Понятие способностей в психологии: Понятие способностей и задатков — Logoprofy.ru

Понятие и виды способностей

1.01.2012

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.


Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные – способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности – деятельности. Деятельность – это функциональное взаимодействие человека с действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека Сама же деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности

– графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности – талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, – гениальность (от лат. genius – дух).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты «личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Ключевые слова: Способности

Источник: Еникеев М.И., Общая и социальная психология

Материалы по теме

Структура способностей

Технические способности

Ридецкая О.Г., Психология одаренности

Что такое способности?

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

. ..

Творческие способности

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К….

Взгляд на генезис способностей и одаренности сторонников личностно-деятельностного подхода

Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009

Способности и их природные предпосылки

Общие интеллектуальные способности

Дружинин В. — Психология общих способностей

Понятие о способностях и их природе

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

  1. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
  2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII- XIX вв., отчасти является – употребимым и в настоящее время.
  3. Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. Он-то и предложил третье из перечисленных определений способностей, на которое мы будем опираться. Уточним его, пользуясь ссылками на работы Б. М. Теплова. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой- либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, – писал Б. М. Теплов, – является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.

Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнорефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности – в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т. п.

Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное.

В становлении способностей к общению можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

С психологической точки зрения социальная норма поведения не что иное, как идеально воплощенная в соответствующих знаниях и требованиях способность общаться с людьми, вести себя так, чтобы быть принятым и понятым ими. Усваивая социальные нормы, индивид приобретает способность эффективно взаимодействовать с людьми. В повседневной жизни на привычном для нас языке мы не случайно называем человека, знающего нормы этикета и умеющего следовать им, способным общаться с людьми.

С неменьшим основанием способностями могут быть названы умения убеждать других, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на людей. Что касается умения воспринимать людей и давать им верные оценки, то оно в социальной психологии давно считается способностью особого рода. Более того, на протяжении уже многих лет в специальной литературе активно обсуждается вопрос о врожденности или приобретенности этой способности, а также о возможности ее развития у разных людей.

И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо деятельности, а лишь их удачное сочетание, именно такое, какое для данной деятельности необходимо. Практически нет такой деятельности, успех в которой определялся бы лишь одной способностью. С другой стороны, относительная слабость какой-нибудь одной способности не исключает возможности успешного выполнения той деятельности, с которой она связана, так как недостающая способность может быть компенсирована другими, входящими в комплекс, обеспечивающий данную деятельность. К примеру, слабое зрение частично компенсируется особым развитием слуха и кожной чувствительности, а отсутствие абсолютного звуковысотного слуха – развитием тембрального слуха.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития других способностей, входящих в комплекс, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к человеку, способному ко многим различным видам деятельности.

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Конструирование «мужского» и «женского» в различных этнокультурных средах
  • Влияние темперамента на профессиональную деятельность
  • Понятие психологической нормы
  • Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
  • Биологический пол и гендерная идентичность
  • Самооценка
  • Самооценка
  • Взаимодействие среды и наследственности
  • Этапы развития дифференциальной психологии
  • Пол и асимметрия полушарий

Что такое способности? Понимание индивидуальных различий

Что отличает нас от других? Наши способности? Ключевая стратегия для определения призвания — начать с понимания своих даров, где «дары» определяются очень широко и включают все те аспекты, которые делают вас уникальными. Психологи усердно работали, чтобы определить ключевые аспекты людей, которые важны для понимания индивидуальных различий, и мы измеряем некоторые из них в PathwayU: интересы, ценности, личность и предпочтения на рабочем месте. Атрибутом, который трудно измерить эффективность в системе онлайн-оценки, являются способности.

Осмысление способностей

Ваши способности относятся к вашей «способности выполнять определенные физические или умственные задачи», [1] или «постоянным качествам личности, влияющим на производительность». [2] Способности могут сбивать с толку, потому что их легко спутать с другими схожими характеристиками. Например, способности связаны с общим интеллектом (он же IQ или г ), своего рода суперчертой общих когнитивных способностей.

Способности против общего интеллекта

Однако способности более специфичны, чем общий интеллект; обычно существует от девяти до двенадцати способностей, в зависимости от того, какую систему вы используете, и способности представляют собой группу задач, таких как числовые способности, вербальные способности, пространственные способности и механическое мышление. Хотя способности более специфичны, чем общий интеллект, они не так специфичны, как навыки, которые относятся к узко определенным задачам, таким как, скажем, компьютерное программирование.

Представьте себе пирамиду с общий интеллект вверху, затем от восьми до двенадцати областей широких способностей в средний слой, в основе которого лежит множество специфических навыков. Когда я работал с клиентами с карьерой вопросы выбора, я часто оценивал области способностей в этом среднем слое пирамиды. Почему? Поскольку эти домены способностей обеспечивают уровень информации, которая является достаточно конкретной, чтобы помочь человеку идентифицировать родственника сильные и слабые стороны, и эта информация может быть использована для вывода типов навыков, которым можно легко научиться при достаточной подготовке.

Способности против навыков

Вы можете думать об этом уровне способностей как о «сыром таланте». У вас может не быть определенных навыков в определенной области (скажем, редактура), потому что у вас нет достаточной подготовки или опыта, но если у вас есть высокий уровень способностей, связанных с этим навыком (например, использование языка), вы, скорее всего, выберете достаточно быстро и легко освоить эти навыки, если пройти достаточную подготовку.

Генеральные менеджеры профессиональных спортивных команд постоянно думают о таких вещах: набираем ли мы опытного выпускника колледжа, развившего множество специфических навыков, но который, возможно, уже близок к раскрытию своего полного потенциала, или мы выбираем более молодого , менее отточенный парень, у которого «больше плюсов» и предполагается, что с опытом и тренировками конкретные навыки разовьются в полную силу? Когда дело доходит до принятия карьерных решений, мы направляем людей в те области, которые позволяют им извлечь выгоду из своих сильных сторон.

Модели Способности

Есть несколько модели способностей, но одна из них, которую мы часто описываем, исходит от психолога и эксперт по способностям Джон Кэрролл, опубликовавший в начале 1990-х кульминацию работы всей его жизни и, пожалуй, крупнейшее исследование способностей (действительно, индивидуальные различия вообще) в истории.

Используя информацию из 467 отдельных наборов данных, охватывающих несколько десятилетий, Кэрролл использовал статистический метод, называемый факторным анализом, для определения восьми широких областей способностей. К их модели были добавлены еще два, которых теперь насчитывается десять. Что из этого вы бы назвали своими сильными сторонами?

Fluid Intelligence
  • Способность рассуждать и решать проблемы, связанные с новой информацией или процедурами, с использованием процессов, которые не изучены или не связаны с культурой.
Кристаллизованный интеллект
  • Способность общаться и рассуждать, используя ранее изученную информацию и процедуры.
Количественные знания
  • Способность манипулировать числовыми символами и процедурно рассуждать с количественной информацией; включает математические достижения и знания.
Кратковременная память
  • Способность мгновенно удерживать информацию и эффективно использовать ее в течение нескольких секунд.
Визуальная обработка
  • Способность воспринимать, манипулировать, анализировать и синтезировать зрительные стимулы; включает зрительную память и пространственные отношения.
Обработка слуха
  • Способность воспринимать, различать, анализировать и синтезировать паттерны слуховых раздражителей; включает фонетическое кодирование, память на звуковые образы и способность различать тона.
Обработка Скорость
  • Скорость, с которой информация воспринимается и обрабатывается; включает в себя быструю, автоматическую когнитивную обработку.
Долгосрочное извлечение
  • Способность сохранять информацию в долговременной памяти и точно извлекать ее позже.
Чтение/Письмо
  • Способность точно и эффективно читать и понимать письменный материал, а также писать четко и организованно с соблюдением правил грамматики, пунктуации и орфографии.
Время принятия решения/реакции или скорость
  • Быстрота, с которой задачи средней сложности точно кодируются и обрабатываются в уме; включает простое время реакции и скорость семантической обработки.

Прочие типы Способности

Очевидно, этот список ограничен когнитивными способностями, связанными с мышлением. Есть и другие способности, которые должен включать целостный подход. Например, некоторые способности, которые традиционно не считаются когнитивными по своей природе (например, психомоторная ловкость), и которые являются составными частями других моделей способностей, не включены в список. Кроме того, при оценке своих сильных сторон следует учитывать нетрадиционные аспекты человеческих способностей, такие как эмоциональный интеллект, социальный интеллект, духовный интеллект и ситуационное суждение.

Способности и занятия

Как и в случае с другими аспектами вашей трудовой личности (например, интересами, ценностями и личностными чертами), как только вы получите четкое представление о своих сильных сторонах способностей, вы сможете изучить профессии, требующие этих качеств. способности. Инструмент Career Match от PathwayU предоставляет информацию о том, какие способности требуются для той или иной работы, и является хорошей отправной точкой.

В идеале ваша работа должна предоставлять широкие возможности для проявления ваших способностей. Для многих людей осмысленное использование способностей для продвижения общего блага — это и есть воплощение призвания.


[1] Дик, Б. Дж. (2007). Тесты способностей. В Н. Салкинде (ред.), Encyclopedia. измерений и статистики. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. п. 1.

[2] Из Способности часть модели контента профессиональной информационной сети, который доступен здесь: http://www.onetcenter.org/content.html/1.A?d=1#cm_1.A

Интеллектуальные способности — PubMed

. 2020;173:109-120.

doi: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.

Роберто Колом 1

принадлежность

  • 1 Кафедра биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32958167
  • DOI: 10.1016/В978-0-444-64150-2.00012-5

Роберто Колом. Handb Clin Neurol. 2020.

. 2020;173:109-120.

doi: 10.1016/B978-0-444-64150-2.00012-5.

Автор

Роберто Колом 1

принадлежность

  • 1 Факультет биологической психологии и психологии здоровья, Мадридский автономный университет, Мадрид, Испания. Электронный адрес: [email protected].
  • PMID: 32958167
  • DOI: 10.1016/В978-0-444-64150-2.00012-5

Абстрактный

Интеллект является важнейшей психологической конструкцией для понимания различий в поведении людей. Эта конструкция основана на одном из наиболее часто повторяемых открытий в психологии (положительное многообразие): людей можно надежно упорядочить в соответствии с их когнитивными способностями. Те, кто показывает высокие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют высокие уровни остальных способностей, в то время как те, у кого низкие уровни способности X, с большей вероятностью продемонстрируют низкие уровни остальных способностей. Интеллект характеризуется как общая когнитивная способность, объединяющая более 80 различимых, но связанных способностей. Общепринятое определение гласит, что интеллект — это общая умственная способность к рассуждениям, планированию, решению проблем, абстрактному мышлению, пониманию сложных идей и обучению. Интеллектуальные способности измеряются стандартизированными тестами, показывающими очень надежные и достоверные показатели. Интеллект — очень стабильная психологическая черта, но разные способности меняются в соответствии с разными тенденциями на протяжении всей жизни. Эти средние тенденции, однако, (а) скрывают широкий диапазон индивидуальных различий в скорости изменений и (б) согласуются с тем фактом, что способности демонстрируют управляемые изменения, что согласуется с положительным многообразием. В этой главе представлены примеры традиционной парадигмы тестирования, а также последние разработки, основанные на когнитивной психологии и когнитивной нейронауке.

Ключевые слова: Когнитивная неврология; Когнитивная психология; Интеллектуальные способности; Интеллект; психометрические модели; Стандартизированные тесты.

Copyright © 2020 Elsevier B.V. Все права защищены.

Похожие статьи

  • [Оценка уровня преморбидного интеллекта франкоговорящих].

    Маккиннон А., Маллиган Р. Маккиннон А. и др. Энцефал. 2005 г., январь-февраль; 31 (1 часть 1): 31–43. doi: 10.1016/s0013-7006(05)82370-x. Энцефал. 2005. PMID: 15971638 Французский.

  • Задачи Пиаже и психометрический интеллект: разные или похожие конструкции?

    Риндерманн Х., Лаура Акерманн А. Риндерманн Х. и соавт. Psychol Rep. 2021 Dec;124(6):2795-2821. дои: 10.1177/0033294120965876. Epub 2020 20 октября. Psychol Rep. 2021. PMID: 33076765

  • [Роль имплицитных теорий интеллекта в учебных ситуациях].

    Да Фонсека Д., Кюри Ф., Байи Д., Руфо М. Да Фонсека Д. и др. Энцефал. 2004 г., сен-октябрь; 30(5):456-63. doi: 10.1016/s0013-7006(04)95460-7. Энцефал. 2004. PMID: 15627050 Обзор. Французский.

  • Ковариация способностей к обучению и «рассуждению» у мышей: эволюционное сохранение операций интеллекта.

    Васс С., Денман-Брайс А., Риос С., Лайт К.Р., Колата С., Смит А.М., Матцель Л.Д. Васс С и др. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2012 апр; 38(2):109-24. DOI: 10.1037/a0027355. Epub 2012 19 марта. J Exp Psychol Anim Behav Process. 2012. PMID: 22428547

  • Веретена сна и интеллектуальные способности: эпифеномен или прямая связь?

    Фанг З.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts