, чтобы помочь нам гибко и творчески представлять будущее и планировать соответственно», — объяснил автор корреспондента Эндрю Бадсон, доктор медицинских наук, профессор неврологии.
«Что совершенно нового в этой теории, так это то, что она предполагает, что мы не воспринимаем мир, не принимаем решения и не выполняем действия напрямую. Вместо этого мы делаем все это бессознательно, а затем — примерно через полсекунды — сознательно вспоминаем о том, что делали».
Бадсон объяснил, что он разработал эту теорию вместе со своими соавторами, философом Кеннетом Ричманом, доктором философии из Массачусетского колледжа фармацевтики и медицинских наук, и психологом Элизабет Кенсингер, доктором философии из Бостонского колледжа, чтобы объяснить ряд явлений, которые нелегко объяснить. понимаемый с предшествующими теориями сознания.
«Мы знали, что сознательные процессы просто слишком медленны, чтобы активно заниматься музыкой, спортом и другими видами деятельности, где требуются мгновенные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то необходимо лучшее объяснение того, что делает сознание», — сказал Бадсон, который также является руководителем отдела когнитивной и поведенческой неврологии, заместителем начальника отдела образования и директором Центра трансляционных когнитивных исследований. Неврология в Бостонской системе здравоохранения по делам ветеранов (VA).
По мнению исследователей, эта теория важна, потому что она объясняет, что все наши решения и действия на самом деле принимаются бессознательно, хотя мы обманываем себя, веря, что сделали их сознательно.
По мнению исследователей, эта теория важна, потому что она объясняет, что все наши решения и действия на самом деле принимаются бессознательно, хотя мы обманываем себя, полагая, что сделали их сознательно. Изображение находится в свободном доступеИтак, мы можем сказать себе, что собираемся съесть одну ложку мороженого, а следующее, что мы знаем, контейнер пуст — потому что наш сознательный разум не контролирует наши действия.
«Даже наши мысли обычно не находятся под нашим сознательным контролем. Из-за отсутствия контроля нам может быть трудно остановить поток мыслей, проносящихся в нашей голове, когда мы пытаемся заснуть, а также почему так трудно сохранять внимательность», — добавляет Бадсон.
Бадсон и его соавторы считают ряд неврологических, психических расстройств и нарушений развития расстройствами сознания, включая болезнь Альцгеймера и другие деменции, делирий, мигрень, шизофрению, диссоциативное расстройство личности, некоторые виды аутизма и многое другое.
Наконец, в их документе представлена дорожная карта того, как клиницисты, преподаватели и отдельные лица могут наилучшим образом улучшить поведение и получить знания, используя клинические и обучающие методы, которые могут быть эффективными для формирования как сознательного разума, так и бессознательного мозга.
При дальнейшем изучении эта работа может позволить пациентам улучшить проблемное поведение, такое как переедание, помочь нам понять, как структуры мозга поддерживают память, и даже дать представление о философских вопросах, касающихся свободы воли и моральной ответственности.
Эти результаты опубликованы в Интернете в журнале Cognitive and Behavioral Neurology.
Финансирование: Эта работа была поддержана грантом NSF BCS-1823795 для EAK и грантом NIH P30-AG072978 для AEB.
Автор: Джина ДиГравио
Источник: Бостонский университет
Контактное лицо: Джина ДиГравио – Бостонский университет
Изображение: Изображение находится в открытом доступе
909.9.9.9.
«Сознание как система памяти» Эндрю Бадсона и др. Когнитивная и поведенческая неврология
Резюме
См. также
Сознание как система памяти
выбрал. Рассмотрим эпизодическую память. Если мы верим, что эпизодическая память развилась исключительно для точного представления прошлых событий, она кажется ужасной системой, склонной к забыванию и ложным воспоминаниям.
Однако, если мы считаем, что эпизодическая память развилась для того, чтобы гибко и творчески комбинировать и переупорядочивать воспоминания о предыдущих событиях, чтобы планировать будущее, то это вполне хорошая система.
Мы утверждаем, что сознание первоначально развилось как часть системы эпизодической памяти — вполне вероятно, что часть, необходимая для гибкого рекомбинации информации.